— А вот ее девичья полоса, в коей Александре более не красоваться. — Борис Всеволодович положил перед женихом нашим невестину тесму. — Пора и тебе, дорогой мой племянничек, в мыльню. Думали, ты уж давно встал. — Там, Сашка, уже такое кипит! — не утерпел внести свой голос Андрюша. — На будущий год я тоже оженюсь. — Посаженые отец и мать вчера ночью приехали, крестные твои, — известил Глеб. — Сейчас отправились вам брачное ложе изготавливать. Бедный Славич только теперь истинно распахнул свои ясные, как у сокола, очи и встрепенулся. Я, братцы, тогда забоялся за него — не уснет ли в час венчания? Дободрствует ли до первой своей брачной ночи? И что он потом с невестой будет делать, такой сонный? В мыльне я его банил тремя вениками, но недолго, чтоб его пуще прежнего не разморило. Старался расшевелить: — Смывай, смывай с себя, Славич, всю свою грешную жизнь преждебрачную. И почто Александра тебе своего мыльца не передала? Почему только жених невесте мыло дарит? Да не зевай ты, а то всю свадьбу свою прозеваешь! И лишь когда мы с Борисом Всеволодовичем пятью ушатами ледяной воды окатили его, взбодрился князек наш, из бани вышел иным человеком — таким, каким мы и знали его постоянно. Румяный, причесанный, чистый, нарядный, в лучшем своем кафтане из вишневого аксамита, тонко отороченном горностаем, а поверх покрытом алтабасным корзном , в красных, купленных в Торжке хзовых сапогах и в собольей шапке сел он на своего любимого золотисто-буланого кипчака Аера, я оседлал своего черного ромея Воронца и пристроился неподалеку от жениха в свадебном поезде. И так мы тронулись в недалекий путь к дому невесты. День стоял яркий, солнечный, на небе — ни облачка, в аксамитных кафтанах было жарковато. Всеволодовичи и Ярославичи парились в них, а я наслаждался тем, что мне необязательно было щеголять аксамитом и на мне сидел легкий кафтан из голубой объяри. Проезжая мимо дома Февроньи, я увидел ее краем глаза, и все во мне перевернулось. Тут к нашему поезду, почти в самый его конец, пристроились на своих лошадях ижорский воевода Филипп Пельгуй и брат его, Феврошин муженек, недавно крещенный тут, в Торопце, и нареченный Ипатием. Видеть его мне было досадно, но что поделать — сам Александр послужил ему при Крещении восприемником, и отныне сия неумытая ижорва становилась в ряды нашей Александровой дружины. Глаза б мои не глядели!

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

Мученик Леонтий был греком, служил военачальником римских войск при царе Веспасиане и жил в г. Триполи, близ горы Ливана. Он исповедовал христианскую веру. Вот как он удостоился венца мученического вместе с двумя воинами-христианами из язычников, Ипатием и Феодулом. Адриан, римский сановник, ревнитель язычества и враг христианства, отправился в Финикию, чтобы там преследовать христиан. Узнав о Леонтии, который сам отвергал идолов и отвращал других от поклонения им, Адриан послал за ним трибуна Ипатия с воинами, в числе коих был Феодул. Ипатий вдруг опасно заболел на дороге. На четвертый день болезни он увидел во сне ангела, который сказал ему: «Если хочешь выздороветь, то воскликни вместе со своими воинами: «Боже Леонтиев, помоги мне!»» Поутру Ипатий собрал воинов, рассказал им о своем сне, все они воскликнули сказанные слова – и болезнь его мгновенно миновалась. Это произвело особенное впечатление на Феодула. «Кто же этот Бог Леонтиев? Бак бы скорее увидеть самого Леонтия?» – думал он про себя, идя с Ипатием в Триполи. Около города сам Леонтий встретил их с прочими воинами и, обещав указать, кого они ищут, пригласил к себе в дом для отдыха и прибавил, что Леонтий не есть друг их богов, но он христианин, а после трапезы объявил, что он-то и есть Леонтий. Тогда Ипатий и Феодул упали к его ногам и сказали: «И мы хотим быть христианами». Леонтий помолился; вдруг светлое облако осенило Ипатия и Феодула, и дождь упал на них из облака; он призвал имя Отца, и Сына, и Святого Духа и таким образом крестил их. Прибыл в Триполи и сам Адриан и сильно разгневался на Леонтия с Ипатием и Феодулом. «Кто ты таков и какими волшебными средствами отвратил верных царских слуг от язычества к христианству?» спросил Леонтия Адриан. «Я воин Христов и сын Света, просвещающего всякого человека». – «А вы ради чего отреклись от отеческих преданий и изменили царю?» – спросил Адриан также Ипатия и Феодула. «Ради того, что мы получим гораздо лучшую награду от Царя небесного», – отвечали они. Адриан приказал жестоко мучить всех их, и затем Инатия и Феодула убили мечом, а Леонтия били так, что он скончался под ударами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

дома старообрядцев поморского согласия в г. Туле», а вокруг: «Бог нам прибежище и сила помощник в скорбех обретших ны зело». О вольных скорбях совсем некстати говорят раскольники в печати, приложенной к документу, о котором идет речь; он служит, на против, несомненным свидетельством, что наши старообрядцы живут безбедно, пользуются всеми правами,– не только посылают детей своих в гимназии (и хорошо делают), но и снабжают их подобного рода документами. Будет же вам, г-да старообрядцы, кричать о гонениях; перестанем и мы говорить пока о ваших неуместных сетованиях... 39 Две встречи (Письмо священника И. Рябухина.) В половине сентября, на пути из Калуги к месту моего нового служения, в Черниговскую епархию, именно на железной дороге между Калугой и Тулой, в вагоне встретился я с иноком Белокриницкого монастыря Ипатием, ехавшим в Москву, и имел с ним продолжительную беседу. Сначала шел у меня разговор с одним боровским раскольником. Он утверждал, что православная грекороссийская церковь приняла и содержит все ереси. Но когда я поставил ему вопрос: в чем же именно погрешает грекороссийская церковь против евангельского и апостольского учения, также против постановлений седми вселенских и девяти поместных соборов? – то борович раскольник не нашелся, на что указать, и принужден был со стыдом замолчать. Тогда-то и вступил в беседу другой спутник, оказавшийся иноком Ипатием, как потом он сам себя назвал. Желая именно поддержать своего собрата, он говорил приблизительно так: «Ваша церковь при Никоне столько наделала убавлений и прибавлений против вселенских соборов, что и перечесть невозможно». Я попросил и его указать, что же именно православная церковь прибавила к соборным постановлениям, или убавила из них? Ипатий ответил: «Да мало ли! Вот например хоть о кресте сказать, – ведь истинно-древнее перстосложение было двуперстие, а ваша церковь отменила его и ввела троеперстие; еще – вместо сугубой аллилуйя трегубить повелела; вместо седми просфор пять установила. Да всего и трудно перечесть, что она убавила и прибавила».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Основан Ипатьевский монастырь в половине XIV века татарским мурзой Четом. Когда этот мурза ехал из орды в Москву к царю Иоанну Даниловичу Калите, он остановился для обычного отдыха около Костромы, недалеко от того места, где река Кострома сливается с Волгой. И вот, в чудном видении явилась во время сна Чету Пресвятая Богоматерь с апостолом Филиппом и великомучеником Ипатием Гангрским, чтобы просветить неверного мурзу светом веры Христовой. На месте видения Чет, во святом крещении нареченный Захарией, устроил обитель во имя Св. Ипатия. Таково предание об устроении обители. Дальнейшая история монастыря в продолжение почтя двух веков мало известна. Особенно же прославилась Ипатьевская, обитель в начале XVII столетия. Этот монастырь в Смутное время укрыл под своим покровом нового царя России Михаила Феодоровича Романова, и в стенах этой же обители юный Михаил, призвав на себя благословение Божие, принял после долгих отказов престол российский. В Троицком храме этого монастыря отслужен был и первый благодарственный молебен за спасение России в Смутное время и на благоденствие нового царствующего дома. С этого времени Ипатьевская обитель начала расширять свое благосостояние. В Ипатьевском монастыре пять каменных храмов: соборный летний, во имя Св. Троицы, основанный в половине XVII века, соборная теплая церковь , в честь Рождества Богородицы, храмы во имя прав. Лазаря, во имя Свв. Хрисанфа и Дарии и во имя апостола Филиппа. В обители находятся местночтимая Тихвинская икона Богоматери и древний образ явления Богородицы с ап. Филиппом и Св. Ипатием мурзе Чету. В монастыре погребены: основатель его мурза Чет, во Св. крещении Захария, и известный Иван Сусанин. Управляет обителью епархиальный Костромской епископ. Макарьевский Унженский монастырь. Необщежительная Унженская обитель находится в самом городе Макарьеве. Основан монастырь в 1439 году прп. Макарием Унженским после того, как татары совершенно разорили основанный этим же преподобным Желтоводский монастырь. В Унженской обители один храм, построенный в 1669 году Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Файл 900.jpg:   Размер: 1241x1754, 2.18 MPix, 464 Kb. Дата: 2009-11-10, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (318) , (12) . Описание: Воплощение (в рост, с пророком Моисеем и патриархом Евфимием) XIII век. Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае 44,6 х 36,6 см дерево, темпера. Иконографическая справка: Иконографический тип " Богоматерь Влахернитисса " называется по одной из чудотворных икон Влахернского храма в Константинополе или в русской традиции " Богоматерь Знамение " по чуду от новгородской иконы XII века, и представляет Богоматерь Оранту с изображением Младенца Христа в медальоне на груди. Среди всех образов Богоматери с М[...] Файл 15110.jpg:   Размер: 848x1000, 0.85 MPix, 263 Kb. Дата: 2011-12-11, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 2 (154) , (6) . Описание: Воплощение (на престоле, с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским). XVI век. Россия. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей -заповедник " Ипатьевский монастырь " . Реставрирована в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских в 1964 году. 39,1х 33,5 см. Дерево, темттерн; серебро, басма, золочение. Иконографическая справка: Изображение Богоматери с апостолом Филиппом и Ипатием служит прямой иллюстрацией " сонного ви[...] Файл 15111.jpg:   Размер: 829x1000, 0.83 MPix, 303 Kb. Дата: 2011-12-11, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (156) , (7) . Описание: Икона «Богоматерь Знамение» с приписными Ангелом-Хранителем и св. Стефаном. Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. Россия, конец XIX века. 33,5Х28,5. Файл 16419.jpg:   Размер: 833x1000, 0.83 MPix, 1089 Kb. Дата: 2012-03-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (186) , (3) . Описание: Икона «Знамение» в Знаменском монастыре в Москве Главную святыню Знаменского монастыря составляет чудотворная икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. Сначала она составляла фамильную святыню бояр Романовых, предков ныне царствующего дома. Перед ней молились прадеды, деды и родители царя Михаила Феодоровича. Перед ней воссылал свои моления ко Пречистой Деве отец этого царя — патриарх Российский Филарет Никитич, прося Царицу Небесную умудрить его юного сына, избранного на престол Российской державы[...]

http://pravicon.com/icon-117-photo

Много мог бы я написать Вашей Милости, что делается в моей Брестской епископии, какое притеснение терпят христиане в некоторых местах. Я бы утешался еще тем, если бы крест этот несли с покорностью. А то ведь отпадают не по одному, а громадами, видя наше бессилие. И Бог весть, с чем мы останемся? Что касается новостей краковских, то думаю, они не верны. А если бы даже и были верны, то не думайте здесь о моей особе, ибо не только о кардинальстве или митрополии не помышляю, но часто плачусь на себя и за тот сан, который ношу, и на того, кто меня к нему направил. Особенно видя, что делается на свете. О бланкетах ни о каких не ведаю, никому их ни на что не давал. Но и я кое-что ведаю и самое верное... Если кто сам себя за святого выдает, а нас порочит, то нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (кивок в сторону митрополита). Одно знаю, что я ничего не начинал. Но если все пойдут за чем-нибудь добрым, то я не хотел бы остаться позади».    Но время ускоряло события. Трусливый митрополит открылся перед Ипатием. Началась ускоренная коллаборация митрополита с Кириллом и Ипатием. У Кирилла и Ипатия было больше связей с власть имущими. Михаил Рогоза именно к ним обратился за протекцией в защите своих интересов. Ему надо было захватить Печерскую Лавру, и король охотно купил этим «задатком» митрополита, издав указ о передаче Лавры в непосредственное ведение митрополита с отставкой архимандрита Никифора Тура, в свое время тоже давшего Гедеону Болобану подпись под унией. Король свою милость митрополиту-изменнику довел до конца и добыл у папы Климента VIII подписанный указ на владение Лаврой Михаилу в случае принятия им унии. Папская бумага была датирована 4-м марта 1595 г., а 1-го июня 1595 г. мы видим уже коллективный акт с подписями митрополита, епископов Луцкого, Пинского и Кобринского архимандрита Ионы Гоголя. Это уже условия унии, а 12-го июня и сопровождающее их «Соборное Послание к папе».    Вот извлечение из артикулов:    «о Св. Духе исповедуем, что он исходит не от двух начал, не двояким исхождением, но исходит из одного начала, как источника — от Отца через Сына;    все наши литургии — Василия Великого, Златоуста и Епифания (?) или преждеосвященных даров, все наши молитвы и все вообще обряды и церемонии Восточной церкви желаем сохранить в совершенной неизменности и совершать на нашем языке;    таинство Евхаристии, как было у нас всегда, да преподается под двумя видами, равно и таинство крещения и его форма да остаются у нас, как было до сих пор без всякой перемены и прибавления;    о чистилище не возбуждаем спора, но желаем следовать учению церкви (?).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Самая ранняя дошедшая до нас житийная икона И. относится к 1-й пол. XV в. (кон. XV - 1-я пол. XVI в. (?), Тверь, ГТГ). Тип изображения в среднике восходит к т. н. Зарайскому образу свт. Николая Чудотворца: И. написан с поднятыми и разведенными в стороны руками, персты правой сложены в жесте благословения, в левой на убрусе держит Евангелие; у И. темные без проседи волосы и длинная клиновидной формы борода, на голове тонзура, причем в клеймах святой изображен седовласым. Сцены, размещенные на полях 16 клейм, восходят к апокрифу «Ипатиево мучение», к-рый повествует о «семи смертях» святого (см.: Тихонравов. 1863): 1. Проповедь И. священникам Гангры; 2. За И., молящимся в храме, пришли воины, чтобы взять его по приказу царя; 3. И. перед царем; 4. И. крестит народ («…крестися царь руками святого Ипатия… и все вельможи его и весь град крестисе»); 5. И. воскрешает жену игемона; 6. И. «испекают» на огне; 7. И. побивает змея; 8. Сожжение И. в медном воле; 9. Привязанный к коню И. разбивается о камни; 10. Явление И. в темнице беса в облике ангела; 11. И. кладут под «гнет» (камень) и вливают ему в горло раскаленное олово; 12. Явление И. в темнице Спасителя; 13. И. варят в котле; 14. И. отрубают руки и ноги; 15. Беседа И. с игемоном; 16. И. ввергают в яму и заваливают камнями. Житийные клейма И. представляют собой «самостоятельную разработку цикла на русской почве, притом относительно позднего времени… Этим возможно объяснить и неоднократные заимствования художника из более разработанного цикла - «георгиевского»» ( Попов, Рындина. 1979. С. 332-333). Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. Икона. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) Богоматерь «Воплощение», с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. Икона. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Ипатий Гангрский. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери. Кон. XVI в. (КГОИАХМЗ) Ап. Филипп, свт. Иоанн Златоуст, сщмч. Ипатий Гангрский. Оборотная сторона Владимирской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Как третий вселенский собор, читавший этот отрывок, так и его председатель св. Кирилл Александрийский , пользовавшийся им в своем Апологетике против восточных 1041 , принимали его за подлинное произведение того лица, имя которого значится в его надписании 1042 . В первый и единственный раз подозрения в его подлинности были высказаны на собеседовании православных с северианами в 531-м году председателем собрания Ипатием Ефесским. Еще Евтихий в апелляции к папе Льву 1-му называл Феликса в числе тех отцов, которые отвергали термин „две природы» в приложении к Лицу Бога Слова воплотившегося 1043 . Его последователи поступали также, и на собрании 531-го года в защиту своего учения ссылались на свидетельство папы Феликса. В ответ на это Ипатий заявил, что приводимое ими изречение не принадлежит Феликсу и представляет собой фальсификацию, пущенную в обращение аполлинаристами 1044 . Это заявление Ипатия и подало повод ученому Каспари отнести читанный на третьем вселенском соборе отрывок к тем ложно надписанным именами св. отцев сочинениям, какие вышли из аполлинарианской школы 1045 ; высказанное в качестве догадки мнение Каспари Дрэзеке принял за неподлежащий сомнению результат и фрагмент Феликса поместил в своем издании сочинений Аполлинария, как его подлинное произведение 1046 . Но оба названные ученые в своих разсуждениях о происхождении послания Феликса опустили из внимания одно, очень важное в данном случае, условие, значительно усложняющее рассматриваемый вопрос. Дело в том, что под именем Феликса до нашего времени сохранились и опубликованы в печати два фрагмента с различным надписанием и содержанием: один из них уже упомянутый нами находится в актах Ефесского собора, а другой издан кардиналом Маем, заимствовавшим его из арабской рукописи Ватиканской библиотеки 1047 . Кроме того, в сирских кодексах Британского музея существует еще третий, более обширный фрагмент, озаглавливаемый автором каталога музея, как „The Creed of Felix – изложение веры Феликса» 1048 . В каком отношении между собой стоят все эти фрагменты? Принадлежат ли они одному и тому же сочинению с именем Феликса или каждый из них имеет самостоятельное значение? наконец, к какому из этих фрагментов должно относить заявление, сделанное Ипатием? – К сожалению, на эти вопросы мы пока не можем дать вполне удовлетворительного и надлежащим образом обоснованного ответа, так как важнейший для этой цели фрагмент, хранящийся в Британском музее, еще доселе ждет своего появления на свет.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Кирилл, епископ Луцкий и Острожский (Терлецкий) Происходил из небогатого рода западнорусских дворян. Школьного образования не получил. С 1560 года занимал должность протопопа в городе Пинске. Овдовев, принял монашество и в 1572–1573 годах возведен был в сан епископа не по избранию паствы, а по назначению польского правительства. С 8 июля 1576 года – епископ Туровский и Пинский. В 1585 году испросил себе у короля освободившуюся Луцкую кафедру. Будучи епископом, Кирилл заботился исключительно о личном своем обогащении, о восстановлении и расширении своих владельческих прав, вел беспрестанные судебные тяжбы, часто предпринимал вооруженные наезды на поместья своих противников, вообще вел жизнь не духовного лица, а богатого магната того времени, навлекая на себя обвинения многих лиц. Константинопольский патриарх Иеремия, прибывший в 1588 году в южную Россию, предал Кирилла суду. Но хитрый и ловкий Кирилл (митрополит Михаил (Рагоза, † 1599) называл его «райским змием» и «коварной лисицей») сумел оправдаться перед патриархом. Он завладел грамотами, которые патриарх послал митрополиту Киевскому и епископу Мелетию Владимиро-Волынскому. поручая им собрать Собор по этому делу. Таким образом. Собор не состоялся. Епископ Кирилл был явным сторонником унии. В 1590 году на Соборе в Бресте он успел получить чистые бланки с печатями епископов, выданные для ходатайства перед королем о защите Православной Церкви. Около этого же времени постриг в монашество Ипатия (Поцея, † 1613). В июне 1591 года на униатском съезде в Бресте участвовал в составлении грамоты о готовности подчинения Римскому престолу. 12 июня 1595 года вместе с Ипатием (Поцеем) написал на полученных ранее чистых бланках с подписями и печатями епископов прошение королю и папе с согласием на принятие унии всем духовенством и народом. В том же году он вместе с Ипатием (Поцеем) ездил в Рим, где не только присягнул на иерархическое подчинение папе, но и принял всецело учение Римской Церкви. Вернувшись из Рима, Кирилл открыл в Бресте Собор, на котором 8 октября 1596 года и провозглашена была уния.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И. Годуновым, из которых 45 украшены золотыми окладами, остальные - серебряными. В соборе находились иконы ап. Иоанна Богослова (ок. 1586, вклад Д. И. Годунова; КГОИАХМЗ), свт. Николая Чудотворца с житием (сер. XVI в., Москва; вклад царя Иоанна IV; КГОИАХМЗ), великомучеников Димитрия Солунского (1586, вклад Д. И. Годунова; ГИМ) в богато украшенном киоте (список с иконы из Успенского собора Московского кремля) и Никиты (посл. четв. XVI в., вклад Н. В. Годунова), прп. Сергия Радонежского (1586, Москва; вклад Д. И. Годунова; КГОИАХМЗ), 2-створчатая икона-складень «Рождество Иисуса Христа. Рождество Богородицы» (2-я пол. XVI в., вклад Д. И. Годунова; КГОИАХМЗ), иконы Божией Матери «Успение, с житием Иоакима, Анны и Богоматери» (3-я четв. XVI в.; ГТГ), «Успение» (1567, Москва; ГИМ), «Воплощение» с предстоящими ап. Филиппом и сщмч. Ипатием (кон. XVI в.; КГОИАХМЗ), св. Александра Невского (кон. XVI в.; КГОИАХМЗ), «Не рыдай Мене Мати» (кон. XVI в.; КГОИАХМЗ), 2 чтимые иконы Св. Троицы, написанные на кипарисовых досках и украшенные «золотом, серебром и драгоценными камнями... яхонти лалы и жемчугом» (кон. XVI в., вклады Д. И. Годунова 1593 г.; ГТГ) и мн. др. (подробнее см.: Соколов. Переписные книги. 1890). В 1595 г. Д. И. Годунов пожертвовал в Троицкий собор серебряный с чеканными украшениями престол (местонахождение к нач. XX в. неизв.). В теплой Богородице-Рождественской ц. хранились икона Св. Троицы (вклад Д. И. Годунова 1586 г.; КГОИАХМЗ), а также «самая древнейшая» икона, «на которой изображено бывшее мурзе Чету небесное явление» Божией Матери с ап. Филиппом и сщмч. Ипатием. По монастырскому преданию, эта икона считалась вкладом Захарии Чета ( Павел (Подлипский). 1832. С. 7-12, 15-16). В обители также почитались: иконы «Спас Нерукотворный» (кон. XVI в.; КГОИАХМЗ), «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (1586, вклад Д. И. Годунова; ГТГ), икона-мощевик «Деисус, с избранными святыми» (нач. XVII в., Афон; вклад инокини Марфы (Романовой)), Корсунская икона Божией Матери в окладе (сер.

http://pravenc.ru/text/673737.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010