Предсказано было пророками и то, что Христос совершит исцеления, воскресит мертвых (Доказ. Гл. 67). У Исайи стоит: «Он понес наши немощи и наши болезни возложил на Себя» (53,54). И еще: «В тот день глухие услышат написанные слова и прозрят во тьме и во мраке глаза слепых» ( Ис. 29,18 ); «воскреснут мертвые, и те, которые во гробах, восстанут» (26, 19). Особенно же много в Ветхом Завете пророчеств о страданиях и позорной смерти Христа (Ириней отводит им гл. 68–82). Исайя говорит: «Сколь многие изумлялись о Тебе: так бесславен лик Его среди людей... Он не имел ни вида, ни славы; и мы видели Его, и у Него не было ни вида, ни красоты. Но вид Его презрен и умален более других людей; муж в язвах и привыкший переносить страдания, ибо отвращено лицо Его. Он был презираем и ни во что не ставили Его. И Он грехи наши носит и ради нас терпит болезни. А мы думали, что Он в болезнях и язвах от Бога, тогда как Он уязвлен за наши грехи и мучим за наши беззакония; наказание мира нашего на Нем, и язвами Его мы исцелились» ( Ис. 52, 13–53. 5 ). Также у Иеремии стоит: «Он подставляет ланиты бьющим Его, пресытился поношением» (Плач Иер. 3, 30 ). Давид пророчествует: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Ис. 2, 1–2 ). Предуказан был и образ страданий Христа: предание за 30 сребреников ( Иер. 32, 6 ); распятие на кресте ( Ис. 65, 2 ); разделение риз ( Пс. 21, 19 ); вкушение уксуса с желчью ( Пс. 68, 22 ). Есть места, касающиеся воскресения Господа: «Я лег и уснул, Я встал, ибо Господь защитит Меня» ( Пс. 3, 6 ; Доказ. Гл. 73). Вознесение на небо также предсказано Давидом: «Он восшел на высоту, пленил плен; Он принял, одарил людей дарами» ( Пс. 67, 19 ); «поднимите, князья, ваши врата; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы» ( Пс. 23, 7 ; Доказ, Гл. 83–84). Вознесшись, Господь сел одесную Бога Отца, воспринял власть над всем миром и снова придет судить человечество. Обо всем этом также были пророчества в Ветхом Завете. «Так говорит Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих под ноги Тебе» ( Пс. 104, 1 ). И еще: «От края небес исход Его и возвращение Его до (другого) края небес, и ничто не останется сокрытым от жара Его суда» ( Пс. 18, 7 ; Доказ. Гл. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Сравнивая концепции св. Иустина Философа и св. Иринея Лионского, именно у последнего автор обнаруживает то, что сейчас называется панентеизмом: «В своей борьбе с гностицизмом Ириней разработал подход к отношениям между Богом и миром, который отличался от подхода Юстина. Ириней утверждал, что Бог как трансцендентный творец не исключает себя из своего творения. Бог отличается от любого творения присущей ему простотой, и именно это позволяет Богу присутствовать в отношении каждого творения» ( Nesteruk A. V. Light from the East: Theology, Science, and the Eastern Orthodox Tradition. Minneapolis: Augsburg Fortress, 2003. P. 18). «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр 12:22).   Источник: Каменчук А. А. Специфика раннехристианских представлений о Божественном Промысле в контексте античной философии (с I по III век)//Вопросы теологии. 2021. Т. 3, 3. С. 302–321. http://doi.org/10.21638/spbu28.2021.302 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале:

http://bogoslov.ru/article/6191689

Так, священномученик Ириней Лионский , на которого автор настоящего исследования уже ссылался ранее, в сочинении «Доказательство апостольской проповеди » приводит слова пророка Амоса о восстановлении скинии Давидовой как указание на Воскресение Господа Иисуса Христа в теле: «… Бог дал обетование чрез пророка, говоря: «Я восстановлю скинию Давидову падшую», т. е. от Давида (происходящее) тело» 12 . Однако в другом своем произведении – «Против ересей» автор замечает, что в этих словах пророка Амоса речь идет о Боге Ветхого Завета, Который таким образом дал обетование о Своем грядущем Пришествии к язычникам и восстановлении среди них новой скинии Давидовой. Священномученик Ириней Лионский напоминает о событии, описываемом в 15 главе книги Деяний. Апостол Иаков после речи апостола Петра сказал: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» ( Деян. 15, 14 ). Далее апостол говорит, что слова пророков согласны с этим, и приводит ссылку на предсказание пророка Амоса о восстановлении скинии Давидовой. Вряд ли будет уместным ставить вопрос о том, какое истолкование данных слов пророка наиболее верно, тем более, что, как можно видеть, один и тот же раннехристианский автор в своих сочинениях приводил их в разном значении. Предположительно, это пророчество Амоса можно толковать по-разному. Святой преподобный Ефрем Сирин видит прообразовательное значение и в Ам. 9, 1 : «Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись». «Сим пророк указывает на тот глад и на ту жажду приять евангельское учение жизни о Христе, какие свойственны уверовавшим» 13 . Следует заметить, что некоторые события библейской истории могут иметь как исторический, так и духовный смысл. Соответственно, и толковать их надлежит двояко. Так, например, тринадцатый стих заключительной главы книги пророка Амоса звучит следующим образом: «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут» ( Ам. 9, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Цитируя, не искажайте смысл, вложенный в текст его автором, и не прибегайте к частичным цитатам, чтобы выразить иную мысль, нежели задумывал автор» 36 . «В другом месте он пишет: «Один Бог Отец выше всех, и Одно Слово Божие чрез всех» (там же, 5, 18:2)».– Странно, что библейский переводчик не узнал в приведенных словах библейскую цитату: «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 6 ). Выше Ириней пишет: «Но один только Бог Творец, Который выше всякого начала, власти, господства и силы: Он есть Отец, Он – Бог, Он – Создатель, Он – Творец, Он – Устроитель, Который сотворил Сам Собою, т.е. чрез Свое Слово и Свою Премудрость , – небо, и землю, и море, и все, что в них» 37 . И еще: «В конце Евангелия Марк говорит: «Итак Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога” ( Мк. 16, 19 ), подтверждая сказанное пророком: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” ( Пс. 109, 1 ). Таким образом Один и Тот же Бог и Отец , Которого возвещали пророки, проповедует Евангелие , Которого чтим и от всего сердца любим мы, христиане, как Творца неба и земли и всего, что в них» 38 . А в другом месте он пишет: «Итак, отпуская грехи, Он исцелил человека и явно показал, кто Он. Ибо, если никто не может отпускать грехи, кроме одного Бога, а Господь отпускал их и исцелял людей, то ясно, что Он был Слово Божие, сделавшееся Сыном Человеческим, и от Отца получил власть отпускать грехи, и что Он есть человек и вместе Бог, чтобы, как человек, Он сострадал нам, а, как Бог, милосердовал о нас и отпускал нам долги наши, которыми мы должны Богу Творцу нашему» 39 . – Православно учит святой Ириней! Далее идет цитата Феофила Антиохийского : «Феофил (116–181 гг.) тоже (выделено мной. – О.С.) верил в то, что Слово так или иначе было создано: «Когда же Бог восхотел сотворить то, что Он определил, Он родил сие Слово вне проявленное, перворожденное всей твари» (Послание к Автолику, 2, 22)». Мало того, что ни в одной из этих цитат нет упоминания о том, то Сын Божий (Слово) сотворен, но и в приведенной г-ном Фурули цитате Феофила Антиохийского сказано четко: «Он родил (выделено мной.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

ч. глагола «создадим» (1. 26), а также на стих «Адам стал как один из Нас» (3. 22) (Dial. 62). Свт. Феофил, еп. Антиохийский, сопоставляет употребление одного и того же слова «начало» в Быт 1. 1. и в Притч 8. 22 («в начале» - ν ρχ) и делает вывод, что Господь сотворил все посредством Своей Премудрости (σοφι), являющейся в то же время и Словом (λγος) (Ad Autol. II 10). Сопоставление продолжил Тертуллиан, к-рый ввел в этот ряд (Быт. 1.1 - Притч 8.22) первые строки из Ин. 1.3: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», он еще раз показывает, что мир был сотворен Богом посредством его Слова, к-рое оказывается Премудростью (Притч 8. 22) и истинным «началом» начал ( Tertull. Adv. Hermog. 20). Тертуллиан открыто называет Слово (Логос), к-рое и есть истинное «Начало», Сыном Божиим (Adv. Prax. 5). Ириней Лионский утверждает, что мн. ч. глагола, употребляемое в Быт 1. 26, следует понимать как прямое указание на троичность Божества и что Сын и Дух Святой со Отцом соучаствуют в деле творения ( Iren. Adv. haer. IV 20). Гостеприимство Авраама. Средник иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Гостеприимство Авраама. Средник иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Развитие тринитарного богословия на основании экзегезы кн. Б. получило новый стимул в период арианских споров. Свт. Афанасий Великий, как и Ириней Лионский, видит в Быт 1. 26 диалог Бога Отца со Своим Единородным Сыном ( Athanas. Alex. De Sinod. 27. 14), посредством Которого Он сотворил все вещи (Or. contr. arian. II 31) и Который был со Отцом прежде всякого творения. Истолковывая фразу: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (19. 24), свт. Афанасий считает параллельное чередование действий Божиих указанием на два первых Лица Пресв. Троицы (ср. также: Iust. Martyr. Dial. 129; Hilar. Pict. De Trinit. 4. 29). Он стремится доказать, что учение о Троице было известно в ВЗ (Or.

http://pravenc.ru/text/153739.html

100) Паче старцев я стал сведущ, потому что заповеди Твои взыскал я. 101) От всякого пути дурного посторонил я ноги мои, чтобы сохранить слова Твои. 102) От судеб Твоих не уклонился; ибо Ты законом наставил меня. 103) Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим. 104) Заповеди Твои вразумили меня; посему я возненавидел всякий путь неправды 883 . Нун 105) Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим. 106) Я поклялся и постановил хранить суды правды Твоей. 107) Я уничижен до крайности; Господи, оживи меня по слову Твоему. 108) К добровольным исповеданиям уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня. 109) Душа моя в руках моих постоянно, и закона Твоего я не забыл. 110) Положили грешники сеть мне; но я от заповедей Твоих не уклонился. 111) Унаследовал свидения Твои во веки, ибо они веселие сердца моего. 112) Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих во век за воздаяние Твое. 884 Самех 113) Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил. 114) Помощник мой и заступник мой еси Ты, и на слова Твои я надеялся. 115) Удалитесь от меня лукавнующие, а я буду вникать в заповеди Бога моего. 116) Заступись за меня по слову Твоему, и животвори меня и не посрами меня в надежде моей. 117) Помоги мне и спасусь и буду поучаться уставам Твоим постоянно. 118) Уничижил Ты всех отступающих от уставов Твоих, ибо ложно помышление их. 119) Преступниками признал я всех грешников земли; посему возлюбил свидения Твои. 120) Пригвозди страхом Твоим плоть мою, ибо судов Твоих я убоялся. 885 Айн 121) Я творил суд и правду; не предай меня обижающим меня. 122) Прими раба Твоего благостно, да не клевещут на меня гордые. 123) Очи мои сильно желают спасения Твоего и слова правды Твоея. 124) Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня. 125) Раб Твой семь я; вразуми меня, и я узнаю свидения Твои. 126) Время Господу действовать; нарушили закон Твой. 127) Я же возлюбил заповеди Твои паче золота и топаза. 128) По всем заповедям Твоим исправлялся; всякий путь неправды возненавидел 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. 12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. 14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. 15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Комментарий Откр. 20 . Двадцатая глава есть кульминация Апокалипсиса в том смысле, что здесь показано торжество Царства Божия на земле. Эта глава вызывала наибольшие споры и недоумения, приковывала к себе наибольшее количество всевозможных исследователей, толкователей, комментаторов. Она удивляла многих тем, что в ней говорилось о вещах, отсутствующих в малом Апокалипсисе, то есть в пророческих словах Христа, сказанных в синоптических Евангелиях/Синоптические Евангелия — Евангелия от Матфея, от Марка и от Луки, которые в основных своих чертах совпадают (в отличие от Евангелия от Иоанна)/. Многое здесь так и остается тайным и сокровенным. Перед нами события не просто характерные, типологические, повторяющиеся из века в век, а какие-то свершения. Перед нами — пророчество, торжественное предсказание. И уже в силу этого обстоятельства мы не в состоянии полностью проникнуть в тайну этих текстов. Мы сейчас живем как бы в Ветхом Завете грядущего. Мы только как через тусклое стекло, лишь гадательно можем предвидеть то, что совершится в будущем. Главное, о чем повествуется в этой главе — это тысячелетнее царство. Среди богословов, среди учителей и отцов Церкви с самого начала возникли разномыслия по этому вопросу. Такие отцы-учителя, как св. Ириней Лионский , св. Иустин Мученик, Папий, Мефодий Олимпийский и другие считали, что действительно в каком-то предконечном периоде мировой истории Царство Христово восторжествует з дес ь, на земле, по это сторону истории, а не по ту. Другие же, в частности, Блаженный Августин , наиболее резко выступавший против теории тысячелетнего царства, объяснял эти слова Иоанна так: тысячелетнее царство, царство праведников, которое царствует с Христом, — это Церковь , ее странствия по земле и т.д.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

1201 М. Φωτιου. Επιστ. «Ταρασ πατρικ δελφ παραμυθητικ π Θυγατρ τεθνηκυ»/Ν.Β. Τωμαδακη. Βυζαντιν «Επιστολογραφα. »θναι, 1969. Σ. 228. 1206 Свт. Григорий Богослов . «Один Бог, один и посредник между Богом и людьми – Человек Иисус Христос (см. 1Тим.2:5 ) предстательствует еще и ныне как Человек за наше спасение, потому что у Него есть тело, которое Он принял, до тех пор, пока не сделает меня богом силой вочеловечения». Слово 30, о богословии 4-е, о Боге Сыне/Творения. Т. 1. С. 438. 1207 Свт. Кирилл Александрийский . Слово 12/PG. 75, 200 В: Мы «не являемся и не зовемся ни творцами, ни премудростью, ни Словом, ни сиянием. Всем этим является только Сын, и, следовательно, по природе Он не таков, как мы, но имеет особое рождение от Отца. И, таким образом, Он пребывает с Отцом Своим, но не так, как мы, получающие связь и единство с Ним причащением и приобщением, подобно тому, как и железо, приобщившись огню, прокаляется им насквозь». 1209 Αναστασου Σινατου. " Οδηγς. Κεφ. 2/PG. 89, 77. Прот. Г. Флоровский лаконично пишет: «Нет ничего «натуралистического» или пантеистического в термине обжение. Обжение означает внутреннее общение человеческих личностей с «Живым Богом». «Быть в Боге» означает принадлежать Ему и быть причастником Его совершенства. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы человек стал сыном Божьим» (Свт. Ириней Лионский . Против ересей. Кн. 3. Гл. 10, 2). В Нем человек навсегда объединяется с Богом. «В Нем мы имеем Жизнь Вечную». Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор.3:18 ). И в конце откроется во время всеобщего Воскресения и в «будущем мире», для всего творения, «Суббота благословенная», «День упокоения», таинственный «Седьмой день творения» (Г. Φλωροφσκυ. Θματα «Ορθοδξου θεολογας. »θναι, 1973. Σ. 115). 1214 «Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, един благословен, отцев Бог, и препрославлен» (Триодь Цветная. Канон Пасхи, песнь 7, ирмос).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

12) Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим. 13) Устами моими я возвещаю все права уст Твоих. 14) На пути свидений (откровений) Твоих я насладился, как полным богатством. 15) О заповедях Твоих ревностно буду размышлять и уразумевать пути Твои. 16) Уставам Твоим поучуся, не забуду словес Твоих. 872 Гимель 17) Воздай рабу Твоему, оживляй меня, и я буду соблюдать Слова Твои. 18) Открой очи мои, и я пойму чудесное от закона Твоего. 19) Пришлец я есмь на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. 20) Томится душа моя желанием судов Твоих во всякое время. 21) Ты взыскал порицание гордым, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. 22) Сними с меня поношение и унижение, потому что я исследую Твои свидения. 23) Ибо сели князья, и на меня клеветали; а раб Твой размышлял об уставах Твоих. 24) Потому что свидения Твои и поучение мне и уставы Твои – совет мне. 873 Далет 25) Примкнула к земле душа моя, оживи меня по слову Твоему. 26) Путь мой я поведал, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим. 27) Путь уставов Твоих дай мне уразуметь, и я ревностно буду размышлять о чудесах Твоих. 28) Воздремала душа моя от уныния, укрепи меня словами Твоими. 29) Путь неправды отдали от меня, и законом Твоим помилуй меня. 30) Путь истины я избрал и судов Твоих не забыл. 31) Прилепился к свидетельствам (закону) Твоим, Господи, не постыди меня. 32) Я шел путем заповедей Твоих, когда Ты расширил сердце мое. 874 Ге 33) Сделай законом мне, Господи, путь Твоих уставов, и я буду держаться его всегда. 34) Вразуми меня, и я изучу закон Твой, и буду исполнять его всем сердцем моим. 35) Путеводи меня по стези заповедей Твоих, потому что я полюбил ее. 36) Склони сердце мое к свидениям Твоим, а не к любостяжанию. 37) Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоем оживляй меня. 38) Поставь пред рабом Своим слово Твое ради страха пред Тобою. 39) Отними поношение мое, которое я подозреваю (имею в виду); ибо суды Твои милостивы. 40) Вот я возжелах заповедей Твоих; правдою Твоею живи меня. 875 Вав 41) И да придет ко мне милость Твоя, Господи, спасение Твое – по слову Твоему! 42) И я отвечу поносящим меня; потому что я надеюсь на слова Твои.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

12) Человек состоит из тела, души и духа, который и остается бессмертным, по разлучении с телом и душою: «и возвратится прах в землю, чем от и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес.5:23 ). «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа» ( Евр.4:12 ). В Откровении, как мы видели, содержится учение о двусоставности, а не трисоставности человеческой природы: человек состоит из двух начал: души и тела. В Священном Писании духовное начало в человеке безразлично называется то душою, то духом. «Выходила из нее (Рахили) душа... Испустил Исаак дух» ( Быт.35:18, 29 ). «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф.26:38 ). «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). «Не оставлена душа Εго в аде» ( Деян.2:31 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» ( 1Кор.7:34 ). «В людях, – говорит святой Иоанн Златоуст , – нет никакого различия между духом и душою; но эти два названия обозначают одно и то же, как тело и плоть, человек и разумное животное». 786 В 1 Послан. к Фесс. ( 1Фес.5:23 ), по мысли апостола, дух не есть особое начало параллельно стоящее в отношении к душе, а особенный духовный строй (обновление духа – Рим 7:6, 6:4 ), возникающий в душе христианина, при помощи Святого Духа; следовательно дух есть та же самая душа, только после благодатного своего обновления ставшая жить во Христе новою духовно-благодатною жизнью. 787 «Мы слышали многих братьев в Церкви, – пишет святой Ириней Лионский , – которые имели пророческие дарования и через Духа говорили разными языками и для общей пользы выводили наружу сокровенные тайны людей и изъясняли таинства Божии; таковых апостол называет также духовными, и они духовны по причастию Духа. Если же не будет в душе Духа, таковой поистине есть человек душевный и, оставшись плотским, будет несовершенный... По апостолу ( 1Фес.5:23 ), совершенны те, кто и Духа Божия в себе пребывающего имеет, и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т.е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему». 788

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010