Одновременно с колокольней необходимо восстановить фронтон на дворовом фасаде рядов, над проездом под колокольню. Высота сооружения от земли до верха креста – 42 м, высота восстанавливаемой части – 33 м, ширина стороны основания колокольни – 8,8 м. Пояснительная записка к проекту восстановления колокольни церкви Спаса в рядах. Текст датирован 12 ноября 1968 г. Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. Восстановление колокольни В наш век стремительной урбанизации, затрагивающей все без исключения старые города, с особой остротой встаёт проблема сохранения их исторических центров. Именно сейчас важно сохранить и, если можно, восстановить утраченные высотные ориентиры исторических центров, зрительно объединяющие рядовую застройку, тем более что новые здания повышенной этажности подчас вплотную подступают к старым архитектурным ансамблям, а иногда и вклиниваются в них, нарушая охранные зоны. В полной мере это относится к Костроме, старо му городу, привольно раскинувшемуся по берегам Волги. Волга – главная его «улица». К ней обращён кремлёвский холм, некогда увенчанный соборной группой, на неё ориентирована центральная городская площадь, вбирающая в себя радиальные улицы, окружённая ожерельем ампирных зданий. По пологому берегу спускаются белые аркады многочисленных торговых рядов. На Волгу смотрят обелиски Московской заставы. Плывущий по Волге издали ви дит стены и мерцающие золотом главы Ипатьевского монастыря, где разместился Историко-архитектурный музей-заповедник. К сожалению, в 30-е годы нашего века панорама Костромы понесла огромный урон. Многочисленные церкви, лёгкими силуэтами оживлявшие её, исчезли. Самой тяжёлой потерей стало уничтожение соборного комплекса на вершине кремлёвского холма. Город, восхищавший ценителей русского искусс тва, «город-музей», при взгляде с Волги видится аморфной массой. Из архитектурных вертикалей центра Костромы к началу 40-х годов сохранилась лишь пожарная ка ланча, которая при всей своей привлекательности и значительной высоте (тридцать два метра), всё же не способна держать массу окружающих её одно-, двухэтажных гражданских строений. Попыткой восполнить недостающие звенья ансамбля, вернуть хотя бы в некоторой степени утраченное им равновесие, стало восстановление, точнее, воссоздание колокольни церкви Спаса в рядах, предпринятое Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в начале 1974 г. и в настоящее время близкое к завершению.

http://sobory.ru/article/?object=00382

У памятника был дан старт многодневному пробегу на снегоходах, приуроченному к 400-летию династии Романовых. Участники пробега проедут по полям и лесам Костромской и Кировской областей, Пермского края по маршруту «Кострома — Екатеринбург». 25 февраля. ПРАВМИР. В Костроме 22 февраля освятили памятник первому царю из династии Романовых, Михаилу Федоровичу Романову. Чин освящения совершил секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев, сообщает сайт Костромской епархии . Мемориал был воссоздан Борисом Константиновичем Коробовым. В 1979 году под кучей мусора он нашел многотонную колонну. Она оказалась частью памятника Михаилу Романову, который в дореволюционное время возвышался на Сусанинской площади. На колонне расположен бюст молодого царя, рядом  — изображение Ивана Сусанина. У памятника был дан старт многодневному пробегу на снегоходах, приуроченному к 400-летию династии Романовых. Участники пробега проедут по полям и лесам Костромской и Кировской областей, Пермского края по маршруту «Кострома — Екатеринбург». В Екатеринбург мотоциклисты привезут частичку Сусанинской земли с места подвига героя-крестьянина и камень, извлеченный из основания Успенского собора Ипатьевского монастыря, который был передан с благословением протоиереем Валерием Бунтеевым. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 мая, 2014 9 мая, 2014 29 ноября, 2017 8 февраля, 2016 30 июня, 2015 7 ноября, 2014 16 августа, 2014 10 августа, 2014 24 июня, 2014 28 мая, 2014 9 мая, 2014 29 ноября, 2017 8 февраля, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-kostrome-osvyatili-p...

По нашему мнению, неумелость Антония не единственная и даже не главная причина закрытия приказа. Причин было много. Если бы дело зависело от одной неумелости судьи, то следовало бы подыскать другое, более благонадёжное лицо. Правда, благонадёжных в то время людей было мало, но и в других канцеляриях служили лица, подобные Антонию и худшие, однако же, из-за этого не закрывались самые учреждения. Закрытие приказа последовало в начале 1724 года. Дела приказа о раскольниках, т. е. сборы окладных денег с раскольников и штрафов с неисповедников, переданы в «раскольническую розыскных дел канцелярию» 303 . Примечание. Церковный Приказ, как непосредственный орган Святейшего Синода, нужно отличать от некоторых других сходных с ним учреждений, находившихся отчасти в подчинении церковному приказу. Таких учреждений, называвшихся приказами, было немного: костромской, переименованный из патриаршего в приказ синодского правления, духовный приказ в С.-Петербурге и Москве (Преображенский), астраханский, приказ инквизиторских дел и др.; в этих приказах производились, между прочим, дела по расколу согласно данным инструкциям. Эти инструкции были составлены на основании «Д. Регламента», применительно к местным условиям 304 . По инструкции, данной 30 апреля 1722 г., Ипатьевского монастыря архимандриту Серапиону на управление Костромским духовным приказом (бывшим патриаршим), между прочим (п. 10–14), требовалось строго наблюдать за раскольниками и особенно раскольническими учителями, иметь записные книжки для внесения туда всех раскольников, брать с них двойной оклад с выдачей расписок в получении денег, сказывая им Е. И. В. указ с запиской и рукоприкладством под жестоким страхом, дабы они раскольнической прелести других никого не учили и у себя учителей не держали; если кто из оных раскольников явится учитель, такового под крепким караулом в Синод присылать. Собранные с раскольников деньги следовало присылать в Святейший Синод без замедления и ожидания особенных указов 305 . Розыскная раскольнических дел канцелярия Нужно различать две канцелярии раскольнических дел: одна была в Москве, а другая в С.-Петербурге, при Святейшем Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

5. Подробно аннотированные указатели к изданию т. н. Московского летописного свода конца XV в. Полное собрание русских летописей (Изд–во АН СССР) 1949, т. XXV 6. Пути сообщения в бывших землях Новгорода В. в XVI – XVII вв. Исследование с прилож. текста открытого дорожника и открытой (древнейшей из сохранившихся) русской карты 1656 г. «Вопросы географии». Сборник 20–й, изд. Все-союзн. Географ. Общ. (Географгиз.) 1950 7. Акты социально–экономической истории Северо–восточной Руси с кон. XIV–ro по начало XVI века, т. I. Составитель акад. С. Б. Веселовский (в первоначальной редакции), стр. 804. Отв. ред. акад. Б.Д. Греков. Изд. АН СССР. Подготовка к печати: И. А. Голубцова , А. А. Зимина, Л. В. Черепнина. Основная работа по переработке и дополнениям начальной редакции принадлежит Голубцову 1952 8. Акты социально–экономической истории Северо–восточной Руси с конца XIV по начало XVI века. т. II. Составитель И. А. Голубцов . Ответ, ред. проф. Л. В. Черепнин. Стр. 727 (Изд. АН СССР) Составил и подготовил к печати И. А. Голубцов 1958 9. Очерк «Дворяне во 2–й четверти XVIII в.» «Очерки истории СССР», 2–я четверть XVIII века. (Изд. АН СССР) 10. Две неизвестные грамоты из переписки ц. Алексея Михайловича с Богданом Хмельницким в 1656 г. «Славянский Архив», т. I, 1958 11 К истории податной реформы 1679–1681 гг. (Приговоры 1679 г. о подворном обложении стрелецким хлебом) «Исторический архив 5, 1959 г. 12. Две данных грамоты XV – XVI вв. Костромскому Ипатьевскому монастырю (исследование с прилож. текстов) Сборник статей: Вопросы соц. экономич. истории России и источниковедения периода феодализма 1961 13. Вопросы исторической географии, Изд–вв Ак. Наук. архивоведения, археографии и источниковедения» – Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. (28 стр). 14. О термине «склавины» Сб.: «Проблемы общественно–полит. истории России и слав, стран» (к 70–летию акад. Тихомирова М.Н., с. 47–49) 1963 15. Акты социально–экономической истории Северо-восточной Руси конца XIV – начала XVI века. т. III. Составитель И. А. Голубцов . Ответ, ред. проф. Л. В. Черепнин. Стр. 727 (Изд. АН СССР) Составил и подготовил к печати И. А. Голубцов 1964

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Шатры навершия всех трех фонарей из музея-заповедника «Коломенское» в настоящее время соединены литыми киотами. Они представляют собой изображение Голгофского креста с орудиями страстей и стеной Иерусалима под многолопастной аркой с пятью главками. Этот мотив имеет очень сложную символику «Небесного Иерусалима» и полностью соответствует символике самих фонарей. Такие киоты могли отличаться деталями композиции. Например, на фотографии А.А. Бобринского в средокрестии Голгофского Креста изображен терновый венец а киоты фонаря из Костромского Троицкого Ипатьевского монастыря имеют дополнительный ажурный декор в виде вьющихся ветвей на поле киота. Литые киоты были очень распространенным, но не единственным вариантом соединительных деталей между шатрами. Другим видом такого украшения являются деревянные изображения херувимов. Они пока известны только на одном примере. На фотографии одного из выносных фонарей Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (возможно, ныне хранящегося в собрании ГМОМЗ «Коломенское») хорошо видны фигурки четырехкрылых херувимов между шатрами навершия фонаря. К сожалению, фигурки эти не сохранились, а качество фотографии не позволяет составить о них более полное представление Еще одним элементом, придающим особую изысканность выносным фонарям, была роспись по слюде «через поле» (свинцовым суриком и зеленой ярью-медянкой, разведенными на сыром льняном масле или вареной олифе – Е.Ю. Елькова, хранитель отдела металла ГИМа ). Уже В.В. Мансветов упоминает в своей работе об это элементе декора: «Слюда на боковых сторонах и внизу иногда раскрашена, почти исключительно в зеленый и красный цвета, или покрыта орнаментальной живописью» Мы не имеем возможности сколько-нибудь полно судить об этих орнаментах. Слюда сохраняется очень плохо и, по большей части заменяется реставраторами на сохранившиеся однородные фрагменты (в лучшем случае). Вот фрагмент из отчета о реставрации фонаря: «Единственный кусок подлинной слюды находится на найденной створке корпуса. По ее размерам были склеены все остальные из мелкой слюды» В некоторых же случаях ее просто заменяют прозрачной пленкой. Пожалуй, единственный нам случай сохранившейся росписи по слюде – это декор выносного фонаря из собрания Вологодского областного краеведческого музея. Грани нижней части этого фонаря расписаны тонким травным орнаментом. Рисунок смотрится особенно изыскано на подложке из золотистой фольги.

http://sobory.ru/article/?object=02999

Для тех, кто не боится тонкого льда, перволёдок — хороший шанс поймать щуку. Можно просверлить много лунок, а сама щука в этот период активно питается, чтобы набрать жир. Чем ближе весна, тем рыба активней. Около Ипатьевского монастыря, в затоне реке Кострома, хорошо ловится чехонь. На Костромском море — верхоплавка, она же уклейка. А когда на Волге сошел лед, клюют язь и сорога. Потом — период нерестового запрета. 3 О чем подумать заранее С добычей в костромских водоемах не будет проблем почти в любое время года. Зато есть проблемы с туристической инфраструктурой. По мнению Ивана, легко найти гостиницу или съемную квартиру можно лишь в Костроме. Еще на водохранилище есть рыболовные базы отдыха — места нужно бронировать заранее. Что касается остальной области, то базы имеются на реках Нёнда и Унжа. Основные дороги неплохи и позволяют доехать до этих рек на обычной легковушке. А вот тому, кто хочет ловить на малых лесных реках, имеет смысл ехать с кемпинговым прицепом, взять палатки и спальные мешки. Так же заранее можно договориться с егерем — проводником на местности. Но эта услуга здесь еще не так распространена, как в Архангельской или Астраханской области. В последнее время в Костроме развивается такой туризм, как сплав по малым рекам. Он легко совместим с рыбалкой. Иван советует перед поездкой зайти на местные рыболовные форумы. Многие рыбаки охотно ответят на вопросы о клёвых местах и способах рыбалки во все время года. Для Ивана, как и многих костромичей и гостей области, рыбалка давно стала отдыхом от повседневности. И просто возможностью побывать там, где проще встретить кабана, чем человека. — Когда я еду на рыбалку, заранее знаю, какую рыбу хочу поймать и сколько поймаю. Мама и сестра захотели щуку — поймаю им пару щук. На другую — мирную, не хищную рыбу, плотву или лещей — возьму другие снасти. Лишнюю рыбу, если она, конечно, не травмирована, отпускаю. Ведь рыбалка не для того, чтобы набить мешок, а для души. Если относиться к природе бережно, Костромская земля порадует еще не одно поколение рыболовов.

http://sever.foma.ru/kostromskaja-rybalk...

Однако мы не исключаем участия в его выполнении знаменщика-тверитянина. Это сказалось в чертах, отмечаемых тем же Г. В. Поповым в качестве традиционных тверских: некоторой жесткости рисунка (формы куколя, угловатые очертания рук, опись всей фигуры), а также, несмотря на введение красного цвета, мягкости колорита, где преобладает серо-голубые и охристые тона. Широко представлены в собрании Музеев Московского Кремля произведения светлицы, работавшей в доме Дмитрия Ивановича Годунова. Окольничий, а затем боярин Дмитрий Годунов был одним из немногих высших придворных, уцелевших во всех перипетиях грозненской эпохи. Воспитатель осиротевших племянников Бориса и Ирины (будущих царя и царицы), Дмитрий являлся главой рода, способствующим его продвижению. Он ведал наиболее значительными для дворцовой жизни приказами: при Грозном – Постельным, а при Борисе Федоровиче – Конюшенным. Женат он был трижды, но дети его все умерли в раннем возрасте. Один из самых богатых людей своего времени, Дмитрий Иванович вкладывал значительные средства в возведение храмов и создание драгоценной церковной утвари. Бее заказанные им произведения отличались высоким художественным качеством. Основные вотчины Годуновых находились в Костромских землях, и Годуновы были главными ктиторами костромского Ипатьевского монастыря, где находилась их родовая усыпальница. Почти все произведения шитья с именем Дмитрия Ивановича Годунова поступили в Музеи Московского Кремля из Костромы 274 . Их можно разделить на три группы. Одна из них связана с его первой женой Агриппиной (ок. 1575–1588 гг.). В произведениях годуновской светлицы этого периода преобладает шитье разноцветными шелками, что свидетельствует о живучести в ней традиций XV – начала XVI в. Градация цветных шелков в одежде на одной из плащаниц Агриппины Годуновой (кат. 38) напоминает произведения мастерской новгородского архиепископа Евфимия середины XV в. С памятниками более ранними ее сближают и некоторые иконографические черты (отсутствие жен-мироносиц и ангелов перед гробом, сосуд в руках Никодима, гроб в виде каменной глыбы среди горок). В то же время, отдельные детали – объемная трактовка лиц швом «по форме», фигура и поза Богоматери, ритм склоненных мужских фигур – заставляют вспомнить плащаницы Евфросинии Старицкой, что говорит о несомненном влиянии ее произведений на последующее развитие лицевого шитья 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Из межевых книг и планов Богоявленского монастыря видно, что ему отведены были следующие угодья. 17 В 1773 году: 1) пожня на р. Костроме, в окружной меже 22 дес. 2013 саж.; 2) земля бывшего Спасозапрудненского монастыря, всего 37 дес. 220 саж. в 1774 году; 3) пожня Подвязки при р. Соше – внутри дачи с. Спаса; в ней покоса 2 дес. 1586 саж.; 4) пожня Илидомка – 1 дес. 352 с.; 5) Опалиха – 1200 с.; 6) пожня по р. Костроме, в окружной меже 27 дес. 1254 с.; в 1775 году: 7) пожня Малыгина-Пшеникова, 4 дес. 1959 саж.; 8) Переволок, в ней земли: покоса 1 д. 319 с., под половиною ручья Доманцовского 41 саж., а всего 1 д. и 360 дес.; 9) пожня на озере Доманцове, 2 дес. 394 с.; в 1795 году: 10) пожня Острековна на р. Илидомке и озере Острековском, всего 1 дес. 902 с.; 11) пожня Дол-Рогатый, 3 дес. 238 саж.; 12) пожня Серебряницы, 1305 саж. и 13) Изборовка – 1 дес. 1435 сажен. В докладе, от 9 июля 1850 года Чухломского уездного землемера Н. Левитского по делу возобновления межевых признаков на пожнях, перешедших от закрытого Богоявленского монастыря к Ипатьевскому, находим следующее разъяснение относительно этих угодий. В указе губернского правления сенные покосы на р. Костроме, пожалованные 1 и 6) в 1773 и 1774 гг., значатся как разные дачи, но они в сущности одна дача, что показывает как самая местность, так и оба плана. Дача Спасозапрудненского монастыря 2), хотя и записана в числе прочих, никогда не принадлежала Богоявленскому мужскому монастырю, а по плану, имеющемуся в архиве уездного суда и копии с плана, препровожденной от правления Ипатиева монастыря, вся состоит во владении священноцерковнослужителей Спасозапрудненской церкви. Так вместо 13 угодий оказалось 11, на которых г. Левитским и возобновлены (в 1851 г.) межевые признаки. Исключая же рыбные ловли в озере Семеновском, которое уже от 1795 г. находилось во владении Богоявленского монастыря, числилось за ним и сдавалось в аренду 10 пожень, в которых заключается 18 десятин 2118 кв. сажен. Относительно доходности их можно сказать лишь то, что в 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В 1413 году город Кострома опустошен пожаром, но по повелению великого князя Василия Димитриевича вновь заложен в 1416 году и тогда же был обнесен прочной деревянной стеной для большей защиты его на случаи нашествия татар на костромские и галичские пределы. Кроме Воскресенской летописи (I, 23), о Костроме в качестве укрепленного места встречаются два известия в летописи по Никонову списку (V, 219, 4) под 1449 и 1467 годом. Определенно же о Костромском кремле упоминается в повествовании из смутного для России времени, именно о том, что «от стрельбы из большого наряда с Костромского кремля» (Археографические акты, II, 232) потерпел поражение предводитель польских отрядов пан Лисовский, который в июне 1609 года из-под Москвы с полуторатысячным войском прибыл нагорным берегом Волги к месту Селище для освобождения вынужденных запереться в Ипатьевском монастыре поляков и русских изменников, кои здесь были осаждены войском царских патриотов во главе с храбрым воеводой Давидом Жеребцовым. О Старом городе Костроме имеются следующие сведения в писцовых книгах 3 «письма и меры Ивана Бутурлина да подьячих Остафия Колюпанова да Ивана Злобина 135 года, да писма-ж и меры и межеванья князя Василья Волконскаго да тех же подьячих 137 и 138 годов». «Город Кострома построен на Волге на луговой стороне… Ворота большия Спасския из новаго города от торгу, ширина воротам четыре сажени с полусаженью, поперег две сажени с полусаженью. А от ворот вшед в город налево в стене башня середняя от торгу, ширина две сажени с полусаженью, поперег две сажени с четью. Стены от ворот Спасских до наугольной Воскресенской башни восемьдесят сажен. Воскресенской наугольной башни ширина три сажени, поперег тож. От Воскресенской башни по другой стороне от Кадкины горы башня, что были Ильинския ворота, ширина три сажени с полусаженью, поперег две сажени с полусаженью. Да в той же стене средняя Борисоглебская, ширина четыре сажени, поперег тож. Да по той же стене башня Дебринская, ширина четыре сажени, поперег тож.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Окончив утренние бумаги, в 10.20 поехал в Петербург. Крещенский выход был по-прежнему, но только без дам. На Неве было совсем не холодно, несмотря на 7° мороза. Сел завтракать с небольшим количеством семьи в час с половиною. Переодевшись, пошел в Эрмитаж и осмотрел вновь отлично устроенную галерею фарфора и серебра, а также некоторые залы, очищенные от копоти прежнего отопления. Оттуда заехал к т. Михень и затем к Мама. Вернулся в Ц. С. к 7 час. Читал до обеда, а вечером вслух. 7-го января. Понедельник. Встал поздно, но успел погулять. После доклада Григоровича принял двух губернаторов и ген. Добронравова. К завтраку приехала Минни. Погулял с дочерьми. В 4 1/4 была офицерская елка. На помощь дочерям приехала Ольга Александровна, кот. потом пила с нами чай. От 6 ч. до 7 1/2 принимал первый доклад Маклакова. Дай Бог ему в добрый час! Обедал Граббе (деж.). Вечером читал. 8-го января. Вторник. В 10 час. принял Николашу. Потом погулял. Завтракал дядя Павел. Сделал прогулку с тремя старшими. В 4 ч. принял Бартенева — составителя монографии Кремля. От 6 до 7 1/2 Сазонова. Обедал Петровский (деж.). Вечером долго занимался и писал Вильгельму. 9-го января. Среда. Утром читал, а с 11 час. до часа принимал военных и штатских. Гулял со всеми дочерьми; они съезжали с большого Каприза на санках. День был хороший, солнечный. В 4 часа у меня был Горемыкин. После чая принял Щегловитова. Занимался до и после обеда. 10-го января. Четверг. После утренних бумаг погулял 1/4 часа. Между докладами принял епископа Костромского и депутацию от Ипатьевского монастыря. Завтракал Веселкин (деж.). Принял депутацию из Монголии, поднесшую подарки и лошадей-иноходцев. Погулял немного с дочками. День стоял чудный, светлый. В 4 ч. у меня был сен. Маркевич по Человеколюбивому обществу. Читал много; вечером вслух. 11-го января. Пятница. Такой же солнечный день при 10° мороза. Завтракали: Костя (деж.) и Ренненкампф. Съезжал с дочерьми с горы на катке. В 4 часа принял Лангофа. После чая занимался до 7 ч. и поехал к кирасирам на товарищеский обед. Послушали песенников 4-го эскадрона, затем был интересный кинематограф. Вернулся к 12 час. домой. 12-го января. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010