" О Иегова! – Молятся они Ему, – да не погибнем за душу человека сего, и не возложи на нас невинной крови (ср. Втор.21:8 ); ибо Ты, Иегова, творишь, что хочешь»; ибо чрез послание бури, чрез обнаружение жребием Ты дело так поставил, что мы по необходимости должны Иону, как виновника против Твоей воли, для умиротворения гнева Твоего бросить в море. Затем они «взяли Иону и бросили его в море, и море тотчас отложило свою ярость». Внезапное прекращение бури показывало морякам, что буря эта действительно была послана Богом только ради Ионы и что они, бросив пророка в море, не невинную кровь пролили. В этом чудесном карательном действии Божием столь явно, столь очевидно проявилась святость Божия, что корабельщики весьма устрашились Иеговы, тут же на корабле принесли Иегове жертвы и дали обеты – принести еще новые жертвы по благополучном прибытии к цели своего путешествия. ( Ион.1:11–16 ). II. Спасение Ионы. Брошенный в море на верную смерть Иона однако, по Божию изволению, не погиб. Бог приказал большой рыбе проглотить Иону, но проглотить не за тем, чтобы пожрать его, а чтобы, чудесною силою Божиею, живым и невредимым продержать его во чреве своем три дня и три ночи, а потом снова таким же невредимым выбросить его из себя ( Ион.2:1 ). Рыба, проглотившая Иону, названная неопределенным, общим именем: «большая рыба» (по перевод. LXX – κτος ср. Мф.12:14 ), – не была кит в строгом смысле этого слова; потому что в Средиземном море, где и был поглощен Иона, киты чрезвычайно редко встречаются и притом они имеют горло слишком узкое для того, чтобы невредимым проглотить целого человека. Это была гораздо скорее большая акула, или иначе морская собака, canis carcharias, или squalus carcharias, – чудовище, часто встречающееся в Средиземном море, где оно по большей части держится в глубине моря. Чудовище это по Кювье (Tierreich, II, S. 216) достигает до 25 футов длины, по Океню (Naturgesch. III, 2. S. 169) до 4-х сажен, в своей пасти имеет до 400 копьеобразных зубов, расположенных в клетках кожи в 6 рядов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Евлампий (Пятницкий; 16 февр. 1834 - 22 июня 1840), Анатолий (Мартыновский; 4 авг. 1840 - 10 июня 1841), Мелхиседек (Золотницкий; 6 авг. 1841 - 24 сент. 1845), Иона (Капустин; 19 мая 1846 - 21 нояб. 1859), Ириней (Боголюбов; 17 янв.- 8 мая 1860), Варлаам (Денисов ; 21 авг. 1860 - 19 мая 1862), Митрофан (Винницкий; 28 мая 1862 - нояб. 1866), Вассиан (Чудновский; 21 нояб. 1866 - 9 сент. 1876), Варсонофий (Охотин ; 31 окт.- 19 нояб. 1876), Модест (Стрельбицкий ; 10 апр. 1877 - 9 дек. 1878), Вениамин (Смирнов ; 4 марта 1879 - 5 апр. 1882), Нафанаил (Леандров; 5 апр. 1882 - 29 янв. 1885). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 838, 867, 894; Оп. 439. Д. 181, 207, 474, 492; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Ист.: Указ Св. Синода от 31 янв. 1833 г. с инструкциею еп. Екатеринбургскому, вик. Пермскому//Пермские ЕВ. 1883. 9. Отд. офиц. С. 95-97; Варлаам (Денисов), архим. Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119; Преосв. Иона, бывший еп. Екатеринбургский//Пермские ЕВ. 1867. 4. Отд. неофиц. С. 64-71; Отъезд Преосв. Модеста из г. Екатеринбурга//Там же. 1879. 8. Отд. неофиц. С. 81-84; Положение о правах и обязанностях епископа - викария Пермского//Там же. 1880. 26. Отд. офиц. С. 255-258; Ярушин П., прот. Преосв. Вассиан, еп. Пермский и Верхотурский: (Некролог)//Там же. 1883. 4. Отд. неофиц. С. 27-37; Отъезд из Екатеринбурга Преосв. Анатолия, 2-го епископа Екатеринбургского, на Острожскую викарную кафедру//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 4. Отд. неофиц. С. 75-77; Преосв. Нафанаил: (Некролог)//Там же. 1888. 1. Отд. офиц. С. 1-4; Памяти Преосв. Ионы, еп. Екатеринбургского, вик. Пермской епархии//Там же. 1889. 41. Отд. неофиц. С. 889-892; К биографиям Преосвященных Анатолия и Мелхиседека, епископов Екатеринбургских, викариев Пермских//Там же. Отд. неофиц. 1898. 10. С. 265-272; С[мородинцов Н.]. Мат-лы для истории церквей г. Екатеринбурга//Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. 7. С. 279-282; 9. С. 378-388; 1902. 5. С. 207-218; 6. С. 275-281; 7. С. 315-321; 8. С. 366-369; 9. С. 405-408; Мат-лы для истории Екатеринбургской епархии: Иона, еп. Екатеринбургский, вик. Пермской епархии, бывший на кафедре с 1849 по 1859 г. Екатеринбург, 1915.

http://pravenc.ru/text/189629.html

Катавасия: О треблаженное Древо,/на немже распяся Христос, Царь и Господь,/Имже паде древом прельстивый,/тобою прельстився,/Богу пригвоздившуся Плотию,/подающему мир душам нашим. Катавасия: О трижды блаженное Древо,/на котором был распят Христос, Царь и Господь,/чрез которое пал обольстивший древом,/сам уловленный Богом,/на тебе пригвожденном плотию,/дарующим мир душам нашим! Песнь 6. Ирмос: Ко Господу от кита Иона возопи:/Ты мя возведи из глубины ада, молюся,/да яко Избавителю, во гласе хваления,/истины же духом пожру Тебе. Песнь 6 Канон 1. Ирмос: Ко Господу Иона из кита воззвал:/“Изведи меня из глубины ада, молю,/чтобы гласом хвалы и духом истины/я, как Избавителю, принес жертву Тебе!” Ко Господу в скорби неплодства возопиша/Богоматере богомудрии родители/и Сию в роды родов родиша,/на общее спасение и похвалу. Ко Господу в скорби бесплодия воззвали/богомудрые родители Богоматери,/и Её всем поколениям людей родили,/к общему спасению и похвале. Прияша Небесный дар от Бога достоин/Богоматере богомудрии родители,/самех Херувимов превышшее носило,/Слова и Зиждителя Родительницу. Получили достойный Бога дар небесный/богомудрые родители Богоматери:/Колесницу, самих Херувимов превосходнейшую,/Слова и Создателя Родительницу. Ин. Ирмос: Яко воды морския, Человеколюбче,/волнами житейскими обуреваюся,/темже, яко Иона, тако вопию Ти:/возведи от тли живот мой,/Благоутробне Господи. Канон 2. Ирмос: Как морские воды, Человеколюбец,/волны бурные житейские носят меня;/но как Иону из кита, от гибели возведи/жизнь мою, милосердный Господи! Святую Святых сущу,/целомудреннии родители Твои, Чистая,/возложиша Тя в храме Господни воспитатися честно/и уготоватися в Матерь Ему. Тебя, святейшую из святых,/целомудренные родители Твои, Пречистая,/водворили в доме Господнем,/чтобы воспиталась Ты в благоговении/и приготовилась в матерь Ему. Неплоды и матери, ликуйте,/дерзайте и играйте, безчадныя:/безчадна бо неплоды Богородицу прозябает,/Яже избавит от болезней Еву и клятвы Адама. Бесплодные и матери, ликуйте,/ободритесь и торжествуйте, бездетные;/ибо бездетная и бесплодная произращает Богородицу,/Ту, Кто Еву избавит от мук рождения/и от проклятия – Адама.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Так было, например, с Фараоном ( Исх.7–14 главы) и с филистимлянами ( 1Цар.5–6 главы); так было во времена Соломона, когда каждый из израильтян спокойно сидел под смоковницей своей и царица Савская приходила послушать мудрости Соломоновой ( 3Цар.4–10 главы) 472 . Как далее Иона оставался во чреве рыбы три дня и три ночи, так точно и Израилю суждено было пробыть в цепях рабства длинный период времени, который пр.Осия ( Ос.6:12 ) называет тремя днями, – числом, означающим совершенство и указывающим на достижение цели. Иона во чреве рыбы великой не мог, конечно, исполнить назначенной ему миссии, но зато он здесь научился вспоминать о святом храме Иеговы, исповедовать, что у одного только Него – Иеговы это спасение, и опытно познавать это спасение; точно такое же значение и для всего Израиля имели оба плена – и ассирийский, и, особенно, вавилонский: в плену Израиль восстал от своего нравственного усыпления, научился вспоминать о святом храме Иеговы ( Пс.136 ) и познавать, понимать в усвоять мессианские вещания следовавших за Ионой великих пророков, научился быть светочем язычников. Когда Иона кончил свою молитву во чреве рыбы великой, цель наказания его, следовательно, была достигнута, ибо он сознал непреложную истинность слова Иеговы; Иегова повелел рыбе великой извергнуть пророка на сушу. Как это напоминает собою то, что, когда достигнута была цель пленения Израиля, он возвращён был в отечество своё! И замечательно, Кир, царь персидский, давая евреям дозволение возвратиться в своё отечество, сам ясно высказал, что он, поступая так, исполняет волю Иеговы, Бога еврейского ( 2Ездр.2:1–4 ). Явившись снова на суше, пророк идёт в Ниневию и там проповедует, что ещё сорок дней и Ниневия будет разрушена; проповедь Ионы произвела своё действие: ниневитяне сознали своё нравственное падение и отвратились от злого пути. Так и в истории ветхозаветной теократии после плена вавилонского еврейский прозелитизм находил своих адептов не между азиатскими только язычниками, а и в Александрии, и в Греции, и в Риме 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

     16 лекция «От Персии до Александра Македонского» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана иеромонахом Ионой (Кудряковым) , преподавателем Сретенской духовной семинарии. Лекция посвящена содержанию неканонических книг Иудифь и Товит, священнику Ездре и ревности по соблюдению Закона, истории Есфири и Мардохея, а также Учительным книгам: Книге Иова, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова. После лекции отец Иона ответил на вопросы собравшихся. Лекция иеромонаха Ионы (Кудрякова) и его ответы на вопросы слушателей (продолжительность: 1:43:58) Рейтинг: 8.8 Голосов: 131 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Фотиния 1 марта 2015, 14:56 Очень интересная лекция. Спаси Господи М. 22 января 2015, 16:13 По Библейской истории наиболее методически насыщенная лекция: презентация с кратким конспектом, цитаты, карты, репродукции картин. Спаси Господи! Светлана 17 января 2015, 18:19 Пойти на исповедь к нему всегда боялась - уж больно грозный вид) Как лектор о. Иона очень понравился! :) " Тетушки " насмешило, но особенно не смущает -- у каждого преподавателя всегда есть свои " заморочки " и маленькие слабости) PS Организаторы курсов, пожалуйста, по возможности, не ставьте лекции на праздничные и предпраздничные дни светского календаря. Тем более в сессию) Приходить pas de chance) Вживую интереснее, чем смотреть в записи 15 января 2015, 22:44 Хорошо зная о. Иону, хочу сказать, что термин " тетушки " у него в постоянном обращении. Светлана Рейтман 13 января 2015, 20:34 А почему не " тетушки " это же с любовью ! И о Иона , как я понимаю в высшей степени корректен , и с воспитанием и образованием , все в порядке очень все ! Интересно и познавательно и Слава Богу , если кого то лекция сподвигнет узнать больше !! Спасибо , дорогой Батюшка ! Просветительство и есть , главная миссия преподавателя , тем более священника ! С уважением Светлана .

http://pravoslavie.ru/76374.html

Песнь 8-я Ирмос: Егоже воинства Небесная славят, и трепещут херувими и серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. Согрешивша мя, Спасе, помилуй, воздвигни ум мой ко обращению, приими мя кающегося, умилосердись к взывающему: согрешил Тебе – спаси, беззаконовал – помилуй мя. Колесничник Илия колесницей добродетелей возшед как бы на небеса, возносился некогда превыше земного; о его восхождении, душе моя, помышляй. (4 Цар. 2:11) Поток Иордана некогда милотью Илииною Елисеем разделен на ту сторону и другую, ты же, душе моя, той благодати не приобщилась за невоздержание. (4 Цар. 2:14) Елисей некогда, приняв милоть Илиину, принял сугубую благодать от Господа, ты же, душе моя, той благодати не приобщилась за невоздержание. (4 Цар. 2:9) Соманитянка некогда праведника приняла нравом благим, душе, ты же не ввела в дом твой ни странника, ни путника, за то будешь с рыданием извержена вон из чертога брачного. (4 Цар. 4:8) Гиезиеву подражала ты, окаянная душе, скверному разуму, его же сребролюбие отринь хотя бы в старости, бегай геенского огня, отступив от злых твоих дел. (4 Цар. 5:20) Ты Озии, душе, подражав, его прокажение в себе обрела сугубо: недолжное мыслишь, беззаконное делаешь; оставь, что имеешь, и приступи к покаянию. (4 Цар. 15:5; 2 Цар. 26:19) О ниневитянах слышала ты, душе, кающихся Богу в рубище и пепле, им не подражала ты, явилась злейшею всех, до закона и после закона согрешивших (Иона 3:5) В нечистом рве, слышала ты, душе, Иеремию, рыданиями взывающего ко граду Сиону, и ищущего слез, подражай скорбной его жизни и спасешься. (Иер. 38:6) Иона в Фарсис побежал, обращение ниневитян проразумев, ведая, яко пророк, Божие милосердие. Он же ревновал тому пророчеству исполнение. (Иона 1:3) Даниила во рве слышала ты, душе, како он заградил уста зверей, узнала, како отроки с Азариею, угасили верою пещи пламень горящий. (Дан. 14:31; 3:24) Ветхого Завета все привел я тебе, душе, образы, подражай праведных Боголюбивым деяниям, избегни же лукавых грехов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Жизнь Средиземноморской цивилизации – финикийцев, греков, римлян и т.д. – была тесно связана с морем. С водной стихией жизненно необходимо было ладить, чтобы ею пользоваться во благо. Но во все времена морская пучина даже у опытных мореходов вызывала страх, тая в своей глубине непредсказуемую разрушительную силу. Апостол Павел, путешествуя с проповедью христианства по Средиземноморью, трижды терпел кораблекрушение, ночь и день проведя «во глубине морской» (см. II Кор. 11, 25). Как образ моря преломился в богослужебных текстах, пришедших к нам из средиземноморской Византии, рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил Асмус. Урок Ионы Немного наберется дней, когда за богослужением в храме не вспоминали бы о том, как ветхозаветный пророк Иона, не покорившийся Божию велению, тонул в море – событие поучительное уже само по себе (см. Ион. 1). История с Ионой всплывает с удивительной регулярностью в ирмосах шестых песней канонов. Дело в том, что, будучи «во чреве китове» (словом «кит» по-древнегречески называется любое крупное морское животное), Иона осознал свою неправоту пред Богом и облек мольбу о спасении в пророческую песнь – одну из десяти песен, выбранных из текста Библии для богослужения и легших в основу византийского канона. Содержание скорбного вопля Ионы (Ион. 2, 3-10) условно делится на две части. В первой пророк потрясен постигшим его наказанием: из чрева адова – вопль мой – «я возопил из глубины ада» (ст. 3); отвергл мя еси во глубины сердца морскаго, и реки обыдоша мя – «Ты вверг меня во глубину – в сердце моря, и потоки окружили меня» (ст. 4); бездна обыде мя последняя – «окружила меня самая глубокая бездна» (ст. 6); снидох в землю, еяже вереи ея – заклепи вечнии – «я сошел в землю, скрепы которой – заграждения вечные» (ст. 7). Здесь ветхозаветный певец сближает понятия ада, морской пучины и могилы, оценивая свое состояние как близкое к смерти. Во второй части Иона находит подкрепление в молитве Богу: Да взыдет из истления живот мой – «да восстановится жизнь моя из смерти» (ст. 7), да приидет к Тебе молитва моя – «да дойдет до Тебя мольба моя» (ст. 8) и аз со гласом хваления пожру Тебе – «я с хвалебными восклицаниями принесу Тебе жертву» (ст. 10). Главная идея этой части – упование на Бога, молитва и жертва.

http://pravoslavie.ru/37156.html

В первый раз, как бы мимоходом, эту мысль высказал раввин Исаак Абарбанель ещё в XV ст. 162 и лишь в прошедшем столетии Гриим, воспользовавшись ею, решил из неё своё объяснение позднейшего сравнительно с веком Ионы происхождения книги. Доказывая, что книга пр. Ионы в её настоящем виде – легенда, записанная лишь после плена вавилонского, он говорит, что в действительности дело было так. Иона почувствовал в себе призвание идти в Ниневию в качестве проповедника покаяния, но, убоявшись трудности этого путешествия, решился сделать его невыполнимым для себя и для этого сел на корабль в Иоппию. Скоро поднялась буря; она привела Иону к тяжёлым размышлениям о своём положении, среди которых он и уснул. Эти размышления пророка об его предприятии и настоящем, положении и породили то сновидение, которое, как действительное событие, и описано в Ион. 1:6–2:11 . Против гипотезы Гримма, вскоре же после её появления, высказаны были возражения некоторыми богословами даже отрицательного направления 163 . Прежде всего, против неё указывали на то, что в книге нет никаких указаний, что Ион.1:6–2, 11 должно считать за сон; это место стоит в неразрывной связи с предыдущими и последующими стихами, которые сам Гримм считает за рассказы о бывшем на самом деле. Если бы указанная цитата говорила о том, что происходило действительно во сне; то это так и было бы обозначено составителем книги, как то находим мы в других местах Библии (ср., например, Быт.28:12; 16:1–26; 37:5 ; Чис.12:6–10 ; 1Цар. 1:3, 4 и др.). Далее. Берценбергер справедливо также возражал против Гримма, что если пребывание пр.Ионы на корабле, плывшем в Фарсис, было на самом деле, а рассказ о том, что он выброшен был в море и уже из чрева рыбы снова попал на землю, обозначал собой не больше, как сновидение пророка, виденное им всё на том корабле плывшем в Фарис; то непонятно, как Иона, плывший в Фарсис, следовательно, на запад от Ионии – в сторону, противоположную от Ниневии, мог на этом же самом корабле приближаться к Ниневии и, слезши с него, действительно очутиться в этом последнем городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

   Например, слово — царский приказ (3:7) есть ассиро-вавилонский технический термин такого же значения (Gesenius. Hebr. Handw. 313 s.); слово — также соответствует ассирийскому: kukanitu, означающему растение с такими же чудесными свойствами (Wunderbaum), как и у Ионы (4:6. Gesenius. 1. с. 746 s.). Главным же образом, кажется, нужно обратить внимание на следующее соображение. Лишь полная историчность книги могла дать ей место в каноне, и именно в ветхозаветном. Здесь так мало приятного и отрадного для «узко-партикуляристичного» иудейства, так много сказано для «универсализма,» что никакой подделыцик не решился бы заняться выдумкою в таком духе и его побили бы камнями, а не в число священных писателей включили. С другой стороны, здесь так мало сказано в прославление Ионы и много в унижение его характера и в прославление ниневитян, что писатель опять напоминает нам священных историков, порицавших иудейских царей и всю иудейскую историю. Здесь так много психологической правды в поступках (особ. Иона 1:3, 5, 7, 15; 2:3, 6, 10; 3:5, 10; 4:1, 3, 9), что невозможно их выдумать и сделать подлог. Здесь все дышит глубокою правдою и святою простотою, а не хитрыми подделками. Этот внутренне правдивый характер повествования книги, ее беспристрастие и духовная высота могут служить более убедительным свидетельством ее историчности, чем вопросы о том, какая рыба поглотила Иону и чем он дышал во чреве ее. На подобные же вопросы и недоумения справедливо отвечали богословы, что Господь, сотворивший людей и весь мир, воскресивший 4-дневного Лазаря, мог сохранить жизнь Ионе. Здесь же решение вопроса о покаянии ниневитян. Раз все это подтверждено Господом Иисусом Христом, к чему же может привести дальнейшее совопросничество и полезно ли оно для апологета и православного читателя?.. И мы посему опускаем эти частные вопросы.    О происхождении книги от самого пророка Ионы, если в самой книге и не говорится, то невольно эта мысль возникает при чтении ее. Та живость и пластичность, с которою описываются разные события, включая и таинственное пребывание Ионы во чреве кита (Иона 1:3, 5, 6, 8, 10, 15; 2:1, 11; 3:4, 5, 6, 7—8; 4:8), и душевное состояние самого пророка, его страх (1:3), его молитва во чреве кита со всеми тончайшими переходами, в душевном его состоянии, из безнадежности (2, 4, 5, 6) к живой вере и упованию на Бога (2:7, 8, 10), его огорчение на спасение ниневитян (4:1—3), вразумление и успокоение Господом (4:9—11), могут принадлежать лишь самому Ионе. Справедливо предполагают богословы, что постороннее лицо едва ли решилось бы и описать святого чтимого пророка в таких чертах слабодушия и противления Богу. Книга Ионы производит впечатление откровенной «исповеди,» составленной вполне точно и беспристрастно самим пророком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

447 2:5 Так в греч. переводе Феодотиона. Масоретский текст: всё же буду… – утвердительное предложение. 448 2:11 Букв.: и сказал Господь рыбе, и та извергла Иону. 449 а 3:3 Букв.: была огромным городом у Бога. Фраза у Бога может служить указанием на превосходную степень определения, относившегося к личности или предмету; ср. Быт 10:9. 450 б 3:3 Или: вокруг него; букв.: на три дня ходьбы. Эта фраза могла указывать на общую протяженность города (возможно, с его окрестностями) или на то, что Ионе для того, чтобы обойти город с проповедью, требовалось три дня. 451 3:6 Сидеть на куче выметенного из жилищ пепла или пыли – высшая степень смирения и унижения, знак покаяния. 452 а 3:7 Букв.: вкушать/ отведывать; игра слов: указ – пусть не вкушает; евр. митта ам – ал йитаму. 453 б 3:7 Букв.: быть на пастбище. 454 4:1 Букв.: для Ионы это было злом, великим злом, это вызвало в нем вспышку ( гнева). 455 а 4:2 Букв.: молился он Господу и говорил. 456 б 4:2 Букв.: смягчаешься (в Своем решении) о бедствии (в качестве возмездия) . Иона вспоминает слова Моисея (Исх 34:6), которые показывают, как он разочарован действиями Божьими. 457 а 4:6 Варианты перевода: клещевина ( касторовый куст), тыква (так в LXX) – предположительны. 458 б 4:6 Шалаш с увядшими листьями не защищал его уже более от солнца. 459 4:8 Здесь игра слов: зло – вспыхнуть (гневом)  – знойный; евр. раа  – хара  – хариши; смысл этой игры слов, возможно, таков: Иона воспринимает милость Бога как зло, возгорается гневом и ждет, что зло падет на город. Вместо этого зло (зной) падает на него самого. 460 4:11 Вероятно, в знач. не способны к самостоятельному религиозно-нравственному выбору. 461 а 1:1 Имеется в виду всё содержание книги Михея – оно было словом (или откровением) Господним. 462 б 1:1 Т.е. время, когда пророчествовал Михей (евр. Миха) между 750 и 686 гг. до Р. Хр. – он был современником пророка Исайи и пророка Осии. 463 а 1:5 Или: за отступничество ( от Бога); то же ниже в этой главе. 464 б 1:5 Букв.: дома Израилева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010