151 Ираклий примирился с этой утратой и заключил с Сисебутом мирный договор. То раздражение, которое вызвали против себя иудеи своим предательством во время завоевания Палестины персами, имело своим последствием воздействие со стороны императора на Сисебута в смысле побуждения начать преследование иудеев. Сисебут начал гонения на проживавших в его царстве иудеев и силою обращал их в христианство . 152 За империей остался только небольшой округ испанской земли на юго-западе полуострова. После краткого правления малолетнего сына Сисебута, царем вестготов сделался Свинтила. Он отвоевал и эти последние владения империи на крайнем западе (624 г.). Так при Ираклии закончилось непосредственное отношение империи к далекому придатку латинской земли, на который простер свои виды Юстиниан в своих гордых мечтах восстановления империи в ее величии. 153 В обладании империи остались только острова Майорка и Минорка. 154 Немало тяжких забот создавала Ираклию и Италия. В первые годы его правления в отношении лангобардов продолжалась та политика, которая установилась при Фоке, и целью экзархов было лишь удержать то, что еще не было завоевано лангобардами. Затруднения создались на другой почве. При преемнике Смарагда, Иоанне, мятежный дух охватил армию и разыгралось восстание, жертвою которого был Иоанн, убитый своими солдатами в Равенне. Прибывший с войсками новый экзарх, евнух Елевферий, овладел Равенной и покарал виновников бунта. Ему удалось также справиться с “тираном” Иоанном из Комисы, который создал себе самостоятельное положение в Неаполе. В связи с подавлением бунта Елевферий вел войну с лангобардами, потерпел поражение и купил мир обязательством со стороны империи ежегодной уплаты 500 фунтов золота. Вскоре, однако, тот же Елевферий затеял государственный переворот и вознамерился отторгнуть Италию от империи. Он облекся в пурпур в Равенне и направился в Рим, чтобы там венчаться царским венцом. Предприятие это не удалось, вследствие мятежного настроения в рядах его воинства. По дороге в Рим он был убит в Луцеолах своими солдатами, и его голова была отослана в Константинополь (619 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Ларчик открывается, по обыкновению, чрезвычайно просто: «1 янв. г.] uhд. v». +15 лет=«1 января г.] uhд. v». Это впрочем не простое предположение, а засвидетельствованный факт: папа Гонорий I римский свое послание «Inter plurima» к митрополиту Гонорию доровернскому от 11 июня 634 г. датирует так: «Data die tertio iduum junii imperantibus dominis nostris piissimis augustis, Heraclio anno vicesimo quarto, post consulatum eiusdem anno vicesimo tertio, atque Constantino filio ipsius anno vicesimo tertio (следует читать: XXII) et consulate eius anno tertio, sed et Heraclio felicissimo caesare item filio ipsius anno tertio, indictione septima». Следовательно, и Константин стал консулом и Ираклий кесарем в 632 г. uhд. v. Ход событий был следующий: Женив своего сына Ираклия Нового Константина на Григории, имп. Ираклий отбыл на восток. И в один и тот же день, «инд. IV. 7 ноября» 630 г., родились у имп. Ираклия на востоке сын Давид, у имп. Константина – сын Ираклий. Лишь «3 ноября» 631 г. «инд. V» в воскресенье патриарх Сергий константинопольский крестил во Влахернах новорожденного Ираклия. Его восприемником был Ираклий, известный под именем Ираклоны 13 , присланный для этого императором Ираклием с востока. А затем 1 января 632 г. император Ираклий Новый Константин совершил торжественную процессию в звании консула и произвел своего младшего брата и кума Ираклону в сан кесаря. Видимо император Ираклий старший заботится о том, чтобы свою семью от второго скандализовавшего византийцев брака связать с немощным, но канонически законнорожденным отпрыском первого брака и узами духовного родства и общим династическим интересом. «4 июля» 638 г. «инд. XI» император Ираклий – правда – сам своею рукою кесаря Ираклону возводит в сан императора; но когда «1 января» 639 г. «инд. XII» новый август в звании консула шел в торжественной процессии в великую церковь , то старший брат-император поддерживал его под руку 14 . Вторая крупная ошибка, в которую впадают хронологи царствования Ираклия, – та, что они слишком торопятся возвратить императора в Константинополь. Не только Клинтон и Ф. Муральт, но и новейший исследователь хронологии «персидских походов императора Ираклия», Эрнст Герланд, полагают, что Ираклий прибыл в Константинополь в 628 году и притом – по мнению Герланда – «еще летом» 15 . «Пасхальная хроника», однако, вовсе не оправдывает этих сангвинических предположений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Затем Крест доставили в Святую Землю, где император, пешком и в самой простой одежде, внёс его в Иерусалим. Перед этим евреи обращались к нему с просьбой о защите от мести. Ираклий обещал им это, но удерживать всех возвращавшихся в Иерусалим бывших пленников ему не удалось, и множество евреев было перебито. До конца жизни Ираклия палестинские монастыри молились Богу о прощении императору этого греха. А потом случилось неожиданное. На историческую арену явились арабы-мусульмане, и в считанные годы почти все только что возвращённые территории были ромеями утеряны, теперь уже навсегда. Великий Ираклий потерпел несколько поражений. В 637 году патриарх Иерусалима святитель Софроний сдал город халифу Омару. Обессиленная войной и поражением Персия также стала лёгкой добычей новых завоевателей. Но Ромейская держава всё же устояла и перед этим противником. Впереди у неё были ещё столетия насыщенной жизни. Но вот незадача: Ираклий, великий правитель, возглавлявший державу и нацию в жесточайшем испытании, в Отечественной войне той эпохи, а также и его верный соратник патриарх Константинопольский Сергий, составивший кондак Богородице « Взбранной Воеводе…» – они оба приложили руку к возникновению ереси монофелитизма! Той самой, которую опровергал святитель Софроний, а затем и Максим Исповедник, и которую предал осуждению Шестой Вселенский собор. Но мы тут вроде о Сталине говорим. Да, Ираклий герой, хоть он и ошибся в важных нюансах богословия. Но он христианин. А Сталин – он всё же был среди гонителей Церкви. Какой же он Ираклий? 10. Сталин – Ираклий?! (А зачем была Революция?) Так ведь и новый «Фока» был – не чета тому Фоке. Он был и внутри, и снаружи. Это была многоликая система-спрут со множеством щупалец и с глобальными возможностями. И вырвать Россию-СССР из неё можно было только до поры оставаясь внутри самой этой системы, отъединив её постепенно от всех щупалец её зарубежного центра, и не дав раньше срока системе уничтожить себя. И если система включала в себя как свой ключевой признак и воинственный атеизм, то мог ли Сталин запретить бороться с Церковью до того, как он овладел всей Советской частью системы и отсоединил её в ключевых моментах от зарубежных центров? Как он мог бы перестать, хотя бы на словах, с Церковью бороться, если его соратники с нею боролись?

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/04/...

(3.05.612, К-поль - 25 мая/июня 641, Халкидон), визант. имп. (11 февр.- 25 мая/июня 641). Старший сын имп. Ираклия (610-641) и августы Фабии (Евдокии; ок. 580-612), дочери Рога, крупного землевладельца в карфагенской Африке. К. род. в столичном дворце Софианы; имя при рождении - Флавий Ираклий Новый Константин (греч. Θλβιος Ηρκλειος νος Κωνσταντνος), позднее - Ираклий Младший. Мать К. умерла 13 или 14 авг. 612 г. во Влахернском дворце, по сообщению хрониста патриарха Никифора, во время приступа эпилепсии. 22 янв. 613 г. младенец К. был коронован как соправитель имп. Ираклия и продемонстрирован народу на к-польском ипподроме. Тогда же состоялась его помолвка с Григорией, юной дочерью комита экскувиторов и двоюродного брата имп. Ираклия Никиты (с 619 экзарх Африки; 629 в Карфагене). Буд. жена К. приходилась ему троюродной сестрой. После женитьбы имп. Ираклия на Мартине (613/4) и рождения ее старшего сына Ираклоны и др. детей от этого брака положение К. ослабло. Тем не менее официально права К. как наследника при жизни имп. Ираклия не оспаривались. С нач. 622 г. К. стал офиц. главой правительства в К-поле, сформированного на время длительных периодов отсутствия имп. Ираклия, проводившего военные кампании против персов на Востоке. В реальности К., хотя и мог участвовать в управлении столицей, находился под опекой опытных доверенных лиц Ираклия: патрикия Вона ( 11 мая 627), префекта претория Александра и патриарха Сергия К-польского (610-638). В это же время имп. Ираклий отправил письмо аварскому хану с предложением стать опекуном К. и гарантом его прав на престол. Получив формальное согласие хана, Ираклий мог хотя бы временно надеяться на безопасность зап. и сев. границ Византии на Балканском п-ове. В 626 г. правительство опекунов К. успешно отразило совместное нападение на К-поль аваро-слав. и персид. войск; при этом волнения в городе из-за нехватки хлеба (14-15 мая 626) также удалось погасить. В 629 или нач. 630 г. состоялась свадьба К. и Григории, к-рая была перевезена в столицу из Пентаполя (побережье Сев. Африки). 7 нояб. 630 г. в К-поле род. сын К. и Григории Ираклий (имп. Констант II в 641-668). В 632 г. К. занимал пост консула и в этом качестве возвел Ираклону в сан кесаря (о дате консульства см.: Болотов В. В. К истории императора Ираклия//ВВ. 1907. Т. 14. С. 74-76).

http://pravenc.ru/text/2057040.html

В отличие от других царей Ираклий сразу же начал вписывать имя святого Константина III в государственные документы, наглядно демонстрируя, что имеет равного себе соправителя. И это, как оказалось, было очень своевременно. В течение почти 30 лет Ираклий Великий был занят войной с Персией, которую блистательно завершил. Вполне естественно, что в это время он редко оказывался в Константинополе. И почти все эти годы императорскую власть в империи осуществлял святой Константин III Новый. Причем не только «гражданскую», но и военную – на счету сына Ираклия Великого числятся выдающиеся победы над аварами летом 626 года у стен Константинополя . Помимо святого Константина Нового Ираклий венчал царями своих сыновей от другого брака: Ираклона (641) и Давида – очевидно, таким способом он желал публично подтвердить их равноправие со святым Константином Новым, поскольку в глазах византийцев они, как рожденные от кровосмесительного брака (Мартина, вторая жена, приходилась Ираклию племянницей), были «ущербными». Но Ираклий Великий скончался от старости, святой Константин III Новый умер от туберкулеза, и, казалось, наступило время царствования Ираклона. Но летом 641 года константинопольцы неожиданно потребовали от царицы Мартины и патриарха Пирра (638–641) венчать на царство Ираклия – юного наследника святого Константина III Великого. Новый Римский царь принял имя императора Константа II (641–668), с которым и остался в истории, а Ираклон и Давид были лишены царского достоинства . В последующем римские государи были более благоразумными, стремясь венчать своих сыновей на царство еще в малолетнем возрасте, дабы избежать внутриполитических потрясений. В августе 654 года Констант II удостоил титулом августа (императора) своего двухлетнего сына Константина IV . Пройдя через горнило внутренних смут и дворцовых переворотов, император Лев III Исавр (717–741) венчал царской короной в 719 году годовалого сына, будущего императора Константина V (741–775). В свою очередь, тот также использовал идею «многоцарствия» для обеспечения прав Исаврийской династии. 25 января 750 года от брака с императрицей Ириной у него родился сын Лев IV Хазар (750–780), которого он объявил императором Римской державы. А от третьего брака царя с византийской аристократкой Евдокией, которой он в 769 году даровал титул августы, родилось пять сыновей: Никифор, Христофор, Никита, Анфим и Евдоким. Но в данном случае Константин V не делил власть, наделив каждого из младших сыновей лишь титулом «цезарь»; опять пригодился атавизм диоклетиановой доктрины . В свою очередь, Лев IV Хазар в 776 году венчал на царство своего сына Константина VI (780–797). Собственно говоря, этот факт и решил вопрос в пользу малолетнего царя и его матери императрицы святой Ирины (797–802), когда после смерти Льва IV Хазара разыгралась нешуточная борьба за власть.

http://pravoslavie.ru/60482.html

Ираклию, вконец удрученному неудачами, везде стали мерещиться заговорщики и предатели. Он заперся во дворце, где занялся составлением планов на случай своей смерти: Ираклий желал сохранить власть разделенной между детьми Евдокии и Мартины и гарантировать последней безбедную жизнь, так как знал о непопулярности своей второй жены как среди знати, так и среди простого народа. Денег не было, и для облегчения своих династических предприятий император приказал равеннскому экзарху Исаакию ограбить папскую казну, пользуясь тем, что папа Гонорий I умер, а новый, Северин, еще не получил разрешения василевса занять трон св.Петра. Хартулларий Маврикий штурмом взял Латеран и опечатал сокровищницу римского епископа, что испортило отношения между императорским двором и Римом, и без того непростые. Преемник Северина, Иоанн VI (640 – 642), поддержав антивизантийскую партию, открыто выступил с осуждением монофе-литства. Византия вошла в новую фазу кризиса, император же, к тому времени сломленный морально и больной, ничего не предпринимал для обуздания хотя бы внешней агрессии. Окончательно погруженный в меланхолию, Ираклий скончался от водянки 11 февраля 641 г. Константин III (612 – 641, имп. с 612, факт. – в 641) Старший сын императора Ираклия от его первой жены Евдокии, тоже Ираклий, родился в столице 3 мая 612 г. и 25 декабря того же года (по другим сведениям 22 января 613 г.) был венчан отцом на престол под именем Константина III 50 . От середины VII в. осталось крайне мало свидетельств историков и документов вообще, а так как Константин III из всех потомков Ираклия был человек самый непримечательный, да и правил он после кончины отца чуть более ста дней, известно лично о нем немного. Гораздо более интересны события, связанные с его правлением. Отправившись весной 622 г. в поход на Персию, Ираклий оставил десятилетнего сына в столице, дав ему в качестве регента человека твердого, деятельного, разумного и авторитетного – патриарха Сергия, а в помощь последнему – военачальника патрикия Вона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    и 11. В Константинополе Максим. (Есть Максим пресвитер в. Константинополе в Иеронимовом мартирологе 8 . мая в многочисленной дружине Акакиесотника, что у нас 7 мая).     и 12 Иара. В Аксиополе Кирилл шесть другие мученики (В Иеронимовом мая 9 с двумя и 10 мая с пятью другими мучениками в Аксиополе есть Кирилл. Аксиополь в Болгарии).     и 14. Афродисий и Серапион, епископ антиохийский. (Афродисий с дружиною есть в Иеронимовом 13 мая. Серапион, еп. антиохийский (202—226) есть в Римск. мартирологе окт. 30. Об нем у Евсевия V, 19, VI, 11, 12; но в Иероним. нет).     и 18. В Вифинии Ираклий и Павел. Это, вероятно, Ираклий, Павлин с Венедимом, происходившие из Афин и страдавшие в Афинах, что у нас 18 же мая; они в службе в минее XI и XII века и в синаксаристе Никодима и других греческих соединены с дружиною Петра, Дионисия и Христины. Петр и другие пострадали в Лампсаке от Декия, начальника Авидинского (τς Αβυδινν πλεως), по другим греческим от Дакна, начальника Евридинского. В Римских мартирологах, есть 17 мая Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и другие, пострадавшие в Нивидуне, готорого некоторые ищут во Франции или Швейцарии. Нивидун или Новиодун (Noviodumum) Новый Дунаец город в Малой Скифии на южном берегу Дуная, где ныне Исакча. Этот город может разуметься в Сирском 25 мая и 4 июня, ибо Сирскому не было никакого отношения к Франции или Швейцарии. Но, вероятнее, Ираклий и Павел суть те, которые у нас 18 мая. Вместо Афин в Сирском ошибочно поставлена Вифиния. См. заметку в Полном Месяц. Востока Т. II 18 мая.     и 19. В Константи(нополе) в Византии Исихий и другие мученики. И в Александрии Серапион мученик и другие двенадцать мучеников. (В Иеронимовом есть ныне Ефух или Евх в Константинополе. Может быть, это тот Исихий, который с другими пострадавшими значится 2 сентября в греческих синаксарях. Серапион пресвитер в Александрии с другими одиннадцатью поименованными и четырьмя непоименованными есть в Иеронимовом. У Евсевия о Серапионе VI, 44).     и 20. Тимофей и Полиевкт мученики (Полиевкт 21 мая есть в Иеронимовом, с другими четырьмя пострадал в Кесария Каппадокийской, есть и 19 мая в Кесарии Полиух. Тимфеей неизвестен. Есть 21 мая в рим. мартирологах диаконы мученики Тимофей и Полиевкт, пострадавшие в Мавритании, по другому чтению Тимофей, Полий и Евкт (Евтихий). Мавритания не принадлежала к александрийской патриархии, впрочем, в этом месяцеслове есть карфагенские святые 7 марта Перпетуя и дружина ея (См. выше 7 марта). В Рим. Мартирологе и Иеронимовом 21 мая есть Полиевкт или Поликут в Кесарии Каппадокийской.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ираклий постоянно подчеркивал религиозный характер этой войны, в чем ему помогал его постоянный советник и близкий друг патриарх Сергий (610-638). Патриарх происходил из Сирии, из яковитских кругов (он принял халкидонское православие в молодости). Эта дружба и сотрудничество определяли и ход войны, и религиозную политику императора. Впервые византийская армия шла на персов, неся впереди иконы Христа и Богородицы, как знаки небесной помощи. Религиозный символизм войны особо усилился из-за особой роли, придаваемой обеими сторонами Честному Кресту, почитаемому в Иерусалиме со времени его обретения св. Еленой, матерью императора Константина. В 614 г., когда персы захватили Иерусалим, они вырезали его население, взяли в плен патриарха Захарию и поднесли Крест в подарок царю Хозрою. Драгоценный Крест был вновь внесен в Иерусалим Ираклием после его победы, скорее всего в марте 631 г. Праздник Крестовоздвижения, 14 сентября, праздновался в том году в Иерусалиме с особой торжественностью, а Ираклий превратился в легендарного героя, которого даже в XII в. вспоминал как своего великого предшественника французский крестоносец Гийом Тирский. Более того, Ираклий ввел в употребление новый титул для византийских императоров - Πστος εν Χριστω βασιλευς (верный во Христе царь), вместо традиционного римского «император» (греч. αυτοκρτωρ). Эта перемена была весьма значительной, так как, по римским имперским стандартам, она могла пониматься как снижение имперского достоинства. Император лишь один, а царей - много. В каждой стране - свой. Многие историки интерпретируют перемену как эллинизацию сознания византийцев или, наоборот, подражание персидскому «царю царей». На самом деле главным было то, что (βασιλευς-царь - библейский и мессианский термин: в Новом Завете Христос - единственный и истинный Царь, так что император, будучи «верным во Христе», теперь соотносил себя с царским служением Христа. Таким образом, эта перемена отражала прежде всего дальнейшую интеграцию христианской теократической идеологии с официальной римской политической философией. Теперь титул «василевс» - «царь» начал употребляться лишь по отношению к единому вселенскому властителю Нового Рима и не признавался за франкскими и славянскими самозванцами. В конце концов императоры стали соединять оба титула - религиозный и светский, называя себя «верный во Христе Боге царь и император римлян» (εν Χριστω τω θεω πιστος βασιλευς και αυτοκρτωρ Ρωμαον).

http://sedmitza.ru/lib/text/434775/

Таким образом почти все области, зараженные монофизитством, оказались под властью мусульман, и во многом именно по этой причине церковно-политические цели так называемого «Экфесиса» не были достигнуты. Вскоре умирает патриарх Сергий, а затем и император Ираклий. Император Ираклий, мужественный воин, победитель персов, перед смертью впадает в депрессию и совершенно безучастно наблюдает за арабским завоеванием тех провинций, которые он так успешно отвоевывал. После смерти Ираклия были некоторые дворцовые смуты, и очень скоро императором был объявлен его несовершеннолетний внук, который в истории известен как Kohcmahm II. Если Ираклий склонялся к нейтралитету в вопросах религии, а его безвременно (вскоре после отца) умерший сын Константин был убежденным православным, то Констант — сын этого Константина и внук Ираклия — стал защитником монофелитства. Констант, подобно своему деду, был мужественным правителем, который не оставлял надежды вернуть империи утраченное. Именно это, по-видимому, побуждало его защищать монофелитство, ту вероисповедную формулу, которая, как казалось, могла стать почвой примирения православных и монофизитов. Однако, ввиду преобладания православия на тех территориях, которыми Констант реально обладал, он должен был несколько видоизменить политику своего деда, или — что то же самое — политику патриарха Сергия. В 648 г., уже по достижении совершеннолетия, он издает новый вероисповедный указ. Этот новый указ получил наименование «Типос», т. е. образ, образец. Автор этого указа идет на попятную. Он запрещает всякие дискуссии об энергиях и волях и как бы хочет успокоить ту бурю, те напряженные споры, которые завязались в Церкви после провозглашения учений сначала о единой энергии, а затем о единой воле во Христе. Но на самом деле слишком много уже было сказано раньше, в предыдущие десятилетия, чтобы просто-напросто умолчать об этом и чтобы такое умолчание послужило к тому же основой для церковного мира. Поэтому православные немедленно разоблачили этот новый опыт официального богословия как защиту неправой веры, как защиту монофелитства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Мухамед вождь аравитян 9 л. Ормизда царь персов 1-й год. В сем году, когда царь Ираклий находился в Иераполисе пришел к нему Афанасий патриарх яковитов, муж остроумный и хитрый со враждебною хитростью сирийца. Он начал слово с царем о вере; Ираклий обещал сделать его патриархом Антиохийским, если он примет собор Халкидонский: сей притворно принял собор, исповедуя во Христе два соединенные естества; но он вопросил царя о силе и волях, как должно назвать их во Христе, двоякими или единою. Царь услышав сей новый вопрос, писал к Сергию, патриарху Константинопольскому, обратился с тем же вопросом к Киру, епископу Фарсийскому и нашел его согласным с Сергием, что едина сила, едина воля. Сергий, как сирианин и от родителей яковит, исповедывал во Христе одну естественную волю и одну силу, о чем и писал. Царь сравнивши мнение того и другого, нашел что и Афанасий с ними согласен. Он увидел, что где признают одну силу, там допускают и одно свойство; и так принужден был писать к Иоанну, папе римскому, и открыть мнение того и другого. Папа не принял этой ереси. По смерти Георгия, епископа Александрийского, Кир послан был епископом на место его; Кир соединился с Феодором, епископом Фароса и подписал это растворенное водою исповедание, признающее во Христе одну физическую (естественную) волю. Вследствие этого Халкидонский собор и кафолическая церковь подверглись великому поруганию. Яковиты и феодосианы хвалились; не мы присоединились к Халкидону, но Халкидон с нами согласен, потому что через одну силу признает во Христе едино естество. В это время рукоположен во епископы иерусалимские Софроний, который созвавши под властью своею состоявших епископов, предал анафеме учение монофелитов и писал соборное послание Сергию Константинопольскому и Иоанну Римскому. Ираклий, услышав это, устыдился, не хотел отказаться и от принятого мнения, и не мог перенесть укоризны, и как важное дело издал свой эдикт такого содержания, чтобы не исповедывать во Христе ни одной, ни двух сил; единомышленные Севера, прочитавши сей эдикт, и на торжищах и в банях смеялись над католическою церковью и говорили: прежде халкидоняне согласны были с Несторием, но опомнились и обратились к истине, и соединились с нами чрез одну силу, признавая во Христе единое естество.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010