сорок дней и сорок ночей; Точно такой же срок был впоследствии назначен для покаянной проповеди пророка Ионы жителям Ниневии ( Ион. 3:4 ), столько же пробыл Моисей на горе Синае ( Исх. 24:18 ), пророк Илия постился в пустыне Вирсавийской по дороге к горе Хорив ( 3Цар. 19:8 ), Господь Иисус Христос постился в пустыне и готовился к своему мессианскому служению (явления миру) ( Мф. 4:2 ), и, наконец, столько же он благоволил пребывать на земле и явиться Своим ученикам по воскресении Своем до вознесения на небо ( Деян. 1:3 ). Отсюда можно заключать, что число сорок представляет одно из важных, священных чисел Библии. Быт.7:6 . Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. Таков был возраст самого Ноя в момент потопа; возраст же его сыновей, как это видно из сопоставления с предыдущим ( Быт. 5:32 ), был около ста лет. Быт.7:8 . И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле Слов этого стиха, заключенных в скобки, не имеет современный еврейский текст; но то обстоятельство, что они сохранились почти во всех древних переводах и стоят в полном соответствии с контекстом, дают им полное право на существование. Быт.7:9 . по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною. Это не значит по одной паре, а вообще, попарно, причем самое количество также прежде уже было определено выше ( Быт. 7:2 ). Начало, возрастание и продолжение потопа Быт.7:11 . В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [] день месяца, У евреев было два года: один – священный, начинавшийся с месяца нисана (март-апрель), другой – гражданский, начинавшийся с месяца тишри (сентябрь-октябрь). Более определенные указания на существование первого начинаются лишь с эпохи Моисеева законодательства ( Исх. 12:2, 13:4, 23:15 ; Втор. 16:1 ), почему ученые обычно и думают, что в раннейшую эпоху существовало лишь одно, гражданское время исчисления, начинавшееся со времени осеннего равноденствия (Иос. Флав., раввин Кимхи, Розенмюллер, Кейль и др.). Основываясь на этом, можно полагать, что потоп начался семнадцатого мархешвана, что, по нашему исчислению, падает на самые первые числа ноября месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И когда увидишь, как кто-то безудержно предается наслаждениям плоти и телесным удовольствиям, для кого душа не представляет никакой ценности, но им полностью владеют плотские страсти, скажи о таковом: «Поглотила его земля». Меня, однако, несколько тревожит сказанное в тексте: «Ты простер десницу Твою: поглотила их земля». Как будто земля поглотила их только потому, что Господь протянул Свою правую руку. Если рассмотришь, как Господь, вознесенный на крест, «всякий день простирал» руки Свои «к народу непокорному» ( Ис.65:2 ) и как Его смерть низвергла неверующих, кричавших: «Распни, распни Его!» ( Лк.23:21 ), за их преступления, то ясно увидишь, как Он простер десницу Свою и земля поглотила их. Не следует, однако, впадать в полное отчаяние, ибо возможно, что если кто-то, кого поглотила земля, каким-то образом придет в себя, то может быть извергнут, как пророк Иона (ср. Ион.2:11 ). Я также думаю, что некогда земля извергала из своих самых глубоких недр всех тех из нас, кого она поглотила, и по этой причине Господь наш не только спустился на землю, но и сошел «в преисподние места земли» ( Еф.4:9 ). И там Он нашел нас поглощенных и «сидящих во тьме и тени смертной» ( Лк.1:79 ). И, выведя нас оттуда, Он готовит для нас место не на земле, чтобы она снова не поглотила нас, а в Царстве небесном. 7 . «Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, – сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей» ( Исх.15:13 ). Господь ведет милостью Своей Свой народ, который Он освободил «банею возрождения» ( Тит.3:5 ). Он также утешает их утешением Святого Духа и ведет в «жилище святыни». Ибо надежда будущих благ дает покой тем, кто трудится, так же как надежда получить венец победителя смягчает боль от ран тех, кто участвует в соревнованиях атлетов. 8 . «Услышали народы и были разгневаны: ужас объял жителей Филистимских; тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана» ( Исх.15:14–15 ). Из этого повествования ясно, что ни один из этих народов не присутствовал при совершении чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И приблизился Авраам. Или из благоговения стоял он до сего времени в некотором отдалении от Господа; или несколько времени колебался, открыть ли свои чувствования, между тем как Господь казался отходящим. Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Сей и последующие вопросы Авраама не должно принимать за простое действие любопытства, испытующего судьбы Божии, поскольку в таком случае ни один из них не был бы достоин ответа Божия. Все они имеют знаменование молитвенное о помиловании грешных ради праведных. В особенности Авраам имеет здесь в мыслях Лота, который после и спасен по его молитве (XIX. 29) Не произносит же имени его или потому, что сознает дерзость своего ходатайства, или потому, что полагается на всеведение Господа. Может быть, найдется в этом городе пятьдесят праведников? Авраам не упоминает здесь о младенцах, хотя и сии побуждают иногда Бога к милосердию, как видим в пророчестве (Ион, IV. 11). Из сего вновь можно примечать, что предмет его ходатайства есть наипаче Лот. Может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти и проч. То есть ежели пятьдесят праведников спасли бы город, но в нем находится только сорок пять, то неужели недостаток пяти делает такую разность, что решит судьбу целого города к его погибели? И отошел Господь. Неизвестно, Авраам ли прекратил свои молитвенные вопрошения, воображая, что в Содоме, конечно, найдутся десять праведников, или Бог прервал свою с ним беседу Своим отшествием. Дабы она не казалась неоконченною, должно приметить, что дополнением ее служат самые приключения Содома и Лота. Гостеприимство Лота XIX. 1. Между тем два Ангела пришли в Содом в сумерки, когда Лот сидел у ворот содомских. Лот увидел, и встал навстречу им, и поклонился лицем до земли. 2. И сказал: государи мои! пожалуйте, зайдите теперь в дом раба вашего, и ночуйте, и умойте ноги ваши, и, встав поутру, пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице. 3. Он же сильно упрашивал их, и они зашли к нему, и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы: и они ели.Лот сидел у ворот содомских. Врата у древних были местом старейшин и дел общественных и частных ( Быm. XXXIV. 20 . Bmop. XXI. 19 . Pyфь. IV. 1 ). Посему раввины думают, что и Лот был в числе судей содомских. Но сие не согласно с повествованием Моисея (9). Вероятно, что Лот находился у городских ворот, ища случая оказать странноприимство.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

На это Бог говорит ему: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих – при множестве жителей – отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Ион. 4:10–11 ). Вот что говорит Он: Я человеколюбив и не желаю погибели дела рук Моих, которое Я создал с любовью. Именно поэтому Я угро­жал разрушением и смертью – не с целью убить, но с целью обра­тить к покаянию. В течение стольких лет Я ожидал их обраще­ния, и теперь, когда они только что обратились, Я должен презреть их? Это не свойственно Мне, Иона. Как человек ты желаешь осу­ждать, а Я как Бог хочу оказать человеколюбие. Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе! Какое богатство у Тебя человеколюбия и жалости! Только что находившиеся под смертным приговором теперь явля­ются учителями вселенной, – потому что их пример служит руко­водством для всех, и, вооружившись их покаянием, мы не потер­пим крушения. Итак, не будем откладывать день за днем. «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день» ( Притч.27:1 ). «День Господень так придет, как тать ночью» ( 1Фес.5:2 ). Итак, «Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Предстане м пред лицем Его во исповедании». Неизвестен конец нашей жизни, не ука­зан нам срок его, не назначено время ему. Но как только пове­лит Давший дыхание всем, тотчас душа наша отлетит от тела и оставит его безжизненным. Поэтому, зная неизвестность конца, все мы будем ожидать Жениха, и когда Он постучится в дверь, выйдем к Нему с возженными светильниками, имея с собой и елей, чтобы, как только раздастся кличь, что «Жених грядет», вам выйти к Нему на встречу: и да не окажемся мы тогда вместе с пятью неразумными девами вне брачного чертога! Не будем же, возлюблен­ные, предаваться сну, но будем всегда иметь елей в светильниках наших, потому что нельзя будет уже в тот час пойти и купить елей у торговцев: здесь он покупается, а там только тратится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отсюда, утверждают адвентисты, ясно, что слова Св. Писания: „идите от Меня проклятые в огонь вечный“ ( Мф.25:41 ), „лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый“ ( Марк. 9. 43 ), „и дым мучений их будет восходить во веки веков» ( Откр.14:11 ), говорящие о вечности, имеют ограниченное значение. 32 Толкуя слова Иоанна Крестителя: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ), адвентисты говорят: „не сказано, что огонь будет гореть бесконечно, на протяжении всех веков, но говорится только, что он будет «неугасим». Это выражение употреблено здесь, продолжают утверждать адвентисты, для того, чтобы ярче выразить уничтожающую силу этого огня. Он зажжен Самим Иеговой, и потому его не может погасить никакая сила, и он будет гореть до тех пор, пока не пожрет все, что, может служить ему пищей“. Что касается выражения: „где червь их не умирает», то оно, мудрствуют сектанты, представляет картину полнейшого уничтожения. Слово – „геена“ происходит от греческого gehenna. Геенною называлась долина Енномова, на юг от Иерусалима. Раньше там совершалось отвратительное служение идолу Молоху, а затем она была превращена в свалочное место для нечистот, отбросов, трупов животных и мертвых тел разбойников. Для предотвращения эпидемий, легко могущих возникнуть от такой массы гниющих веществ, необходимо было поддерживать огонь. Что не успевал сжечь огонь, то окончательно пожирали черви“. В таком же духе адвентисты объясняют и слова Откровения: „и ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк и будут мучиться день и ночь во веки веков» (20, 9–10). „Необходимо принять к сведению, говорят они, что огонь пожрет нечестивых в буквальном смысле, и этому нисколько не противоречит употребленное здесь выражение „во веки веков». Хотя эти слова означают и безусловную вечность, но не подлежит никакому сомнению, что они служат также и для указания известного ограниченного периода. Это ясно видно, говорят сектанты, из Ион.2:7 ; Исх.21:1–6 ; 1Пар.28:4 ; 4Цар.5:27 “. 33

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящым глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.  (Кондак) Самарянка Пятое воскресенье после Пасхи посвящено самарянке, с которой Христос беседовал у колодца Иаковлева ( Ин.4 ). Темой дня опять служит «живая вода» и признание Иисуса Христа Мессией. Нам напоминается о новой жизни в Нём, о нашем собственном питии «живой воды», о нашем собственном поклонении Богу «в Духе и Истине». И мы также воочию видим, что спасение даётся всем: иудеям и язычникам, мужчинам и женщинам, святым и грешным. Исцеление слепорождённого В шестое воскресенье рассказывается об исцелении слепорождённого ( Ин.9 ). Иисус помазал его глаза дорожной пылью, смоченной Своей слюною, и велел умыться в купальне Силоам. Исцеление это происходило в субботний день, когда любые действия были строго запрещены. Нарушая ветхозаветные установления, Христос показал, что Он действительно Сам является Господином субботы, равным Богу Отцу, потому что, по иудейскому преданию, только Бог трудится и в субботу, управляя миром. Мы отождествляемся с этим слепым человеком, который пришёл, чтобы прозреть и уверовать в Иисуса Христа, Сына Божьего. И Господь Своими божественными руками помазует наши глаза и омывает их в водах крещения. Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме свет пресветлый . (Кондак) Вознесение Господне После Своего воскресения Господь не пребывал с учениками, но являлся им в разное время и в разных местах, открывая Себя, в совершенно живом, воскресшем и прославленном Теле ...которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. ( Деян.1:3 ) Следует отметить, что срок в сорок дней встречается в Библии много раз и обозначает полный и достаточный временной период ( Быт.7:17 ; Исх.16:35, 24:18 ; Суд.3:11 ; 1Цар. 17:16 ; 3Цар. 19:8 ; Ион.3:4 ; Мф.4:2 ). Итак, на сороковой день после Пасхи Иисус Христос «вознёсся на небо», окончательно завершив Своё служение как Спасителя-Мессии, и вернулся к Отцу ...и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. ( Лк.24:50–52 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

также: Быт.4:7; Чис.22:22; 16:31). Неужели можно со спокойной совестью заниматься куплями житейскими (2Тим.2:4), когда родную мать - Святую Церковь - терзают, ее родных детей похищают? В лице Церкви снова Христос возносится на Крест, снова безумно ругаются Ему и поносят Его. И кто способен пройти мимо, покивая главою? Какую совесть нужно иметь для того, чтобы не облегчить тяжелого Креста Христова, подобно Симону Киринейскому? Всякий, кто получил церковное образование, кому Бог дал силы, знания, кто любит Бога, кого Христос избрал на Свое служение, как может он не стать на защиту своего Спасителя? Как может он не охранять достояние Божие от хищных волков? Это великое и благое дело. Если кто из вас, - пишет апостол, - уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5:19-20). И как прискорбно становится, когда слышишь, что начаша вкупе отрицатися вси (Лк.14:18). Кругом братья по вере погибают, а званые говорят: " Это не мое дело: пусть служит им, кто хочет, а я... я село купих... жену поях... имей мя отречена " (Лк.14:18,20). Но кровь брата твоего, кровь всех, по нерадению твоему в удалении от Церкви от мысленного волка звероуловленных, вопиет от земли к Богу (см.: Быт.4:10). Тебе даны силы, даны знания, а ты не захотел отдать их на служение Богу и Святой Церкви? Семидал и мед и масло ял еси, но позорно изменил Богу (см.: Иез.16:13). Говоришь о слабости, о недостоинстве? Да, мы знаем, что Моисей отрекался (см.: Исх.3:11-4,17), Иона бежал в Фарсис (см.: Ион.1:3), страшились Григорий и Златоуст, по смирению преподобный Сергий отрекался. Но ты-то, так ревниво оберегающий свое мелочное самолюбие в другое время, ты-то искренно ли говоришь о своем недостоинстве? Не желаешь ли ты под предлогом смирения предаться беспечности, как говорит святой Златоуст, и твои слова смирения не пустая ли только отговорка, которой ты думаешь успокоить и себя, и других? Словами смирения не готовишь ли ты только покойную постель, на которой мог бы безмятежным сном почить твой дремлющий дух? Лицемерное малодушие не скрывает ли под собою окамененного нечувствия к делу Христову? Не потому ли только избегают церковного служения, что славу человеческую больше возлюбили нежели Божию славу (см.: Ин.12:43)? Будь хоть с самим собой на минуту искренним и ответь себе, брат мой, без боязни, смело и правдиво на все эти вопросы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/224/...

«Чадо, хотя и так и так ты согрешил, однако же не отчаивайся в Божием милосердии; признавай себя пред Богом виновным, жалей, что согрешил; а Бог и это твое малое покаяние и сокрушение сердца примет, ибо не от долгого времени покаяние зависит, но от усердия кающегося. Вот тебе примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые Святое Писание, Духом Святым написанное, предлагает; приведи их себе на ум и всегда помни: Мытаря, великого грешника, в едином часе к Нему возопившего, простил Бог (Лк 18:9-14). Блудного сына, расточившего имение свое с блудницами, любезно принял (Лк 15:10-32). Грешнице великой, плачущей, отпустил грехи многие и сказал: Прощаются грехи ее многие (Лк 7:47). Разбойника, на кресте при последнем часе возопившего так: Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое! (Лк 23:42), – простил и сказал так: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:43). Петра, трижды отвергшегося и плакавшего о согрешении, любезно принял и снова утвердил в апостольском чине. Манассию, царя иудейского, ниневитян, беззаконновавших и покаявшихся, простил (2 Пар 33:1-20; Ион 3). Да и Сам говорит неложными устами: Не хочу смерти грешника, – и прочее (Иез 33:11). Вот, чадо, как Бог к грешникам кающимся милосерден! Тот же милосердный Бог и ныне ту же к кающимся грешникам милость являет. Потому что Он – Создатель наш, а мы создания Его; Он – Бог наш, а мы люди Его; Он – Господь наш, а мы рабы Его; Он – Отец наш, а мы сыны Его недостойные, – потому всячески умилостивится над нами, когда к Нему со слезами и сожалением обращаемся. Он и твое сокрушенное исповедание милостью Своею приемлет и благодатью Своею грехи твои отпускает ради смерти возлюбленного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Будь же обнадежен в спасении своем, мужайся, утверждайся, противных этому никаких дум в голову не приемли!» По утешении приобщает иерей больного Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, говоря такие слова: «Вот тебе милосердый и человеколюбивый Христос Бог наш Тело и Кровь Свою преподает в знак Своей к тебе милости и любви, в напутствие жизни вечной: прими, любезнейший, этот залог вечной жизни с духовной радостью и любовью, и благодари великого Милостивца, и, сими Святыми Тайнами укреплен, будь благонадежен. Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобой, вразумляющая, укрепляющая, ограждающая, наставляющая в тихое вечной жизни пристанище, и Ангел Божий, верный твой хранитель, аминь». Увещание апостола к пастырям

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Это «нечто», остающееся в качестве источника «вздохов» о «нирване», есть сознание человека о своем духовном истощании, о своем умалении и о бедственности своего положение и состояние в «веке сем» и в «мире сем», а вместе с сим глубоко-потаеннное в его сердце желание «мира и покоя». В сем отношении и у «сильных духом», притом – у лиц не только истинной веры Божией и высочайшего благочестия, но и особенного озарения их духа Духом Божиим возможны моменты вопля и стенания к Богу от утомления, в борьбе со злом «мира сего» и «века сего»: «бедный я человек, – говорит о себе Ап. Павел, – кто избавит меня от сего тела смерти» ( Рим.7:15 ...24)? «О если бы благоволил Бог сокрушить меня, – вопиет в болезни своей пр. Иов, – простер руку Свою, и сразил меня! Душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережение костей моих» ( Иов.6:9; 7:15 ). «Довольно уже, Господи! – молился прор. Илия, гонимый Иезавелью, – возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» ( 3Цар.19:2–4 ). «Ныне, Господи, возьми душу мою от меня, – молил Господа другой пророк в огорчение и скорби своей, – ибо лучше мне умереть, нежели жить» ( Ион.4:3 ). «О для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева»? ( Иов 3:7–11 ). «Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали в бесславии» ( Иер.20:17–18 )? Если уже «сильные, которые должны, – как говорит Апостол, – сносить немощи бессильных» ( Рим.15:1 ), могут испытывать в себе такие чувство-воление, то у слабых, притом опустошенных духовно и омраченных в сердце своем сынах человеческих» вопль и стон жизни, в них самих лично окутанной мраком обезрелигиозения, легко и как бы естественно переходит в воздыхание о «нирване». Однако даже и о до такой степени духовно обессиленных в себе людях нельзя еще сказать, что они уже совершенно потеряны для вечной жизни, так как только полное «осатанение», как увидим сие в своем месте, и полное «одиавольствование» личное человека имеет поставить его в числе вечно-погубительных «человеков-диаволов» вместе с злыми духами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Ион.1:1–3 с Ион.3:1–2 ), он пререкает Иегове (ср. 1:3 с 4:1–4, 8–9) и всё-таки исповедует Его Господом неба и земли (ср. Ион. 1:9 с 2:10 и 4:2) и исполняет волю Его; один и тот же он и в своих отношениях к язычникам, как чтителям суетных и ложных богов, недостойным милостей Иеговы (ср. Ион.1:2–3 с Ион.2:9–10 и Ион.3:10 ); один и тот же он и в своём поведении вообще, в своём характере 229 . Точно также и в изображении язычников нет ни одной черты в книге, дающей право предполагать разновременных писателей её; во всех предполагаемых Нахтигалем частях они представляются почитателями ложных богов, по слову еврейского пророка обращающихся к Иегове и милуемыми этим последним (ср. Ион. 1:5, 6, 14–16 с Ион.2:9, 10 и Ион.3:5–10 ). Соответствие между частями книги в этом отношении так велико, что многие из богословов отрицательного направления указывают на это сходство, как на нечто крайнее, искусственное. Писатель книги остаётся равен себе во всех частях книги и в изображении Иеговы. И в начале, и в середине, и в конце её Иегова изображается, как Всемогущий Владыка неба и земли, Которому повинуются и море, и ветер, и рыбы, и черви (ср. Ион 1:4 ; Ион.2:1 с Ион. 2:4, 10 и Ион.4:6–8 ), как Правосудный и Святой, Которому злонравие равно неприятно как в иудеях, так и в язычниках (ср. Ион.1:2–4 и Ион.2:1 с Ион. 3:1–10 ) и наконец, как добрый и милостивый, прощающий кающихся и обращающихся к Нему грешников, к какому бы народу они ни принадлежали (ср. Ион.1:14–15 с Ион.2:8 ; Ион.3:10 и Ион.4:11 ). Существеннее и сильнее, по-видимому, второе основание мнения Нахтигаля, состоящее в различии, будто бы, языка и образа изложения в различных частях книги. Несомненно, что в этом отношении 3–10 стихи второй главы существенно отличаются от остальных глав книги; но из этого нельзя выводить заключения о разновременности их происхождения; отдел этот по самому содержанию своему, как молитва пророка, должен существенно отличаться от остальных глав книги чисто исторического содержания; язык поэзии и не может быть тот же, что язык прозы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010