Предисловие Часть первая. Жизнь св. Иринея Лионского Глава I. Происхождение св. Иринея Лионского 1. Национальность и место рождения св. Иринея 2. Время рождения св. Иринея Глава II. Ранние годы св. Иринея 1. Место жительства и среда, где вращался Ириней в ранние годы 2. Светское образование св. Иринея 3. Знакомство св. Иринея с Поликарпом и «пресвитерами» 4. Поездка св. Иринея в Рим в 154–155 г. Глава III. Галльская церковь в эпоху св. Иринея 1. Краткие географические и исторические сведения о Галлии 2. Христианство в Галлии 3. Гностицизм 4. Монтанизм 5. Пасхальные споры Глава IV. Жизнь и деятельность св. Иринея в Галлии 1. До 177 г. 2. Лионское гонение 177 г. 3. Поездка св. Иринея в Рим по поводу раскола монтанистов 4. Посвящение св. Иринея в сан епископа 5. Борьба с гностиками 6. Участие св. Иринея в пасхальных спорах 7. Борьба с ересью Флорина 8. Раскол Власта 9. Пастырско-проповедническая деятельность 10. Ученики св. Иринея 11. Мученическая кончина св. Иринея Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Рукописные кодексы и печатные издания творений Иринея Глава I. «Обличение и опровержение лжеименного знания» 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Содержание «Против ересей» 3. Источники «Против ересей» 4. Время появления латинского перевода «Против ересей» 5. Греческий подлинник «Против ересей» в Новое время 6. Подлинность «Против ересей» 7. Значение «Против ересей» Глава II. «Доказательство апостольской проповеди» 1. Свидетельства древности и открытие сочинения 2. Армянский перевод 3. Первоначальное заглавие сочинения 4. Адресат «Доказательства» 5. Время написания «Доказательства» 6. Содержание «Доказательства» 7. Подлинность «Доказательства» 8. Значение «Доказательства» Глава III. Несохранившиеся и сомнительные сочинения 1. «О единоначалии, или О том, что Бог не виновник зла» ( Περ μοναρχας) 2. «Книга о восьмерице» ( Περ γδοδος) 3. «О расколе» ( Περ σχσματος)   4. Письма к папе Виктору 5. Письма к разным епископам по поводу пасхального спора 6. «О познании» ( Περ πιστμης) 7. «Книга разных проповедей» ( Βιβλον διαλξεων διαφρων) 8. «Книга против Маркиона» 9. Письмо Лионской и Виеннской церквей о мучениках лионских 10. «О вере» ( Περ πστεως) 11. Комментарии на разные книги Св. Писания 12. «О сущности всего» ( Περ τς το παντς οσας) 13. «О Св. Троице» ( Περ τς γας τριδος) 14. «Слово против Саторнина» 15. «Слово против Колорваса» 16. «Слово о домостроительстве Спасителя» 17. Фрагменты Пфаффа Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Глава 3. Особенности пневматологии Апостола Иоанна 3.1. Современные подходы к исследованию евангелия от Иоанна Для современной библеистики обычной практикой при исследовании Четвертого евангелия является выделение нескольких аспектов, которые необходимо отметить перед началом раскрытия темы исследования. Это, как правило, вопросы авторства, историчности, времени и цели написания; внутренние и внешние свидетельства об этом и, что является специфичным для Евангелия от Иоанна, – отличия от синоптических Евангелий. Рассмотрим кратко эти и некоторые другие вопросы предварительного характера, учитывая замечания епископа Кассиана (Безобразова) 132 , а также отчасти опираясь на работу Стивена Смолли 133 , процитированную во введении к комментарию на Евангелие от Иоанна, написанному Холлом Харрисом, профессором семинарии в Далласе 134 , и, в основном, на книгу Дональда Гатри 135 , в которой систематично рассматриваются именно вводные вопросы. При работе с неправославными источниками будем, конечно, стараться использовать их адекватно, избегая чуждых для православного догматического сознания умозаключений. Практически невозможно как-либо сгруппировать различные теории и мнения относительно происхождения Четвертого Евангелия. Самое раннее упоминание о Четвертом Евангелии во внешних источниках встречается у сщмч. Иринея Лионского 136 , авторитетом для которого был сщмч. Поликарп Смирнский , наученный истине от апостолов 137 . В сочинении «Против ересей» находим, что Иоанн, ученик нашего Господа, написал Евангелие в Ефесе и оставался в этом городе до царствования Траяна 138 . В другой ссылке на Поликарпа из письма сщмч. Иринея к Флорину он напоминает своему другу детства воспоминания Поликарпа о его беседах с Иоанном и другими, кто видел Господа 139 . Хотя и существует значительное количество теорий, критически настроенных в отношении свидетельства сщмч. Иринея 140 , однако доверие этому свидетельству подкрепляется тем, что именно после него апостольское авторство Евангелия стало восприниматься беспрекословно 141 . Поводом же для обращения к Евангелию от Иоанна сщмч. Иринея Лионского , вероятно, было стремление доказать, что, несмотря на широкое использование гностиками 142 , оно не имеет ничего общего с гностицизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Г. И. Беневич Богословие II-III веков. Полемика с гностицизмом Св. Ириней Лионский (Г. И. Беневич) Св. Ириней, епископ Лионский, занимает в истории христианской мысли исключительное даже для своего времени место. Едва ли не на всем, что связано с его именем и наследием, лежит печать новизны. Богословие св. Иринея, хотя оно было развито в первую очередь в контексте полемики с главной ересью его времени – гностицизмом, по своему влиянию далеко выходит за пределы II в., когда жил св. Ириней. Достаточно сказать, что в VII в. прп. Максим Исповедник активно обращался ко многим идеям, восходящим к св. Иринею, иногда прямо называя его. Впрочем, тот факт, что два главных сочинения Лионского епископа до нас дошли не в оригинале, погречески, а одно (Adversus baereses, «Против ересей») – на латыни, другое же («Доказательство апостольской проповеди », далее – «Доказательство») – по-армянски, говорит о том, что судьба его сочинений в грекоязычной святоотеческой традиции складывалась не столь уж благополучно. Прежде чем обратиться к основным аспектам наследия св. Иринея, приведем краткую его биографию. Наиболее вероятная дата рождения Иринея: 130–140 гг. 34 , место его рождения, как и этническая принадлежность, точно неизвестны, хотя традиционно считается, что он родом из Малой Азии. Родным языком для св. Иринея был греческий. Грекоязычным, вероятно, было большинство христиан Лиона (Лугдуна), города в Галлии, где впоследствии он был епископом. В своих сочинениях св. Ириней выказывает знание риторики и диалектики, сочинений Платона, Гомера, Гесиода и Пиндара. Вероятно, ему были известны и сочинения стоиков и средних платоников его времени. Духовное формирование св. Иринея происходило в Церкви Смирны. Он вспоминает, что молодым человеком слушал св. Поликарпа Смирнского († 155/6 г.), который, в свою очередь, знал апостолов, в частности, Иоанна Богослова. Преемственность мужам апостольским, к каковым относится св. Поликарп, укорененность в апостольской традиции – одна из характерных черт богословия св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Скачать epub pdf 21 апреля 2018 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия завершила свою работу V Международная патристическая конференция ОЦАД на тему «Священномученик Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». В заключение присутствовавшим было представлено поэтическое сочинение о. Дионисия – «Гимн Святому Иринею Лионскому (в память о конференции в его честь)». Русский текст прочел Алексей Русланович Фокин , английский перевод, выполненный епископом Сакраментским Иринеем, озвучил протоиерей Джон Бэр. Гимн, состоящий из 34-х катренов, получил высокую оценку слушателей. В первый день конференции 19 апреля профессор МДА игумен Дионисий (Шленов) выступил с докладом «Познание Отца через Сына по св. Иринею Лионскому и в последующей традиции: на примере Adversus haereses 5, 16, 2 (Fr. 15)», таматика которого, также как и других выступлений, отчасти отражена в поэме. Гимн святому Иринею Лионскому На память о конференции в его честь Hymn to Saint Irenaeus of Lyon In memory of the conference in his honour By Abbot Dionysius (Shlenov) English translation by Bishop Irenei of Sacramento Под музыку непостижимой речи Слова писались прямо от души – Без пониманья, но сияют свечи И озаряют веры рубежи! Святого Иринея память ныне Отметить мы пытаемся, а он, Застывши на неведомой твердыне, Почти невидим в глубине времен... Как выразить учение о Боге, Кто близок и при том непостижим? Для гностиков ответ премудро-строгий. В сраженьи слова дар едва храним... Как будто углубленную доктрину Готовы были миру изложить, Но Ириней все мудрости отринул, Их в простоте готовый победить. Неужто гнозис выше богословья, В котором вера, знание и свет? Проникнутым Божественной любовью Откроется спасительный ответ. Святой отвергнул ложные триады И огдоады призрачных богов. В единстве с Богом вечная награда И пир, что невещественно готов. Настолько Бог у них непостижимый, Что путь к Нему навеки исключен. Напрасны все усилия пилигрима – От гносиса большой душе урон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Краткое историческое сведение о жизни и творениях св. Священномученика Иринея, Епископа Лионского Святой Ириней родился в Малой Азии около 120 года по Рождестве Христовом; был ученик святого Поликарпа, Епископа Смирнского, как видно из жития сего последнего. Из Азии прибыл в Галлию, быв туда послан святым Поликарпом 1 ; но по какому случаю и в каком году, определенно неизвестно. В 177-м году, в котором особенно свирепствовало в Лионе гонение против Христиан, святой Ириней был пресвитером в сем городе, и от Лионских Исповедников и Мучеников был отправляем, к папе Елевферию с посланием не только как Пресвитер, но и как человек, исполненный ревности и любви к Божественному учению Христову 2 . По возвращении его из Рима, все признали его достойным, в тогдашних затруднительных обстоятельствах Церкви, быть преемником Епископа Иофина, скончавшегося мученической смертью в том же 177-м году. Быв возведен, на Епископский престол, святой Ириней весьма ревностно исполнял вверенное ему от Бога служение, был светилом Церкви не только по святости жизни, но и по многим превосходным своим творениям. По словам Григория Туронского, он, в непродолжительном времени, своею проповедью сделал весь город истинно Христианским, во всех отношениях 3 . По во время гонения, воздвигнутого на Христиан Септимием Севером, столь жестокого, что по улицам текли реки крови Христианской 4 , святой Ириней увенчался славою мученичества, которое претерпел около 203 года по Рождестве Христовом в летах преклонных; – отчего Епифаний и называет его блаженным старцем 5 . Из всех творений святого Иринея дошли до нас только пять книг против ересей. В сих книгах, опровергнув все ереси, существовавшие в его время, он дал Церкви оружие, с которым бы она могла ратоборствовать против еретиков, имевших явиться и в последующие времена. Прочие творения святого Иринея дошли до нас только в отрывках, сохраненных Евсевием 6 . В числе их особенно замечательны: 1) письмо к Флорину; 2) письмо к Власту о расколе (de schismate) и 3) превосходное письмо его к Папе Виктору, которым Ириней хотел отклонить его от предпринятого им намерения, касательно Азиатских Церквей, по причине их спора и разногласия в рассуждении дня празднования пасхи. Но поводу сего письма, Евсевий, в похвалу Иринея, говорит следующее: «Ириней, вполне соответствующий своему имени (ибо Греческое слово ειρηναος, на Латинском языке – pacificus, значит мирный), не одним только именем, но и самою жизнью и миролюбивыми советами своими, весьма много сделал для мира и спокойствия Церквей».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

Скачать epub pdf Страдание святого священномученика Иринея, епископа Лионского Память 23 августа Святой Ириней, епископ лионский, принадлежит к числу замечательнейших отцов и учителей Церкви. Он жил и подвизался во II в., посвятив всю жизнь свою борьбе с гностицизмом 5181 . Значение его для христианской Церкви II в. можно сравнивать с значением святого Афанасия Великого для христианской церкви IV в. И тот и другой одинаково, и по преимуществу являются в своей жизни и деятельности защитниками чистого, неповрежденного церковного учения против ложных еретических учений своего времени, – святой Ириней – против гностицизма; святой Афанасий – против арианства 5182 . Святой Ириней происходил из Малой Азии; его родиною был город Смирна; с юных лет Ириней изучил основательно всю эллинскую мудрость; он был хорошо знаком с греческою поэзиею, философиею и прочими эллинскими науками. Однако святой Ириней не увлекся лжеименным мирским знанием. Услыхав о духовной мудрости, – премудрости христианской, Ириней пожелал восприять ее всем сердцем своим; теперь он уже пожелал поучаться только сей истинной душеспасительной мудрости, мирскую же мудрость – эллинскую вменял ни во что. В истинах веры христианской святой Ириней первоначально был наставлен святым Поликарпом, епископом смирнским. Сей святой Поликарп был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и им самим был поставлен на епископский престол города Смирны. Святой Поликарп весьма много потрудился на пользу Церкви Христовой, ибо он заботился не только о своей пастве смирнской, но писал послания и соседним церквам. По свидетельству блаженного Иеронима 5183 , Поликарп был «вождем всей Азии в христианстве». Учеником-то сего славного Поликарпа и был святой Ириней; услышав из уст святого Поликарпа душеспасительное учение христианское, Ириней возлюбил его более всякой светской науки; сделавшись учеником Поликарпа, святой Ириней стал как бы учеником Самого Христа, ибо со всем усердием воспринимал умом своим истины веры христианской и отдал всего себя на служение Богу. Так как Поликарп был учеником святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, то он передавал святому Иринею всё то, что слышал сам от святых Апостолов, бывших самовидцами и слугами Христовыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 01:00 Епископ Ириней: Основой служения епископского является жертвенная любовь 22 ноября за Божественной литургией в Покровском ставропигиальном женском монастыре города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского.   Слово архимандрита Иринея (Тафуни) при наречении во епископа Орского и Гайского Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой! Ныне изволением Святого Духа, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода я призван принять жребий архипастырского служения. От всего сердца прошу святых молитв при возложении ваших святительских рук на главу моего недостоинства, ибо ныне дерзаю приступить ко граду Бога живого (Евр. 12, 18; 22), чтобы Всемилостивый Господь сподобил меня исполнить завет Свой представить себя Богу достойным… верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15). В сей священный час моей жизни я с глубоким смирением и благоговением повергаюсь ниц пред Всемогущим Богом, призывающим меня, недостойного, к великому и безмерно ответственному архиерейскому служению, сознавая величие креста, который Господь ныне вручает мне. Приняв архиерейский жезл, человек должен, по словам святителя Григория Богослова, стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горний жертвенник, священнодействовать со Христом, творить для горнего мира. Основой служения епископского является жертвенная любовь к Богу и к людям, которая должна выражаться в деле, слове и непрестанной молитве. Ибо, по слову апостольскому, если любви не имею, то я — ничто (1 Кор. 13, 2). Сознавая высоту сего служения и ответственность его, помню, что епископ должен непрестанно бодрствовать, дабы волки не расхитили и не разорили паству, вверенную его попечению, и быть готовым положить жизнь свою за овец (ср.: Ин. 10, 11). Страшусь, помня о том, что святые апостолы были посланы в мир проповедовать слово Божие, и если апостол Павел говорит: Горе мне, если я не благовествую (1 Кор. 9, 16), то что делать мне, недостойному? Буду ли я готов всё это исполнить? Боюсь и трепещу, прошу помощи у Всемилостивого Бога, Пречистой Владычицы нашей Богородицы, всех святых Его угодников и моего небесного покровителя — священномученика Иринея Лионского, и у вас, богомудрые архипастыри, чтобы должно исполнить возложенное на меня послушание.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_iriney_...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Сворачивать мне было некуда " . Памяти Митрополита Нежинского и Прилукского Иринея 27.09.2017 848 Время на чтение 22 минут 23 сентября 2017 года отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Ириней (Семко), Митрополит Нежинский и Прилукский. Он родился 11 июня 1963 г. в с. Ропотуха Черкасской области. В 1982 г. был зачислен на первый курс Киевского инженерно-строительного института. В 1983 г. покинул институт по собственному желанию и поступил в Московскую духовную семинарию. Осенью 1984 г. зачислен в состав братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 26 февраля 1985 г. пострижен в монашество с именем Ириней в честь святителя Иринея Лионского. 6 апреля 1985 г. рукоположен во диакона, 30 ноября 1986 г. во священника. В 1987 г. после окончания семинарии направлен в Почаевскую Свято-Успенскую Лавру. Весной 1991 г. переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. После окончания Московской Духовной Академии преподавал в Киевской духовной семинарии. С сентября 1996 г. нес послушание благочинного Киево-Печерской Лавры. 26 декабря 2006 г. защитил кандидатскую диссертацию «История православного женского монашества на Украине в ХХ столетии». 31 мая 2007 г. назначен управляющим новосозданной Нежинской и Батуринской епархии. 10 июня 2007 г. хиротонисан во епископа в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Решением Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 г. титул правящих архиереев Нежинской епархии изменен на «Нежинский и Прилукский». 28 августа 2014 г. Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа; 28 июля 2017 г. в сан митрополита. Господь да упокоит раба Своего в селениях праведных и сотворит ему вечную память! Выбор монашеского пути накладывает на человека особую ответственность, которую и сейчас далеко не каждый верующий может вместить. Большинство нынешних иерархов Русской и Украинской Православной Церкви делали такой выбор, живя в государстве, где воинствующий атеизм являлся неотъемлемой частью официальной идеологии. Среди них - и Владыка Ириней, Митрополит Нежинский и Прилукский. Уже в двадцать лет он знал, что станет монахом, и не свернул с избранного пути.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/27/...

свящ. Михаил Легеев Тема 11. Священноисповедник Феофил Антиохийский 11.1. Сведения о жизни О жизни святого Феофила известно совсем немного. Время его рождения неизвестно. Вероятно, он был уроженцем Сирии; в зрелом возрасте он пришёл ко Христу, подобно большинству апологетов, а впоследствии, около 168 года, стал шестым епископом Антиохии. Расцвет литературной деятельности св. Феофила приходится, таким образом, на конец 160-х – 170-е годы – время правления императора Марка Аврелия. Святой пережил гонения, ознаменовав себя подвигом исповедника; его епископское правление продолжалось 13 лет, вплоть до смерти святого в начале 180-х годов. Святой Феофил вошёл в историю Церкви как почитаемый святой, как один из наиболее значимых апологетов и, наконец, как характерный представитель антиохийского богословия, вместе со свт. Мелитоном Сардийским , во многом предварившим богословие свщмч. Иринея Лионского . Если у св. Мелитона мы видим раскрытие темы спасения и осмысление в её рамках христологии, осмысление, приведшее в конце концов церковную мысль к формуле «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», то святой Феофил прообразует в своём учении иную тематику будущего лионского святителя – тему Предания Церкви. 11.2. Творения До нас дошло одно, впрочем, весьма значительное, произведение св. Феофила Антиохийского – « Три послания к Автолику ». Данный труд представляет собой классический вариант апологии, адресованной частному лицу. Это произведение многопланово, имеет свои характерные черты и поднимает ряд важных богословских тем своего времени, помимо того что исполняет свою прямую апологетическую задачу – защиту Церкви и её истинного образа в глазах язычников, совершаемую ради их спасения. Другие сочинения святого (числом не менее четырёх) не сохранились. 11.3. Важные особенности богословия Богословие свт. Феофила носит характерные черты антиохийской школы, склонной к катафатизму и акценту на многообразии (см. п. 2.3.2 настоящего учебника). Из этого так или иначе вытекают (или, лучше сказать, этим так или иначе опосредуются) важнейшие богословские темы и прозрения этого святого. Таковы темы богопознания и Предания , первое в истории Церкви употребление богословского термина « Троица » и тот акцент мысли, который мы называем « богословской акривией » (см. п. 9.7.2 настоящего учебника).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Ричард Бокэм (баптист) 17. Поликрат и Ириней об Иоанне Свидетельство об Иоанне Поликрата Эфесского • Иоанн – участник Тайной вечери не из числа Двенадцати, носивший петалон·• Любимый Ученик Иисуса – иудейский первосвященник Иоанн • Свидетельство об Иоанне Иринея Лионского • Как отождествили Иоанна, автора Четвертого Евангелия, Откровения и Посланий, и апостола Иоанна, сына Зеведеева Поликрат об Иоанне Помимо тех восстановленных нами сведений о Евангелии от Иоанна, которые приводит Папий, наиболее ценная патриотическая информация о его авторстве исходит от Поликрата, епископа Эфеса в конце II столетия. Связь евангелиста Иоанна с Эфесом многократно засвидетельствована, начиная с конца II века и далее. Ее можно найти у Иринея (Против ересей, 3.1.1; 3.3.4), в апокрифических «Деяниях Иоанна» и у Климента Александрийского (по Евсевию, Церковная история, 3.23.б) 1101 . Очень вероятно, что об этом говорил уже Папий, но доказать это мы не можем. Однако лучший свидетель этой связи – несомненно, Поликрат, сам бывший епископом в Эфесе, родившийся не позднее 130 года н.э. 1102 в семье видных христианских лидеров, долго проживших в провинции Азия, – и, очевидно, прекрасно знавший местные предания Эфесской церкви. Из писаний Поликрата сохранилась, благодаря Евсевию, лишь одна выдержка – отрывок из послания Виктору, епископу Римскому, написанного им в 190–195 годах. Послание касается «спора о четырнадцатом дне» – многолетних прений между Римской церковью и церквами провинции Азия, касающихся даты празднования Пасхи. В Азии христианскую Пасху рассматривали как аналог Пасхи иудейской и потому отмечали ее в четырнадцатый день иудейского месяца нисана, независимо от дня недели, – а не в ближайшее за ним воскресенье, как в других местах. Спор сделался особенно жарким при епископе Викторе, который попытался запретить отмечать Четырнадцатый День. Поликрат в своем послании защищает местную азиатскую практику, поддерживая ее ссылкой на высочайший в местной традиции авторитет. Что же до нас, то мы храним день сей, как нам заповедано, ничего не прибавляя и не убавляя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010