Если 1-й канон положен, примерно, с ирмосом на 8, а второй без ирмоса на 6, то она окончится пред стихом: Дондеже пройдут, с надписью: «на 6» Пред этим стихом нельзя петь ирмосы второго канона, потому что они не положены; пропевши же стих: Дондеже пройдут, надобно петь тропарь второго положенного канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока окончится вся песнь. Если же первый канон положен с ирмосом на 6, а второй без ирмоса на 8, то в 1 каноне 1 песнь окончится пред стихом с надписью: «на 8». Тогда потщашася...: после этого стиха надобно тропарем начать второй канон и петь стих и тропарь, стих и тропарь и т.д. до конца. 6) Когда положено петь более двух канонов на 14, ирмосы по 2 указывается брать также из одного только первого канона, то сначала надобно дважды пропеть ирмос этого канона без всяких припевов, потом петь стих из песни Свящ. Писания, положим, в 1-й песни: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море (песни Священ. Писания при означенном условии, за исключением тех суббот периода времени пения Октоиха, в которые поется заупокойная служба, всегда стихословятся по отделу: Поем Господеви), а после него тропарь из первого канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока в 1 каноне окончится 1 песнь. Положим, назначены каноны праздника с ирмосом на 6, одного святого на 4 и другого также на 4. При этом условии 1 песнь 1-го канона окончится после стиха: Пучиною покры я. Пропевши после этого стих: Тогда потщашася, надобно тропарем начать второй канон, и далее стих и тропарь и т.д. После стиха: Соделал еси, окончится 1 песнь второго канона. После стиха: Господь царствуяй, надобно тропарем начать третий канон и т.д. до конца. Примечание. Иногда полагается петь более двух канонов на 14, а ирмосы назначаются из двух таких канонов, которые в Типиконе указываются совместно; напр., в мр. гл. 30 января, Типик., л. 167, сказано: «Идеже трипеснец, поем каноны святых (два) со ирмосом иа 6 и трипеснец на 8». Чит. также послед. в отд. Благовещ., л. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Возглас: Буди держава царствия твоего... Аминь. Стихиры на стиховне праздника: Ныне в знамении... с праздничными припевами. Слава, и ныне – праздника: Приидите, людие... Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Яко твое есть... Аминь. Тропарь праздника: Благословен еси, Христе Боже наш... Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава,и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст: Иже от Отчих и божественных недр... Многолетие. На повечерии Поется канон св. Духа, ирмосы по 2, тропари на 4; припев в каноне: Слава тебе, Боже наш, слава тебе. По 9 песни, вместо Достойно есть... – ирмос 9 песня. По трисвятом – кондак праздника. Утреннее и дневное богослужение понедельника св. Духа Утром отправляется полунощница. На ней по 1 трисвятом – тропарь праздника. По 2 трисвятом – кондак праздника. Молитва: Помяни, Господи..., не читается. На утрени на Бог Господь – тропарь праздника 3. Две рядовыя кафизмы. Седальны праздника из Цв. Триоди. Чтение праздника. Оба канона праздника Пятидесятницы, первый с ирмосом на 8, ирмос по 2, второй с ирмосом на 6, ирмос по 2. Катавасия: Божественным покровен..., оба лика вместе. По 3 песни и ектении – седален праздника. По 6 песни и ектении – кондак и икос праздника и синаксарь. Пред 9 песней Честнейшую не поется. По 9 песни и ектении – 1-й светилен праздника 2-ды и 2-й 1-ды. Всякое дыхание... и хвалитные псалмы во гл. 2. Стихиры на хвалитех праздника: Во пророцех возвестил еси... на 4. Слава, и ныне, языцы иногда размесишася.. Славословие великое (поется). По трисвятом – тропарь праздника. Утреня оканчивается по-праздничному. Отпуст: Иже и ниде огненных язык... На часах Тропарь и кондак так же, как в праздник Пятидесятницы. На литургии Златоуста После изобразительных псалмов на 3 антифоне – из канона Праздника песнь 3 и 6, обе на 8. На входе после: Премудрость, прости – входный стих: Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы твоя. По входе – тропарь: Благословен еси... Слава, и ныне, кондак: Егда снисшед... Трисвятое. Пред апостолом прокимен: Спаси, Господи... со стихом. Апостол к Еф.,зач. 229. Аллилуиарий: Помилуй мя, Боже... со стихом. Евангелие Мф.,зач. 75. Причастен: Дух твой благий... Дополнительное примечание Если в понедельник св. Духа случится праздник Обретения главы Предтечи, 25 мая, то служба Предтечи отправляется на утрени во вторник вместе с попразднством Пятидесятницы. Глава 35. О богослужении Духова дня, если случится храмовой праздник Святого

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В иных местах по гласам, в каком– либо случае, поется различно. Полкулизмы малая в различности многих лиц поется многачастно: в некиих лицах поется за стрелу светлую, ово за стрелу простую с облачком и крыжем приемлется. Напреди же вземлется от низа к высоте в 2степени и паки воспятогласится во едину степень. В иных местах поется за два подчашия: светлое и мрачное; а инде за сложитие и подчашие. 21)Паук. Паук: малой и большой поются во гласех различно. Разводы малого паука: 1. Стрела светлая и крюк с подчашием (ми, фа, соль, ля, ми); 2. Стрела светлая и сложитие с запятой(ми, фа, соль, фа, ми, ре). 22)Дуда. Дуда точию поется в 2и6 гласех от низа к верхобежанию треми степеными и паки в 4 степени воспятогласится(Гл. 2, песнь 1, ирмос: «Глубины открыл»). 23)Труба. Труба поется во 2, 6 и8 гласех от низа к высоте в четыре степени. (Гл. 2, песнь1, ирмос: «Глубины открыл»). Развод ее состоит: из запятой с крыжем, переводки и статии светлой (ре, ми, фа, соль). 24)Мечик. Мечик поется в 7 гласе в царских часах, в Октоихе и в ином пении, а во всех ирмосах сего знамени несть. Инде обретается при больших кулизмах и при больших концах. В разводах поется различно. 25)Рог и Фита. Рог и Фита в особстве нигде не пишутся, ниже поются, но ставятся в пении финых лиц, по различию обстоятельств, с прочим знаменем вкупе. 26)Стрела. Стрелу простую потянути ни выше строки, ни ниже, а поется во едину степени. Стрелу простую с точкою и облачком подобает вельми опрокинут. Аще стрела простая с облачком потянут, опрокинув. Есть в 8 гласе место, где стрела простая употребляется за стрелу простую с облачком и точкою и с крыжем(Гл. 8, песнь1, ирм.: «Внезапу древле море»). Стрела простая с облачком поется в две гласные степени, сиречь от верхогласия протяженнии к низу воспятогласится. Стрелы простыя одна с облачком и точкою, другая с облачком и точкою от низогласия возглашать в две степени и паки гласити в третию степень. Стрела мрачная и стрела мрачная с крыжем поются от низа к высоте в две степени, по обаче в гласоступании есть различность: ово гласобежится к высоте борзо, ово тихо.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5 Евангелие: Матф. 27; 3–32 . Антифоны, гл.6: 13. «Иудейская толпа потребовала от Пилата распять Тебя, Господи. Не на шедши в Тебе вины, иудеи освободили преступника Варавву, а Тебя, Праведника, осудили, наследственно взяв на себя грех убийства. Поэтому, воздай им. Господи, по заслугам, что они возвели на Тебя ложное обвинение». 14, гл. 6: «Сегодня повешен на древе Тот, Кто на водах утвердил землю; на Царя Ангелов надевается терновый венец, в одежду поругания облекается Покрывающий небо облаками; принимает удары Очистивший в Иордане Адама от греха; гвоздями пригвождается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Удостой нас увидеть и славное Твое воскресение». Седален, и. 4: «Ты искупил нас от законного проклятия драгоценною Твоею Кровию. Пригвожденный ко кресту и копьем пронзенный, Ты источил бессмертие людям, Спаситель наш, слава Тебе». 6 Евангелие: Марка 15; 16–32 . «В Царстве Твоем вспомни нас, Господи, когда придешь в Царство Твое». «Блаженны нищие…» (см. изобразительные). «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Гл. 4. «Из–за дерева Адам был выселен из рая, и через древо креста разбойник вселился в рай; первый, вкусив запрещенного плода, нарушил заповедь своего Творца; второй, с Тобою распинаемый, Богом исповедал Тебя, хотя Ты ему не открывался. Вспомни и нас, Спаситель, в Царстве Твоем…». «Радуйтесь к веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах». «Рукописание грехов на кресте разорвал Ты, Господи, и причисленный к мертвым, связал тамошнего властителя и всех набавил от оков ада Своим Воскресением, которым мы просветились, Человеколюбивый Господи, и восклицаем Тебе: вспомни и нас, Спаситель, в Царстве Твоем». Прокимен, гл. 4: «Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий». Стих: «Боже мой, Боже мой, внемли Мне: для чего Ты оставил Меня?»(Пс. 21; 19. 2). 7 Евангелие: Матф. 27; 33–54 . 8 Евангелие: Луки 23; 32–49 . Трипеснец гл. 6. (Св. Косымы Маюмского.) Песнь 5. Ирмос: «Утро посвящаю Тебе, Слово Божие, без изменения уничижившему Себя, по милосердию к падшему человеку, и кротко снисшедшему до страданий; мир даруй мне, падшему, Человеколюбец».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

2. Божественный Израиль, крестообразно положив руки на юных головах, показал, что почитаемый старшим означает народ, служащий Богу под законом; когда же вменили ему это в ошибку, он не изменил живоносного знамения, воскликнув: «Новонасажденный народ Христа Бога, ограждаемый Крестом, будет иметь преимущество». Кондак, гл. 4: Добровольно поднятый на крест, Христе Боже, даруй милости Твои новому обществу, носящему Твое имя, обрадуй Твоею силою православных христиан, даруя им победы над врагами, и да имеют они в помощь от Тебя Крест, как ограждение мира и знамя непобедимости. Песнь 7 Ирмос: Безумное повеление нечестивого властителя, дышущее угрозою и мерзким богохульством, смутило народ; но трех юношей не устрашили ни зверский гнев, ни истребительный огонь; находясь в пламени и освежаемые веянием влажного ветра, они пели: «Благословен Ты, Препрославленный отцов и наш Бог». 1. Первый человек, вкусив от дерева, подвергся тлению и, по причине осуждения на бесславное лишение жизни, став как бы некоторою телесною заразою, сообщил болезнь всему роду; но мы, земнородные, обретя избавление через древо Креста, будем восклицать: «Благословен Ты, Препрославленный отцов и наш Бог». 2. Заповедь Божия нарушена непослушанием и дерево через неблаговременное вкушение плода его принесло людям смерть, потому в ограждение было воспрещено дерево блаженной жизни, к которому опять благоразумие открыло доступ умиравшему разбойнику, восклицавшему: «Благословен Ты, Препрославленный отцов и наш Бог». 3. Израиль, созерцающий будущее, преклоняется на верх жезла Иосифова, предзнаменуя, как преславный Крест будет иметь царственную силу, ибо он есть победная слава верующих и свет для православно восклицающих с верою: «Благословен Ты, Препрославленный отцов и наш Бог». Песнь 8 Ирмос: Юноши, равночисленные Троице, благословите Бога Отца Создателя, воспойте Слово, сошедшее и превратившее огонь в росу, и превозносите Всесвятого Духа, всем жизнь подающего во веки. 1. При воздвижении древа, окропленного кровию воплотившегося Слова Божия, пойте небесные силы, торжествуя восстановление смертных; народы, поклоняйтесь Кресту Христову, через который восстание мира во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Слава, и ныне, праздника. Прокимен новомучеников, гл. 4: Проидохом сквозе огнь и воду,/и извел ны еси в покой. Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Евангелие от Матфея, зачало 36. По 50-м псалме, стихира, гл. 6. Отца Безначальнаго чада возлюбленная,/Сына Единороднаго друзи истиннии,/Духа Святаго сосуди избрании,/новомученицы земли нашея,/Бога прослависте в телесех ваших,/ ихже пройде оружие смертное,/яко жертва чистая принесостеся Святей Троице,//и ныне молятся о душах наших. Канон праздника со ирмосом на 4, и канона два новомучеником, на 8. Канон новомучеников 1-й, глас 8. Песнь 1 Ирмос: Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко Един славно прославися. Новомученицы Клинстии, удела Божия людие избраннии, царское священие, кую песнь празднственную ныне воспоем о вас Господеви, Един бо славно прославися. Огустеша волны моря житейского, внегда шествовати вам путем крестным; воинство же фараонитское мгла вечная покры, внегда восходити вам во обители света невечерняго, идеже ныне пение хвалебное приносите Господеви, Един бо славно прославися. Владыки Едомския новыя и князи Моавитския беззаконныя страх и трепет постиже, егда видеша даже до смерти верность вашу Господеви, святии мученицы, Той бо Един в вас славно прославися. Богородичен: О, Всепетая Мати! Не презри грешных молений гласы, но с мученицами новыми умоли о нас Сына Твоего водворитися купно с ними в уготованном жилищи святыни Его, Един бо славно прославися. Ин канон, глас тойже, те же и ирмосы. Песнь 1 В скорбное время гонения безбожнаго не устрашился еси прещений и преследований князей века сего, Петре священномучениче, Троицкаго села окормителю, но добре упасл еси стадо Христово, в чадех духовных веру утверждая, и в домех , и в храме непрестанно убеждая их пребывати внутрь спасительнаго ковчега – Церкви Православныя, вне же Ея море погибельное фараона мысленнаго. Апостолу первоверховному тезоименитый, сему уподобился еси, агнцы Христовы на пажити верности Богу изводя и пред ними усердно шествуя, сего ради восприял еси и славную кончину онаго, во исполнения вящшей заповеди: ты по мне гряди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 330 об. Слово обличително отчасти латыньскаго злословиа, в нем же и на Алманака, иже возвелеречева потопа всемирнаго быти, иже некогда поминаема губителнейша. Нач. просто слово и неухищрено, не зане о простых неких и малаго достойных хощет повествовати, но зане несть ему разумне показание мудрости. (В оглавлении за сим следует: Слово на безумную прелесть и богомерзскую мудрствующих, яко погребениа для утопленаго и убитаго бывают плодотлители и стужи земных прозябений, начин. Некий еллинский мудрец. См. след. гл. 31). (листы 337 и 338 порожние). л. 339. Совет к Собору православному на Исака жидовина, волхва, и чародея и прелестника. Нач. Краткое и тихое и еже ко злобам человеческим терпеливое зело потребно есть всем вкупе верным, наипаче же священником Вышняго. л. 340. Словеса супротивна противу глав Самуила евреина. Нач. Тогда будете люди Божии и спасени будете им, егда отступивше всякого вашего зловериа и упрямства и непокорства, возглаголете. Разделено на 8 глав.оглавлении следует: Слово о неизглаголанном Божием промысле, благодати же и человеколюбии, в томже и на лихоимствующих, начин. Блаженный и чюдный пророк. См. след. гл. 49. Слово на потопляемых и погибаемых без ума богомерским гнусным содомским грехом в муках вечных, начин. Начало премудрости. Там же гл. 124). л. 342. Слово пространнее излагающе с жалостию нестроениа и безчиниа царей и властелех последняго века сего. Нач. Шествуя по пути жестоце, и многих бед исполнением, обретох жену седящу при пути. л. 346. Ирмос, песнь 1, тристояще крепкий, глас 4. Нач. Разум творца ирмоса того сицев есть: молится рожьщуся от Девы, сиречь Христу. Внизу сего листа замечено: Еортолог а не Трофолог, еортолог толкуется празником сбрание, а о трофолог нищам сбрание, еорти бо... (конечная строка отрезана). – О правде и милости. Нач. Украшение небу благолепно в день убо самое то светлейше солнце, предтечя е по вся дни и освещая всю поднебесную. – О веледушии и совете. Нач. Всех птиць славнейший орел есть тем, еже силою многою своих крил на высоту превелию взииатися. (За сим по оглавлению недостает трех статей: О послушании юнных ко учениом, начин. Четырми некими. См. след. гл. 42. О посте, начин. Ираклит философ. О покаянии, начин. Огнь присно изнуряя. Там же гл. 100).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1. Спаситель, воссияв на Фаворе светом, гораздо блистательнее солнечного сияния, просветил нас. 2. Взошедши на гору Фавор, Ты, Христе, преобразился и, помрачив всякое заблуждение, воссиял нам светом 3. В Тебе, Христе, познали Бога славные апостолы на Фаворе и в изумлении преклонили колена. Кондак, гл. 7: На горе преобразился Ты, Христе Боже, и ученики Твои видели славу Твою, насколько могли воспринять ее, чтобы, когда увидят Тебя распинаемого, уразумели добровольное Твое страдание и возвестили миру, что Ты действительно есть Отчее сияние. Песнь 7 Ирмос: Дети Авраама в древности оказались сильнее пламени в раскаленной Вавилонской печи, в песнопениях взывая: «Благословен Ты, Бог отцов наших». 1. Апостолы, озаренные на горе Фаворе светом неприступной славы, восклицали Христу: «Благословен Ты, Боже отцов наших». 2. Апостолы, восхищаясь вещанием Божественного голоса, облаком, источающим росу, и Твоим сиянием, Христе, воспевали: «Благословен Ты, Боже отцов наших». 3. Петр, увидев Тебя, Христе, сияющего в неизъяснимом свете на горе Фаворе, воскликнул: «Благословен Ты, Боже отцов наших». 4. Сыны Зеведеевы, находясь с начальником жизни Христом, когда исшел свет от Его лица, воскликнули: «Благословен Ты, Боже отцов наших». Песнь 8 Ирмос: Юноши в Вавилоне, пламенея Божественною ревностью, мужественно отвергли угрозу мучителя и вверженные в печь, среди пламени были орошаемы и воспевали: «Благословите, все творения Господни, Господа». 1. Христос, все носящий непостижимым мановением, взошел пречистыми ногами на гору Фавор, на которой просветился лицом яснее солнечного сияния, верховных служителей закона и благодати возбудил к пению: «Благословите, все творения Господни, Господа». 2. Необъятный и незаходимымый Свет, Отчее Сияние, в неприступной славе неизъяснимо явившееся на горе Фаворе, просветив тварь, обожествило людей, воспевающих: «Благословите, все творения Господни, Господа». 3. Благоговейно представшие на горе Фаворе Моисей и Илия, ясно созерцая образ Божественной ипостаси — Христа, воссиявшего славою Отца, воспевали: «Благословите, все творения Господни, Господа».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

4. Нераздельное Божество Христа было Одно и в аду, и в гробе, и в Едеме с Отцом и Духом для спасения нас, поющих: «Благословен Ты, Бог Искупитель». Песнь 8 Ирмос: Содрогнись от страха, небо, и да поколеблются основания земли, ибо вот, причисляется к мертвым и в тесном гробе помещается Живущий на небесах, Которого, отроки, благословляйте; священники, воспевайте; люди, превозносите во все веки. 1. Разрушен пречистый Храм, но с Собою Он восстановляет падшую скинию, ибо второй Адам, Живущий в вышних, сошел к первому даже до глубин ада. Его, отроки, благословляйте; священники, воспевайте; люди, превозносите во все веки. 2. Не стало дерзновения у учеников, Иосиф же Аримафейский принимает смелость, ибо, видя Всевышнего Бога мертвым и обнаженным, испрашивает и погребает Его, восклицая: отроки, благословляйте; священники, воспевайте; люди, превозносите Его во все веки. 3. О, необычайные чудеса! О, благость! О, неизреченное терпение! Живущий в вышних добровольно запечатлевается под землею, и Бог оклеветывается, как обманщик; Его, отроки, благословляйте; священники; воспевайте; люди, превозносите во все веки. Песнь 9 Ирмос: Не рыдай о Мне, Матерь, видя во гробе Сына, зачатого Тобою во чреве бессеменно, ибо Я восстану и прославлюсь и, как Бог, со славою вознесу непрестанно с верою и любовию величающих Тебя. 1. В дивном Твоем рождении, Сын Безначальный, сверхъестественно не испытав болезней, Я была ублажаема; ныне же, видя Тебя, Боже Мой, бездыханным Мертвецом, Я жестоко пронзена мечом скорби; но воскресни, чтобы Я возвеличилась. 2. Земля по воле Моей покрывает Меня, но привратники ада трепещут, видя Меня, облеченного в окровавленную одежду от мщения, ибо, поразив врагов на кресте, как Бог, Я опять воскресну и возвеличу Тебя, Матерь. 3. Да радуется тварь, да веселятся все земнородные, ибо отнята добыча у враждебного ада; с ароматами встречайте Меня, жены; Я избавляю Адама и Еву со всем родом и в третий день воскресну. На хвалитех, гл. 2: Сегодня гроб держит Того, Кто в Своей руке держит все творение; камень покрывает Покрывшего совершенством небеса; Жизнь спит, и ад трепещет; Адам освобождается от уз. Слава промыслу Твоему, Боже, по которому Ты, предавшись полному покою, даровал нам на веки Твое всесвятое воскресение из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

205). 4) Если на какой-нибудь день назначаются некоторые песни канонов (и именно двух – в отдание Благовещения, если случится в среду 4 седм. св. Четыредесятницы, л. 219 на об.) на 10, при чем ирмосы указывается брать из одного только первого; равным образом если на какой-нибудь день назначаются на 8 или цельный канон (один в Великий четверток, л. 339), или некоторые песни канона (одного в праздник Обретения главы Предтечи, если случится в понедельник или другой постный день св. Четыредесятницы, л. 191, 192 на об. и 197; и в субботу Мясопустную, л. 299; а также и двух, но поемых за один в праздник 40 мучеников если случится в те же дни, л. 197); наконец, если на какой-нибудь день назначаются на 6 некоторые песни одного канона (в предпразднство Благовещения, те песни, где нет трипеснца); то ирмосы одного (если два, то первого) канона поются по 2. Основанием этого правила по отношению к Великому четвергу, Мясопустной субботе и предпразднству Благовещения служат прямые указания Типикона: «поем» (в Великий четверт.) «канон, гл. 6, ирмос по 2, тропари на 3»; «поется» (в суббот. Мясопуст.) «2 песнь Триоди на 8, стихи же глаголем, колико их есть» 390 ; «канон предпразднства (в предпразднство Благовещения) с ирмосом на 6, ирмос дважды»; по отношению же к прочим дням то, что, как мы уже видели, если не только в праздники, но и при малом святом (в субботы в период времени пения Октоиха) поются ирмосы одного канона Минеи, то они всегда поются дважды. Вывод из всего сказанного об ирмосах такой: 1) Ирмосы поются иногда из одного канона, иногда из двух, но никогда не более. 2) Ирмосы поются только из первых канонов и по порядку назначения их, но никогда не бывает того, чтобы, пропустя первый канон, пелись ирмосы из второго. 3) По субботним дням ирмосы никогда не поются менее двух раз 391 . 4) Если ирмосы назначены из первого дневного канона рядового гласа Октоиха, то одни они только и поются; вместе с ними никогда не поются ирмосы ни второго канона Октоиха, ни другой какой-нибудь книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010