Ступени в этих портиках вырублены прямо в камне. Длина портиков северного и южного немного менее, а восточного и западного немного более 68 аршин, а высота, равная с цоколем собора, 1 сажень. Пол их устроен из белого русскольского мрамора, гранита красного финляндского и серого сердобольского. Пространство его 3126 квадратных аршин. Вся стоимость устройства портиков 398 768 р. 28 к. По установке колонн, приступили к возведению стен и столбищ собора. Кладка их производилась кирпичом, с прокладкой в стенах снизу – гранита, а выше – плиты; в столбищах же с прокладкой через 2 1 / 2 аршина гранита до сводов. Четыре коробовые свода, под основание большого купола, начиная от пят (сводов) выведены из прокладной обтесанной плиты через каждые пять рядов кирпича, центр же столбищ исключительно из одной плиты. Стены кладены толщиной 4 аршина. Работа обошлась в 2 505 429 руб. 89 коп. Начиная от гранитного цоколя до самой крыши, высотой 15 саженей, вместо ревельского камня, первоначально предположенного на обшивку собора, стены обложены серым русскольским мрамором. Мрамор этот доставлен с ломок русскольской и тивдийской в Финляндии. Мрамора с ломов этих доставлено было собору 2 024 386 1 / 2 пудов или кубических четвертей аршина на сумму 4 867 317 руб. 57 коп. ассигнациями. Обшивка стен мрамором обошлась в 2 617 512 руб. 89 коп. ассигнациями. Во исполнение высочайшей воли, четыре угла аттика собора над большим антаблементом украшены 8 бронзовыми фигурами (кариатидами) ангелов, провозвестников страшного суда, а выше, на самых углах аттика, поставлены 4 группы ангелов, припавших к подножию светильников, украшенных гирляндами и цветами. Фигуры и группы по моделям г. Витали отлиты гальванопластическим способом на заводе герцога Лейхтенбергского. Окна по сторонам украшены гранитными колоннами на консолях, с карнизом над ними и гальванопластическими украшениями. На южном и северном портиках, вверху над большими входными дверями и по сторонам их – в полукруглых нишах, помещены превосходные барельефы, изображающие события из жизни Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О словах и делах 17.02.2017 10:02:43 Редакционный комментарий Начавшиеся в прошлом месяце в СМИ, социальных сетях, а теперь уже и на стогнах дискуссии о намерении петербургских властей передать под управление Церкви Исаакиевский собор продолжились в феврале. Так сказать, «огни горят горючие, котлы кипят кипучие…». То есть, костры на стогнах еще не горят, слава Богу, а вот котлы, судя по последним заявлениям, в некоторых головах постепенно закипают. Уже поступило в местный суд исковое заявление от двадцати жителей Петербурга, в числе которых и депутаты законодательного собрания города – о законности распоряжения Комитета имущественных отношений (КИО) от 30.12.2016 «Об использовании объекта недвижимости по адресу Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 4 литера А» с приложением, и действий КИО по изданию этого распоряжения. Истцы считают распоряжение о передаче Исаакиевского собора Церкви незаконным и нарушающим право граждан на доступ к культурным ценностям и благоприятную среду обитания. Истцы также полагают, что распоряжение Смольного было издано в отсутствие необходимого заявления со стороны Церкви. Правда, непонятно тогда, от какого заявления с просьбой передать собор Церкви просил Патриарха отказаться Пиотровский? В принципе законодательным истцам можно было бы ответствовать в стиле комментария пресс-секретаря первого лица на протесты против «Матильды». Мол, от чего беспокойство и зачем не работаем, граждане? Фильм еще не снят и говорить пока не о чем. Вот снимут, посмотрим и будем негодовать. Или уже не будем. Так и здесь – депутат Говорухин обещает, что передача собора Церкви займет лет эдак шесть, а за это время … ( ну, повесть о Ходже Насреддине многие читали). Вот тогда и станет понятно, нарушено право граждан на доступ к культурным ценностям или нет. Впрочем, это право и сегодня понимается некоторыми расширительно – вот, к примеру, после митинга на Марсовом поле против передачи Исаакия Церкви некоторыми активистами была произведена «спонтанная акция протеста» внутри собора. Как заявил депутат законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский: «Если бы Динар Идрисов» (видимо, особенно активный борец за право доступа к культурным ценностям православного собора) «предупредил нас о том, что планирует акцию, и я, и Максим Резник, и Оксана Дмитриева настоятельно посоветовали бы этого не делать, чтобы не подставлять людей». По его словам, он не видит в действиях активистов состава преступления. Ну, это нормально. Может, эти добрые люди, насмотревшись по телевизору митингующих против Трампа с нахлобученными на головы анатомическими деталями, тоже подумали «Je suis Pussy Riot»? Что же им за это – двушечку выписывать, что ли? Хотя, если музей станет храмом, последний вопрос может стать нетривиальным – применительно к акционирующим на амвоне или пикетирующим в приделе. Но это – через шесть лет, да.

http://radonezh.ru/analytics/o-slovakh-i...

За полвека в Рускеале добыли больше 200 тысяч тонн мрамора, из которого были возведены замки и дворцы, ворота и обелиски, фонтаны и колонны не только в самом Петербурге, но и в Гатчине, Петергофе, Царском Селе… А в северной столице рускеальским мрамором облицованы стены одного из главных и красивейших зданий города, Исаакиевского собора. Огюст Монферран, создатель собора, сам приезжал в Рускеалу, чтобы следить за добычей камня. Кроме того, камнем из Рускеалы выложены полы Казанского собора, фасад Михайловского замка, подоконники Эрмитажа, обрамление окон Мраморного дворца. Рускеальским мрамором отделаны залы станций «Ладожская» и «Приморская» петербуржского метро. Пол Казанского собора. Фото Avi72/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0 XIX век принес новую архитектурную моду — зодчие теперь предпочитали гранит. Мрамора в Рускеале стали добывать все меньше, а к концу XIX века карьер арендовали предприниматели-финны. Они выстроили там мраморно-известковый завод, на котором стали производить мраморную крошку для штукатурки стен и залива полов. После революции завод оказался на территории независимой Финляндии. Он продолжал работать до 1939 года, до начала советско-финской войны. С 1939 года работы в каньоне приостановили. В сороковых годах Сортавала, а с ней и Рускеала с мраморными каменоломнями несколько раз меняли хозяев: 13 марта 1940 года был подписан мирный договор, по которому к Советскому Союзу отошел весь Карельский перешеек, город Выборг и Приладожская Карелия, в том числе и город Сортавала с поселком Рускеала, а в 1941 году с началом войны между Германией в союзе с Финляндией и СССР финны вернули контроль над городом. 15 августа 1941 года Сортавала была взята финскими войсками. Население города и остатки оборонявшихся воинских частей были эвакуированы на остров Валаам, а оттуда — в тыл. Местечко Кармала, на берегу Хелюльского озера (Кармалан ярви) Бои закончились в августе 1944 года, после чего в Рускеалу стали возвращаться его прежние жители. С осени 1941 года в Сортавалу стали приезжать переселенцы из Финляндии, но в июле 1944 года Красная армия освободила Северное Приладожье от финских войск, и после завершения в сентябре 1944 года советско-финской войны Сортавала снова отошла к СССР. В сентябре финское население вновь эвакуировалось из Сортавалы, а с 1946 года началось восстановление рускеальского мраморно-известкового завода. С 1947 года завод вновь стал давать известь. Позже начал выпускать еще и мраморную крошку, и декоративный щебень, и известковую муку для удобрения полей. Декоративно-облицовочный мрамор из Рускеалы расходился по пятидесяти адресам в различные уголки СССР.

http://sever.foma.ru/ruskeala-izumrudnoe...

О всех замеченных неисправностях, он доносит назначенному от строительной конторы члену ее по искусственной части, или архитектору, а также и самой конторе; перед наступлением же удобного для ремонта времени года представляет надлежащие  сметы.  § 6. Состоящие в ведении коменданта Санкт-Петербургской крепости, старший и два младших часовых ученика, относительно присмотра и содержания башенных часов подчиняются распоряжению архитектора собора, который обязан наблюдать, чтобы механизм часов был надлежащим образом очищаем и смазываем.  § 7. Старший часовой ученик обязан, сверх того, ежемесячно осматривать стропила шпица и пробовать ключом все доступные осмотру болты, не ослабела ли степень завертки гаек. Подобный осмотр должен быть повторяем в присутствии архитектора, после каждой бури или продолжительного сильного ветра.  § 8. Независимо от постоянного надзора архитектора собора и наблюдения члена строительной конторы по искусственной части, или же архитектора ее, установляется в течение 3-х лет, со времени утверждения этого положения, экстренное освидетельствование всего здания два раза в год, весной и осенью, особой технической комиссией, состоящей:  а) из членов искусственной части строительной конторы министерства императорского двора;  б) одного из архитекторов, состоящих в ведении строительной конторы и архитектора собора, и  в) особого техника по назначению главно-управляющего путями сообщения и публичными зданиями.  Примечание. По истечении 3-х лет со времени утверждения этого положения, строительная контора представляет через министра императорского двора на высочайшее утверждение, следует ли, по состоянию сооружения, продолжать это экстренное освидетельствование, по два раза в год, или можно ограничить его одним разом в год, и когда производить его – весной или осенью.   § 9. Комиссия эта свидетельствует:   1) Состояние металлических стропил и обшивки шпица: находится ли ось его в отвесном положении, целы ли все части стропил и гайки болтов достаточно ли подвинчены, скрепления стропил со стенами имеют ли надлежащую степень натянутости, сохранилась ли окраска строн и внутренней поверхности обшивки, и нет ли повреждений или просветов в медной обшивке.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первым в ходе кампании изъятия церковных ценностей в 12 часов ночи 29 апреля 1922 г. был арестован председатель правления «Общества православных приходов Петрограда и его губернии» Ю.П. Новицкий, член правления настоятель Исаакиевского собора прот.Л.Богоявленский и большая часть состава правления. Ю.П. Новицкий и отец Леонид были отправлены в Выборгскую женскую тюрьму. Аресты членов правления продолжались в течение всего мая. Товарищ председателя правления прот.Н.Чуков немедленно организовал помощь заключенным в плане съестных и др. передач в организации защиты в случае суда и т.д. По доходившим от заключенных сведениям, они были арестованы именно как члены правления «контрреволюционной организации». Несмотря на то, что «изъятие» в его соборе прошло «без крови», и было сдано практически все имевшееся серебро, за исключением выкупленных священных предметов, 30 мая настоятель Казанского собора Петрограда, ректор Петроградского Богословского института прот.Н.Чуков также был арестован, по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей»... 31 мая был арестован настоятель Свято-Троицкого собора Измайловского полка прот. Михаил Чельцов. Он не имел никакого отношения к «Обществу православных приходов Петрограда и его губернии», поскольку со своим приходом он в общество не вошел. Более того, как он сам писал, он находился в оппозиции к нему, «...и лично, и принципиально во враждебном настроении», считая почему-то, несмотря на то, что епархиальные советы были ликвидированы повсеместно, что «Общество» содействовало закрытию Петроградского Епархиального совета, председателем которого был он. Так же враждебно относился о. Михаил и к Петроградскому Богословскому институту, в корпорацию которого он не попал, и средствами прихода в его содержании не участвовал. « " Но я ошибся, - писал далее прот. Михаил. - Советской власти нужно было разделаться со всеми более или менее видными священниками. К тому же моя фамилия попалась в одной записке протоиерея Н.К. Чукова, говорившей об одном частном собрании на квартире Аксенова " . О том, как происходило изъятие ценностей у него в соборе, прот. Михаил в своих воспоминаниях совсем ничего не написал, но и он не связывал причину своего ареста с изъятием ценностей».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Над фронтонами портиков, на мраморных тумбах, помещены 4 фигуры евангелистов в сидячем положении, с усвоенными им символическими изображениями и 8 фигур апостолов в стоячем положении с их атрибутами, отлитых из бронзы по моделям г. Витали. Стоимость всех этих фигур, т. е. их модели и отливка из казенной меди 128 152 р. серебром. Крыша собора медная, на железных стропилах, утвержденных на чугунных столбах. Казенной меди на покрытие собственно корпуса собора, портиков, аттика, колоннады, стилобата, фронтонов и проч. и проч. употреблено 19 318 пудов 27 фунтов. Стоимость всей крыши собора, т. е. материал и работа – 501 550 р. 6 коп. Устраивал ее Берд. Большой купол основан на коробовых сводах четырех столбищ  собора, и возвышается круглым, в три сажени толщиной, кирпичным стилобатом, обделанным мрамором. В стене стилобата один над другим проведены два коридора в 4 аршина вышины и 3 аршина ширины каждый. Над стилобатом поставлена знаменитая колоннада, которая окружает башню купола, снаружи обшитую медными листами и окрашенную под мрамор. Первые три колонны подняты были и поставлены на место в конце 1837 года, а остальная 21 колонна поставлена в следующем 1838 году. Поверх колоннады устроен из чугуна и железа перистиль, завершенный бронзовой балюстрадой. Балюстрада эта украшена 24-мя фигурами ангелов с атрибутами, по моделям скульптора Германа, отлитыми из бронзы Бердом и Клодтом. Выше балюстрады на 4 сажени и 1 1 / 2 аршина идет аттик, обшитый медью и окрашенный под цвет мрамора с гранитными пилястрами. Над ним уже золоченая крыша купола. Чтобы, при всей прочности купола, сделать его как можно легчайшим, архитектор Монферран представил проект на построение его из чугуна и железа, вместо кирпича и мрамора, что, по высочайшему повелению, и было приведено в исполнение. Устройство фонарика с позолотой обошлось в 200 000 р. Все же устройство, как крыши вообще, так и пяти куполов с позолотой, балюстрад и прочего, к этому относящегося – из чугуна, а железа и меди, – в 2 445 415 р. 95 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

– Мне никакого контроля не нужно! – сказал он. – Я власти доверяю, у нее есть свой контроль. «И он пояснил ту точку зрения, которая не была ясна до этого. Именно ту точку зрения, что нужно самостоятельное участие Церкви в деле помощи голодающим, но не в качестве гарантии, контроля, а как известный факт для того, чтобы данную задачу облечь в высокоморальный характер, чтобы заставить верующих пожертвовать не только то, что есть в церкви, но, может быть, снять ризы с собственной иконы» 58 . Не совсем понятно, почему Николай Михайлович употребляет в своем рассказе местоимение «мы». Как явствует из показаний Новицкого, тот очень хорошо понимал не только то, чего хотел митрополит, но и то, что добиться исполнения желаемого невозможно. § 6. По свидетельству Егорова: «Было принято решение созвать на следующий день, 11 марта небольшое совещание, какое только успеем». Совещание это проходило на квартире больного Аксенова. Присутствовали: митрополит Вениамин, настоятель Казанского собора Н. К. Чуков, настоятель Троице-Измайловского собора М. П. Чельцов, настоятель Исаакиевского собора Л. К. Богоявленский, Ю. П. Новицкий, И. М. Ковшаров, Н. М. Егоров и другие. «Новицкий и Егоров подробно доложили о произошедшем в комиссии, после чего митрополит обратился к присутствующим с вопросом: «Что делать?» Решили согласиться с мнением митрополита о не прекращении переговоров со Смольным, о вторичном обращении за выяснением недоразумения» 59 . «В заявлении от 5 марта 1922 г. за 372, – писал митрополит Вениамин, – мною было указано, что передача церковных ценностей может состояться только при наличии следующих трех условий: 1 . Что все другие средства и способы помощи голодающим исчерпаны; 2 . Что пожертвованные святыни будут употреблены исключительно на помощь голодающим; 3 . Что на пожертвование их будет дано благословение и разрешение высшей церковной власти... В день подачи мною указанного заявления я был вызван в Смольный, в заседание комиссии по изъятию церковных ценностей... Оглашенный лично мною на означенном заседании текст поданного мною заявления не вызвал никаких возражений по существу...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прерванные на несколько лет строительные работы возобновились по вновь утвержденному проекту. Особенное внимание Монферран уделял фундаментам собора. Архитектор пришел к выводу, что при строительстве на болотистой петербургской почве для такого массивного сооружения, как Исаакиевский собор, необходим сплошной фундамент, равномерно передающий на грунт различной величины нагрузки опорных столбов, стен и портиков. Конструкция фундамента была разработана Монферраном совместно с инженером Бетанкуром. Она явилась новым словом в строительной практике того времени. Вначале копали глубокий котлован, из которого непрерывно выкачивали воду. Одновременно чугунными бабами вбивали в почву пропитанные смолой сосновые сваи длиной более шести метров и диаметром не менее четверти метра. Сваи забивались на одинаковом между ними расстоянии, равном их диаметру, до тех пор пока они не переставали входить в землю. Земля между сваями при этом уплотнялась до твердости камня. Затем сваи нужно было обрезать под один уровень со старыми. С этой целью Монферран предложил прекратить откачивать постоянно прибывающую в котлован воду, а когда она достигла нужного уровня, ее снова откачали и по полученной отметке ровно обрезали новые сваи. После заполнения промежутков между сваями утрамбованным древесным углем вместо деревянных брусьев, обычно применявшихся в таких случаях для равномерного распределения давления на сваи, уложили в два ряда тщательно подогнанные друг к другу каменные плиты на известковом растворе. При такой конструкции фундамента старые и новые части прочно связывались между собой. Всего на Устройство фундаментов потребовалось более пяти лет. Одновременно заготавливались гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора. В распоряжение Комиссии по перестройке Исаакиевского собора были переданы Тивдийские и Рускольские мраморные ломки. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые - в Сердобольском уезде Выборгской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=01555

 В деле соборного архива 1811 года под 17, дарохранительница значится между предметами собора, заслуживающими любопытства и удивления.  Достопримечательны одни венцы собора серебряные, вызолоченные, подложенные алым бархатом. Серебра в них 4 фунта 77 золотников. Они достопримечательны тем, что в них венчался государь император Павел I, в 1773 году 29 сентября с Великой княжной, принцессой Гессен-Дармштадской, Натальей Алексеевной.  Достопримечателен в соборе серебряный ковш, принесенный в дар Казанскому собору в 1836 году 10 июля казанским 3 гильдии купцом Гурием Баташевым. Этот ковш пожалован был предку его, Балахинскому посадскому Григорию Устюжемцеву, императором Петром I. Серебра в ковше 86 золотников.  Между облачениями Казанского собора заслуживают внимания два, устроенные в 1838 году, от высочайшего двора:  Облачение соборное священнослужительское, называемое нешвенным, из драгоценной отличного достоинства золотой парчи, состоящее из 6 целых, тканых или нешвенных риз.  6 епитрахилей с золотой бахромой.  1 палица с золотыми кистями.  4 набедренника с золотой бахромой.  5 поясов.  6 подризников серебряной обьяри с золотыми парчевыми надподолниками и газом.  6 пар поручей.  4 диаконских стихарей тканых цельных.  3 ораря с золотой бахромой.  2 дьяческих стихаря с цельными ткаными оплечьями.  Из такой же парчи одежды на престол и жертвенник главного алтаря.  Напрестольная устроена из серебряной обьяри, наклеенной на папку, складная, состоит из 4 отдельных штук или сторон.  На передней западной стороне посередине вышит золотом крест и кругом его сияние, а по кресту вышиты серебром звездочки. Крест окружен 9 херувимами, крылья которых вышиты золотом, а лица написаны масляной краской, по краям всего поля кругом сделаны накладные облака из голубой объяри с орудиями страданий, вышитыми золотом; сверху серебряное, протянутое косвенно титло с вышитыми словами: I. Н. Ц. I .; с правой стороны титла молоток, два копия и щипцы с левой сосуд полный оцта и два копия, с правой стороны креста: копие, трость с губой и терновый венец, с левой лестница с пеленой, повешенной на ней при снятии с креста Христа Спасителя, а внизу под крестом бичи с рукояткой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

 По окончании курса учения в семинарии был в ней инспектором и учителем латинского языка, а по посвящении в иерея, находился с 1796 года по 1800 год увещевателем подсудимых в разных присутственных местах. С 1803 по 1806 гг. еженедельно по воскресным дням преподавал в Морском соборе катехизис своего сочинения, перевел с латинского языка на российский трактат о Священном писании из богословской системы Феофана Прокопович , с французского на русский четыре книги: «Вопль истины против соблазна мира», «Величие души», «Церковную историю» и «Политику из Священного писания почерпнутую», за которую, по Высочайшему Его Императорского Величества соизволению, получил в награду золотые часы, бархата на рясу и материи на подрясник. 1804 года 4 марта по удостоению начальства всемилостивейше пожалован бархатной фиолетовой камилавкой. 1805 года 8 августа за труды в поучениях определен к этому же собору ключарем с благословением употреблять при священнослужениях набедренник. 1806 года 7 апреля Императорской Российской Академией избран и удостоен в члены ее, а в июне того же года определен в Санкт-Петербургскую духовную консисторию присутствующим. 1809 года 27 января  всемилостивейше пожалован наперсным крестом. 14 сентября определен законоучителем пансионеров, обучавшихся в иезуитском училище, и эту должность исправлял до 1811 года, от которой 6 октября по прошению его уволен. В 1811 году определен благочинным над Воскресенской церковью и ее священнослужителями; в августе месяце того же года за пожертвование тысячи экземпляров разных его трудов и книг в пользу духовных училищ, изъявлена ему благодарность, напечатанная в Санкт-Петербургских Академических Ведомостях. В 1811 году определен цензором над проповедниками и членом цензурного комитета, учрежденного при Санкт-Петербургской Духовной академии и конференции ее, и того же года – членом оспенного комитета по городу Санкт-Петербургу в его уезду. 1814 года 18 мая определен к Казанскому собору местным протоиреем с сохранением при нем всех вышеозначенных должностей и с предоставлением по званию благочинного в ведомство его и Казанского собора. 1815 года 1 апреля  благословлено ему употреблять при священнослужении палицу. 1817 года 21 января  всемилостивейше пожалован кавалером ордена св. Анны 2-й степени. 1818 года 1 сентября определен членом высочайше учрежденной комиссии для приведения в ясность счетов по построению Казанского собора. 1824 года 21 апреля, в воздаяние долговременного и усердного исполнения должности цензора духовных книг, всемилостивейше пожалован знаками ордена св. Анны 2-й степени с алмазными украшениями, а 1825 года 19 января – митрой, за исполнение с отличным усердием обязанности по званию члена комиссии для приведения в ясность счетов по построению Казанского собора. Скончался в 1830 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010