Требовалась и усиленная денежная помощь нуждающимся и многим нужно было дать приют. Епархиальное попечительство под руководством Архипастыря устроило в Иркутске в 1879 и 1880 году пять богаделен при церквах. Четыре из них были устроены из существовавших прежде и пострадавших от пожара, а пятая выстроена вновь из пострадавшей церкви. Во всех пяти богадельнях устроено пятнадцать жилых помещений. Отделка погоревших богаделен и устройство новой обошлись попечительству в 12,179 руб. 91 коп., из которых 9,438 р. 58 коп. пожертвованы на этот предмет разными лицами. Попечительское пособие в эти два года было многим удвоено, и остальным всем выдано с прибавкой 50%. Кроме того, пострадавшим от пожара вдовам и сиротам выданы были, сверх попечительского пособия – денежные пособия, из пожертвованных на погорельцев 5,158 руб. 70 . В октябре месяце 1880 года Архипастырем было предложено обще-епархиальному съезду духовенства заняться изысканием средств ку лучшему обеспечению вдов и сирот, приняв в основание разделение попечения о них между всем духовенством, через учреждение отделов попечительства, под главным руководством попечительства епархиального. Выработанным при этом проектом изысканы средства к увеличению ежегодного пособия всем заштатным священно и церковнослужителям, вдовам и сиротам их на 50% и, кроме того, вменено в обязанность отделам попечительства изыскивать средства к частному вспоможению находящемуся в их округе заштатному и сиротствующему духовенству. Составленные, согласно принятому проекту, епархиальным попечительством правила Высокопреосвященным утверждены и вошли в силу 1-го января 1881 года 71 . С увеличением попечительских сумм увеличивалось с каждым годом и число призреваемых попечительством. В четырнадцать лет вот насколько увеличилось число призреваемых и с тем вместе увеличено количество пособия всем: в 1873 году всех получавших пособие от попечительства было 306 человек и на них израсходовано 4,643 руб. 50 коп. Высшее пособие простиралось до 45 руб., а меньшее до 12 руб. В 1886 году всех получавших пособие было 495 человек и на них выдано пособий по Иркутскому епархиальному попечительству определенных 6,674 руб. 76 коп., единовременных 815 р., итого 7,489 р. 76 к.; по Читинскому отделу определенных 3,745 руб. 69 коп. А всего в 1886 году израсходовано попечительством Иркутской епархии на вдов и сирот духовного звания 11,235 руб. 45 коп. Высшее пособие простиралось до 60 р., а меньшее до 15 руб. 72 . Достопримечательные события в Иркутской епархии в четырнадцатилетнее управление Высокопреосвященнейшего Вениамина (1873–1887 гг.) Заложение нового кафедрального собора в Иркутске – 17 апреля 1875 года. Хиротония во епископа Селенгинского, начальника Иркутской духовной миссии архимандрита Мелетия – 5 ноября 1875 г. Празднование торжества полуторастолетия Иркутской епархии – 15 января 1877 года. |
Вот сии вожделенные строки: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому. Генваря 15 дня сего 1727 года Ее Императорское Величество, будучи в зимнем своего величества доме, по докладу Святейшего Синода, указала быть в Иркутску настоящим Епископом Вашему Преосвященству, и во исполнение оного Ея Императорского Величества указа, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии вашему преосвященнству ныне в Иркутску настоящим Епископом, и о титуловании себя по той же епархии, как и прежде сего бывало, послать к вашему преосвященству указ, о чем сей и посылается. И преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому о вышеописанном ведать и чинить по сему Ее Императорского Величества указу. А для ведома о том же преосвященному Антонию, митрополиту Тобольскому и Сибирскому и той Сибирской губернии губернатору князю господину Долгорукову, а о достодолжном той Иркутской Епархии всякого звания людем вашему преосвященству яко пастырю своему, послушании указы из Синода посланы. Подписали: Обер Секретарь Тимофей Палехин. Секретарь Василий Тишин. У подлинного указа ЕеИмператорского Величества печать. Канцелярист Алексей Шнитников. Генваря 31 дня 1727 года». Указ от того же числа Иркутской пастве: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина и всякого звания людем, Генваря 15 дня 1727 года Ее Императорское Величество, по докладу Святейшего Синода указала в Иркутску быть настоящим Епископом преосвященному Иннокентию, Епископу Переяславскому, которой был отправлен в Китайское государство. И во исполнение оного Ее Императорского Величества указа Святейший Правительствующий Синод приказали: Оному Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому ныне быть в Иркутску настоящим Епископом и титуловаться по той Епархии как и прежде сего было, о чем к его преосвященству и указ из Синода послан, и обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина всякого звания людем о вышеписанном ведать, и о достодолжном оному Преосвященному Иннокентию Епископу, яко пастырю своему послушании чинить по сему Ее Императорского Величества указу неотложно». |
Таким образом, святитель Феофан не встречался в затворе с архиепископом Иркутским Вениамином. Характеристика «добрый и кроткий», данная святителем владыке Вениамину, не соответствует мнению биографов, которые отмечают «крутой нрав архиепископа, его неуживчивость и конфликтность» 840 . Епископ Тамбовский и Шацкий Виталий В миру Иосифов Василий Александрович (1831–1892). Родился в Воронежской губернии, окончил Воронежскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Служил учителем Белгородского духовного училища, священником. После того как овдовел, пострижен в монашество. Продолжал службу в Киевской духовной семинарии на должностях учителя, инспектора, ректора. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 г. был перемещен на Тамбовскую кафедру, а в 1890 г. – на Калужскую. В Тамбовской епархии владыка Виталий остался памятен усилением миссионерской деятельности. Посетил более ста приходов, в которых до него не побывало ни одного архипастыря. О посещении епископом Виталием святителя Феофана в затворе мы узнаем из письма святителя от 5 декабря 1888 года. «Наш владыка много трудится в поездке по епархии. Оттого и похудел. Помоги ему Господи в трудах его! Нынешний раз владыка полюбопытствовал видеть церковку мою и рабочую . Я хотел щегольнуть пред ним и показать ему облачение шелковое, золотом расписанное. А он сказал, что оно у него уже есть. Вот и пропал заряд. Очень жалел и жалею, что у меня из моих рукоделий ничего не было готового; и заготовить теперь уже трудновато. Везде глаз нужен, а у меня в этом недостаток. Загадываю однако нарисовать икону свят Митрофана. Когда бы мне удалось. Если угожу, пришлю владыке» 841 . Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним В миру Экземплярский Илья Тихонович (1836–1905). Родился во Владимирской епархии. Окончил Владимирскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Преподавал в Черниговской и Киевской духовной семинариях. У него было трое сыновей, в том числе богослов Василий Ильич Экземплярский . Его супруга скончалась в 1876 г. В 1885 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и в том же году хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. |
Затем Алена Давыдова и Полина Юферова провели для сестер милосердия Саратовской епархии обучающие занятия по уходу за тяжелобольными людьми. Они рассказали о заболеваниях, которые приводят к трудностям в самообслуживании, и познакомили с основными правилами ухода. Вторая группа специалистов Синодального отдела по благотворительности провела встречу с координаторами епархиальных социальных проектов: службы «Добро», православного согласия трезвости «Лоза истинная», православного сообщества «Ковчег». Участники встречи обсудили вопросы помощи бездомным и алкоголезависимым, поддержки семей с паллиативными детьми, донорской помощи. Представители Саратовской епархии рассказали об участии прихожан храмов в регулярных акциях по сдаче крови для тяжелобольных Саратова. Также в ходе выездного семинара прошла встреча специалистов Синодального отдела с сотрудниками фонда социальной поддержки «Хорошие люди». В фонде на добровольных началах помогают более 90 человек. За 10 месяцев существования фонда была оказана продуктовая и вещевая помощь 1990 нуждающимся. «Наша активная деятельность совпала с разгаром пандемии, мы выяснили, что у нас большое количество прихожан живет крайне скромно и нуждается, — рассказал руководитель социального отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов). — Мы начали оказывать им содействие: собирать полноценные, большие наборы. К нам присоединились еще благотворители, и у нас получилось расширить работу. Мы взяли 200 малоимущих людей на свое обеспечение. Помимо продуктовой помощи, мы еще закупали вещи и медикаменты». В Саратове представители Синодального отдела по благотворительности провели также встречу с приходскими социальными работниками, священнослужителями и волонтерами епархии. В ходе семинара гости познакомились и с социальным служением Покровской епархии Саратовской митрополии. Они побывали в гуманитарном центре Покровска. Сотрудники центра помогают многодетным, неполным семьям и кризисным беременным. За последний год выездные обучающие семинары по социальному служению специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Хабаровской, Владивостокской, Находкинской, Мурманской, Североморской, Калининградской, Боровичской, Гатчинской, Тихвинской, Сочинской, Новороссийской, Пятигорской, Екатеринодарской, Иркутской, Улан-Удэнской, Северобайкальской, Петропавловской и Курганской епархиях. |
В заключение считаю нужным сказать, что по отделении Якутской области от Камчатской епархии в ней останутся: A) Американские поселения с 54 тысячами жителей, в числе коих находится 12½ тысяч христиан, с 10-ю церквами при особом Викарии. Б) Чукотская земля с 15–20 тысячами жителей с двумя в ней миссиями: Анадырской и Чаунской. B) Приморская область, в состав которой входят: а) Камчатка и б) Охотский округ, Аян и Удское с 15000 жителей христиан и с 16-ю церквами, в) прибрежья Татарского пролива (от устьев Амура до Кореи), г) нижняя часть р. Амура (от Николаевска до устья Уссури), – д) правый берег Уссури от устья до вершины и е) пространство материка между озером Ханка и до южных гаваней наших, находящихся прямо против Японии близ границ Корейской и Китайской. Г) Амурская область, занимающая все пространство, находящееся на левой стороне р. Амура от устья Уссури до начала р. Амура, или до границы Иркутской епархии, а в ширину от берегов Амура до Яблоневого хребта, или до границы Якутской области. Число жителей в той и другой области полагается до 60 тысяч, из них до 18 тысяч христиан туземцев и более 26 тысяч переселившихся и заехавших по службе из разных мест России. Число переселенцев-крестьян постоянно и значительно увеличивается каждый год – так что в течении 3–4 последних годов вблизи Благовещенска образовалось уже 20 тысяч селений с 2000 жителей, в числе коих неправославных не более 8 тысяч человек. Церквей в Приамурском крае (не считая 16-ти Камчатских и Охотских) в настоящее время можно считать 21 с 26-ю при них причтами (не считая Кафедрального собора) и кроме того настоит необходимость устроить вновь не менее 9 церквей, (о чем уже и представлено Св. Синоду). И можно сказать без преувеличения, что чрез 10–15 лет, собственно в Камчатской епархии (не считая Американских) число приходов и церквей будет менее нынешнего числа Якутских приходов. Правда, число церквей и паствы в Камчатской епархии остается очень не велико (т.е. 56 церквей с 9-ю вновь предполагаемыми и до 58 тысяч паствы), но то и другое – и в настоящее время в 3½ раза более того, что было при открытии сей епархии в 1840 году. И при том на Камчатскую епархию надлежит смотреть не как на обыкновенную епархию, но как на миссию в самом обширном значении сего слова, ибо и внутри оной и в соседстве с оною и так сказать пред глазами самого Епархиального Начальства находятся сотни тысяч язычников, – не говоря уже о средней и южной Манчжурии, доступной, по последним трактатам и нашим миссионерам, центральное управление коими должно быть не иначе, как в г. Благовещенске. 155 |
единицами и хозяйственно-церковной жизнью приходов на территории К. к. Храмы и имущество стали собственностью гос-ва, церковные и причтовые капиталы и предприятия ликвидировали, земли национализировали. Экономическая и политическая разруха не позволяла прихожанам участвовать в хозяйственно-церковной жизни епархии. Целостность Красноярской епархии до кон. 1922 г. удавалось сохранять во многом благодаря авторитету еп. Назария, к-рый воплотил в жизнь реформы, намеченные Поместным Собором 1917-1918 гг. В то же время давление государства на духовенство и верующих епархии повлекло за собой раскол конфессионального единства. Возникли обновленческое и тихоновское движения. Состав обновленцев в регионе был разнороден. Противоречия в этой среде оказались столь велики, что уже в 1923 г. обновленчество потеряло свои позиции и приняло формальный характер (ГА Красноярского края. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 299. Л. 156; Д. 498, Л. 5 об.; Ф. П-7. Оп. 1. Д. 842. Л. 1-3; Ф. П-60. Оп. 1. Д. 768. Л. 1-7). К марту 1925 г. жизнедеятельность патриарших приходов была восстановлена и регламентировалась Красноярской (во главе с еп. Амфилохием (Скворцовым)) и Минусинской (во главе с еп. Димитрием (Вологодским)) епархиями. Значительная часть общин Канского окр. была присоединена к Иркутской епархии. Во 2-й пол. 20-х гг. на территории края существовали также 2 обновленческие епархии и их немногочисленные приходы. В рамках кампании по борьбе с религией в Енисейской губ. перестали существовать 17 церквей, из них 12 - в городах, 5 - в уездах. В этот период Православие в регионе не испытывало того «кадрового голода», к-рый был в европ. части страны. Старожильческие приходы имели своего иерея и могли позволить себе его содержание. В малонаселенных переселенческих и сев. приходах проблема разрешалась благодаря мигрантам и ссыльным, которые постоянно замещали друг друга. В 1925-1927 гг. еп. Красноярский Амфилохий рукоположил в духовный сан 35 чел., 22 из которых были мирянами, 10 - из семей священников. Большинство из них были людьми молодого и среднего возраста. |
Памятным событием того времени было перенесение мощей прей. Евфросинии из Киева в её родной город Полоцк. Оно тоже было обставлено весьма торжественно (торжества продолжались с 19 апреля по 22 мая, во многих городах епархии) и послужило оживлению религиозной настроенности православных. Достойно упоминания учреждение в конце 1909 г. при Свято-Духовском Братстве Литовского Епархиального Древлехранилища (что-то вроде музея древности), задачей которого было «собирание, хранение, а также описание и изучение предметов церковной старины с целью дать возможное представление о ходе церковноисторической жизни в крае». Для духовенства епархии немаловажным событием было повышение жалованья. Решение об этом было принято 20 мая 1908 г. Третьей Государственной Думой, признавшей «существующий способ обеспечения духовенства через поручное даяние за требы унизительным и вредным для пастырской его службы Церкви и народу». 5 июня 1910 г., находясь в С.Петербурге по делам Святейшего синода, скоропостижно скончался архиепископ Никандр. Его преемником на Литовской кафедре стал, упоминаемый уже, архиепископ Рижский и Митавский АГАФАНГЕЛ (Преображенский). Рижской епархией он управлял около 12 лет, так что с ситуацией в регионе был достаточно знаком, хотя религиозная обстановка в Литовской епархии и была несколько сложнее, чем в Латвии. Архиепископ Агафангел, как и его предшественник, был выходцем из преподавательской среды. Окончив в 1881 г. Московскую Духовную Академию и женившись, он несколько лет преподавал в духовных школах, и только лишившись семьи (жена и сын в одночасье померли), принял (в 1885 г.) монашеский постриг и спустя четыре года был уже хиротонисан во епископа, став викарием Иркутской епархии. Современники (в бытность его уже в Рижской епархии) отмечали, что это был «...тонкий дипломат и умный администратор...». «Он был человек – внешностью и поведением – князь, душой же глубоко верующий, труженик и дружелюбен ко всем», – писал о нём журнал «Вера и жизнь» (1936, На Литовской кафедре он пробыл всего три с половиной года: в январе 1914 архиепископ Агафангел был переведён на Ярославско-Ростовскую кафедру. Не последнюю роль в этом сыграло обострение отношений с местными государственными чиновниками. |
После всего сказанного читатель вероятно поймет наше удовольствие при чтении постановления 31-го Иркутского съезда, сделанного по инициативе благочиннического съезда и по настоянию Высокопреосв. Тихона. Благочиннический съезд Балаганского округа представил на заключение общеепархиального съезда в 1899 г. свое постановление об установлении ежегодного рублевого взноса с каждого псаломщика благочиния на учреждение казенных стипендий при Малышевской второклассной церковно-приходской школе для дочерей псаломщиков. Епархиальный съезд дал такое заключение: Так как Малышевская второклассная школа значительно отдалена от других благочиний епархии, кроме I и II участков Балаганского уезда, так что едва ли кому из псаломщиков будет возможным обучать своих дочерей в помянутой школе, то обязательное обложение каждого псаломщика епархии каким-либо взносом на эту школу съезд признаёт, по крайней мере, неосновательным. На это заключение съезда последовала такая резолюция Высокопр. Тихона: Съезд поспешил обозвать «неосновательным» обязательное обложение псаломщиков каким-либо взносом в пользу своих дочерей. Балаганское духовенство шло на встречу вопиющей нужде в образовании дочерей псаломщиков и воспользовалось в решении вопроса единственным в епархии второклассным училищем для девиц в селе Малышевском. Вопрос у него решился с согласия псаломщиков.... Низшие члены причта заслуживают заботы —391— старших членов. Пересмотреть и поставить вопрос на ноги. Снова войдя в обсуждение того же вопроса, съезд пришел к иному заключению: 1) Руководствуясь настоящею резолюциею Архипастыря, указывающею на обязанность старших членов причта прилагать заботы о младших членах – псаломщиках, 2) принимая во внимание недоступность епарх. ж. училища псаломщикам для образования в сем училище дочерей своих, 3) находя благовременным и полезным учреждение стипендий для беднейших дочерей низших членов причта во второклассной Малышвской – школе в благочиннических округах Балаганского уезда; 4) имея в виду устройство и в других уездах Епархии таковых же второклассных школ, в которых имели бы возможность получить соответствующее образование дочери беднейших псаломщиков, о.о. депутаты полагали бы весьма полезным и необходимым образование стипендий за счет псаломщиков как при – Малышевской школе, так и при имеющихся открыться таковых же школах и в других уездах Епархии. |
Состав духовенства камчатской епархии обычно пополнялся приезжими из соседних епархии или даже из европейских лишними людьми, а иногда местными причетниками, даже малограмотными. Существовавшая в Якутске семинария мало давала кандидатов священства. В виду этого пр. Вениамин, потерпевши неудачу с выпиской духовенства из томской и енисейской епархий 28 , со всей горячностью поддержал ходатайство своего предшественника об открытии семинарии в Благовещенске. Она и была здесь открыта (точнее – перенесена из Якутска) в 1870 г. При этом согласно представлению пр. Вениамина, она была соединена с местным духовным училищем, что было выгодно и в материальном отношении и в воспитательном. Для того, чтобы крепче привязать к службе на далеком востоке преподавателей, еп. Вениамин изыскал местные средства восполнения их казенного жалованья и хлопотал, хотя и неудачно, о распространении на них прав и преимуществ чиновников, служащих в отдаленных местностях. В семинарии он интересовался ходом преподавания, некоторое время сам давал темы для сочинений и, прочитывая ученические работы, награждал лучшие из них деньгами. Вообще он близко стоял к жизни своей духовной школы, еженедельно посещая ее, следя за успехами учеников, за пополнением библиотеки для чтения, за развлечениями воспитанников, их содержанием. Желая заполнить училище и семинарии учащимися, пр. Вениамин открыл в них широкий доступ детям светского звания. Во время своих поездок по епархии он всюду отыскивал для них учеников, без различия происхождения, и беднейшим предоставлял казенное содержание. И когда при отъезде его из Камчатской епархии собран был его почитателями капитал для образования стипендии его имени в одном из учебных заведений Благовещенска, он пожелал, чтобы стипендия была открыта при семинарии и предоставлялась преимущественно тому из светских воспитанников, которые изъявят желание посвятить себя на служение церкви в пределах камчатской епархии. Пред самым отъездом из Благовещенска пр. Вениамин задумал построить для семинарии каменное здание и, заручившись обещанием св. Синода ассигновать нужные средства, приступил к составлению проекта, плана и сметы, но за переводом его в Иркутск дело затянулось и только в 1885 г. семинария перешла в новое здание. |
В 1996 году открыто богословское отделение исторического факультета Орловского педагогического университета. В Орле при городском отделе народного образования действует социально-образовательный центр, при котором работают катехизаторские курсы. Благодаря поддержке руководителя отдела религиозного образования Барнаульской епархии открыт богословский факультет в Барнаульском университете. В Новокузнецке силами епархии и Института усовершенствования учителей учреждены курсы по основам православной педагогики для преподавателей средних школ. В 1997 году институт планирует создание Центра духовно-нравственного воспитания и религиозного образования. В Ярославской епархии работают лектории для педагогов в городах Рыбинске и Тутаеве. В Новосибирском государственном университете с 1992 года читается спецкурс по Библии. Готовится организация православного историко-филологического отделения одного из факультетов. В Калининграде при Государственном университете работают курсы " Православные чтения " . Епископ Иркутский и Ангарский Вадим читает лекции в местном педагогическом институте. В Курганской епархии на кафедре истории Курганского государственного университета работает факультатив по истории Православной Церкви. По благословению архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия в Шуйском педагогическом институте на четырех факультетах читаются лекции по основному богословию, патрологии, Священному Писанию. В 1996 году на социально-гуманитарном факультете Шуйского педагогического института открылось отделение теологии. Таких примеров много. Конечно, практически все эти начинания происходили под попечительством областных и городских районных органов образования, а в ряде епархий - и при активном участии местной администрации. К настоящему моменту соглашения о сотрудничестве с областной и республиканской администрациями и областными отделами образования заключили Архангельская, Владимирская, Воронежская, Екатеринбургская, Кемеровская, Краснодарская, Новосибирская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Сыктывкарская, Ярославская и некоторые другие епархии. |
| |