Требовалась и усиленная денежная помощь нуждающимся и многим нужно было дать приют. Епархиальное попечительство под руководством Архипастыря устроило в Иркутске в 1879 и 1880 году пять богаделен при церквах. Четыре из них были устроены из существовавших прежде и пострадавших от пожара, а пятая выстроена вновь из пострадавшей церкви. Во всех пяти богадельнях устроено пятнадцать жилых помещений. Отделка погоревших богаделен и устройство новой обошлись попечительству в 12,179 руб. 91 коп., из которых 9,438 р. 58 коп. пожертвованы на этот предмет разными лицами. Попечительское пособие в эти два года было многим удвоено, и остальным всем выдано с прибавкой 50%. Кроме того, пострадавшим от пожара вдовам и сиротам выданы были, сверх попечительского пособия – денежные пособия, из пожертвованных на погорельцев 5,158 руб. 70 . В октябре месяце 1880 года Архипастырем было предложено обще-епархиальному съезду духовенства заняться изысканием средств ку лучшему обеспечению вдов и сирот, приняв в основание разделение попечения о них между всем духовенством, через учреждение отделов попечительства, под главным руководством попечительства епархиального. Выработанным при этом проектом изысканы средства к увеличению ежегодного пособия всем заштатным священно и церковнослужителям, вдовам и сиротам их на 50% и, кроме того, вменено в обязанность отделам попечительства изыскивать средства к частному вспоможению находящемуся в их округе заштатному и сиротствующему духовенству. Составленные, согласно принятому проекту, епархиальным попечительством правила Высокопреосвященным утверждены и вошли в силу 1-го января 1881 года 71 . С увеличением попечительских сумм увеличивалось с каждым годом и число призреваемых попечительством. В четырнадцать лет вот насколько увеличилось число призреваемых и с тем вместе увеличено количество пособия всем: в 1873 году всех получавших пособие от попечительства было 306 человек и на них израсходовано 4,643 руб. 50 коп. Высшее пособие простиралось до 45 руб., а меньшее до 12 руб. В 1886 году всех получавших пособие было 495 человек и на них выдано пособий по Иркутскому епархиальному попечительству определенных 6,674 руб. 76 коп., единовременных 815 р., итого 7,489 р. 76 к.; по Читинскому отделу определенных 3,745 руб. 69 коп. А всего в 1886 году израсходовано попечительством Иркутской епархии на вдов и сирот духовного звания 11,235 руб. 45 коп. Высшее пособие простиралось до 60 р., а меньшее до 15 руб. 72 . Достопримечательные события в Иркутской епархии в четырнадцатилетнее управление Высокопреосвященнейшего Вениамина (1873–1887 гг.) Заложение нового кафедрального собора в Иркутске – 17 апреля 1875 года. Хиротония во епископа Селенгинского, начальника Иркутской духовной миссии архимандрита Мелетия – 5 ноября 1875 г. Празднование торжества полуторастолетия Иркутской епархии – 15 января 1877 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Вот сии вожделенные строки: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому. Генваря 15 дня сего 1727 года Ее Императорское Величество, будучи в зимнем своего величества доме, по докладу Святейшего Синода, указала быть в Иркутску настоящим Епископом Вашему Преосвященству, и во исполнение оного Ея Императорского Величества указа, Святейший Правительствующий Синод приказали: о бытии вашему преосвященнству ныне в Иркутску настоящим Епископом, и о титуловании себя по той же епархии, как и прежде сего бывало, послать к вашему преосвященству указ, о чем сей и посылается. И преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому о вышеописанном ведать и чинить по сему Ее Императорского Величества указу. А для ведома о том же преосвященному Антонию, митрополиту Тобольскому и Сибирскому и той Сибирской губернии губернатору князю господину Долгорукову, а о достодолжном той Иркутской Епархии всякого звания людем вашему преосвященству яко пастырю своему, послушании указы из Синода посланы. Подписали: Обер Секретарь Тимофей Палехин. Секретарь Василий Тишин. У подлинного указа ЕеИмператорского Величества печать. Канцелярист Алексей Шнитников. Генваря 31 дня 1727 года». Указ от того же числа Иркутской пастве: «Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, из Святейшего Правительствующего Синода обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина и всякого звания людем, Генваря 15 дня 1727 года Ее Императорское Величество, по докладу Святейшего Синода указала в Иркутску быть настоящим Епископом преосвященному Иннокентию, Епископу Переяславскому, которой был отправлен в Китайское государство. И во исполнение оного Ее Императорского Величества указа Святейший Правительствующий Синод приказали: Оному Преосвященному Иннокентию Епископу Переяславскому ныне быть в Иркутску настоящим Епископом и титуловаться по той Епархии как и прежде сего было, о чем к его преосвященству и указ из Синода послан, и обретающимся в Иркутской Епархии духовного и светского чина всякого звания людем о вышеписанном ведать, и о достодолжном оному Преосвященному Иннокентию Епископу, яко пастырю своему послушании чинить по сему Ее Императорского Величества указу неотложно».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, святитель Феофан не встречался в затворе с архиепископом Иркутским Вениамином. Характеристика «добрый и кроткий», данная святителем владыке Вениамину, не соответствует мнению биографов, которые отмечают «крутой нрав архиепископа, его неуживчивость и конфликтность» 840 . Епископ Тамбовский и Шацкий Виталий В миру Иосифов Василий Александрович (1831–1892). Родился в Воронежской губернии, окончил Воронежскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Служил учителем Белгородского духовного училища, священником. После того как овдовел, пострижен в монашество. Продолжал службу в Киевской духовной семинарии на должностях учителя, инспектора, ректора. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 г. был перемещен на Тамбовскую кафедру, а в 1890 г. – на Калужскую. В Тамбовской епархии владыка Виталий остался памятен усилением миссионерской деятельности. Посетил более ста приходов, в которых до него не побывало ни одного архипастыря. О посещении епископом Виталием святителя Феофана в затворе мы узнаем из письма святителя от 5 декабря 1888 года. «Наш владыка много трудится в поездке по епархии. Оттого и похудел. Помоги ему Господи в трудах его! Нынешний раз владыка полюбопытствовал видеть церковку мою и рабочую . Я хотел щегольнуть пред ним и показать ему облачение шелковое, золотом расписанное. А он сказал, что оно у него уже есть. Вот и пропал заряд. Очень жалел и жалею, что у меня из моих рукоделий ничего не было готового; и заготовить теперь уже трудновато. Везде глаз нужен, а у меня в этом недостаток. Загадываю однако нарисовать икону свят Митрофана. Когда бы мне удалось. Если угожу, пришлю владыке» 841 . Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним В миру Экземплярский Илья Тихонович (1836–1905). Родился во Владимирской епархии. Окончил Владимирскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Преподавал в Черниговской и Киевской духовной семинариях. У него было трое сыновей, в том числе богослов Василий Ильич Экземплярский . Его супруга скончалась в 1876 г. В 1885 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и в том же году хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Затем Алена Давыдова и Полина Юферова провели для сестер милосердия Саратовской епархии обучающие занятия по уходу за тяжелобольными людьми. Они рассказали о заболеваниях, которые приводят к трудностям в самообслуживании, и познакомили с основными правилами ухода. Вторая группа специалистов Синодального отдела по благотворительности провела встречу с координаторами епархиальных социальных проектов: службы «Добро», православного согласия трезвости «Лоза истинная», православного сообщества «Ковчег». Участники встречи обсудили вопросы помощи бездомным и алкоголезависимым, поддержки семей с паллиативными детьми, донорской помощи. Представители Саратовской епархии рассказали об участии прихожан храмов в регулярных акциях по сдаче крови для тяжелобольных Саратова. Также в ходе выездного семинара прошла встреча специалистов Синодального отдела с сотрудниками фонда социальной поддержки «Хорошие люди». В фонде на добровольных началах помогают более 90 человек. За 10 месяцев существования фонда была оказана продуктовая и вещевая помощь 1990 нуждающимся. «Наша активная деятельность совпала с разгаром пандемии, мы выяснили, что у нас большое количество прихожан живет крайне скромно и нуждается, — рассказал руководитель социального отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов). — Мы начали оказывать им содействие: собирать полноценные, большие наборы. К нам присоединились еще благотворители, и у нас получилось расширить работу. Мы взяли 200 малоимущих людей на свое обеспечение. Помимо продуктовой помощи, мы еще закупали вещи и медикаменты». В Саратове представители Синодального отдела по благотворительности провели также встречу с приходскими социальными работниками, священнослужителями и волонтерами епархии. В ходе семинара гости познакомились и с социальным служением Покровской епархии Саратовской митрополии. Они побывали в гуманитарном центре Покровска. Сотрудники центра помогают многодетным, неполным семьям и кризисным беременным. За последний год выездные обучающие семинары по социальному служению специалисты Синодального отдела по благотворительности провели в Хабаровской, Владивостокской, Находкинской, Мурманской, Североморской, Калининградской, Боровичской, Гатчинской, Тихвинской, Сочинской, Новороссийской, Пятигорской, Екатеринодарской, Иркутской, Улан-Удэнской, Северобайкальской, Петропавловской и Курганской епархиях.

http://patriarchia.ru/db/text/5813830.ht...

В заключение считаю нужным сказать, что по отделении Якутской области от Камчатской епархии в ней останутся: A) Американские поселения с 54 тысячами жителей, в числе коих находится 12½ тысяч христиан, с 10-ю церквами при особом Викарии. Б) Чукотская земля с 15–20 тысячами жителей с двумя в ней миссиями: Анадырской и Чаунской. B) Приморская область, в состав которой входят: а) Камчатка и б) Охотский округ, Аян и Удское с 15000 жителей христиан и с 16-ю церквами, в) прибрежья Татарского пролива (от устьев Амура до Кореи), г) нижняя часть р. Амура (от Николаевска до устья Уссури), – д) правый берег Уссури от устья до вершины и е) пространство материка между озером Ханка и до южных гаваней наших, находящихся прямо против Японии близ границ Корейской и Китайской. Г) Амурская область, занимающая все пространство, находящееся на левой стороне р. Амура от устья Уссури до начала р. Амура, или до границы Иркутской епархии, а в ширину от берегов Амура до Яблоневого хребта, или до границы Якутской области. Число жителей в той и другой области полагается до 60 тысяч, из них до 18 тысяч христиан туземцев и более 26 тысяч переселившихся и заехавших по службе из разных мест России. Число переселенцев-крестьян постоянно и значительно увеличивается каждый год – так что в течении 3–4 последних годов вблизи Благовещенска образовалось уже 20 тысяч селений с 2000 жителей, в числе коих неправославных не более 8 тысяч человек. Церквей в Приамурском крае (не считая 16-ти Камчатских и Охотских) в настоящее время можно считать 21 с 26-ю при них причтами (не считая Кафедрального собора) и кроме того настоит необходимость устроить вновь не менее 9 церквей, (о чем уже и представлено Св. Синоду). И можно сказать без преувеличения, что чрез 10–15 лет, собственно в Камчатской епархии (не считая Американских) число приходов и церквей будет менее нынешнего числа Якутских приходов. Правда, число церквей и паствы в Камчатской епархии остается очень не велико (т.е. 56 церквей с 9-ю вновь предполагаемыми и до 58 тысяч паствы), но то и другое – и в настоящее время в 3½ раза более того, что было при открытии сей епархии в 1840 году. И при том на Камчатскую епархию надлежит смотреть не как на обыкновенную епархию, но как на миссию в самом обширном значении сего слова, ибо и внутри оной и в соседстве с оною и так сказать пред глазами самого Епархиального Начальства находятся сотни тысяч язычников, – не говоря уже о средней и южной Манчжурии, доступной, по последним трактатам и нашим миссионерам, центральное управление коими должно быть не иначе, как в г. Благовещенске. 155

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

единицами и хозяйственно-церковной жизнью приходов на территории К. к. Храмы и имущество стали собственностью гос-ва, церковные и причтовые капиталы и предприятия ликвидировали, земли национализировали. Экономическая и политическая разруха не позволяла прихожанам участвовать в хозяйственно-церковной жизни епархии. Целостность Красноярской епархии до кон. 1922 г. удавалось сохранять во многом благодаря авторитету еп. Назария, к-рый воплотил в жизнь реформы, намеченные Поместным Собором 1917-1918 гг. В то же время давление государства на духовенство и верующих епархии повлекло за собой раскол конфессионального единства. Возникли обновленческое и тихоновское движения. Состав обновленцев в регионе был разнороден. Противоречия в этой среде оказались столь велики, что уже в 1923 г. обновленчество потеряло свои позиции и приняло формальный характер (ГА Красноярского края. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 299. Л. 156; Д. 498, Л. 5 об.; Ф. П-7. Оп. 1. Д. 842. Л. 1-3; Ф. П-60. Оп. 1. Д. 768. Л. 1-7). К марту 1925 г. жизнедеятельность патриарших приходов была восстановлена и регламентировалась Красноярской (во главе с еп. Амфилохием (Скворцовым)) и Минусинской (во главе с еп. Димитрием (Вологодским)) епархиями. Значительная часть общин Канского окр. была присоединена к Иркутской епархии. Во 2-й пол. 20-х гг. на территории края существовали также 2 обновленческие епархии и их немногочисленные приходы. В рамках кампании по борьбе с религией в Енисейской губ. перестали существовать 17 церквей, из них 12 - в городах, 5 - в уездах. В этот период Православие в регионе не испытывало того «кадрового голода», к-рый был в европ. части страны. Старожильческие приходы имели своего иерея и могли позволить себе его содержание. В малонаселенных переселенческих и сев. приходах проблема разрешалась благодаря мигрантам и ссыльным, которые постоянно замещали друг друга. В 1925-1927 гг. еп. Красноярский Амфилохий рукоположил в духовный сан 35 чел., 22 из которых были мирянами, 10 - из семей священников. Большинство из них были людьми молодого и среднего возраста.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Памятным событием того времени было перенесение мощей прей. Евфросинии из Киева в её родной город Полоцк. Оно тоже было обставлено весьма торжественно (торжества продолжались с 19 апреля по 22 мая, во многих городах епархии) и послужило оживлению рели­гиозной настроенности православных. Достойно упоминания учреждение в конце 1909 г. при Свято-Духовском Братстве Литовского Епар­хиального Древлехранилища (что-то вроде му­зея древности), задачей которого было «собира­ние, хранение, а также описание и изучение предметов церковной старины с целью дать возможное представление о ходе церковно­исторической жизни в крае». Для духовенства епархии немаловажным событием было повышение жалованья. Решение об этом было принято 20 мая 1908 г. Третьей Государственной Думой, признавшей «сущест­вующий способ обеспечения духовенства через поручное даяние за требы унизительным и вредным для пастырской его службы Церкви и народу». 5 июня 1910 г., находясь в С.Петербурге по делам Святейшего синода, скоропостижно скон­чался архиепископ Никандр. Его преемником на Литовской кафедре стал, упоминаемый уже, архиепископ Рижский и Митавский АГАФАНГЕЛ (Преображенский). Рижской епархией он управлял около 12 лет, так что с ситуацией в регионе был достаточно знаком, хотя религиоз­ная обстановка в Литовской епархии и была несколько сложнее, чем в Латвии. Архиепископ Агафангел, как и его пред­шественник, был выходцем из преподавательской среды. Окончив в 1881 г. Московскую Духовную Академию и женившись, он несколько лет преподавал в духовных школах, и только лишившись семьи (жена и сын в одно­часье померли), принял (в 1885 г.) монашеский постриг и спустя четыре года был уже хирото­нисан во епископа, став викарием Иркутской епархии. Современники (в бытность его уже в Рижской епархии) отмечали, что это был «...тонкий дипломат и умный администратор...». «Он был человек – внешностью и поведением – князь, душой же глубоко верующий, труженик и дружелюбен ко всем», – писал о нём журнал «Вера и жизнь» (1936, На Литовской кафедре он пробыл всего три с половиной года: в январе 1914 архиепископ Агафангел был переведён на Ярос­лавско-Ростовскую ка­федру. Не последнюю роль в этом сыграло обострение отношений с местными государст­венными чиновниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После всего сказанного читатель вероятно поймет наше удовольствие при чтении постановления 31-го Иркутского съезда, сделанного по инициативе благочиннического съезда и по настоянию Высокопреосв. Тихона. Благочиннический съезд Балаганского округа представил на заключение общеепархиального съезда в 1899 г. свое постановление об установлении ежегодного рублевого взноса с каждого псаломщика благочиния на учреждение казенных стипендий при Малышевской второклассной церковно-приходской школе для дочерей псаломщиков. Епархиальный съезд дал такое заключение: Так как Малышевская второклассная школа значительно отдалена от других благочиний епархии, кроме I и II участков Балаганского уезда, так что едва ли кому из псаломщиков будет возможным обучать своих дочерей в помянутой школе, то обязательное обложение каждого псаломщика епархии каким-либо взносом на эту школу съезд признаёт, по крайней мере, неосновательным. На это заключение съезда последовала такая резолюция Высокопр. Тихона: Съезд поспешил обозвать «неосновательным» обязательное обложение псаломщиков каким-либо взносом в пользу своих дочерей. Балаганское духовенство шло на встречу вопиющей нужде в образовании дочерей псаломщиков и воспользовалось в решении вопроса единственным в епархии второклассным училищем для девиц в селе Малышевском. Вопрос у него решился с согласия псаломщиков.... Низшие члены причта заслуживают заботы —391— старших членов. Пересмотреть и поставить вопрос на ноги. Снова войдя в обсуждение того же вопроса, съезд пришел к иному заключению: 1) Руководствуясь настоящею резолюциею Архипастыря, указывающею на обязанность старших членов причта прилагать заботы о младших членах – псаломщиках, 2) принимая во внимание недоступность епарх. ж. училища псаломщикам для образования в сем училище дочерей своих, 3) находя благовременным и полезным учреждение стипендий для беднейших дочерей низших членов причта во второклассной Малышвской – школе в благочиннических округах Балаганского уезда; 4) имея в виду устройство и в других уездах Епархии таковых же второклассных школ, в которых имели бы возможность получить соответствующее образование дочери беднейших псаломщиков, о.о. депутаты полагали бы весьма полезным и необходимым образование стипендий за счет псаломщиков как при – Малышевской школе, так и при имеющихся открыться таковых же школах и в других уездах Епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Состав духовенства камчатской епархии обычно пополнялся приезжими из соседних епархии или даже из европейских лишними людьми, а иногда местными причетниками, даже малограмотными. Существовавшая в Якутске семинария мало давала кандидатов священства. В виду этого пр. Вениамин, потерпевши неудачу с выпиской духовенства из томской и енисейской епархий 28 , со всей горячностью поддержал ходатайство своего предшественника об открытии семинарии в Благовещенске. Она и была здесь открыта (точнее – перенесена из Якутска) в 1870 г. При этом согласно представлению пр. Вениамина, она была соединена с местным духовным училищем, что было выгодно и в материальном отношении и в воспитательном. Для того, чтобы крепче привязать к службе на далеком востоке преподавателей, еп. Вениамин изыскал местные средства восполнения их казенного жалованья и хлопотал, хотя и неудачно, о распространении на них прав и преимуществ чиновников, служащих в отдаленных местностях. В семинарии он интересовался ходом преподавания, некоторое время сам давал темы для сочинений и, прочитывая ученические работы, награждал лучшие из них деньгами. Вообще он близко стоял к жизни своей духовной школы, еженедельно посещая ее, следя за успехами учеников, за пополнением библиотеки для чтения, за развлечениями воспитанников, их содержанием. Желая заполнить училище и семинарии учащимися, пр. Вениамин открыл в них широкий доступ детям светского звания. Во время своих поездок по епархии он всюду отыскивал для них учеников, без различия происхождения, и беднейшим предоставлял казенное содержание. И когда при отъезде его из Камчатской епархии собран был его почитателями капитал для образования стипендии его имени в одном из учебных заведений Благовещенска, он пожелал, чтобы стипендия была открыта при семинарии и предоставлялась преимущественно тому из светских воспитанников, которые изъявят желание посвятить себя на служение церкви в пределах камчатской епархии. Пред самым отъездом из Благовещенска пр. Вениамин задумал построить для семинарии каменное здание и, заручившись обещанием св. Синода ассигновать нужные средства, приступил к составлению проекта, плана и сметы, но за переводом его в Иркутск дело затянулось и только в 1885 г. семинария перешла в новое здание.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

В 1996 году открыто богословское отделение исторического факультета Орловского педагогического университета. В Орле при городском отделе народного образования действует социально-образовательный центр, при котором работают катехизаторские курсы. Благодаря поддержке руководителя отдела религиозного образования Барнаульской епархии открыт богословский факультет в Барнаульском университете. В Новокузнецке силами епархии и Института усовершенствования учителей учреждены курсы по основам православной педагогики для преподавателей средних школ. В 1997 году институт планирует создание Центра духовно-нравственного воспитания и религиозного образования. В Ярославской епархии работают лектории для педагогов в городах Рыбинске и Тутаеве. В Новосибирском государственном университете с 1992 года читается спецкурс по Библии. Готовится организация православного историко-филологического отделения одного из факультетов. В Калининграде при Государственном университете работают курсы " Православные чтения " . Епископ Иркутский и Ангарский Вадим читает лекции в местном педагогическом институте. В Курганской епархии на кафедре истории Курганского государственного университета работает факультатив по истории Православной Церкви. По благословению архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия в Шуйском педагогическом институте на четырех факультетах читаются лекции по основному богословию, патрологии, Священному Писанию. В 1996 году на социально-гуманитарном факультете Шуйского педагогического института открылось отделение теологии. Таких примеров много. Конечно, практически все эти начинания происходили под попечительством областных и городских районных органов образования, а в ряде епархий - и при активном участии местной администрации. К настоящему моменту соглашения о сотрудничестве с областной и республиканской администрациями и областными отделами образования заключили Архангельская, Владимирская, Воронежская, Екатеринбургская, Кемеровская, Краснодарская, Новосибирская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Сыктывкарская, Ярославская и некоторые другие епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010