«В то время»: см. прим. к Мф.3:1 .– «Ирод»: так называемый Ирод Антипа, сын Ирода, прозванного великим, при котором родился Христос ( Мф.2 ) и который умер вскоре по Р. Хр. Этот Ирод Антипа, по смерти отца своего и по его завещанию, утвержденному в Риме, владел Галилеею и Переею (см. прим. к Мф.2:15 ), с титулом тетрарха, или четверовластника. Титул тетрарха означал первоначально собственно правителя четвертой части округа, занимаемого Палестиной или иудейскою нацией; в более обширном смысле он прилагался вообще к правителю какой-либо части страны. Антипа был правитель слабый, сластолюбивый и беспечный. – «Услышав молву об Иисусе»: в своей резиденции Тивериаде, лежавшей в тех пределах, где Христос творил так много чудес и где слава о Нем давно уже распространилась, Ирод доселе ничего не слыхал о великом учителе и чудотворце. Это представляется довольно странным, и в объяснение сего предполагали некоторые, что он в то время или путешествовал в Рим, или был в походе против арабского царя Ареты; но ни того, ни другого нельзя подтвердить историей. Вероятнее объяснение Златоуста: «Евангелист не без намерения означает время, но дабы ты увидел суетность и небрежность государя, который о делах Христовых узнает не вначале, но по прошествии немалого времени. Ибо люди, облеченные властью и величием, мало уважая такие вещи, поздно узнают о них» (ср. Феофил.). – «Служащим при нем»: «придворным» (Злат., ср. 1Цар.16:17 ; 1Мак.8:6,8 ). – «Он воскрес из мертвых»: есть основания предполагать (ср. Мк.8:15 с Мф.16:6 ), что Ирод Антипа принадлежал к секте саддукейской, которая не верила в воскресение мертвых, и слова его, что Иоанн воскрес из мертвых, не противоречат этому мнению, а только более объясняют характер Антипы. «Ирод боится умершего Иоанна, даже от страха любомудрствует о воскресении... Мне кажется, что сказанное Иродом внушено и честолюбием и страхом, ибо душа, не управляемая разумом, часто вмещает в себе смесь противоположных страстей» (Злат.). Люди с слабым характером и слабыми убеждениями, под влиянием страха, смущаемые нечистою совестью, часто признают возможным то, что в теории отвергают как невозможное, как нелепость. Ирод боялся Иоанна, потому что умертвил его против своей совести, считая сам его за святого и за пророка ( Мк.6:20 ). Смущенная совесть его и представила, что эта невинная жертва его безумия восстала из гроба, чтобы наказать его. Может быть, к таковым мыслям располагала его и молва народная, видевшая во Христе пришедшего Илию или кого-либо из древних пророков ( Лк.9:7 и дал.). – «И потому» – что он не обыкновенный человек, но восставший из мертвых, «чудеса делаются им» ( δυ’ναμεις – силы: ср. Мф.13:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Закрыть Двуликий монарх Иудеи 04.04.2011 784 Время на чтение 15 минут Рождество Христово - это историческое событие, имевшее пространственно-временное измерение. Когда Евангелие говорит о Рождестве Спасителя, речь идёт о конкретном месте на земле - Вифлееме Иудейском - и о конкретных исторических лицах - кесаре Римской империи Августе, сирийском наместнике Квиринии, иудейском царе Ироде I Великом... На личности последнего мы хотим остановиться подробно. Разговор об этом уникальном монархе поможет нам отчётливей представить атмосферу той эпохи, в которую воплотился Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. Личность Ирода Великого полна противоречий. В христианской литературе царь Ирод предстаёт чуть ли не воплощением антихриста. Также и еврейские хронисты его просто открыто ненавидят за свойственный его политике коллаборационизм. С другой стороны, этот монарх, пробывший у власти 33 года, вошёл в историю как Великий. На протяжении своего правления он расширил владения Иудейского царства, оставив после себя уникальные образцы искусства и шедевры архитектуры. Однако до сих пор за ним прочно сохраняется репутация беспощадного тирана, которую он приобрёл благодаря резне и массовому убийству младенцев в Вифлееме Иудейском. Зарождение Иродианский династии Более 135 лет правила на Святой Земле династия, основанная Иродом I Великим. Имена Иродов, которые в таком количестве встречаются в литературе по истории, способны даже запутать - Ирод I Великий, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп, Ирод Агриппа I, Ирод царь Халкиды и Ирод Агриппа II. Все они принадлежат к генеалогическому древу иудейского монарха Ирода Великого. Основные биографические сведения об Ироде Великом мы имеем благодаря Иосифу Флавию - еврейско-римскому историку, который, в свою очередь, черпал информацию у Николая Дамасского - советника и личного придворного историка Ирода. Ирод ( [Hordos]) был сыном перешедшего в иудаизм правителя Идумеи Антипатра и аравитянки Сипры (Кипры), принцессы из набатейской Петры (современная Иордания). Отец Ирода Великого занимал должность премьер-министра Иудеи, которой в то время формально управлял Гиркан II Иоханан. Именно во времена гражданской войны приверженцы Гиркана открыли ворота Иерусалима римским войскам. Но спустя некоторое время римляне перестали видеть в слабом Гиркане самостоятельного главу Иудеи, способного собирать налоги в пользу императора. И предложение премьер-министра Антипатра, в прошлом личного друга Юлия Цезаря, поставить собственных сыновей Ирода и Фазаэля наместниками в Галилее и Иерусалиме было воспринято положительно. Мало того, с этого предложения начинается будущая Иродианская династия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь на понедельник 3й седмицы по Пасхе Май 8ое 2011 Проповедь на понедельник 3й седмицы по Пасхе Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В прошлый понедельник мы размышляли над евангельским чтением о первом чуде, которое совершил Господь Иисус Христос на свадебном пиршестве в Кане Галилейской, претворив воду в вино. Напомню, что инициатором того чуда явилась Матерь Божия. Тогда ко Христу еще никто не обращался, потому что Он только вышел на проповедь и не успел явить Себя миру, как чудотворец. Но ходатайство Божией Матери вносит коррективу в планы Спасителя. Он являет Свою Божественную силу и, как говорит евангелист Иоанн Богослов, уверовали в Него ученики Его после этого чуда. И, конечно, не только ученики. Несомненно, слуги, которые наливали в кувшины воду, а черпали оттуда уже прекрасное вино, которого у хозяев никогда не было, рассказали, кто повелел им наполнить кувшины водой, и что из этого получилось. Вести вообще очень быстро распространяются среди людей, и тем более вести, как бы мы сейчас сказали, сенсационные, когда произошло нечто, из ряда вон выходящее. И весть о чуде в Кане Галилейской быстро распространилась по всей Палестине. Что, кстати, видно уже из сегодняшнего евангельского чтения об исцелении сына царедворца. Спаситель вновь приходит в Кану Галилейскую и, как-то зная, что Он там, к Нему навстречу спешит царедворец из Капернаума. Царедворец – это придворный царя Ирода Антипы, видимо, высокопоставленный чиновник. Ирод Антипа это один из трех сыновей печально известного царя Ирода Великого. Ирод Антипа был правителем Галилеи. Территория Галилеи это северная область Палестины, она как раз включала в себя такие города, как Назарет, где Христос провел тридцать лет Своей жизни, Капернаум, Кана, Тивериада. Кстати, Тивериада, этот город Ирод Антипа и построил, и назвал его в честь императора Тиверия на берегу Галилейского моря, почему оно и стало называться озером Тивериадским. Кстати, это не море, это и есть озеро, просто иудеи называли его морем.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Глава 14 1–2. Тревоги Ирода Антипы. – 3–12. Казнь Иоанна Крестителя. – 13–21. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. – 22–33. Утишение бури на озере. – 34–36. Возвращение в землю Геннисаретскую. Мф.14:1 .  В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе (Ср. Мк.6:14 ; Лк.9:7 ). В этом и следующем стихах евангелист помещает то, что должен был бы поместить после 12-го стиха, если бы рассказывал в порядке времени, потому что слова 2-го стиха Ирод мог произнести уже после того, как Иоанн был казнен. «Молва об Иисусе» и замечание Ирода служат для евангелиста поводом припомнить об обстоятельствах казни Крестителя, о которых еще не было рассказано в Евангелии. Оба другие евангелиста рассказывают о тревогах Ирода гораздо позже, чем Матфей. При этом последовательность рассказа у Марка одинакова с Матфеем, но у Луки совсем нет рассказа о казни Крестителя. Евангелист Лука ограничивается только замечаниями по поводу его смерти, сходными с замечаниями Матфея, но с тем различием, что (как и Марк) влагает слова о воскресении Иоанна из мертвых в уста не самого Ирода, а окружающих его лиц, Ирод же только повторяет мнения о Крестителе, высказанные ими. В существенном же сообщения синоптиков об этом предмете сходны. «В то время» здесь, как и во многих других местах, неопределенное обозначение времени. Марк и Лука относят события ко времени после посольства апостолов ( Мф.10:5 ), вследствие которого молва о Христе сильно распространилась. «В то время услышал Ирод (дословно) слух ( τν κον) об Иисусе». Это был Ирод Антипа, родной брат Архелая и сын Ирода I, избившего вифлеемских младенцев, родившийся от Малфаки самарянки. Часть царства Ирода, назначенная Антипе во втором завещании его отца (в первом он был назначен царем), была Галилея и Перея, где он был утвержден Августом в достоинстве тетрарха. Он был женат на дочери арабского царя Арефы, которую отверг из-за Иродиады. Имя Ирод было первоначально чисто личным, но потом перешло к двум сыновьям Ирода, Ироду Боэту и Ироду Антипе, а потом к царю Агриппе I и другим младшим членам Иродова дома. Слово «тетрарх» по-гречески следует читать τεραρχης, а не τετρρχης, т.е. без элизии первого a (см. Бласс, Gram., § 28, 8). Вместо этого точного титула ( Лк.3:1, 19 , Лк.9:7 ; Деян.13:1 ; Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 8, 1; XXIII, 2, 3) Антипе дается в народной речи, как и другим правящим Иродам, еще неточный титул «царя» ( Мф.14:9 ; Мк.6:14, 22 ). Подобная же неточность встречается и у иудейского историка Иосифа Флавия («Иудейские древности», XVIII, 4, 3; «Жизнь», 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И. Крылов Глава III Рождению Господа нашего Иисуса Христа в земный мир предшествовало рождение Предтечи Его Иоанна; так и вольной смерти Господа долженствовала предшествовать смерть Иоаннова, дабы как на земле Иоанн проповедывал людям пришествие Христово, так и заключённым во аде душам Святых Праотцев принёс радостную весть о скором сошествии во ад Искупителя рода человеческого. Христос пострадал и умер за грехи всего человечества. Предтеча Его страдальчески умер от беззакония Царя Ирода. Вот как это было: Царь Ирод, называемый Антипа, был женат на дочери Аравийского Царя Арефы. Прожив с нею уже не малое время, прельстился он красотою своей невестки Иродиады, жены брата Филиппа, и воспылал к ней беззаконною страстию, по желанию самой Иродиады, прогнал законную жену свою и вступил в непозволенный союз с женою брата, который, как говорят, был жив. Но ежели бы Иродиада, и не имела уже мужа, то закон Иудейский не позволял бы жениться на ней Ироду, потому что у Иродиады было от Филиппа дочь. А Иудейский закон повелевал брать за себя после брата жену только тогда, когда брат не оставил детей. И так Ирод против всех законов взял себе в жёны Иродиаду, жену живого брата своего, как хищник, прелюбодей и кровосмеситель. Такого беззакония не стерпел ревнитель закона Божия, изобличитель грехов человеческих, проповедник покаяния Иоанн Креститель. Он в лице и при всех обличал Ирода в прелюбодеянии и похищении жены брата своего, и говорил ему прямо: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Ирод, не снеся обличения повелел взять Иоанна и посадить в темницу. Более же Ирода злобилась на Иоанна Иродиада, и хотела немедленно убить его, но не могла. Сам Ирод воспрещал то исполнить, и берёг заключённого от жены, желавшей смерти Иоанновой. Ирод почитал Иоанна, как мужа праведного и Святого; он прежде с наслаждением слушал его, и по словам Иоанновым поступал во многом, как надобно доброму Царю, и теперь боялся выдать его на убиение. Но прельщённый женщиною, боялся уже более народа, нежели Бога, потому что весь народ чтил и любил Иоанна как пророка, и узнав о убиении его, мог взбунтоваться против Ирода. Иоанн и в темнице продолжал обличать Ирода в беззакониях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пророческое служение Иоанна Крестителя По тому, как общество реагирует на пророческий голос, можно судить о его моральном состоянии. И серьезно больно то общество, в котором пророку зажимают рот, заточают его в тюрьму, гонят или пытаются уничтожить. 7 июля, 2009 По тому, как общество реагирует на пророческий голос, можно судить о его моральном состоянии. И серьезно больно то общество, в котором пророку зажимают рот, заточают его в тюрьму, гонят или пытаются уничтожить. После второго посещения Иерусалима Господь возвращается в Галилею. Как уже говорилось, то был очень насыщенный событиями период земной жизни Спасителя: избрание апостолов и направление их на проповедь, наиболее дивные чудеса, поразительно емкие и богатые по содержанию притчи, обращенные к простому народу, неслыханные доселе откровения о Царстве Божием… Однако в это же время совершается одно мрачное событие, о котором повествует Евангелие. Казалось бы, напрямую не связанное с жизнью Спасителя, оно имеет определенное отношение и к Нему, и к Его апостолам. Ирод Антипа, правитель Галилеи, сын того самого Ирода, который повелел избить вифлеемских младенцев во дни Рождества Христа Спасителя, умерщвляет Иоанна Крестителя. Ирод идет на эту крайнюю жестокость потому, что Иоанн Креститель неустанно обличал галилейского правителя в беззаконном сожительстве с женой его родного брата Филиппа, который также был правителем нескольких областей, примыкавших к Галилее. За это свидетельство о правде, столь неприятной для Ирода, Иоанн Креститель был отправлен в темницу. Вот как повествует об этом евангелист Марк: «Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им… Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.

http://pravmir.ru/prorocheskoe-sluzhenie...

Первая светская власть, с которой пришлось считаться христианству, была власть правителей еврейского народа. По смерти Ирода Великого (за 4 года до Р. X.) его владения были поделены, как сказано выше, между тремя его сыновьями, Филиппом, Иродом Антипой и Архелаем. Филиппу достались главным образом земли по ту сторону Иордана до границы царства набатейского; Антипа получил север – Галилею, Десятиградие и Перею; Архелай центр и юг – Самарию, Иудею и Идумею. Архелай был скоро (6 г. по Р. X.) устранен и заменен римским прокуратором. Филипп сохранил свою тетрархию, как тогда говорили, до самой смерти, до 34 г.; Антипа пережил его, но в конце концов был в свою очередь смещен (39 г.). Владения Филиппа, присоединенные одно время (34–37 гг.) к провинции Сирии, были пожалованы Калигулой (37) внуку Ирода Великого Ироду Агриппе, который в 39 г. наследовал тетрархию Антипы и добился в конце концов, что ему передали и область прокуратора с Иерусалимом и окрестными странами. Царство Ирода Великого было таким образом восстановлено. Все эти государи упоминаются на первых страницах истории христианства, но они в общем имели мало отношения к нарождающейся церкви. Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, играл лишь второстепенную роль в страстях Христа. Незаметно, чтобы он или его брат Филипп беспокоили последователей Евангелия, которые могли находиться во владениях каждого из них. Сам Агриппа стал враждебен к ним только по занятии иерусалимского престола. Там было местопребывание главного врага, еврейского священнического сословия, влияние которого безраздельно господствовало в великом национальном совете или синедрионе, подобном сенатам греческих городов. Эта, до известной степени муниципальная (городская), власть распространялась лишь на провинцию, подчиненную прокуратору. В мелких иудейских государствах и тем более в странах, подчиненных другим правителям, как Дамаск, влияние синедриона могло быть лишь нравственным и религиозным. Но даже в своей собственной области эта власть не была неограничена. Так в Иудее один лишь прокуратор имел jus gladii (право приговаривать к смертной казни), и он не всегда был расположен служить орудием ненависти священников. Оттого-то казни были так малочисленны: кроме самого Иисуса, история упоминает только св. Стефана, Иакова Заведеева и Иакова брата Господня, с которыми поступили решительно. Священники наверстывали зато на менее суровых мерах – бичевании и заключении в тюрьму.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Разделы портала «Азбука веры» Толкование на евангельское чтение от Марка, глава 6, стихи 14–29 В истории казни Иоанна Крестителя, о которой повествует святой евангелист, пред нами рисуется трагическая фигура Ирода, убийцы Великого Пророка. Это не был Ирод, избивший младенцев в Вифлееме, в тщетной надежде погубить Иисуса. Тот, как мы знаем, умер еще во время пребывания святого семейства в Египте. Ирод, убивший Иоанна Крестителя, был так называемый Ирод Антипа четвертовластник, или тетрарх Галилеи, человек, быть может, не столько порочный, сколько слабый по характеру. Совершенное преступление терзало его. Он не мог забыть Иоанна. Только вследствие своей слабохарактерности не угрызения совести испытывал он, а непреодолимое чувство боязни. Кровавый призрак обезглавленного Пророка преследовал его. Когда он услыхал о Господе, о Котором в народе шли горячие споры, его первая мысль, навеянная испугом, была, что это воскрес убитый Иоанн. В лице вновь появившегося Пророка он боялся найти мстителя за пролитую кровь, и эта боязнь была тем сильнее, что он вполне сознавал несправедливость казни Крестителя. Несмотря на суровые обличительные речи Иоанна, направленные против Иродиады и тетрарха, последний в глубине души уважал своего обличителя, ибо знал, что он – муж праведный и святой. Поэтому, даже заключив его в темницу по настоянию Иродиады, он берег его, с удовольствием слушал его и много делал по его совету. Когда Соломия, дочь Иродиады, потребовала от него голову Иоанна Крестителя, правитель опечалился. Как же случилось это? Как допустил Ирод это убийство? Как мог дойти он до такого состояния, что вопреки своим сердечным склонностям принужден был согласиться на страшное требование Соломии и по ее приказанию отрубить голову Пророку? Попробуем заглянуть в эту темную душу и проследить, как постепенно назревало здесь преступление, вызванное страстью, и как разгоралась и укреплялась сама страсть. Выяснить законы развития порока и страсти для нас очень важно, ибо в душе каждого человека они действуют приблизительно одинаково, и на примере Ирода мы можем выяснить условия наших собственных падений.

http://azbyka.ru/v-duxovnoj-borbe-net-pu...

Хронологическая Таблица (приблизительная) Апостольской Истории (ср. Хронологическую таблицу Евангельской Истории, в приложении к третьей книге Толкового Евангелия) Годы События Деяния св. апостолов Послания св. апостолов От основания Рима Дионисиево летосчисление Тиверий – император римский, Ирод Антипа – тетрарх галилейский, Филипп – тетрарх трахонитский. Прокуратор Иудеи – Понтий Пилат, первосвященник иерусалимский – Иосиф Каиафа Апрель Явления Господа ученикам по воскресении в продолжение 40 дней и вознесение Его Избрание нового апостола на место Искариота Первая христианская Пятидесятница: сошествие Св. Духа, проповедь ап. Петра, крещение 3000 человек 783–790 Исцеление ап. Петром хромого от рождения и проповедь его по сему случаю Первое гонение на апостолов со стороны Иерусалимского синедриона: заключение их под стражу, допрос в синедрионе и освобождение их Анания и Сапфира Второе гонение на апостолов от синедриона: заключение их в темницу, чудесное освобождение, допрос в синедрионе, совет Гамалиила, бесчестье, нанесенное апостолам Поставление первых христианских диаконов Между тем: Тетрарх Филипп умер Проконсул Сирии Вителлий отсылает Пилата в Рим для ответа перед императором и Пилат заточен в Вене, или Виенне, в Галлии; тот же проконсул отнимает сан первосвященника у Каиафы и ставит на место его Ионафана, сына Анана (Анны) Вместо Тиверия на императорский римский престол вступает Кай Калигула Агриппа 1-й, сын Аристовула и Вереники (внук Ирода В.), назначается царем северной части Палестины На место первосвященника Ионафана встает брат его, другой сын Анана, Феофил Прокуратор Иудеи – Марулл Жестокости Савла в отношении к христианам, рассеяние верующих из Иерусалима Проповедь диакона Филиппа в Самарии, отправление туда Петра и Иоанна, Симон волхв Обращение Филиппом-диаконом евнуха, вельможи цари Эфиопской Путешествие гонителя Савла в Дамаск и обращение его к Христу Христианская проповедь Савла в Дамаске и удаление его в Аравию Тетрарх Ирод Антипа лишен власти и послан в заточение. Проконсул Сирии Петроний

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 3 Зач. 9-е. Иоанн Предтеча и Креститель Христов и его проповедь. Читается в навечерие Богоявления. Лк.3:1 . В пятое же нáдесяте лето владычества тивéриа кéсаря, обладáющу понтийскому пилáту Иудéею, и четвертовлáствующу Галилéею Ироду, Филиппу же брáту егó четвертовлáствующу итурéею и трахонитскою странóю, и лисáнию Авилиниею четвертовлáствующу, (В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,) То обстоятельство, что еванг. Лука так точно обозначает время явления Предтечи, показывает, что это явление имеет важное значение в Евангельской истории. С другой стороны, св. евангелист хотел чрез это изобразить то состояние мира, при каком имело совершиться искупительное служение Иисуса Христа роду человеческому – что Иудея уже была в то время римской провинцией и т. и. Тиверий был сыном и преемником Римского императора Октавия Августа, в правление которого родился Иисус Христос. 15-й год правления Тиверия падает на время, когда Иоанну Предтече было 30 лет, – возраст, с которого, по закону, евреи могли вступать в общественную службу. Понтий, по прозванию, Пилат был пятым правителем (прокуратом, игемоном) Иудеи со времени присоединения ее к Римской империи. Получил он власть от Тиверия в 26 году по Р. Христове. Ирод (Аптипа), как равно и Филипп, были сыновья Ирода великого, царя Иудейского. После смерти Ирода, по его воле и по приказанию Римского императора Августа, из детей его Архелай получил в управление Иудею, Самарию и Идумею; Ирод Антипа – Галилею и Перею; Филипп – Ватанею, Трахонитиду, Авранитиду и др. Итурея – область на востоке, за Иорданом, древний Галаад; название ее произошло от Иетура, одного из сыновей Измаила ( Быт.25:15 ). Трахонитская страна (область) лежала рядом с Итуреею, к северо-востоку от нее. Четвертовластвующу (был четверовластником). Название четверовластник первоначально означало правителя четвертой части известной страны или области, но затем стало означать вообще правителя. Авилиния, – это была Сирская область, на северо-востоке Галилеи; так называлась она от главного города в ней Авилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010