Димитрием (Туптало) , митр. Ростовским. При содействии В. было установлено почитание схим. Сергия († 1685), его гробница находилась в переславском Феодоровском мон-ре, а также убитого разбойниками схим. Адриана. Деятельность В. по прославлению новых чудотворцев находилась в противоречии с религ. политикой Петра I . 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле начала свою деятельность комиссия, в к-рую помимо протоинквизитора входили синодальный секретарь Варлаам (Овсянников) и игум. костромского Ипатьевского мон-ря Гавриил (Бужинский) . В результате освидетельствования мощи прп. Корнилия признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. Комиссия запретила почитание прп. Даниила Переяславского и св. блгв. кн. смоленского Андрея Переяславского , опечатав их мощи и разрушив сени над гробницами. По результатам деятельности комиссии 15 марта последовал указ Синода, в котором резко осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей. В. был вынужден принести покаяние, но благодаря высокому покровительству при дворе избежал более сурового наказания. После восшествия на престол Анны Иоанновны в качестве ее духовника В. сумел добиться пересмотра нек-рых результатов деятельности комиссии. Все время пребывания в Переславле В. состоял в переписке с супругой императора Екатериной Алексеевной, 7 мая 1724 г. присутствовал на ее коронации, в 1725 г. участвовал в погребении Петра I. В 1726 г. был вызван на чреду богослужений в С.-Петербург. В том же году 15 июля по указу имп. Екатерины I был назначен настоятелем подмосковного Троице-Сергиева монастыря. 13 сент. 1726 г. прибыл в С.-Петербург. 25 февр. 1728 г. присутствовал на коронации имп. Петра II . В 1727-1728 гг. тянулась тяжба В. с Рязанским еп. Гавриилом (Бужинским), с марта 1722 по окт. 1726 г. являвшимся настоятелем Троице-Сергиева мон-ря; В. обвинял еп. Гавриила в хищении книг и золотых панагий из монастырской ризницы. В февр. 1729 г. В. доносил Синоду о том, что по причине скудости казны у Троицкого мон-ря нет возможности платить подати и содержать отставных солдат и офицеров.

http://pravenc.ru/text/154181.html

В мае 1864 г. В. перевели в Харьков на должность ректора ДС и настоятеля Старохарьковского Преображенского мон-ря. 24 июня 1872 г. В. было определено быть епископом Сумским, вик. Харьковской епархии, хиротония состоялась 30 июля 1872 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. С 9 апр. 1883 г. В. епископ Кинешемский, вик. Костромской епархии. Он приехал в Кострому в преклонном возрасте, страдая мн. болезнями, но именно там окончательно раскрылся его дар духовничества и старчества . Через неск. лет епископ, живший постоянно в Ипатьевском костромском во имя Св. Троицы мон-ре (резиденции правящих и викарных Костромских архиереев), приобрел славу молитвенника и старца, имеющего дар прозорливости. За советом, утешением и духовным назиданием к нему непрерывно шло множество людей из Костромской и Ярославской губерний, его называли «вторым отцом Иоанном Кронштадтским». С 1902 г. В. по состоянию здоровья уже почти не выходил из своих покоев, но, как и всегда, к нему шли люди, особенно много во время начавшейся в 1904 г. русско-япон. войны. 17 июня 1905 г. тело В. было погребено на указанном им месте в Никольском приделе находящейся рядом с Ипатьевским мон-рем ц. св. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Могила В. вплоть до закрытия церкви в 1949 г. почиталась жителями Костромы и окрестных селений. При реставрации храма в кон. 50-х гг. Никольский придел, возведенный в нач. XX в., был разобран и могила В. оказалась вне храма. В 90-х гг., после возобновления богослужений в Иоанно-Богословском храме, сохранившаяся надгробная плита с места погребения В. была установлена в трапезной части церкви. Соч.: Христос - свет для сокровенной глубины душ человеческих//ПС. 1861. Ч. 1. 2. С. 143-172; О необходимости христианину испытывать дух учений, предлагаемых разными вероучителями//Там же. Ч. 2. 6. С. 129-160; Вопрос о вере//Там же. 8. С. 357-390; Светлая сторона смерти, преломляемая взором веры//Там же. 1862. Ч. 1. С. 47-84, 213-262; Дух евангельской заповеди о прощении обид//Там же. Ч. 2. С. 41-104; Несостоятельность рационализма в ложной религии естественной//Там же. С. 105-138, 227-259; Разум христианский//Там же. С. 317-360; Необходимость благодати, находящейся в Церкви, для охранения истин веры и поддержания в людях чистой нравственности//Там же. Ч. 3. С. 107-124; Любовь Божия привлекается мудростью//Там же. С. 149-178; Богопознание//Там же. С. 179-213; Основная истина христианства и коренное заблуждение неверующего разума//Там же. 1863. Ч. 1. 4. С. 349-400; Ч. 2. 6. С. 163-192; 7. С. 415-450; 8. С. 511-540; Истинное достоинство человека//Там же. Ч. 3. С. 296-322; Рус. раскол пред судом истины и Церкви//Там же. 1864. Ч. 1-3. (отд. изд.: Каз., 1864); Об отношении общества к Божественной вере христианской. СПб., 1871; Собр. слов и размышлений. Кострома, 1908.

http://pravenc.ru/text/150307.html

при отражении набега крымского хана Казы-Гирея. В 1572 г. В. принял участие в Соборе, избравшем митр. Кирилла и одобрившем 4-й брак царя Иоанна IV с Анной Алексеевной Колтовской. В 1573/74 г. В. сделал крупный вклад в Ипатьев мон-рь на поминовение своих родителей: из владений в Костромском у. он отдал мон-рю сельцо Суконниково с 3 деревнями в Андронниковом стане, 2 с половиной деревни на р. Касти в Сотском стане в Корзле, 5 деревень в Пласкинином стане, 2 с четвертью деревни в Минском стане, четверть мельницы на р. Сендеге, в Козурском стане дер. Булатницу и половину дер. Искрина, 3 пустоши, 2 дворища, дер. Остребальцово в Емецкой вол., 5 деревень и пустошь за р. Мезою в Емецком стане, дер. Ляхово на р. Кохталке, дер. Титовское в Логиновом стане, а также пожни на р. Костроме и ее притоке р. Выстань. В Московском у. Ипатьевскому мон-рю отошли 3 деревни «в Горетове стану в Рожественском приселье» (АРГ: АММС. 123. С. 263; Веселовский. С. 183). Несколько ранее, 1 нояб. 1573 г., В. дал вклад 20 р. по С. Креневе (ВКТСМ), исходя из чего можно предположить, что В. был родственником древнего служилого рода московских и костромских вотчинников Креневых. 14 февр. 1575 г. состоялась хиротония В. во архиепископа Казанского и Свияжского, к-рую возглавил митр. Антоний ; настоятелем Новоспасского мон-ря после В. стал св. Иов , впосл. первый рус. Патриарх. 23 апр. 1575 г. В. прибыл в Казань, где через 4 недели скончался. Похоронен в кафедральном Благовещенском соборе, у сев. стены, это 1-е захоронение в соборе. Гробница В. сохранилась, в 1907 г. при ремонте полов собора ее осматривал проф. Казанского ун-та А. И. Александров (впосл. еп. Анастасий ). Арх.: РГАДА. Ф. 281. Собр. грамот Коллегии экономии. Кострома. 67/5034. Л. 1; 70/5037. Л. 1-2; 72/5039. Л. 1-2; 73/5040-74/5041. Л. 1; 79/5046. Л. 1; 85/5052-87/5054. Л. 1; 92/5059. Л. 1; 91/5058. Л. 1-2; 93/5060. Л. 1; 94/5061. Л. 1-3 (на обороте грамоты есть автограф В.: «К сей духовной грамоте игумен Васьян руку приложил»); 97/5064. Л. 1; 98/5065.

http://pravenc.ru/text/149865.html

содержался при Тобольском архиерейском доме, откуда бежал вместе с неск. учениками. В нач. 40-х гг. XVII в. власти не знали о его местонахождении. В нач. 50-х гг. XVII в. новые «Капитоновы кельи» появились в Костромском у. Грамотой царя Алексея Михайловича от 31 окт. 1651 г. костромскому воеводе Ю. М. Аксакову и подьячему Р. Борзову указывалось «взять на реке Шаче Костромского уезда... в келиях старца Капитона старцев и мирских людей, робят, которые в тех келиях живут, и быть им до нашего указа у вас в Ипацком и Богоявленском монастырях... никуда не пущать да держать их крепко, чтоб не ушли» ( Миловидов И. В. Содержание рукописей, хранящихся в архиве Ипатьевского мон-ря. Кострома, 1887. Вып. 1. С. 58). При вступлении в 1652 г. на Ростовскую кафедру митр. Иона обратился к пастве с окружным посланием, в к-ром говорил о преследовании «расколников», не почитавших духовенство: «Аще... кто истиннаго пастыря и учителя: архимарита, или игумена, или попа, или дьякона поносити учнет, и мы на таковых расколников с Божиею помощию готовимся и таковых нам волков ловить будем» (АИ. Т. 4. 62. С. 174-175). К. не был арестован, из разгромленных келий он ушел в Шуйский у. и до сер. 50-х гг. XVII в. находился в скитах около с. Колбацкого (совр. Ивановский р-н Ивановской обл.). После разорения и этих келий К. переселился под Вязники, где его застала богослужебная реформа (см. Никон , патриарх Московский и всея Руси). К. стал резким противником изменений в церковной жизни, в его учении важное место заняла проповедь о состоявшемся приходе антихриста и скором конце мира. И. Шушерин писал о том, что последователи К. на патриарха Никона «многая злохуления глаголаху за исправление книг Божественнаго Писания и нарицаху его, хуляще, антихристом и иными укорительными глаголы». К. не принимал не только исправленные книги, но и новонаписанные иконы, почитая только образа «ветхаго писма, и старого, и зачаделаго, аки бы издревле писаны» ( Игнатий [Римский-Корсаков]. 1855. С. 100). «Капитоновщина» стала частью движения за «старую веру»; по словам Шушерина, от «ересеначальника» К.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

Все же после принятия этого закона рост церковного землевладения существенно замедлился. В отличие от царя Феодора Б. Г., давая неоднократно (особенно после воцарения) богатые вклады в такие близкие ему обители, как Иосифо-Волоколамский и Троице-Сергиев мон-ри, жаловал деньги и драгоценные предметы, но не земли. Затрагивала интересы церковных землевладельцев и практика (известная по документам из архива Троице-Сергиева мон-ря), когда часть монастырских земель передавалась в держание помещикам, а мон-рю вместо этого давались в основном запустевшие земли. Прямой ущерб интересам Церкви наносило проводившееся по приказу Б. Г. «посадское строение», к-рое сопровождалось как принудительным возвращением на посад горожан, поселившихся во владениях Церкви, так и включением в состав посада ряда церковных слобод в городах. По отношению к мон-рям Б. Г. использовал в широком объеме те права, к-рыми обладал глава гос-ва в качестве ктитора. В 1592-1594 гг. (при Феодоре Иоанновиче) было проведено писцовое описание владений Троице-Сергиева мон-ря, сопровождавшееся проверкой прав на землю. В описание наряду с данными о размерах земли и налоговых ставках были внесены подробные сведения о повинностях крестьян в пользу мон-ря - очевидно, Б. Г. был намерен осуществлять контроль за этой стороной монастырской жизни. Направленные в 1601 г. в Кирилло-Белозерский мон-рь царские писцы не только описали монастырскую казну и владения мон-ря, но и установили своей властью нормы барщины и оброка монастырских крестьян, а также составили примерную смету доходов и расходов мон-ря. Б. Г., как и др. члены рода Годуновых, покровительствовал костромскому Ипатьевскому мон-рю, в к-ром находилось родовое кладбище Годуновых (там были погребены отец Б. Г. Федор Иванович Годунов по прозвищу Кривой, мать Стефанида Ивановна (в иночестве Снандулия), брат Василий Федорович, дед Иван Григорьевич, прадед Григорий Иванович (в иночестве Герасим), прапрадед Иван Иванович Годун (основатель рода Годуновых) и др.). Благодаря пожертвованиям Д.

http://pravenc.ru/text/153195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (1-я четв. XVI в.- 21.05.1575, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Впервые В. упоминается в источниках как игумен Ипатьевского костромского Св. Троицы мон-ря, по мнению С. Б. Веселовского , он управлял мон-рем в 1550-1569 гг., по П. М. Строеву , - в 1558-1569 гг. В монастырских актах В. упоминается с 1 сент. 1558 г. ( Антонов. Костромские мон-ри. 4. С. 58-59). При участии В. на средства Годуновых и др. вкладчиков в 1558/59 г. в мон-ре при Троицком соборе была построена трапезная, в 1563 г.- каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1565 г. В. получил от царя Иоанна IV Васильевича грамоту с подтверждением права мон-ря на монопольное владение перевозом через р. Кострому (Там же. 25. С. 93), это право было пожаловано обители в 40-х гг. XV в. вел. кн. Василием II Васильевичем . В Ипатьевском мон-ре в нач. ХХ в. хранился пожертвованный В. в сент. 1562 г. серебряный позолоченный напрестольный крест, украшенный жемчугом и камнями, с соответствующей надписью. К В. как игумену крупнейшего в крае мон-ря обращался в своем «Наказании и поучении» прп. Геннадий Костромской († 1565), устроитель Геннадиева в честь Преображения Господня мон-ря , с просьбой не оставить своим попечением новосозданную обитель. В. был тесно связан с крупными костромскими вотчинниками, прежде всего с Сабуровыми, Годуновыми и Вельяминовыми-Зерновыми. В 1563/64 г. Ефросиния, вдова Д. Т. Вельяминова-Зернова, а также А. Б. Третьяк-Скрябин приказывали «свою душу» В. (Там же. 17. С. 83, 24. С. 88-92). В 1569 г. ипатьевский игумен был одним из душеприказчиков старицы Анастасиина костромского Воздвиженского мон-ря Елены (Е. В. Иларионовой), вдовы местного вотчинника С. З. Матафтина (АСЗ. Т. 1. 165. С. 137-138; на обороте данной грамоты была его подпись). В 1569-1575 гг. В. являлся архимандритом близкого к царской семье московского Новоспасского в честь Преображения Господня мон-ря . При нем обитель была окружена валом с мощной деревянной стеной, эти укрепления сыграли важную роль в 1591 г.

http://pravenc.ru/text/149865.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЩИН Икона Божией Матери «Одигитрия». Василий Никитин Вощин. 1755 г. (Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина мон-ря в Костроме) Икона Божией Матери «Одигитрия». Василий Никитин Вощин. 1755 г. (Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина мон-ря в Костроме) [Шунецкий, Чудовский] Василий Никитин (8.04.1691, с. Шунга близ Костромы - после 1759?), костромской иконописец; происходил из известной с 1-й пол. XVII в. семьи потомственных иконописцев и стенописцев с. Шунга, вотчины московского Чудова мон-ря (сын иконописца Никиты Герасимова (Макарова) Чудовского, отец Якова Васильева Вощина). В. работал для храмов и мон-рей Костромы и костромских земель: в ц. в честь Рождества Христова в Костроме (икона «Св. Иоанн Предтеча, Ангел пустыни, с деяниями», 1714, Гос. музей палехского искусства), в Геннадиевом мон-ре (1716, вместе с Василием Андреевым и Яковом Васильевым), в Богородицко-Игрицком Песоченском мон-ре (в 1729 вместе с сыном писал иконы для местного ряда иконостаса), в ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1745-1755), в Ипатьевском мон-ре (1757, иконы местного и праздничного рядов иконостаса Троицкого собора), в ц. во имя свт. Николая в с. Сидоровском (икона «Свт. Димитрий Ростовский», 1759, КГОХМ). Занимался поновлением древних икон: храмового образа «Св. Владимир, Борис и Глеб в житии» (1717) в Борисоглебской ц. в Костроме, иконы «Св. Иоанн Предтеча» (1741) в одном из храмов посада Б. Соли, иконы «Спас Вседержитель с припадающими Иоанном Богословом и Димитрием Солунским» (1687) письма Гурия Никитина Кинешемцева (?), находившейся в местном ряду иконостаса ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (КИАХМЗ; живопись В. снята при реставрации иконы, сохр. автограф). В 1745 г. вместе со священником ярославской ц. во имя вмч. Димитрия Солунского Иоанном Андреевым поновил древнюю костромскую святыню - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери . Впосл. мастер и его сын создали большое количество мерных списков с этого образа.

http://pravenc.ru/text/155400.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРИС ФЕОДОРОВИЧ ГОДУНОВ Царь Борис Феодорович Годунов. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. 7. Л. 38) Царь Борис Феодорович Годунов. Миниатюра из Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. 7. Л. 38) († 13.04.1605), рус. царь (с 17 февр. 1598). Принадлежал к младшей ветви костромского дворянского рода, члены к-рого почитали своим родоначальником татар. мурзу Чета (в Крещении Захария) - основателя Ипатьевского костромского мон-ря . Рано лишившись отца, Б. Г. воспитывался дядей Д. И. Годуновым († 1606), имевшим при дворе царя Иоанна IV Васильевича Грозного чин постельничего. Б. Г. начал службу в 1567 г., когда был принят в опричный двор Иоанна IV. Положение Б. Г. в этом дворе упрочилось благодаря женитьбе на дочери Малюты Скуратова. На свадьбе царя с Марфой Собакиной 28 окт. 1571 г. Малюта Скуратов и его зять были дружками царской невесты. Б. Г. сохранил расположение царя и после отмены опричнины и смерти Малюты, в восстановленном царем в 1575 г. особом дворе он занял высокую должность кравчего, в 1578 г. получил боярский сан. В 1575 г. сестра Б. Г. Ирина вышла замуж за царевича Феодора (см. Феодор Иоаннович ). Несмотря на высокий сан и родственную связь с царской семьей, Б. Г. не получал адм. или военных назначений, не принадлежал к кругу близких советников Иоанна IV. О его участии в событиях этого времени практически ничего не известно. Вскоре после смерти Иоанна IV Б. Г. получил от царя Феодора Иоанновича высокий сан боярина конюшего и уже на приеме посла Речи Посполитой Льва Сапеги 2 июня 1584 г. стоял «у государева места выше рынд». После тяжелой болезни в 1585 г. царского дяди Н. Р. Юрьева Б. Г. фактически стал правителем Русского гос-ва при не способном вести гос. дела царе. В 1585-1586 гг. правитель отстоял свое исключительное положение в борьбе с др. вельможами: кн. И. Ф. Мстиславским, затем кн. И. П. Шуйским. Мстиславский был вынужден принять постриг в Кирилло-Белозерском мон-ре, Шуйский был сослан в Каргополь и там убит. Подверглись опалам и разным наказаниям также их сторонники. В отличие от Иоанна IV Б. Г., устраняя политических противников, не подвергал гонениям их родственников. Столкновения Б. Г. с Шуйским сопровождались волнениями в Москве, когда власти «в Кремле-городе в осаде сидели»,- правитель, очевидно, не пользовался популярностью среди москвичей.

http://pravenc.ru/text/153195.html

Г., Каткова С. С. Возрожденные шедевры//Памятники Отечества. М., 1991. 1(23). С. 24-37; Рубанкова Г. Ипатьевский мон-рь: Великое противостояние//Костромские вед. 1992. 15 июля; Нам кажется, пора остановиться: Обращение сотрудников КИАХМЗ к общественности г. Костромы и области//Костромской край. 1992. 18 сент.; Чернецов А. В. Золоченые двери XVI в.: Соборы Московского Кремля и Троицкий собор Ипатьевского мон-ря в Костроме. М., 1992; Заботкина О. К вопросу о вотчинном землевладении костромского Ипатьевского мон-ря (XVI-XVIII вв.)//Краеведческие зап. Кострома, 1993. Вып. 5. С. 14-19; Слепынина Л. Ю. История колоколов Ипатьевского мон-ря//«Минувшее, сливаясь с настоящим…»: IV Тихомировские чт. Ярославль, 1993. С. 19-21; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Васильев Л. С. Церковь Рождества Богородицы Ипатьевского мон-ря//Светоч: Альм. Кострома, 1996. С. 54-56; Румянцева О. Реставрация Ипатьевской обители//Там же. С. 57-60; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1998. Вып. 1. Ч. 3. С. 4-36; Васильев Л., Зонтиков Н. Правильно ли мы датируем Троицкий собор Ипатьевского мон-ря?//Сев. правда. 2001. 11 окт.; Каткова С. С. Иконостасы храмов Ипатьевского мон-ря по переписным книгам 1595 г.// Она же. Века и судьбы: Сб. ст. Кострома, 2001. С. 68-81; она же. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского мон-ря сер. XVII в.//Там же. С. 82-107; она же. Иконостасы 1756-1758 гг.//Там же. С. 108-135; она же. Наружные росписи Троицкого собора Ипатьевского мон-ря//Светоч: Альм. 2008. 3. С. 67-75; она же. Наружные росписи Троицкого Ипатьевского монастыря. Закомары//Светоч: Альм. Кострома, 2009. 5. С. 183-188; Кострома: Ист. энциклопедия/Под ред. А. К. Шустова. Кострома, 2002. С. 208-209, 211-214, 247-252; Костромские святыни. Кострома, 2002. С. 18-33; Куколевская О. С. Ипатьевский мон-рь: Путев. М., 2003; она же. Тихвинская икона Богоматери (XVI в.) - чтимый образ Ипатьевского мон-ря//Краеведческие зап. 2003. Вып. 6. С. 177-187; она же. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010