Кирилл уверял, что он сам видел эту десницу и нашёл ея перстосложение более подходящим к двуперстию, только теперь персты разошлись от смертного бессилия. Но в рассуждении о сложении перстов у свв. Ильи Муромца и Иосифа многоболезненного 388 о. Кирилл остался совершенно безответным. Если принимать во внимание, сказали мы, что смертная немощь, как сами вы говорите разгибает персты, то на означенных десницах два нижние перста, только несколько склоняемые в двуперстии к большому пальцу, совершенно должны были бы выпрямиться, а между тем из приложенного изображения мы видим, что эти персты очень близко ко длани пригбены, что только бывает в троеперстии. 389 О. Кирилл после этого видимо заподозрил верность приложенных изображений. В доказательство древности употребления троеперстия мы сослались, между прочим, на известное сказание из жизни м. Ионы, когда в сонном состоянии он держал руку над своей головой так, «якоже благословляше ею». Этот аргумент представлялся нам неопровержимым. У о. Павла он также приводится, как несомненное доказательство того, что для благословения и для молитвы существовало у нас в древности два совершенно различных перстосложения. А между тем, к великому удивлению, о. Кирилл лишил его всякой доказательности. Благословляющей рука казалась не потому, сказал он, что имела именословное сложение перстов, но потому, что она была согбена над главой Ионы, как и пишется: «во время сна десную свою руку на главе своей держаше согбену, яко благословляше ею». Как известно, даже такой хитроумный защитник раскола, как Денисов, намеренно умолчал об этом свидетельстве, не имея возможности перетолковать его в свою пользу. Но с чем когда то не могла справиться артистически бессовестная ловкость Денисова, то теперь свободно обезоруживают даже слабые начетчики раскола. Совершенно безответными оставались наши собеседники, когда в рассуждении относительно обрядовых разностей мы становились на рекомендуемую о. Павлом точку зрения, именно – составляют ли эти разности изменения догматические, из-за которых можно было бы ратовать и разделяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Степень вторый. Великого князя Ярослава Свидетельства этой степени должны иметь весьма большую важность, как свидетельства времени, ближайшего к св. князю Владимиру и крещению русской земли. Но Денисов, как и следовало ожидать, не указал от этого времени никаких утвердительных свидетельств в пользу двуперстия. Он привёл лишь два свидетельства от св. мощей почивающих в киевских пещерах угодников – преподобного Ильи Муромца и преподобного Иосифа Многоболезненного. Эти свидетельства действительно важны, как близкие ко времени крещения Руси и потому могущие служить показанием, как тогда христиане полагали на себе крестное знамение 26 . Но служат они не в пользу двуперстия, а более в пользу троеперстного сложения. Десница преподобного Илии Муромца в Поморских Ответах изображена заднею от длани стороною и хотя показывается якобы двуперстно сложенною, но всё же нельзя видеть, к которым перстам приложен здесь великий перст: к двум ли малым или к двум другим. А в книге «Обличение неправды раскольнической» изображена и другая страна десницы Илии Муромца, и здесь уже ясно показывается, что великий перст приложен к двум верхним перстам, и, следовательно, рука имеет не двуперстное сложение, но троеперстное; и верность этого изображения засвидетельствована подписью блюстителя Антониевских пещер, где почивают мощи преп. Илии. А рука преп. Иосифа Многоболезненного хотя в Поморских Ответах и изображена двуперстно сложенною, но изображение это неправильно, – напротив, в точном её изображении, приложенном к той же книге «Обличение», она имеет такое же троеперстное сложение, как и десница преп. Илии, и изображение это также засвидетельствовано подписью блюстителя пещер преп. Феодосия, где почивают мощи Иосифа Многоболезненного. Итак, приведённые Денисовым свидетельства от мощей двух печерских угодников показывают, что во времена сих святых, близкие к крещению Руси, у нас было в употреблении не двуперстие, а троеперстие, и это удостоверяется ещё мощами современного им 27 в киевских же пещерах почивающего преподобного Спиридона просфирника, у которого десница сложена троеперстно, о чём мы свидетельствовать можем, как самовидцы. Если же из сих свидетельств видно, что с начала крещения русской земли православные русские новокрещённые люди полагали на себе крестное знамение тремя первыми перстами, согласно тому, как тогда полагали в Греции по свидетельству Минологиона, то, значит, для благословения употребляли святители и священники именословное перстосложение, как об этом и свидетельствуют указанные нами в созданных св. Владимиром и сыном его Ярославом киевских церквах изображения Спасителя и святых с именословным перстосложением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

в) Больший и важнейший Собор, на котором были три православные Патриарха, имевшие полномочие от двух остальных Восточных Патриархов, в 1667 году признал означенное определение Стоглавного Собора о перстосложении для крестного знамения и благословения писанным неразсудно, простотою и невежеством, и положенное на нем проклятие на крестящихся треперстно как положенное также без разсуждения и неправедно, отменил 955 . г) За всем сим Стоглавный Собор для крестного знамения и благословения сперва требует сложения не двух перстов, как требовали ваши предки и как требуете вы, но пяти перстов. Он говорит: «ко крестному воображению большой палец да два нижних во едино совокупи, а верхний перст с средним совокули, простер, мало нагнув». Но сказав такие слова, Стогл. Собор тотчас, сам себе противореча, говорит: «тако благословити Святителем и Иереом, и на себя крестное знамение рукою возлагати двема персты». Такое доказательство только стыдит само себя, и истинно ничтожно. ж) Свидетельство от св. Мощей преп. Илии Муромца и Иосифа многоболезненного, почивающих в пещерах Киевских. Писатель Поморских ответов говорит именно так: «В пещере преподобного Феодосия почивает нетленен Илия Муромец, на персех согбене руце в десней руце сложены имея персты, якоже знаменуются, двема перстома. В той же пещере почивает преподобный Иосиф многоболезненный, руце имея на персех согбене, в деснице сложение перст имеет три персты, палец с двема совокуплены, а указательный и средний сложена якоже знаменаемся» 956 . Это свидетельство также не доказывает того, что хотят им доказать ваши наставники. Ибо у обеих означенных рук большой перст не сложен, по вашему, с четвертым и пятым, а напротив того он у обоих преподобных лежит среди перстов среднего и указательного, именно так: Таким образом ясно, что у обоих преподобных, Ильи Муромца и Иосифа Многоболезненного, во время их жизни, персты слагались для молитвенного креста точно так, как они слагаются в Православной Церкви ныне. Теперь у их рук надлежащего перстосложения нет, явно, только потому, что смерть, обыкновенно выпрямляющая у своих жертв все члены, выпрямила указательный и средний перст и у сих преподобных посему и отделила их от перста большого, который впрочем лежит наклонно к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

§ 2. Показание о Святых Отцах по обычаю Святой Восточной Церкви молившихся троеперстным сложением еще в древнейшие времена, за многие столетия до Святейшего Никона Московского Патриарха, мы имеем у нетленных мощей Угодников Божиих, почивающих в пещерах Киевопечерской Лавры на вскрытии, а именно: у Преподобных Отцов Илии Муромца 34 и у Иосифа Многоболезненного. Еще у Алимпия Иконописца, скончавшегося во II столетии по P.X. – У сих Отцов на персех лежащие руки, сложение имеют троеперстное, так как и ныне все православные Христиане слагают. Вот ясные и достоверные признаки, что в древния времена все православные Христиане молились троеперстным сложением, а не двуперстным. " Сверх 35 сего указываю тебе на руку мощей Преподобнаго Спиридона Просфорника, преставившегося в 12 столетии, почивающего открыто в ближних пещерах Киевопечерской Лавры. Три первые перста руки его совершенно сложены православным молитвенным перстосложением, а два последние пригнуты. Достоверный самовидец сей святыни, который мне недавно о ней писал, видно знает недоверчивость глаголемых старообрядцев, и опасается, чтобы не сказали, не изменено ли сие перстосложение каким-нибудь образом: потому, в отвращение сего подозрения он прибавляет, что сия рука сложена крепко: и что если бы кто захотел дать иное положение перстам её, тот, вероятно, скорее бы переломил их, нежели исполнил бы желаемое. Такое состояние руки показывает, что ея перстосложение остается доныне точно так, как оно было при кончине Преподобнаго, по обычному употреблению онаго в молитве. Вот тебе доказательство очевидное. Изволь идти, и смотреть.» До зде из Христианского Чтения. Нетленныя мощи Преподобных Отец покоятся: Иосифа Многоболезненного в дальних, Илии Муромца и Алимпия Иконописца – в ближних пещерах. § 3. О Угодниках Божиих, бывших после Никона Патриарха Московскаго, молившихся троеперстным сложением, которых по смерти, по законном церковной властью исследовании, тела оказались, благодатию Божиею, нетленными и различные чудотворения производят над приходящими к ним с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

для новгородского князя Мстислава Владимировича,— шестиконечный; кресты в руках святых Бориса и Глеба, изображенных на окладе того же Евангелия,— четвероконечные . Каменный крест преподобного Антония Римлянина, находящийся при его гробнице,— шестиконечный . Кресты (четыре), найденные в развалинах киевской Феодоровской церкви, основанной в 1128 г.,— четвероконечные, хотя они могут быть относимы и к последующему времени . Не можем при этом не заметить, что в то время у нас православные изображали на себе крестное знамение тремя перстами и пастыри Церкви крестообразно благословляли православных перстосложением именословным. Доказательствами первой мысли служат мощи некоторых угодников Киево-Печерских, подвизавшихся в XI и в 1-й половине XII в. Правые руки преподобных Илии муромца и Иосифа многоболезненного имеют три первые перста соединенными, хотя неравно, но вместе, а два последние — безымянный и мизинец пригнутыми к ладони . У руки преподобного Спиридона три первые перста сложены даже совершенно ровно, а два последние пригнуты. Подобное же перстосложение представляют руки преподобного Алипия иконописца и Пимена многоболезненного . Очевидно, что все эти угодники скончались с тем самым перстосложением, каким они хотели ознаменовать себя в минуту смерти. Именословно благословляющими изображены святой Василий Великий в Святославовом Сборнике 1073 г. и святой Иоанн Златоустый в Служебнике преподобного Антония Римлянина († 1147) . Такое же изображение благословляющей руки можно видеть в нотном Стихираре XI–XII вв. в императорской Публичной библиотеке; на бармах и скиптре великого князя Владимира Мономаха в московской Оружейной палате . Святые мощи по временам были приносимы в Россию из Греции. Зодчие, пришедшие из Константинополя (1073) для сооружения Великой киево-печерской церкви, принесли с собою мощи семи святых мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора . Мощи положены были в разных местах под стенами церкви в основание ее, а над мощами по стенам изображены были самые лики этих угодников. Дочь греческого императора Алексия Комнина, по имени Варвара, бывшая в супружестве за великим князем киевским Святополком—Михаилом, принесла из Царьграда мощи своего ангела, святой великомученицы Варвары, которые положены были в Киево-Михайловском монастыре, в церкви, сооруженной Святополком (в 1108 г.), где открыто почивают и доселе . Одна из поздних наших летописей упоминает, будто в 1091 г. принес к нам много мощей из Рима какой-то грек митрополич, по имени Феодор . Кто был саном этот грек митрополич (т. е., вероятно, прибывший с митрополитом из Греции и при нем живший), зачем был он в Риме и от кого приобрел он там мощи, которые принес в Россию, неизвестно. Не посылал ли его митрополит Иоанн со своим ответным посланием к папе Клименту III, подобно тому как Климент еще прежде прислал к нашему первосвятителю своего епископа? Дело возможное.

http://sedmitza.ru/lib/text/435816/

«А есть ли бы, скажем словами преосв. Никифора, образ тремя перстами креститься не от Апостольских времен чрез предание даже до наших дней был сохранен, но новый, как утверждают раскольники; то никак бы все православные согласно и единодушно, без всякого спора и распри, никому не противопишущу, или возражающу и глаголющу, тремя перстами не крестилися. Колико бо крат некоторые какую-либо новость хотя малейшую в православную Церковь ввесть покушались, тотчас являлись люди, кой сие потомству предавали, как известно нам церковную историю читающим» 588 . Но есть и прямые, ясные и определенные свидетельства о том, что троеперстие содержала древле-православная Церковь и все Христиане; – и свидетельства эти относятся к гораздо более раннему времени, чем когда явилось учение о двуперстии 589 . А что действительно в нашей древней Церкви крестились тремя перстами, доказательством этого служат мощи некоторых Угодников Киево-печерских, подвизавшихся в XI и в первой половине XII века. Правые руки преподобных Илии Муромца и Иосифа Многоболезненного имеют три первые перста соединенными, хотя не ровно, но вместе, а два последние –безымянный и мизинец – пригнутыми к ладони 590 . У руки препод. Спиридона три первые перста сложены даже совершенно ровно, а два последние пригнуты. Подобное же перстосложение представляют руки преп. Алипия иконописца и Пимена многоболезненного 591 . Слова раскольников: «древняя Церковь не повеле содержати троеперстия, но клятвою запрети», указывают на определение Стоглава. Но статья Стоглава о крестном знамении не принадлежит (по крайней мере в том виде, как она дошла до нас) самому Собору, а внесена в черновые записки о деяниях и уложении Собора 592 кем-либо из приверженцев к раскольническим мнениям, следовательно, не заслуживает никакого, внимания, тем более, что Собор , в 1667 г. – больший и важнейший, на котором были три православные патриарха, имевшие полномочие от двух остальных восточных патриархов, признал определение Стоглавого Собора о перстосложении для крестного знамения писанным нерассудно, простотою и невежеством, и положенное на нем проклятие на крестящихся троеперстно, как положенное также без рассуждения и неправедно, отменил 593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Но уже непозволительной клеветой должно назвать последующие слова автора ответов, где он утверждает, что в православные страны вошло троеперстие после п. Никона по подобию того, как у католиков вошли в употребление органы и обливательное крещение. Автор забывает, что истории не безъизвестно, с какого времени стали употребляться в римской церкви органы и обливательное крещение; но истории совершенно неизвестно, чтобы в Сербии, Греции, Грузии, Аравии, Египте и других православных церквах после п. Никона вводилось троеперстие, как новая, дотоле неизвестная форма перстосложения; автор ответов сделал было неблагодарную попытку доказать, что в XVI и начале XVII b.b. там было двуперстие, и тем косвенно показать, что троеперстие появилось там после патр. Никона; но мы, вопреки автору ответов, яснее дня доказали, что за этот период времени во всех православных странах было троеперстие, а двоеперстие существовало кое-где в виде весьма незначительного исключения и имело весьма малую распространенность. Вопрос пятый Несомненно, что в древней русской Церкви для крестного знамения употребляемо было треперстное сложение. Вот свидетельства о сем. Правые руки преп. Илии Муромца и Иосифа многоболезненного, нетленно почивающих в Киевских пещерах, имеют три первые перста соединенными, хотя и не ровно, но вместе, а два последние – безыменный и мизинец – пригнутыми к ладони. У правой руки преп. Спиридона, почивающего там же, три первые перста сложены совершенно ровно, а два последние пригнуты. Подобное же перстосложение представляют руки преп. Алипия иконописца и Пимена многоболезненного, почивающих там же. Очевидно, что все эти угодники, жившие в XI и в начале XII bb., скончались с тем самым перстосложением, каким они хотели ознаменовать себя в минуту смерти. Во многих древних храмах есть древние иконы и изображения святых, в молитвенном положении, с треперстным сложением правой руки. Так именно изображены святые Леонтий и Игнатий в Московском Успенском соборе в приделе св. Ап. Петра и Павла; те же святые в Ростовском соборе на одном из столбов, те же святые – в Ярославском Спасопреображенском монастыре; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Это был человек редкой искренности и высокой, благородной души, аскет и точный исполнитель монашеских правил. Но при этом он обладал крайне горячим характером и чрезмерною чисто немецкою аккуратностью. Как письмоводитель старца, о. Климент имел частые сношения и с его келейниками, которые, по своему простодушию, а часто и по неразвитости, зачастую приводили его в неописуемое волнение. Ни с одним келейником не ладилось дело; о. Климент мучился сам, сокрушался, каялся старцу, смиренно кланялся и просил прощения у келейников за свою несдержанность, но сладить с собой не мог. Но о. Иосиф и здесь вышел победителем. Сам о. Климент говорил: «О. Иосиф единственный человек, на которого я не могу, не умею раздражаться». Так влияло на всех его неизменно-благодушное и смиренное устроение. Он со всеми был мирен и всех умел умиротворять и смирять своим собственным смирением, кротостью и уступчивостью. Через три года, 15 апреля ему дали рясофор, и он стал о. Иоанном. Блажен вступающий в обитель с ясным сознанием и полною готовностью идти неуклонно стезей послушания. Такой ежедневно будет восходить по ступеням совершенствования. С такою готовностью вступил в иноческий чин и юноша Иван. Он глубоко сознавал, что главное основание монашеской жизни есть самоотречение и потому, с первых же шагов, взяв крест послушания, последовал за своим аввой, ведшим его ко Христу. В 1872 г. 16 июня он был пострижен в монашество с именем Иосифа (в честь преп. Иосифа Многоболезненного, Киево-Печерского). Нечего и говорить, что вообще серьезное его настроение с той поры стало особенно сосредоточенным и глубоким. Послушание к своему старцу он сохранял полное, без рассуждения; и без его благословения или ведома он никогда ничего не делал. Однажды к батюшке о. Амвросию пришел настоятель (тогда ещё игумен) о. Исаакий. Сидя в приёмной в ожидании, когда старец его примет, о. игумен взял со стола книгу. В это время вошел келейник о. Михаил. Мудрый и духовно-опытный настоятель, желая дать назидание, спросил у него: «О.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Архив Пн Круглый стол, посвященный вопросам экологии в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви, пройдет в рамках Рождественских чтений 21 января 2016 г. 20:57 27 января 2016 года в Общественной палате Российской Федерации состоится круглый стол «Экологические инициативы в странах канонического присутствия Русской Православной Церкви».  С основным докладом по теме круглого стола выступит  епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор , основатель православного сообщества охраны природы «Чистое будущее». О взаимодействии Московской городской Думы с Русской Православной Церковью в вопросе природоохранной деятельности расскажет З.А. Зотова, председатель комитета по экологической политике МГД. Руководитель Молодежного отдела Московской епархии  М.Г. Куксов представит слушателям экологическую акцию «Всероссийская уборка» и подробности ее проведения в епархиях Русской Православной Церкви. Кроме того, участники круглого стола обсудят вопросы экологического воспитания в воскресных школах, развития молодежного экологического движения Русской Православной Церкви и другие формы участия Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности. Круглый стол организован в формате дискуссионной площадки (минимум докладчиков, живое обсуждение конкретных путей решения экологических проблем). Начало в 11.00.  Информация о круглом столе помещена на странице официального сайта Рождественских чтений Аккредитация СМИ и участие по предварительной записи: тел. +7 925 772-88-28, e-mail maxodn@mail.ru Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. (4 апреля ст.ст.) среда Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343). Прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии Гатчинской (1932); сщмч. Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мч. Иоанна Колесникова (1943). Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса». Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLI, 4–14 . На веч.: Быт. XVII, 1–9 . Притч. XV, 20 – XVI, 9 . На вечерне к стихирам на «Господи, воззвах» добавляются 24 стихиры Великого канона. 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4349477.ht...

Архив Пн Митрополит Киевский Владимир вручил награды за помощь в проведении празднования 1025-летия Крещения Руси 9 сентября 2013 г. 16:04 9 сентября 2013 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в своей резиденции в киевском Пантелеимоновом монастыре в Феофании встретился с группой лиц, помогавших в организации и проведении праздничных мероприятий , посвященных 1025-летию Крещения Руси. Предстоятель Украинской Православной Церкви поблагодарил гостей за помощь в организации юбилейных торжеств и наградил орденами в честь 1025-летия Крещения Руси. Наград были удостоены председатель Киевской городской государственной администрации Александр Попов, секретарь Киевского совета Галина Герега, руководитель Международной общественной организации «День Крещения Руси» Олег Кривошея, и.о. генерального директора телеканала «Первый национальной» Александр Пантелеймонов, руководитель Inter Media Group Анна Безлюдная и другие. Во встрече приняли участие управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский Антоний , председатель Административного аппарата Киевской митрополии протоиерей Владимир Коцаба, председатель Синодального информационно-просветительского отдела протоиерей Георгий Коваленко . Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. (4 апреля ст.ст.) среда Прп. Иосифа песнописца (883). Прп. Георгия, иже в Малеи (IX). Прп. Иосифа Многоболезненного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской (ок. 560). Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее (341–343). Прмчч. Вениамина Кононова и Никифора Кучина (1928); сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии Гатчинской (1932); сщмч. Иоанна Вечорко пресвитера (1933); мч. Иоанна Колесникова (1943). Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса». Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLI, 4–14 . На веч.: Быт. XVII, 1–9 . Притч. XV, 20 – XVI, 9 . На вечерне к стихирам на «Господи, воззвах» добавляются 24 стихиры Великого канона. 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3219060.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010