Так же дело обстояло и во II веке, но понимание контекста того времени во многом для нас утрачено, так что “места, кажущиеся нам туманными теперь, вероятно, не представляли затруднения в эпоху автора, когда богословие было скорее опытным, бытийным, а не отвлеченным” 38 . Потому более точным было бы сказать, что запутано наше восприятие их терминологии, а не понимание самих апологетов. 1 К настоящему моменту отец Георгий опубликовал свои статьи в виде отдельной книги. 2 Спасский А. А . История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 3. 6 Блаженный Иероним Стридонский . Предисловие к Павлиниану//Восточные Отцы и Учители Церкви IV â. Ì., 1999. Ñ. 16. 7 Здесь и далее приняты следующие сокращения: 1 Ап. — Святой Иустин Философ . Первая апология; Триф. — Он же . Разговор с Тифоном Иудеем; Авт. — Святой Феофил Антиохийский . Три книги к Автолику; I Êîð. — Святитель Климент Римский . Первое послание к Коринфянам; Душ. — Святой Мелитон Сардийский . О душе и теле и страстях Господних; Ув. Яз. — Климент Александрийский . Увещевание к язычникам; Пед. — Он же . Педагог; Стром. — Он же . Строматы; Изв. — Он же . Извлечения из Феодота; Нов. — Блаженный Иероним . Комментарии на Новый Завет; Ио. — Ориген . Толкование на Евангелие от Иоанна ; Быт. — Он же . Толкование на книгу Бытия; Цельс. — Он же . Против Цельса; Ноэт. — Святой Ипполит Римский . Против Ноэта; Богояв. — Он же . На святое Богоявление; Пракс. — Тертуллиан . Против Праксея; Пр. Ер. — Святой Ириней Лионский . Против Ересей; Проп. — Он же . Об апостольской проповеди; Прош. — Афинагор Афинский . Прошение о христианах; Речь. — Татиан Ассириец . Речь к эллинам; Од. — Оды Соломона; Варн. — Послание Псевдо-Варнавы; Adv. Arium . — Викторин . Против Ария; Ôð. — ôðàãìåíò óòðà÷åííîãî ñî÷èíения того или ного автора. 8 Леонардов Д . Учение о боговдохновенности Св. Писания апологетов II â.//Âåðà è Ðàçóì. 1901. ¹ 9. Ñ. 579–580. 12 Болотов В. В . Учение Оригена о Святой Троице.//Собрание церковно-исторических трудов. Т. I. М., 1999. С. 52. 14 Ве lgiani F . First outlines of a theology of the Holy Spirit in the 2 nd c. Between orthodoxy and heresy// Encyclopedia of the early Church. Vol. 1. N. Y., 1992. P. 391 . 16 См., например, Протоиерей Алексий Князев . О боговдохновенности Священного Писания//Альфа и Омега. 1999. 1(19). С. 10. 17 Barnard L. W . Athenagoras: A Study in Second Century Christian Apologetic. Paris, 1972. P. 75–79.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-apologe...

13. и ук экс эм атон уд э эк фэл иматос сарк ос уд э эк фэл иматос андр ос алл эк Фэ у эгенн ифисан. 14. Кэ о Л огос с аркс эг енето кэ эск иносэн эн им ин, кэ эфэас амефа тин д оксан афт у, д оксан оз моноген ус пар а патр ос, пл ирис х аритос кэ алиф иас. 15. Ио аннис мартир и пэр и афт у кэ к экраген л эгон: Утос ин он ипон: О оп исо му эрх омэнос эмбросфэн му г егонэн, оти пр отоз му ин. 16. Оти эк ту плир оматос афт у им ис п андэс эл авомэн кэ х арин анд и х аритос. 17. Оти о н омос ди а Моис эос эд офи, и х арис кэ и ал ифиа ди а Иис у Христ у эг енэто. Иврит 1. брэшит найа надавар, внадавар найа эт налоним, вэлоним найа надавар 2. ну найа брэшит эцэль налоним. 3. наколь нинйа ‘аль-йадо умибаль‘адав ло нинйа каль-ашэр нинйа. 4. бо найу хаййим, внахаййим найу ор бнэ на-адам. 5. внаор бахошэх зарах внахошэх ло нишиго. 6. вайни иш шалуах мээт налоним, ушмо йоханан 7. ну ба л‘эдут лна‘ид ‘аль-наор лма‘ан йа-амину хулам ‘аль-йадо. 8. ну ло найа наор ки им-лна‘ид ‘аль-наор. 9. наор на-амитти намэир лхаль-адам найа ва эль-на‘олам. 10. ба‘олам найа в‘аль-йадо нинйа на‘олам, вна‘олам ло никиро. 11. ну ва эль-ашэр ло, ва-ашэр нэмма ло, ло quблyhy. 12. bhaмqaблuм ото натан ‘оз ламо линйот баним лэлоним нама-аминим бишмо. 13. ашэр ло мидам, вло-мэхэфэц набашар, аф ло-мэхэфэц гавэр, ки им-мэлоним ноладу. 14. внадавар нинйа вашар, вайишкон бтохэну ванэхэзэ тиф-арто, кэти [‘] – гортанный согласный, образуется глубоко в горле, очень сдавленный. [] – редуцированный, очень краткий звук, почти исчезает. [x] – гортанный, как русский [х], но образуется гораздо глубже, как при отхаркивании [h] – звук на выдохе [а] – всегда безударный, скорее призвук, чем звук. [q] – гортанный, как русский [к], но образуется гораздо глубже Испанский LECTURA DEL SANTO EVANGELIO SEGÚN SAN JUAN 1 En el principio era el Verbo, y el Verbo era con Dios, y el Verbo era Dios.

http://azbyka.ru/pashalnoe-evangelie-na-...

16 Ус й мойы рбацыдм йхим ныууагъта Иосифы да-рс, 17 стй уыцы ныхст рафзмыдта й мойн др: «Цы дзуттаг цагъары рбакодтай н х дзарм, уый мыл тыхй рхцынм хъавыди, 18 фл куы ныцъцъхахст кодтон, уд й дарс м цуры фуагъта м флидзг ис». 19 Потифар й усы ныхст куы фехъуыста, д цагъар мын афт бакод-та, згъг, уд й маст рафыхт. 20 Иосифы рцахсын кодта м й, паддзахы ахстыт км уыдысты, уыцы ахстоны бакодта. Афтмй Ио сиф бахаудта ахстонм. 21 Фл Дунедарг уыд Иосифим м йыл аудыдта. Ахстоны хицауы зрдм й фцуын кодта. 22 м йын уый ппт ахстыты др й бар бакодта. Цыдриддр куыстой, уым сын Иосиф лврд-та разамынд. 23 Ахстоны хицау йхдг, Иосифы брны цы уыди, уыдттй й цст ницмуал дардта, уымн м Дунедарг аудыдта Иосифыл, м уый алы хъуыддаджы др уыд нтыстджын. Л/Л 1-2 Цасдр рстджы фст Мысыры паддзахы дыуу барджыны — хистр дзагдар м хистр дзулфы-цг — фазымджын сты с хицауы, Мысыры паддзахы, раз. Фараон смсты и с дыуум др 3 м с сбадын кодта, хъахъхънджыты хицауы хдзары цы ахстон уыди, уым. 4 Хъахъхънджыты хицау с Иосифыл бафдзхста, м сын уый лггад кодта. Рстг цыдис, 5 м иу ахмы дыуу ахсты, Мысыры пад-дзахы дзагдар м й дзулфыцг, уыцы иу хсв федтой фынт — фйн фыны. Алкй фынн др с уыди йхи срмагонд нысаниуг. 6-7 Райсомй Иосиф бацыди ахстытм, фараоны барджынтм, м с уыцы тыхстхуызй куы бай-йфта, уд с афарста: «Абон цй тар сты у цсгмтт?» 8 Уыдон ын дзуапп радтой: «Фынт федтам, м нын с чи райхала, уый нй». Иосиф сын загъта: «Хуыцауы фрцы сын ис райхалн. У хорзхй, радзурут мын с». 9 Хистр дзагдар Иосифн радзырдта: «Фыны федтон, цыма м разы уыди снфсиры тала, 10 рт къалиуы йыл. Гала уайтагъд къуыбыр рафтыдта, дидинг ракалдта, цуплтт йыл фзынд, м й гагат аргъд сты. 11 М къухы уыди, фараон кмй фназы, уыцы синон. з ратыдтон снфсиры гагат, синонм с рлмрстон м й фараоны къухм радтон». 12 Иосиф ын загъта: «Мн д фын. рт къалиуы сты рт боны. 13 р т боны фст д фараон брзонд сисдзни: фстм д сврдзни д бынаты, м та раздрау уы-дзын й дзагдар — фараон й нуазн д къухй исдзни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

7. οτος λθεν ες μαρτυραν να μαρτυρσ περ το φωτς, να πντες πιστεσωσιν δι ατο. 8. οκ ν κενος τ φς, λλ να μαρτυρσ περ το φωτς. 9. ν τ φς τ ληθινν, φωτζει πντα νθρωπον, ρχμενον ες τν κσμον. 10. ν τ κσμ ν, κα κσμος δι ατο γνετο, κα κσμος ατν οκ γνω. 11. ες τ δια λθεν, κα ο διοι ατν ο παρλαβον. 12. σοι δ λαβον ατν, δωκεν ατος ξουσαν τκνα θεο γενσθαι, τος πιστεουσιν ες τ νομα ατο, 13. ο οκ ξ αμτων οδ κ θελματος σαρκς οδ κ θελματος νδρς λλ κ θεο γεννθησαν. 14. κα λγος σρξ γνετο κα σκνωσεν ν μν, κα θεασμεθα τν δξαν ατο, δξαν ς μονογενος παρα πατρς, πλρης χριτος κα ληθεας. 15. ωννης μαρτυρε περ ατο κα κκραγεν λγων· οτος ν ν επον· πσω μου ρχμενος μπροσθν μου γγονεν, τι πρτς μου ν. 16. τι κ το πληρματος ατο μες πντες λβομεν κα χριν ντ χριτος· 17. τι νμος δια Μωσως δθη, χρις κα λθεια δια ησο Χριστο γνετο. С оф иа, орф и, ак усомэн ту аг иу Эвангел иу. (Премудрость, прости…) И р ини п аси. (Мир всем) 1. Эн арх и ин о Л огос, кэ о Л огос ин пр ос т он Фэ он, кэ Фэ ос ин о Л огос. 2. Утос ин эн арх и пр ос т он Фэ он. 3. П анда ди афт у эг енэто, кэ хор ис афт у эг енэто уд э эн, о г егонэн. 4. Эн афт о зо и ин, кэ и зо и ин то ф ос тон анфр опон. 5. Кэ то ф ос эн ди скот иа ф эни, кэ и скот иа афт о у кат элавэн. 6. Эг енето анфропос, апесталм энос пар а Фэ у, онома афт о Ио аннис. 7. Ут ос илфен из мартир иан ина мартир иси п эри ту фот ос, ина п андэс пист эфсосин ди афт у . 8. Ук ин эк ин ос то ф о с, алл ина мартир иси п эр и ту фот ос. 9. Ин то ф ос то алифин он, о фот изи п анда анфропон, эрх оменон ис тон к озмон. 10. Эн до к озмо ин, кэ о к озмос ди афт у эг енэто, кэ о к озмос афт о н ук эгн о. 11. Ис та идиа илфен, кэ и идии афт он у пар элавон. 12. Оси дэ элавон афт он, эдокэн афт ис эксус иан т экна Фэ у ген эсфэ, тис пист эвусин ис то онома афт у,

http://azbyka.ru/pashalnoe-evangelie-na-...

Если обетованное нам во Христе чрез воскресение бессмертие есть личное, то никак не захотим мы “совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа” (2 Кор. 5: 4–5).   “Христе Иисусе, восставший из мертвых, помилуй нас”.   “Если не уверуете, что это Я (Который открылся Моисею на Синае), то умрете в грехах своих” (Ио. 8: 24); “Авраам… рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался” (Ио. 8: 56); “Являлся я Аврааму, Исааку и Иакову (с именем) “Бог всемогущий”; а с именем (Моим) “Иегова” не открылся им” (Исх. 6: 3; ср.: Деян. 7: 2). “…Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне: потому что он писал о Мне…” (Ио. 5: 46). “И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании” (Лк. 24: 27). Так в нашей духовной смерти мы утеряли чувство греха, и ныне без Христа и благодати Святого Духа не можем Святым — никогда не перестают осуждать себя, как недостойных Бога. В минуты же тяжкого отчаяния они позволяют себе на время отойти от края бездны, где стоят духом, чтобы дать передышку психике и телу, и затем снова идут стоять над пропастью. Но и отдыхает ли он или в периоды покоя — в глубинах сердца всегда остается некая рана, которая не допускает подвижника предаться гордой о себе мысли. Аскетическое смирение становится все более укорененным в душе и как бы уже натурой его. Скорби и болезни — характерны нашему земному шествию. Без этого никто из сынов Адама не устоит в смирении. Претерпевшие же удостоятся дара “Христова смирения” (Мф. 11: 29), о котором старец Силуан говорит, что “оно неописуемо”, ибо подлежит иному, высшему плану бытия. Стяжание сего дара возможно чрез постоянную память Христа и молитву к Нему: “Господи, Иисусе Христе, Великий и Святый Боже, Ты Сам научи мя смирению Твоему… молю Тя, помилуй мя грешного”.   Итак, только огнем покаяния переплавится наша природа: слезной молитвой убиваются в нас корни страстей: призыванием Имени Иисуса очищается, возрождается и освящается наше естество: “Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне…” (Ио. 15: 3; Ио. 17: 17). И каким образом пребыть? Вам дано Мое Имя, и во Имя Мое Отец даст вам все, чего ни попросите: “… чего ни попросите от Отца во Имя Мое, Он даст вам” (Ио. 15: 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Божественная и человеческая слава существенно различны (Ио., V, 41, 44). Христос не ищет человеческой славы и, вообще, не Себя прославляет, но Своего Отца и Своих учеников. «Если Я Сам Себя славлю, то Слава Моя — ничто. Меня прославляет Отец Мой…» (Ио., VIII, 54). Следовательно, тот, кто проявляет свои совершенства, должен это делать не для себя, но для других; преизлияние жизни есть выражение любви… «Славу, которую Ты дал Мне, я дал им» (Ио., XVII, 22). Христиане призваны быть в Славе Божией. Уже здесь, на земле, мы «все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа (II Кор., III, 18). «Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним в Славе» (Кол., III, 4)… Божественное, Христово бытие должно стать нашим бытием, потому и Слава Божия становится нашей Славой. Бог пребывает в Славе Своей, т. е. в вечном обнаружении и проявлении Своего всесовершенного бытия. И Бог есть Свет. Когда говорится о Славе Божией, говорится и о Свете. Но Свет более чем Слава: свет есть совершенная осуществленность, в которой нет разделения между сущностью и энергией, возможностью и действительностью, явлением и явленным. Свет всецело светел; он есть чистое, всецело явленное бытие (Еф., V, 13). Бог есть Свет Сам в Себе, ибо Он есть чистое, абсолютно прозрачное для Себя бытие. Бог есть Свет и в Своих проявлениях: свет есть жизнь Божия, ибо в ней нет и тени небытия; свет есть истина Божия, ибо в ней нет и тени неразумности; свет есть Слава Божия, ибо она есть совершенное явление совершенства Божия. Учение о Божественном Свете есть и в Ветхом Завете. Бог есть Свет, Источник Жизни и знания (Пс., XXXVI, 10), Свет Израиля (Ис., X, 17). Премудрость Божия есть Сияние вечного Света (Прем., VII, 26) и Мессия — Свет народов (Ис., XLIX, 6). И для Нового Завета «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы» (Ио., I, 5). Он живет в Свете (7 ст.). Ап. Павел называет этот Свет неприступным (I Тим., VI, 16), но сам апостол видел Христа в этом свете. Невозможность видения, о которой апостол говорит в том же тексте, относится не к Свету, в котором пребывает Бог, но к Самому Богу… И Сын Божий есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был и мир произошел через Него и мир Его не познал. Пришел к своим и свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ио., I, 9–12). «Чудный Свет Христов» есть и Свет жизни (Ио., VIII, 12) и Свет истины (Де., XXVI, 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

В Новом Завете ап. Петр называет Бога Отца «Богом живым, пребывающим во–веки» (I Пет., I, 23) Ап. Павел — «Царем веков» и «единым имеющим бессмертие» (I Тим., I, 17, VI, 16) или «вечным Богом» (Рим., XIV, 25). Ап. Иоанн — «Живущим во веки веков», «Тем, Кто был, есть и грядет» (Ап., IV, 8, 9). Только в Боге и от Бога и люди имеют вечную жизнь… Вечен и Сын Божий: Он «на веки совершенен» и «пребывает вечно» (Ио., VII, 24, 28). «Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная», восклицает ап. Иоанн (1 Ио., V, 20). Вечны Его царство, престол и слава. «Иисус Христос вчера и сегодня и во–веки тот же» (Евр., XIII 8). В Боге Отце «нет изменения и ни тени перемены» (Иак., I, 17)… Св. Дух именуется — «Источником воды, текущим в жизнь вечную» (Ио., IV, 14). Отцы Церкви понимают вечность Божию прежде всего как сверхвременность, как «неизменно пребывающее настоящее». Как говорит св. Григорий Богослов: «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, — всегда есть, ибо слова «был и будет» означают деления нашего времени и свойственны переходящей природе, а Сущий — всегда!.. Он сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится, как некое море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и природе…» Бл. Августин понимает вечность, как бесконечное дление без последовательности прошлого и будущего, как неподвижную жизнь. Св. Иустин Мученик учит, что Бог — истинный, сущий Бог, вечный и неподвижный. По св. Феофилу «Бог безначален, потому что не происходит; Он неподвижен и бессмертен». «Все, что высказывается об Отце, Сыне и Св. Духе, должно быть понимаемо выше времени, выше всех веков и над всякой вечностью», говорит Ориген. Св. Ефрем Сирин учил, что Бог не способен изменяться… «Бога называют Царем бесконечных веков, потому что все сущее существует в Нем или в отношении Него. Но Он Сам не был и не будет, не стал и не становится и не станет… Сущий есть Вечность вечности, ибо Он раньше всякой вечности… Всякая вечность и временность происходят от Него». Эти мысли Дионисия Ареопагита означают, что Бог есть Основа и вечности и времени и что в Нем нет становления. В другом месте он говорит, что Бог есть сама вечность и время всего, т. е. бытие временного определяется Богом и исходит от Него. Дионисий Ареопагит справедливо предлагает различать абсолютную Божественную вечность от всевременности (времени в его бесконечности) и от времени, которое «подвержено становлению, разрушению и изменчивости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Слава Богу, что этого нет и никогда не будет: мудрый умирает наравне с глупым (Эккл. 2, 16), а и все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим. 3, 12. 13 ). Но будем приводить тех предсказаний, какими Господь предупреждал Своих последователей относительно ожидающего их пути скорби и мученичества (Ио. 15 и 16), ни признаний Апостолов о точном исполнении этих пророчеств ( 2Кор. 11 ); довольно сказать и того, что этот бескорыстно переносимый крест несравненно привлекательнее той продажной добродетели Кармы, которая почти никогда не находит подтверждения в действительной жизни. VI. Еще более привлекательно истинное изъяснение Христовой молитвы о будущем единстве Его учеников сравнительно с номизмом папистов и пантеизмом толстовства. По учению Христову резкая разрозненность личностей, явившаяся плодом грехопадения, исчезнет, но личности сохранятся, не нарушая сего чудного единства, как сохраняется троичность Лиц в Боге при единстве Его Существа. Правда, по толкованию св. Афанасия Александрийского и св Иоанна Златоустог о, это уподобление есть не полное отожествление, поскольку естество Божеское превыше человеческого, но те же отцы и с ними другие 11 утверждают, что естество человеческое тоже едино, а не только взаимоподобно, что в этом его единстве, ослабленном через грехопадение и восставляемом через искупление, заключается то спасительное условие, в силу которого мы почерпаем в свою опороченную грехом природу источник святой и чистой жизни, усвояемой нам от Богочеловека Иисуса Христа 12 Содержание этой жизни или этого единства будет выражаться не в бессознательном слиянии всех, но в пламенной взаимной любви. Сказав о будущем единстве Господь наш, именно так поясняет его содержание. Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудете в любви Моей (Ио. 15, 9). Любовь основывает единство нравственное и затем воссоздает через Нового Адама поколебленное единство естества нашего, единство существенное, не нарушая однако свободы личностей. Это единство «нового человека» ( Ефес. 2, 14–17 ), собранного из эллинов иудеев, будет сознаваться и предначинательно сознается праведным в постоянной духовной радости: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ио. 15, 11). Средством к возгреванию любви и к совершенному отрешению от себялюбия является исполнение заповедей и всей церковной дисциплины, которая вся направлена к этой единой цели, чего не хотел уразуметь наш Новый проповедник по горделивому ослеплению. Вот слова Господни о значении заповедей: «если заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Вздымались и падали волны человеческого океана. Назревали и совершались великие политические события, международные войны, гражданские потрясения. Мир жил всем напряжением жизни человеческого гения и творчества, греха и порока. Но он не ведал, – никто в мире не ведал, – что исполнилась полнота человеческого возраста, что в Иорданской пустыне соблюдается до урочного часа величайший из рожденных женами. Неведомы пути Божии человеку. Глава II. Св. Иоанн Предтеча – проповедник покаяния «В те дни ( Мф. 3,1 ), когда наступило время явления Христа народу, явлен был ранее миру Предтеча. Он выступает внезапно из безвестности и сразу становится пророком-проповедником. Окончились годы приуготовительного подвига, молитвы, безмолвия, поста, богомыслия, и погружения в Слово Божие. – Предтеча был призван к своему служению: «бысть глагол Божии ко Иоанну Захариину сыну в пустыне» ( Лк. 3, 2 ). О чем был глагол μαБожий? Кроме общего призвания на служение проповеди покаяния, Иоанну была раскрыта тайна и его собственного призвания, как сам он свидетельствует по Евангелию от Иоанна: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ио. I. 33). О проповеди Иоанна Крестителя согласно повествуют все три синоптические евангелиста ( Мф. 3, 1–12 ; Мр. 1, 1–8 ; Лк. 3, 1–18 ), также и евангелист Иоанн Богослов (1, 15–17, 19–28). рассказ об этой проповеди вводится всеми евангелистами в прямое повествование о явлении Господа И. Христа, как «начало Евангелия» ( Мр. 1, 1 ). И проповедь Предтечи, имеющая свое собственное значение и самостоятельное содержание, связана с его проповедничеством о Грядущем, с самосвидетельством Предтечи, которое содержится у всех четырех евангелистов: «и проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мр. 1, 7–8 ; Мф. 3,11 ; Лк. 3,16 , Ио. 1, 1,27). Проповедь Предтечи есть проповедь о Христе Грядущем: сам он весь влагается в это ожидание и сретение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Павлом и ап. Иоанном; в них заключена благая весть о Божественной жизни, дарованной людям. Та же мысль выражена в образе Царства Божия. «Я завещаю вам Царство, как завещал Мне Отец Мой» (Лк., XXII, 29). Сын Божий послан в мир, чтобы стать Пастырем человечества. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь Пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ио., X, 10–11). Конечная цель Пастыря, чтобы все услышали Его голос «да будет одно стадо и один Пастырь» (16 ст.). Христос действует не только Сам, непосредственно, но и через Своих учеников. Мы видим это на примере апостолов, но совершавшееся в апостолах может быть и во всех христианах… Апостолы прежде всего — свидетели Христа, но ап. Павел сознавал, что Христос как бы поглощает все его существо: — «я сораспялся Христу, — пишет он, — и уже не я живу, но живет во мне Христос, а что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал., И, 19–20). Я «подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно», пишет он Колоссянам (I, 29). «Подражайте мне, как я Христу!..» (I Кор., XI, 1). Если Сын Божий низводит на землю Божественную жизнь, то и люди через Него могут восходить к Богу… Первый шаг ко Христу есть вера в Него; затем — предание себя Ему в покаянии, чтобы воссоздать в себе, сколько возможно, образ Христов через очищение от грехов. Тогда силою Духа Божия вселяется в нас Христос и мы становимся причастниками жизни Отца в Его Сыне и Духе, причастниками Преев. Троицы и Ее вечного Царства… Но замечательно, что Сам Христос говорит, что невозможно придти к Нему без воли Отца (Ио., VI, 44): Отец «дает Христу людей из мира» (XVII, 6). Отец открывает ап. Петру, что Христос есть Сын Бога Живого (Мт., XVI, 17). По другим свидетельствам Нового Завета ко Христу привлекает нас Св. Дух. Христос постоянно предсказывает о пришествии Св. Духа, как условии нашего просвещения и возрождения. Но и Дух Св. посылается по воле Отца: ничто вообще не совершается без Его воли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010