Малахитовые колонны Исакиевского собора отреставрируют Санкт-Петербург, 12 марта 2004 г. Знаменитые малахитовые колонны Исакиевского собора в Санкт-Петербурге нуждаются в серьезной реставрации. Тонкие пластины из полудрагоценного камня, склеенные друг с другом специальной мастикой, осыпаются. Выполнять кропотливую работу по восстановлению выпавших малахитовых фрагментов будут мастера, которые воссоздавали Янтарную комнату, сообщает телекомпания НТВ. Малахитовые колонны Исаакиевского собора, наконец, будут отреставрированы. Для непосвященных не очень понятно, о какой реставрации идет речь. Директор музея-заповедника показывает главную проблему каменного чуда, созданного из уральских самоцветов, - это осыпи. Колонну залепили пластилином. Это было сделано потому, что поставить выпавшие малахитовые детали обратно невозможно. Тонкие пластины из полудрагоценного камня настолько плотно прилегают друг к другу, что рассмотреть стыки можно только при особом освещении. Борис Игдалов осматривает будущий объект реставрации и уже точно уверен, что малахитовые колонны потребуют несколько лет кропотливой работы. Специалисты его мастерской воссоздавали Янтарную комнату. Новая работа по сложности будет сопоставима с непростым ее элементом – флорентийской мозаикой. Только в Исаакиевском соборе речь идет о площади большей в сотни раз. Малахит также необходимо подогнать по рисунку и цвету. Немаловажная составляющая – особая мастика, высыхание которой и привело к осыпи. Малахитовые колонны только производят впечатление монолитных. На самом деле они многослойны, из тысяч фрагментов, приклеенных мастикой к бронзе. Сердцевина колонны – чугун. То, что между малахитом и бронзой образовались пустоты, слышно даже без специальных приборов. В Российском государственном архиве хранятся важные документы, которые раскрывают тайну создания малахитового шедевра: малахит наклеивают на бронзовые тамбуры посредством горячей мастики. Как свидетельствуют документы 1844 года, из дела о посещении государя императора строения Исаакиевского собора, собранный в мозаику малахит испытывали 40-градусной жарой. Мастера-подрядчики давали гарантию и в случае появления дефектов обязались вернуть деньги. Работы обошлись в 3200 рублей серебром. Все бумаги, касающиеся колонн, историки объединили в одно «малахитовое дело». Чертежи и рисунки открывали только часть истины.

http://pravoslavie.ru/9226.html

По учреждению о духовных штатах 1764 г. постановлено: во всех тех городах, в которых Архиереи жительство имеют, ежели есть где два собора, то из них одному оставаться на полагаемых архиерейских штатах т. е. быть кафедральным. (26 Февраля 1764 г. П. С. 3. 12060 п. 14.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 27 Декабря 1867 г штату архиерейских домов и кафедральных соборов положено на ремонт собора, на ризницу и церковные потребности по епархиям – Киевской, Литовской, Волынской, Могилевской, Минской, Подольской, Полоцкой и Рижской – 400 р., Камчатской – 600 р., остальным епархиям- 350 р. (27 Декабря 1867 г. 4 Ноября 1869 г. 1 Мая 1871 г. П. С. 45341. 47634.) Примечание. По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 16 Ноября 1876 г. мнению Государственного Совета, в дополнение к сумме (400 р.), ежегодно назначаемой по сметам ведомства Святейшего Синода, на ремонт Виленского кафедрального собора, начиная с 1 Января 1877 г., отпускается по тысяче рублей на туже надобность. Во всех соборных ризницах драгоценные, редко употребляемые вещи, хранить и содержать от всегда употребляемых особо за печатьми протопопам обще с ключарями и прочих соборных священников, и в те места одним протопопам и ключарям, без прочих соборных священников, не входить; если же когда какие из тех вещей по употреблению нужны будут, то они вынимать, и по отправлении служения тотчас осмотря обратно полагать при всех же их, и снова хранить за теми же печатями; в случае же какой-либо утраты, в тоже время не оказавшиеся, прилежным образом отыскивать, и, в случае не отыскания, не отлагая ни малейшего времени, тотчас о том, каким случаем та утрата учинилась и кто виноват в том, состоит самому Преосвященному представлять. (Указ. 7 Апреля 1775 г.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 22 Октября – 3 Ноября 1864 г. штату расходов С.-Петербургского кафедрального Исаакиевского собора, на содержание внутреннего и внешнего благоустройства здания собора с принадлежащими к нему строениями назначено: 1) на содержание личного состава заведующих наблюдением за зданием собора и строениями его, 2)   на содержание команды сторожей, 3) на вознаграждение лиц, командируемых Академией Художеств для техническо-художественного обозрения храма, 4) на наружное содержание собора, 5) на внутреннее содержание собора и 6) на наем помещений и содержание строений собора, всего – 35,348 руб. (22 Октября – 3 Ноября 1864 г. П. С. 3. 41368.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

© РИА Новости. Алексей Даничев Москва, 25 января. Сенатор Вадим Тюльпанов внёс в Госдуму законопроект, предусматривающий передачу культовых сооружений религиозным организациям только при согласовании с региональными парламентами. Как сообщил Тюльпанов РИА Новости , такой механизм будет способствовать принятию согласованных решений, а также обеспечит соблюдение интересов не только религиозных и государственных организаций, но и граждан. «С учетом накопленного опыта предлагается придать передаче религиозным организациям недвижимого имущества религиозного назначения публичный характер, что позволит в полной мере отразить интересы населения. В связи с этим представляется целесообразным закрепить в федеральном законе участие (в этом процессе) законодательного органа региональной власти», — говорится в пояснительной записке. Предполагается, что региональные парламенты будут участвовать при определении порядка формирования и опубликования плана передачи имущества религиозным организациям. Согласно законопроекту, отсутствие согласования с региональным парламентом может являться основанием для отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного имущества религиозного назначения. На минувшей неделе власти Санкт-Петербурга сообщили о передаче Исаакиевского собора Русской церкви в безвозмездное пользование при сохранении музейно-просветительских функций. Позже они уточнили, что собор передается РПЦ в безвозмездное пользование на 49 лет без смены юридического статуса — его владельцем остается город. Представители РПЦ заявили, что музейные функции собора будут расширены, а вход в собор станет бесплатным. Петицию против передачи Исаакиевского собора в Петербурге в пользование РПЦ подписали около 200 тысяч человек. Действующим федеральным законом предусмотрено, что на региональном уровне уполномоченным органом является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который наделен соответствующими полномочиями. Тем не менее, роль региональных законодательных органов государственной власти в данном процессе не определена. Предлагаемые поправки в закон направлены на устранение данного пробела. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Нет сомнений в том, что деятельность планируемого церковного экскурсионного бюро будет конфессионально маркированной и априори направленной на представителей одной лишь группы интересов. В этом ли доступность, за которую так ратует Министр культуры? Мы в этом сильно сомневаемся. Сомневаемся мы и в том, что, как заявляют некоторые сторонники закрытия музея, «с Исаакиевским собором коллектив музейных работников напрямую не связан». Едва ли можно отрицать, что сохранение Исаакиевского собора – не только здания, но и памяти, знания о нем, – т.е. собора как объекта национального и мирового наследия – это заслуга коллектива музея, трансляция и популяризация этого знания – также дело коллектива. Едва ли не были связаны с Исаакиевским собором те, кто закрашивал его купола в годы Великой Отечественной войны, те, кто в страшные дни блокады Ленинграда жил в подвалах собора, оберегая, сохраняя для будущих поколений музейные предметы, которые не удалось вывезти из города, те, кто восстанавливал памятник долгие годы после войны, те, кто изучал его и рассказывало нем многим поколениям посетителей. Мы думаем, что Исаакиевский собор – это уникальный памятник культуры. Только по недоразумению можно считать таковое суждение антирелигиозным. И общей нашей миссией мы полагаем сохранение этого памятника для последующих поколений. Мы не считаем, что сохранение памятника можно совместить с уничтожением музея. Утверждено на собрании первичной профсоюзной организации и трудового коллектива организации СПб ГБУК «ГМП «Исаакиевский собор»01 февраля 2017 года. Источник Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 30 января, 2017 30 января, 2017 1 февраля, 2017 10 марта, 2024 15 июня, 2023 3 мая, 2023 4 апреля, 2023 3 апреля, 2023 3 апреля, 2023 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/kollektiv-isaakievskog...

Вот от берега отчалила большая лодка с русским флагом. Подъезжает добрый, доступный, услужливый наш вице-консул, русский по происхождению, Владимир Николаевич Тимофеев. Море было в этот день не бурно, а мы все, несмотря па долгое путешествие, чувствовали себя крепкими и бодрыми. Поэтому спуск с парохода и путь до берега для нас не был тревожен. В. Н. Тимофеев принял все меры, чтобы его землякам было хорошо и удобно даже на Турецкой таможне: на ней наши вещи не осматривали. С таможни могучие арабы, нагрузивши на себя и сундуки, и тюфяки, и узелки, как добрые верблюды, понесли вещи наши, кто в греческое подворье, кто в так называемый русский приют, большую часть года занимаемый многочисленной семьей нашего драгомана в Иерусалиме Шейх-Ашири. В этот приют направился и я, с трудом пробираясь вслед за носильщиками по набережной, невообразимо узкой, мусорной, заваленной и товарами, и камнями для строящейся тут новой таможни. Еще хуже пошло дело, когда мы, прошедши набережную, двинулись по улице. Что это была за улица! Никогда в жизни не представлял я себе подобной: представьте себе начинающуюся от набережной узкую, в сажень ширины, каменную лестницу в несколько ступеней. Потом по такой же лестнице, обставленной домами, тянущимися искривленной линией, ведут вас разными извилинами все выше и выше, более чем по двумстам ступеням разной ширины, – это и будет Яффская улица. Эту улицу по ширине и извилинам очень хорошо может напомнить нам вход на колокольню Исаакиевского собора. Только лестницы Исаакиевского собора прочны, правильны, ступени ровные, отличные, а в Яффе ступени трудны для ходьбы, ломаны, неправильны. На этих ступенях круглый день стоит сутолока: здесь видишь и верблюдов, стоящих на стойле рядом с хозяином, и мельницу с ослом, ворочающим камень, и грязного еврея с такою же грязною семьёй, и араба, торгующего съестными припасами и свежими плодами, и нашего мужичка-паломника. Да, не очень-то приятное впечатление получили мы на первых шагах по первой улице Яффской. А тут еще солнце стало палить невыносимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

С 1991-го года в России идет возвращение Церкви уцелевших храмов. В первые несколько лет процесс продвигался с огромными трудностями: нам, православной общественности, приходилось преодолевать инерцию бюрократического аппарата. Потом «в верхах» пришло осознание важности происходящего. Возвращение старых храмов, строительство новых — все это происходило в рамках исторической сатисфакции, было восстановлением справедливости. Но сегодня мы подошли к завершению данного периода нашей жизни. Исаакий служит здесь своеобразной вехой. Что происходит, какая такая смена времен? Это очень важная тема. 25 лет, четверть века, мы решали вопросы своего прошлого. Это был ретроспективный взгляд на самих себя, со своими плюсами и минусами. И вот сегодня мы находимся на переломе — мы прожили эту эпоху и переступаем невидимую границу. Возвращение Исаакиевского собора, как и недавняя установка в Москве памятника князю Владимиру — это символы перехода в будущее. Эти события крепко связаны друг с другом, их перекличка играет огромную роль и в историческом диалоге двух столиц. Немного позднее это двойное событие будет по-настоящему осознано русским народом. Князь Владимир не только крупнейший в истории Руси-России религиозный подвижник, но также государственный деятель и открыватель великой византийской культуры. У него тройная миссия, хотя какая из трех сторон главная, вполне очевидно. Такая же зависимость просматривается и в истории Исаакиевского собора. Это объект религиозный, но также культурный и исторический: недаром он расположен рядом с Синодом и Сенатом. Это символично, это часть российской государственности и русской традиции. Вот эта неразрывная связь духовного и мирского, веры и культуры есть то, что мы в данный момент осознаем и без чего не можем успешно двигаться вперед. Еще недавно мы решали проблемы нашего прошлого, а теперь мы решаем проблемы строительства общего национального будущего. И возвращение Исаакия задает ту веху, с которой мы начинаем христианизацию социокультурного ландшафта.

http://sinfo-mp.ru/aleksandr-shhipkov-na...

© РИА Новости . Алексей Даничев Санкт-Петербург, 15 мая. Санкт-Петербургский городской суд в понедельник оставил без удовлетворения апелляционную жалобу на постановление суда первой инстанции, прекратившего производство по иску о признании незаконным распоряжения городского комитета имущественных отношений, которое позволяет передать Исаакиевский собор в пользование РПЦ, сообщила РИА Новости пресс-секретарь суда Дарья Лебедева. В марте сообщалось, что Смольнинский районный суд Петербурга прекратил производство по этому иску, поданному четырьмя местными активистами, в том числе депутатом городского Заксобрания Борисом Вишневским. Иск был подан к городскому комитету имущественных отношений (КИО) о признании незаконным распоряжения этого ведомства, позволяющего передать Исаакиевский собор в пользование Русской Православной Церкви. Представитель КИО в суде заявил ходатайство о прекращении дела, поскольку оспариваемое распоряжение, по его мнению, не порождает никаких юридических последствий для истцов. " Решение районного суда оставлено без изменений, частная жалоба без удовлетворения " , — сказала Лебедева. Ранее горсуд признал законным отказ Василеостровского районного суда принимать аналогичный иск к рассмотрению. Противники передачи Исаакиевского собора РПЦ оспаривают распоряжение городского комитета имущественных отношений от 30 декабря 2016 года " Об использовании объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, д. 4, литера А " с приложением, а также действия городского имущественного ведомства по изданию распоряжения. По оценке заявителей, действия КИО нарушают их право на доступ и сохранность объекта культурного наследия, а также право на участие в культурной жизни. Заявители считают нарушенным их право на благоприятную среду обитания, которое обеспечивается среди прочего соблюдением законодательства об охране объектов культурного наследия. Судьба Исаакиевского собора взволновала общественность после того, как власти Санкт-Петербурга сообщили о его передаче РПЦ в безвозмездное пользование при сохранении музейно-просветительских функций. Позже они уточнили, что собор передается РПЦ в безвозмездное пользование на 49 лет без смены юридического статуса — его владельцем остается город. Представители РПЦ заявили, что музейные функции собора будут расширены, а вход в собор станет бесплатным. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Таким образом то, что можно было бы сделать в консистории в 10 минут, тянется целые месяца, консистории обременяют перепиской и себя, обременяют и вводят в хлопоты и расходы и благочинных, и духовенство совершенно невинно, Бог знает из-за чьего дела. Жителю С.-Петербурга трудно понять наши порядки и, вообще, горожанин не поймёт их. Чтобы уяснить себе наши порядки разъездов по делам службы, представим это нагляднее. Представим, что какому-нибудь мирному гражданину, живущему своим трудом где-нибудь около Невской Лавры и никогда не помышляющему о судопроизводстве, велено сделать дознание близ института горных инженеров. Ему приказали, — и он, не зная, как и приняться за порученное ему дело, бросает все свои домашние занятия, единственное средство к его существованию, — нанимает извощика и едет до Знаменской гостинницы. Является в гостинницу, там предлагают ему стакан чаю и лёгонькую закуску, но он, не заплативши ни за что денег, требует , чтоб ему наняли извощика до дома Белосельской-Белозёрской. Здесь заезжает в чей-нибудь дом, отрывает хозяина или управляющего домом от дела, и требует , чтобы его довезли до Казанского собора. (О конной железной дороге мы не говорим потому, что они лежат не по всем улицам Петербурга.) Здесь заезжает хоть в дом Корпуса и требует лошадь до Конногвардейской улицы. Там заедет в дом духовенства Исаакиевского собора и требует лошадь до академии художеств. Отсюда требует лошадь до Горного института. Здесь, сделавши своё дело, он требует, чтоб хозяин дома довёз его обратно до академии художеств, оттуда до дома Исаакиевского духовенства, и так далее, — до своей квартиры — к Лавре. В то же время назначают лицу влиятельному, могущему сделать всякому какую-нибудь гадость, произвесть следствие. Лицо это живёт на Обуховском проспекте, положим хоть в доме Жукова, а следствие произвесть нужно около Семёновских казарм. Этот следователь, как начальство, едет уже не так: в счёт подчинённых, своих сослуживцев, нанимает карету и едет на Лиговку в д. Воронина.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-selskog...

Санкт-Петербург, 5 сентября. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» продолжает искать вместе с приходом подходящее время для проведения богослужений, сообщил в среду «Интерфаксу» директор музея Юрий Мудров. «Мы еще работаем на эту тему, и окончательное решение по расписанию не приняли, работаем над новой его моделью. Мы временно пробуем другое расписание, смотрим, насколько оно удачное, не мешает ли кому-то, не будет ли церковная служба мешать туристическому потоку или туристический поток задевать службу. Мы сейчас отрабатываем правильную модель взаимодействия», - сказал Мудров. Он отметил, что утренняя служба сейчас проходит в 9:00, вечерняя - в 17:00, причем вечерняя служба в такое время в отдельных случаях проходила и раньше. «Сейчас утренняя служба идет в 9:00, за полтора часа до начала экскурсий. Пока нас это устраивает. Сейчас туристический сезон меняется, идет некоторое снижение количества туристов. Возможно, в сентябре расписание еще будет меняться. Еще будем смотреть на время воскресных служб, чтобы они не доставляли неудобств туристам и в то же время чтобы мы шли навстречу тем, кто приходит на богослужения. Но пока ни одного замечания ни от туристов, ни от верующих (связанных с изменённым расписанием - ИФ) нет», - добавил директор музея. Говорить об окончательном изменении расписания пока нельзя, подчеркнул Мудров. Ранее на сайте прихода Исаакиевского собора появилось расписание богослужений на сентябрь, согласно которому в сентябре запланировано 26 утренних богослужений в 9:00 и 27 вечерних в 17:00. В конце августа приход Исаакиевского собора сообщил об изменении расписания богослужений в сентябре, объявив, что теперь они будут начинаться в 10:00 и в 17:00. Музей, в свою очередь, сообщил, что его руководство не согласовывало такое время начала богослужений. В пресс-службе музея «Интерфаксу» тогда сообщали, что утренние богослужения планировалось начинать в сентябре в зависимости от дня в 800 или в 9:00, как и в прежние месяцы, вечерние - в 16:00. Для туристов музей будет открываться с 10:30. Позже Мудров сообщил «Интерфаксу», что вопрос с расписанием решается. «У нас лежит два расписания богослужений. Сейчас мы решаем вопрос, как сделать, чтобы было удобно и посетителям, и прихожанам», - отметил Мудров. Ежегодно в Исаакиевском соборе проходит порядка 600 богослужений. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Специалисты отмечали, что в России изготовление мозаик " доведено до такого совершенства, как нигде в Европе " . Своеобразие (несколько, впрочем, неправославного толка) придаёт интерьеру собора витраж " Воскресший Христос " , выполненный в Мюнхене. Он занимает всё запрестольное окно и имеет площадь 28 квадратных метров. К сожалению, при проектировании этого витража было проявлено мало заботы о его пространственном восприятии, и в итоге посетитель видит фигуру Христа рассечённой надвое архитравом Царских врат. На это обратили внимание уже вскоре после освящение собора, а с проведением в храм электрического освещения в 1903 году неблагообразие балки, визуально отделяющей голову Спасителя от тела, стало настойчиво бросаться в глаза. Злосчастный архитрав планировали распилить посередине и присоединить его половины к створам Царских врат, но намерение это осталось невоплощённым: началась Первая мировая война. Иконостас собора декорированный десятиметровыми малахитовыми колоннами, не является вполне каноническим. Росписи тоже расположены не так, как обычно это бывает в православном храме: например, образ " Страшный суд " , традиционно помещаемый на западной стене храма, в Исаакиевском соборе находится прямо над иконостасом. Высота Исаакиевского собора - более ста метров, внутренняя площадь - более четырёх тысяч квадратных метров. Стены собора снаружи облицованы серым русскеальским мрамором, 112 гранитных колонн разного размера украшают здание. Внешний диаметр купола собора - около 26 метров, на его золочение пошло 100 килограммов золота. На баллюстраде купола находятся 24 скульптуры Ангелов и Архангелов. В интерьере собора обильно использованы разные сорта мрамора, малахит, бронза, а также шунгит и алевролитовый сланец, единственные месторождения которых находятся в Карелии. 103 стенные росписи, 52 картины на холсте и 62 мозаики составляют неотъемлемую часть убранства. В ХХ веке собору пришлось пережить немало. Самым тяжёлым периодом в его " биографии " стал 900-дневный период блокады.

http://sobory.ru/article/?object=01555

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010