Такие определения не суть новые откровения, а лишь новые обнаружения одной и той же неизменной истины с тех ее сторон, которые прежде не представлялись вполне ясно и определенно церковному сознанию» 130 . Вот как выглядит путь догматического развития у одного из раннехристианских авторов святого Илария Пиктавийского : «Злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Таин, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ» (О Святой Троице. 2:2). Уже апостола Варнава говорил об умении не давать чрезмерных ответов: «Душа моя надеется, что я объяснил сколько мог и как мог просто, и ничего не упустил из того, что служит к вашему спасению и что относится только к предметам настоящего времени» 131 . По мысли святого Иринея Лионского Церковь могла бы проповедовать без Писания. Но Писание незаменимо для опровержения еретиков. То есть сама Библия возникает как бы по полемической необходимости. Сам евангелист Лука приступает к написанию своего Евангелия с целью уточнить то, что говорили о Иисусе Христе или приписывали Его словам: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, то рассудилось и мне по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» ( Лк.1:1-4 ). На Вселенских Соборах не ставилось целью систематизировать христианское учение. Задача Собора всегда понималась конкретнее и скромнее: епископ как представитель своей епархии, своего верующего народа должен был засвидетельствовать – как его Церковь мыслит тот или иной вопрос.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Тимофей и Тит, по преданию церкви, бывшие епископами Ефеса и Крита, по посланиям ап. Павла являются уполномоченными апостола в церквах коринфской и фессалоникийской, не говоря уже о церквах ефесской и критской, в коих они в последние годы жизни ап. Павла представляются пребывающими неотлучно. О Тимофее, посылая его в Коринф для вразумления и благоустроения церкви, взволнованной образовавшимися там разделениями на партии, апостол пишет: у для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде, во всякой церкви 78 . В послании к фессалоникийцам ап. Павел называет Тимофея своим сотрудником в благовествовании и говорит, что он послан к фессалоникийцам для утверждения их и утешения в вере, что он послан узнать о вере их, чтобы как не искусил их искуситель и не сделался тщетным труд его 79 . О Тите апостол в послании к коринфянам свидетельствует: «это – мой товарищ и сотрудник у вас 80 . В приведенных местах не видно, какие в частности поручение возложены были на этих нарочитых посланников апостола и в чем состояли полномочия им дарованные. И то и другое раскрыто полно в пастырских посланиях. Если мы и не имеем достаточных оснований предполагать, что и в прежде упомянутых посольствах Тимофей и Тит осуществляли те же самые полномочие, какие изображены в пастырских посланиях, то для нас важно и то уже, что впоследствии, т.е. в самый поздний период апостольской истории никто иной, а именно эти сотрудники апостолов в благовествовании облечены были такими полномочиями. Это объяснение происхождения епископского звания противоречит и общему церковному преданию, и ходу развития церковного устройства, изображаемому в самом Свящ. Писании. Так, при таком объяснении происхождение епископского звания мы не знали бы, что сделать с следующими свидетельствами Св. Иринея Лионского : „(episcopis), quibus (apostoli) ipsas ecclesias committebant; valde enim perfectos et irreprehensibiles in omnibus eos volebant esse, quos et successores relinquebant, suum ipsorum locum magisterii tradentes 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

С. А. Федченков Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея Исторические сведения о литературной деятельности св. Иринея восходят к глубокой древности. Еще современники св. отца, жившие во второй половине II и первой половине III столетия, знают его сочинения и пользуются ими в своих трудах. Так, уже Климент Александрийский , по свидетельству Евсевия, «упоминает (в сочинении » О Пасхе») о Мелитоне, Иринее и некоторых других и приводит места из их творений» ( ν κα τς διηγσεις τθειται). 1330 Об антигностическом произведении Иринея говорит, как общеизвестном, автор так называемого Малого лабиринта (вероятно, Ипполит): «Кто не знает книг Иринея, Мелитона и прочих, в которых Христос именуется Богом и человеком?» 1331 Ипполит Римский , по словам Фотия, 1332 использовал данные Contra haereses в своей «Синтагме». Точно также в «Философуменах» у него приводится в выдержках значительная часть I книги этого труда. 1333 Зависит от Иринея Ипполит и во многих местах трактата «Об антихристе», повторяя мысли св. отца. 1334 Тертуллиан в числе источников своего сочинения «Против валентиниан» называет между прочими творения Иринея: «Пусть не говорят повсюду, что мы сами выдумали для себя предметы. Ибо они уже изображены и объявлены в превосходнейших сочинениях многими мужами, которые были не только нашими предшественниками, но и современниками, как-то: Иустином Философом и Мучеником, Мильтиадом, церковным софистом, Иринеем, тщательнейшим исследователем всех учений, и нашим Проклом, украшением девственной старости и христианского красноречия». 1335 И в действительности антигностический труд епископа Лионского лежит в основе изложения Тертуллианом учения валентиниан. 1336 Автор эпилога Martyrium " a Polycarpi (по Московской рукописи) говорит, что от Иринея осталось много превосходных и право-славнейших сочинений, в которых св. отец упоминает о своем учителе Поликарпе, опровергает все ереси и излагает церковное учение в том виде, как воспринял от епископа Смирнского. Рассказывается в творениях Иринея, по словам эпилога, между прочим, также и про чудесное извещение Иринея (посредством трубного звука) о смерти Поликарпа. 1337

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

С. А. Федченков Часть первая. Жизнь св. Иринея Лионского Глава I. Происхождение св. Иринея Лионского 1. Национальность и место рождения св. Иринея Кто были родители св. Иринея, неизвестно. Ни Евсевий, ни Иероним, ни творения самого св. отца и других древних учителей Церкви не дают прямых исторических свидетельств, определяющих его происхождение. Этим объясняется то, что Иринея причисляли и, отчасти, причисляют к разным национальностям. Икумений называет его кельтом, т. е. причисляет по происхождению к галлам (E ρηνα τ Κελτ... по-латыни Irenaeo gallo). 12 Но это мнение основано на недоразумении. Выражаясь так о св. отце, Икумений имел в виду 13 собственные слова последнего в предисловии к 1-й книге Contra haereses: «Я живу среди кельтов ( μν τν ν Κελτος, διατριβó ντων)». 14 Других доказательств в пользу своей гипотезы он не приводит. – Однако, судя по всему ходу речи, Ириней в данном случае говорит не вообще о жизни своей, а лишь о времени написания им большого антигностического труда (185–189 гг.), когда, будучи епископом Лионским, он по необходимости жил и вращался постоянно среди коренного населения Галлии, кельтов. Но вращаться среди кельтов – не значит еще быть кельтом от рождения. И истинный смысл слов св. отца, взятых в связи с последующим, совершенно противоположен мнению Икумения. Ириней в данном параграфе говорит об языке своего сочинения, характеризует его как безыскусственный и указывает причину этого недостатка, с его точки зрения, в том именно, что он «живет среди кельтов и по большей части имеет дело с варварским языком ( βá ρβαρον διá λεκον)»; таким образом, его природный язык от влияния варварского как бы испортился. Эта мысль о «порче» 15 природного и противоположение ему «варварского», каким термином греки обыкновенно определяли все негреческие языки, доказывает как раз, вопреки мнению Икумения, что природным наречием Иринея ни в каком случае не могло быть «варварское» – кельтское и что, следовательно, и сам он по своему происхождению не был кельтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Слава Богу, великие и добрые святители встают и встают в разные времена на служение Церкви Христовой! Вечный покой приснопамятному архиерею и отцу нашему митрополиту Николаю! 1997 г. Библиография 1. Учение святого Иринея Лионского о Священном Предании А. творения святого Иринея Лионского 1. Преображенский П., прот. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. СПб.» 1900. 2. Сагарда Н. , проф. Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского : «Доказательство Апостольской проповеди». Хр. Чт., 1907» с. 476–491; 664–691; 853–881. Б. Общие работы по патрологии и истории церкви 3. Благоразумов Н. , прот. Святоотеческая хрестоматия. М., 1884. 4. Болотов В. В. , проф. Лекции по истории Древней Церкви. Вып. 2. СПб., 1910. 5. Гнедич П., проф. прот. Конспект лекций по Патрологии. 1962–1963 учебный год в МДА. 6. Дюшен Л. История Древней Церкви. Том 1. М., 1912. 7 . Doresse Jean. Les livres secrets des gnostiques d Egypte. Librairie Plon. Paris, 1958. 8. Епифанович С. Л., проф. Патрология Отдел П. Борьба Церкви с ересями 2 в. (гл. 1–7). 9. Епифанович С. Л. , проф. Лекции по Патрологии (Церковная письменность 1–3 веков). Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии. Под общей редакцией доцента Московской Духовной Академии Н. И. Муравьёва. Научная подготовка текста, вступительная статья, примечания, справочный аппарат, выверка цитат к.б., к.ф.н. П.К. Доброцветов. Научный консультант проф. МДА А.И. Сидоров . Санкт–Петербург, 2010. Отдел второй. Борьба Церкви с ересями во 2 веке. С. 358–407. 10. Иустин, епископ. Сочинения Том 2. М., 1895. 11. Налимов Т.А., проф. Записки по Патристике. СПб., 1899. С. 263–296. 12. Попов И. В. , проф. Конспект лекций по Патрологии. Сергиев Посад, 1916. Отдел 3. Противогностичесая литература. С. 54–68. 13. Попов И. В. , проф. Патрология. Краткий курс. Под общей редакцией проф. МДА А.И. Сидорова . М., 2003. Отдел третий. Противогностическая литература. С. 61–77. 14. Памфил Евсевий. Сочинения (Церковная история). Том 1. СПб., 1858. 15. Писарев Л. И. , проф. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. 1915. Ч. 1. Ереси первовекового христианства и их мировоззрения. Гл. 1 (с. 18–95) и 3 (с. 163–288).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Единственное основание, какое приводит Землер в пользу такого вывода, это то, что Ириней, Тертуллиан и Климент были современниками; поэтому последние два не могли воспользоваться трудом первого. Однако положение это верно лишь отчасти; вторая же половина его не соответствует действительности. Тертуллиан написал свое сочинение «Против валентиниан», можно думать, уже в III в., после того как перешел на сторону монтанистов, т. е. около 208–215 г. 1812 Между 208 и 211 гг. появились, вероятно, и «Строматы» Климента. 1813 Антигностический же труд Иринея написан был в 185–189 гг. Таким образом, и Тертуллиан , и Климент имели полную возможность в течение 20–25 лет основательно ознакомиться с сочинением епископа Лионского. Зависимость свою от Иринея открыто признает сам Тертуллиан . 1814 И совершенно произвольно отрицает Землер значение за его свидетельством. Оно не согласно с теорией Землера. Но если руководствоваться такими соображениями, тогда можно отвергнуть все самые достоверные исторические данные. Других же доказательств Землер не приводит. По словам Евсевия, Климент также знаком был с творениями Иринея и использовал некоторые места из них в своем сочинении «О Пасхе». 1815 Нет, таким образом, никаких оснований выдумывать мифическую фабрику подложных творений св. отцев. Дело обстояло проще. Тертуллиан и Климент воспользовались существовавшим уже в их время трудом Иринея. Этим и объясняется сходство между их творениями и некоторыми частями «Против ересей». Неправильно и вообще утверждение Землера, будто бы до Евсевия никто не был знаком с трудом епископа Лионского. Оставим в стороне свидетельства Евсевия (о Клименте) и Тертуллиана (о себе самом). Автор, однако, забыл, что общеизвестным признает труд Иринея уже составитель «Малого лабиринта». «Кто не знает, – говорит он, – книг Иринея, Мелитона и прочих, в которых Христос именуется Богом и человеком?» 1816 Знакомство с настоящим содержанием «Против ересей» обнаруживает Киприан Карфагенский в письме к Помпею. 1817 Ипполит Римский , по словам Фотия, 1818 использовал данные Contra haereses в своей «Синтагме». В «Философуменах» же его приводится в выдержках значительная часть I книги этого труда, 1819 сходная с настоящим текстом. 1820

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Он предупреждает своего друга, чтобы он не требовал от него, живущего среди кельтов и по большей части имеющего дело с варварским языком, ни искусства речи, которого он не изучал, ни писательской способности, которую приобрести не старался, ни красоты выражений, ни увлекательности, которые чужды ему (Adv. haer. I, Praef. 2–3). Но в обстоятельствах жизни и деятельности св. Иринея не было недостатка в весьма основательных побуждениях, заставлявших его и без просьбы друзей браться за трость, чтобы защитить дорогое дело соблюдения в чистоте правого учения. Поэтому древние свидетельства говорят о широкой литературной деятельности св. Иринея и называют много написанных им произведений. Главным источником сведений о произведениях Иринея служит Евсевий, который обнаруживает особенный интерес к лионскому епископу. Цитаты у других греческих писателей дополняют его или новыми фрагментами названных у него произведений, или же наименованием и отрывками непоименованных у него произведений; важное значение имеют сирийские и армянские фрагменты. Но из всех произведений св. Иринея в целом виде сохранилось только два: 1) «Обличение и опровержение лжеименного знания» (λεγχος   και ανατροπ της ψευδωνμου γνσεως),   известное и под сокращенным заглавием: Προς [τας] α1ρσες   (у Кирилла Иерусалимского , Cateches. XVI, 6) и Adversus haereses (у Иеронима, De vir. ill. 35). Это произведение разделило судьбу других антигностических памятников в том отношении, что греческий текст его утрачен; сохранились только многочисленные отрывки у древних греческих писателей – у Ипполита, Евсевия, Епифания и др. Первая из пяти книг произведения по этим цитатам может быть восстановлена почти в целом виде. Из древних каталогов рукописей заключают (Th. Zahn и Ph. Meyer), что в XVI и XVII вв. произведение Иринея известно было еще на греческом языке, и высказываются надежды (Fr. Loofs), что греческий текст этого произведения еще может быть найден. Тем большую ценность имеет сохранившийся латинский перевод всего сочинения Иринея очень древнего происхождения: можно думать, что он был известен уже Тертуллиану 610 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

An Account of the Life and Writings of S. Irenaeus, Bishop of Lyons and Martyr. L., 1841; Евгений (Сахаров-Платонов), иером. Св. Ириней, еп. Лионский//ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 385-413; Скворцов К. Философское учение Иринея Лионского//ТКДА. 1867. 11. С. 185-209; [Паховский П. Ф.] Сочинение Св. Иринея Против ересей//Кишиневские ЕВ. 1870. 8. С. 489-505; 12. С. 61-634; 20. С. 567-584; 24. С. 742-754; Ziegler H. Irenäus, der Bischof von Lyon. B., 1871; Гусев Д. В. Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями II в.//ПС. 1874. Ч. 2. 7. С. 181-235; Ч. 3. 9. С. 3-55; Ropes C. J. Irenaeus of Lyon//Bibliotheca Sacra. Andover (Mass.), 1877. Vol. 34. Apr. P. 284-334; Никольский А. И. Св. Ириней Лионский в борьбе с гностицизмом//ХЧ. 1880. Ч. 1. 3/4. С. 254-310; 1881. Ч. 1. 1/2. С. 53-102; 3/4. С. 232-252; 5/6. С. 509-538; Loofs F. Die Handschriften der lateinischen Übersetzung des Irenaeus und ihre Kapitelteilung//Kirchengeschichtliche Studien. Lpz., 1888. S. 1-93; Курганов Ф. А. Свидетельствовал ли св. Ириней, епископ Лионский, о приматстве и непогрешимом учительстве римской церкви, в частности - ее первосвященника? Каз., 1893; Harnack A. Die Pfaff " schen Irenäus " Fragmente als Fälschungen Pfaffs nachgewiesen. Lpz., 1900. (TU; 20. H. 3); Т. Ириней св., еп. Лионский//ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 1018-1022; Орлов А. П. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского: Ист.-догматич. исслед. Серг. П., 1908. С. 55-78; он же. Христология Илария Пиктавийского в связи с обзором христологических учений II-IV вв. Серг. П., 1909. С. 1-25; Jordan H. Die Alter und die Herkunft der lateinischen Überzetzung des Hauptwerkes des Irenaeus. Lpz., 1908; Wieten L. T. Irenaeus " geschrift: «Ten bewijze der apostolische prediking». Utrecht, 1909; Киановский В. П., свящ. Эсхатология св. Иринея Лионского в связи с современными ему эсхатологическими воззрениями (хилиазм и гностицизм)//ВиР. 1912. 15. С. 289-308; 16. С. 431-453 (отд. отт.: Х., 1912); Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

Давид Острик Скачать epub pdf (сравнительный анализ) Божественное Откровение традиционно неразрывно связано с таким явлением как Священное Предание, развитие учения о котором обращает на себя внимание в контексте изучения святоотеческой письменности. Как мыслилось Священное Предание в доникейскую эпоху истории Христовой Церкви можно оценить, последовательно изучив творения церковных писателей того времени. В рамках данного выступления постараемся сопоставить учение о Священном Предании священномучеников Иринея Лионского и Ипполита Римского . Св. Ириней (род ок. 130 года по Р.Х.) был епископом города Лион, получил образование в Малой Азии. Его сочинения свидетельствуют о хорошей образованности автора, о знании им древних поэтов, философов, всех современных мнений. Св. Поликарпом, св. Ириней был послан в Галлию, где в то время не хватало проповеди одного св. Пофина. 1 Епископом Лиона, Св. Ириней был поставлен в 178 году. Известный франкский историк Григорий Турский свидетельствовал: “В короткое время он проповедию преобразовал весь город в город христианский”. 2 В то время на берега Роны принесли с собою еретические учения последователи Валентина. Тогда то Св. Ириней и написал свой труд “Обличение лжеименного разума” или “Пять книг против ересей” Учение о Священном Предании в произведении св. Иринея раскрывается как опровержение учения гностицизма, его частного представителя Валентина. В книгах против ересей св. Иринея довольно обстоятельно очерчен круг предметов, входящих в состав Предания. Он, как известно, обличал ересь гностицизма, сущность которого можно выразить так: гностики считали, что Господь Иисус Христос одним сообщал несовершенное учение, другим – более совершенное в зависимости от уровня их восприятия. Учеников же своих Он сподобил высшего ведения (гносиса). Еретики были обличаемы за дуализм, произвольное толкование Св. Писания, несообразную нравственную практику: обычай требовать деньги за таинства. Здесь св. Ириней приводил в пример Симона волхва, который предлагал деньги апостолу Петру за таинства ( Деян.8:9–11 ). От него и “произошли все ереси” 3 , – писал св. Ириней.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

5. Евсевий Памфил . Церковная история/Евсевий Памфил. M., 1993. 6. Кирьянов, Б. Полное изложение истины о Тысячелетнем царстве Господа на земле/Б. Кирьянов. СПб.: Алетейя, 2001. Книга представляет собой апологию хилиазма. 7. Книги Сивилл. Перевод М. Витковской и В. Витковского. M., 1996. 8. Писания мужей апостольских. Рига: Латвийское библейское общество, 1991. 9. Писания мужей апостольских. Перевод протоиерея П. Преображенского . M., 1895. 10. Скворцов, Κ. О книгах Сивилл/ К. Скворцов //Труды Киевской духовной академии. 1861. Т. 4. Июль. С. 348–­384. Разделы «Хилиазм Иустина Философа » и «Хилиазм Иринея Лионского » 11. Киановский, В. Эсхатология св. Иринея Лионского в связи с современными ему эсхатологическими воззрениями (хилиазм и гностицизм)/В. Киановский//Вера и разум. 1912. С. 289–308. C. 431–453. 12. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод протоиерея П. Преображенского . СПб., 1900. 13. Сочинения древних христианских апологетов. СПб.: Алетейя, 1999. 14. Сочинения святого Иустина, философа и мученика. Перевод протоиерея П. Преображенского . СПб., 1892. Разделы «Хилиазм Лактанция », «Хилиазм и концепция Великой недели» и «Трансформация хилиастических представлений в IV веке» 15. Акимов, В. В. Трансформация раннехристианских эсхатологических воззрений в церковно-исторических сочинениях Евсевия Кесарийского /В. В. Акимов//Труды Минской Духовной Академии. 3. Жировичи, 2005. С. 66–70. 16. Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина/Евсевий Памфил. M., 1998. 17. Лактанций . Божественные установления. VII. 14//Тюленев, В. М. Лактанций : христианский историк на перекрестке эпох. С приложением перевода трактата «Божественные установления»/В. М. Тюленев. СПб: Алетейя, 2000. С. 313–314. См. так же с. 44–51. 18. Лебедев, А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV no XX вв./ А. П. Лебедев . СПб., 2000. 19. Творения Лактанция , писателя в начале четвертого века, прозванного христианским Цицероном. Перевод. Е. Корнеева. СПб., 1848. Ч. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010