Арх.: РГАДА. Ф. 1192. Оп. 3. Ч. 3. Д. 56а, 49/1757 г., 49/1759 г., 77/1759 г., 53/1759 г., 13/1782 г., 16/1786 г., 13/1787 г., 15/1786 г., 16/1786 г., 18/1789 г., 11/1794 г.; Оп. 4. Д. 5/1853 г., 3/1855 г., 5/1856 г., 7а/1860 г., 10/1860 г., 2/1862 г., 3/1865 г., 5/1902 г., 2/1909 г. Д. 13-17, 51, 21, 23, 65; Ф. 280. Оп. 3. Д. 211; Оп. 5. Д. 165; Оп. 6. Д. 113, 893; Оп. 7. Д. 98; Оп. 8. Д. 165; Оп. 11. Д. 190; Оп. 1. Ч. 2. Д. 14528; Оп. 20. Д. 1308, 1431; РГИА. Ф. 798. Оп. 35. Д. 421; Ф. 796. Оп. 65. Д. 295; Ф. 796. Оп. 133. Д. 697; ГАРФ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 935. Лит.: Леонид (Краснопевков), еп. Выписка из «Обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря/Сообщ.: еп. Дмитровский Леонид (Краснопевков)//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Отд. 5. С. 1-8; Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова Волоколамского второклассного мон-ря. М., 1887; Виноградов П. И., свящ. Летописи Волоколамского Иосифова мон-ря. М., 1898; Геронтий (Кургановский), архим. Волоколамский Иосифов второклассный муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Торопов С. А., Щепетов К. Н. Иосифо-Волоколамский монастырь. М., 1946; Павличенков В. И. Высотные сооружения в рус. ансамбле кон. XVII в.: Дис. М., 1950; он же. Ансамбль Иосифова Волоколамского мон-ря//Архит. наследство. М., 1958. Вып. 10. С. 127-152; Воронин Н. Н., Сахарова И. Г. Новые мат-лы об архит. ансамбле Иосифова-Волоколамского мон-ря//Там же. 1956. Вып. 6. С. 107-131; Белова Л. А., Суханова Э. В. Трапезная палата и ц. Богоявления Иосифо-Волоколамского мон-ря//Мат-лы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1979; Архитектурный ансамбль Иосифо Волоколамского монастыря: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Мат-лы науч.-практ. конф. 30-31 окт. 1986 г. М., 1989; Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря//Там же. С. 11-15; Steindorff L., hrsg. Speisungsbuch von Volokolamsk - Кормовая книга Иосифо-Волоколамского мон-ря. Köln; Weimar; W., 1998; Чижов В. Е. Чтения по истории для любознательных волоколамцев. М., 1998; Теряево//Памятники архитектуры Московской обл.: Иллюстр. науч. кат./Ред.: Е. Н. Подъяпольская. М., 1999. Вып. 1. С. 68-77; Егасова Н. А. Тринитарная идея в Успенском храме XV в. Иосифо-Волоколамского монастыря//Троицкие чт., 2003-2004 гг.: Мат-лы VII-VIII Троицких чт. Б. Вязёмы, 2004. С. 79-108; Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008; Чернов С. З. Некрополь Иосифо-Волоколамского монастыря в свете археол. исследований 2001 г.: Старый и новый приделы//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. 2008. С. 629-314.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Иосифо-Волоцкий монастырь готовится к открытию первого в России Музея Библии 28.06.2012 В Иосифо-Волоцком монастыре идет подготовка к открытию первого в России Музея Библии . Подобные музеи есть во многих странах мира – в США их около десятка, несколько в Израиле, Германии, есть в Голландии, Венгрии, Латвии. Само место для российского Музея выбрано не случайно – Иосифо-Волоцкий монастырь всегда считался одним из центров книжной культуры. Иосифо-Волоцкий монастырь, что под Волоколамском, без малого пять веков как будто готовился к тому, чтобы дать кров музею главной книги всех христиан. С момента основания его настоятель преподобный Иосиф Волоцкий неизменно поощрял братию к чтению и всякому учению, на несколько столетий вперед сделав обитель центром знания и просвещения. «В нашем монастыре практически у каждого монаха, помимо его прочих обязанностей, было вот это послушание: переписывание книг, – рассказывает пресс-секретарь Иосифо-Волоцкого монастыря послушник Максим. – И здесь собиралась богатейшая библиотека, к середине XVI века, то есть к началу книгопечатания на Руси, была одной из самых богатейших рукописных библиотек на Руси». Наместником монастыря в 90-е годы ХХ века был Владыка Питирим – главный издатель Русской православной церкви своего времени. Российский Музей Библии – его идея, в основе – его же собрание – сотни изданий, собиравшихся в течение всей жизни. В экспозиции представлена знаменитая Острожская Библия 1681 года из личной коллекции Владыки Питирима. Рядом – редкое московское издание с картой центра города XVII века, такое редко встречается. Еще одну Библию нынешний наместник Иосифо-Волоцкого монастыря отец Сергий привез из Рима – специально для создаваемого музея. Прежде в России увидеть Библии из разных времен, разных стран, столь разных оформлений было просто негде. Сейчас в трех залах рождающегося музея – сотни уникальных книг. Ирина Поздеева – научный руководитель проекта – каждую лелеет как дитя.

http://drevo-info.ru/news/13283.html

1911. Прил. С. 8-23; Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г./Публ.: Р. П. Дмитриева//КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. 1991. С. 24-41). К 2011 г. местонахождение этой описи неизвестно ( Шаромазов М. Н. «Наш», или «Покой»: (О времени создания описи Иосифо-Волоколамского мон-ря, опубл. В. Т. Георгиевским)//От Средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 571-586). Согласно 2-й описи (1573), составленной уставщиком Евфимием и книгохранителем Пафнутием (Рыковым), в монастыре насчитывалось ок. 1150 книг, из к-рых 32 печатные ( Казанский П. С. Опись книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г.//ЧОИДР. 1847. 7. Отд. 4. С. 1-16). Составление описи 1591 г. связывается с деятельностью старца Мисаила Безнина ( Дмитриева Р. П. Описи рукописей Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в.//КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. 1991. С. 20). По подсчетам Зимина, в описи учтено свыше 1050 рукописных и печатных книг, по подсчетам М. В. Кукушкиной - 952 рукописные и 12 печатных книг ( Зимин. Из истории собрания рукописных книг. 1977. С. 16; Кукушкина. 1999. С. 100). К кон. XVI в. И. В. м. обладал 3-м по величине собранием книг среди рус. обителей, уступая лишь Троице-Сергиеву и Кириллову Белозерскому мон-рям. В XVII в. книгописание в И. В. м. пришло в упадок. Некоторые рукописи были утрачены при осаде монастыря в годы Смуты, часть рукописей вынесена из обители иноками. Неск. книг из б-ки мон-ря было затребовано в Дворцовый приказ и в Патриаршую домовую казну (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 1. 4, 6. Л. 35). Известно о 4 описях XVII в.: 1637-1638, 1652, 1665, 1685 гг. Опись 1637-1638 гг. сохранилась в виде извлечений (РГАДА. Оп. 1. 5, 6, 10-12); единственной, сохранившейся целиком является опись 1652 г. (ГЛМ. 8655. Л. 61 об.- 78 об.; Морозов. 1999. С. 69). Сведения о др. описях и копия описи 1685 г. находятся в составе рукописи канд. сочинения студента МДА Н. Щукина (РГБ. Ф. 172. 437. 4). Архив и библиотека в XVIII - нач.

http://pravenc.ru/text/673721.html

XV - 1-й пол. XVI в.//ВИД. 1974. Т. 6. С. 107-125; он же. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980; Антонова В. И. Волоколамская Богоматерь//Очерки по рус. и сов. искусству: Ст., публ., хроника/Ред.: Т. М. Ковалевская. Л., 1974. С. 53-77; Либсон В. Я. Иосифо-Волоколамский мон-рь//Строительство и архитектура Москвы. 1983. 1; Плигузов А. И. Летописчик Иосифа Санина//Летописи и хроники. М., 1984. С. 174-186; он же. Вторая редакция минейного жития Иосифа Волоцкого//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. ст. М., 1984. С. 29-53; он же. Полемика в рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002; Турилов А. А. Собр. Иосифо-Волоколамского мон-ря (Ф. 113)//Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 137-152; Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. М., 1987; она же. Правосл. мон-ри 2-й пол. XV-XVI вв.//Монашество и мон-ри в России XI-XX вв. М., 2002. С. 81-115; Вдовина Л. Н. Крестьянская община и мон-рь в Центральной России в 1-й пол. XVIII в. М., 1988; Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря//Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Мат-лы науч. практ. конф. 30-31 окт. 1986 г. М., 1989. С. 11-15; Левашенко А. В. и др. Водолазные и геофизические обследования водоемов Иосифо-Волоколамского монастыря: (Малый пруд)//Комплексные методы исследования археол. источников: Мат-лы конф., 21-23 нояб. 1989 г. М., 1989. С. 37-38; Меняйло В. А. Идейно-художественные движения в рус. живописи кон. XV - 1-й пол. XVI вв.: По мат-лам Иосифо-Волоколамского мон-ря: АКД. М., 1991; она же. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волоколамского мон-ря в 1-й пол. XVI в.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 14-25; она же. Иконография прп. Иосифа Волоцкого в XVI-XVII вв.//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. С. 227-252; Steindorff L. Memoria in Altrussland: Untersuchungen zu den Formen christlicher Totensorge.

http://pravenc.ru/text/673721.html

421 Брак Василия III с Соломонией Сабуровой был бездетен. После развода с ней великого князя (1525) Соломонию постригли в Рождественском монастыре. В 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, однако и у нее детей не было около четырех лет. Иван Васильевич Грозный родился от этого брака 25 августа 1530 г. 422 Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Тихон происходил из боярского рода Зворыкиных, в 1509 г. был монастырским казначеем, входил в число соборных старцев, помогавших игумену управлять монастырем. О Тихоне Зворыкине упоминал Иосиф Волоцкий в своем послании к Василию Андреевичу Челяднину. Из этого источника известно, что Тихон Зворыкин подолгу жил в Москве и был вхож в митрополичьи покои. В августе 1530 г. он ездил из Москвы в Иосифо-Волоколамский монастырь с посланиями Василия III к игумену Нифонту Кормилицыну и соборному старцу Тихону Ленкову, где государь просил отпустить к великокняжескому двору старца Кассиана Босого, которого он выбрал в крестные отцы для сына Ивана. 423 Речь идет о Нифонте Кормилицыне, постриженнике и игумене Иосифо-Волоколамского монастыря (1522–1543), известном писателе и книгописце. Во время его игуменства в монастыре находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В 1533 г. Нифонт сопровождал в Москву смертельно больного Василия III и постригал его в схиму. В 1543–1554 гг. Нифонт был архимандритом Ново-Спасского монастыря; на церковном соборе 1549 г. выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки; в 1550 г. принимал участие в Казанском походе. В 1554 г. Нифонт был поставлен епископом Крутицким и Сарским. Последние годы жизни провел в Иосифо-Волоколамском монастыре, скончался в 1561 г. Нифонт Кормилицын работал по составлению сводной Кормчей; он был автором послания Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого»; возможно, ему принадлежат два рассказа о походах на Казань в 1550 и 1552 гг.; не исключено, что он мог быть причастен к созданию Жития Иоанна, мученика казанского. Во время игуменства в Иосифо-Волоколамском монастыре Нифонт «стремился не просто увеличить библиотеку, но собрать и сохранить в монастыре репертуар литературы, представляющей интерес для образованного круга иосифлян». После смерти Нифонта его личная библиотека, видимо, согласно желанию владельца, попала в монастырь, откуда начиналась его церковная карьера. См. подробнее: Дмитриева Р.П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности//Книжные центры Древней Руси... – С. 5, 10–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. А. Зимин в своей монографии “Крупная феодальная вотчина” привел правильное прочтение вкладной записи Феодосия, но не отметил, что в научной литературе существует ошибочное мнение 8 . Мы считаем, что выводы А. А. Зимина убедительно подтверждает “Послание…” Иосифа Волоцкого Борису Кутузову, в котором упомянут вклад Феодосия иконами Андрея Рублева, стоившими двадцать рублей 9 . Анализ текстов описи 1545 г., “древнего” синодика и вкладных книг позволили нам сделать вывод, что в XVI в. в Иосифо-Волоколамском монастыре вклады иконами Андрея Рублева сделали только три лица: иконописец Феодосий (ок. 1503 г.) 10 , архимандрит Пафнутьева-Боровского монастыря Касьян (1526–1542 гг.) 11 и архимандрит Симонова монастыря Алексей Ступишин (1561 г.) 12 . Где приобрели иконы Андрея Рублева эти лица, нам неизвестно, однако необходимо отметить, что у каждого из них была тесная связь как с Иосифо-Волоколамским, так и с московским Симоновым монастырем. Иконописец Феодосий принимал участие в письме икон Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря совместно со своим отцом Дионисием и братом Владимиром. Он выполнил роспись этого собора в 1503–1504 гг. и неоднократно приезжал в монастырь, так как был духовным сыном преподобного Иосифа 13 . Дионисий в 1467 г. расписывал собор Пафнутьева монастыря совместно с симоновским старцем Митрофаном, что подтверждает его старые семейные связи с Симоновым монастырем 14 . Личность архимандрита Касьяна в настоящий момент интересует довольно широкий круг исследователей, так как он был связан с преподобным Иосифом Волоцким и свт. Макарием, митрополитом Московским. Проследить за судьбой этого человека чрезвычайно сложно. Почти все древние документы Пафнутьева-Боровского монастыря погибли в пожарах, и нет никаких сведений о том, кто возглавлял этот монастырь между 1488 и 1531 гг. 15 . В описи имущества Иосифо-Волоколамского монастыря 1545 г. назван архимандрит Пафнутьева-Боровского монастыря Касьян, вложивший в монастырь четыре пядничные иконы, и архимандрит Симонова монастыря Касьян, давший Иосифову монастырю две книги 16 . В этой описи отмечено, что икону Мисаила Конина архимандриту Пафнутьева монастыря Касьяну дал архиепископ Новгородский Макарий, а в рукописи “Слова постнические Исаака Сирина” сохранились пометы о “замышлении” ее архимандритом симоновским Касьяном и о вкладе этой книги в Иосифов монастырь по архимандрите Касьяне владыкой Макарием 17 . Круг монашеских имен ограничен и устойчив. Возможно, что в первой половине XVI в. жили как архимандрит Касьян Пафнутьевский, так и архимандрит Касьян Симоновский. Однако мало вероятно, что оба они в период 1526–1542 гг. оказались на покое в Иосифо-Воло­коламском монастыре, и что каждому из них помог сделать вклад новгородский архиепископ свт. Макарий. Мы предполагаем, что в разных частях описи 1545 г. упомянуто одно лицо. К такому же выводу независимо от нас пришел архимандрит Макарий (Веретенников) 18 .

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

В Иосифо-Волоцком монастыре состоялась выставка-форум, приуроченная к принесению в обитель Волоколамской иконы Божией Матери 30 мая 2017 г. 11:18 27-28 мая 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Иосифо-Волоцком ставропигиальном мужском монастыре была проведена первая выставка-форум, организованная администрацией Волоколамского муниципального района совместно с предпринимательским сообществом. Организаторы ставят цель возродить традиции дореволюционных ежегодных ярмарок, приуроченных к церковным праздникам. Важным событием мероприятия стало принесение в монастырь чудотворной Волоколамской иконы Божией Матери из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. С 25 по 30 мая икона находилась в Успенском соборе обители, где ей поклонились сотни верующих. Накануне открытия выставки-форума, 26 мая, в конференц-зале монастыря состоялся круглый стол православных предпринимателей «Опора и созидание России» под председательством главы Волоколамского района Е.В. Гаврилова. В работе круглого стола принял участие наместник монастыря архимандрит Сергий (Воронков). Торжественное открытие выставки-форума состоялось 27 мая после Божественной литургии. В церемонии открытия приняли участие наместник Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий, глава Волоколамского района Е.В. Гаврилов, глава Теряевского округа С.И. Блохин, представители Правительства Московской области, гости из других районов Подмосковья и предприниматели. На выставке-ярмарке были представлены изделия народных промыслов, продукция фермерских хозяйств и предприятий Волоколамского района. 28 мая, Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, состоялся традиционный ежегодный крестный ход с иконой святителя Николая Чудотворца из Введенского храма с. Спирово в Иосифо-Волоцкий монастырь. Многочисленные паломники встречали икону у святых врат обители. Священноиноки монастыря и духовенство Волоколамского благочиния совершили молебное пение с акафистом святителю Николаю.

http://patriarchia.ru/db/text/4918800.ht...

начались богослужения. 29.12.1999 г. Иосифо-Волоколамский монастырь стал ставропигиальным. Иосиф Волоцкий (Санин Иван Иванович, 1439(40?)–09.09.1515) – игумен, церковный писатель и публицист, преподобный. Основал Успенский монастырь, позже получивший название Иосифо-Волоколамского. Боролся против ереси жидовствующих и являлся идеологом движения за владение монастырями значительной земельной собственностью. Известно его сочинение «Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих/Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого», которое хранилось в рукописных списках в разных российских монастырях (из них наиболее древняя рукопись в Соловецком монастыре). Впервые было издано в 1855 г. в Казани в качестве приложения к журналу «Православный собеседник». В 1591 г. причислен к лику святых. День памяти 9/22 сентября.) 188 (Архимандрит Геронтий – Геронтий (Кургановский Гавриил Михайлович, 1838–26.11.1903) – архимандрит, настоятель Иосифо-Волоколамского Успенского второклассного монастыря. Получил домашнее образование. В 1846 г. поступил послушником в Рождество-Богородицкий Задонский монастырь. В 1859 г. принял монашеский постриг, в 1863 г. рукоположен во иеромонаха. Пел в монастырском хоре, с 1861 по 1880 г. был его регентом. В 1899 г. возведенв сан архимандрита, назначен настоятелем Свято-Духова Новосильского монастыря. С 1902 г. настоятель Ферапонтова Лужецкого монастыря. С 22.03.1902 г. настоятель Иосифо-Волоколамского необщежительного монастыря (см.: Определение Св. Синода о назначении архимандрита Геронтия (Кургановского) настоятелем Иосифо-Волоколамского необщежительного монастыря 22 марта 1902 г.//МЦВед. 1902. 14 апр. Офиц. отд. С. 29). Автор исследований по истории ряда российских монастырей, знаток церковной музыки. Подробнее об архимандрите Геронтии (Кургановском) см.: Трейвас А.Л. Архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря Геронтий (Кургановский) как краевед и популяризатор церковно-исторической науки//История Волоколамского края и перспективы «Золотого наследия Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич отправил в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в поминовение Царевны Марии Иоанновны. Вкладная книга монастыря сообщает: « Прислал Царь и Государь Князь Великий Иван Васильевич всея Русии по своей дщери Царевне и Великой княжне Марии 100 рублев. Поминати ее доколе и манастырь Пречистыя стоит, ис повседневнаго списка ее не выгладити, да быти по ней двема кормом згоду на год марта 17, а другой на преставление декабря 8, а те денги пошли во ограду» . Если судить по данной записи Вкладной книги обители, то данное пожертвование Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича также пошло непосредственно на строительство стен Иосифо-Волоцкого монастыря. Октябрь. Из Иосифо-Волоцкого монастыря в Москву на Собор против иконоборческой ереси Матвея Башкина, были отправлены старец Филофей (Полев) и его сын Герман (Полев) будущий святитель архиепископ Казанский 23 октября. Освященный Собор Русской Церкви против иконоборческой ереси Матвея Башкина, близкой по содержанию к ереси жидовствующих и протестантизму. Матвей Башкин был осужден как еретик и отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь на строгое покаяние. Как отмечает современный русский историк, ересь Башкина и связанных с ним людей (братьев Борисовых, неких Игнатия и Фомы, старцев Исаакия, Артемия и Саввы), «представляла собой воспроизведение в новых исторических условиях «ереси жидовствующих». Не случайно с целью обличения еретиков на Собор была принесена книга Иосифа Волоцкого «Просветитель», направленная против «жидовствующих» . 1554 год. 27 февраля. Грамота от Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича волоцкому городовому приказчику Даниилу Абрамовичу Кононову о возврате Иосифо-Волоцкому монастыря игумену Галактиону отписанной на Государя монастырской деревни Черной в Хованском стане Волоцкого уезда . Май-Июнь. Благодарное паломничество Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича по монастырям в честь исцеления от смертельной болезни. В летописи сказано: « Лета 7061, месяца Майа, поехал Царь и Великий Князь Иван Василиевичь всея Русии и с своею Царицею и с сыном Царевичем Димитрием и з братом князем Юрьем Василиевичем помолитися по манастырем: к Живоначалной Троице, да оттоле в Дмитров по манастырем, на Песношу к Николе; да тут Государь сел в суды в Яхром-реке, да Яхромою в Дубну, да был у Пречистые в Медведеве пустыне, да Дубною в Волгу, да был Государь в Колязине монастыр у Макариа чюдотворца, да оттоле на Углечь у Покрова в манастыре, да оттоле на усть Шексны на Рыбную, да Шексною вверх к Кирилу чюдотворцу: да въ Кирилове манастыре Государь молебная совершив, учредив братию, да ездил един а в Ферапонтов монастыр и по пустыням, а Царица Великая Княгиня была в Кирилов монастыр. И оттоле Царь и Государь поиде опять Шексною вниз, да и Волгою вниз на Романов и в Ярославль; и в Ярославле Государь был у чюдотворцов, да поехал в Ростове и был у чюдотворцов, да в Переславль, к Живоначалной Троице; и приехал Государь к Москве месяца 3» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

В Иосифо-Волоцком монастыре состоялось празднование 525-летия основания обители Иосифо-Волоцкий монастырь 525-летие основания Иосифо-Волоцкого мужского монастыря было отмечено Патриаршим богослужением, состоявшемся в Успенском соборе обители, возведенном в XVII веке на месте маленькой церкви, выстроенной самим преподобным Иосифом. После Литургии Его Святейшество совершил молебное пение святому перед ракой с его честными мощами. В дар Святейшему Патриарху насельники обители преподнесли икону преподобного Иосифа Волоцкого с житием. В свою очередь священноархимандрит Иосифо-Волоцкого монастыря благословил братию иконой Божией Матери " Скоропослушница " . Он также пожелал Божией помощи и благословенных успехов в трудах исполняющему обязанности наместника обители архимандриту Феоктисту (Дорошко), наместнику Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Более пяти столетий назад в непроходимом лесу в окрестностях города Волока Ламского инок Иосиф - ученик и постриженник преподобного Пафнутия Боровского основал обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Происходивший из древнего боярского рода Саниных Иосиф вошел в историю Русской Церкви, как великий подвижник и крупный богослов, духовный писатель и публицист. Еще при его жизни Волоцкий монастырь превратился в крепость на северных подступах к столице и надолго стал одним из главных духовных и культурных центров Московского государства. Архитектурный ансамбль монастыря, сформировавшийся к концу XVIII века, является шедевром русского зодческого гения, не имеющим аналогов в России. К середине XVI века он становится одним из самых богатых монастырей на Руси. Серьезный удар по размеренному течению монастырской жизни, которая протекала по уставу, данному самим преподобным Иосифом, был нанесен в царствование императрицы Екатерины II, осуществившей в 1764 году изьятие церковных земель. Но, гораздо более трагические события довелось пережить древнему монастырю в XX веке, когда его постигла участь большинства православных храмов и обителей Руси - он был закрыт, разграблен и разорен. Возрождение прославленной обители после долгих десятилетий запустения было связано с деятельным участием митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, при котором она получила новую жизнь. С 1999 года Иосифо-Волоцкому мужскому монастырю присвоен статус ставропигии, его священноархимандритом является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10141.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010