Г. был не только писцом-каллиграфом, но и ценителем книжного и иконописного искусства. Будучи симоновским архимандритом, он приобрел и вложил в Иосифов мон-рь Четвероевангелие Варлаама Доброписца (РГБ. Ф. 113. 17, 80-е гг. XV в.) - один из лучших памятников своего времени по письму и орнаментальным украшениям. Это же относится к миниатюрам рукописи, содержащей Лествицу и Паренесис (РГБ. Ф. 304/I. 162), к-рую Г. дал вкладом в Троице-Сергиев мон-рь. Одна из миниатюр («Видение Иоанна Лествичника») имеет общие черты с работами круга Дионисия Иконника . Основываясь на том, что имя Г. внесено в братский синодик Кириллова Белозерского мон-ря ( Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1894. Т. 1. Вып. 1. Прил. 5. С. LXV), Г. В. Попов предположил, что Г. скончался в этой обители. Др. т. зр. высказали П. М. Строев и А. А. Зимин, к-рые, руководствуясь данными о книжных вкладах Г. в Иосифов Волоколамский мон-рь, предположили, что Г. скончался в Волоколамском мон-ре, пребывая там на покое. Ист.: Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//КЦДР. Л., 1991. С. 24-41; Описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1573 и 1591 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//Там же. С. 42-99; АФЗХ: Акты Моск. Симонова мон-ря (1506-1613 гг.)/Сост.: Л. И. Ивин. Л., 1983 (по указ.). Лит.: Строев. Стб. 150; Попов Г. В. Дионисий и моск. миниатюра: (Илл. Лествицы в рукописи Герасима Замыцкого - памятник белозерского периода деятельности артели художника)//ДРИ. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 1. М., 1972. С. 256-285; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//Там же. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 2. М., 1974. С. 161-162; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.). А. В. Кузьмин, Н. В. Синицына Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы

http://pravenc.ru/text/164577.html

11 марта 1554 г. Н. был поставлен епископом Сарским и Подонским (Крутицким). Крутицкий владыка, формально занимая относительно невысокое место в церковной иерархии, по сути являлся викарным архиереем, помогавшим митрополиту в управлении Митрополичьей областью . Это, в частности, закрепляла 68-я ст. Стоглава (см.: Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 360; см. также: Крутицкая кафедра ). Т. о., свт. Макарий вновь пожелал видеть на Крутицкой кафедре волоколамского постриженика (выходцем из этой обители был и предшественник Н. Савва (Чёрный); см.: Усачёв А. С. Когда закончилась «волоколамская гегемония» в Рус. Церкви XVI в.?//ИЗ. М., 2014. Вып. 15(133). С. 157-158). 3 февр. 1555 г. Н. участвовал в хиротонии первого Казанского архиеп. свт. Гурия (ПСРЛ. Т. 13. С. 250), а 26 мая - в торжественных проводах новопоставленного владыки в Казань (ААЭ. Т. 1. С. 257-259. 241). В окт. того же года вместе с митр. Макарием Крутицкий епископ принял участие в освящении храма прп. Сергия на Троицком подворье в Кремле ( Бычков А. Краткий летописец Св.-Троицкой Сергиевой Лавры//ЛЗАК за 1864 г. СПб., 1865. Вып. 3. Прил. С. 22). Преемник Н. на Крутицкой кафедре Матфей II был хиротонисан в янв. 1559 г. Н., по всей видимости, ушел на покой и до кончины жил в обители, где принял постриг; там же погребен, как и бывш. еп. Савва. В 1560/61 г. Н., «бывшей владыка крутицкий», сделал вклад книгами в Волоколамский мон-рь (Опись книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//КЦДР. 1991. [Вып.:]: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 39). В Кормовой монастырской книге говорится: «...по епископех и владыках Крутицких, сиречь Сарьских и Подоньских, по Саве да по Нифонте бывшем преже игумене, а дачи владыкы Нифонта образов и книг и денег и всего 110 рублев... А гробы их в новом приделе в угле по ряду» (Das Speisungsbuch von Volokolamsk=Кормовая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря: Eine Quelle zur Sozialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh/Hrsg., Übers. L. Steindorff. Köln; Weimar; W., 1998. S. 121-122; См. также: Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. М., 1906. С. 57. 246). Книжная и литературная деятельность

http://pravenc.ru/text/2577727.html

умер вскоре после создания иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием», поскольку не позднее 1504 г. Феодосий, а не Д. вложил в Иосифов Волоколамский мон-рь иконы «Андреева (прп. Андрея Рублёва.- Ред.) писма» высокой стоимости («промена им дватцать рублев»). О них известно по упоминанию в послании (ок. 1511) прп. Иосифа великокняжескому окольничему Борису Васильевичу Кутузову, где автор жалуется на удельного волоколамского кн. Федора Борисовича, к-рый «сам приехал в монастырь да не поехал с монастыря, доколе икон не взял» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 213, 267-268; Казакова. 1958; Меняйло. 1996; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). 2004. С. 26, 162-163, 197, 204-205). «Взятие» икон кн. Федором относится к периоду до перехода мон-ря под великокняжеский патронат в 1507 г. Вероятно, после смерти Д. управление значительным имуществом семьи перешло к сыновьям, однако нельзя исключать, что ок. 1503-1506 гг. Д. с помощниками, игравшими ведущую роль в исполнении заказа, написал иконы для трапезной Богоявленской ц. Иосифова Волоколамского мон-ря (точные сведения о строительстве отсутствуют, см.: Топоров, Щепетов. 1946. С. 7; Зимин. 1950. С. 3-39). Т. о., верхняя допустимая граница жизни Д.- 1507-1508 гг., нижняя - 1503 г. Д.- первый известный по документам рус. иконописец светского сословия (ранние сведения по большей части не сообщают о статусе либо указывают на иноческий чин художников). Он имел 2 или 3 сыновей и, следов., был женат. Его дети Владимир и Феодосий унаследовали ремесло отца. О «детях Денисьевых» неоднократно сообщается в прижизненных и позднейших документах (послание прп. Иосифа Волоцкого, опись Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. и др.). Единственное упоминание о 3-м сыне, сделанное в межевой грамоте (между 1506 и 1511) Симонова мон-ря, недостаточно отчетливо: в качестве «послухов» в ней названы «Феодосий и Андрей Денисьевы дети Иконниковы», однако грамота подписана только Феодосием. Неясной остается и связь «детей» (и, следов., самого Д.) с родом «боярских детей» Квашниных, фигурирующих в этой грамоте ( Дергачёв.

http://pravenc.ru/text/178357.html

В. скончался в Москве, на подворье Ростовских архиереев в Дорогомилове, похоронен в ростовском Успенском соборе, место погребения утеряно. В кормовой книге Иосифо-Волоколамского мон-ря под 28 авг. отмечена память В., при жизни сделавшего в мон-рь значительный вклад - 730 р. В. является автором жития прп. Пафнутия Боровского, сохранившегося в 2 редакциях - отдельной и редакции, включенной свт. Макарием в майский том Великих Миней Четьих (последняя редакция не издана). Автор жития, отличающегося полнотой и подробностью, основывался на рассказах прп. Иосифа и др. учеников прп. Пафнутия - Иннокентия и Исаии. Житие содержит одно из ранних упоминаний об иконописце Дионисии , расписавшем монастырский храм. Опись Волоколамского мон-ря 1545 г. называет ряд рукописей, переписанных В. или принадлежавших ему: Псалтирь, сборник «старой в два столбца, с начала писмо владыки Васиана Ростовскаго», 2 Ирмология, один из к-рых переписан В. В. был адресатом послания Н. Булева , католика, врача вел. кн. Василия III, письмо содержало пропаганду унии католич. и правосл. Церквей. Ни письмо Булева, ни ответ В. не сохранились, известен ответ Булеву анонимного автора. Соч.: Житие прп. Пафнутия Боровского, написанное Вассианом Саниным/Изд. и вступ. статья А. П. Кадлубовского//Сб. Ист.-филол. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. Отд. 2. С. 98-149; Жития святых в древнерус. письменности. Вып. 1: Тексты. Исслед. Мат-лы/Отв. ред., сост. и вступ. ст. М. С. Крутовой. М., 2002. С. 103-152. Ист.: АИ. Т. 1. С. 530; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 539-540; Т. 6. Вып. 2. М., 2001. Стб. 375, 393, 405; Т. 13. Ч. 1. М., 2000. С. 2, 26; Леонид (Кавелин), еп. Выписка из «обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря кон. XVI в. о дачах в него для поминовения по умершим//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. С. 8; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 20. 66 (245); Строев П. Описание рукописей мон-рей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина Сторожевского, Пафнутьева Боровского. СПб., 1891. С. 100-101; Архив П. М. Строева//РИБ. Пг., 1915. Т. 32. Стб. 126-127; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 127, 173-175, 254-255, 329-331, 368; Книжные центры Древней Руси. С. 28, 30, 36, 60, 85, 87; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/149889.html

Г. Полев принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре, где занимался перепиской книг под рук. св. Гурия (Руготина). По монастырским описям 1545 и 1573 гг. известны 3 рукописи, созданные Г.: Евангелие, Богородичник и Псалтирь, в обители хранилась принадлежавшая Г. печатная Псалтирь (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 27, 44, 57, 65, 67, 165). В нач. 1551 г. Г. был назначен архимандритом старицкого в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , ранее являлся настоятелем Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы в устье р. Тьмы близ Твери. Описная книга Старицкого мон-ря 1607 г. перечисляет многочисленные вклады Г. в обитель - «образы-складни Спасов образ да Николы чудотворца... да складни Пречистыя Богородицы Одигитрия, а на другой стороне святители и преподобные... да паногея Живоначальная Троица, да Пречистая Воплощение... да Егорей чудотворец на кости, обложен серебром сканью воротной», икона мч. Мины, серебряный крест-мощевик (Описные книги Старицкого Успенского мон-ря. С. 19). Вероятно, во время процесса над Башкиным Г. был в Москве, поскольку именно ему выпало сопровождать осужденного в заточение в Иосифов Волоколамский мон-рь. Там Г. остался, в 1554 г. являлся казначеем (Книга ключей. С. 46, 51), в 1551/52, 1553/54 и 1555/56 гг. принимал участие в поземельных сделках мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. 236, 246, 247, 252). Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. Прп. Павел Препростой, святители Варсонофий Тверской, Гурий и Герман Казанские, прп. Евдокия Московская. Икона. XX в. 3 февр. 1555 г. Г. стал архимандритом новоучрежденного свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , в Казань прибыл вместе с архиеп. Казанским св. Гурием и архим. св. Варсонофием (впосл. епископ Тверской). Г. активно занимался миссионерской деятельностью, к-рая охватывала нагорную (правобережье Волги) сторону Казанского края (св. Варсонофию было поручено христ.

http://pravenc.ru/text/164699.html

Однако в послании вел. кн. Василию III Иоанновичу , написанном прп. Иосифом перед кончиной (9 сент. 1515), где преподобный назвал 10 старейших иноков обители в качестве своих возможных преемников, имя Д. отсутствует (Послания Иосифа Волоцкого. С. 239-240). В предсмертной редакции «Устава», носящей характер завещания, прп. Иосиф также пишет, что не оставляет братии настоятеля (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 580). Это, возможно, указывает на осложнение отношений между Д. и основателем Волоколамского мон-ря в конце жизни последнего. Кроме того, имя Д. не встречается в актах Волоколамского мон-ря до того, как он стал игуменом. После смерти прп. Иосифа Д. был избран игуменом мон-ря, видимо, по желанию Василия III, являвшегося ктитором обители. Избрание могло быть следствием, с одной стороны, конфликта между прп. Иосифом и вел. князем, поддерживавшим в 10-х гг. XVI в. нестяжателей , с др. стороны, доверительных отношений, сложившихся между Василием III и Д. Об особом расположении к Д. вел. князя свидетельствуют щедрые пожалования последнего мон-рю, нетипичные для правительственной практики тех лет. В 1515 г. Василий III дал грамоты на ряд монастырских владений с очень широкими податными (освобождение от основных налогов) и судебными (право суда «опричь душегубства») привилегиями. В дек. 1517 г. Д. получил грамоту с аналогичными привилегиями на сделанные при нем приобретения мон-ря (АФЗХ. Ч. 2. С. 76-78. 79). Особыми грамотами Д. было дано право покупать беспошлинно в Русе 150 возов соли и беспошлинно продавать ту ее часть, к-рая не пойдет на монастырский обиход. Игумен получил разрешение беспошлинно хранить эту соль на пути в Новгородскую землю в с. Дегунине (АФЗХ. Ч. 2. С. 81. 82; С. 78. 80). Др. грамотой Д. получил право на беспошлинный провоз 200 возов товара, на беспошлинную продажу в Москве 200 возов хлеба и беспошлинную покупку на вырученные деньги нужных мон-рю товаров ( Баранов К. В. Новые акты Иосифо-Волоколамского монастыря кон. XV - нач. XVII в.//РД. 1998. Сб. 4. С. 28-29. 3).

http://pravenc.ru/text/171216.html

В нек-рых жизнеописаниях святителя утверждается, что он оказался в Волоколамском мон-ре при жизни прп. Иосифа, т. е. до 1515 г., и был им пострижен (в Житии, составленном сщмч. Ермогеном, такой информации нет). Более верным представляется предположение, что пострижение Григория произошло через неск. лет после смерти основателя Волоколамской обители. По Житию, Г. и свт. Варсонофий были сверстниками, т. е. Г. род. ок. 1495 г., поэтому по возрасту он не мог быть к 1513 г. «управителем» хозяйством кн. Пенкова. Кроме того, в кон. XVI в., когда сщмч. Ермоген составлял Житие святителей Варсонофия и Г., прп. Иосиф был уже канонизирован, и агиограф должен был отметить такой важный факт. В 1542/43 г. Г. стал игуменом Иосифова волоколамского мон-ря. Во время его управления обителью в ней были построены каменные оборонительные стены с башнями (в 1676-1685 на их месте сооружены сохранившиеся кирпичные стены), вырыт самый большой монастырский пруд (Гурьевский). Мон-рь продолжал расширять земельные владения за счет пожалований и покупок. Совершенствовалось делопроизводство, была заведена «Книга ключей». Под рук. Г. продолжалась работа по переписке книг, в 1545 г. по указанию настоятеля была составлена опись монастырской б-ки (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. С. 16-18, 24-41). Г. был хорошо знаком с царем Иоанном IV Васильевичем , был его собеседником. В 1551 г. святой оставил должность игумена и жил в мон-ре на покое (последний документ, где Г. назван игуменом Волоколамского мон-ря, датируется маем 1551, в дек. 1551 игуменом уже был Галактион - АФЗХ. Вып. 2. 232, 233). В 1554 г. Г. стал игуменом Селижаровского Свято-Троицкого мон-ря (согласно Житию, по воле Иоанна IV). На Соборе в нач. 1555 г. Г. был избран архипастырем новоучрежденной Казанской епархии (скорее всего по царскому указанию). Житие и летопись (ПСРЛ. Т. 13. С. 250) сообщают о том, что избрание Г. из 4 кандидатов совершилось по жребию. На Соборе было решено, что архиепископ Казанский и Свияжский по положению считается выше архиепископа Ростовского и равным архиепископу Новгородскому. Хиротония Г. состоялась 7 февр. (по офиц. летописи, 3 февр.) 1555 г. в московском Успенском соборе, ее возглавил митр. Московский и всея Руси свт. Макарий , к-рому сослужили 9 архиереев (всего в богослужении участвовали 76 священнослужителей). При хиротонии в соборе присутствовали Иоанн IV, его брат кн. Юрий Васильевич, кн. Владимир Андреевич и бывш. казанский хан Симеон, Боярская дума, служилые князья, множество дворян, польский и молдавский посланники, старцы афонского Хиландарского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Затем в И.-В. п. следуют рассказы, которые поведал автору прп. Иосиф Волоцкий. Они начинаются поучением иноку, пребывающему в общежительном мон-ре. Выделяется рассказ, возводимый в И.-В. п. к рассказу живописца Феодосия и его ученика Феодора, поведанному ими прп. Иосифу, о священнике-еретике, вылившем в печь Св. Дары, после чего жена еретика увидела в огне Отрока и услышала голос: «Ты Меня зде огню предаде, Аз тебе тамо вечному огню предам» (Там же. С. 85). Прп. Иосиф рассказывал, что прежде этого поступка, в ходе следствия о жидовствующих, этот священник-еретик был допрошен и раскаялся в ереси. Совершенное им вскоре кощунство по отношению к Св. Дарам свидетельствовало, по мысли прп. Иосифа, о неискренности покаяния жидовствующих, к-рое они приносили в ходе следствия о ереси. К рассказу брата прп. Иосифа Вассиана II (Санина) восходит повесть о выздоровлении тяжелобольного поселянина, отказавшегося обратиться к «чародеям» и исцелившегося по молитве к вмч. Никите , и о смерти тех, кто в той же местности «к волхвом ходиша». Далее в патерике рассказывается о видениях, бывших инокам Волоколамского мон-ря: нищему Илии, в иночестве Иринарху, иноку Елевферию Волынскому, к-рый «на всякой литургии у старца Иосифа прощение приимаше в помыслех», и др. Инок Досифей передает мнение прп. Иосифа о видениях: монах не должен стремиться к сверхъестественным откровениям, но обязан стараться приобрести добродетели послушания и смирения, по мере сил упражняться в телесных подвигах. В подтверждение слов прп. Иосифа Досифей рассказывает о подвигах умерщвления плоти и мужественного перенесения страданий насельниками Волоколамского мон-ря. Тему стойкости в страданиях продолжает переданный иноком Досифеем рассказ монаха Волоколамского мон-ря о. Никандра о том, как тот, будучи мирянином, был захвачен в плен в 1480 г. одним из приближенных хана Ахмата. Несмотря на пытки, христианин отказался бросить в огонь распятия, за что ему едва не отрубили голову, только бегство войска Ахмата спасло его от гибели. Чудом спасшийся Никандр отправился в Иосифов мон-рь «и пребысть в нем лето 40 и 3, всякую добродетель исправи». Отец Никандр рассказал также историю о сыне вдовы, воскресшем после молитвы к Богородице, в связи с чем автор И.-В. п. сделал отступление о том, что иногда те, кто выглядят мертвыми, на самом деле живы. Далее в патерике повествуется об исцелении дочери Б. Обобурова, в иночестве Пафнутия, и о братьях Голениных: о предсказании Иоанном (Голениным) смерти своего брата Семена, о пострижении младшего брата Андрея в Иосифовом мон-ре с именем Арсений, когда он «многое богатьство и села свои - все приложи к манастырю отца Иосифа, а прочее богатьство свое… разда рабом своим и нищим». Арсений (Голенин) установил ежегодное заупокойное поминание членов своего рода в Волоколамском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/673723.html

Как показал А. А. Зимин , Иосифов Волоколамский мон-рь пользовался большим авторитетом в среде местных вотчинников, прежде всего Волоцкого и Рузского уездов, охотно пополнявших мон-рь своими земельными вкладами. По подсчетам исследователя, значительный рост таких вкладов произошел в 60-х гг. XVI в., что отражало надежды представителей этого слоя найти в сложных ситуациях поддержку в знаменитой обители и свидетельствовало о признании высокого авторитета игумена. Уменьшение количества вкладов с нач. 70-х гг. следует связывать, как отметил Зимин, с указом 1572 г. о запрете земельных вкладов в богатые мон-ри. При обменах земель царь старался, чтобы благосостояние мон-ря не пострадало. 13 июня 1570 г. взамен взятых ранее в государев обиход монастырских угодий по царскому указанию мон-рю были выделены др. недвижимые владения (АЮ. С. 176. 158). В 1566-1568 гг. Волоколамской обителью управлял игум. Лаврентий (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), однако затем Л. вновь стал настоятелем мон-ря. Очевидно, Л. нек-рое время находился в Москве при царе и затем вернулся к своим обязанностям. В 1566 г. он прислал в Иосифов мон-рь 2 Евангелия, Апостол, Псалтирь следованную и Служебник (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 39-40, 146). По благословению Л. в 1567 г. для мон-ря был переписан Торжественник, содержащий поучения на весь год ( Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 91). В 1571 г. Л. дал вкладом в обитель печатное Евангелие, Псалтирь следованную, Служебник, Стихирарь и Ирмологий «в четверть дести и с уставом» (КЦДР. 1991. С. 40; см. также: Там же. С. 60, 87, 283). Позднее волоколамский игум. Евфимий (Турков) сделал во владычном Служебнике запись: «Служебник святаго боголюбиваго владыкы великого господина нашего Рязанскаго и Муромскаго епископа Леонида. Служити по нем единому игумену в соборе, а святого владыку поминати, доколе и церкви свята стоит, понеже велию веру стяжа к Богу и к Пречистеи Его Матери, и многими святыми образы златом и сребром украси, и книги божественыа написав…» ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 419; Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 13-14). В 1571 г. в Иосифов мон-рь «инок Захареи Безстужов сын боярскои новоторжец» дал вкладом сборник учительного содержания, к-рый Л. «приговорил отдати в село в кое ни буди» (КЦДР. 1991. С. 368).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

В 1953 г. увидела свет ст. «О политической доктрине Иосифа Волоцкого» (ТОДРЛ. Т. 9. С. 159-177), впосл. были опубликованы статьи: «Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря» (Зап. ОР ГБЛ. Вып. 38. М., 1977. С. 15-29), «Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.» (Из истории феодальной России: Статьи и очерки к 70-летию со дня рождения проф. В. В. Мавродина. Л., 1978. С. 77-84). В монографии, посвященной Волоколамскому мон-рю (Крупная феодальная вотчина. 1977), З. впервые рассмотрел основной состав вкладчиков, братии, слуг и «детенышей» обители с т. зр. их социального происхождения, в значительной степени повлиявшего на позицию духовной корпорации и в политической жизни, и в идеологической борьбе. З. подробно описал жизнь и творчество прп. Иосифа Волоцкого, историю строительства Волоколамского мон-ря ученый дополнил анализом 2 редакций общежительного устава, составленного прп. Иосифом. Переход Волоколамского мон-ря под патронат вел. кн. Василия III Иоанновича , как считал историк, привел к формулировке прп. Иосифом принципа: «Царь… властию… подобен есть вышнему Богу». Занесенная в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал З. в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере ученика прп. Иосифа митр. св. Макария . В этом же труде историк привел исчерпывающие биографии свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Я. С. Лурье З. издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря З. написал статьи, посвященные спорам иосифлян и нестяжателей («Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 198-208; Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства//Вопросы историографии и источниковедения. Каз., 1974. С. 87-103. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 121) и др.). В монографиях «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.)» (М., 1972) дана характеристика участия в гос.

http://pravenc.ru/text/199799.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010