Лит.: Щербатов М. М. История российская от древнейших времен. СПб., 1781. Т. 4. Ч. 1. С. 427-570; Шевырёв С. П. Новые известия о Флорентийском Соборе, извлеченные из Ватиканской рукописи//ЖМНП. 1841. Ч. 29. Янв. Отд. 2. С. 60-78; Горский А. В., прот. Св. Иона, митр. Киевский и всея России//ПрибТСО. 1846. Ч. 4. С. 221-276; СИСПРЦ. С. 121-122; Карпов Г. Св. Иона, последний митрополит Киевский и всея Руси//ЧОИДР. 1864. Кн. 4: Окт.-дек. С. 142-206; Евстафий (Романовский), архим. Московский мужеский ставропиг. Симонов мон-рь. М., 1867. С. 18; Ключевский. Древнерус. жития. С. 240, 319; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 266-264; Описание о российских святых. С. 64-65; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 132-133; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 199-202; Голубинский. История РЦ. Т. 2. 1-я пол. С. 415, 418-420, 469-515; он же. Канонизация святых. С. 79, 100; Шпаков А. Я. Гос-во и Церковь в их взаимных отношениях в Московском гос-ве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества: Княжение Василия Тёмного. К., 1904. Ч. 1; Вальденберг В. Древнерус. учения о пределах царской власти. Пг., 1916. С. 173-182; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва: Очерки по истории XIII-XV ст. Пг., 1918. С. 395-407; Белякова Е. В. К истории учреждения автокефалии Русской Церкви//Россия на путях централизации: Сб. в память А. А. Зимина. М., 1982. С. 152-156; она же. Об одном источнике Жития митр. Ионы: (Происхождение чуда о Пафнутии Боровском)//Архив РИ. 1992. Вып. 2. С. 171-178; она же. Учреждение автокефалии Русской Церкви в полит. мысли XV-XVI вв.//Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и полит. практика. М., 1995; Казакова Н. А. Известия летописей и хронографов о начале автокефалии Русской Церкви//ВИД. 1983. Т. 15. С. 92-102; Лурье Я. С. Новонайденная духовная грамота митр. Ионы//РФА. 1987. Ч. 3. С. 640-646; он же. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Моск. гос-ва. СПб., 1994. С. 93-108; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Управляя Волоколамским монастырем, игум. Даниил стремился следовать правилам, установленным прп. Иосифом, в первую очередь в соблюдении общежительного устава . Чрезмерная строгость нового настоятеля, запретившего иметь личное имущество в кельях, в т. ч. книги и иконы, стала причиной конфликта с братией. Иноки обратились к соборному старцу Ионе Голове (Пушечникову) (он был назван прп. Иосифом в качестве одного из возможных преемников) с жалобой на игум. Даниила, в которой писали, что чтут Иону, как " отца своего Иосифа " , и просили ходатайствовать перед игуменом о разрешении иметь в кельях книги и иконы. Об отношениях с братией можно судить по тому, кто в годы игуменства Даниил занимал посты келаря и казначея, кто из старцев привлекался к заключению земельных сделок. Если в первые годы игуменства Даниила это были сподвижники прп. Иосифа во главе с Ионой Головой и Кассианом Босым , то позднее выдвинулись другие лица, например, Герасим (Ленков) , пользовавшийся позднее особым доверием великого князя и о. Даниила. При игум. Данииле в монастыре формировалось значительное книжное собрание. Митрополит Московский и всея Руси Уход с Московской кафедры митр. Варлаама и постановление митр. Даниила. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е гг. (РНБ. F. IV. 232. Л. 850 об.) 17 декабря 1521 года оставил кафедру митр. Варлаам , сосланный вскоре по повелению вел. князя в Спасо-Каменный Преображенский монастырь. 27 февраля 1522 года на митрополичью кафедру , очевидно по желанию государя, был поставлен Даниил. В качестве Предстоятеля Русской Церкви митр. Даниил возглавил значительное число епископских хиротоний: Ионы, архим. Юрьева новгородского монастыря , - во епископа Рязанского; Акакия, архим. Возмицкого монастыря , постриженика Волоколамского монастыря, - во епископа Тверского (30 марта 1522); племянника прп. Иосифа Вассиана (Топоркова) , ставшего епископом Коломенским и деятельным сторонником Даниила (2 апреля 1525); Алексия, игум. Кирилло-Белозерского монастыря , занявшего Вологодско-Пермскую кафедру (9 апреля 1525). Наиболее известным иерархом, которого поставил митр. Даниил, был Новгородский архиеп. Макарий , бывший до этого архимандритом можайского Лужецкого монастыря, хиротония была совершена 4 марта 1526 года (к тому времени Новгородская кафедра оставалась вакантной 17 лет после сведения с нее Серапиона). Также 4 марта 1526 года Ростовским архиепископом стал архим. Спасского монастыря в Суздале Кирилл III . 20 февр. 1536 года митр. Даниил поставил в Смоленск еп. Савву (Слепушкина) , постриженика Иосифо-Волоцкого монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/13677302.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ (Кожин (Кожа) Григорий Васильевич; † апр. 1477, Тверь), еп. Тверской, сын Василия Ананьевича Кожи (см. Василий Кашинский ), младший брат прп. Макария Калязинского , дядя прп. Паисия Угличского . По-видимому, Г. Кожин принял постриг в одном из кашинских мон-рей. После того как в 1458 г. архим. Отроча тверского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря Моисей был возведен на Тверскую кафедру, настоятелем мон-ря в сане архимандрита стал Г. Возведение Г. на Тверскую кафедру осуществилось в условиях разделения Русской митрополии, после того как в Киеве утвердился митр. Григорий Болгарин , поставленный в окт. 1458 г. бывш. К-польским патриархом, униатом Григорием III Маммой . Тверской еп. Моисей не принял участия в коллективных выступлениях рус. епископов против признанного в Литовском великом княжестве митр. Григория. По-видимому, позиция еп. Моисея была обусловлена аналогичной (пролитов.) позицией тверского вел. кн. Бориса Александровича, после смерти к-рого (10 февр. 1461) еп. Моисей был лишен сана и отправлен в Отроч мон-рь. Боярская группировка, пришедшая в Твери к власти при малолетнем вел. кн. Михаиле Борисовиче, предложила Г. в качестве кандидата на Тверскую кафедру. Тверской боярин С. З. Бороздин сопровождал Г. в Москву, где 22 марта 1461 г. состоялась его хиротония во епископа Тверского, к-рую возглавил митр. св. Иона . (Такое поставление было необычным: по традиции для поставления епископов митрополиты приезжали в Тверь, в частности так был поставлен еп. Моисей.) Г. дал повольную (присяжную) грамоту митр. Ионе, в к-рой обещал иметь его «отцом и наставником»; в отношении митр. Григория Болгарина, «или кто ины митрополит будет поставлен от латын», епископ дал обязательство «не приступати ми к нему, ни приобщения, ни соединения ми с ним не имети никакова» (РИБ. Т. 6. 92. Стб. 684). Г. был последним ставлеником свт. Ионы, скончавшегося через 9 дней после хиротонии Тверского епископа.

http://pravenc.ru/text/162092.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ I Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Икона из иконостаса ц. сщмч. Макария на Татарке в Киеве. Ок. 1947 г. Мастер И. С. Ижакевич Сщмч. Макарий, митр. Киевский. Икона из иконостаса ц. сщмч. Макария на Татарке в Киеве. Ок. 1947 г. Мастер И. С. Ижакевич (Чёрт; † 1.05.1497), сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), митр. Киевский (1495-1497). Сведений о происхождении и начальном периоде жизни святителя не сохранилось. Во время правления митр. Киевского Симеона (не ранее 1482-1488) М. стал архимандритом виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря . После кончины митр. Ионы (Глезны ; † 1494), как отмечено в Краткой волынской летописи, М. был наречен, а затем поставлен митрополитом на Соборе епископов Киевской митрополии, после чего к к-польскому патриарху Максиму IV Манасси были отправлены послы с просьбой о «благословении» (с объяснением, что «по нужде» поставили М. митрополитом). Произошло это, вероятно, на рубеже 1494 и 1495 гг., т. к. 15 февр. 1495 г. «нареченный» митрополит М. встречал в Вильно дочь вел. кн. всея Руси Иоанна III Васильевича Елену Иоанновну , прибывшую для заключения брака с вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком . М., очевидно, пользовался доверием Московского вел. князя. От участия в венчании, чего требовал Иоанн III, М. был отстранен, кроме того, Александр отказался построить для супруги церковь «греческого закона» около великокняжеского дворца. В 1497 г. (уже, по-видимому, после кончины М.) из К-поля прибыл с «благословенными листами» старец Иосиф, посол патриарха Нифонта II (вторично занимавшего первосвятительский престол с лета 1497 по авг. 1498). В ставленной грамоте патриарха Нифонта возведение митрополита в сан без санкции К-поля в будущем запрещалось («да не будет черес тое таковаго дела, што без нашего благословениа съвершити митрополиту тамошнему... Аще тепере есмо такового съгрешениа простили, ино потом да не будет такового дела» - РФА. 1987. Ч. 3. 20. С. 635). От формуляра, обычного для документов такого рода, грамоту отличает наличие утверждения: «...который епископ без воли архиепископа своего станет, да отврьжется...» (Там же. С. 633). Очевидно, при поддержке патриарха М. рассчитывал еще больше подчинить епископов своей власти.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ИОНИНСКИЙ (ИОНОВСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на Зверинецком холме. Основан в 1866 г. по инициативе прп. Ионы (Мирошниченко) . XIX в.- 1942 г. Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) в нач. 30-х гг. XIX в. назвал юж. окрестность Киева Русским Афоном. По преданию, иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) за 10 лет до основания обители предсказал устроение здесь большого мон-ря (Христа ради юродивый иеросхим. Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры/Сост.: В. Зноско. М., 1996. С. 148). Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Основатель К. И. м. прп. Иона в записках упоминал, что «потрудиться в созидании и устроении святая обители мужеского общежительного монастыря» и что благословил его прп. Серафим Саровский. В 40-х гг. XIX в., во время пребывания в Белобережской пуст., мон. Иона трижды сподоблялся видения Богородицы, повелевавшей ему идти «во град Киев» для основания мон-ря, место к-рого на берегу Днепра будет указано огненным столпом (Сказания. 2005. С. 77). Вскоре он отправился в Киев и с 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в разных обителях, в т. ч. с 1860 г.- в киевском Выдубицком во имя арх. Михаила мон-ре , где стал известен как старец. Иером. Иона часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Троицкого мон-ря. Здесь ему трижды являлась Богородица, обещавшая помощь в обустройстве новой обители. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Вскоре иером. Иона переселился в сад на Зверинецком холме, к нему присоединился мон. Иларион. Образовалась небольшая монашеская община, в документах именовавшаяся «частным скитом иеромонаха Ионы». Старец выкупил 2 усадьбы: «у Марии Романовны (Шушовой) и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 р., а вторая - за 115 р.» (Там же. С. 141). Сначала подвижники жили в небольших куренях из хвороста, затем построили временные деревянные кельи. С 1864 г. по благословению митр. Киевского Арсения (Москвина) на средства кнг. Е. А. Васильчиковой (вдовы киевского ген.-губернатора кн. И. И. Васильчикова) на Зверинецком холме стали возводить деревянные монастырские постройки.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Из епархий в пределах Польского королевства была образована униат. Галицкая митрополия во главе с принявшим унию митр. Иоакимом. На эти епархии власть И. не распространилась, несмотря на попытки святителя добиться этого от кор. Казимира IV (Там же. Стб. 568-570, 68.III). Для решения важнейших церковных вопросов на литов. землях, требовавших участия Литовского вел. князя, И. отправлял посольства. Адм. деятельность святителя в западнорус. епархиях отражена, в частности, в ставленой грамоте Смоленскому еп. Мисаилу (Пеструцкому) (РФА. 1987. Вып. 3. 11), в грамотах митрополичьим наместникам (РФА. 2008. С. 181-182, 44; С. 205, 57; 1992. Вып. 5. 53). Рака свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси, в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография. Нач. ХХ в. Рака свт. Ионы, митр. Киевского и всея Руси, в Успенском соборе Московского Кремля. Фотография. Нач. ХХ в. В 1450 или в 1451 г. И. заложил в Московском Кремле каменную митрополичью резиденцию с ц. в честь Положения ризы Пресв. Богородицы. Основание храма, видимо, следует отнести к 1451 г. В этом году 2 июля, на праздник Положения ризы Пресв. Богородицы, И. находился в Кремле, когда город внезапно осадили войска татарского царевича Мазовши, в тот же день ушедшие из москвы. После удачного сражения рус. войск «со многими силами» хана Сеид-Ахмета в 1459 г. по благословению И. был возведен каменный придел Успенского собора Московского Кремля в честь Похвалы Пресв. Богородицы. В янв. 1456 г. И. принимал участие в торжественном возвращении из Москвы в Смоленск Смоленской иконы Божией Матери . По его настоянию один из списков чудотворной иконы, предназначенный вел. кн. Василием I для отправки с первообразом, был оставлен в Москве. В кон. 50-х гг. XV в. на долю святителя, к-рый был уже стар и болен (РИБ. Т. 6. Стб. 615, 79), выпали серьезные испытания. В Риме было принято решение о разделении общерус. митрополии. 15 окт. 1458 г. ученик Исидора, признаваемого на Западе общерусским митрополитом, Григорий был поставлен униатским К-польским патриархом Григорием III Маммой на Киевскую митрополичью кафедру.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРТОМИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в Архангельском у. Архангельской губ., на вост. берегу Унской губы Белого м. (ныне пос. Пертоминск в 120 км от г. Архангельска). Основан в 1-й пол. XVII в. на месте гибели преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских . Сведения об устроении П. П. м. содержатся в краткой редакции «Сказания о проявлении, и о обретении, и о чудесех преподобных отец наших Вассиана и Ионы, иже на примории Студенаго моря, великаго окияна, в затоце, во Унских нарицаемых рогах, Пертоминских чудотворцев» (60-70-е гг. XVII в.). В марте 1617 г. близ часовни, поставленной 12 июня 1599 г. над захоронением преподобных Вассиана и Ионы, поселился некий старец. По позднему преданию, это был постриженик Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря инок Иоасаф († 7 марта 1649), кормившийся «от подаяния» богомольцев, приходивших для поклонения мощам преподобных, «а более от пристававших к берегу для спасения во время морских бурь» ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 3). Вскоре к нему собралась братия: Савватий, Дионисий (Сорока), священноинок Ефрем и мирянин Косма с сыном. В обители были построены кельи, позже - деревянная церковь, освященная 24 сент. 1623 (по др. сведениям - 1619) г. в честь Преображения Господня. Пертоминский монастырь. Фотография. 1886 г. Пертоминский монастырь. Фотография. 1886 г. Старейшим вкладом в П. П. м. считается грамота от 15 янв. 1620 г. 2 вдов, И. и Е. Якимовых, из с. Луды на пожни в окрестностях мон-ря, принадлежавшие покойным супругам. По грамоте царя Михаила Феодоровича от 11 июня 1621 г., направленной воеводе кн. Д. П. Пожарскому, обитель, где подвизались 12 чел., получила пахотную и сенокосную земли. В 1622-1624 гг. П. П. м. приобрел у А. Т. Осорьина 2 двора с лавками в Архангельске, а затем некоторые окрестные земли ( Приклонский. 1927. С. XIV, 3-6). 19 июня 1636 г., после прошения строителя Иосифа († 1657), царь пожаловал мон-рю 50 р. «на церковное строение в поминовение... по отце своем» патриархе Московском и всея Руси Филарете (Романове). По благословенной грамоте от 5 марта 1637 г. митр. Новгородского и Великолуцкого свт. Аффония в П. П. м. был возведен деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы (1637) с приделом во имя прп. Алексия, человека Божия. В 1654 г. окольничий и двинский воевода Ф. В. Бутурлин († 1673) вложил в мон-рь образ Божией Матери, с предстоящими Ростовскими святыми, «обложенный венцами и цатами басменными», и икону Божией Матери «Одигитрия» с «таковым же окладом», покровы на богослужебные сосуды «из двоеличной камки с золотыми крестами, обшитые немецкими кружевами» ( Макарий (Миролюбов). 1881. С. 5, 10, 12; Добровольский. 1894. 18. С. 501).

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ († ранее 9.12.1484), еп. Суздальский и Тарусский. Биография Впервые Е. упомянут в грамоте, посланной 13 дек. 1458 г. 5 архиереями Сев.-Вост. Руси правосл. епископам Литовского великого княжества , «которые рукоположение приняли от Ионы митрополита», в т. ч. названному 1-м «Еуфимью, епископу Черниговскому и Дьбрянскому», о неподчинении униату Григорию , поставленному 15 окт. 1458 г. в Риме на Киевскую митрополичью кафедру, и о сохранении верности митр. св. Ионе (РИБ. Т. 6. 84. Стб. 631-634). Е. мог быть хиротонисан митр. Ионой только в тот период, когда польск. кор. Казимир IV Ягеллончик признавал юрисдикцию свт. Ионы в отношении правосл. епархий на территориях Польско-Литовского гос-ва, т. е. между 31 янв. 1451 и 13 дек. 1458 г. Кафедра Е. находилась в Брянске. Архиерей, по-видимому, не подчинился Григорию и поддерживал связь со свт. Ионой. В письме, посланном ранее 1461 г. в Литву, митр. Иона благодарил не названного по имени епископа, имевшего намерение переселиться в Московскую Русь, вероятно Е., за то, что «стоал еси за святыа Божия церкви... велие попечение имея», и информировал митрополита о ситуации в Киевской митрополии (Там же. 89. Стб. 671-674). В этом же письме свт. Иона сообщал своему адресату, что вел. кн. Василий II Васильевич согласен на его переселение в Московское гос-во. Источники 2-й пол. XV в. сохранили данные о неск. княжеских вкладах в этот период в храмы Черниговской епархии (преимущественно в ее зап. и сев.-зап. городах и землях), но ни один из них не упоминает о благословении вкладчика Е. В нач. 60-х гг. XV в. Е. бежал в Москву. Осенью 1464 г. на Соборе в Москве «Дьбрянскы епископ Евфимеи» участвовал в избрании митрополитом Московским и всея Руси Суздальского еп. Филиппа I . В тот же день (11 нояб.) Е. получил Суздальскую кафедру (ПСРЛ. Т. 8. С. 151; Т. 22. Ч. 1. С. 468; Т. 23. С. 191; Т. 25. С. 279). Нек-рые летописи участие Е. в Соборе не подтверждают (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 160). Согласно оригинальному известию Типографской летописи, Е. «пребеже на Москву... покиня свою епископью» уже после поставления Филиппа митрополитом. Епархия Е. включала «Соуждаль, и Колугу, и Торусоу» (Там же. Т. 24. С. 186). В актах 60-х - нач. 80-х гг. XV в. Е. обычно титулуется епископом «Суждальским и Торусским». Впервые с таким титулом он упомянут в формулярном изводе ставленой грамоты Геннадия (Кожина) , хиротонисанного во епископа Тверского 22 марта 1461 г. (РИБ. Т. 6. 91. Стб. 679-682; РФА. Ч. 1. 2. С. 64-65). Имя Е. внесено в этот формулярный извод позднее, поскольку на хиротонии он отсутствовал (РФА. Ч. 4. С. 885-886).

http://pravenc.ru/text/187694.html

XVI в., ГМИР; см.: Преображенский. 2010. С. 312, 324), но аналогичного образа К. в соборе не было. В описи 1609-1611 гг. упомянута лишь икона митрополитов Петра, К. и Фотия в жертвеннике, т. е. близ раки свт. Петра (Описи. 1876. Стб. 328), но в более поздних описях она не упоминается. По замыслу этого утраченного произведения, К. и Фотий были восприняты как близкие по времени и равные по статусу архиереи, наследники 1-го Московского святителя и чудотворца - митр. Петра. Очевидно, написание таких икон зависело от распространения во 2-й пол. XVI в. изображений 3 Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы, в свою очередь уподоблявшихся 3 Вселенским святителям (подробнее: Кулакова И. П. Петр, Алексей, Иона - святители Московские: Из истории церк.-полит. мысли кон. XVI - нач. XVII в.//Европейский альманах, 1999. М., 2000. С. 19-33; Она же. К истории Московского Кремля как религ. центра кон. XVI - нач. XVII в. (о почитании святителей Петра, Алексия и Ионы)//Кремли России. М., 2003. С. 142-154. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 15)). Вероятно, икона святителей Петра, К. и Фотия появилась вскоре после учреждения Патриаршества и установления в 1596 г. праздника 3 святителей Московских. Она могла стоять у гробниц К. и Фотия, к-рые находились рядом друг с другом в юго-зап. углу Успенского собора, где в наст. время в киоте 1913 г. помещены парные иконы 2 святителей, обращенные друг к другу (XVII-XIX вв., возможно основательно поновленные иконы 2-й пол. XVI в., см.: Коварская С. Я. Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова: Кат. М., 2001. Кат. 7; Толстая Т. В. Успенский собор: Путев. М., 2009. С. 194, 195). Надписи с эпитетом «о агиос» поздние; святые облачены в саккосы (саккос К. белый с черными крестами) и белые клобуки. В описях Успенского собора XVII - нач. XVIII в. такие иконы не упоминаются, но не исключено, что это были створки киота или фрагменты известной по описи 1609-1611 гг. иконы святителей Петра, К. и Фотия. Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси. Фрагмент росписи Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОКЛАД декоративное покрытие, как правило из металла, прежде всего драгоценного (золота, серебра), неотъемлемая и значимая часть священного предмета, иконы или др. церковной утвари. Происхождение слова связано со значениями «основывать», «строить» («окладывати»), «окружить», «покрыть чем-либо» («обложити»), «сделать металлическое покрытие» («оковати», см.: Срезневский И. И. Словарь древнерус. языка. М., 1989р. Т. 2. Ч. 1: Л-О. Ст. 640, 643; Словарь древнерус. языка (XI-XIV вв.). М., 2000. Т. 6: Овадъ-покласти. С. 109; 2002. Т. 5: Молимъ-обятьнь. С. 504). В нач. XX в. в России вместе с открытием древнерус. живописи получило распространение мнение, отрицавшее художественную ценность О. как поздних произведений, не связанных с иконописью ( Сычев. 1976; Трубецкой. 1991; Муратов. 2008). Противоположного мнения придерживался свящ. П. А. Флоренский, указывавший на символическое и художественное выражение иконной «кузни», к-рую составляют О., риза, венчики, цата, ожерельица, убрус и проч. ( Флоренский. 1993). При всем интересе к старине многочисленные серебряные О. икон в XIX - нач. XX в. еще не были систематизированы и исследованы ( Никольский. 1915). Рака свт. Ионы, митр. Московского. 1585 г. (Успенский собор Московского Кремля). Рака свт. Ионы, митр. Московского. 1585 г. (Успенский собор Московского Кремля). Источником сведений по истории О. в Др. Руси являются церковные и монастырские описи, в к-рых фиксировали в первую очередь драгоценности О. и оценивали по ним достоинство иконы. По описям можно проследить все изменения, происходившие в драгоценном уборе чтимых икон. Учитывались также иконы, к-рые специально писали под О. не «на золоте», а «на красках», чтобы затем поля и фон обложить басменным (см. ст. Басма ) или чеканным серебром. Драгоценным металлом оковывали предметы любого размера, сделанные из различных материалов,- от миниатюрного костяного наперсного образка до деревянного тябла в иконостасе. Стиль и техника изготовления О., характер орнамента, надписей, священных изображений взаимосвязаны с иконографией, с размером иконы, а также с ее деталями. Форма, декор, стиль и техника изготовления драгоценных О. в разных художественных центрах имеют ярко выраженные региональные отличия. Благодаря золоченым серебряным О. краски на иконах заметно преображаются, становятся более насыщенными, а сами иконы обретают праздничный вид. Драгоценный О. всегда олицетворял «внеземной свет вечности».

http://pravenc.ru/text/2578241.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010