Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР ИРБАХ [Груз. ] (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), католикос-патриарх Абхазский (Зап. Грузии) (1657-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат. Потомок знатного груз. феодального рода Чолокашвили и арагвских эриставов. Его отец Оман Ирубакидзе-Чолокашвили был сардали (командующим армией) царства Кахети и моуравом (управляющим поместьем) окр. Марткопи; мать Варвара, дочь арагвского эристава, впосл. приняла постриг. В 8-летнем возрасте Николоза отправили в Италию для получения образования: его определили в греч. правосл. духовное уч-ще в Риме, где он проучился 12 лет. Итал. миссионер Джузеппе Мария Дзампи, префект ордена театинцев, проповедовавших в западногруз. княжестве Самегрело (Мегрелия), к-рый был лично знаком с Н. И. и встречался с ним в Грузии в последний период его жизни (в 50-х гг. XVII в.), писал, что Н. И. знал греч., тур., араб., рус., франц., испан. и итал. языки. Дзампи называл его «мудрым философом и ритором» ( Жан Шарден. 1975. С. 141). В Риме Николоз принял постриг с именем Никифор. В 1608 г. он вместе с миссионером патером Гильельмо через К-поль вернулся на родину. Нек-рое время он пробыл в Гурии, затем переехал в Кахети, где занял должность придворного священника при царе Теймуразе I (1606-1616, 1634-1648, царь Картли и Кахети в 1623-1632). В 1613 г., во время опустошительных нашествий на Грузию персид. шаха Аббаса I, побудивших Теймураза I укрыться в Имерети, Н. И. отправился в Иерусалим с целью ознакомиться с жизнью груз. обителей на Св. земле, пробыл там 13 лет и стал настоятелем груз. иерусалимского Крестового мон-ря. В 1626 г. Теймураз I, желая пресечь участившиеся набеги персид. кызылбашей, решил обратиться за помощью к правителям стран Зап. Европы и назначил послом Н. И., поручив ему возглавить секретную дипломатическую миссию в Испании и Италии, целью к-рой было создание антиперсид. коалиции. С помощью Испании Теймураз I также намеревался «прорезать окно» в Европу. Н. И. должен был передать письмо Теймураза I кор. Испании Филиппу IV, в нем груз. царь предлагал королю дружбу и просил о помощи в борьбе против общего врага христианства - шаха Аббаса I; также Н. И. имел письмо-ходатайство Иерусалимского патриарха Феофана III (1606-1644), составленное 1 сент. 1626 г., в к-ром патриарх просил короля помочь «притесненному персами» царю Теймуразу I «или угрозами, или силой» ( Ватеишвили. 1991. С. 83).

http://pravenc.ru/text/2565534.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ [груз. ] (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623). В мцхетском гуджаре 1613 г. З. упоминается как придворный духовник и настоятель в 1613-1623 гг. «придворной церкви» ( Жордания. Хроники. С. 440). В 1614 г., во время нашествия иран. шаха Аббаса I (1587-1629), З. вместе с католикосом-патриархом Грузии Иоанном IX (Авалишвили) сопровождал укрывшиеся в Имерети царские дворы Картли и Кахети. В интересах гос-ва и Церкви З. поддерживал тесные отношения с Римско-католической Церковью. Так, в 1625 г. по согласованию с З. царь Кахети Теймураз I (1606-1648) направил в Зап. Европу послом члена католич. ордена василиан Никифора Ирбаха (Ирубакидзе-Чолокашвили). В 1626 г. папа Римский Урбан VIII в ответ отправил в Грузию миссионеров из ордена театинцев . В 1628 г. в Грузию миссионерами-августинцами Амвросием и Петром были доставлены мощи царицы вмц. Кетеван († 1624), принявшей мученическую кончину в Персии, чему были свидетелями католич. монахи, укрывшие останки в католич. мон-ре в Гоа (Индия) и в Португалии. Царь Теймураз I, сын великомученицы, упокоил мощи святой в Алавердском соборе . Частично сохранилась переписка З. и Теймураза I с папой Урбаном VIII. Так, в письме от 5 янв. 1629 г. Теймураз I описывает бедственное положение Церкви и страны, разоренной персами, к-рые «посеяли всякое горе... унесли с собой не только драгоценную священную утварь, но и все облачения, украшения и даже иконы - и так всячески ограбили храмы». В письме З., посланном вместе с письмом царя, католикос-патриарх дополнительно просит папу выслать облачения и чаши для Грузинской Церкви ( Тамарашвили. 1995). Сохранилось множество документов, выданных З., среди к-рых жалованная грамота о восстановлении во владении кафедрального патриаршего собора Светицховели в Мцхете поместьев Дзегви и Цихедиди (ЦГИАГ. Ф. 1449. Ед. хр. 1760); Зураб Эристави пожертвовал Светицховели принадлежавшее ранее церкви с. Сапурцле, которое «было отнято Мухранскими князьями Теймуразом и Кайхосро» ( Жордания. Хроники. С. 448).

http://pravenc.ru/text/182691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОДИМ (иногда упом. как Никодим I; в миру Цинционис Николай; 1827 - 1910), патриарх Иерусалимский (3/4 авг. 1883 - 30 июля 1890) НИКОДИМ (Мунтяну Николае; 1864 - 1948), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948) НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ (Никола; 2-я пол. XIII в.- после 1329), игумен мон-ря Студеница (ок. 1329), серб. писатель и книгописец-каллиграф НИКОЛАЙ (Андроникашвили, Эндроникашвили), архиеп. Алавердский (алавердели, Амба Алавердский) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (между 1679 и 1683-1695) НИКОЛАЙ (Бэлан) (1882-1955), митр. Трансильванский (1920-1955) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), богослов, церковный публицист

http://pravenc.ru/rubrics/121368_46.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЙХОСРО ГРУЗИН (Картвели) [груз. ] († 1612), сщмч. (пам. груз. 16 июня) Грузинской Православной Церкви. Сведения о нем сохранились в сочинении архиеп. Тимофея (Габашвили) «Посещение святых и других мест восточных» (НЦРГ. H 842, 1742 г.; Q 80, 1753 г.; S 3244, 1753 г.), или «Странствия», где описывается 4-летнее путешествие архиепископа к святыням Афона, К-поля и Иерусалима. Сщмч. Кайхосро. Икона. ХХ в. (частное собрание) Сщмч. Кайхосро. Икона. ХХ в. (частное собрание) Архиеп. Тимофей находился в Иерусалиме с поздней осени 1757 г. до пасхальных праздников 1758 г. Характеризуя одну из фресок груз. Крестового монастыря в Иерусалиме, созданную при настоятеле монастыря (1614-1626; 1643-1649) игум. Никифоре Ирбахе (Ирубакидзе-Чолокашвили), он описывает изображенных на ней 13 груз. мучеников и приводит текст подписи, помещенной под фигурой 3-го святого: «Святой мученик Кайхосро Картвели, который был замучен Аббасом I за иконы (иконопочитание). Короникон 1312» (1612). Сведения об обстоятельствах кончины К. Г. позволяют установить, что он принял мученическую кончину не в Иерусалиме, к-рый не был завоеван иран. шахом Аббасом I, и не в Грузии, т. к. 1-е вторжение Аббаса в Картли-Кахети произошло в 1614 г. Единственно возможным остается предположение, что К. Г. (очевидно, насельник Крестового мон-ря) был замучен в Иране, при дворе шаха, где в то время в качестве заложников находилось много грузин. В сочинении архиеп. Тимофей приводит подписи еще под 4 фигурами груз. святых, изображенных на иерусалимской фреске: 1-й святой - «священномученик Мосе Картвели» (Моисей Грузин); 2-й - «священномученик Мари Картвели» (Мар Грузин); 12-й - «преподобный Нунус, епископ Картвели» (Нон Грузин); 13-й святой - «преподобный Кинд, епископ Картвели» (Киндей Грузин); др. сведений об этих святых нет. В календарь Грузинской Православной Церкви память К. Г. была внесена в нач. 30-х гг. XX в. при католикосе-патриархе всей Грузии Каллистрате (Цинцадзе) с изменением в дефиниции и с указанием ошибочной даты его мученичества: «Среди святых, отца нашего Кайхосро Грузина (1558)» (Календарь. 1938. С. 69).

http://pravenc.ru/text/1319903.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник НИКОДИМ (Милаш Никола; 1845 - 1915), местночтимый священноисповедник (пам. 20 марта), епископ Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист НИКОДИМ (иногда упом. как Никодим I; в миру Цинционис Николай; 1827 - 1910), патриарх Иерусалимский (3/4 авг. 1883 - 30 июля 1890) НИКОДИМ (Мунтяну Николае; 1864 - 1948), патриарх Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (30 июня 1939 - 27 февр. 1948) НИКОДИМ (Латышев Никита Тимофеевич; 1916-1986), архиеп. Московский и всея Руси старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛА (Позднев Петр Алексеевич; 1853-1934), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121236_180.htm...

О церковных деятелях М. известно мало. По сведениям Вахушти Багратиони, настоятелем мон-ря был архимандрит ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 337). В грамоте 1619 г. о вступлении некоего Мхитара в крепостную зависимость к еп. Тбилисскому Николаю среди свидетелей акта упомянут метехский прот. Евстафий ( Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 11). Из приписок к рукописи 146 иерусалимского Крестового монастыря известен Никифор, сын Омана Чолакадзе, «бывший настоятель Метехи в Тбилиси и нынешний иеромонах Крестового монастыря» ( Цагарели. 1888. С. 188-189). Никифор Ирбах (Ирубакидзе-Чолокашвили) был настоятелем монастыря М. в 1629-1640 гг. ( Беридзе и др. 1969. С. 15). С восшествием на престол Картли омусульманенных Багратиони положение мон-ря М. резко ухудшилось. Царь Ростом (1632-1658) обнес М. стеной, превратил церковь в укрепленную крепость и в Исани поставил иранский гарнизон ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 439). Одновременно дарственной грамотой 1658 г. он подтвердил имущественные и иммунные права Светицховели на М. и принадлежащее ей с. Крцаниси (ныне район Тбилиси) ( Жордания. Хроники . 1897. Т. 2. С. 472-473). Вскоре М. пострадала от удара молнии. Царь Картли Вахтанг V (Шах-Наваз) (1658-1676) отремонтировал церковь и преобразовал ее в пороховой склад ( Dubois de Montp é reux. 1839. P. 228; Шарден. 1975. С. 320). Царь Картли Ираклий I (1688-1703) передал М. персам, богослужение в М. прекратилось, и мон-рь пришел в полное запустение ( Dubois de Montp é reux. 1839. P. 228; Вахушти Багратиони. 1973. С. 337; Шарден. 1975. С. 320). Католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Доментий IV (Багратиони) (1705-1741) преподнес в дар М. образ Божией Матери; на иконе был изображен сам католикос-патриарх в коленопреклоненной молитве перед Богоматерью ( Иоселиани. 1936. С. 27). По-видимому, он же пожертвовал М. кипарисовую доску, исполнявшую роль клише для изготовления просфор; согласно надписи, доска была сделана в 1740 г. «трудом и иждивением» Иасе, сына ксанского эристава, «по приказу святого и блаженнейшего патриарха всей Грузии Доментия». На доске были изображены фигуры Спасителя, Пресв. Богородицы, жен-мироносиц, равноап. Марии Магдалины, прав. Иосифа Аримафейского, прав. Никодима, а также 4 евангелистов, «все надписи и рисунки рельефные и притом вырезаны обратно, как это бывает на печатях» ( Такаишвили. 1897. С. 213-216). Несмотря на попытки католикоса-патриараха Доментия IV, богослужение в М. в этот период так и не было возобновлено.

http://pravenc.ru/text/2563070.html

НЕКРЕССКАЯ ЕПАРХИЯ Некресская епархия (кон. V/нач. VI в.- 1811, с 1995; с 17 окт. 2002 по 2009 - Некресско-Эретская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Некреси НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат НИКОЗИ муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии НИКОЗСКАЯ ЕПАРХИЯ (2-я пол. V или нач. VI в. 11, с 1995 Никозская и Цхинвальская) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой в мон-ре Никози НИКОЛАЙ (Андроникашвили, Эндроникашвили), архиеп. Алавердский (алавердели, Амба Алавердский) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (между 1679 и 1683-1695) НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф НИКОЛАЙ (Чолокашвили), архиеп. Алавердский (1695-1731) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви НИКОЛАЙ V католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1479-1488), 1-й предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) после разделения Грузии НИКОЛАЙ VIII (Багратиони), свт. (пам. груз. 18 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский; 1584-1589) НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_8.html

599-600 600-602 НИКИФОР мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. в ст. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские НИКИФОР мч. Коринфский (пам. 31 янв., 10 марта; пам. греч. 5 апр.; пам. зап. 25 февр.) - см. в ст. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион, Папий мученики Коринфские НИКИФОР Петрович Зайцев (1884-1942), мч. (пам. 8 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 602-603 НИКИФОР (10-е гг. XVII в. - 30-е гг. XVII в.), подвижник благочестия, ученик прп. Елеазара Анзерского 603-604 НИКИФОР (ок. 1680 - 1751), митр. Молдавский, предстоятель Молдавской митрополии в юрисдикции К-польской Церкви 604-607 607-608 НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви 608-609 609-610 610-611 611-612 612-614 614-621 621-627 627-629 НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк 629-639 639-640 640-641 640-641 641-642 642-643 647-648 648-649 НИКИФОР ВЛЕММИД (1197/98 - ок. 1272), визант. богослов, полемист, ученый, церковный и общественный деятель 649-654 НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы 654-660 НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца 660-666 НИКИФОР ИРБАХ (Ирубакидзе-Чолокашвили Николоз; приблизительно 1585-1658), настоятель груз. Крестового монастыря в Иерусалиме (1643-1649); известный политический деятель и дипломат 666-668 668-673 НИКИФОР КАЛЛИСТ КСАНФОПУЛ (50-70-е гг. XIII в.- ок. 1335), визант. церковный историк, агиограф, поэт, гимнограф, писатель

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

В 1635 г. настоятелем К. м. был Макарий; в 1642 г. в обитель приехал католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Максим I (Мачутадзе) , он оставался здесь до конца жизни. Еп. Тимофей (Габашвили) видел его фресковое изображение в К. м., однако к приезду Цагарели фрески уже не было ( Цагарели. 1888. С. 64-65). К. м. при архим. Никифоре Ирбахе; деятельность патриарха Иерусалимского Досифея II Нотары Последний подъем К. м. пережил в настоятельство архим. Никифора Ирбаха (Ирубакидзе-Чолокашвили) (1622-1626, 1643-1649). Сын кахетинского вельможи и дочери арагвского эристава, он владел неск. языками, путешествовал по Азии, Европе, Африке, изучал риторику, философию, участвовал в дипломатических миссиях кахетинского царя Теймураза I к различным государям Европы и Азии ( Цагарели. 1888. С. 66, 183). В Иерусалиме архим. Никифор впервые побывал в 1614-1626 гг., затем уехал в Грузию, был настоятелем мон-ря Метехи, в 1643 г. вернулся в Иерусалим ( Мамиствалишвили. 2002. С. 32, 36). Архим. Никифор особенно сблизился с патриархом Феофаном IV, который, по нек-рым данным, хотел назначить его своим преемником. Греч. клир Иерусалимской Церкви не допустил перехода патриаршей власти в «чужие» руки; архим. Никифор достаточно негативно представлен в греч. историографии. Ктитор Гавриил Патарадзе, архидиакон Драндский у ног апостолов Петра и Павла. Роспись кафоликона. 1643 г. Ктитор Гавриил Патарадзе, архидиакон Драндский у ног апостолов Петра и Павла. Роспись кафоликона. 1643 г. В 1643-1649 гг. Феодором (Ревишвили), экономом мон-ря Илией, насельниками иером. Марком, Евсевием, диак. Павлом при финансовой поддержке архим. Никифора (6 тыс. аслан), царя Левана II Дадиани и его супруги Нестан-Дареджан (2 тыс. аслан) и др. груз. вельмож обитель была отреставрирована (восстановлены купол, алтарь и иконостас), фрески значительно поновлены диак. Григорием (Гавриилом), было создано неск. икон. Сведения об этом сохранились в колофонах «Поминальной книги» ( Чичинадзе. 1904. С. 93; Метревели. 1962. С. 66-67; Вирсаладзе.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Мцхетский католикос-патриарх Иоанн IX (1612-1617), к-рый сопровождал укрывшегося в Зап. Грузии кахетинского царя Теймураза I, вывез с собой часть драгоценной церковной утвари и передал ее на хранение католикосу-патриарху Зап. Грузии (Абхазскому) Малахии II (Гуриели ; 1616-1639) ( Качарава. 2002). Католикос-патриарх Иоанн IX скончался в изгнании, ценности Светицховели в Мцхету были возвращены при Мцхетском католикосе-патриархе Захарии (Джорджадзе ; 1623-1632). Однако убытки Церкви оставались настолько большими, что Теймураз I и католикос-патриарх Захария через посланника Никифора Ирбаха (Ирубакидзе-Чолокашвили) просили у Римского папы Урбана VIII пожертвовать им церковные облачения и необходимую утварь для совершения богослужения ( Тамарашвили. 1995. С. 221). С 1632 по 1744 г. Картли управляли принявшие ислам цари из династии Багратиони, что значительно уменьшило роль католикоса-патриарха в гос-ве. При 1-м царе-мусульманине Ростоме (1632-1658), воспитанном в Иране, усилилось влияние персид. культуры, насаждались персид. обычаи. По словам царевича Вахушти, христ. нравы были позабыты ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 439, 453-455). В 1642 г. часть груз. феодальной знати устроила против Ростома заговор, в нем принимал участие католикос-патриарх сщмч. Евдемон I (Диасамидзе ; 1632-1642). Заговор был раскрыт, Ростом наказал всех участников, но с особой жестокостью расправился с предстоятелем, повелев сбросить его с башни (Там же. С. 422). Ночью христиане похоронили тело католикоса-патриарха в тбилисской церкви Анчисхати. В том же году Ростом, следуя советам приближенных, поставил на католикосский престол Христофора II (Урдубегисдзе-Амилахвари ; 1642-1660), кандидатуру к-рого утвердил шах Сефи (1629-1642). Также шах назначил предстоятелю ежегодное жалованье ( Хубуа. 1949. Т. 1. С. 10). Такая субординация сохранялась до сер. XVIII в. Груз. летописец Бери Эгнаташвили писал, что Христофор II «был человеком великодушным, но больше походил на мирянина, чем на духовное лицо» ( Бери Эгнаташвили.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

  001     002