Боспором назовется в честь тебя. Оставив за собой поля Европы, На материк Асийский вступишь ты… Странствие Ио. Карта составлена по тексту трагедии Эсхила. Печатается по изд: Aeschylus. Prometheus Bound/ed. M. Griffith – Cambridge, 1983. P.VI. 1. р. Фермодонт 2. Халибы (действительное расположение) 3. р. Фасис (действительное расположение) 4. Кавказские горы (действительное расположение) 5. Истм Киммерийский 6. В действительности р. Танаис 7. р. Обида Не кажется ли вам равно жестоким Ко всем созданьям царь богов? Ведь он, Желая быть супругом этой смертной, Ее обрек скитаниям таким! О девушка, ты горького для брака Стяжала жениха!.. Но то, что слышишь, Поверь, – начало только бед твоих! ИО Увы мне! Увы! ПРОМЕТЕЙ Ты вскрикнула опять и застонала! Что сделаешь, узнав об остальном? ХОР А разве ждут ее еще страданья? ПРОМЕТЕЙ Тоски и скорби бурные моря! ИО Зачем мне жить? Не лучше ль мне с утеса Низвергнуться теперь же, чтоб, о землю Ударившись, избавиться от бед? Ведь много лучше умереть однажды, Чем день за днем мучительно страдать. ПРОМЕТЕЙ Тебе бы не стерпеть моих страданий! Ведь мне и умереть не суждено: Была бы смерть спасением от муки. Теперь же нет конца моим мученьям, Покуда власти не утратит Зевс. ИО А разве Зевс когда-нибудь падет? ПРОМЕТЕЙ Ты, верно бы, при этом ликовала? ИО Еще бы нет! От Зевса мука вся. ПРОМЕТЕЙ Тогда узнай, что вправду будет так. ИО Кто ж у него похитит царский скиптр? ПРОМЕТЕЙ Сам у себя, безумием охвачен. ИО Но как? Коль мне не повредит, скажи. ПРОМЕТЕЙ Он вступит в брак и после пожалеет. ИО С богиней или смертною? Ответь… ПРОМЕТЕЙ Об этом говорить не подобает. ИО Итак, жена сведет его с престола? ПРОМЕТЕЙ Родив дитя сильнее, чем отец. ИО И он судьбы предотвратить не может? ПРОМЕТЕЙ Нет, если я не выйду из оков. ИО А кто ж избавит против воли Зевса? ПРОМЕТЕЙ Он должен быть из рода твоего. ИО Как ты сказал? Мой сын тебя избавит? ПРОМЕТЕЙ Он третий родом, после десяти. ИО Мне непонятно это предсказанье. ПРОМЕТЕЙ Не спрашивай и о своих скорбях.

http://azbyka.ru/fiction/prikovannyj-pro...

Инах женился на женщине по имени Мелия, от которой имел трех детей: сыновей Каса, Бела и дочь, которую назвал Ио 900 в честь Селены; она была очень красивой девушкой 901 . Когда царь западных пределов Пик, он же Зевс, услышал об Инахе, что он имеет очень красивую дочь, он послал грабителей, похитил дочь Инаха Ио, соблазнил ее и, сделав брюхатой, имел от нее дочь, которую назвал Ливией 902 . Ио тяжело переносила случившееся с ней и, не желая жить с Пиком Зевсом, скрылась от него и (D. 75) всех остальных, оставив свою дочь и отца Инаха. Испытывая стыд, она бежала, отплыв в Египет 903 . Прибыв в страну Египет, она поселилась там. Через какое-то время, узнав, что Египтом правит сын Пика Зевса Гермес, и испугавшись Гермеса, Ио бежит оттуда к горе Сильпион, где спустя много веков македонец Селевк Никатор основал город и назвал Антиохией Великой в честь своего сына. Когда Ио добралась до Сирии, она скончалась. Так сообщил мудрейший Феофил 904 . Другие же утверждали, что Ио скончалась в Египте. (Р. 42) Ее отец Инах послал на поиски ее братьев и родичей, а также Триптолема 905 вместе с аргосцами, которые, повсюду разыскивая, не нашли ее. Когда же аргосцы иополиты узнали, что Ио скончалась в Сирии, они, добравшись туда, оставались там недолго, они стучали в каждый дом и говорили: «Пусть спасется душа Ио». Во сне они получили оракул, увидев телицу, говорившую им человеческим голосом: «Я, Ио, нахожусь здесь». Проснувшись, они удивились чуду видения и решили, что Ио покоится в этой горе. Основав для нее святилище, они поселились у горы Сильпион, построив для себя (D. 76) город, который назвали Иополь; сирийцы до сих пор называют их иополитами. Сирийцы Антиохии с того времени, как аргосцы явились к ним на поиски Ио, и поныне сохраняют память об этом событии. Каждый год в определенное время они стучатся в дома эллинов. Аргосцы остались в Сирии потому, что когда отец Ио царь Инах приказал им отправиться на поиски, он сказал: «Если не приведете мне дочь Ио, не возвращайтесь в аргосскую землю».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Сказав же сие, молился он так: – Заклинаю тебя, о Небо, великого Бога творение премудрое, милостиво буди! Заклинаю тебя, о Глагол Отчий, первым от Него изглаголанный, когда мироздание утверждал Он по воле Своей! И в книгах, против царя Юлиана Кириллом благочестивейшим написанных, упоминается, что Гермий Трижды Величайший, о грядущем не зная, исповедал, однако, Троицу единосущную. Царь же Сострис, вернувшись после победы своей в Египет, скончался; и воцарился по нем над землею Египетскою Фараон, Марахон тож; и впредь были у египтян цари из рода его. Во времена же преждереченного царя Пика Зевеса явился в землях западных некто из племени Иафетова, в крае Аргивском, звали же его Инах; он первым воцарился в крае том. И основывает он там град, каковой по имени Луны, им почитаемой, нарек он Иополис; ибо и доселе нарекают аргивяне Луну в таинствах своих именем сокровенным сим, Ио. Создал он и святилище Луны во граде том, поставив ей столп медяный, на коем написал: «Ио, Блаженная, Светоченосная». И взял Инах тот себе жену, звали же ее Мелия; и от нее имел он чад троих – Каса, и Вила, и дочерь, каковую наре он Ио по имени Луны. И была дева та прекрасна весьма. И тогда Пик, Зевес тож, царь земель западных, прослышав про Иназа, что есть у того дочь, дева прекрасная, через подосланных похитил Ио, до Инахову, и вот лишает ее девства и творит непраздной; и родила она ему дочь, каковую нарек он Ливией. Но Ио, возмутившись сердцем о приключившемся с нею и не желая более иметь с Пиком общения, дочь свою оставила, отца же своего Инаха узреть устыдилась и бежала на корабле в Египет. Придя же в землю Египетскую, Ио там проживала; узнав же по некоем времени, что царюет над Египтом Гермий , сын Пика Зевеса, и убоявшись Гермия сего, бежит оттоле в Сирию, на гору Сильпий, ту, на коей впоследствии Селевк Никатор, царь македонский, заложил град и назвал его по имени собственного своего сына Антиохиею Великою. Отойдя же в Сирию, Ио там и преставилась, как написал Феофил Премудрый; другие, впрочем, рассказывали, что-де в Египте скончалась Ио.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Кроме того, Ирод боялся политического восстания, вдохновителем которого мог бы явиться Иисус. Тогда существовала партия «иродиан»: в противоположность «зилотам», приверженцам прямого восстания против Рима, она стояла за сохранение династии Иродов под римским протекторатом. Вторая часть общественного служения Иисуса проходит в Иудее. Даты, продолжительность и обстоятельства этой поры Его жизни ставят историка перед значительными трудностями. Синоптики дают общую схему: Иисус отправляется из Галилеи в Иерусалим; в пути Он беседует с учениками о Своей близкой смерти. Достигнув Иерусалима, Иисус совершает Свой торжественный вход. Описанное синоптиками пребывание в Иерусалиме целиком падает на последнюю неделю Его жизни. Напротив, Ио повествует о довольно долгом пребывании Иисуса в Иерусалиме после Преображения; затем о некотором времени, проведенном в Иорданской области; потом о возвращении в Иерусалим и, наконец, о пребывании в пустыне. Лишь после этого Иисус направляется через заиорданскую область (Перею) в Иерусалим и возвещает о приближении Своего конца. За этим идет рассказ о последней неделе. Как примирить столь длительную деятельность в Иудее со схемой синоптиков? Многие экзегеты от этого отказываются. Они предполагают, что рассказ синоптиков и рассказ Ио – два непримиримых параллельных повествования, и что только в первом из них наличествует известная историчность, второе же служит исключительно рамой для богословских рассуждений. Или же, изменяя место и отчасти обстановку, Ио будто бы искусственно перенес и поместил в эту иудейскую раму некоторые происшествия из галилейского периода: если так, то нам следовало бы научиться различать, какое событие галилейской поры скрывается, как бы под маской, в повествовании о событиях иудейского периода. Гипотеза эта довольно остроумна, и, казалось бы, порою неплохо объясняет некоторые рассказы Ио. Однако ее нельзя принять в качестве общего принципа, пока не будет доказана окончательная несовместимость текстов синоптиков и Ио. И нам думается, что столь радикальная теория вовсе не обязательна. Что касается служения Иисуса в Иудее, надо отметить, что синоптики молчат о большей её части, описанной у Ио. Они оставляют из неё только последнюю неделю. Почему такое молчание? Может быть, понимать его следует вот как: до составления синоптических Евангелий уже существовала христианская катехезическая проповедь, возникшая в лоне иерусалимской общины и излагавшая, главным образом, иерусалимские события, катехеза эта оставляла в тени галилейскую жизнь Иисуса. Синоптические Евангелия задались целью восполнить этот пробел: они остановились на галилейской деятельности, не возвращаясь к событиям в Иудее, как уже известным. Много позже, когда первоначальное иудейское предание уже поблекло, Ио закрепил его в своем Евангелии, которое и представляет с этих пор разительную противоположность синоптикам. (Это, конечно, не более как предположение).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аргоса землерожденного Гонится призрак за мной. Пастыря многоочитого, Матерь-Земля, прогони! Вот он сверкает глазами лукавыми! Нет ему, мертвому, успокоения: Из преисподней, из мрака могильного Вечно меня, горемыку, преследует, Жалит очами и гонит, голодную, По прибрежным пескам. СТРОФА Поет, звенит в ушах свирель из тростника … Как знаком сон наводящий звук, Сердце терзающий!.. Горе мне, горе мне!.. О, куда забреду В долгом блужданье, скиталица, я? О, за какой тягостный грех, Зевс, ты меня К тысяче мук присудил?.. Зачем, пугая призраком ужасным, Безумную деву мучишь?.. Сожги меня огнем, сокрой меня в земле, Брось меня в пищу тварям подводным! Иль мои моленья Ты не слышишь, царь?.. Вконец измучили всю меня Скитанья по земле. Не ведаю, когда Я избегну бедствий. Услышь девы рогатой скорбный вопль! ПРОМЕТЕЙ Как не услышать оводом гонимой Инаха бедной дочери? Она Любовью опалила сердце Зевса И – Гере ненавистна – против воли Свершает в муках бесконечный бег!.. АНТИСТРОФА ИО Откуда знаешь ты про моего отца? О, скажи мне, многострадальной, кто, Кто ты, страдающий, бедный сам, бедной мне Правду сказавший всю? Да, ты назвал мою – божью болезнь, — Ту, что томит, сушит мне грудь, словно бичом Гонит по всей по земле!.. Голодная, безумными прыжками, Гонимая гневом Геры, Сюда примчалась я стремительно… О, кто, Кто из людей страдает сильнее?.. Но поведай ясно, Что еще грозит В грядущем мне, многоскорбной? Лекарство назови, целящее болезнь, Если только знаешь. Скажи! Деве-скиталице дай ответ! ПРОМЕТЕЙ Скажу тебе все, что желаешь знать, В простых словах, загадок не вплетая, Как говорят с друзьями: Прометея Ты видишь, дарователя огня. ИО О благодетель смертных, бог несчастный, За что же, Прометей, страдаешь ты? ПРОМЕТЕЙ Я только что страдания мои Оплакивал. ИО О милости прошу я! ПРОМЕТЕЙ Какой, скажи? Тебе открою все. ИО Скажи, кто приковал тебя к утесу? ПРОМЕТЕЙ Державный Зевс Гефестовой рукой. ИО А за какую платишься вину? ПРОМЕТЕЙ Достаточно того, что я сказал. ИО Теперь еще поведай мне, несчастной:

http://azbyka.ru/fiction/prikovannyj-pro...

Аргоса землерожденного Гонится призрак за мной. Пастыря многоочитого, Матерь-Земля, прогони! Вот он сверкает глазами лукавыми! Нет ему, мертвому, успокоения: Из преисподней, из мрака могильного Вечно меня, горемыку, преследует, Жалит очами и гонит, голодную, По прибрежным пескам. СТРОФА Поет, звенит в ушах свирель из тростника … Как знаком сон наводящий звук, Сердце терзающий!.. Горе мне, горе мне!.. О, куда забреду В долгом блужданье, скиталица, я? О, за какой тягостный грех, Зевс, ты меня К тысяче мук присудил?.. Зачем, пугая призраком ужасным, Безумную деву мучишь?.. Сожги меня огнем, сокрой меня в земле, Брось меня в пищу тварям подводным! Иль мои моленья Ты не слышишь, царь?.. Вконец измучили всю меня Скитанья по земле. Не ведаю, когда Я избегну бедствий. Услышь девы рогатой скорбный вопль! ПРОМЕТЕЙ Как не услышать оводом гонимой Инаха бедной дочери? Она Любовью опалила сердце Зевса И – Гере ненавистна – против воли Свершает в муках бесконечный бег!.. АНТИСТРОФА ИО Откуда знаешь ты про моего отца? О, скажи мне, многострадальной, кто, Кто ты, страдающий, бедный сам, бедной мне Правду сказавший всю? Да, ты назвал мою – божью болезнь, — Ту, что томит, сушит мне грудь, словно бичом Гонит по всей по земле!.. Голодная, безумными прыжками, Гонимая гневом Геры, Сюда примчалась я стремительно… О, кто, Кто из людей страдает сильнее?.. Но поведай ясно, Что еще грозит В грядущем мне, многоскорбной? Лекарство назови, целящее болезнь, Если только знаешь. Скажи! Деве-скиталице дай ответ! ПРОМЕТЕЙ Скажу тебе все, что желаешь знать, В простых словах, загадок не вплетая, Как говорят с друзьями: Прометея Ты видишь, дарователя огня. ИО О благодетель смертных, бог несчастный, За что же, Прометей, страдаешь ты? ПРОМЕТЕЙ Я только что страдания мои Оплакивал. ИО О милости прошу я! ПРОМЕТЕЙ Какой, скажи? Тебе открою все. ИО Скажи, кто приковал тебя к утесу? ПРОМЕТЕЙ Державный Зевс Гефестовой рукой. ИО А за какую платишься вину? ПРОМЕТЕЙ Достаточно того, что я сказал. ИО Теперь еще поведай мне, несчастной:

http://azbyka.ru/fiction/prikovannyj-pro...

Моим блужданьям будет ли конец? ПРОМЕТЕЙ Поверь, тебе не знать об этом лучше. ИО Страданий, мне грозящих, не скрывай! ПРОМЕТЕЙ Что ж! Мне легко твою исполнить просьбу. ИО Зачем же медлишь и не говоришь? ПРОМЕТЕЙ Боюсь я, что твою взволную душу. ИО Прошу, не слишком обо мне заботься. ПРОМЕТЕЙ Коль хочешь, я могу сказать. Так слушай… ХОР Нет, погоди! Немного наслажденья И мне оставь! Послушаем сначала Рассказ печальный от нее самой. А ты затем поведаешь о прочем. ПРОМЕТЕЙ Твой долг, о Ио, с ними быть любезной, Они ведь сестры твоего отца . К тому ж отрадно горестную долю Оплакивать в присутствии того, Кто проливает слезы состраданья. ИО Я не могу ответить вам отказом, И в ясных вы услышите словах То, что хотите знать, – хоть я и плачу, Рассказ ведя о божьем вихре, смявшем Меня навеки и красу сгубившем… Всегда, всегда ночные сновиденья, Скользя в мою девичью спальню, мне Нашептывали сладкие слова: «О девушка-счастливица, что долго Ты девствуешь? А можешь ты вступить В великий брак: ведь Зевс стрелой желанья Воспламенен, и жаждет он с тобой В любви соединиться. О дитя, От Зевсова не уклоняйся ложа, Но приходи на пышный Лерны луг , Где пастбища отцовские и хлевы, Чтоб Зевса взор любовью утолить». Такими снами мучилась все ночи Я, бедная, пока не рассказала Отцу о сновидениях ночных. И много он послов тогда отправил И в Дельфы и в Додону , чтоб узнать, Каким деяньем иль какой мольбою Богов умилостивить. Но послы Неясные и темные вещанья Нам приносили. Наконец к Инаху Пришел ответ: бог ясно говорил И требовал из дома и отчизны Изгнать меня, чтоб я одна блуждала Из края в край, до рубежей земли. Иначе тотчас молнией с небес Ударит Зевс – и весь погубит род! И, Локсия пророчествам поверив, Изгнал меня отец, но против воли: Железною уздой принудил Зевс Свое веленье выполнить. И вдруг И разум мой и прежняя краса Разрушились; вы видите – рогатой Я сделалась. Безумными прыжками Я, жалимая оводом, помчалась К Керхнейским усладительным струям И к Лернскому источнику. Пастух, Свирепый Аргос, сын Земли, меня

http://azbyka.ru/fiction/prikovannyj-pro...

Дух Св. также является Отцу «единосущным и совечным». Одним словом, св. Ио[анн] Д[амаскин] ясно и последовательно проводит мысль о равной безначальности, несозданности, вечности единосущии всех трех ипостасей, и, однако, он, следуя здесь, конечно каппадокийцам, утверждает беспричинность Первой ипостаси их и, так сказать, причинность Второй и Третьей, которые имеют бытие от Отца-Первовиновника. Но что же означает здесь причинность, какой смысл имеет эта категория? На этом вопросе св. Ио[анн] Д[амаскин] не только не останавливается, но проходит мимо него как само собою разумеющегося. В этом есть коренная неясность и, более того, дефектность его тринитарной доктрины, оказавшая, можно сказать, роковое влияние на все дальнейшее богословие. Причинная зависимость не означает возникновения двух ипостасей из Первой, п. ч., будучи равновечны, они вообще не возникают, но предвечны суть. Между тем причина и для самого св. Ио[анна] Д[амаскина] означает только возникновение (источник и «самого бытия»). Если и применима эта категория вины или «причины» в учении о троичной монархии, то она должна получить свое особое философское истолкование, которое у св. Ио[анна] Д[амаскина] отсутствует. Поэтому остается непонятным, что же, собственно, означает идея единого Виновника или причины? Если это есть «происхождение» (processio), то как же его следует понимать? Между тем в понимание происхождения или причинности незаметно вкрадывается чисто эмпирическое истолкование, и в таком виде тринитарная доктрина излагается и истолковывается в латинском богословии (в частности, в учении о filioque). Тем не менее ясное и последовательное изложение доктрины о происхождении ипостасей из одной причины у св. Ио[анна] Д[амаскина] имеет ту заслугу, что вплотную подводит к основной проблеме троичности – именно о связи Трех ипостасей между собою, хотя и оставляет ее для будущего. Связь эта здесь устанавливается принципом монархии, виновничества Отца, подобно как и у каппадокийцев, с той, однако, разницей, что у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

938 Как богиня-корова Ио отождествлялась с почитаемой египтянами Исидой (тем более что странствия Ио закончились в Египте). 939 Ионийский залив и Боспор («коровий брод»), которые Ио переплыла, будучи коровой. См.: Эсхил. Прометей, 732–7346 839–841; Аполлодор. Мифологическая библиотека, II. 1. 3. 940 По преданию, цари Египта и Аргоса произошли от нее. См.: Эсхил. Прометей, 853–869; Аполлодор, II. 1. 4. 941 История, I. 5. 2–3. Здесь и ниже Геродот цитируется по изданию: Геродот. История, М., 1993 (пер. Г.А. Стратановского). 942 I.5: «О похищении же Ио финикияне рассказывают иначе, чем персы, вот что. Именно, по их словам, они вовсе не увозили Ио насильно в Египет, так как она уже в Аргосе вступила в любовную связь с хозяином корабля. Когда же почувствовала себя беременной, то от стыда перед родителями добровольно уехала с финикиянами, чтобы скрыть свой позор. Так рассказывают персы и финикияне. Что до меня, то я не берусь утверждать, случилось ли это именно так или как-нибудь иначе». 944 Там же, I. 4. 2. Геродот приводит этот довод как мнение персов, но выше (гл. 8) уже оговаривалась эта уловка. 945 Речь идет о девушках, живших неподалеку от Левктр, обезчещенных спартанскими послами и покончивших с собой. Поражение спартанцев при Левктрах – в виду могил этих девушек – расценивалось как гнев богов. Плутарх (Моралии, 773b-774d; Пелопиду гл. XX) и Павсаний (IX. 13. 5–6) называют их дочерьми Скедаса, а Диодор (XV, 54) – дочерьми Скедаса и Левктра. См. также: Ксенофонт. Греческая история, VI. 4. 7. 946 Аристомен – предводитель мессенцев в войне со Спартой 685–668 гг. до н.э. – не упоминается у Геродота. Ср.: Павсаний, IV. 7.1 и 18. 4. 947 Филопемен (253–183 до н.э.) – политик и военачальник, неоднократный стратег Ахейского союза; за упорное отстаивание независимости Греции был назван «последним эллином». 948 Вероятно, речь идет об оправдании в смысле «снятия обвинений», т.е. об отрицании Геродотом самого факта принесения человеческих жертв в г. Бусирисе, где чтилась Исида (II.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Где-то здесь было место действия мифических историй, связанных с поражением Тифона молнией... Тифон, как передают (а он был дракон), пораженный молнией, искал убежища под землей он не только при этом избороздил и образовал русло реки, но, проникнув под землю, заставил источники прорваться на поверхность, отчего и река получила свое название» (Пер. Г. А. Стратановского). 893 Павсаний – антиохийский историк, живший во II–III вв. н. э.; его сочинения не сохранились, но Иоанн Малала ссылается на него в своем Вступлении как на свой источник (См.: Jeffreys Е. The Chronicle... P. 55; Idem. Malalas’ sources... P. 188–189). Ср.: FHG IV. 467. Fr. 3. 894 У Персея от брака с дочерью Кефея Андромедой родился Электрион (Diod. Bibl. IV. 9.1 ). По Геродоту, после Персея правил его сын Перс (Персес) от Андромеды, дочери Кефея, который был сыном Бела, и в честь его народ получил имя персов. До этого эллины звали персов кефенами (Her. Hist. VII. 61). Эсхил также упоминает о Персее как о родоначальнике персов (Aesch. Persae. 76). 896 Аргос как один из центров крито-микенской цивилизации связан мифами и легендами не только с Египтом, Финикией и Сирией, но и с Италией и Римом. 897 В греческой мифологии Инах – сын Океана и Фетиды, поэтому он не только аргосский царь, но и бог реки Инах. У него был сын Фороней (Apollod. II. 1. 1) и дочь Ио (Apollod. II. 1. 3). 900 Ио – древнее минойское и аргосское божество Луны. Об Ио как о лунной богине см.: Иванов Вяч. Дионис... С. 95. 901 В греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха Ио была возлюбленной Зевса. Спасая ее от гнева своей супруги Геры, Зевс превратил ее в белоснежную телку, но Гера потребовала ее себе в дар и приставила к ней стражем Аргоса, убитого по воле Зевса Гермесом. После этого Ио, мучимая оводом, насланным Герой, странствовала по Греции, Азии и Египту, где приняла свой прежний облик и родила от Зевса сына Епафа – родоначальника героев (Aesch. Prom. 554 ff). 903 Мотив бегства Ио из-за стыда перед отцом встречается у Геродота в его пересказе слов финикийцев о бегстве Ио (Her.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010