«Сарон» – долина, идущая по берегу Средиземного моря от Яффы до Кесарии, – которым ассирияне шли в Филистимскую землю, несомненно, весь был потоптан войсками. Ис.33:10 . Ныне Я восстану, говорит Го­с­по­дь, ныне поднимусь, ныне воз­несусь. Ис.33:11 . Вы беремен­ны сеном, раз­родитесь соломою; дыхание ваше – огонь, который по­жрет вас. Ис.33:12 . И будут народы, как горящая известь, как срублен­ный терновник, будут сожжены в огне. Но теперь-то именно, когда надежда на человеческую помощь пропала у иудеев, Сам Господь выступает на защиту Своего народа и возвещает ассирийцам разрушение всех их планов и – погибель. Планы их, все их расчеты и намерения – бессильны, хрупки, как сено и солома. «Ваше дыхание» – точнее: ваша свирепость. «Сожжет», т. е. повредит, погубит. «Народы», т. е. разные народы, входившие в состав ассирийской армии. «Как горящая известь». Раз известка загорелась, ее почти невозможно потушить. «Как срубленный терновник». Точно так же и подожженный костер из терновника потушить невозможно – так быстро огонь пожирает такой сухой материал! Ис.33:13–22 . Этот суд Божий над ассирийцами будет так грозен, что от него придут в ужас и грешники в Иерусалиме. Они готовы бы стоять подальше от этого грозного Судии и не знают, сохранится ли кто целым от гнева Божия. Пророк успокаивает благочестивых, что для них огонь гнева Божия не страшен и что Господь, напротив, даст Иерусалиму безопасность. Он станет Судиею, законодателем и царем Своего народа. Ис.33:13 . Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, по­знайте могуще­с­т­во Мое. «Что сделаю» – в переводе с евр. «что Я сделал». Господь говорит здесь о суде над ассирийцами, как о факте уже совершившемся. «Дальние» – иностранцы, «ближние» – жители Палестины и, прежде всего, Иудеи. Ис.33:14 . Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне по­жира­ю­щем? кто из нас может жить при вечном пламе­ни?» – Ис.33:15 . Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто пре­зирает корысть от при­тесне­ния, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слы­шать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.64:3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ис.64:4 . Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. «Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно ( Втор.10:21 ; Пс.105:22 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис.40:12–13, 17, 22–23, 28 ; Ис.41:22–24 ; Ис.43:9 ; Ис.44:11, 25 ; Ис.45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ( 1Кор.2:9 ). Ис.64:5 . Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?: С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников ( Исх.33:17 ; Исх.34:9 ; Пс.4:8 ; Пс.36:25 ). Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии ( Ис.1:4, 6, 11–15, 21–23 ; Ис.3:9 ; Ис.58:2–5 ; Ис.59:2–3, 12–13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.54:13 . И все сыновья твои будут научены Го­с­по­дом, и великий мир будет у сыновей тво­их. Стихи 13–14 изображают будущее внутреннее благосостояние новозаветной церкви. «И все сыновья твои будут научены Господом». О том, что Господь изольет на новозаветных чад Своих мир и милость и преподаст им благодатные уроки любви, премудрости и благочестия – неоднократно говорится во многих местах Ветхого и Нового Завета ( Ис.44:3 ; Иер.31:33, 34 ; Иез.11:19 ; Иоил.2:28 ; Ин.6:45 ; Деян.2:17 ; 1Сол.4:10 и др.). Ис.54:14 . Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнете­ния, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не при­близит­ся к тебе. «Ты утвердишься правдою». Из 14-го стиха очевидно, что слова Господа обращены к Невесте и Супруге Великого Царя, к Церкви Христовой. Церковь , Невеста Христова, «утвердится правдою». Но не о Женихе ли ее сказано, о Котором пророчествовал Пс.44 и Который есть тот же Еммануил и Отрок Господень: «поспеши, воссядь на колесницу, ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:5 )? «Не о нем ли говорит Исаия: «младенец родился нам... и нарекут имя Ему... Князь мира. Умножению владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». ( Ис.9:6–7 Властов). Ис.54:15–17 . Господь обещает Свою всесильную помощь против всех врагов, имеющих когда-либо ополчиться на Его Церковь . Ис.54:15 . Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружил­ся про­тив тебя, падет. «Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня». Утверждается новая точка зрения на бедствия и страдания церкви: ветхозаветная церковь переживала бедствия, которые, для ее вразумлення, попускал, или даже как бы насылал, на нее Сам Бог ( Ис.1:5–6 ; Ис.2:6 ; Ис.6:10 ; Ис.10:5 ; Иер.7:25–34 ; Иез.8–11 и др.). Новозаветные же страдания – бедствия и гонения – имеют другой источник и иное значение, отчасти раскрытое у Апостола Петра ( 1Пет.4:12–13 ). Ис.54:16 . Вот, Я сотворил кузнеца, который раз­дувает угли в огне и про­изводит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребле­ния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Увлечение внешним блеском государства было заранее осуждено еще Моисеем. И пророк Исаия обличает здесь евреев за то, что они из-за денег готовы стали на все, не отрицая самого права на обогащение (ср. Ос.2:8 ). Ис.2:8 . и наполнилась земля его идолами: они по­кло­няют­ся делу рук сво­их, тому, что сделали персты их. «Идолы» по евр. clilim, т. е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога. Ис.2:9 . И пре­кло­нил­ся человек, и унизил­ся муж, – и Ты не про­стишь их. «Унижением» для человека представляется пророку, конечно, впадение в язычество с его пороками. Ис.2:10 . Иди в скалу и сокройся в землю от страха Го­с­по­да и от славы величия Его. Скалы в Палестине или собственно пещеры, находящиеся в скалах, всегда служили для иудеев местом убежища на случай нападения врагов ( Суд.6:2 ; 1Цар.13:6 ). Пророки Моисей и Илия также укрывались в скалах пред явлением славы Божией ( Исх.33:22 ; 3Цар.19:13 ). «Страх Господень» – это не только уже перед нашествием вражеских полчищ, какие пошлет против своего народа Господь, но и страх пред Самим выступающим в качестве Судии Сущим. Ис.2:11 . Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день. «В тот день» – выражение, сходное с выражением в последние дни ( Ис.2:2 ), но указывающее все-таки на более близкие к пророку времена, как это видно из контекста речи. Ис.2:12 . Ибо грядет день Го­с­по­да Саваофа на все гордое и высокомерное и на все пре­воз­несен­ное, – и оно будет унижено, – «День Господа Саваофа» – день грозного суда Божия (ср. Иоил.1:15 ; Иоил.2 и сл.). Об имени Господь Саваоф см. гл. 1 ст. 9. Ис.2:13 . и на все кедры Ливанские, высокие и пре­воз­носящиеся, и на все дубы Васанские, Ис.2:14 . и на все высокие горы, и на все воз­выша­ю­щиеся холмы, Ис.2:15 . и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, Ис.2:16 . и на все корабли Фарсисские, и на все вожделен­ные украше­ния их. «Кедры» на горах Ливана росли прежде в изобилии. Их вечно зеленый наряд и ветви, распространяющиеся зонтообразно, представляются очень красивыми и величественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.57:12 . Я по­кажу правду твою и дела твои, – и они будут не в по­льзу тебе. Подводя итог всем историческим винам Израиля, этот стих в то же время как бы служит переходом к последующей речи пророка о помиловании Израиля. Ис.57:13–19 . С 13–19 идет мессианское пророчество о духовном Израиле, или о Церкви Христовой, в которую со временем войдут и ближние (евреи) и дальние (язычники). Ис.57:13 . Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? – всех их унесет ветер, раз­веет дунове­ние; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею. Под «сборищем», о котором, как о негодном средстве самообороны и защиты, говорит здесь пророк, естественнее всего, на основании контекста, разуметь здесь тот пантеон божества, который существовал у евреев в эту эпоху религиозного синкретизма. По контрасту с целым сонмом этих пустых и ничтожных божеств, Господь один дает полное торжество всем надеющимся на Него. Ис.57:14 . И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте пре­граду с пути народа Моего. 14 ст. заключает в себе пророчественное приглашение членам новозаветной церкви всячески содействовать и обращению заблужденного Израиля, что еще яснее становится при сличении с новозаветными параллелями ( Рим.9:32–33 ; Рим.11:25 ). Ис.57:15 . Ибо так говорит Высокий и Превоз­несен­ный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушен­ными и смирен­ными духом, чтобы оживлять дух смирен­ных и оживлять сердца сокрушен­ных. В 15 ст. обращает на себя внимание целый ряд эпитетов, прилагаемых к Всевышнему и носящих черты высокого религиозно-нравственного монотеизма: «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, Святый – имя Его.» Как бы по контрасту с этой своей абсолютной святостью и надмирной превознесенностью, Господь особенно любит смиренных и сокрушенных сердцем грешников, о чем, вообще, неоднократно говорит Библия, как Ветхого, так и Нового Завета ( Пс.33:19 ; Ис.66:2 ; Мф.11:29–30 ; Лк.4:18 ; Иак.4:16 ). Ис.57:16 . Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гне­ваться; иначе изнеможет пре­до­ Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворен­ное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Острова будут уповать на Меня». О суде над «островами», об их оправдании и спасении пророк уже подробно говорил выше (см. наши комм. на Ис.41:1, 5 ; Ис.42:4, 10, 12 ; Ис.49:1 ). Ис.51:6 . Поднимите глаза ваши к небесам, и по­смотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасе­ние пре­будет вечным, и правда Моя не пре­станет. «Поднимите глаза ваши к небесам... а Мое спасение пребудет вечным». В этом стихе дано сильное удостоверение непреложности Божественных планов о спасении людей. Оно очень напоминает известное изречение Спасителя: «небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут» ( Мф.5:18 ; Лк.21:33 ). Вместе с тем, в них молчаливо (implicite) дается понять, что имеющее со временем открыться вечное «Царство Божие» носит, по преимуществу, духовный характер; оно не связано безусловными узами с настоящим чувственным миром, а имеет свое собственное самостоятельное значение, так как будет продолжать свое существование и после их уничтожения (ср. Ис.40:8 ; Ис.50:9 ; Мф.24:35 ; 2Пет.3:13 ; Евр.1:11 ; Откр.21 и др.). Ис.51:7–8 . Третье обращение Мессии к Его слушателям, которые на этот раз названы уже овладевшими той правдой, о стремлении к которой говорилось раньше (1 с.). Настоящее обращение переходит, собственно говоря, в утешение или ободрение тех, которые смущались следовать за Рабом, из-за ложного стыда общественного мнения, т. е. того большинства Израиля, которое отвергло Мессию. Ис.51:7 . Послушайте Меня, зна­ю­щие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь по­ноше­ния от людей, и злословия их не страшитесь. «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой». В повторных обращениях пророка к слушателям есть своего рода градация – постепенное восхождение от низшего к высшему: и вот на этот раз он доходит до вершины своей лестницы и говорит к народу, уже знающему «Правду» и носящему закон, написанным на скрижалях его собственного сердца. А этими именами в Священном Писании, обыкновенно, обозначаются уже деятели новозаветного царства – верующие христиане ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Писания находим слова: правда и суд Божии, блаженство и спасение, спасение и мудрость – употребленными как слова одного значения. Так читаем: «Высок Господь, живущий в вышних: Он наполнит Сион судом и правдою и настанут безопасные времена, изобилие спасения, мудрости и ведения» ( Ис.33:5–6 ); далее, – пророки в словах о пришествии Христа Спасителя говорят: «торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроток; ... и Он возвестит мир народам и владычество Его будет от моря до моря» ( Зах.9:9–10 ); «...скажите дщери Сиона, грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» ( Ис.62:11 ). «Из этих сопоставлений следует прямой вывод что явление спасения есть для человека и явление Божественной правды, правосудия, т.е. откровение неизменной (т.е. праведной) воли Божьей, раскрытие неизменного, вечного нравственного закона; Христос здесь называется Спасителем, уже как указатель способа к нравственному преуспеянию человека и цели нравственного совершенства. И подзаконные праведники с наименованием Бога своим Спасителем и ожидали исполнения Божией правды, откровения праведных судов Божиих ( Ис.49:23, 60:16 ), ожидали Того, кто сообщит людям волю Божию, у Кого препоясанием чресел будет правда и препоясанием бедер – истина и земля будет тогда наполнена ведением Господа ( Ис.2:5–9 ). Но это откровение Богом истины людям еще выражается особым библейским понятием: утешение. Истина делает человека свободным и блаженным ( Ис.61:1 ); вера в правду Божию и истину утешает всех сетующих ( Ис.61:2 ), в этом смысле и Спаситель Христос называется радостью для людей ( Лк.2:10–11 ), проповедником лета Господня приятного ( Лк.4:18 ); как открывающий значение земных страданий вообще и, в частности, страданий праведников, одинаково с нечестивыми страдающих вследствие своего греха и общих условий жизни грешного человеческого общества, среди которого живут и праведники. Бог именуется Отцом милосердия и Богом всякого утешения, утешающим в скорби ( Ис.51:12 , 1Кор.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

Бог открывается как защитник бедных, вдов и сирот: к ним Он благоволит по преимуществу. Об этом свидетельствует опыт, к-рый Израиль пережил во время Исхода. На Синае Бог непосредственно после измены избранного народа, возвестив, что Он свободен миловать по Своему изволению кого Ему угодно (Исх 33. 19), утверждает, что Его благость может победить грех без ущерба для Его святости: «Бог (Яхве) человеколюбивый   и милосердый   долготерпеливый и многомилостивый (милость-  ) и истинный (собственно, «верный» -  .- В. Ш.), сохраняющий [правду и являющий] милость   в тысячи родов, прощающий вину и преступление, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину... до третьего и четвертого рода» (Исх 34. 6-7). Бог допускает, чтобы последствия греха падали на грешника до четвертого поколения, и это показывает глубину греха. Но Его милосердие, сохраняющееся нерушимым до тысячных поколений, побуждает Его к бесконечному долготерпению. Наказывая согрешивший народ, Бог и состраждет ему, как только тот с воплем обращается к Нему из глубины своего бедствия (Ос 11. 8 сл.; Иер 31. 20; ср.: Ис 49. 14-15; 54. 7-8). Бог желает, чтобы грешник обратился к Нему (Иер 12. 15; 33. 26; Иез 33. 11; 39. 25; Ис 14. 1; 49. 13). Бог «не вечно будет негодовать» (Иер 3. 12), но Он хочет, чтобы грешник сам сознался в своем лукавстве: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу (Яхве), и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис 55. 7). В Израиле всегда сохраняется уверенность в Божественном милосердии, к-рое выше человеческого: Он «поразил - и перевяжет наши раны» (Ос 6. 1). «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих 7. 18). Так звучит зов псалмопевца, получивший свое самое сжатое выражение в покаянном 50-м псалме: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Пс 50. 3). Милосердие Божие не знает иного предела, кроме ожесточения грешника (Ис 9. 16; Иер 16. 5, 13).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Израиль, избранный и выделенный среди народов, становится личным достоянием Бога, народом священников, «народом святым». По Своей непостижимой любви Бог живет и «идет» среди Своего народа (Исх 33. 12-17). Он является ему посредством облака, ковчега Завета, храма или славы Своей, к-рая сопровождает народ Его даже в изгнании (Иез 1. 1-28): «среди тебя - Святой» (Ос 11. 9). Освящение должно поддерживать завет с Израилем, так же как и народ израильский в Мериве является объектом проявления святости со стороны Яхве, когда он получает воду, несмотря на противление, оказанное Ему (Числ 20. 13). Все деяния на пользу Израиля являются проявлениями Его святости. Связь между святостью и заветом проявляется в титуле «Святой Израилев», по преимуществу встречающемся у прор. Исаии (14 раз в 1-й части и 16 раз во 2-й части книги). Обращение «Святой Израилев» не означает, что Святой принадлежит Израилю. Яхве - Святой Израилев не потому, что он посвящен Израилю, но потому, что Он Сам (по)святил Израиль Себе, и Израиль свят лишь в силу этого посвящения Яхве. У прор. Осии говорится: «среди тебя - Святой» (      Ос 11. 9), и у прор. Иезекииля: «Святой в Израиле» (     - Иез 39. 7). Эта связь, основанная на избрании, подразумевает, что святость, целью к-рой является Израиль, может обратиться и против него, а в нек-рых обстоятельствах в ходе истории Божественная святость была для Израиля проявлением суда. «Свет Израиля будет огнем, и Святой его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день» (Ис 10. 17). Наименование Бога «Святой Израилев» означает прежде всего то, что Яхве остается близко к Израилю. «...Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий,- Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57. 15). Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Вручение скрижалей Закона Моисею. Мозаика мавзолея св. Констанция в Риме. IV в. Святость есть то, что представляет Яхве как Бога, но в то же время Святой Израилев - это Тот, Кто подает Свое слово (Ис 5. 24; 30. 12, 15), Тот, Кто всегда готов прийти на помощь (Ис 31. 1-2; 37. 23; 41. 10 сл.), Чьи благословения настолько очевидны, что язычники будут восклицать: «У тебя только Бог, и нет иного Бога» (Ис 45. 14). Ассоциация термина «святой» с терминами   (спаситель - Ис 43. 3) и   (искупитель - 43. 14; 47. 4; 48. 17; 49. 7) равно хорошо иллюстрирует коммуникативный характер святости. Если Бог -   т. е. близкий родственник, исполняющий право выкупа (искупления), то это означает, что Святой, несмотря на расстояние, отделяющее Его от твари, близок к Своему народу, находится с ним в ближайших отношениях: святость и ревность составляют содержание имени Яхве: «Он Бог святый, Бог ревнитель» (Нав 24. 19).

http://pravenc.ru/text/149441.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010