Активность львовских православных мирян продолжала возрастать. В 1542 г. при львовском Благовещенском храме было учреждено еще одно православное братство, и 18 февраля 1544 г. епископ Львовский и Каменец-Подольский Макарий утвердил решение о его образовании и дал братству грамоту. В 1585 г. во Львов прибыл Патриарх Антиохийский Иоаким , который осуществлял сбор средств на поддержание храмов и православного духовенства в Сирии. Некоторое время он жил во Львове при храме Успения Пресвятой Богородицы. Пользуясь этим обстоятельством, прихожане Успенского храма просили Патриарха Иоакима благословить Устав деятельности братства. Предстоятель Антиохийской Церкви благословил их намерение и 1 января 1586 г. утвердил Устав братства. В Уставе Львовского братства, утвержденном Патриархом Иоакимом, предписывалось, «чтобы всякое где-либо основанное братство сообразовалось с постановлениями братства Львовского». Виленское братство В помощь Львовскому братству для защиты Православия в те годы выступило другое церковное братство — Виленское, действовавшее на севере Киевской митрополии. Оно было основано около 1458 г., а в 1509 г., вскоре после того как православный митрополит Иосиф II Солтан (1507—1521) получил формальное поставление на Киевскую кафедру, к нему обратились по неотложным делам православные жители Вильно, называвшие себя «нашего православного христианства, греческого закона братством дома Пречистой Богоматери». Впоследствии оно, как и Львовское братство, направило свою деятельность на защиту Православия от униатского влияния. В 1584 г. митрополит Онисифор (1579—1589) утвердил Устав Виленского братства, а в 1588 г. Патриарх Константинопольский Иеремия II предоставил Виленскому, а также Львовскому братствам право ставропигии, т. е. независимости от власти местного епископа. Для того времени это было своевременным шагом, так как впоследствии эти братства успешно отстаивали чистоту Православия даже в тех случаях, когда некоторые православные епископы в силу различных обстоятельств склонялись к принятию унии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

2.Золотой потир из Благовещенского собора как памятник искусства и эпиграфики//Московский кремль XV столетия. Т. 1. М., 2011. С. 428–439 ( в соавторстве с И. А. Стерлиговой). 3. «Кроник Псковский» в контексте русской «легендарной» историографии XVII в.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. 3(45). С. 113–114 ( в соавторстве с А. В. Чернецовым). 4. Из истории русско-южнославянских книжных связей XII–XIII вв.: новое и забытое//Russica Romana. Vol. 17 (2010). Pisa; Roma, 2011. С. 9–32. 5. Неизвестные страницы истории московского книгописания середины XIV в.//Русь, Россия. Средневековье и Новое время/Вторые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (Материалы к международной конференции). М., 2011. С. 33–34. 6. Об одном безымянном сербском книгописце-каллиграфе раннего XIV в. (пергаменное Евангелие Хиландарь, 12 и рукописи его круга)//Археографски прилози. 2011. 33. С. 321. 7. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина: История и культура славян IX–XVII веков. М., 2011. 8. Откритието като научна съдба//За буквите/Кирило-Методиевският вестник. 2011. 35. С. 4. 9. Иосиф II (Солтан), митр. Киевский (раздел «Церковно-учительная деятельность»)//Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 17– 18. 10. Ипатьевский монастырь (раздел «Библиотека»)//Там же. С. 441. 11. Ириней Лионский (раздел «Почитание на христианском Востоке, у южных славян и на Руси»)//Там же. С. 441 ( в соавторстве с А. А. Королевым). 12. Исаак Собака//Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 9– 11. 13. Исайя Серрский//Там же. С. 141– 144 ( в соавторстве с Л. К. Гаврюшиной). 14. Истрин В. М.//Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2011. С. 23– 26 ( в соавторстве с И. Н. Поповым). 15. Йованович Т.//Там же. С. 698– 699 ( в соавторстве с И. О. Олейниковой). 16. Йовчева М.//Там же. С. 700– 702. 17. Болгарские книжники раннего XIV в. между Тырновом, Святой горой и Святой землей (по следам забытых и новейших атрибуций)//Средновековни тексти, автори и книги: Сборник в чест на Хайнц Миклас. София, 2012 (Кирило-Методиевски студии. Кн. 21). С. 236– 244.

http://sedmitza.ru/lib/text/10066057/

Мисаил (из рода князей Пеструцких), Иосиф II Солтан (бывший прежде земским подскарбием) и др. (см. Опис. киев. соб. VII). 249 Акт. З. Р. III, 129. – Сигизмунд-Август на гродненском сейме законом установил: «Кому бы хлеб духовный был дан, а тот бы за три месяца стану духовнаго приняти не хотел – таковый от той должности отпадает» (Акт. З. Р. III, 110). 250 Акт. З. Р. III, 29; Пам. киев. ком. I, отд. 2, стр. 19; там же – наказная грамота Батория к Острожскому о защищении Оранского в том случае, если бы митрополит принуждал его ко вступлению в духовный сан (стр. 37). 253 См. грам. в Акт. З. Р. I, 140, 212; II, 170; III, 79. – С полною точностию все это подтверждает жалованная грамота Сигизмунда-Августа писарю Евтиху Высоцкому о предоставлении ему в награду за службу в пожизненное держанье межигорского монастыря (Акт. З. Р. III, 53). 254 Лишались же епископы права участвовать в делах церкви или обители там, где подаватели или патроны утверждаемы были положительным прямым повелением королей. Такие монастыри и церкви были как бы ставропигии королевские. 255 См. Челобитн. (1585 г.) галицко-волынских руссов митр. Онисифору (Акт. З. Р. III, 146), грам. митр. Макарию о созвании на собор православного русско-литовского духовенства (Акт. З. Р. III, 3), запись об отдаче в залог монастыря Честнаго Креста князя Михаила Чарторижского пану Лазарю Иваницкому 1580 г. (Пам. киев. ком. I, отд. 2, стр. 19:48). 259 Акт. З. Р. I, 84 – отказная запись Кирдеевичей луцкому монастырю на села; 96 – отказная грамота тому же монастырю на десятину; 124 – о пожертвованиях к Путятича правосл. монастырям и церквам; II, 32 – жалованная грамота луцкому еписк. Кириллу на владение деревнями, по завещанию Якушевича и жены его; 89 – отступная запись Сангушки и супруги его Дерманскому монастырю на Белашевскую отчину; и др. 260 Акт. З. Р. II, 109, стр. 135; также 65 – жалованная грамота митр. Иосифу и православным епископам литовским и русским о неприкосновенности святительских прав и суда, также церковного имущества и доходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29. КИПРИАН, родом Сербянин, посвящен в Константинополе, но когда, различно о нем полагают; по сказанию же самого Киприана в 1375 году; скончался в 1370 (1407) году в Москве. 30. ФОТИЙ Грек, родом из Мореи, прибыл в Киев на Митрополию в 1408 или 1409, или по сказанию Никоновой Летописи, в 1410 году; скончался в Москве в 1431 году. 31. ГРИГОРИЙ Самблак, родом Болгарин, посвящен в 1416 году ноября при жизни еще Митрополита Фотия, пока он был и Киевским, скончался в 1419 году. 32. ИСИДОР Грек, а по сказанию других Болгарин или Далмат, вступил на Киевскую Митрополию 1437 года, но скоро потом отступись от православия восточной церкви, принял соборно во Флоренции Унию, за что по прибытии своем в Москву Соборно низложен. – 33. ИОНА, который прежде Исидора избран был Великим Князем Василием Васильевичем в сан Всероссийского Митрополита, паки на место низложенного Исидора избран Собором в 1443 году; управлял без посвящения Всероссийской Митрополией 5 лет; потом 1449 года декабря 15 посвящен Русскими Епископами; скончался 1461 года марта 31 дня. В Киеве, после Григория Цамблака, были Григорий Уният и Герасим православный. 34. МИСАИЛ избран около 1474 г., а где и кем посвящен неизвестно; управлял Киевской Митрополией, по сказанию Коссова, 4 года, кончина же его не известна. Спиридон. 35. СИМЕОН посвящен около 1474 г., правление его полагается около 5 лет, а по другим известиям, он скончался 1488 года. 36. ИОНА II Глезна посвящен на Киевскую Митрополию, как полагает Киевский Каталог, в 1482 году; но по другим известиям о кончине Симеона, посвящение его должно быть позже; в каком же году он скончался, неизвестно. 37. МАКАРИЙ избран и посвящен в Киевские Митрополиты 1495 года; он убит Татарами 1497 г. мая 1 дня на пути к Киеву в деревне Стриголово при реке Припяти, по Киевскому же Летописцу при реке Вчиче, за пять миль от Мозыря. Мощи его доныне открыто почивают в Киево-Софийском Соборе. – 38. ИОСИФ II Солтан избран и посвящен на Киевскую Митрополию, по сказанию Палинодии, около 1497 г., а по Киевскому Летописцу 1498 г. Мая 30. Но доказанное время посвящения его сомнительно; ибо в Грамоте, пожалованной ему 1498 г. марта 20 дня от Литовского Великого Князя Александра на Митрополичьи права, он назван только еще Нареченным Митрополитом Киевским и Галицким; скончался он в Вильне 1517 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сущность жалобы состояла в том, что когда Лев Жижчик, приближаясь к смерти, составил в присутствии добрых людей свою «духовницу» (духовное завещание) и в ней отказал третью часть своих земель, отчинных и купленных, и всего имущества своей жене, то Иосиф Жижчик, внезапно явившись, вырвал ту духовницу из рук написавшего ее священника духовского и разорвал, переписать ее не допустил и по смерти брата завещанную им жене третью часть всего имения взял себе. Важность, впрочем, здесь не в самой жалобе и не в приговоре суда, обязавшего священника Иосифа Жижчика отдать игуменье все завещанное ей мужем, но в том, что архиепископ в своей судной грамоте подробно перечислил членов суда, с которыми он разбирал настоящее дело. «При нас,— говорит святитель,— находились тогда наши духовные: архимандрит петровский Иона, игумен пятницкий Кондратий, игумен вознесенский Ферапонт, и крылошане соборной церкви святой Софии, и священники — сретенский Иларион, косьмо-демьянский Григорий, рождественский Симеон, троицкий Петр, благовещенский Симеон, дмитриевский Андрей, и бояре господарские земли Полоцкой: князь Михаил Соколинский, пан Иван Володкович, пан Иван Стрижевский и пан Матвей Николаевич, господарский дворянин». Отсюда видно, что в состав духовного епархиального суда входили: а) настоятели некоторых монастырей епархии — священноиноки и б) крилошане соборной церкви, священники городских церквей, составлявшие при кафедральном соборе архиерейский крылос. Таким образом, уясняется для нас тот самый состав епархиального правления и суда, на который указали сами литовские иерархи на Виленском Соборе 1509 г., когда выразились: «Аще не престанет (священник, удаленный от своего места за бесчиние), тогды нам соборне с нашим крылосом, с священноиноки и с попы, таковому безчиннику не велети священствовати» (правило 7). Можно думать, что крилошане были по-стоянными членами епарального правления и суда при каждом архиерее, В истории церквей и монастырей этого времени находим немало нового. В Вильне на церковь святого Иоанна Предтечи завещал (в 1554 г.) свой дом королевский подскарбий Иван Андреевич Солтан.

http://sedmitza.ru/lib/text/436044/

Коложский монастырь. – Уже в 1185 г. в Гродно было много каменных церквей, сделавшихся в этом году добычей пожара, начавшегося от молнии. К XII-мy же веку относится построение в Гродне, на берегу Немана, каменной Борисоглебской церкви на Коложи, вследствие чего церковь получила название Коложской. При Коложской церкви основан был монастырь. По смерти благотворителей его, Богушей-Боговитиновичей, 222 патронатством монастыря овладели Волковичи и только расхищали монастырское добро. По смерти Гринко Волковича, королева Бона отдала монастырь его супруге, которая положительно его грабила, истребляла леса и рощи, и употребляла другие насилия. При самом начале унии, гродненский монастырь обращен в униатский с титулом архимандрии. 223 При обращенной тогда же в униатскую гродненской соборной Пречистенской церкви основан был женский монастырь. 224 Супрасльский монастырь. – На реке Супрасли, недалеко от истоков ее, в местечке Гродке, в 1498 г. основан владельцем этого села, Александром Ивановичем Ходкевичем, новогрудским воеводой и великим маршалом, Супрасльский Благовещенский монастырь. Первыми иноками этого монастыря были монахи, вызванные, по преданно, с Афонской горы. Но как выбранное для монастыря место не было довольно уединенно, то в 1500 году перенесли его на другое, совершенно уединенное место, среди лесов, в 20-ти верстах от Белостока. 225 В 1510 году митрополит Иосиф Солтан и А. Ходкевич дали монастырю устав. В 1589 г., пред началом унии, был в Супрасльском монастыре константинопольский патриарх Иеремия и низложил архимандрита Тимофея Злобу за буйство и другие преступления. Но в начале XVII в. супрасльский монастырь уже обращен в униатский. 226 Та же фамилия Ходкевичей в начале XV века основала монастырь в местечке Заблудове в 14-ти верстах от Белостока. В 1568 г. сын основателя супрасльского монастыря, гетман Григорий Ходкевич, устроил здесь типографию, в которой московскими типографщиками, Федоровым и Мстиславцем, печатались церковно-славянские книги, впрочем, не долго. Около 1576 года Заблудовская типография закрыта или перенесена в Супрасль. Впоследствии заблудовский монастырь подчинен был слуцкому Троицкому и оставался православным во все время унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

XV в. К., 1913; Soloviev A. V. Le nom byzantin de la Russie. ’S-Gravenhage, 1957. (Musagetes; 3); Müller L. Zum Problem des hierarchischen Status und der jurisdiktionellen Abhängigkeit der russischen Kirche vor 1039. Köln; Braunsfeld, 1959. (Osteuropa und der deutsche Osten; R. 3. Bd 6); Poppe A. Pastwo i koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. (Rozprawy Uniwersytetu Warszawskiego; 26); idem. The Rise of Christian Russia. L., 1982; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X–XIII вв. М., 1989; Плигузов А. И. О титуле «митрополит Киевский и всея Руси»//РФА. 1992. Вып. 5. С. 1034–1042; Макарий. История РЦ. Кн. 2, 3; Присёлков М. Д. Очерки по церковно-полит. истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 2003п; Mironowicz A. Koció Prawosawny w Pastwie Piastów i Jagieonów. Biaystok, 2003; Цукерман К. Дуумвираты Ярославичей: К вопросу о митрополиях Чернигова и Збipka праць на пошану дiйchoro члена НАНУ П. П. Толочка з нагоди його 70-piччя. К., 2008. С. 40–50; Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне: (Ист.-филол. исследования). М., 2009. (ДГВЕ, 2007). А. В. Назаренко, Б. Н. Флоря К. е. в 1458-1596 гг. Киевская митрополичья епархия была крупнейшим диоцезом Западнорусской митрополии, образовавшейся после поставления в 1458 г. в Риме на Киевскую кафедру униата Григория, который вскоре перешел в юрисдикцию правосл. К-польского патриарха. К. е. имела особый статус архиепископства, по-видимому близкий к статусу католической архиепархии (кафедры, во главе которой стоит архиерей, непосредственно подчиненный главе Церкви), вследствие чего глава Киевской митрополии мог титуловаться как «архиепископ-митрополит». В 1569 г. митр. Иона III (Протасович) жаловался вел. князю Литовскому на «панов виленских», хранивших у себя документы на имущество К. е.- «того архиепископства». В нач. 80-х гг. XVI в. в письме галицких мирян к митр. Онисифору (Девочке) упоминается «архиепископия Киевская». Митр. Иосиф II (Солтан) в грамоте Собору 1509 г. подписался как «архиепископ-митрополит», так же титуловал себя митр.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В связи с нахождением западнорус. Киевских митрополитов в Литве ведущую роль в данный период играла литовско-белорус. часть К. е. Во 2-й пол. XVI в. в нее входила территория Виленского, Трокского, Новогрудского и Минского воеводств, Жямайтия. Не исключено, что в границах поветов (в составе воеводств) функционировали наместничества, или протопопии, но данные о них для этого периода отсутствуют. Количество приходов в митрополичьей епархии в Литве и на белорус. землях было различным. Большинство храмов размещалось в Новогрудском и Минском воеводствах, где с сер. XVI в. создавались многочисленные протестант. общины; на территории Виленского и Трокского воеводств доминировали католич. приходы. После того как наиболее крупные города Великого княжества Литовского в XV в. получили самоуправление на Магдебургском праве, укреплялось стремление правосл. горожан к установлению патроната над городскими храмами. Уже в грамоте Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика 1499 г. упоминаются «войтове, бурмистрове и радцы», которые вмешиваются в церковные дела. 20 марта 1499 г. вел. кн. Александр по просьбе Киевского митр. Иосифа (Болгариновича) подтвердил «Свиток Ярославль» - особую редакцию церковного Устава кн. Ярослава, в к-рой защищались полномочия митрополичьего суда против посягательств мирян. Устав налагал высокие денежные штрафы на ктиторов церквей - «властителей», «князей» и «бояр»,- к-рые попытались бы своей властью разводить супругов, оказывать поддержку епископу, низложенному митрополитом, или «заступовати» священника перед епархиальным архиереем; помимо штрафа виновному угрожало «погубление ктиторства». В традиционное право светского патрона «подавать» священника для храма в своих владениях была внесена поправка, что патрон не имеет права удалить такого священника из церкви «без осмотрения и воли митрополичье». В 1511 г. кор. Сигизмунд I подтвердил данную редакцию Устава кн. Ярослава. В 1511 г. Киевский митр. Иосиф (Солтан) заключил соглашение с виленскими мещанами. Соглашение предусматривало, что городские власти могут предлагать кандидатов на опустевшие приходы, но, если они своевременно такого кандидата не пришлют, они должны будут принять иерея, поставленного митрополитом.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

4) О монастырской икономии: всякие монастырские дела и справы игумену исправлять вместе с икономом и другими братиями, на то поставленными; все монастырские доходы из имений, за панихиды, сорокоусты, вклады, милостыни должны быть общими для всех и поступать чрез руки иконома и его помощников в монастырское казнохранилище; они должны вести записи всего прихода и расхода и ежегодно представлять отчет игумену и всей братии. 5) Об отлучке из монастыря: игумену из монастыря от братии не отлучаться, разве будет великая нужда поехать к господарю или к ктитору монастыря, или для обозрения церковных имений, но и тогда игумену ехать с ведома братии, и братия посылает с ним из среды себя двух или трех по собственному выбору, а не по выбору самого игумена; в имениях церковных долго не мешкать и не упиваться, а по окончании дела возвращаться в монастырь; если игумену прилучится когда ради монастырской потребы послать к какому-либо вельможе или ктитору монастыря, то пусть посылает не одного брата, но двух или трех. 6) О приеме в монастырь и кого в монастырь не принимать и не впускать: желающих принять иночество в той лавре игумену скоро не постригать, а дать им два-три месяца, иногда и шесть, чтобы рассмотрели устав монастырского жития; кому захочется и полюбится жить в обители до смерти, того постричь и вон из монастыря не пускать, кроме великой нужды; принимать в монастырь всякого желающего постричься в нем братолюбно и без вкупа, разве сам захочет, по доброй воле, дать что-либо в монастырскую казну, но и убогого, не имеющего ничего, также принимать в общее братство; приходящих иноков держать три дня, пока осмотрят житие той лавры, и кто из них захочет остаться в монастыре навсегда, того принять и дать ему вместо одежды, в которой пришел, другую от монастыря; если почему-либо решится впоследствии совсем оставить обитель, возвратить ему прежнюю его одежду и отпустить его; ребят в монастыре не держать и не принимать ни на науку, ни на послугу; женскому полу всякому в монастырь не ходить.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Через полтора месяца и Луцкий владыка Кирилл просил короля утвердить за Луцкою кафедрою два имения, пожалованные тем же Янушевичем на соборную церковь святого Иоанна Богослова в Луцке,— король дал и этому владыке утвердительную грамоту, но прибавил в ней: «Луцкие епископы имеют посылать с тех имений людей своих на земскую службу наравне с князьями, панами и земянами против всякого нашего неприятеля, по уставам земли Волынской» . Пинскому и Туровскому владыке Вассиану пожаловал (9 апреля 1513 г.) на его владычную, или соборную, церковь Рождества Пречистой Богородицы в Пинске князь Федор Иванович Ярославич три с половиной дворища в селе Нинковичах со всеми людьми, землями и разными угодьями . Пинскому же владыке и на ту же владычную церковь завещала (5 марта 1518 г.) и супруга Федора Ивановича Ярославича княгиня Александра Семеновна свой «дворец» и принадлежавшие к нему земли и угодья с тем, однако ж, чтобы только половина доходов с них шла владыке, а другая половина — священникам той церкви. В 1520 г. князь Константин Иванович Острожский записал на соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы в Турове владыке Пинскому и Туровскому Арсению и его преемникам всех подданных своих граждан города Турова с их домами и всеми имениями, три села с землями, лесами и угодьями, до четырнадцати озер и медовую дань с некоторых других своих вотчин . Но, давая или подтверждая православным епископам грамоты на их права и привилегии, Сигизмунд вместе с тем позволял себе иногда и такие действия, которыми подрывалось православное епископство в самом корне. Едва прошло десять лет после Виленского Собора, определившего, чтобы никто не подкупался под живых епископов, т. е. не покупал их кафедр, еще занятых, как повторился подобный случай во всем своем безобразии. Был у Сигизмунда писарь Михайло Васильевич Коптя, которого он послал в Крымскую Орду с суммою в сто коп грошей, чтобы расположить татар в свою пользу; сумма оказалась недостаточною, и Коптя издержал в Орде немало своих денег. Затем, сопровождая крымских послов к королю с их свитою, простиравшеюся до шестидесяти человек, кормил их дорогою на собственный счет и еще более издержался.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010