часть Крови Христовой, часть Ризы Господней, часть Животворящего Древа. II. Мощи Христова века: часть младенца, от Ирода убиенного Христа ради; часть святого Предтечи Иоанна Крестителя, святого Первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола и Евангелиста Матфея, св. апостола Павла. III, Части мощей греческих Святителей: св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Иоанна Златоустог о, св; Василия епископа Амасийского, св. Михаила епископа Синадского, Священномученика Анфима, епископа Никомидиского, Священномученика Власия, епископа Севастийского, Священномученика Ианнуария епископа. IV. Части мощей Святителей российских: св. Михаила первого митрополита Киевского, св. Симона епископа Суздальского, св. Ефрема епископа Переяславского, св. Исайи епископа Ростовского, св. Нифонта епископа Новогородского. V. Части мощей греческих Великомучеников Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеимона, Иоанна Сочавского (Молдавского); Мучеников: Космы Бессребреника, Иакова Персянина, Трифона, Севастиана, Мирона, Преподобномученика Лукиана пресвитера Антиохийского. VI. Великомучениц греческих: Феклы Первомученицы, Варвары, Марины; Мучениц: Ефимии, Параскевы, Фотинии. VII. Преподобных греческих Макария Египетского , Ефрема Сирина , Илариона Великого, Иоанна Дамаскина Марка Фряческого, Ксенофонта; Преподобных российских Киево-Печерских: Николы Святоши князя Черниговского, Поликарпа архимандрита Печерского, Никона игумена Печерского, Варлаама игумена Печерского, Нестора летописца, Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима просфорника, Дамиана Целебника, Феодора Молчаливого, Григория иконописца, Кукши, Марка гробокопателя, Феофана Постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки эконома Печерского, Афанасия затворника, Исаака затворника, Еразма, Илариона схимника, Евфимия схимника, Силуана схимника, Онисифора; Арсения Трудолюбивого, Лаврентия затворника, Григория Чудотворца , Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логгина вратаря, Агапита врача, Нестора не книжного, Зинона постника, Спиридона просфорника, Сергия Послушливого, Павла Послушливого, Онуфра Молчаливого, Ильи Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна Постника , Мартирия диакона, Анастасия диакона, Макария диакона и Евфросинии игумении Полотской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В руках преподобных Ильи Муромца и Иосифа Многоболезненного всякому должно видеть не иной молитвенный крест, как употребляемый Православною Церковию. Кто сам хочет удостовериться в положении означенных рук, тот во всякое время сам может отправиться на место и удостовериться безвозбранно. з) Свидетельство от св. икон Это свидетельство, почитаемое вашими наставниками особенно сильным, тоже не имеет силы. Ибо а) Стоглавный Собор не привел сего свидетельства в доказательство истины своего, положенного в 51 главе, определения о перстосложении для крестного знамения. Если бы св. иконы, бывшие во время Стоглавного Собора, согласно свидетельствовали в пользу двуперстного сложения для крестного знамения, то Стоглавный Собор непременно сослался бы на них, но он сего не сделал. Следовательно, бывшие в его время св. иконы не представляли твердого и надежного свидетельства в пользу двуперстного сложения. Стоглавный Собор, говорим, непременно сослался бы на св. иконы в доказательство древности двуперстного сложения для крестного знамения, потому что этот Собор пред самым рассуждением о перстосложении для крестного знамения, обращал на св. иконы неоднократное и продолжительное внимание. Иконы были в его внимании не только при рассуждении о писании икон, как значится в 27 главе Стоглавника, но и тогда, как видно из 28 главы Стоглавника, когда рассуждали о неисправности церковных книг.   б) Многие истинно древние св. иконы, какие имеем, более или менее уже поправлены, и прежнего своего вида не имеют. Так должно полагать частию по времени, которое нигде не оставляет красок неизменяемыми, и частию по ясному требованию исправления старых икон Стоглавным Собором, или по крайней мере духом тогдашнего времени. В 27 главе Стоглавника Протопопам и Священникам ясно было предписано: «Которые будут св. иконы состарелися, и тех велите иконником починивати». А в 28 главе им же снова предписано так: «И вы бы о всех предреченных в церковных чинех, и о честных иконах и о св. книгах, о всем том потщалися совершити». Но иконы, поправленные после Стоглавного Собора, поправлены были, без сомнения, согласно с определением Стоглавного Собора касательно перстосложения для крестного знамения; ибо на перстосложение для крестного знамения, несогласное с его определением, он положил проклятие.  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Черниговского, Григория Чудотворца , Матвея Прозорливого, Алипия иконописца, Спиридона Просфорника и Анатолия; в трапезе: Исаии Чудотворца, Авраамия трудолюбивого, Нифонта Епископа Новгородского, Сильвестра, Григория иконописца, Пимена постника и Онуфрия молчаливого; по выходе из трапезы: Сисоя, Феофила, Арефы, Авраамия и Исаакия затворников, Онисифора исповедника, Симона Епископа Суздальского, Никона Игумена Печерского, Феофана постника, Макария иконописца, Анастасия диакона, 11-ти каменоздателей Печерской церкви, Илии Муромца, мученика Иоанна младенца и Никона сухого. – В дальней пещере церкви: 12) Благовещения Богородицы, (современная устройству самих пещер) где мощи: Евфросинии Княжны Полоцкой, Кассиана затворника, Арсения трудолюбивого; а при выходя из церкви: Евфимия Схимника, Вениамина, Тита воина, Ахила диакона и Меркурия постника. – 13) Успения Преподобного Феодосия, в которой почивают мощи: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия Канонарха, Зария Постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца и Игнатия Архимандрита; тут же находится гроб св. Феодосия, в котором он был погребен; сверх того, мироточивая глава одного из Угодников Божиих. – 14) Рождества Христова, в которой почивают мощи: Логгина вратаря, Моисея Чудотворца, Лаврентия затворника, Иллариона схимника, Пафнутия затворника, Мартирия диакона, Феодора Князя Острожского, Афанасия затворника, Дионисия затворника, Феофила Архиепископа Новгородского, Зинона постника, Григория Чудотворца , Ипатия целебника, Лукиана священномученика, Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя схимника, Нестора некнижного, Павла затворника, Феодора молчаливого, Софрония затворника, Пагкратия Иеромонаха, Анатолия затворника, Аммона затворника, Мардария, Пиора затворника, Мартирия затворника, Руфа затворника, Геронтия канонарха и Паисия; сверх того, здесь же находятся: часть мощей одного из младенцев, избиенных от Ирода, принесенная в Лавру в 1620 году Феофаном Патриархом Иерусалимским, и 30 мироточивых глав разных Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Тимофей доносил Синоду, что у мощей Марка гробокопателя не доставало правой руки, а у преп. Моисея Угрина, Илии Муромца, Иосифа и Пимена многоболезненного руки с треперстным сложением), 545 (дело 1721 г. об архим. Иоанникии Сенютовиче, забравшим рогат. скот и лошадей от Нежин. жителей), 675 (дело 1721 г. о присылке из м-ря ученых монахов для Слав.-Латин. Москов. школ; архим. Иоанникий), приложен. к I т., CXLI, XX (духовная митроп. Смолен. Варлаама); III, 1723 г., 120 (иером. Иоиль Алекс.-Нев. м-ря определен за хромотою его в Киев.-Печер.-Троиц. больнич. м-рь), 216 (доношение Киев. архиеп. Варлаама на архим. о посвящении священн. в свои вотчины), 370 (перевод за старостью монаха Алекс.-Нев. м-ря Афанасия Черкасока в Киев.-Печер.-Троиц. м-рь), 404 (дело об истребов. от архим. Иннокентия ведомостей о монахах), 430 (дело о сборе в церкв. денег в кошельки), 479 (доношение иером. Ионафтана о даче ему кормовых денег); IV, 1724 г., 305 (донош. архим. Иоанникия о кончине архиеп. Романского и Галацкого Пахомия), 380 (дело о монахе Костулы за ложный донос на архим. Иоанникия); VI, 1726 г., 50 (прошение игум. Троиц. больничного м-ря Иоиля об отпуске из Киева; архим. Иоанникий), 170 (доношение архим. Иоанникия об освидетельствов. напечатанных в Киевопечер. типографии книг), 175 (построение церквей в новопоселенных монаст. слободах), 382 (прошение иеромон. Енната и иеродиак. Полиена о постригании в монахи м-ря ученых и мастеров. людей), 412 (прошение архим. Иоанникия о келейном имуществе игумена Пустын. Николаев. м-ря Христофора, принявшего здесь иночество в 1700 г. от архим. Иоасафа Кроковского), 493 (челобитье Киево-Печер. Троиц. больнич. м-ря игум. Иоиля на Киево-пещерного начальника иеросхимонаха Романа Кону), 523 (прошение иеромон. Евната и иеродиак. Полиена о напечатании повечерника, молитвослова, акафиста и служебника), 525 (дело о форме сношения с Малоросс. Коллегиею, архимандр. м-ря и Киев. архиепископом); VII, 1727 г., 4 (еписк. Переяслав. Кирилл Шумлянский, скончавшийся в 1726 г., погребен в м-ре), 111 (сюда уволен на покой по болезни префект Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Симона, Епископа Суздальского, св. Ефрема, Епископа Переяславского, св. Исайи, Епископа Ростовского, св. Нифонта, Епископа Новгородского; 5) части Мощей Греческих великомучеников: Георгия, Прокопия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата, Артемия, Пантелеймона, Иоанна Сочавского (Молдавского); мучеников: Космы Бессребреника, Иакова Персиянина, Трифона, Севастиана, Мирона, Преподобномученика Лукиана, Пресвитера Антиохийского; 6) Великомучениц Греческих: Феклы Первомученицы, Варвары, Марины; мучениц: Евфимии, Параскевы, Фотины; 7) Преподобных Греческих: Макария Египетского , Ефрема Сирина , Илариона Великого, Иоанна Дамаскина , Марка Фраческого, Ксенофонта; 8) Преподобных Российских Киево-Печерских: Николы Святоши, Князя Черниговского, Поликарпа, Архимандрита Печерского, Никона, Игумена Печерского, Варлаама, Игумена Печерского, Нестора Летописца , Иоанна Многострадального, Никона, Анатолия, Никодима Просфорника, Дамиана Целебника, Феодора Молчаливого, Григория Иконописца, Кукши, Марка Гробокопателя, Феофана Постника, Авраамия, Феодора, Иосифа, Никона Сухого, Луки, Эконома Печерского, Афанасия Затворника, Исаакия Затворника, Ефрема, Нектария, Захарии, Иллариона Схимника, Евфимия Схимника, Силуана Схимника, Онисифора, Арсения Трудолюбивого, Лаврентия Затворника, Григория Чудотворца , Прохора Чудотворца, Феофила Чудотворца, Иоанна Чудотворца, Тита, Агафона, Паисия, Логина Вратаря, Агапита Врача, Нестора Некнижного, Зинона Постника, Спиридона Просфорника, Сергия Послушливого, Павла Послушливого, Онуфрия Молчаливого, Илии Муромца, Пимена Многоболезненного, Иоанна Постника , Мартирия Диакона, Макария Диакона и Ефросинии, Игуменьи Полоцкой; 9) В особом ковчеге положены Мощи св. Благоверного Царя Константина великого , св. Благоверного Князя Владимира Святославича Киевского, св. великомученицы Варвары левая рука, раздробленная и серебром окованная, Священномученика Харлампия, Священномученика Фоки, Крест, в коем животворящее Древо и разные Мощи, преподобного Ефрема Сирина , левая рука неизвестного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Находясь в России, старец Афанасий не терял духовной связи с Нямецким монастырем. Он состоял в переписке с настоятелем старцем Софронием, скорбел по уставу и традициям Нямецкого монастыря, имел вопросы к своему духовному наставнику. Схимонах Афанасий получил от старца Софрония «Житие старца Паисия Величковского » и некоторые его писания, которые впоследствии оказались в Оптиной пустыни и в 1847 г. были изданы в Москве 92 . Скончался старец Афанасий в 1811 г. на руках своего друга схимонаха Афанасия (Захарова) в Свенском монастыре, там же был и погребен. 2.7 Схимонах Павел Сведений о схимонахе Павле сохранилось не очень много. Известно, что он был учеником и постриженником старца Паисия Величковского . Вышел он в Россию из Нямецкого монастыря в начале царствования Александра I, поселился в Симонове монастыре, где проводил подвижническую жизнь 93 . Старец Павел был наставником иеромонаха Иосифа в подвиге умного делания. За девять лет до смерти старец впал в расслабление, в котором пребывал недвижимо до самой смерти в 1825 г. Старец Павел с великим терпением переносил тяжкую болезнь, которая его сделала назидательным и полезным для всех приходивших к нему посетителей. И за его безропотное терпение Бог прославил после смерти – тысячи московских жителей, узнав о его преставлении, в продолжение трех дней приходили отдать последний долг многоболезненному старцу. Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Московский изволил лично почтить 96-летнего старца торжественным отпеванием. И по воле Владыки Филарета схимонах Павел был погребен в нижнем этаже под алтарем Сергиевской Церкви 94 . 2.8 Монах Феофан (Оптина пустынь) Ученик прп. Паисия, монах Феофан, одним из первых, еще в 1800 г., принес в Оптину пустынь учение великого старца Паисия. Феофан, до пострижения Феодор Талунин, уроженец Владимирской губернии, был на службе Черноморского Казацкого войска, но по болезни вышел в отставку в 1791 г. Некоторое время находился в Софрониевой пустыни у архимандрита Феодосия, из нее вышел в Молдавию, где обучался монашеству у старца Паисия, проходя послушание со строгим отвержением воли 95 . По кончине старца Паисия вернулся в Россию, и в 1800 г. поступил в Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

III. Память св. печерских угодников почивающих в дальней пещере (пр. Феодосия): Моисея чудотворца, Лаврентия , подвизавшегося в затворе, Илариона схимника, Пафнутия , почивающего в затворе, Мартирия диакона, Феодора князя острожского, Афанасия , почивающего в затворе, Дионисия , почивающего в затворе, Феофила , еп. новгородского, коего мощи в раке († ок. 1480 г.) затворены, Зинона постника, Григория чудотворца, Ипатия врача и целебника, Лукиана священномученика (при Батые в 1239 г.), Иосифа многоболезненного, Павла послушливого, Сисоя ехимника, Нестора некнижного, Памвы , почивающего в затворе († 1241), Феодора молчаливого, Софрония , почивающего в затворе, Панкратия иеромонаха, почивающего в затворе, Анатолия , почивающего в затворе, Аммона , почивающего в затворе, Мардария , почивающего в затворе, Пиора , почивающего в затворе, Мартирия , почивающего в затворе, Руфа , почивающего в затворе в церкви Благовещения в тех же пещерах: пр. Вениамина , пр. Евфросинии игумении полоцкия; по выходе из церкви: пр. Кассиана , почивающего в затворе, Арсения трудолюбивого, Евфимия схимника, Тита воина, Ахилы диакона, Паисия, Меркурия постника; в церкви пр. Феодосия: Макария диакона, Пимена постника, Леонтия канонарха печерского, Геронтия канонарха печерского, Захарии постника, Силуана схимника, Агафона чудотворца, Игнатия архимандрита печерского (с 1435 г.); в церкви Рождества Христова пр. Лонгина , вратаря печерского. Всех же пр. в пещере пр. Феодосия почивающих 45, из них видимо почивающих 32 и в затворе 13. Собор их празднуется 28 августа и кроме того во 2 неделю великого поста вместе с собором пр. отец Антониевой или ближней пещеры. У преосв. Филарета, на основании рукописных святцев и памятников, представляются еще памяти почивавших или невидимо почивающих в Феодосиевой пещере: Илариона митрополита киевского († 1066), Амфилохия , еп. Владимира волынского († 1122 г.). Симеона , еп. переславского, † 1239 (в Указателе, Погод. и 209 рязанского Переяславля), Тимофея, игумена лавры (1127 –1132), Досифея (в схиме Феодосия), игумена до 1219 г., Акиндина , преемника его с 1219 г., старцев Евлогия, Даниила. Сн. 22 сент. о преподобных Антониевой пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

С этой минуты сердце Мартирия только и жаждало посетить пустыню, указанную Богом Авраамию. С неустрашимым рвением стал он молиться Царице Небесной, да управит его путь, и решился просить благословения на свой подвиг от настоятеля. Оно было дано и Мартирий, изготовив две малые одинаковой меры иконы, одну Пресвятые Живоначальные Троицы, другую Пресвятые Богородицы, Одигитрии Тихвинские, списанную с иконы чудотворной, отправился по данному указанию. На пути к пустыне, около пяти верст не доходя до нее, находилось селение Бабурино. Здесь Мартирий сведал от одного из поселян, по имени – Иосифа, подробно о месте, к которому направлялся и убедил его провести туда. Едва заметною тропою, миновав обширные, опасные и топкие мхи, Мартирий с проводником достиг пустыни, возвышавшейся красивым зеленым островом среди лесистой топи и, за этою трудно-проницаемою оградою, как бы нарочно укрытой для иноческого безмолвия. Мартирий убедился, что во истину сам Бог привел его сюда и не напрасно с слезами благодарности повторял слова Пророка, «се удалихся бегая и водворихся в пустыне, чаях Бог спасающего мя». Преподобный здесь и остался. Крестьянин Иосиф, указав место, где должны были начаться иноческие подвиги Мартирия, думал уже удалиться; но преподобный, отпуская его, объявил, по внушению Духа, открывающего безвестная и тайная, что его ожидает искушение, потому в его отсутствие из дома, Богу угодно было послать мученический венец дочери его, утонувшей в колодезе при черпании воды, и в тоже время он потерял вола, который погиб, быв приподнят, как вилами, меж ветвей высокого дерева. Таким образом при самом вступлении в пустыню, которую Мартирий призывался освятить своею жизнию и нетлением в ней, ему даровалась благодать прозорливости, о которой конечно, не мог уже не возглашать при всяком случае крестьянин Иосиф, понесший крест терпения, проводник Мартирия. Жестоко, многоболезненно и всецело посвящено было Богу житие Мартирия в этой дикой и угрюмой пустыне. Ни дикость места и суровость хладных здесь испарений, ни лишения в самонужнейшем, ни дикие звери этой местности, ни козни врага не могли поколебать доблестного воина Христова, в котором не было ни робости, ни уныния.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В одной из статей этого сборника, среди разных анафематств, написано: „аще кто не крестится треми персты, да будеть проклят». б) Другое письменное свидетельство находится в житии преп. Александра Ошевенского, написанном в 1567 г. Составитель жития, ученик преп. Александра, иеромонах Феодосий, рассказывает о видении ему преподобного во сне, после которого он пронулся и заметил, что десная его рука ослабела. Три же перста верхних , говорит он: едва возмогох вместо содвигнути , иже на лице своем крестное знамение воображати; два же перста нижних ко длани прикорчишася « (Вып. Озер. ч. II, стр. 347). в) Есть указание на троеперстие и в старопечатных книгах. Так в Б. Катихизисе на вопрос, как следует полагать на себе крест и знаменаться им дается такой ответ: «сице знаменаемся им: сложивше убо три персты десная руки , и возлагаем на чело, таже на животе и на десное на левое рамо» (л. 5 об.). В М. Катехизисе, напеч. в Киеве в 1645 г., также повелевается полагать на себе крестное знамение „рукою правою, три палыцы зложивши“. г) Наконец, если обратимся к вещественным памятникам, то и в них найдет свидельства в пользу троеперстия. В киевских пещерах нетленно почивают мощи св. подвижников 11 – 12 вв., именно: преп. Ильи Муромца, Иосифа Многоболезненного, Алипия иконописца, у которых три первых перста правой руки соединены хотя не равно, но вместе, а два последние – безыменный и мизинец пригнуты к ладони, и преп. Спиридона просфорника, у которого три первые перста соединены даже совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони. В Мрсковском Успенском соборе над ракою св. Феогноста находится икона ростовских святителей: Леонтия, Исаии и Игнатия, стоящих в молитвенном положении. У свят. Леонтия и Игнатия (у Исаии правая рука скрыта за св. Леонтием) правые руки изображены с явственным троеперстным сложением. Такая же икона находится в ростовском соборе на одном из столбов в числе древних мелких икон. Там же ест икона ярославских чудотворцев: на ней у св. кн. Константина правая рука сложена троеперстно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Агафона Чудотворца, Лонгина Вратаря, Захарии Постника, Евфросинии Полоцкой, мч. Иоанна Воина, преподобных Илариона и Силуана схимников, сщмч. Лукиана, преподобных Иосифа Многоболезненного, Пимена Постника, св. отрока Леонтия, канонархов, преподобных Ипатия Целебника, Паисия, Меркурия Постника, Макария диакона, Сисоя схимника, Нестора Летописца, Ахиллы диакона, Мартирия затворника (Опись 1877 г. Л. 42, 43 об.). Графическим свидетельством стенописи ц. прп. Феодосия являются рисунки К. П. Мазера. В описании ц. Благовещения Пресв. Богородицы за 1877 г. упоминается, что стены и своды храма были расписаны масляными красками; в алтаре «…над престолом - Святой Дух; с правой стороны изображены прп. Феофил, еп. Новгородский, Игнатий, архимандрит Печерский, и Моисей-чудотворец; с левой - архангел Гавриил, прп. Анатолий и Памва затворники», в наосе на стенах «…в рост по правую сторону - отроки Леонтий и Геронтий, канонархи Печерские, с дополнением написанных между ними на столе скрижалей завета, Антоний Печерский; по левую сторону - Николай-чудотворец, Феодосий и Тит Воин. На задней стене - прп. Амон затворник (в углублении), прп. Евфросиния Полоцкая, на железной доске, мерою 2 аршина, напротив ее раки. За северной дверью иконостаса под аркой изображены преподобные-затворники: Пагкратий священник, Дионисий, Сафоний и Пафнутий. На земляном столбе под аркой же - Арсений Трудолюбивый и Феодор, князь Острожский; на другой стороне столба - Кассиан и Лаврентий затворники и Евфимий схимник (напротив его раки). На задней стороне земляного столба - Руф и Мартирий затворник, а напротив них на западной стене - изображение Вениамина (напротив его раки)» (Там же. Л. 36 об., 37). О масштабном живописном убранстве Благовещенской ц., существовавшем еще во 2-й пол. XIX в., можно судить лишь по образу Тита Воина. Еще один сохранившийся образ - прп. Евфросинии - написан на стене, а не на металле и, по сведениям В. А. Шиденко, был создан худож. В. Д. Сониным в нач. XX в. ( Шиденко. 2008. С. 98). В документе «О возобновлении в церкви преподобного Феодосия в Дальних пещерах иконостаса» (ЦГИАК.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010