Мы отчасти уже видели те исторические обстоятельства, которые делали нужным для Израиля времени пр.Ионы и следующего за ним выяснение пути языков, на который должен был вступить этот народ; теперь же отметим лишь то, что содержание пророческих речей, видений и описания символических действий пророков следующего за временем пр. Ионы периода, в большей своей части действительно есть развитие и разъяснение тех пророчески-нравоучительных истин, которые в общих чертах даются историей пр. Ионы. Вот пред нами великий Исаия со своими резкими обличениями неблагодарного к Иегове, глухого и слепого вестника Его – Израиля, за свою жестоковыйность долженствовавшего быть поглощённым левиафаном великим ( и мн. др.), – пред нами великий Исаия со своими грозными предвещаниями погибели язычников, поклоняющихся истуканам и со своими одушевлёнными увещаниями, обращёнными и к иудеям, и к язычникам внимать глаголам Иеговы и Его признавать истинным Богом. Не менее ясны и убедительны пророчества о неизбежности плена для Израиля и увещания отвратиться от поклонения суетным, с какими и словом, и делом обращался к этому народу страдалец Иеремия ( и др.). Те же самые пророчества о пленении евреев язычниками, как средстве для последних увидеть свет велий и обратиться к Иегове, вместе с обличениями жестоковыйности первых и суетности идолопоклонства последних, встречаем мы и у других пророков времени плена и незадолго до него живших (см. Ос.1:3–11; 5:4–15; 6:1–11 ; Иоил. 2:1–27 ; Ам.2:3–6; 5:1–20; 7:1–17 ; Мих.1:2–16 и др.). А всё это есть не больше, как раскрытие и разъяснение пророчески-нравоучительных истин, в первый раз в общих чертах данных Израилю историей слова Иеговы к пр. Иове о спасении язычников и руководивших Израиля в понимании им своей задачи, как теократа – светоча для язычников, и знаменательно: как самое слово Иеговы к пр.Ионе о спасении при всей общности своей, при всём своём соответствии нуждам времени и согласии с вещаниями последующих пророков, было ново в своём содержании для сознания евреев, так точно такой же новизной и беспримерностью была для них и история этого слова. В предыдущей жизни Израиля не было данных, из которых могла бы сложиться в сознании еврейском эта история спасения язычников путём наказания евреев (см. об этом rл.II и III).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Невероятно, чтобы еврейский пророк, не знакомый ни с нравами и обычаями, ни с религией, ни с языком того города, в который он посылается и который растягивается будто бы на три дня пути в длину, мог тотчас по своём прибытии в него, едва успев пройти путь одного дня, обратить на себя внимание всего города; так что все от мала до велика тронулись его проповедью, поверили ей, объявили пост и оделись во вретище, и сам царь, этот недоступный восточный деспот, услыхавший эту проповедь, снял с себя царские одежды, оделся во вретище, сел на пепле и издал эдикт об обязательности всеобщего поста, не только для всех людей города, а и для скота крупного и мелкого, – невероятно, говорят, чтобы всё это так было на самом деле. Так, по мнению противников исторической подлинности книги пр. Ионы 384 ; так и по-видимому; но не так на самом деле. Чтобы видеть всю несправедливость этого в общем, как будто, не безосновательного возражения, нужно разложить это общее на частности, которые сгруппированы в нём, и разобрать их каждую в отдельности, и тогда от всего возражения не останется ничего, что опровергало бы историческую подлинность указанных сказаний книги пр.Ионы. Частности эти: 1) Изображение величины Ниневии ( Ион.3:3 и Ион.4:11 ), будто бы неправдоподобное и само в себе и сравнительно с другими историческими данными; 2) Изображение самой проповеди пророка, невозможной для него, как чужеземца, не знакомого ни с религией, ни с нравами, ни с языком Ниневии; и 3) Изображение самого действия проповеди, как неестественного самого в себе и противоречащего истории по своему обнаружению. I. Гитциг 385 , желая показать несправедливость и невероятность показаний книги пр.Ионы о величине Ниневии, говорит, что слова 3 гл. 3 ст.: Ниневия же была большой город у Бога, на три дня пути, заключают в себе определение длины этого города; так как словами четвёртого стиха, что Иона прошёл по городу путь одного дня, ясно указывается на то, что ему оставалось пройти ещё две трети города, разумеется, в том же направлении, в каком он шёл и в первый день; а тогда он шёл в прямом направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

проповедь в Ниневии и покаяние Ниневитян. Следовательно, все эти события не должны подлежать никакому сомнению. Кроме того, современная апологетическая наука имеет в своем распоряжении множество других доказательств историчности книги, собрав которые толковники стих за стихом толкуют всю книгу и везде находят явственнейшие следы полной исторической правдивости всех малейших частностей ее повествования. 150 Пользуясь этим обширным арсеналом, укажем некоторые доказательства. Описание у пр. Ионы обширной и славной Ниневии (3:3) соответствует свидетельствам об этом городе, как древних историков: Диодора Сицилийского 3), Геродота (V, 53), Ктезия и др. так и новым археологическим и историческим изысканиям в развалинах этого города и в его памятниках литературных и художественных (Rawlinson. Ancien. Monarchies. II t. Schrader. Keilinscrift. и Alt. Test. 286 288 ss. Солвьев. 1. c. 281 295 стр.). При этом заметно очень точное совпадение: по свидетельству книги Ионы, Ниневия был город большой, на три дня ходьбы (3:3). По свид. Геродота (V, 53), Ниневия в окружности имела 480 стадий, а на день пути обычно назначалось 150 стадий, стало быть, и по Геродоту и по книге Ионы, Ниневия имела около 480 стадий. Распущенность Ниневитян описывается сходно в книге Ионы (3:8–10) и у пророков Наума (3:1) и Софонии (2:15). Затруднявший многих толковников, как необычайный и непонятный для христиан, объявленный в Ниневии пост на скот «чтобы ни люди, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили и чтобы покрыты были вретищем люди и скот» (3:7–8), в древних восточных странах не представляет странности. Геродот замечает, что Персы после сражения при Платее наложили траур и пост на скот и остригли волосы лошадям, и что «такой пост обычен на востоке» (IX, 24). Подобное же рассказывается у Плутарха (Aristide. XIV. Alexandr. 72), Виргилия (Ecl. V, 24) и др. (Brissonius. De regno Persarum. II, c. 206). Число жителей Ниневии и множество в ней скота (4:11) также совпадают с историческими свидетельствами о плане устройства и населения Ниневии (Соловьев 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Только в таком случае для нас может быть понятной связь ветхозаветного откровения с новозаветным. Вот почему далее мы обязаны верить, что и для иудеев пророческий смысл книги пр.Ионы заключался не в одном её нравоучительном характере, а и в прямых предсказаниях её о назначенной нам чрез страдания и славу Христовы благодати спасения, равно как и для нас не в одном последнем предсказании, нужном для утверждения нашей веры в Божественность Христа, а и в нравоучительных выводах книги, полезных для нашего нравственного усовершенствования. Приступая теперь к положительному выяснению такого именно пророческого смысла истории пр.Ионы, мы считаем не лишним сказать несколько поподробнее о существе мессианских идей, о задачах ветхозаветной теократии и института пророческого вообще. Да не посетует читатель, что в этом очерке нам придётся повторять нечто и из сказанного выше в разных местах; для ясности и полноты речи нужно это. Идея ветхозаветного дохристианского детостроительства заключалась в приготовлении людей к принятию Искупителя и искупления от прародительского греха и его следствий 452 . Сила падения первого человека заключалась в том, что он, а за ним и всё его потомство, если бы они предоставлены были самим себе, должны были бы удаляться от Бога – Своего первообраза, постепенно погружаться в животную, плотскую жизнь и, главное, сами не сознавать этого удаления и погружения ( Рим.1:22–26 ). От этой-то бездны падения и должен был, по определению предвечного совета, спасти людей Единородный Сын Божий, Своей бесценной кровию принеся Богу выкуп за грехи человечества, и в этой же самой крови, как крови Богочеловека, давая людям силы и средства к восстанию и оживлению (см. Лк.2:11–14 ; Мф.20:28 ; Ин.1:7–18; 6:27; 10:28; 14:6–20; 17:2, 21–23 ; 1Ин.2:1; 5:11 ; 1Пет.1:19–23; 3:18 ; Рим. 5:9, 10, 21 ; Гал.3:13; 4:4, 5 ; Еф.1:7; 2:13–18 ; Евр.9:12–15 и мн. др.). Но прежде, чем спасти людей, нужно было приготовить их в принятию этого спасения. Само собой разумеется, что приготовление людей к принятию мессианского спасения должно было состоять, с одной стороны, в том, чтобы в людях всё более и более развивалось сознание своего падения без возможности восстать собственными силами, желание спасения, как общения с Богом через искупление Христово, и приноровлению жизни духа своего, грехом удалившегося от Бога, к умению восприять это общение, с другой стороны, – в том, чтобы пред духовным взором людей всё более и более прояснялось и раскрывалось это спасение в своей сущности и свойствах – в своём содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Относится к числу канонических книг Свящ. Писания и входит в состав собрания Малых пророков (в евр. традиции «(книга) Двенадцати»). В евр. каноне масоретской Библии, а также в греч. каноне Септуагинты она располагается после Книги прор. Захарии и занимает последнее, 12-е место среди книг Малых пророков. Подобное расположение книги сохраняется и в совр. изданиях Библии, в т. ч. и в русском синодальном переводе Библии. Однако в наиболее раннем древнеевр. списке Малых пророков, в кумран. свитке 4QXIIa, который датируется II в. до Р. Х., последнее место в корпусе занимает Книга прор. Ионы, Книга прор. Малахии стоит между книгами прор. Захарии и прор. Ионы. Объем Книги прор. Малахии сравнительно небольшой: она содержит 55 стихов. В масоретском тексте (МТ) она делится на 3 главы, в LXX и синодальном переводе - на 4 (Мал 3. 19-24 в МТ=Мал 4. 1-6). Свидетельства текста А. Тексты на древнеевр. языке. Древнейшими свидетельствами текста Книги прор. Малахии на древнеевр. языке являются фрагменты рукописей, обнаруженные в Кумране. Среди них выделяют собственно списки библейского текста, а также экзегетические сочинения, которые содержат цитаты из Книги прор. Малахии. 1. Свиток 4QXIIa (4Q76) представляет собой список книги Малых пророков или его части. На основании почерка его датируют 150-125 гг. до Р. Х. (изд.: Fuller. 1997. P. 221-232. Pl. XL-XLII). Сохранился в виде 23 фрагментов, к-рые содержат отрывки книг пророков Захарии, М. (Мал 2. 10-14; 2. 15 - 3. 4; 3. 5-14; 3. 14-24(4:6)) и Ионы. Отличается иным по сравнению с МТ порядком библейских книг: последнее место в нем занимает не Книга прор. Малахии, а Книга прор. Ионы. Орфография близка к орфографии МТ, но текст свитка содержит ряд отличий от МТ. Так, напр., в Мал 2. 11 в тексте свитка вместо       («дочь чужого бога») (МТ) в 4QXIIa написано       («дом чужого бога»)», в Мал 2. 12 вместо малопонятного масоретского   («бодрствующий» (или «защитник» (?)) употреблено   («свидетель»). Текст Мал 2. 14 в 4QXIIa короче масоретского (отсутствуют слова         (которую ты предал)). Существуют отличия и в передаче имен Бога (Мал 2. 16, 17). В ряде случаев (Мал 2. 13, 16, 17) текст свитка совпадает с текстом LXX (versus МТ).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Тот факт, что в книге происходят чудесные события, для определения жанра не имеет значения, поскольку чудеса не редкость и в исторических книгах ВЗ. То же самое касается и анахронизмов. Конечно, в 1-й пол. VIII в. до Р. Х., когда жил И., Ниневия еще не была столицей Ассирии: она стала ею только при Синаххерибе (705-681 гг. до Р. Х.). Очевидно, автор книги не ставит перед собой задачу достоверно изобразить исторические события; по наличию неточностей эта книга не выделяется среди историографических произведений. В Книге прор. Ионы прежде всего в центре внимания находится Ниневия, а не Израиль, как в др. библейских книгах. Кроме того, Ниневия лишена конкретно-исторических черт, ее размеры описываются гиперболически: «на три дня ходьбы». О злодеяниях Ниневии говорится в самых общих выражениях (Иона 1. 2; 3. 8, 10). Правда, в стихе 3. 8 упоминается «насилие» (  ), но этим словом может обозначаться как война с соседями (Авд 1. 10; Иоил 4. 19), так и насилие внутри общества (Исх 23. 1; Суд 9. 24). Образ нечестивой Ниневии широко представлен в Свящ. Писании. Так, прор. Наум обличает ее как «город кровей» (Наум 3. 1) и предрекает ей ужасный конец. Пророчество о буд. запустении города есть и у прор. Софонии (Соф 2. 13-15). За этими текстами стоит опыт ассир. господства над Израилем и Иудеей в кон. VIII-VII в. до Р. Х. Однако в отличие от этих пророчеств в Книге прор. Ионы вообще не упоминается Ассирия, а царь, правящий в Ниневии, назван не ассир. царем, а «царем Ниневии» (Иона 3. 6). Во всяком случае, история Ассирии или ее отношений с Израилем явно не находится в центре внимания повествователя. Существует гипотеза, согласно к-рой в Книге прор. Ионы использована поздняя легенда о Ниневии как о городе незапамятных времен, где «царил крайний гедонизм» ( Bolin. 1995). Так изображается Ниневия в греческих источниках начиная с VI в. до Р. Х. Как в греч. источниках, так и в Книге прор. Ионы подчеркивается величина этого города (Иона 1. 2; 3. 2-3; 4. 11); у пророков Наума и Софонии такого мотива нет.

http://pravenc.ru/text/578248.html

3. О жизни пророка Аггея (евр. Хаггай) ничего не известно, кроме его участия в реконструкции храма (Аг 1, 14; 2, 1-2; Езд 6, 14). См.: Н. Виноградов. Книга пророка Аггея. Сергиев Посад, 1914, с. 15 сл.; G. Denzer. Тне Books of Haggai, Zachariah, Malachi, Joel, 1966, р.3-10. Его маленькая книга распадается на следующие части 1) Призыв к восстановлению храма, 1, 1-15; 2) Мессианское пророчество, обращенное к Зерубабелю, 2, 20-23. Об этом последнем пророчестве см.: Г. Попович. Книга пророка Аггея. Киев, 1913, с. 224. 4. Пророку Захарии принадлежат только 8 первых глав его книги, остальные написаны, вероятно, более чем через сто пятьдесят лет (см.: G. Denzer. Ук. соч., с 48). О Захарии так же, как и об Аггее, упомянуто в Книге Эзры 5, 1. Видения и проповеди точно датированы (от октября 520 г. до ноября 518 г.), и, таким образом, книга была написана до окончания работ по воссозданию храма. Книга состоит из восьми видений и мессианского эпилога (см. разбор у Д. Рождественского. Книга пророка Захарии, 1910). 5. См.: G. von Rad. Old Testament Theology, v. II, р. 286. 6. Этот факт некоторые историки ставили под сомнение, но мы знаем, что такое отношение к культам подвластных народов было неизменным принципом Дария. Он восстанавливал и египетские храмы и любил, чтобы египтяне называли его «сыном богини Нейт». См.: Б. Тураев. История древнего Востока, т. 2, с. 134. 7. О мессианском движении времен Зерубабеля см.: С. Трубецкой. Мессианский идеал евреев в связи с учением о Логосе. «Вопросы философии и психологии», Н. Gauberm. La Renaissance d " Israel, р. 79-81, 103. 8. Подавляющее большинство библеистов относят Книгу Ионы к послепленному периоду (см.: А. Gelin. — RFIB, I, p. 575). 9. «Мидраш» — понятие более широкое; он включает в себя как «агаду», так и «галаху», т. е. предания, касающиеся обрядов и обычаев. 10. По синодальному переводу — «большой кит», между тем в подлиннике стоит «даг гадол», т. е. большая рыба. 11. Следует отметить, что псалом, вставленный в Книгу Ионы (гл. 2), явно не относится к ее содержанию (в нем нет ни слова о рыбе и обстоятельствах жизни Ионы), резко отличается от нее по стилю и характеру и, вероятно, был внесен в нее позднее редактором или переписчиком. То, что Христос ссылается на историю Ионы, нисколько не опровергает мнение, что она есть притча. Ибо Он вполне мог говорить о персонаже и сюжете притчи вне зависимости от ее исторической подоплеки (см.: R.R. Scott. Тне Sign of Jonah. — " Interpretation " , 1965, 19, р. 16). Глава двадцать вторая СТЕНЫ И ЗАКОН Иудея, Персия, Вавилон, 485-423 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Ионы I. АВТОР И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ 1) К.П.И. не содержит в себе пророчеств; она рассказывает о том, как Иона был послан Богом в Ниневию, что напоминает историю Илии и Елисея, рассказанную в книгах Царств ( 3Цар. 17 – 4Цар. 13 ). Иона, сын Амафии, был пророком в Северном царстве. Он родился в Гафхефере, вероятно, это совр. Хирбет-эз-Зурра у Телль-эль-Мешед, сев.-вост. ⇒ Назарета . Здесь и по сей день показывают могилу Ионы. Пророк предсказал победы Иеровоама II ( 4Цар. 14:25 ), из чего следует, что пророчествовал он во времена, предшествовавшие вступлению этого властителя на престол (787 г. до Р.Х.); 2) в книге нет указания на авторство Ионы, но все ее содержание свидетельствует о том, что она написана именно им. Царь Ниневии не назван по имени, однако в этом нет ничего необычного, ибо в ветхозаветных текстах ассир. цари часто не называются по имени (Саргон II не назван в 4Цар. 17:24,27 , Ашшур-убаллит II – в 4Цар. 23:29 ). Полагают, что в данном случае речь идет о царе Ниневии Адад-нерари III (811–781 гг. до Р.Х.), т.к. ассир. источники относят религ. реформу в стране именно ко времени его правления. Названное Ионой число жителей Ниневии (120 тыс.) представляется вполне достоверным, если учесть, что еще в Быт. 10:11.12 Ниневия в числе других городов названа «великим городом», что должно свидетельствовать о ее площади и немалом населении. В надписи Ашшур-нацир-апала, относящейся к 879 г. до Р.Х, говорится, что стены города Калаха (Нимрода), имели длину 6,8 км, а численность населения превышала 60 тыс. человек. Исходя из этого можно предположить, что Ниневия, обнесенная тринадцатикилометровой стеной, вполне могла вместить вдвое больше жителей. II. СОДЕРЖАНИЕ 1) Иона получил от Господа поручение возвестить жителям Ниневии, главного религ. центра Ассирии, о том, что на их город падет Божье наказание ( Ион. 1:2 ). Ассирийцы были врагами Израиля, угрожавшими Северному царству во время правления Ахава (853 г. до Р.Х.) и Ииуя (841 г. до Р.Х.). Иона, предположив, что Господь помилует их, «сильно огорчился этим» ( Ион. 4:1 ). Он бежал от лица Господа на запад, на побережье Средиземного моря. Там он сел на корабль, отправлявшийся в ⇒ Фарсис ( Ион. 1:3 ). Когда корабль был в пути, начался шторм. Чтобы узнать виновника несчастья, моряки бросили жребий. Жребий указал на Иону, и он, признавшись в своем непослушании Божьей воле, сказал морякам, чтобы они бросили его за борт. После некоторых сомнений моряки выполнили его требование. Шторм утих, но Иону проглотила большая рыба ( Ион. 1 – Ион. 2:1 ). Текст книги не позволяет точно сказать, что это была за рыба; греч. слово кетос может означать любое крупное морское животное;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Ещё больше книга пр.Ионы отличается от неканонических исторических писаний характером идей, лежащих в основе её, относительно иудеев и язычников и их взаимоотношений и отношении к Иегове. Правда пр.Иона в книге его имени выставлен не желающим спасения язычникам, огорчающимся помилованием их от Бога ( Ион.1:3 ; Ион.4:1–11 ); но в противовес этим личным чувствам пророка в книге выставлены и его религиозные убеждения, по которым он непоколебимо верует, что если корабельщики бросят его в море, то море престанет и Бог сохранит этих язычников, из которых каждый молился богу своему ( Ион.1:4–12 ), – выставлены его убеждения, по которым он, ещё будучи в земле своей, твёрдо верил, что Иегова – Бог человеколюбивый и милостивый, помилует Ниневию ( Ион.4:2 ). Самые же события, рассказанные в книге, ещё громче вещают эту истину о милостивом отношении Иеговы не к иудеям только, а и к язычникам; помилование корабельщиков ( Ион.1:15 ) и, главное, ниневитян ( Ион.3:10 ; Ион.4:11 ), – вот факты, ярко выступающие в этой небольшой книжке. В заключении же книги прямо высказывается убеждение, что Иегова, как Бог не иудеев только, а и язычников ( Ион.4:11 ), не может даже не жалеть последних. И язычники в этой книге представляются вполне достойными таких милостей Иеговы. Правда, вопль злобы их доходят до неба ( Ион.1:2 ) и они чтут суетное и ложное ( Ион.2:9 ), но они молятся богам своим ( Ион.1:5 ), приносят жертвы и дают обеты Иегове ( Ион.1:16 ) и отступают от злых дел рук своих ( Ион.3:6–9 ). He то – в неканонических книгах. В них это отношение иудеев к язычникам и соответственное с ним воззрение на этих врагов Иеговы достигает крайней степени своего напряжения. Дознанная ещё опытом плена, сладость верности отеческой вере и закону, с одной стороны, и с другой, вся горечь противоречия, в каком стояла по отношению к этой вере и закону, долженствовавших сделать евреев первым народом в мире, живая действительность, по которой евреи, несмотря на всю свою буквалистическую привязанность к отеческой вере, находились в непрерывной почти политической зависимости от тог или другого из царств Азии, невольно порождали в иудеях уже не гордое только и пренебрежительное, a и раздражительное, обидчивое воззрение на язычников и отношение к ним, которое резко бросается в глаза в неканонических книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Нужно еще заметить, что в расположении некоторых книг есть разность между еврейскими списками и переводом LXX толк. В еврейском тексте первые шесть книг располагаются, как и в славянском: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, a у LXX: Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы. Кроме того, во многих списках пер. LXX, напр. в александрийском, книга 12 малых пророков помещается ранее великих пророков. Наш славянский перевод, последовавший в обоих этих случаях еврейскому тексту, дает православному богослову опору оказывать предпочтение также еврейскому расположению свящ. книг. В расположении остальных шести книг: Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, сходны еврейские и греческие списки. Строго хронологический порядок должен бы быть следующий: 1) книга пр. Авдия (889 880 гг. до Р. X.), 2) Иоиля (877·857), 3) Ионы (823 783), 4) Амоса (823 783), 5) Осии (790 725), 6) Михея (740 695), 7) Наума (715 700), 8) Аввакума (714 700), 9) Софонии (640 629), 10) Аггея (ок. 520), 11) Захарии (520 515), 12) Малахии (450 430). 124 О каноническом достоинстве книг малых пророков, составляющих в иудейском и христианском каноне одну книгу, было всегда единогласное мнение. Как выше было сказано, уже премудрый Сирах упоминал о писании 12 пророков (49:12), как богодухновенной книге. Во всех отеческих и соборных, начиная с 85 апостольского правила, исчислениях эта книга находится, как неизменная часть священного канона. Только в исчислении Оригена нет ее, но, как единогласно признают ученые, это объясняется ошибкою писца, так как без нее у Оригена оказывается 21 книга 125 . В Новом Завете очень много мест приводится из разных книг малых пророков (напр. Ос.11:1 = Мф.2:15 ; Ос.6:6 = Мф.9:13, 12:7 ; Ос.1:10 = Рим.9:25–26 ; Иоил.2:28–29 = Деян.2:12–15 ; Ам.5:25–26 = Деян.7:42–43 ; Ам.9:11–12 = Деян.15:15–16 ; Мих.5:2 = Мф.2:5–6 ; Зах.12:10 = Ин.19:37 ; Мал.3:1 = Мк.1:2 и мн. др.). Толковательная литература на книги малых пророков очень обширна. Укажем лишь некоторые особенно ценные для православного богослова труды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010