о. была предложена Шиффманом ( Schiffman. 1994). Ее тезисы во многом определены тем обстоятельством, что в тексте «Некоторые из предписаний Торы» (4QMMT) значительная часть предписаний соответствует галахическим правилам, принятым саддукеями . Эти наблюдения побудили Шиффмана предположить, что корни К. о. нужно искать именно в этом движении. Но он допускает возможность того, что и само ессейство некогда выделилось из саддукейства, поэтому обе группы можно рассматривать как 2 близких по представлениям религ. течения. Дж. М. Баумгартен, также подчеркивающий близость саддукейской галахи к законам текста 4QMMT, является, однако, приверженцем ессейской гипотезы, т. к. неск. групп вполне могли придерживаться общей интерпретации того или иного закона ( Baumgarten. 1977; Idem. 1980). Ключевым остается вопрос, вокруг которого ведутся споры, могут ли конфликт фарисеев с саддукеями и совпадение некоторых кумранских взглядов с саддукейскими служить достаточными основаниями для вывода о саддукейском происхождении К. о. Поводом к неприятию данной гипотезы может стать выраженная в кумран. текстах вера членов общины в предопределение и судьбу, что противоречит известным из источников представлениям саддукеев (по крайней мере как сообщает об этом Иосиф Флавий - Ios. Flav. Antiq. XIII 5; Idem. De bell. II 8. 13). Своих (немногочисленных) сторонников имеет также «вавилонская гипотеза» происхождения К. о., впервые предложенная Дж. Мерфи-О " Коннором ( Murphy-O " Connor. 1974). Согласно ей, ессейство, частью которого были кумраниты, возникло в Вавилонии во время пленения. Доказательством этого должен служить «Дамасский документ», в к-ром утверждается, что создатели текста какое-то время пребывали в «земле Дамаска» (CD 6. 5; 20. 12; «Дамаск», по этой теории, символическое название Вавилона). На начальном этапе дискуссий был предложен и ряд маргинальных гипотез, к-рые должны были объяснить не столько происхождение общины, сколько ее влияние на зарождающееся христианство. В неск. вариантах была сформулирована «иудеохристианская гипотеза», указывавшая на сходство в истории и представлениях обеих общин.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

Мне думается, что изначала и вы крестились, как мы ныне и как в церкви на иконе у вас и у нас Спасова рука пишется. А то вам написал новый ваш учитель Дамаскин иподиакон и сделал вам в одном кресте три креста, людей велел крестить пятью перстами, а себя тремя; мы же старое предание держим, как пишет блаженный Феодорит. Вы сказали, что армяне так слагают персты, как мы, но если и армянин добро делает и по древнему преданию крестится, чем то виновато? А если и грек изменит старое предание, чем то право?..» Четвертое, и последнее, прение происходило 4 июня. Прение это вели с Арсением патриарший старец Иоасаф и другие греки. Иоасаф: «Не добро у вас на Москве делают, что в другой раз крестят христиан». Арсений объяснил, что на Москве вновь крестят только тех, кто крещен неправильно, чрез обливание, римлян и ляхов, ибо «еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение». Иоасаф: «Почему же у вас вновь не крестят греков, когда и они обливаются в крещении, а не погружаются?» Арсений: «Потому что мы не знаем этого, а если сведают в Москве про ваше обливание, то и вас станут крестить». Иоасаф: «Нестаточное то, чтобы нас снова крестить, не гораздо у вас то делают, и наш патриарх хочет писать об этом к другим патриархам, и, согласившись, будут о том в Москву писать к государю и патриарху». Арсений: «Если добре будут писать, ино послушают, а станете писать противно св. апостолам, то на Москве и четырех патриархов не послушают, знают на Москве древнее предание и без четырех патриархов». Иоасаф: «Невозможно не послушати четырех патриархов, о чем ни станут писать один или четверо». Арсений: «Отчего невозможно? Папа и главный был у четырех патриархов, да вот ныне его не слушают». Иоасаф: «Папа — еретик, потому не слушают его». Арсений: «А и то неправославное ж дело, что св. апостолы велели крестить в три погружения, а четыре патриарха обливают или покропляют, и то есть папина ересь». Иоасаф: «Да как вам не послушать четырех патриархов, кого же вам слушать?» Арсений: «Если по преданию св.

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

А потому нисколько не удивительно, что предание относило именно к нему изобретение того, что, по народным понятиям, заключало в себе таинственную, сверхъестественную силу. Так, раввины относили к нему изобретение кабалистики и магии, сочинение псалмов, завещания и многих апокрифических книг; гвебры отождествляют его с Зороастром, которого они называют Зердаш (друг огня) по той раскаленной печи, в которую брошен был Авраам; Свида и Исидор приписывают ему изобретение алфавита и еврейского языка; Филон называет его искусным астрологом; Иосиф говорит, что он царствовал в Дамаске, где упражнялся в гороскопах и халдейской магии; рассказывают, что он знал молитву, посредством которой отгонял птиц, поедавших семена и т. д. Некоторые особенности преданий арабов находятся в связи с их убеждением с происхождении от Измаила. Так, по их преданию, Агарь была законною женою Авраама, и Измаил, как старший сын, получил Аравию, страну более обширную и лучшую, чем страна ханаанская, доставшаяся Исааку, младшему сыну; Авраам хотел принести в жертву Измаила, при чем рассказывается о проделках сатаны для отвращения жертвоприношения, о наставлениях Измаила отцу, как совершить жертву, утешить мать и проч.; рассказывается о путешествии Авраама к Измаилу: как он негостеприимно принят был первой его женою, после чего посоветовал покинуть эту жену, и как гостеприимно принят был второю женою. Существуют арабские предания, объясняющие название Авраама «другом Божиим»: одно предание связывает это название с рассказом о чудесном питании бедных хлебом во время голода, при чем песок превращается в муку; раздавая хлеб бедным, Авраам говорил: «это хлеб от истинного моего друга», после чего и Бог назвал его свои другом; по другому преданию, когда Авраам поднял уже руку, чтобы поразить сына, отверзлось небо и услышан был голос ангелов: «этот человек достоин назваться другом Божиим». Рассказывается о чудесном построении Авраамом храма в Мекке, о значимом черном камне, который прежде был блестящим, но почернел от слез Адама, или от грехов человеческих; о сходстве Исаака с отцом, дарованном Богом в следствие возникших подозрений, что он не его сын и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/6/obozrenie-ve...

2) Согласно теории неправильного гроба утверждается, что женщины сделали ошибку и пошли не к тому гробу. По мнению профессора Кирсоппа Лейка, 123 в пасхальное утро женщины посетили не тот гроб. Молодой человек направил их к настоящему гробу Христа, сказав: «Его нет здесь. Вот место, где Он был положен». Так и пишется в Евангелии от Марка 16:6 . Лейк предлагает, что кто-то позже добавил слова «Он воскрес». Это весьма удивительное предложение, – именно, что пустой гроб связан с ошибкой, сделанной женщинами. Это делает всю историю христианства подобной массивной пирамиде, перевернутой и деликатно балансирующейся на своей вершине, относящейся к совсем незначительному событию. Ясным примером большой натяжки является такая интерпретация Лейком библейского текста. Если бы этого мы желали, то могли бы переинтерпретировать сотни библейских стихов так, чтобы они соответствовали нашим особым гипотезам. В этой теории мы встречаем разные проблемы. Как это может быть, что все последователи Христа в течение нескольких дней как-то забыли, где именно находится Его гроб? Для них не было никаких причин, чтобы ошибиться по этому поводу, потому что гроб был не публичным, а частным. Написано, что, услышав об опустевшем гробе, они прибежали к нему. Разве они побежали туда, куда не надо было? Неужели все прибежали не к тому месту? Если, так, то тело Христа все равно продолжало бы лежать в своем настоящем гробу и в свое время кто-то все-таки нашел бы его. Если бы даже сделать такое неразумное заявление, что женщины, ученики, иудеи и римляне, все вместе взятые, вышли не к тому гробу, то, по крайней мере, Иосиф из Аримафеи, которому принадлежал гроб, объяснил бы все до подробности. Или, неужели он также потерял здравый рассудок? Не забывайте одного, – задача любой теории в том, чтобы разъяснить неясности, не умножить их. Эта же теория как раз и умножает их. Пользуясь теориями украденного тела и неправильного гроба, люди стараются объяснить всего лишь пустой гроб; никакая попытка ими не делается, чтобы объяснить описанные явления Христа. Поэтому недостаточно выдвигать только их; приходится предлагать еще другие теории, чтобы объяснить все известные данные. Если кто-то украл тело, то это ничего не говорит о том, что именно апостолы видели между Пасхой и Пятидесятницей. К тому же, ничего здесь не говорится о том, что Савл Тарсянин несколько лет спустя, направляясь в Дамаск, увидел Христа. Следующие две теории как раз и делают попытку объяснить явления Христа в упомянутые выше моменты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Гл. 6. 7. 2 Цар. Гл. 3–5. Шлоссер , Всемирн, Истор. изд. 2, т. I стр. 53. Вебер , Курс всеобш. Истор. изд. 2. т. I. стр. 133). После храма Иегова, построил дом для себя ( 3Цар. 7, 1 ) и дом для дочери Фараоновой, жены своей (8). Иосиф Флавий, подробно описывал устройство царского дома, говорит, что оный состоял из нескольких огромных и великолепных чертогов, имеющих различные назначения: для народных судов, для заседания самого Соломона, для царицы, для хранения царских сокровищ, для отдыха после окончания дел и пр. (Древн. Uyд. VIII 5. §§1 и 2). Кроме того, украсил столицу многими другими зданиями и дворцами и обнёс её каменною стеною ( 3Цар. 9, 15 ). Основал много новых городов, некоторые из древних обстроил и украсил, с разным назначении их в царской администрации и государственной экономии ( 3Цар. 9, 17–19 . 2Цар. 8, 2–6 ). При новых  порядках и огромных предприятиях Соломона возникла в народе новая жизнь. Обладая сам высоким в народе новая жизнь. Обладая сам высоким и всесторонним образованием, Соломон привлёк к нему внимание и своих подданных. Занимая народ постоянно разнообразными постройками и сооружениями под руководством тирских мастеров и художников ( 2Пар. 2, 14 ), Соломон способствовал развитию в своём народе всякого рода ремёсел, искусств, художеств и изящного вкуса. Земледелие и промышленность, поощряемые и возбуждаемые государственной экономией ( 3Цар. 4, 7. 27 ), приняли широкое развитие, давая из себя богатое продовольствие не только своей, но и чужой соседней страны (5, 11). Развитию последней особенно способствовала торговля, получившая в дни Соломона чрезвычайное оживление, торговыми договорами с цветущими соседними государствами на Евфрате, Ниле и Финикийском берегу, Соломон возбудил в своих подданных дух промышленной предприимчивости и способствовал взаимному обмену своих произведений на произведения других далеко опередивших их в развитии народов ( 3Цар. 5, 14–25 . 2Цар. 8, 17, 18 ). Построив на одном оазисе сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом, город Пальмиру ( 2Цар. 8, 4 .), который был одним из главных пунктов караванной торговли древнего мира, Соломон притянул к своей стране  богатства северных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

(Перев.) 54 Аманом, или Абаном, называется река, протекающая по живописной долине Антиливана и затем направляющаяся к городу Дамаску, чтобы наконец впасть в самое северное из дамасских озер. За быстрое течение и холодную воду река называется теперь Нахр-Барада — «студеный поток». По этой наиболее выдающейся реке Антиливана и самый хребет называется Аманом (Песн 4.8). Более, однако, вероятным представляется нам признать в Амане ту юго-западную ветвь Тавра, которая ныне называется Альмадаг, а в классической литературе известна под именем Amanus. Предположение наше находит свое подтверждение также в том, что Тавр и Аман названы Иосифом Флавием вместе. Танаис — древнегреческое имя Дона, считавшегося границей между Азией и Европой. (Перев.) 55 Gadeir (римск. Gades), ныне Кадикс — древняя финикийская колония, получившая свое имя якобы от семитского geder — «ограда» (т.е. конец земли). На острове вблизи города возвышался во времена Страбона величественный храм Геракла, колонны которого были покрыты финикийскими письменами. Тут же находился и древний оракул. (Перев.) 56 Гомар является родоначальником киммерийцев, народа, жившего, по Гомеру (Одиссея, XI, 14), в бессветной туманной мгле на севере от Понта Эвксинского, западнее Дона. Галаты — кельтские племена, вторгшиеся в Малую Азию в 278—277 гг. до н.э., осели в местности Галатия. (Перев.) 57 Скифы (VII-III вв. до н.э.) — народ североиранской ветви индоевропейской языковой семьи, родственны сарматам, массагетам, сакам; вытеснили из Северного Причерноморья киммерийцев. 58 Мада, мадаи, мидяне. Мидия — наименование племенного союза, а затем и державы, основанной пришлыми индоиранскими племенами к югу от Каспийского моря в IX-VIII вв. до н.э. Мидийцам удалось в конце VII — середине VI в до н.э. создать громадную по территории державу от Капподокии на западе до границ с Индией на востоке. Затем она была захвачена персами и включена в состав Древнеиранской державы. 59 Иберы — этническое название, обозначавшее в античных источниках восточногрузинские племена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

310 Втор 17.6; Втор 19.15—21. 311 Втор 21.1—9. 312 И эта фраза, по всей вероятности, написана в угоду греческим читателям. 313 В древности на Востоке было в обычае пускать волов в поле, на котором был убран урожай, для обмолота срезанных снопов копытами. 314 Этот обряд освобождения деверя от брака практикуется еще и поныне и известен под именем халицы. (Перев.) 315 Исх 22.1—4. 316 Исх 21.2—6; Втор 15.12—18. 317 Втор 22.1—3. 318 Как было уже упомянуто, такого сочинения Иосифа Флавия не сохранилось. 319 Ср. ниже, V, 1, 19; XIV, 6, 2. Эта гора Гевал к северу от г. Сихема (совр. Наблус). Ныне гора называется Джебель Сулемие. (Перев.) 320 См. прим. 47 и 48 к книге третьей. 321 Ср.: Втор 34.1; здесь гора Нево в Моаве, близ Иерихона. 322 В Библии этот город называется Ай, или Айя (Айят), а у Евсевия — Haggai. Дословно — «груды камней», чему соответствует современное Телль-эль-Хадшар — «каменистый холм». (Перев.) 323 Гаваониты занимали город Гаваон, расположенный, по «Иуд. древностям» (VII, 11, 7), на расстоянии 40, а по «Иуд. войне» (II, 19, 1),— ста стадий от Иерусалима. Теперь это маленькая деревущка Эль-Дшиб к северо-западу от Иерусалима. Вблизи ее находился город Кафире (совр. Котире), а у западной границы области, которую впоследствии заняло колено Вениаминово, был расположен Кариафиарим, лесной город, где помещался ковчег завета. (Перев.) 324 В Книге Иисуса Навина (Нав 10.13) сказано: «И остановилось солнце» и т.д. На этот счет в предании сохранилось: Иисус Навин и евреи сражались однажды в пятницу с язычниками; Иисус боялся, что наступление субботы лишит евреев возможности продолжать бой, тем более что он видел, как языческие кудесники каким-то образом воздействовали на планеты во вред евреям. Тогда он простер руку свою по направлению к солнцу, луне и звездам, причем произнес священное имя Господне. Планеты остановились в своем течении и пребывали в неподвижности 36 часов, в продолжение которых Иисусу удалось окончательно победить врагов. 325 Вирофа — город на северной границе Палестины, принадлежавший во времена Давида сирийцам и расположенный недалеко от Дамаска. Во всяком случае он не идентичен с упомянутым здесь, который, судя по упоминанию Кедеса, лежал вблизи Меромского озера и положение которого еще точно не установлено. Несколько ниже (п. 24) Кедес помещается в пределах колена Неффалимова, а местоположение упомянутого в кн. XIII, 5, 7 Кедеса приходится между Тиром и Галилеею. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

109. Арам (A­ ρμ), город, где жили сыновья, Иофора, сына Иовава, тестя Моисея, по средине Израиля. 109. Арад (Arad) город, в котором жили сыновья Иобаба, тестя Моисея, по средине, Израиля. 110. Арама (A­ ραμ), город Аморреев, прилежащий к пустыне, называемой Кадис ( Κδης) и есть и доныне селение на четвертом милиарии от Малаафи ( Μαλααθ), а от Хеврона – в двадцати, колена Иудина. 110. Арад (Arad), город Аморреев, соседний с пустыней Кадес, и доныне указывается селение на четвертом, милиарии от города Малатис (Malathis), на двадцатом – от Хеврона, в колене Иудине. 111. Арарат (A­ ραρτ), Армения. Говорят, что в горах Арарата остановился ковчег и рассказывают, что и доныне, в горах Армении показываются остатки ковчега. Об Арарате упоминает и Иеремия в видении на Вавилон, и Иосиф в первой книге Иудейской археологии, повествуя об этой местности, приводит свидетельства светских писателей их словами; он пишет: я Ной, заметив, что земля свободна от потопа, подождал еще семь дней и выпустил животных из ковчега, и сам вышел со своим потомством, принес Богу жертвы, радуясь с домашними. Это место Армяне зовут исходом, ибо там обитатели показывают и ныне остатки спасшегося ковчега. Об этом потопе и о ковчеге упоминают все, писавшие варварские истории; в числе их Вирос Халдеянин, который, повествуя о потопе, говорит следующее: рассказывают, что некоторая часть этого корабля еще существует в Армении возле горы Кордиэев ( Κορδυαν), и некоторые, отколупывая смолу, приносят ее; приносимым люди пользуются преимущественно для отвращения злого глаза. Упоминает об этом и Иероним Египтянин, написавший Финикийские древности, и Мнасей, и многие другие. И Николай из Дамаска повествует об этом в девяносто седьмой книге, говоря так: «есть теперь, выше Миниады, большая гора в Армении, именем Варис ( Βρις), на которой, как говорит, спаслись многие бежавшие при потопе, и некто, сев в корабль, пристал к вершине, и остатки деревьев ковчега по большей части сохранились; может это был тот, о котором написал Моисей, законодатель Иудейский».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Однако Давид отнесся к этому делу совершенно не так, как они надеялись, и сказал: «Злодеи, вас скоро постигнет наказание! Разве вы не знаете, как я отплатил убийце Саула, принесшему мне золотую его корону, хотя он этим убийством оказал услугу самому Саулу, не пожелавшему попасть в руки врагов? Или, быть может, вы подумали, что я изменился, уже не тот, что прежде, и буду благодарен и признателен злодеям и цареубийцам, которые дерзнули убить в его собственной спальне человека достойного и никому никогда не причинившего зла, но относившегося к вам с особенным расположением и оказывавшего вам всевозможный почет? Поэтому вы подвергнетесь заслуженному наказанию не только ради него, но и за то, что могли рассчитывать, будто я буду доволен умерщвлением Иевосфа. Вы не могли совершить большего осквернения моего доброго имени, как именно таким предположением» После этого Давид велел их пытать всевозможными пытками до смерти, а голову Иевосфа он похоронил со всеми подобающими почестями в могиле Авеннира. 2. После того как эти юноши умерли таким образом, все начальствующие над еврейским народом лица, военачальники и тысяцкие, явились к Давиду в Хеврон и предоставили себя в распоряжение царя, напомнив о своей ему преданности еще при жизни Саула и указав на то, как они почитали его, когда он достиг звания хилиарха 421 . При этом они подчеркнули свою всегдашнюю ему преданность, потому что как Давид, так и сыновья его были рукоположены по повелению Предвечного через пророка Самуила в цари и потому что Господь Бог даровал Давиду после войн с филистимлянами спасти от гибели всю страну еврейскую. Царь с удовольствием принял эти выражения их верноподданнической любви к нему, просил их не изменять своего на этот счет взгляда (им не придется в этом раскаиваться) и, угостив их блестящим пиром, отпустил с тем, чтобы они привели к нему весь народ. И действительно, вскоре из колена Иудова пришло 6800 тяжеловооруженных щитами и копьями (они раньше оставались верными сыну Саула и не примкнули к прочим представителям колена Иудова, которые во всей своей совокупности уже признали Давида царем); из колена Симеонова пришло 7000 человек, из Левина – 4700 с Иодамом во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ввиду этого они, с позволения Давида, решились спросить его о причине такой в нем перемены. Царь же назвал их людьми нерассудительными и объяснил им, что, когда ребенок был еще жив, и у него была еще надежда на возможность спасти его, он делал все, что было в его силах, чтобы склонить Предвечного к милосердию; но раз ребенок умер, уже не стоит напрасно печалиться. Все согласились с такой мудростью и прозорливостью царя. 5. Между тем Иоав сильно досаждал амманитянам своей осадой, отрезав у них воду и подвоз каких бы то ни было съестных припасов, так что жители находились в крайне стесненном положении относительно пищи и питья. Дело в том, что воду доставлял им один только незначительный колодец и им приходилось обходиться с ней крайне экономно, чтобы в противном случае не остаться совершенно без воды. Обо всем этом Иоав донес царю письменно и приглашал его приехать лично для занятия города, чтобы иметь возможность приписать себе победу. Увидев из этого письма, как предан и верен ему Иоав, царь взял то войско, которое оставалось лично у него в распоряжении, и явился с ним под Равафу. Вскоре затем он взял город приступом и предоставил его своим солдатам на разграбление. Сам же он взял себе при этом корону царя амманитского; она была сделана из золота, стоила целый талант и была украшена посередине ценным сардониксом. С тех пор Давид и носил эту корону. Вместе с тем он нашел в городе также множество других драгоценностей. Мужское население Равафы он велел пытать и казнить. Так же он поступил и с прочими амманитскими городами, которыми овладел оружием (Ср. 2Цар 11.1 и 2Цар 12 .). Глава 8 Итак, Амнон, по хитрому совету Ионафана, слег в постель и притворился больным. Когда же отец навестил его и участливо стал спрашивать, что с ним такое, Амнон попросил прислать к нему сестру. Царь тотчас же велел позвать Фамару. Когда она явилась,– Амнон попросил ее собственноручно приготовить ему жареных лепешек, которые ему будет приятнее получать от нее, чем от других. Тогда Фамара занялась на глазах у брата приготовлением теста и печением лепешек и поднесла их ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010