Он стал родоначальником князей Мещерских. Царевич Берка, который приехал в 1301 году из Большой Орды и принял крещение в Москве от митрополита Петра с именем Иоанникия - родоначальник Аничковых. Царевич Аредич, неизвестно в каком году крестившийся - родоначальник Белеутовых. Чет-Мурза, пришедший из Орды в 1330 году к великому князю Иоанну Даниловичу Калите и названный в крещении Захарием - родоначальник Сабуровых и Годуновых, стал основателем Костромского Ипатьевского монастыря. Обитель он основал на месте, где ему явилась Богоматерь с предстоящими святыми, одним из которых был святой Ипатий Гангрский. После этого явления Захария получил исцеление от болезни. Царевич Серкиз, выехавший из Большой Орды к великому князю Димитрию Донскому и крестившийся вместе с сыном своим Андреем - родоначальник рода Старковых. Внук темника Мамая князь Алекса принял крещение в Киеве вместе с сыном своим Иоанном от самого митрополита, назван Александром - родоначальник князей Глинских. Широко известно, что антиордынское возмущение во Владимире при князе Андрее Ярославиче подавлял темник Неврюй. В 1296 году «была брань русским князем», «в то бо время был посол из Орды Алекса Неврюй» - он был уже православным христианином. Великим баскаком владимирским при трех первых золотоордынских ханах и при трех великих князьях владимирских был некто Амирхан. Православное имя его - Захарий, известно, что он являлся крестником самого Александра Невского. Праправнуком Захара-Амирхана был преподобный Пафнутий Боровский (иконография преподобного Пафнутия сохраняет азиатские черты). От родного брата преподобного Пафнутия пошли дворянские фамилии Баскаковых и Зубовых. Весьма частым явлением были браки между русскими и ордынцами. Особенно, чтобы обеспечить поддержку и благоволение хана русские князья женились на знатных ордынских женщинах. Ордынки принимали христианство при вступлении в брак с русскими князьями. Уже в 1257 году князь Глеб Васильковыч Ростовский женился у Великого хана в Монголии. Дочь хана Менгу-Тимура в 1279 году вышла замуж за святого князя Феодора Ростиславича Ярославского и Смоленского.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/17/...

Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1652 г. (КГОИАХМЗ) Сщмч. Ипатий Гангрский. Икона из деисусного чина иконостаса Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1652 г. (КГОИАХМЗ) Помимо основного дня памяти (14 нояб.) в визант. Синаксарях и служебных Минеях имя И. обозначено также под 25 февр., 5, 30 и 31 марта, 15 нояб. и под др. числами; в разных рукописях «апокрифического» Мученичества говорится, что И. пострадал 8, 19 янв. или 31 марта. В К-поле рядом с мавзолеем равноап. имп. Константина Великого находилась часовня, посвященная И., с нартексом и атриумом ( Janin. Églises et monastères. P. 491). В наст. время частицы мощей И. находятся в Греции во мн. мон-рях: часть главы И. хранится в мон-ре прор. Илии недалеко от Коринфа, др. частицы находятся в Иверском мон-ре на Афоне , в мон-рях св. Агафона (близ Ипати, ном Фтиотида), Пресв. Богородицы Хрисоподаритиссы (ном Ахея), Иерусалим (ном Беотия), Вулкану , Введения во храм Пресв. Богородицы (Облу) близ Патр, Успения Пресв. Богородицы (Макеллария) близ Калавриты (ном Ахея), прор. Илии (о-в Самос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), а также в ц. Успения Пресв. Богородицы (Калаврита). И. особо почитался у славян. Апокрифическое Житие И. содержится в серб. списке 1-й четв. XIV в. (Ath. Pantel. Slav. 22). В сер. XVI в. прп. Зиновий Отенский составил Похвальное слово И. В Костроме был основан Ипатиевский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . 2 марта 1997 г. представитель Антиохийского Патриархата при Московском Патриархе передал в мон-рь частицы мощей И. В календаре РПЦ содержится указание, что И. пострадал в 326 г. Однако нек-рые совр. исследователи на основе Жития и списка участников Гангрского Собора предлагают датировать кончину епископа 362 г. ( Бугаевский. 2008. С. 39-40). И. считается покровителем г. Тиджано в обл. Апулия на юге Италии, где его память празднуется 18 янв. Ист.: BHG, N 759-759f; MartRom. P. 521; PG. 117. Р. 159-160 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 223, 228, 489, 573, 576; Ferri S. Il «bios» e il «martyrion» di Hypatios di Gangrai//SBN. 1931. T. 3. P. 69-103; Halkin F. Un recueil de légendes hagiographiques: le ms. Bollandien 1009//BZ. 1951. Bd. 44. S. 253-257; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 163-166; ЖСв. Март. С. 610-614; Бугаевский А. В. Священномученик Ипатий, еп. Гангрский, славный чудотворец и целитель. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/673743.html

А. Б. Ванькова Гимнография Память И. отмечается 17 июня в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В афоно-итал. редакции Студийского устава в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 264) И. упоминается 17 июня; служба подробно не описана. В ранних редакциях Иерусалимского устава , в первопечатных греч. и московском Типиконах, а также в совр. богослужебных книгах И. не упоминается. В греч. рукописях под 17 июня встречается канон И., составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Υπατου μλψομ[α]ι τος καλος τρπους. Ιωσφ (Ипатия воспою прекрасные нравы. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Υπρχων, Υπτιε, σν Θε (Пребывая, Ипатие, с Богом) (Ταμεον. Σ. 220). Иконография В греческом иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - память И. не отражена. Под 18 июня в месяцеслове Ерминии приведены сведения об Ипатии, о Леонтии и Феодуле, мучениках Трипольских (Ерминия ДФ. С. 212). Однако в настенных минологиях балканских храмов под 18 июня можно встретить образы как указанных мучеников, так и И.: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) - в рост; в ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320) - погрудное изображение. В русских иконописных подлинниках (XVIII в.) память святого и описание его облика помещены под 31 марта. В подлиннике по списку Г. Д. Филимонова сказано: «Поживе лет 80; подобием стар, и быша власы его главнии и браднии яко снег, бяше нарочит действием и видением, ризы преподобнические. Сей святой жены кровоточивыя и бесчадныя не малы чудотворны показа, и сухи сосцы имуща и безкормны млеком тичити сотвори» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 308). В Большаковском подлиннике в описании внешности святого приведены те же слова ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 85). Изображения И. в рус. традиции чрезвычайно редки. В минеях его образ обычно вытесняется образом сщмч. Ипатия Гангрского, чья память приходится также на 31 марта. В качестве редкого и достаточно раннего примера изображения И. в рус. иконописи можно привести минею на март из годового комплекта икон (кон. XVI в., ВГИАХМЗ). На то, что в цикл включен именно этот святой, указывают тип его изображения как преподобного в монашеском облачении и надпись: «Прп. Ипатий-целитель», которая отражает сведения Жития о получении святым дара исцеления. В составе избранных святых поясной образ И. представлен на нижнем поле палехской иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием, праздниками, иконами Богоматери и избранными святыми» (сер. XIX в., собрание М. Е. Де Буара (Елизаветина)).

http://pravenc.ru/text/673741.html

Успенский собор коммунисты разрушили в 1934 г. Теперь икона, одна из главных достопримечательностей Костромы, находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре. Не иссякает поток желающих с верой и надеждой припасть к ней. Возобновлена традиция крестных ходов с главной святыней костромской земли в день её обретения – 16 (29) августа. В 2000 г. перед крестным ходом самолёт с иконой облетел вокруг города. Монастыри [ править править код ] Все монастыри Костромы Богоявленский-Анастасиин женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1426 Статус : действ. Богоявленский мужской, ныне женский, монастырь Костромы основал преподобный Никита Костромской. Он был учеником и, возможно, родственником прп. Сергия Радонежского. А среди учеников самого Никиты был прп. Пафнутий Боровский, духовной жизнью которого Никита руководил в Высоко-Покровском монастыре (рядом с Боровском). Из Высоко-Покровского монастыря Никита ушёл в Кострому. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты. Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г. Адрес : 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Подробнее... Знаменский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1993 Статус : действ. Адрес : г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37 Web : http://www.znamenskii.ru/ Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском. Подробнее... Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 2-я четв. XIV в. Адрес : г. Кострома, ул. Просвещения, 1 Монастырь Костромы был заложен при впадении р. Костромы в Волгу, где в 1330 г., согласно преданию, по пути из Золотой Орды в Москву, остановился влиятельный монгольский чиновник Чет. В дубовой роще ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, после которого монгол исцелился от мучившей его болезни. Чет крестился с именем Захарии и основал на месте видения монастырь в честь священномученика Ипатия Гангрского. Захария и его потомки – Сабуровы, Вельяминовы и особенно Годуновы – заботились о монастыре, делая вклады землей, деньгами и ценными вещами. Благодаря им ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. С возвышением Годуновых «Ипатий» начал обустраиваться в камень. В 1560 г. вместо деревянной церкви Животворящей Троицы был возведён каменный пятиглавый Троицкий собор. В последующие годы, до начала Смутного времени, монастырь обнесли мощной каменной стеной с привратными церквями во имя Феодора Стратилата и великомученицы Ирины.

http://azbyka.ru/palomnik/Кострома

На основе анонимного Жития были составлены Энкомий И. (BHG, N 759), изданный по рукописи XII в. (Marc. gr. 349), и неск. сокращенное Житие, вошедшее в состав Императорского минология 1034-1041 гг. ( Laty š ev. Menol. T. 1. P. 185-190). Краткая заметка об И. содержится в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и других византийских Синаксарях под разными числами. Неизданным остается Энкомий И. в рукописи 1591 г. (Lesb. S. Ioan. 38). Житие Сщмч. Ипатий Гангрский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 181) Сщмч. Ипатий Гангрский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 181) Согласно «каноническому» Житию, И. был уроженцем г. Гангры (ныне Чанкыры, Турция) (во 2-й редакции и в Синаксаре К-польской ц. родиной святого названа Киликия) и воспитывался благочестивыми родителями. С юных лет он спал на земле на жесткой подстилке, помогал нуждающимся, никогда не празднословил, но большую часть времени находился в церкви на молитве. И. был назначен чтецом и смотрителем храма, затем стал диаконом и, наконец, принял священнический сан. После смерти еп. Афанасия И. был избран его преемником и мирно управлял паствой: в городе и окрестных селениях И. воздвиг молитвенные дома; построил большое здание для трапез, где радушно принимал язычников, и, т. о., многих склонил к христ. вере. Епископ не любил праздные разговоры: однажды силой молитвы он заставил умолкнуть девушек, к-рые жили неподалеку и пели непристойные песни, смущая юношей. В Житии говорится, что И. составил неск. сочинений, в числе к-рых было толкование на Книгу Притчей Соломоновых, написанное для знатной и богатой женщины Гаианы. Получив наставления от пастыря, она изменила свой надменный нрав, выделила деньги на украшение церкви в Ганграх и стала помогать монахам и бедным. И. часто путешествовал по окрестностям и устраивал небольшие жилища на месте своих остановок. По сообщению автора Жития, прикосновение к оставшимся там после него сиденьям, кроватям, столам и чашам, а также вода, смешанная с землей из тех мест, исцеляла от различных болезней.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Тотчас же приготовили и разожгли печь; тогда святой Ипатий, взяв святительский жезл, подошел к царскому дворцу, открыл ворота сокровищницы и долго бил жезлом змея. Народ и царь, объятые страхом и трепетом, смотрели издалека, и, видя, что змей не уползает (а день уже склонялся к вечеру), все думали, что змей умертвил святого, как это случилось ранее с некоторыми иереями. Святитель же Ипатий, подняв очи к небу и призвав на помощь Господа, вложил в пасть змею жезл со словами: – Во имя Господа моего Иисуса Христа следуй за мною. Змей, взявшись зубами за жезл, точно связанный пленник, последовал за святым. И действительно, его связал Божьею силою великий чудотворец. Потом святой Ипатий отошел от царской сокровищницы, обошел все конское ристалище и торговую площадь, водя змея. Народ, видя змея, держащегося за край жезла и влекомого святым, ужасался и удивлялся. А змей был весьма страшен, длина его равнялась шестидесяти локтям 2289 . Приблизившись к огненной печи, горящей великим пламенем, святой сказал змею: – Во Имя Христа, Которого я, недостойный, проповедую, повелеваю тебе войти в средину того огня! Тогда страшный змей тот, перегнувшись, бросился стремительно в огненную печь, посредине которой и сгорел. Все, смотревшие на это с ужасом, прославляли Бога за то, что Он при их жизни явил миру такого светильника и чудотворца, святого Ипатия. Тогда царь воздал великое благодарение Богу и угоднику Его, святому Ипатию, которого почитал, как отца своего. Он повелел на доске сделать изображение лица его и поставил это изображение в своей царской сокровищнице на прогнание бесов; а святого, наградив дарами и любезно облобызав, отпустил в дом его. Когда святой возвращался на свой святительский престол, злые люди, последователи учения Новата 2290 , будучи разжигаемы великою завистью на святителя Божия, устроили ему засаду на пути в узком проходе, на краю горной пропасти и на берегу болота, вооружившись мечами и кольями. Как только он подошел к тому месту, они напали на него внезапно, устремившись, подобно диким зверям, и, сильно изранив его, сбросили с высокого берега в болотную топь. Святой, оставшись едва живым, простер руки немного кверху и, возведя очи на небо, как некогда святой первомученик Стефан молился за убийц своих, говоря: «Господи! Не вмени им греха этого» ( Деян.7:60 ). И когда он так молился, одна злая женщина, держащаяся Ариевой ереси, взяв увесистый камень, ударила им святого сильно по голове и убила его. Святая душа Ипатия, тотчас отрешившись от тела, отошла ко Господу 2291 . Убийцы, взяв тело святого, скрыли его в находящейся близ того места пещере и ушли.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

159-160 ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) 160-162 ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) 162-168 169-170 ИПОДИАКОН в правосл. Церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей 171-173 173-174 174-175 ИПОПСАЛМЫ в древнем восточнохрист. богослужении припевы или стихи с припевами, повторяемые после каждого стиха псалма 175-176 176-180 180-193 193-195 ИППОЛИТ Николаевич Красновский (1883 - 1938), прот., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 195-196 196-201 201-202 223-224 202-222 ИППОС [Гиппос, Хиппос, Иппон, Ипп, Гиппон], античный город у восточного берега Тивериадского оз. 224-229 ИППЭН ТИСИН (1239-1289), япон. буддийский монах-проповедник, основатель амидаистской школы времени (дзи-сю), «странствующий святой» (юге сенин) 229-230 ИПРАРИ (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 230-231 ИПСИСТАРИАНЕ (ипсистарии, ипсистиане), синкретическая религ. секта, существовавшая в первые века по Р. Х. в вост. регионах Римской империи, а также в Византии до IX в. 231-232 ИПХИ (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 232-233 233-234 ИРАИДА Осиповна Тихова (1896-1967), исп. (пам. 25 июля, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 234-235 235-268 ИРАКЛ [Иракла], свт. (пам. зап. 14 июля; пам. копт. 8 хойака/кихака (4 дек.)), архиеп. Александрии (230/1-246 или 248) 269-271 271-275 275-276 ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. 277-279 279-280 280-292 292-297 ИРАКЛИЙ ВОИН мч. (пам. 22 окт.) - см. в ст. Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

Кем же на самом деле был Захария Чет? С одной стороны мы знаем, что он был исконно русским человеком, боярином, владевшим на костромской земле обширными землями (1). С другой стороны, человек появился словно ниоткуда, и ему сразу дали во владение очень много земель, а когда его потомки переехали в Москву , их сразу же приблизили к великокняжескому двору. Откуда такая честь? Это долгое время оставалось загадкой! Давайте разбираться. Существует икона XVI века «Явление Богоматери с предстоящими апостолом Филиппом и Ипатием Гангрским боярину Захарию Чету». Сразу обращает на себя внимание то, что хотя святые Филипп и Ипатий - почитаемые угодники Божии, но это малоизвестные святые, храмы которым на Руси практически не строили. Откуда же взялся такой образ? Завесу тайны помогает приоткрыть церковный календарь. Только не всякий церковный, а именно старообрядческий. Если открыть новообрядный календарь, вы увидите, что память апостола Филиппа приходится на 27 ноября, а священномученика Ипатия на 29 ноября. Но по-старому не так: Филипп и Ипатий празднуются в один день - 27 ноября, в заговенье на Рожественский пост, который в народе традиционно именуется Филиппками. Итак, дни памяти Филиппа и Ипатия празднуются в один день. Для того чтобы понять, что нам это дает, нужно вспомнить о том, как на Руси давали имя младенцу. Как правило, ребенку давали не одно, а два-три имени! Одно имя давалось в честь того святого, в день которого ребенок родился или чья память приходилась на 8 день его жизни. Другое имя давали в честь умершего предка, - предполагалось, что его традиции он должен продолжить. Первые два имени были христианскими, из святцев, но третье могло быть простонародным. Его, как правило, давали от обратного, чтобы сбить с толку те силы, которые вредят людям. Так появлялись Некрасы (некрасивые), Нежданы (дети, которых якобы не ждали), Басурмане (то есть не христиане) и тому подобное. Иногда третье имя было числительным - Первой, Третьяк, Шестак, Семой и т.д. Традиции имянаречения на Руси были очень богатыми. Так все Рюриковичи имели два-три имени, а постригшиеся в монахи, так и все четыре. Четыре имени было у Ивана Грозного - Иван, Тит, Смарагд и Иона.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Датировка Свидетельства Сократа и Созомена о Г. С. значительно различаются в отношении его датировки. Сократ ( Socr. Schol. Hist. eccl. III 43) указывает на время после К-польского Собора 360 г., Созомен - до Антиохийского Собора 341 г. ( Sozom. Hist. eccl. III 14; IV 24). Это разногласие вызывало многочисленные недоумения среди историков Нового времени (см., напр.: Hefele, Leclercq. T. 1. Pars 2. P. 1029. Not. 1). Р. Селье, опираясь на установленную дату 2 писем свт. Василия Великого (Ер. 244, 263), написанных в 376 г., речь в к - рых идет о Евстафии Севастийском, но нет упоминания о проведении Г. С., приходит к выводу, что Собор имел место после 376 г. ( Ceillier. T. 4. P. 735). Большинство совр . ученых склоняются к более ранней датировке Г. С.- ок. 340 г. ( Schwartz. S. 18; Bardy. Col. 936; Gribomont. 1957. P. 401. Not. 1; Nardy. P. 1014), хотя допускается и более поздняя датировка - 341 или 342 г., основанная на косвенном указании сир. версии правил Г. С. (Schulthess. S. 63; Laniado), или 355 г. (Barnes). В то же время ряд исследователей предпочитают датировать Г. С. только приблизительно: ок. сер. IV в. ( Hefele, Leclercq. T. 1. Pars 2. P. 1029) или между 340-376 гг. ( Stevenson. Р. 2). Состав участников Почти все имеющиеся источники, кроме слав. перевода, указывают, что председательствовал на Г. С. еп. Евсевий, к-рого исследователи отождествляют в зависимости от датировки Собора с Евсевием Никомидийским († 341 - Schwartz. S. 18; Gribomont. 1957. P. 401. Not. 1), Евсевием Самосатским († 377) или еп. Евсевием, предшественником (362-370) свт. Василия Великого на Кесарийской кафедре (мнение П. Баллерини, согласно Hefele, Leclerq. T. 1. Pars 2. P. 1031). Также известны имена др. 12 епископов - участников Г. с.: Элиан, Евгений, Олимпий, Вифиник, Григорий, Филит, Папп, Евлалий, Ипатий, Проересий, Василий, Васс. Источники не указывают, какие кафедры они представляли. Однако предположение, что эти кафедры были расположены в диоцезе Понт, позволяет отождествить нек-рых участников Собора с епископами Василием Анкирским, Проересием Синопским, Филитом Юлиопольским или Филитом Кратийским, Ипатием Гангрским, Вифинием Зильским и Олимпием Эносским ( Bardy. Col. 935-936). В нек - рых рукописях среди участников Г. С. упоминается имя Осии , еп. Кордубского, что, по мнению исследователей, является ошибкой ( Bardy. Col. 936). Причины созыва и решения Г. С.

http://pravenc.ru/text/161636.html

Остальные сочинения З. в той или иной степени посвящены волновавшим рус. общество в кон. XV-XVI в. и осужденным церковными Соборами ересям. В сер. XVI в. З. написал Слово о сщмч. Ипатии Гангрском («Зиновия черноризца о святем Ипатии, Гангрьсцем епископе и чюдотворцы»). По предположению издателя Слова В. И. Корецкого, оно могло быть составлено в связи c пожаром 1551 г. в ц. сщмч. Ипатия на Рогатой ул. в Новгороде ( Корецкий. 1965. С. 172-173). Однако тот факт, что отенский инок в этом произведении впервые выступает против совр. ему еретиков, может свидетельствовать о написании Слова ок. 1553 г., когда состоялся Московский Собор, посвященный разбору дел М. Башкина , Феодосия Косого и Артемия , бывш. игум. Троице-Сергиева монастыря ; в их взглядах З. усмотрел возрождение арианства , с к-рым боролся Гангрский еп. сщмч. Ипатий Чудотворец . З. в Слове изложил учение Ария и подробно обосновал его несостоятельность. Сопоставляя учение рус. еретиков с учением Ария, З. отметил низкий уровень образованности рус. лжеучителей: «Сии же еретицы... не токмо грамотическых не ведяху словес, неже и поборников мужей философов, но ниже народных грамот ведят или умеют прочитати» (этим совр. З. еретики отличаются от Ария, к-рый заимствовал свое учение у «философов», сам же «житием нерастленным живяше» - Там же. С. 175-176). Ф. Г. Калугин и А. И. Никольский атрибутировали отенскому иноку 3-ю редакцию Жития свт. Никиты Новгородского - «О Божией благодати, бывшей чудесы, явлением и прославлением священнаго телесе иже во святых отца нашего Никиты, епископа Великого Новаграда» (не изд., известно в неск. списках; см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 392). Историки датировали текст 1565 г., Корецкий считает, что он был создан на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. ( Корецкий. 1963. С. 335). Сочинение представляет собой Похвальное слово на открытие мощей святителя, случившееся в 1558 г. З. описал восстановительные работы в приделе святых Иоакима и Анны в новгородском Софийском соборе, где почивали мощи свт.

http://pravenc.ru/text/199815.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010