«Аз есмь путь и истина и живот:    никто же приидет ко Отцу, токмо    Мною» Ио. 14, 6.    «Основания бо инаго никто же    может положити паче лежащего,    еже есть Иисус Христос» 1 Кор. 3:11.    «В последняя времена отступят    нецыи от веры, внемлюще духовом    лестным и учением бесовским»    1 Тим. 4:1.    За решением вопроса о сущности христианства обратимся к одному из новозаветных событий. «Исходящу Ему» — т. е. Господу И. Христу- " на путь», читаем мы в Евангелии от св. Марка, «притек некий и поклонься на колену Ему, вопрошаше Его: Учителю благий, что сотворю, да живот вечный наследствую» Мр. 10:17. 18; ср. Мф:19, 16; Лк. 18:18.    Евангельский рассказ о «некоем князе», вопрошавшем Спасителя о путях к достижению вечной жизни, несомненно найдет свой живой отклик в каждой человеческой душе, стремящейся к истинной жизни. — На самом деле, едва ли какое еще другое из многих человеческих стремлений так постоянно и так сильно, как именно это стремление человека к вечной жизни. И по свидетельству опыта, и по суду здравого разума, оно может быть названо поистине общечеловеческим стремлением. Каждый из нас, подобно евангельскому князю, необходимо ставит пред собою существенный вопрос о том, «что сотворю, да живот вечный наследствую? “Не только христианин, но даже и находящий последнюю цель жизни в нирване, буддист, — даже и он стремится, строго говоря, не к полному ничтожеству, а только к достижению лучшей, сравнительно с прежнею, жизни. — Равным образом и самоубийцы отнюдь не свидетельствуют против общечеловеческого стремления к жизни. Напротив, случаи самоубийства внимательному исследователю говорят только о том, что, не смотря на самые тяжелые условия существования, в человеке всегда действенно стремление к жизни. Допустить противное невозможно уже по одному тому, что едва ли хотя один, насильственно прекращающий свою жизнь, человек точно ожидает для себя по смерти полного небытия; скорее, наоборот, — он надеется на лучшую загробную участь. Небытие во всяком случае хуже самого худшего бытия, — и поэтому нельзя допустить того, чтобы обойденный благами жизни человек сам сознательно и на веки лишил себя и возможных благ я самой жизни. Вот основания, по которым стремление к жизни мы назвали общечеловеческим стремлением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

8 Сентября, 1856 года. С. В. Г. С. Петербург Объяснение знаков и сокращений, употребляемых в этой книге, при сравнении св. четырех Евангелий Имена св. Евангелистов сокращены так: Мф.=Св. Ап. и Еванг. Матфей; Мр.=Св. Ап. и Еванг. Марко; Лк.=Св. Ап. и Еванг. Лука; Ио.=Св. Ап. и Еванг. Иоанн Богослов. Цифры, за которыми следует запятая, как общепринято, означают главу, а те, за которыми следует точка, означают стихи; но для обозначена того, что какое-либо слово взято с начала стиха, после, цифры, указывающей на стих, ставится – (напр. 2-); это – – (тире; прежде и после цифры, означает средину стиха, или стих не с начала взятый (напр. —2—); и такое-же тире. – только пред цифрою означает конец стиха (напр. –2.). После сего прошу читателя обращать внимание на принятое различие в знаках вместительных. Если при соединен повествования двух, трех или четырех Евангелистов, какое- либо слово представляет до того малый оттенок известного выражения, что, по грамматическому строению речи, не идет в контексте с другими выражениями; то оно поставляется в особом вместительном знаке [ ]; это значит, что слово содержится в том или другом месте. св. Писания, но при сравнении можно и не читать его. С другой стороны, для показания связи какого-либо повествования с предъидущим, или для краткого изъяснения смысла известных выражений, т. под., я прибавляю к священному тексту некоторые слова в обыкновенных скобках ( ); и притом, если это пояснение заключает в себе как бы необходимое пополнение к известному выражению,– пишу его курсивом. Вообще выражения, заключенные в обыкновенном вместительном знаке ( ), суть только пояснительные, либо грамматически-пополнительные, и к священному тексту не принадлежат, однако же при сравнении, для связи речи, должно читать их. Наконец, знаки анализа я употребляю трех родов: во-первых, цифры (1. 2. 3. 4 и т. д.), для означения отделов более общих; во-вторых, буквы Русского алфавита (а. б. в. г., и т. д.), для означения подразделений статьи означенной цифрою; и в-третьих, буквы Греческого алфавита (α.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ио.1,1). И человека Он создал по Своему образу и подобию - словесным существом, и ждет от него также слова, ОТВЕТА. Грех заковал душу в броню, окаменил сердца - «и не слышат, и не разумеют, и не обратятся, да исцелю их» (Мф. 13,15). Вот опять - притча о Сеятеле, о зерне, о почве, на которую оно падает. Господь говорит: почва должна быть такой, чтобы зерно слова могло пустить корни и прорасти, оно должно найти трещину в душе. Начало покаяния - это и есть трещина, расколовшая монолит гордыни. Покаяние начинается, когда рождается сознание, что твой грех и несовершенство оскорбляет Его, ты понимаешь, что твой грех вносит в мир и в твою жизнь нечто непоправимое, что ты оскорбляешь Отца, пробуждается чувство стыда, боли - и крик о помощи - исполнение прошения: всели в мя корень благих - страх Твой в сердце мое Покаяние раскалывает кору, душа открывается, и через эту щель Бог слышит наше слово, нашу молитву - и откликается на нее. Начинается жизнь с Богом. Слово истины взрастет на доброй почве до самого неба, а ветви-толкования - как перекладины лестницы, по которой мы поднимаемся все выше, и чем выше поднимаемся, тем дальше отодвигается линия нашего душевного горизонта. В физическом пространстве, в котором мы живем, и законы которого для нас привычны, как дыхание, иногда проявляются интересные его свойства. Если ехать в открытой машине лицом назад, то наблюдается удивительный эффект: мелкие и близкие предметы, убегают назад, но вот пространство в целом при этом, напротив, расширяется и охватывает тебя. Особенно это заметно, если по сторонам дороги и позади нее - лес или возвышается гряда гор. Возникает ощущение, что удаляющееся - стремится к убегающему и обнимает его. Как телом движемся в физическом пространстве, так душой - в духовном. Но смотрим ли по сторонам, видим ли его жизнь и движение? Какие звезды на его небосводе, какие горные вершины высятся на горизонте? Две тысячи лет назад вошел воскресший Христос в закрытую горницу и встал перед Апостолами. Запертое пространство падшей жизни разомкнулось, и в этот момент перед ними, обычными людьми на расстоянии протянутой руки открылась дверь в мир Воскресения, в Новую, вечную жизнь - Он и был этой дверью, Спаситель сам это сказал и явил им. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10,9). И дверь эта от синайской горницы стала дверью в каждом человеческом сердце, человеку дано выбрать: или шагнуть в это новое духовное пространство вечной жизни или остаться в ветхом измерении, чтобы после окончания линейного отрезка времени, отпущенного ему, провалиться в бездну смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/01/...

...Всякая злая и диавольская страсть в человеке рождается скрытно – она начало свое берет от невоздержания и насыщения своего чрева. Этой-то сетью прежде всего и скорей человек уловляется. Эта начальная страсть по виду представляется доброю, приятною и благословною, но она имеет в себе скрытый яд всех смертоносных страстей. Если ею человек заразится, то много нужно трудов приложить, чтобы удалить ее от себя. Кто этой страстью будет покоряться и не будет ее отвергать, сколько сил у него есть, тот в опасности пасть глубоко. Многие страждут от чревоугодия и впадают в ров сластолюбия... Невоздержание в пище и лакомство многим порокам мать. (2; стр. 76) Если начнешь себя охранять, то не потерпит этого завистливый бес и воздвигнет на тебя либо от начальника искушения, чтобы искусить твое смирение и крепость, или лживо и нерадиво живущих вооружит на тебя, и станут тебя укорять, ругать... презирать, ненавидеть и этим самым мною скорбей тебе наносить. Ио ты в таком случае еще более прилепись к молчанию и смирению. Держи беспрестанно молитву Господу Иисусу во устах и в глубине сердца твоею, чтобы тебе на них не пороптать и не оскорбиться. С благодарением все принимай, помышляя в себе: «Как могу я, окаянный, на брата моего гневаться всуе?» А притом беспрестанно помни свои грехи, ибо и ты, если не заушал, то укорял, злословил, поношениями ближнего уязвлял и обидой ближнего восставал на Христа Спасителя и уязвлял Его – почему ты и должен от всей души признавать себя достойным терпеть более, нежели сколько терпишь. (2; стр. 76–77) Вспомни слова, которые Христос Спаситель сказал о благотворении ближнему: что ближнему своему сотворили, то Мне сотворили (ср.: Мф. 25, 40 ). При этом поминай Его страдания даже до смерти, Его благость превеликую и Его к нам любовь, терпящую неправды наши. Рассуди, как нетрудно тебе понести ради Него малые скорби, и притом с Его великой помощью, если верно возжелаешь ее. Если так будешь рассуждать и с любовью претерпишь по делам искушения, то скоро обрящешь Христа Спасителя – Помощь и Утешение. (2; стр. 77)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

А затем – по мере самоотвержения следовать за Ним. Следование за Христом В великих словах Христа – «если кто хочет идти за Мной – пусть отвергнется себя, и возьмет крест свой и следует за Мной», ( Мф.16,24 ) – заключается одновременно и причина поставления Бога «впереди всего», и конкретное содержание этого поставления и его следствие. Евангелие дает возможность увидеть, что ученики Христовы в буквальном смысле, когда слышали призвание Христово – оставляли все: дома, семьи, старые привязанности, свое дело, привычный уклад жизни – и следовали за Христом, куда бы Он ни пошел, разделяя Его путь и лишения. ( Мк.8,14–22 ). Почти всегда за Ним ходили толпы народа; одни имели при этом откровенно личный интерес, например, необходимость исцеления, «ибо сила из Него исходила и исцеляла всех» ( Лк.6,19 ); другие следовали за Ним просто из любопытства, но и эти любопытные были увлечены силою и властью Его слов, ибо «Он говорил со властью, а не как книжники и фарисеи» ( Лк.5,24 ); «никто не говорил, как этот Человек» (Ио.7,46); но многие (5–7 тысяч человек) ходили за Ним, потому что Его слова достигали до их сердец, и они готовы были слушать Его бесконечно, а для этого – и бесконечно следовать за Ним; и этому следованию всегда предшествовало хотя бы минимальное самоотвержение. Оно необходимо было и в самом следовании и слышании Христа, потому что кроме радостного благовестия о спасении и о царствии небесном, многие слышатели не без горечи должны были слышать от Христа слова обличения. И все же не следовать за Ним и за Его словами было невозможно, потому что это были слова правды и любви. Порою эти слова с большим трудом вмещались в последователей – потому что умы и сердца этих «последователей» оставались прежними, нераскаянными, неизмененными. Тогда некоторые из них отступали, скорбя, от Христа, изменяя Ему, и покидая ряды последователей; но тем сплоченней становились ряды оставшихся верных Ему. Не покажется ли странным? – но главной обязанностью учеников было – ходить за Учителем, быть свидетелями Его делания и слышателями Его слов. Впрочем, порою они посылались Учителем для выполнения иных Его заданий, – главным образом, для благовествования Его учения, и посланничество это было столь плодотворным и сильным, конечно, силою Божественного Учителя, что, возвращаясь, они говорили: «и бесы повинуются нам». Некоторые же (жены-мироносицы) выполняли и задачи частные, служа Учителю и другим ученикам. Но все же главным было – всегда находиться рядом, не отступать от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Он думает, что грешнице не следует тут быть, и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, прилегшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства пред лицом всеведущаго Господа.   Вторник. (Кол.1,1–2,7–11; Лк.8, 1–3). Господь проповедует, жены служат Ему от имений своих и, таким образом, как бы являются соучастницами в самой проповеди. Не всем дано проповедовать Евангелие, но все могут содействовать его распространению и быть соучастниками в этом первом на земле деле. Таковых соучастников и соучастниц много было во время проповеднических трудов святых апостолов, а потом их преемников и, наконец, по всей истории Церкви. Являются они и доселе. Наши апостолы на Кавказе и в разных местностях Сибири усердно трудятся, терпя всякую нужду и всякие лишения. Они продолжают дело Господа и святых апостолов. Какие жены и мужи пошлют им помощь, те станут в чин жен, служащих Господу, и удостоятся равного с теми воздаяния. Господь сказал: “ принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает” (Ио. 13, 20). Значит, Он отождествляет Себя с посылаемым на проповедь; следовательно, и услугу, оказанную посланникам Его, отождествит Он с услужением Себе Самому. По закону благости и правде Его, кто как кого принимает, тот такую и награду получает (Мф.10, 41). Достаточное, кажется, побуждение не сокращать руки своей в жертвах на вспомоществование великому делу проповеди евангельской.   Среда. (Кол. 1, 18–23; Лк. 8, 22–25). Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ли апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем, вдруг поднялась буря, и они не чаяли уже остаться живыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   Таким образом, самым главным в Откровении является реально-практическое взаимоотношение между Богом и людьми. Бог сообщается с людьми, входит с ними в известные отношения, заключает с ними завет, общение, — вот что существенно для Откровения. В этой уже реальной действительности Откровения заключается та сторона его интеллектуальной сущности, по которой оно является как именно учение, заповедь или обетование. В первой содержится последняя в качестве её составная) момента подобно тому, как во всяком личном взаимообщении содержание последнего, естественно, находится в факте или в деле самого общения.    Этот факт пли дело Божественного Откровения не может быть единичным и преходящим, как и, вообще, в Боге невозможно допустить ни одного обособленного действия; но, по причине необходимого единства и простоты Божественной природы, повидимому отдельные действия Божии являются только особыми моментами в единстве Божественной действительности и Божие промышление о мире. Подобно тому, как творение и промышление не суть, строго говоря, два различные предмета, а только две различные стороны одного и того же действия Божие, так и начало и продолжение Откровения, по существу дела, не должны быть отделяемы одно от другого, ибо они суть только различные обнаружения одного и того же постепенно и постоянно продолжающегося реального действия Божия на мир. Получение, сохранение, продолжение Откровения на земле, таким образом, является возможным и понятным только как продолжение первого акта Откровения и только в реальной целостной связи с этим первоначальным актом Богообщения.    Для осуществления своего высокого предназначения человечество всегда будет нуждаться, как и теперь нуждается, в Божественном Откровении, откуда следует, что последнее будет продолжаться до скончания века, как непрерывное общение Бога с человечеством Мф. 28:20. Ио. 16, 13. Этим, в свою очередь, обусловливается то требование, по которому существование Откровения во всякий последующий момент времени должно состоять и осуществляться в тех же основных отношениях, в которых оно и начало свое временное существование.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В самом деле, чем же изменялось внешнее, если позволено здесь так выразиться, материальное положение Марии после смерти Сына? Разве Он, всегда преходя по градам и весям в проповеди Царствия Божия и, не имея где главу преклонить, жил вместе с Матерью, одним, так сказать, хозяйством? Мы знаем, что этого не было: человеческая любовь к Матери как и Материнская любовь к Сыну были принесены в жертву служению Богу, как это совершенно ясно видно из одного случая, рассказанного у всех синоптиков ( Мф. 22, 46–50 , Мр. 3, 31–5 , Лк. 8, 19–21 ): о том, как пришли видеться с Ним, Мать и братья Его, а Он ответил: «вот Матерь Моя и братья Мои», дав понять, что Его личные чувства принесены Им в жертву Своему служению. Следует также обратить внимание и на то обращение к Матери: Жено – γναι. Это обращение 21 напрашивается на сопоставление с тем, которое было пред совершением чуда в Кане Галилейской: «глагола Ей Иисус, что есть Мне и Тебе, Жено? Не у прииде час Мой» (Ио. 2, 4), причем Матерь вполне поняла этот ответ, ибо, невзирая на его форму, сказала служителям: «что Он скажет вам, то и сделайте». Это торжественное жено в ответ «Матери», свидетельствующее об особой значительности происходящего, сказано перед совершением чуда, преобразующего св. Евхаристию, оно же было и «началом чудес», которым Он «явил славу Свою». И ныне, перед совершишася, перед самым принесением мировой умилостивительной Жертвы, повторяется это жено: речь идет не о личной Матери Иисуса, но и о матери всего нового Адама, о новой Еве, о Матери всего человеческого рода. Это та Жена, о которой было сказано в раю змию: «вражду положу между тобою и между Женою, между семенем твоим и семенем Ея» ( Быт. 3, 15 ). Одним словом, жено есть обращение не к «матери Иисуса», но к Богоматери. Здесь надлежит произвести тот исторический комментарий к этому тексту, который вытекает из времени написания Иоаннова Евангелия именно после Успения Божией Матери и преславного ее восхождения от земли на небо. Если во времена синоптиков еще могла оставаться некоторая недовыясненность в почитании «матери Иисуса», как Богоматери, то после того, как апостолы чудесно явились свидетелями ее прославления, никакое колебание не было уже возможно, и для апостолов догмат о Богоматери был уже раскрыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

186 Наконец есть иное побуждение к должному воздаянию грешникам, именно: чтобы праведники могли быть спокойны в своей надежде на Бога и могли беспрепятственно радоваться о Боге и прославлять Его. Будучи уверен в защите Божественной, Давид говорит о ней наконец так, как бы она уже исполнилась, причем он предсказывает о видимом обитании Господа среди людей, что доставит сильную радость праведникам ( Мф.25:34 ). Благоволение Божие есть то явление Спасителя, которое Ангелы воспевали, восклицая: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. 187 Псалом 89 ( Пс.89 ) есть молитва Моисея, в которой он (в виду исполнения над народом Еврейским грозного осуждения Божия, когда погибал в пустыне мятежный род, исшедший из Египта), прославляя вечность и величие Божие, оплакивает кратковременность и суету жизни человеческой, и молит Господа умилосердиться над рабами Своими и превратить скорбь их в радость, дабы они возвещали славу Его. В частности, восхваляя Бога, он указывает на то, что Он был всегдашним покровителем Евреев. От мысли о всегдашнем покровительстве Богом Евреев, он перешел к представлению вечного бытия Его, которое представляется ранним сравнительно со всем сотворенным. Также говорилось потом о Сыне Божием ( Прит.8:24–25 ; Ио.1:1). Но люди имеют жизнь слишком мимолетную. Особенно можно было сказать это о Евреях в пустыне, когда они постоянно гибли; поэтому Моисей далее молится, чтобы Господь не наказывал бы отнятием жизни. «Впрочем», – как бы так отвечает сам Моисей, – «Ты готов щадить, если обратятся к почитанию Тебя. Бог же в отношении ко времени всегда одинаков, поэтому для Него 1000 лет все равно, что один день или даже как одна из четырех частей, в которые происходили смены ночных стражей». 189 Хотя Евреи вследствие казней Божиих и исправлялись, но постепенно, поэтому Моисей не видел конца гневу Божию. 190 Не много видел Моисей исправившихся, и потому он умоляет Господа, чтобы Он показал могущество и силу Своей заботы, хотя бы только на лучших людях, чтобы Моисей и верные ему могли бы радоваться за Божественное дело (которого они были представителями), а потом могли бы насладиться спокойствием, и все Евреи, не понимавшие, что счастье возможно было для них только при полной покорности Богу. И потому Моисей смело просит Бога чтобы Он, исправивши Евреев Его премудрым промыслом, обратил бы на них скорое и милостивое внимание (ср. Ис.32:12 ; Пс.142:8 ), так чтобы все они могли вполне возвещать о славе Единого Всемогущего Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Лишняго нам иметь не нужно. Повеление же подавать просящим у нас и не отгонять желающих занять у нас относится к лукавым, говорит Василий Великий . Ибо не имеющий лишняго не должен и подавать, и если он скажет: я не имею, то не солжет, говорит Варсонофий. Видно инока, который может и не творить милостыни: он с открытым лицом может смело сказать: «Се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом» ( Мф.19:27 ). Нестяжание – выше всяких подаяний, пишет святый Исаак. Иноческая милостыня в том, чтобы помочь брату во время его нужды советом, утешить его скорбь мудрым рассуждением. Но это дело способных, для новоначальных же составит милостыню претерпевание скорбей, обид и укоризны от братий. Эта душевная милостыня настолько выше вещественной, насколько душа выше тела, говорит святый Дорофей. Ио если придет к нам странник, его нужно, насколько можем, успокоить и с благоговением отпустить. Выходить из нашей обители нужно не как случится и не самовольно, но только когда пошлют по необходимости. Несвоевременно же и без уважительной причины не нужно отлучаться даже из келии, говорит Василий Великий . Настоятель пусть благочинно разделяет работы между братией, также разрешает всякому необходимую отлучку, а кого пошлет сам, тот не должен отказываться от послушания и да не выставляет причиной своего нерадения данное ему послушание, но исполнит его со тщанием и страхом Божиим, чтобы была от того польза как ему самому, так и живущим с ним. Желательно мне, чтобы все, что я написал в этом предании, исполнялось точно как при моей жизни, так и по смерти... В келиях могут делать наставления братии и странникам только те, о которых мы знаем, что они ведут собеседования, служащия к пользе душам и исправлению, и владеют искусством передавать полезное. Как дурных помыслов, так и страстей не должно скрывать, но каждый день исповедывать их настоятелю и с верою исполнять все то, что он посоветует и что служит к благоугождению Божию и к пользе для души. Ничто так не полезно для инока, как вседневная исповедь, говорят святые отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/oc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010