Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Николаевский-Невский Иван Васильевич; ок. 1865, Новгородская губ.- 14.12.1930, г. Валдай, ныне Новгородской обл.), еп. Валдайский. Из семьи священника. Семейная фамилия Николаевский установлена из архивных материалов. В научной лит-ре (в т. ч. в статьях «Валдайский монастырь» и «Валдайское викариатство» в ПЭ (Т. 6. С. 519-520)) упоминается с фамилией Невский. 30 июня 1886 г., по окончании Новгородской ДС, поступил на испытание в Юрьев новгородский мужской монастырь . 1 мая 1887 г. принял там монашеский постриг с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. С 31 авг. 1887 по 27 июля 1891 г. являлся членом правления новгородского свечного завода, действовавшего при монастыре. 20 сент. 1887 г. рукоположен во диакона. С 18 апр. 1889 г. ризничий монастыря. 23 апр. 1889 г. рукоположен во иерея. 29 апр. 1892 г. назначен казначеем обители, с 17 нояб. того же года вместе с настоятелем заведовал монастырским хозяйством. 15 февр. 1894 г. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) определил И. исполняющим должность эконома архиерейского дома (назначение утверждено Синодом 5 февр. 1895). В обязанности И. входили выделение денежных средств и наблюдение за ходом реставрации древнего Софийского собора Новгорода, финансируемой Новгородским архиерейским домом. 21 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. В сент. того же года участвовал в торжествах по случаю освящения отреставрированного Софийского собора. 2 нояб. 1902 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) назначил И. председателем строительной комиссии по капитальному ремонту исторического храма в честь Преображения Господня (ц. Спаса на Нередице) близ Новгорода. В 1903-1904 гг. контролировал ремонтные работы в Спасо-Нередицком храме, осуществлявшиеся на средства архиерейского дома. Определением Синода от 12-26 апр. 1906 г. назначен по представлению архиеп. Гурия настоятелем Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Отбыл к новому месту служения 8 июня того же года. Восстановил в обители надлежащий порядок. В 1908 г. вместе с Тихвинским еп. сщмч. Андроником (Никольским) ревизовал Старорусское ДУ. Содействовал проведению в февр. 1912 г. в Валдайском мон-ре миссионерских курсов для окрестного духовенства. В 1913 г. избран действительным пожизненным членом Новгородского церковно-археологического об-ва. Состоял членом местных отд-ний Палестинского и Миссионерского об-в. Был товарищем председателя братства свт. Тихона Задонского в с. Короцке близ Валдая. При школе братства мон-рь содержал приют.

http://pravenc.ru/text/578529.html

85. Примеры промыслительной попечительности Бога о людях I. Господь часто подает чудесную помощь Своим истинным рабам. Пророк Илия не имел для себя пищи в пустыне и нигде не нашел бы ее, потому что был голод. И – вот вороны приносят к нему каждый день хлеб и мясо, притом – в известные часы, утром и вечером! Как же птицы могли знать о голоде пророка и как понимали человеческие часы для приема пищи, которых сами не соблюдают? Одно объяснение вопроса: Бог повелел им кормить праведника ( 3Цар. 17:4, 6 ). А сколько таких же чудесных примеров в житиях святых! Св. Александр Невский перед каждою войною просил Бога о помощи, призывая на помощь Божию Матерь и св. мучеников Бориса и Глеба. И – что же? Борис и Глеб видимо явились его воинам, обнадеживая победою. После этого он брал победу за победою. Но Господь помогает на войне только правой стороне, как и говорит тот же Александр Невский: «Враг силен; но не в силе Бог, а в правде» («Чет.-Мин.», 30 августа). II. Промысл Божий наказывает часто грешников. Когда дерзкие дети наругались над прор. Елисеем, в ту же минуту выбежали из пустыни две медведицы и растерзали дерзких ( 4Цар. 2:23, 24 ). В истории страданий великомученицы Варвары читаем: когда все уже разошлись по домам после казни ее, произнося ропот на бесчеловечие отца ее, Диоскора, и мучителя Мартиана, вдруг сделалась гроза и убило молнией этих двух злодеев. Молния и сожгла их, так что даже костей их не отыскали («Чет.-Мин.», 4 дек.). Подобным образом, после того как великомученица Евфимие была отдана на съедение зверям на зрелище, сделалась ужасная буря с землетрясением, и все разбежались («Чет.-Мин.», 16 сент.). Не напрасно же пророки Божии призывали небо и землю быть свидетелями злодеяний людей. Они говорили: «Ужасеся небо о сем» ( Иер. 2:12 ). Так слышим и в песни церковной: «Ужаснися, бояся небо! вся тварь содрагашеся страхом, зря Тя распинаема на Кресте!» III. Когда Бог готовит кого-либо из благочестивых людей, обладающих в то же время природным умом, особенными знаниями и опытностью в жизни, – готовит поставить на высоком месте службы, церковной или гражданской: тогда ведет этого человека путем испытаний; например попускает ему терпеть от завистников и клеветников стеснение по службе. Такой путь жизни прошел Иосиф пред временем своего возвышение в Египте; тем же путем по воле Божией был веден Давид до своего воцарение ( Пс. 17:22, 26, 33 и др.); не иначе достиг возвышение Мардохей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Александр-Невская лавра (1797–1913 годы) Глава первая. Новый период в жизни Александро-Невской обители Переименование Александро-Невского Монастыря Лаврой. Характер нового периода жизни обители. Царствования Императоров Павла I-ro, Александра Благословенного. Николая I-ro, Александра II-ro, Александра III-ro и Николая II-ro. Высочайший указ 18-го декабря 1797-го года и его значение для Церкви и Лавры. Соборные иеромонахи. Последние годы митрополита Гавриила. Наместники – архимандриты Иосиф (Чапужников) и Антоний (Знаменский) Высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I-ro, данным 18-го декабря 1797-го года, повелено Александро-Невский Монастырь «переименовать Лаврой со штатом наравне с Киево-Печерской и Троицкою Сергиевскою» 3871 . Александро-Невская обитель по заслугам получала высокую честь. Ее жизнь до сего времени была полна внутренним, и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни обитель совершала устроительную работу для церковной жизни новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невской обители – до учреждения Святейшего Синода – были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись, по 10-и, 20-и, 30-и и более, для совершения Богослужения на кораблях, в новосозданном гением Великого Царя-Преобразователя Российском флоте, в госпиталях, в церквах возникавших в Западной Европе заграничных наших миссий. Александро-Невский Монастырь выростил у себя духовную школу, возведенную теперь на степень Академии. Обитель не мало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью и в особенности при посредстве печати, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской Типографии книгами начального наставления о вере и добродетели. Наконец, из небольшой деревянной церкви и тесных мазанок Монастырь вырос в целую обширную систему величественных и монументальных сооружений. Все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и, по естественному порядку жизни, обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Введение История русской церкви со стороны ее источников Летописи Исторические периоды, их число в русской церковной истории Христианство на Руси до св. Владимира Славянские племена, среди коих появилось христианство Предание о проповеди ап. Андрея среди славянских племен в Новгороде Крещение Аскольда и Дира Крещение Ольги (945–954) Отношение Святослава к христианству Правление Ярополка Крещение св. Владимиром всей Руси и утверждение христианства на Руси Св. равноапостольный князь Владимир (980–1015 г.) Мнение проф. Е. Голубинского о повествованиях летописи Общее крещение Руси (Киевлян) (988–90) Храмы-памятники, посвященные св. Владимиру Святые Борис и Глеб Ярослав, довершитель дела Владимирова Ярослав, довершитель дела Владимирова со стороны духовной Окончательное распространение христианства на Руси после Владимира Крещение Вятичей, Корел и распространение между ними христианства Влияние церкви на жизнь государства и общества Взаимоотношения церкви и государства Управление. Митрополия и митрополиты Епископская кафедра, епископы и епархиальное управление Чиновники Епархиального управления Приходское духовенство и приходы Средства содержания духовенства высшего и низшего Духовенство в домонгольский период в роли миротворцев, князей в их ссорах и междоусобиях Общественное положение духовенства Отношение Русской церкви к Римской Просвещение Киевская Русь Колонизация Суздальско-Владимирской Руси Характеристика удельных веков Монгольский период Митрополиты Киевские и всея Руси Митрополит Кирилл III Разделение Руси на Северо-Восточную и Юго-Западную Александр Невский Александро-Невский монастырь и его достопримечательности Митрополит Максим Митрополит Петр Митрополит Феогност Митрополит Алексий Преподобный Сергий Радонежской Соловецкий Зосимо-Саватеевский монастырь Двенадцатилетние замешательства на кафедре митрополии после кончины св. Алексия. Михаил-Митяй, Киприан, Пимен Св. Стефан, епископ Пермский Митрополит Киприан Митрополит Фотий Митрополит Исидор Митрополиты Московские и всея Руси Митрополит Иона Митрополит Феодосий Митрополит Филипп I Митрополит Геронтий Возвышение Московского княжества в XIV и XV веках Москва – третий Рим Митрополит Симон Нил Сорский Иосиф Волоцкий Митрополит Варлаам Митрополит Даниил Митрополит Иоасаф Митрополит Макарий Святитель Филипп, митрополит Московский Церковная власть и права митрополитов. Органы митрополичьей власти. Государственное значение митрополитов Епархиальное управление Новгородские владыки, их местное значение и отношение к митрополиту Московская митрополия и епархии Московской митрополии Древнерусский приход Хронологическая таблица Библиографический указатель  

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Вопрос: В настоящее время подвергается сомнению тот факт, что Александр Пересвет и Родион Ослябя были иноками. Некоторые утверждают, что на момент Куликовской битвы они даже не были христианами. Такое утверждение содержится в статье «Быль про “инока” Пересвета или как церковь к Русскому подвигу “примазалась”». Есть ли какое-то противоядие от таких нападок? Есть ли научные работы, подтверждающие позицию Церкви? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Перед нами небольшая заметка, в конце которой стоит подпись «Озар Ворон». Подлинное же имя автора – Лев Рудольфович Прозоров. Вопрос о том, были ли Александр Пересвет и Андрей Ослябя иноками Троице-Сергиевой обители, лишь повод. Цель автора – внушить читателю мысль, что Церковь и «церковники» не только не боролись с иноземным завоевателями, но даже помогали им. Известно, что всякая клевета исходит из демонического источника. Во время страшного нашествия, прокатившегося по стране в 1237–1240-х годах, Церковь вместе с князьями и воинами защищала свою землю. Без вести пропал в 1240 году во время штурма Киева митрополит Иосиф. Погибло много архиереев, священников и монахов. Огромное число храмов было разрушено или осквернено. Когда борьба закончилась, князья и Церковь стояли перед тяжелым выбором: либо признать завоевание реальным фактом, либо обречь людей на физическое уничтожение, призывая к дальнейшей борьбе. Дальновидную и мудрую политику повел тогда святой благоверный князь Александр Ярославич (Невский), который в 1242 году сопровождал своего отца великого князя Ярослава Всеволодовича в Орду. По смерти отца (1246 г.) он в 1247 году вместе с братом Андреем вновь отправился в Орду. На эту поездку он употребил два года и возвратился с ярлыком на княжение в Киеве и Новгороде. Затем, после очередной поездки в Орду, получил ханский ярлык на княжение во Владимире. Всего благоверный князь Александр Невский ездил в Орду четыре раза. Хватит ли дерзости у Льва Рудольфовича кинуть камень в великого защитника русской земли? За 188 лет (с 1242 г.

http://pravoslavie.ru/6989.html

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Скачать epub pdf Приложение III. Святой Александр Невский в рассказах современников-очевидцев Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним! (Повесть о житии Александра Невского) «О великом князе нашем Александре Ярославиче, умном, кротком, мудром, храбром, тезоименитом царю Александру Македонскому, подобном сильному и храброму царю Ахиллу. Расскажем об его мужестве и житии о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием. Как мне, худому, грешному и недостойному, начать описание жития великого князя Александра Ярославича, внука Всеволода!? Но ведь я слышал и от отцов своих и сам был самовидец жизни его и рад поведать о святом, честном и славном житии его. Приточник говорит 427 : в злохитру душу не внидет премудрость, на высоких бо краех есть, при вратех сильных приседит. Но хотя я и груб умом, однако, по молитве святой госпожи Богородицы и поспешением св. князя Александра Ярославича положу начало. Этот князь родился от отца благочестивого, нищелюбца и кроткого – от великого князя Ярослава и от благочестивой матери Феодосии. Так и пророк Исаия говорит 428 : тако глаголет Господь: князи Аз учиняю, священи бо суть; Аз вожу я воистину. Воистину, его княжение совершилось по Божьему изволению, и на нем почивало Божие благословение. Ростом он был выше других людей; его голос (гремел), как труба, среди народа. Лицом он был как Иосиф прекрасный, которого египетский царь поставил вторым (по себе) царем над Египтом. Сила у него – половина силы Самсоновой. Бог наделил его храбростью римского царя Веспасиана, сына (преемника!) Неронова, покорившего землю иудейскую. Когда Веспасиан хотел напасть на город Иотапату, граждане, ополчившись, вышли и победили его полки, так что он остался один (пред врагами). Прогнав врагов до ворот и взяв город, он с укоризною посмеялся над своей дружиной: «Оставили вы меня одного!!» Так и князь Александр Ярославич, побеждая других, сам оставался непобедим». О посещении Александра ливонским магистром Андреем Вельвеном. Нападение шведов

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Закрыть Борьба с ересями, преподобный Иосиф Волоцкий и национальная безопасность России 04.06.2015 739 Время на чтение 7 минут В сентябре 2015 года исполняется 500 лет со дня преставления одного из самых выдающихся исторических деятелей России - преподобного Иосифа Волоцкого. Игумен Волоцкого монастыря, яркий выразитель православного учения о «симфонии властей», ревностный сторонник идеи общественного служения Церкви, победитель в знаменитом споре «о монастырских имениях», талантливый проповедник, церковный писатель, благочестивый молитвенник, наконец, чудотворец, как именует его Православная Церковь. Но важнейшей заслугой преподобного Иосифа по праву считается разгром политико-религиозного движения, реально грозившего основам самой русской государственности. По сути дела деятельность Волоцкого игумена сводилась к простой и в то же время наиважнейшей исторической формуле: Быть или не быть единой, монархической, Православной России. Так уж повелось искони, такова воля Божия, свершающаяся над Русью, что в переломные, судьбоносные моменты русской истории всегда находились люди, чей духовный авторитет, несгибаемая воля, твёрдая вера и горячая молитва спасали наше государство от казалось бы неминуемой гибели. Таковы Александр Невский - блистательный полководец и мудрейший правитель, спасший Русь и от крестовых походов Запада, и от полного поглощения Востоком; Сергий Радонежский - собиратель Русских земель, примиритель враждующих князей, духовный вождь русского воинства в борьбе с иноземцами; патриарх Гермоген и преподобный Дионисий Радонежский - вдохновители российского ополчения, духовные маяки в буре исторической смуты; великий молитвенник и верный отец погибающей нации патриарх Тихон; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), чья роль в новейшей истории России ещё сполна не оценена по заслугам, чьи горячие проповеди спасали жизни отчаявшимся, возвращали рассудок потерявшим ум и веру. К числу таких «ангелов-хранителей» Руси, бесспорно, относится и преподобный Иосиф.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Закрыть Правота вождя Победы 08.10.2010 254 Время на чтение 13 минут ИСТОРИЯ - ЭТО ЛЮДИ В рамках нынешнего " либерального реванша " его адепты стремятся прежде всего нанести удар по наиболее уязвимому месту русского народа - по его исторической памяти, которая в народном сознании связана в первую очередь,с определенными личностями, олицетворяющими собой историю России. В проекте " Имя России " не случайно весь пьедестал заняли Александр Невский, Иосиф Сталин и Петр I. Первый защитил русскую православную нацию от западных " доброхотов " , заключив " союз " с Ордой, третий превратил Россию в великую мировую державу, а второй - сделал ее одной из двух сверхдержав, определявших ход исторического развития с середины ХХ века. Но эти имена не вписываются в либеральную парадигму, которую усиленно пытаются навязать нашей стране. Поэтому их пытаются максимально опорочить в глазах наших соотечественников, что недавно совершенно откровенно признал в телепередаче " Суд истории " один из свидетелей Млечина директор ИНИОН профессор Пивоваров, который провел прямую историческую линию от Александра Невского к Иосифу Сталину, через Ивана Грозного, Петра I и Екатерину II. Для полноты картины ему следовало добавить в этот ряд и киевского князя Владимира Святославича, равноапостольного Крестителя Руси, а также Великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского, подтвердившего правильность исторического выбора своего прапрадеда Александра Невского и в результате Куликовской битвы превратившего Москву в центр собирания русских земель. В этом ряду великих государственных деятелей нашего Отечества пока последним по времени (но не последним по значимости) стоит Иосиф Сталин, чей образ прежде всего по этой причине подвергается яростным попыткам " десакрализации " и дискредитации со стороны либерал-глобалистов. Я считаю вправе сказать это, поскольку прошел долгий и трудный путь к осознанию тех тезисов, о которых пишу. В гибели моих обоих дедов прямо или косвенно виноват был Иосиф Сталин: один был репрессирован в 1938 году, а второй - пропал без вести зимой 1942 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Париж. Кафедральный собор Александра Невского. Свято-Александро-Невский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По каким-то неведомым причинам собор Александра Невского находится сейчас в юрисдикции Константинопольского Патриархата, хотя история этого русского храма насчитывает более 150 лет. Вообще первое русское православное богослужение было проведено в Париже ещё в 1668 году – во время известного посольства П.И. Потёмкина в Испанию и Францию. В 1757 году, в царствование Елизаветы, в российском посольстве в Париже была устроена церковь во имя апостолов Петра и Павла с назначением постоянного священника. В 1820 году храм был перемещён в отдельное здание на улице Меле, а в 1831 - в особняк на улице Берри. В 1846 году одним из священников Петропавловской церкви был назначен Иосиф Васильев, который сыграл решающую роль в создании Александро-Невского собора в Париже. Именно он во время Крымской войны (1853-56) оставался единственным официальным лицом в Париже и оказывал помощь интернированным русским военнопленным. Сразу после окончания войны Иосиф Васильев начал ходатайствовать о строительстве в Париже отдельного православного храма. Он смог получить согласие Наполеона III и организовал сбор средств на строительство. Помогла поддержка императора Александра II, который пожертвовал 50 тысяч рублей золотом. Такую же сумму выделил Святейший Синод, ещё столько же Иосиф Васильев собрал среди купцов на Нижегородской ярмарке. Много средств было собрано во Франции, в том числе с помощью католиков и протестантов. В 1857 году был приобретён участок земли в Париже, в 1859 году состоялась закладка храма, и уже в 1861 году он был освящён. Проект храма разработал профессор Академии Художеств Роман Иванович Кузьмин, автор церковных сооружений и жилых домов в Санкт-Петербурге и в Гатчине (в т.ч. для дворцового ведомства). Строительством занимался академик архитектуры Иван Васильевич Штром, известный по проекту Владимирского собора в Киеве.  Православная Энциклопедия называет стиль храма русским, «с определённой долей византийского влияния»; Википедия говорит об эклектике, а г-н Черкасов-Георгиевский сравнивает его с константинопольским Софийским собором. Он же описывает собор следующим образом: «Главный купол опирается на четыре столпа. Снаружи он покрыт восьмигранным шатром с позолоченной главкой с крестом. По углам поставлены четыре башни-колокольни, также с шатровыми покрытиями и золотыми главками с крестами. В двух передних башнях находятся колокола. Собор построен из тесаного белого камня, пол тоже каменный: черные и белые плиты в шахматном порядке.

http://sobory.ru/article/?object=13961

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010