Преподавательская стезя По окончании академии в 1896 г . он был удостоен звания кандидата богословия и посвящен в сан иеромонаха и в том же году назначен преподавателем Священного Писания в Тифлисскую духовную семинарию. В то время одним из ее воспитанников был Иосиф Джугашвили, будущий глава Советского государства, принявший псевдоним Сталин. В 1897 г. отца Димитрия назначили инспектором Кутаисской духовной семинарии, а через год, в этой же должности, он возвратился в Тифлисскую семинарию. Здесь под его началом вновь оказался воспитанник Джугашвили, с которым у него прежде были вполне доверительные отношения. Но юноша к тому времени стал угрюм и скрытен. Несколько раз Иосифа уличали в нарушении семинарской дисциплины, посещении революционных собраний и хранении нелегальной литературы. Отец Димитрий пытался вразумить его, но все напрасно. В мае1899 г. Иосифа Джугашвили отчислили из семинарии «за неявку на экзамены по неизвестной причине». Видя, что бунтарский дух все более захватывает и развращает юношество, о. Димитрий начал устно и в печати выступать с пламенными проповедями, обличающими революционное безумие. В 1900 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии. Под его руководством в 1902 г. было начато строительство нового здания семинарии. На принадлежавшей семинарии усадьбе был посажен большой фруктовый сад, возделываемый руками воспитанников. Архимандрит Димитрий был не только хорошим пастырем, руководителем, воспитателем юношества, он всегда отличался благородством, личным мужеством и даже отвагой. Так, будучи ректором, он посещал расположенный неподалеку лепрозорий, где причащал прокаженных. … Чтобы прощать 23 апреля 1902 г. состоялась хиротония о. Димитрия во епископа Алавердского, викария Грузинского Экзархата. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. Грузинского Патриархата (не позднее 1124). Одна из крупнейших епархий в средневек. Кахети , граничившая на северо-востоке с Кавказским хребтом и р. Стори, на юго-востоке с р. Турдо, на западе и юго-западе с Кахетинским и Циви-Гомборским хребтами. В А. е. кроме центрального р-на Кахети входил Туш-Пшав-Хевсурети. В наст. время епархиальные границы совпадают с Ахметским и Телавским р-нами Грузии. Кафедральный Алавердский собор расположен в Алавердской долине, в 20 км от Телави. Архиерейская резиденция А. е. находится в Телави. АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕ АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ В XX ВЕКЕ История Первый раз еп. Симеон Бедийско-Алавердский упоминается в завещании 1124 г. св. царя Давида IV Строителя ; он же, но уже как архиепископ, упоминается в сочинении анонимного историка XII в. «Царствование царя царей Давида Строителя» (см. Арсений Икалтойский ). Епископ Алавердский был фактически главой Церкви всего Кахетинского царства, являясь активным участником политической и культурной жизни. Алавердскую кафедру возглавляли, как правило, представители влиятельных кахетинских княжеских родов (Авалишвили, Макашвили, Чолокашвили, Андроникашвили). Алавердский епископ обладал высоким статусом среди др. груз. архиереев - в «Памятниках грузинского права» зафиксировано, что в XIII в. Алавердский архиепископ занимал среди груз. архиереев 6-е место после Католикоса Грузии, Чкондидского епископа, митрополита Армении, архиепископа Картли и Ацкурского епископа (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47). Традиция титулования Алавердского епископа словом «Амба» (от греч. авва - отец) происходит от преемственного настоятельства епископом Алавердского мон-ря (Алаверди), где первым настоятелем был ученик прп. Иоанна Зедазнийского свт. Иосиф Алавердский , титуловавшийся как Амба Алавердский. В период с 30-х гг. XIII до XV в. об А. е. не сохранилось никаких сведений, что объясняется частыми вторжениями со стороны монголов (1235 - 30-е гг. XIV в.) и войск Тимура (кон. XIV - нач. XV в.), принесшими сильные разрушения и полное прекращение церковной жизни. |
Абхазская Кафедра в Пицунде Герман (Гоголашвили) епископ, рукоположен с 8.09.1851 по 2.09.1856 еп. Имеретинский Геронтий (Папиташвили) епископ, рукоположен с 6.10.1857 по 16.11.1859 еп. Мингрельский Александр (Окропиридзе) епископ, рукоположен с 4.03.1862 по 30.05.1869 еп. Горийский, викарий Карталинской (Грузинской) епархии; 9.11.1907 Гавриил (Кикодзе) епископ Имеретинский с 30.05.1869 до 1886 временно управлял 26.04.1896 С 12 июня 1885 года восстановлена как Сухумская епархия. См. Сухумская епархия. Алавердская Алавердская и Кахетинская С 30 июня 1811 года Кафедра в Алаверди Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, бывший архиеп. Бодбийский с 14.07.1811 по 30.08.1814 митр. Бодбийско-Сигнахский (Кизикский); 24.09.1837 Алавердская и Телавская (Телавская и Грузино-Кавказская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Телави Досифей (Пицхелаури) архиепископ, бывший еп. Горийский, викарий Грузинской епархии с 30.08.1814 по 14.05.1817 уволен; 19.11.1830 28 декабря 1818 года соединена с Сигнахской (Бодбийской) епархией и в 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии. Возобновлена в 1886 году в качестве викарной кафедры при Карталинской епархии. до 23.01.1801 член Святейшего Синода, с 8.07.1811 экзарх Грузии Иоаким епископ, рукоположен с 13.10.1803 Бодбийско-Сигнахская Бодбийская и Кизикская 83 Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, рукоположен с 1792 по 14.07.1811 архиеп. Алавердский и Кахетинский Сигнахская и Кизикская С 30 августа 1814 года Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) митрополит, бывший архиеп. Алавердский и Кахетинский с 30.08.1814 по 18.12.1828 24.09.1837 В 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии, а в 1886 году – к Алавердской викарной епархии при Карталинской епископии. Владикавказская и Моздокская С 23 апреля 1885 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, бывший еп. Владикавказский, викарий Грузинской епархии с 29.06.1885 по 22.07.1888 (1889) на покое, 24.07.1890 Петр (Лосев) епископ, бывший еп. Сумской, викарий Харьковской епархии |
Иоанн Богослов, ап. из XII, 26 сент., 8 мая и 30 июня. Иоанн Марк, ап. из LXX, янв. 4 и сент. 27. Иоанн Кукузель XIV в., 1 сент. Иоанн Хозевит ок. 532 г., 3 окт. Иоанн, еп. Суздальский, 1373 г., 15 октября. Иоанн (с Клеопатрой) 320 года, 19 октября. Иоанн Затворник Пск. 1616 г., 24 окт. Иоанп Колов пр. около 430 г., 9 ноября. Иоанн Милостивый 619 года, 12 ноября. Иоанн (из Струмнпцких мучеников), 28 ноября. Иоанн Молчальник 558 г., 3 дек. Иоанн Дамаскин около 777 г., 4 дек. Иоанн, деспот Сербский, 1503 г., 10 дек. Иоанн, подв. Печерский, XII века, 29 декабря. Иоасаф Псковский 1299 г., 4 мар. Иоасаф, митр. Москов., 1555 г., 27 июля. Иоасаф, пр. Вологодский, 1453 г., 10 сент. Иоасаф, царевич Индийский, 19 ноября. Иов-Иисус 6 марта. Иов Многострадальный, 6 мая. Иов Почаевский 1651 г., 28 окт. Иокуд муч. III в. 29 мая. Иоиль пророк, 19 окт. Иона Пермский 1470 г., 29 янв. Иона муч. 327., 28 мар. Иона Псковский (с Марком) 1480, 29 мар. Иона, митр. всеросс., 1461 г., 31 мар. и 5 окт. Иона, пр. Климецкий, 1534 г., 6 июня. Иона Соловецкий 1561 г., 12 июня. Иона, пророк, 22 сент. Иона, арх. Новгородский, 1470 г., 5 нояб. Иосиф (Иосий, Иуст), ап. из LXX, 4 янв. Иосиф Прекрасный, 31 мар. Иосиф Песнописец 883 г., 4 апр. Иосиф Печерский, XIV в. 4 апреля и 28 августа. Иосиф Заоникиевский 1602 г., 23 июня. Иосиф, пр. Волоцкий, 1515 г., 9 сент. Иосиф Алавердский 570 г., 5 сент. Иосиф муч. (с Акепсимом), 3 ноября. Иосиф муч. IV в., 20 ноября. Иувеналий (Ювеналий) патр. 458 г., 2 июля. Иувентин муч., 5 сентября. Иуда-Леввей, он же и Фаддей, ап., 19 и 30 июня. Иудифь прав., 7 сентября. Иулитта Тавенская 14 июня. Иулитта муч. 304 г., 15 июля. Иулитта муч. 303 г., 31 июля. Иулиания Лазаревская 1604, 2 янв. Иулиания Птолемаидская 273 г., 4 марта. Иулиания Ольшанская, не позже 1540 г., 6 июля. Иулиания муч. (с Варварой), 4 дек. Иулиания Вяземская 1406 г., 21 декабря. Иулиания, муч. в Никомидии, 21 декабря. Иулиан муч. 304, 8 янв. |
Святой Авив в праздник Ормузда вышел на бой с демоном, как Георгий Победоносец – с драконом, и победил персидское божество кувшином воды. Святой Неофит, арабский полководец, увидев над Шио-Мгвимским монастырем Ангелов и самого преподобного Шио в небесной славе, пораженный дивным видением, сменил свой меч на крест, воинские доспехи на монашескую мантию и стал воином Христа. Он прошел все монашеские послушания и за свою подвижническую жизнь был избран игуменом обители, а затем стал полководцем духовного войска, получив епископский сан. Ночью огнепоклонники похитили Неофита, увезли его за город и предали побиению камнями, как первомученика и архидиакона Стефана. Христиане привезли тело святителя-страстотерпца в Шио-Мгвимский монастырь, где он начинал свой монашеский путь. Он вернулся, словно победитель после боя в свой родной город, даровав обители, как трофей, свое мученическое тело, обагренное кровью 20 . Иосиф Алавердский проповедовал Евангелие в верхней Картли и Кахетии. Неприступные скалы и утесы Кавказа были его епархией. Он посещал села, которые казались гнездами, прилепившимися к уступам скал; поднимался по тропинкам, где не могли разойтись два путника; переходил через пропасти и стремительные потоки по мостам, сплетенным из ветвей. Часто ночь заставала его в снегу, а заря – в пути. Он казался горным орлом, который парит высоко над вершинами Кавказа. Он основал Алавердский монастырь и там окончил свою жизнь в затворе. Иосиф прошел все ступени духовного совершенства: от послушника до затворника. Игумен принадлежит своему монастырю, епископ – своей епархии, а затворник – всему христианскому миру. Церковь прославляет учеников Иоанна Зедазенского: преподобного Стефана, одаренного духовной мудростью; Зенона, распявшего себя на кресте послушания; Пирра, проводившего жизнь в плаче и покаянии, подобно великому Ефрему; Михаила, достигшего простоты и чистоты ребенка по слову Спасителя: «будьте как дети» ( ); Фаддея – ревнителя веры и обличителя ересей; Исидора – благоуханный цветник всех добродетелей, ограда которого – безмолвие, а водоем – непрестанная молитва. |
Так с древности прозывали группу подвижников, собранных вокруг своего учителя Иоанна, который получил имя Зедазнийского по названию горы вблизи от тогдашней столицы Иверии Мцхета, где они сразу обосновались и начали строить Иоанно-Зедазнийский монастырь. То были преподобные авва Иосиф Алавердский (память 15/28 сентября), Шио Мгвимский (память в четверг Сыропустной седмицы и 9/22 мая), Давид Гареджийский (память в первый четверг по Вознесении), чудотворец Антоний Марткопский (память 19 января/1 февраля), принесший с собой Нерукотворную икону Спасителя из Эдессы, Исе Цилканский (память 2/15 декабря), Авив Некресский (память 29 ноября/12 декабря), Исидор Самтавийский, Фаддей Стефанцмидский, Стефан Хирсский, Зенон Икалтойский, Пирр Бретский, Михаил Улумбийский. Необычайность событий была в том, что эти тринадцать святых отцов – монахи и проповедники из Антиохии – за малое время основали и построили множество монастырей и церквей, быстро собрали вокруг себя учеников и последователей аскетической жизни и на многие столетия вперед определили пути развития грузинской православной святости, аскетизма и подвижничества. Первые монастыри, основанные по благословению тогдашнего католикоса Евлавия вслед за Иоанно-Зедазнийским, – Шио-Мгвимский, Давид-Гареджийский, разросшийся в обширную Лавру, Марткопский, Алавердский, Самтависский (в честь Нерукотворной иконы Спасителя), Хирсский во имя первомученика Стефана, Икалтойский (где четыре века спустя была основана Академия), Бретский, Улумбийский – стали школой грузинского монашества. С этими обителями связаны имена святых преподобных отцов – Додо Гареджийского, ученика Давида Гареджийского, Евагрия и Илии-дьякона, сподвижников Шио Мгвимского, преподобного Онуфрия Гареджийского, чудотворца (XVIII в.), Симеона чудотворца, настоятеля Лавры (1773) и многих других. Позднее к этим центрам добавились Тао-Кларджети (ныне на территории Турции), где выдающийся церковный деятель архимандрит Григол Хандзтели вместе со своими учениками и последователями построил огромный комплекс из 14 больших монастырей, а также Зарзма, Греми, Гелати. |
архиеп. Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани) епископ, бывший (с 30.06.1811) еп. Цылканский с 30.08.1814 5.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе) архиепископ, бывший архиеп. Руставский с 28.12.1818 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе) епископ, рукоположен с 5.04.1842 3.12.1851 Иоанн (Авалиани) епископ, рукоположен с 13.04.1852 6.04.1858 Гавриил (Кикодзе) епископ, рукоположен с 6.12.1858 по 2.06.1860 еп. Имеретинский; 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; 1.07.1871 Александр (Окропиридзе) епископ, бывший еп. Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 еп. Гурийско-Мингрельский; 9.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 1.03.1886 по 6.06.1898 еп. Имеретинский; 4.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 еп. Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 87 Возобновлена 12 июня 1885 года Кафедра в Сухуми Геннадий (Павлинский) епископ, рукоположен с 28.12.1886 31.03.1889 Александр (Хованский) епископ, рукоположен с 29.05.1889 12.02.1891 Агафодор (Преображенский) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 еп. Ставропольский и Екатеринодарский; после 1919 80 При формировании Грузинского экзархата в 1811 году имелось 11 епархий и 4 викариатства (епархии Мцхетско-Иверского патриархата), число которых со временем уменьшилось. В 1814 году в состав Грузинского экзархата вошли и епархии Имеретинско-Абхазского католикосата. 81 Католикос Абхазии (или Западной Грузии) именовался наместником святого Андрея Первозванного или «сидящим на троне святого Андрея». Упразднен в 1795 году, после чего вся Грузия перешла в ведение католикоса Карталинского, имевшего пребывание в Мцхете. В 1814 году Церковь Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ. |
с 18.10.1892 по 21.02.1898 митрополит Московский и Коломенский; 24.01.1918 (убит) Викарии Мцхетско-Карталинской (Грузинской) епархии Горийские епископы С 30 июня 1811 года. Кафедра в Тифлисе Имена Сведения Досифей (Пицхелаури), епископ рукоположен с 30.01.1812 по 30.08.1814 архиепископ Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани), епископ бывший (с 30.06.1811) епископ Цылканский с 30.08.1814 05.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе), архиепископ бывший архиепископ Руставский с 28.12.1818 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе), епископ рукоположен с 05.04.1842 03.12.1851 Иоанн (Авалиани), епископ рукоположен с 13.04.1852 06.04.1858 рукоположен с 06.12.1858 по 02.06.1860 епископ Имеретинский; 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили), епископ бывший епископ Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; 01.07.1871 Александр (Окропиридзе), епископ бывший епископ Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 епископ Гурийско-Мингрельский; 09.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Имена Сведения Виссарион (Дадиани), епископ бывший епископ Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 01.03.1886 по 06.06.1898 епископ Имеретинский; 04.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года. Кафедра во Владикавказе Имена Сведения Иосиф (Чепиговский), епископ рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 епископ Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 45 Возобновлена 12 июня 1885 года. Кафедра в Сухуми Имена Сведения Геннадий (Павлинский), епископ рукоположен с 28.12.1886 31.03.1889 Александр (Хованский), епископ рукоположен с 29.05.1889 12.02.1891 Агафодор (Преображенский), епископ бывший епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 епископ Ставропольский и Екатеринодарский; после 1919 Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Имена Сведения равноапостольный, начальник Духовной миссии, рукоположен |
Иоанн менюжский, 24 июня. Иоанн московский юродивый, 3 июля. Иоанн псковский, 24 окт. Иоанн ростовский, 3 сент. Иоанн суздальский епископ, 15 окт. Иоанн яренский, 3 июля. Иов почаевский, 28 окт. Иоасаф , митр. моск., 27 июля. Иоасаф псковский прап., 4 мая. Иона климецкий, 6 июня. Иона пермский епископ, 29 янв. Иона псковский, 29 мар. Иона соловецкий, 12 июня. Иосиф алавердский, 15 сент. Иосиф заоникиевский, 23 июня. Иосиф печерский, 28 авг. Иосиф грузин муч., 16 сент. Иулианиа , княгиня вяземская, 21 дек. Иулиания лазаревская, 2 янв. Калужской иконы Божией Матери, 8 сент. и 12 окт. Кассиан преподобный авнежский, 15 июня. Кассиан печерский, 28 авг. Кассиан угдицкий, 2 окт. Кассиан спасокаменский, 1463. Кетевань , царица кахетинская, 13 сент. Киккской иконы Божией Матери, 26 дек. Киприан увотский юродивый, 2 окт. Киприан устюжский, 29 сент. Киприан стороженский на Ладожском озер. Кипрской иконы Божией Матери, 20 апр. и 9 июля. Кипяжской иконы Божией Матери, 20 апр. Кирилл Алйанов, 17 июня. Кирилл важский, 9 июня. Кирилл челнский, 8 дек. Кириак преподобный, 28 апр. Климент , еп. Белицы, 27 июля. Климент Алфанов и братья его, 17 июня. Колайцев 9 бр. мучч. грузин, 22 февр. Коломенской иконы Божией Матери, 9 июня. Константин косинский, 29 июля. Константин князь грузинский, 10 нояб. Константин князь аргветский, 2 окт. Коприй печенгский, 4 февр. Корнилий палеостровский, 21 авг. Корнилий переяславский, 22 июля. Корнилий псковский, 20 февр. Корнилий , ученик Александра свирского . Корсунской иконы Божией Матери, 9 окт. Косма пр. яхронский, 18 февр. Косма ученик Варлаама хутынского. Ксенофонт преподобный робейский, 28 июня. Купятицкой иконы Божией Матери, 15 нояб. Лаврентий калужский юродивый, 10 авг. Лаврентий затворник, 28 авг. Лазарь авва мурманский, 8 мар. Лазарь князь сербский, 15 июня. Левкий , преподобный волоколамский, 7 апр. Леонид преподобный устьнедумский, 17 июля. Леонид , ученик Александра свирского . Леонтий печерский, 28 авг. Лидской иконы Божией Матери, 27 июня. |
Сподвижник св. Авива, преподобный Иосиф Алавердели избрал местом своих апостольских трудов верхнюю часть Кахетии. Здесь он поселился недалеко от верховья реки Алазани, в непроходимой, безлюдной и бесплодной местности, называемой Алавердской, где путём строгого самовоспитания, соединённого с аскетическими подвигами, подготовлял себя к просветительной деятельности среди язычников и некоторое время жил в совершенной неизвестности. Но вот однажды совершенно случайно встретил преподобного в пустыне один царедворец-зверолов. Расспросив подвижника о его жизни, он был поражён теми великими подвигами, которым добровольно предавал себя отшельник. Эта встреча заставила царедворца подумать о своей прошлой жизни и решиться оставить всё мирское. Снова явившись к нему, царедворец испросил у него позволение поселиться около него и, принявши пострижение, жить под его руководством. Скоро по всей Кахетии разнеслась молва о пострижении царедворца, а также и о святой жизни Иосифа. Отовсюду стали приходить к нему ревнители подвижничества, и скоро из бедной палатки одинокого отшельника образовалась обширная обитель. Старанием и усердием постриженного царедворца был построен храм во имя св. великомученика Георгия. Блаженный Иосиф сделался настоятелем многочисленной братии; с отеческой любовью он заботился о своём монастыре, который впоследствии сделался рассадником духовного просвещения в верхней Кахетии. Наступило, наконец, время и апостольских подвигов Иосифа Алавердели. Христианство , насаждённое в Кахетии св. Ниной, не успело ещё окрепнуть в умах и сердцах жителей страны; почти всюду держались языческих суеверий, с которыми смешивались чистые истины христианства. Обстоятельство это побуждало св. Иосифа часто оставлять своё уединение и обходить с Евангелием и крестом в руках города и селения Кахетии. Народ охотно слушал его наставления и оставлял свои языческие заблуждения и обычаи. Для более прочного успеха своей проповеди, а также для ограждения чистоты православия от других верований, св. Иосиф написал краткий катехизис, до нас, впрочем, не дошедший, и роздал его священнослужителям, обязывая их по этому руководству учить вверенную им паству. Предчувствуя свою близкую кончину, преподобный затворился в своей келье, предался совершенному безмолвию и постоянной молитве и там окончил мирно свою жизнь (во 2-й половине VI века). Братия похоронила тело его в Алавердском храме великомученика Георгия, где оно и почивает под спудом. Память его 15 сентября 49 . |
|