XV - 1-й пол. XVI в.//ВИД. 1974. Т. 6. С. 107-125; он же. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980; Антонова В. И. Волоколамская Богоматерь//Очерки по рус. и сов. искусству: Ст., публ., хроника/Ред.: Т. М. Ковалевская. Л., 1974. С. 53-77; Либсон В. Я. Иосифо-Волоколамский мон-рь//Строительство и архитектура Москвы. 1983. 1; Плигузов А. И. Летописчик Иосифа Санина//Летописи и хроники. М., 1984. С. 174-186; он же. Вторая редакция минейного жития Иосифа Волоцкого//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. ст. М., 1984. С. 29-53; он же. Полемика в рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002; Турилов А. А. Собр. Иосифо-Волоколамского мон-ря (Ф. 113)//Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 137-152; Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. М., 1987; она же. Правосл. мон-ри 2-й пол. XV-XVI вв.//Монашество и мон-ри в России XI-XX вв. М., 2002. С. 81-115; Вдовина Л. Н. Крестьянская община и мон-рь в Центральной России в 1-й пол. XVIII в. М., 1988; Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря//Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Мат-лы науч. практ. конф. 30-31 окт. 1986 г. М., 1989. С. 11-15; Левашенко А. В. и др. Водолазные и геофизические обследования водоемов Иосифо-Волоколамского монастыря: (Малый пруд)//Комплексные методы исследования археол. источников: Мат-лы конф., 21-23 нояб. 1989 г. М., 1989. С. 37-38; Меняйло В. А. Идейно-художественные движения в рус. живописи кон. XV - 1-й пол. XVI вв.: По мат-лам Иосифо-Волоколамского мон-ря: АКД. М., 1991; она же. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волоколамского мон-ря в 1-й пол. XVI в.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 14-25; она же. Иконография прп. Иосифа Волоцкого в XVI-XVII вв.//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. С. 227-252; Steindorff L. Memoria in Altrussland: Untersuchungen zu den Formen christlicher Totensorge.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Кассиан/Православная энциклопедия. Т. XXI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2013. С. 486. Продолжение Летописи по Воскресенскому списку/Полное собрание русских летописей. Т. VIII. СПб. В типографии Эдуарда Праца, 1859. С. 273–274; Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 48. Продолжение Летописи по Воскресенскому списку/Полное собрание русских летописей. Т. VIII. СПб. В типографии Эдуарда Праца, 1859. С. 285; Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Первая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1904. С. 75. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича/Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Издательство «Наука», 1965. С. 9. Постниковский летописец/Полное собрание русских летописей. Т. XXXIV. М.: Издательство «Наука», 1978. С. 18–19. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича/Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Издательство «Наука», 1965. С. 9; Постниковский летописец/Полное собрание русских летописей. Т. XXXIV. М.: Издательство «Наука», 1978. С. 19. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 17. Л. 37–39. об.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 130. С. 122–124. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 27. Л. 25–27 об.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 131. С. 124–126. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 132. С. 126. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 41. Л. 53–56 об.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 133. С. 127–129. РГАДА. Ф. 1192. Иосифо-Волоцкий монастырь. Оп. 2. Д. 519. 63. Л. 84об.–87 об.; Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 134. С. 129–131.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Ключевский В.О. Состав представительства на Земских Соборах Древней Руси/ Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. VIII. М.: Мысль, 1990. С. 296. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь/Православная энциклопедия. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 95–96. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 404. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь/Православная энциклопедия. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 118; Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. М.: Издательство «Лето», 2010. С. 73. Торопов С., Щепетов К. Иосифо-Волоколамский монастырь. М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1946. С. 8. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 148 и 149. С. 36. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб.: Типография В.С. Балашева, 1877. С. 182. 287; Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи. 992–1892. Т. 2. М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. С. 229. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 334. С. 72–73. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. 3. Т. 5 и 6. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1989. С. 619; Володихин Д.М. Малюта Скуратов. М.: Молодая Гвардия, 2012. С. 99. Альшиц Д.Н. Новый документ о людях и приказах опричного двора Ивана Грозного после 1572 года/Исторический архив. М.; Л., 1949. Вып. 4. С. 20.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

... А коли пошлю свои Царевы Великого Князя грамоты по городом и приказным людем на грамотчики, а велю им сохами свои Царевы и Великого Князя селы, что за бояры и за детьми боярскими, и за служилыми людьми в поместье, и митрополичьи, и владычними, и вотчинами, и куплями, и монастырскими, и черными и всеми без омены, чей хто нибуди, свои Царевы и Великого Князя дела делати, или город, или пруды делати, или свои Царевы и Великого Князя двора ставити, или хлеб молотить и вести в которой город, и наши приказные люди или хто поедет моего Царева и Великого Князя дела делати сохами, – и теми манастырскими селы и деревнями моего Царева и Великого Князя дела делати не нарежают никоторого и к сохам их не прикладывают никоторым делом. А на сю мою жаловальую тарханную грамоту моей Царевы и Великого Князя грамоты дертные нет никоторые. А наместницы наши старитцкие и дмитровские и их тиуны игумена Еуфимья з братьею, или по нем инын игумен буде, и их людей и крестьян не судят ни в чем, опричь душегубства, и кормов своих на них не емлют и не всылают к ним ни по что» . ... «А через сю грамоту хто чем игумена з братьею изобидит или что не по грамоте учинит, – и тому от меня, Царя и Великого Князя, быти в опале и в продаже. Дана грамота на Москве лета 7080 шестаго августа в два десять девятый день» . На обороте Л. 2: Царь и Велики Князь Иван Васильевич всеа Руси . 20 декабря. На Соборе епископов во главе с Царем и Великим Князем Иоанном Васильевичем и Митрополитом Московским и всея Руси Антонием прославлен в лике святых в Иосифо-Волоколамском монастыре Преподобный Иосиф Волоцкий , преставившийся 9 сентября 1515 года. 1579 год. 25 мая. Царь Иоанн Васильевич отправляет в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в 10 рублей на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского по «Малюте по Бельском да по сыне его по Горяине» . 20 декабря. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич посетил Иосифо-Волоцкий монастырь и пожертвовал обители 160 рублей . 20 декабря. Во время этого посещения Иосифо-Волоцкой обители Царь Иоанн Васильевич также пожертвовал 10 рублей на поминовение души Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

«... А хто ся ослушает сее моей грамоты, – и тому от меня, Царя и Великого Князя, быти в казни. Дана грамота на Москве лета 7000 семьдесят втораго декабря в 20 день» . На обороте: Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии . 1564 год. 25 ноября 1563 года смерть единственного родного брата Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Князя Георгия (Юрия) Васильевича Угличского. Погребен у южных врат Архангельского собора Московского Кремля. Царь Иоанн Васильевич делает вклад в 100 рублей « по его душе» в Иосифо-Волоцкий монастырь. Вкладная книга монастыря сообщает: «Лета 7072 (1564 г.) прислалъ Царь Князь Великий Иванъ Васильевичъ всея Руси, по брате по своемъ по Князе Георгии Васильевиче, 100 рублевъ на вечной поминокъ. А быти по немъ на всякой годъ по два – корма на память его месяца ноября въ 3 день, а другому корму быть месяца ноября въ 25 день на преставление его» . 12 марта. Повелением Царя Иоанна Васильевича и с благословения Митрополита Московского и всея Руси Афанасия и освященного Собора иерархов Русской Церкви бывший монах Иосифо-Волоцкого монастыря, архимандрит Свияжского Успенского монастыря Герман (Садырев-Полев) был избран архиепископом Казанским . 1564. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич в Иосифо-Волоцкий монастырь « учинил память по отце своем крестном по старце по Касьяне по Босом». Вкладная книга монастыря сообщает: « Лета 7072 (1564 г.) православный Царь Князь Велики Иван Васильевич всея Руси. Учинил память по отце своем крестном по старце по Касьяне по Босом и велел по нем кормит корм на всяк год на его преставление месяца февараля 11, а деньги на корм имати на всяк год по семи рублев изо Государевы казны» . 11 июля. Жалованная грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Лаврентию на деревни Поповкино, Руново и Овсеево в Хованском стане Волоцкого уезда . 1565 год. 15 февраля. Грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича приказчику села Локныш в Локнышском стане Рузского уезда Казаринку Гридину о передаче села Савина игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Лаврентию .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Иосифо-Волоцкий монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иосифо-Волоцкий монастырь Иосифо-Волоколамский монастырь принадлежит к числу наиболее известных архитектурных ансамблей и является выдающимся произведением русских зодчих XV–XVII вв. На протяжении веков монастырь был знаменит как один из значительнейших религиозных центров, служивших опорой централизованной власти московских государей. Содержание История [ править править код ] Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким , образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия. Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия “Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных. В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий. В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта. Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др. Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

http://azbyka.ru/palomnik/Иосифо-Волоцки...

В Иосифо-Волоцком монастыре состоялось празднование 525-летия основания обители Иосифо-Волоцкий монастырь 525-летие основания Иосифо-Волоцкого мужского монастыря было отмечено Патриаршим богослужением, состоявшемся в Успенском соборе обители, возведенном в XVII веке на месте маленькой церкви, выстроенной самим преподобным Иосифом. После Литургии Его Святейшество совершил молебное пение святому перед ракой с его честными мощами. В дар Святейшему Патриарху насельники обители преподнесли икону преподобного Иосифа Волоцкого с житием. В свою очередь священноархимандрит Иосифо-Волоцкого монастыря благословил братию иконой Божией Матери " Скоропослушница " . Он также пожелал Божией помощи и благословенных успехов в трудах исполняющему обязанности наместника обители архимандриту Феоктисту (Дорошко), наместнику Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Более пяти столетий назад в непроходимом лесу в окрестностях города Волока Ламского инок Иосиф - ученик и постриженник преподобного Пафнутия Боровского основал обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Происходивший из древнего боярского рода Саниных Иосиф вошел в историю Русской Церкви, как великий подвижник и крупный богослов, духовный писатель и публицист. Еще при его жизни Волоцкий монастырь превратился в крепость на северных подступах к столице и надолго стал одним из главных духовных и культурных центров Московского государства. Архитектурный ансамбль монастыря, сформировавшийся к концу XVIII века, является шедевром русского зодческого гения, не имеющим аналогов в России. К середине XVI века он становится одним из самых богатых монастырей на Руси. Серьезный удар по размеренному течению монастырской жизни, которая протекала по уставу, данному самим преподобным Иосифом, был нанесен в царствование императрицы Екатерины II, осуществившей в 1764 году изьятие церковных земель. Но, гораздо более трагические события довелось пережить древнему монастырю в XX веке, когда его постигла участь большинства православных храмов и обителей Руси - он был закрыт, разграблен и разорен. Возрождение прославленной обители после долгих десятилетий запустения было связано с деятельным участием митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, при котором она получила новую жизнь. С 1999 года Иосифо-Волоцкому мужскому монастырю присвоен статус ставропигии, его священноархимандритом является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10141.html

Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич отправил в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в поминовение Царевны Марии Иоанновны. Вкладная книга монастыря сообщает: « Прислал Царь и Государь Князь Великий Иван Васильевич всея Русии по своей дщери Царевне и Великой княжне Марии 100 рублев. Поминати ее доколе и манастырь Пречистыя стоит, ис повседневнаго списка ее не выгладити, да быти по ней двема кормом згоду на год марта 17, а другой на преставление декабря 8, а те денги пошли во ограду» . Если судить по данной записи Вкладной книги обители, то данное пожертвование Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича также пошло непосредственно на строительство стен Иосифо-Волоцкого монастыря. Октябрь. Из Иосифо-Волоцкого монастыря в Москву на Собор против иконоборческой ереси Матвея Башкина, были отправлены старец Филофей (Полев) и его сын Герман (Полев) будущий святитель архиепископ Казанский 23 октября. Освященный Собор Русской Церкви против иконоборческой ереси Матвея Башкина, близкой по содержанию к ереси жидовствующих и протестантизму. Матвей Башкин был осужден как еретик и отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь на строгое покаяние. Как отмечает современный русский историк, ересь Башкина и связанных с ним людей (братьев Борисовых, неких Игнатия и Фомы, старцев Исаакия, Артемия и Саввы), «представляла собой воспроизведение в новых исторических условиях «ереси жидовствующих». Не случайно с целью обличения еретиков на Собор была принесена книга Иосифа Волоцкого «Просветитель», направленная против «жидовствующих» . 1554 год. 27 февраля. Грамота от Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича волоцкому городовому приказчику Даниилу Абрамовичу Кононову о возврате Иосифо-Волоцкому монастыря игумену Галактиону отписанной на Государя монастырской деревни Черной в Хованском стане Волоцкого уезда . Май-Июнь. Благодарное паломничество Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича по монастырям в честь исцеления от смертельной болезни. В летописи сказано: « Лета 7061, месяца Майа, поехал Царь и Великий Князь Иван Василиевичь всея Русии и с своею Царицею и с сыном Царевичем Димитрием и з братом князем Юрьем Василиевичем помолитися по манастырем: к Живоначалной Троице, да оттоле в Дмитров по манастырем, на Песношу к Николе; да тут Государь сел в суды в Яхром-реке, да Яхромою в Дубну, да был у Пречистые в Медведеве пустыне, да Дубною в Волгу, да был Государь в Колязине монастыр у Макариа чюдотворца, да оттоле на Углечь у Покрова в манастыре, да оттоле на усть Шексны на Рыбную, да Шексною вверх к Кирилу чюдотворцу: да въ Кирилове манастыре Государь молебная совершив, учредив братию, да ездил един а в Ферапонтов монастыр и по пустыням, а Царица Великая Княгиня была в Кирилов монастыр. И оттоле Царь и Государь поиде опять Шексною вниз, да и Волгою вниз на Романов и в Ярославль; и в Ярославле Государь был у чюдотворцов, да поехал в Ростове и был у чюдотворцов, да в Переславль, к Живоначалной Троице; и приехал Государь к Москве месяца 3» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Замечательно, что многовековая история монастыря и особенно личность его основателя — преподобного Иосифа Волоцкого — привлекает внимание не только богословов и историков Церкви, но и мирян, и представителей светской исторической науки. Сотни паломников приезжают ежедневно в Иосифо-Волоцкий монастырь, где обретают утешение, получают духовную поддержку и укрепляются в вере. На протяжении столетий благочестивые христиане старались внести свою лепту в устроение и украшение Иосифо-Волоцкой обители. Их усилиями монастырь расширялся, на его территории появлялись новые храмы и здания. Однако в советский период храмы были закрыты, прекратился колокольный звон — колокольня и древние колокола были разбиты и осквернены. Но, несмотря на тяжелые испытания, Иосифо-Волоцкий монастырь все-таки выстоял. В 1989 году началось возрождение обители. Сначала благотворители созидали в одиночку, а затем объединились в сообщество помощи обители. Масштабные работы развернулись в 2004 году. Трудами благотворителей началось восстановление Успенского собора, Трапезной палаты с храмом Богоявления, были отлиты колокола. В 2009 году был создан Попечительский совет по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря. Одним из приоритетных проектов Совета стала реализация комплексной программы возрождения монастыря, включающей не только ремонтно-реставрационные работы, но и восстановление хозяйственной, духовно-просветительской деятельности обители. Милостью Божией и трудами Попечительского совета и Фонда по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря за несколько лет обитель начала обретать свой исторический облик и сегодня принимает многочисленных паломников, со всего мира приезжающих поклониться преподобному Иосифу и прикоснуться к славным страницам русской истории. Искренне признателен всем вам за активное личное участие в этом проекте, за поддержку и проделанную качественную работу. Но все же перед Попечительским советом стоит ряд новых важных задач. Особое внимание необходимо уделить восстановлению монастырской колокольни, реставрации крепостной стены, надвратной церкви Петра и Павла, Ново-братского и Старо-братского корпусов, Святого колодца, башни, подворий и скита монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4161970.ht...

Царственная книга/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 444. Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь/Православная энциклопедия. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 118; Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 148 и 149. С. 36.; Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. М.: Издательство «Лето», 2010. С. 73. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 184. С. 186–187. Волоколамский патерик/Древнерусские патерики. М.: «Наука», 1999. С. 81–106; С. 186–210; Иосифо-Волоколамский патерик/Православная энциклопедия. Т. XXVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. C. 122–124. Досифей/Православная энциклопедия. Т. XVI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. C. 70. Савва/Православная энциклопедия. Т. LXI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2021. C. 46. Царственная книга/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 449. Иосиф Волоцкий/Православная энциклопедия. Т. XXV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 559–560. Царственная книга/Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб. Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 462. Вкладная книга Иосифо-Волоколамского монастыря// Титов А.А. Рукописные славянские и русские, принадлежащие действительному члену Императорского Русского Археологического общества И.А. Вахромееву. Выпуск V. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1906. Приложение. 148. С. 36. Акты феодального землевладения и хозяйства. Часть вторая. Издательство Академии наук СССР. М., 1956. 221. С. 223–224.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010