Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2010 19 мин., 19.04.2010   1-я страница обложки – портрет прославленного хоккеиста, трехкратного олимпийского чемпиона Владислава Третьяка (фото Владимира Ештокина). См. рубрику: «Интервью номера» (С.8-11).   Пролог: (на заставке – фото Владимира Ештокина)   Протоирей Леонид Грилихес. Пасхальная проповедь. Стихотворение//Фома. - (84) – апрель 2010. – С.2. – (рубрика «Пролог»).   Содержание : С. 3.   Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . Пасха для всех, или О вере для воцерковленных и невоцерковленных . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Белый ангел. Фрагмент фрески Вознесения в монастыре Милешево, Сербия. До 1228 г.//Фома. - – апрель 2010. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог» ). публикация//Фома. Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.6-7.   Вопрос номера: Светлые дни Пасхи. Что нужно обязательно сделать в это время? //Фома. - – апрель 2010. – С.6-7. – (рубрика « Вопрос номера »). На вопрос ответили:   Борис Корчевников , журналист, актер. Дать возможность Богу что - Фото Владимира Ештокина. – С.6;   Иван Семенов , обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер телеканала «Вести», Москва. Прикоснуться к тайне Великой Субботы . Фото Сергея Тетерина. – С.6;   Максим Костенко , координатор проектов Братства преподобного Иона Киевского (волонтерское движение «Молодость неравнодушна»), Киев. Стать участником Его дел . Фото из архива автора. – С.6;   Анна Бычкова , руководитель международного молодежного центра «Диалог будущего», член Императорского Православного Палестинского Общества, Москва. Окунуться в жизнь православных арабов . Фото из архива автора. – С.7;   Елена Ваенга , певица, актриса, композитор, автор песен, Санкт-Петербург. Разделить свою радость со всеми . PhotoXpress. – С.7;   Марина Кравцова , руководитель социальных мастерских для инвалидов, кандидат психологических наук, Минск. Совершить чудо . Фото из архива автора. – С.7.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-84-a...

Скачать epub pdf 1. Зачем наблюдать знамения времени? Тема этой беседы – наблюдение за знамениями времени. Прежде всего, мы должны знать, что подразумевается под выражением «знамение времени». Оно взято прямо из Евангелия, из слов Спасителя нашего ( Мф.16:3 ). Христос говорит фарисеям и саддукеям, пришедшим к Нему: «Лице... небесе умеете разсуждати», т.е предсказывать погоду, «знамений же временом не можете искусити». Иными словами, Он говорит им, что это не имеет ничего общего с наукой или с пониманием о нашем месте в мире, или с чем-либо подобным. Это религиозный вопрос. Мы изучаем знамения времени затем, чтобы суметь узнать Христа. Во времена земной жизни Христа фарисеи и саддукеи не наблюдали знамения времени, чтобы увидеть, что пришел Христос, что Сын Божий уже на земле. Были знамения, которые им следовало раньше знать. Например, в книге пророка Даниила в Ветхом Завете есть пророчество о «семидесяти седьминах» ( Дан. 9:24 ), которое означает, что Мессия должен был придти примерно через четыреста девяносто лет от времени Даниила. Те иудеи, которые внимательно читали свои книги, точно знали, о чем это сказано, и к тому времени, когда явился Христос, знали, что это время явления Мессии. Но то – внешний признак. Фарисеям и саддукеям следовало бы понаблюдать за внутренними знамениями, что более важно. Если бы они стремились не просто исполнить внешние предначертания закона, а были бы сердцами истинно с Господом, то сердца их откликнулись бы и узнали Господа во плоти, когда Он пришел. У некоторых иудеев так и было: у апостолов, учеников и других. В следующем абзаце той же шестнадцатой главы святой апостол Матфей говорит еще о знамениях. Он приводит слова Самого Господа, обращенные к евреям: «Род лукав и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка» ( Мф.16:4 ). События Ветхого Завета содержат предсказание событий Нового Завета. Когда Иона пробыл три дня во чреве кита, это было предсказание того, что Господь наш три дня пробудет во гробе. И это знамение, знамение Ионы пророка, дано было людям во времена Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/z...

Скачать epub pdf Выдающимся иерархом Русской Церкви в середине XVI веке был митрополит Московский Макарий († 1563; память 30 декабря). Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, иконописец и просветитель. Можно говорить, что середина XVI века может быть названа временем митрополита Макария 1 . Как глава Церкви он созвал знаменитые Соборы в Русской Церкви в 1547, 1549 годах, на которых было прославлено множество русских святых, «новых чудотворцев», как их тогда называли 2 . Кроме того, в течение своей жизни он постоянно общался с подвижниками-современниками, которые позднее были причислены Русской Церковью к лику святых 3 . Прошло немало времени, и в 1988 году, в дни празднования тысячелетия Крещения Руси, святитель Макарий был канонизован. Прославление святых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года открыло новую страницу в истории канонизация святых в Русской Церкви. Среди канонизованных в наши дни святых новомучеников и исповедников есть подвижники, подвизавшиеся значительно раньше, которые расширяют лик святых современников митрополита Макария. Среди них преподобная Елена, первая игумения Новодевичьего монастыря (†1547; память 18 ноября). К их числу следует отнести и святителя Суздальского Варлаама. Он родился, очевидно, в правление Великого князя Василия III (1505–1533). Его отец скончался в монашеском звании – инок Александр, мать, очевидно, – Ксения 4 . Будущего святителя при Крещении назвали Василием 5 . Его монашеский путь начался в Стефано-Махрищском монастыре. Здесь ранее подвизался его прадед – иеромонах Серапион, который помнил преподобного Стефана Махрищского († 1406; память 14 июля) и составил о нем первоначальные записи. Старец Серапион рассказывал об основателе обители своему внуку. Монашеский постриг будущего святителя совершил, очевидно, игумен Иона, который более тридцати лет управлял обителью. После его кончины в 1557 году Махрищским настоятелем был поставлен игумен Варлаам. В то время в монастыре было около шестидесяти человек братии. В день памяти преподобного Стефана, 14 июля 1557 года, игумен Варлаам благословил трапезнику монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить богомольцев. Чудесным образом все были накормлены. Таким образом, начало настоятельства нового игумена, совпавшее по времени с голодом на Руси 6 , ознаменовалось дивной помощью обители от ее святого основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Глава 4 1) И опечалися Иона печалью великою и смутися. С евр.: «Ионе это было весьма неприятно, и он огорчился». 2) И помолися ко Господу и рече: о Господи, не сия ли убо словеса моя, яже глаголах, еще сущу ми на земли моей? сего ради предварил бежати в Фарсис, зане разумел, яко милостив Ты еси и щедр, долготерпелив и многомилостив, и каяйся о злобах [человеческих]. С евр.: «И молился Иегове, и сказал: о Иегова! Не это ли думал я, когда еше был на земле своей, потому-то я прежде и бежал в Фарсис, ибо я знал, что Ты Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый, многомилостивый, и жалеешь делать зло». 3) И ныне, Владыко Господи, приими душу мою от мене, яко уне ми умрети, нежели жити. С евр.: «Итак, возьми, Иегова, душу мою от меня, ибо мне лучше умереть, нежели жить». Иона вместо того, дабы радоваться радостью великою по случаю обращения ниневитян на путь истины и добродетели, опечалися великою печалию и смутися. Это было, конечно, после назначенного им срока, чрез 40 дней, когда Ниневия, по пророчеству его, должна была разрушиться. Радость о спасении ближних свойственна всем святым людям, тем более святым пророкам. Потому грешно было бы думать, что Иона вовсе не радовался раскаянию ниневитян, так поразительно заявленному. Конечно, и он радовался, но эта радость, как светлая звезда, помрачена была на время тучею других дум, других горьких помыслов; Иона не удержался на высоте духовной радости и по слабости человеческой ниспал во мрак скорби и печали. Отчего же? Оттого, как мы уже заметили (1, 3), что сильно ревнова пророчеству своему не солгатися, боялся в глазах язычников оказаться лживым пророком, страшился, что, в случае неисполнения его пророчества, имя Божие будет поругано и дело спасения язычников надолго замедлится. Этот страх, как сам он уверяет, овладел им еще в родной стране, мучил его там и заставил бежать от поручения Божия в Фарсис. Понятно и весьма естественно, что этот страх должен был усилиться особенно к концу срока, им назначенного для погибели Ниневии.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава 3 1–3. Вторичное посольство Ионы в Ниневию и 4–10. покаяние Ниневитян. Ион.3:1 .  И было слово Го­с­по­дне к Ионе вторично: Ион.3:2 .  встань, иди в Ниневию, город великий, и про­поведуй в ней, что Я по­велел тебе. О вторичном посольстве Ионы в Ниневию говорится теми же словами, какими говорилось и о первом ( Ион. 1:1–2 ), можно думать, что это второе «слово Господне к Ионе» было дано в той же форме, что и первое (см. зам. к Ион. 1:1 .). Содержание проповеди пророка в Ниневии вторично не указывается, а делается ссылка на прежде бывшее об этом повеление Божие: «проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (см. зам. к Ион. 1:2 ). Ион.3:3 .  И встал Иона и по­шел в Ниневию, по слову Го­с­по­дню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. «И встал Иона, и пошел в Ниневию, по слову Господню». Пророк послушался вторичного голоса Иеговы потому, что предшествовавшие события (буря на море, павший на него жребий, поглощение и извержение китом), были для него знамениями, убеждавшими его в истинности и непреложности получаемого им откровения. «Ниневия... была город великий у Бога, на три дня ходьбы». На основании приведенных слов часто делают заключение о позднейшем происхождения книги пророка Ионы. Употребленная здесь прошедшая форма глагола: «была город великий» указывает, говорят, на то, что во время написания книги Ионы, Ниневия уже не существовала, иначе о ней сказано было бы в настоящем времени, как напр., в Быт. 10:12 . Затем самое замечание о величине города будто бы совершенно излишне для современников Ионы, которые и без того прекрасно знали о Ниневии и вполне уместно только в устах писателя, жившего после ее падения. Относительно прошедшей формы глагола следует заметить, что здесь употреблена форма, так называемая pramerimum. Она выражает мысль о действительном существовании предмета в описываемое прошедшее время без всякого отношения к настоящему, поэтому этой формой прошедшего нисколько не исключается существование Ниневии в момент написания книги. Она употреблена лишь в соответствии с такой же формой других глаголов, относящихся к тому же событию, поэтому все это место можно передать так: встал Иона и пошел в Ниневию и оказалось, что это великий город. Описывать величину Ниневии для современников Ионы, из которых большинство не видело этого города, а некоторые может быть не знали его и по имени, также естественно, как в наше время описывать различные большие города. Заключать на этом основании, что Ниневия в момент описания не могла существовать, можно только выходя из предубежденного взгляда.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из правдивых уст в Бозе почившего восприемного отца моего, Симоновского старца иеросхимонаха Илариона 1 , удостоился я неоднократно слышать воспоминания об отце иеро-схимонахе Ионе, который был духовным старцем отцу моему, Илариону, и долго жил вместе с ним в одной келлии, в московском Симоновом монастыре. Слушая всегда с доверчивым вниманием и благоговением назидательные беседы моего старца, я с особенным тщанием замечал, и даже вскоре записал следующие воспоминания, относящиеся к благочестивой жизни покойного старца иеро-схимонаха Ионы: 1) Отец Иона, до вступления в монашество, принадлежал к числу обывателей Орловской губернии, города Волхова. С отроческих уже лет заметен был в нем нрав самый простой и тихий. Достигши совершеннолетия, он вступил, по желанию своему, в Площанскую пустынь, находящуюся в той же Орловской губ., и быв послушником, ревностно нес тяжелые послушания; ибо имел довольно значительную силу и от природы крепкое сложение. Начальники и братия очень любили его, как за усердие к трудам, так и за кроткое, простое, подобное младенческому его сердце. 2) При всей своей простоте, он один имел способность замечать и ценить особенно благоговейных и учительных старцев, и со вниманием вопрошал их о спасении души; а потому вскоре сблизился преимущественно с блаженным старцем иеромонахом Адрианом (впоследствии иеро-схимонахом Алексием Симоновским), который перешел в Площанскую пустынь в 1770 годах. Сему благоговейному старцу отец Иона вверил себя в глубокое сыновнее послушание и жил с ним неразлучно около 30 лет. Совокупная жизнь их, начавшаяся в Площанской пустыни, продолжалась в Брянских лесах, в Коневской обители, и окончилась в московском Симоновом монастыре. 3) Во время пустынножительства в лесу, отец Иона, при непрестанной умной молитве, по руководству своего старца, занимался и рукодельем: делал из дерева ложки, чашки и ковши, которые они и променивали на хлеб. По-часту это рукоделье его производилось на открытом воздухе, даже зимою. Спал он как летом, так и зимою, в холодных сенях пред старцевою келлиею, и на вопрос: как он переносит это? отвечал: у меня тёпел тулуп... Таково было его самоотвержение!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Скачать epub pdf Содержание Правда ли, что Бог любит всех людей, независимо от религии? Мы все ввергли себя в страшную беду Важна ли для Бога ваша религия? Богу не всё равно     Когда я готовил статью об околосмертном опыте, то столкнулся с тезисом, который люди выдвигали со ссылкой на этот опыт – «Богу всё равно, какая у тебя религия». Бывает, что за определённой фразой стоит облако смыслов – некоторые из этих смыслов отчасти верны, некоторые – совершенно ошибочны. За этой фразой стоит, по крайней мере, три различных смысла: 1) Бог любит всех людей, независимо от их религии, и хочет, чтобы они обрели вечную радость. 2) Блаженство человека после смерти не обусловлено тем, к какой именно религии он принадлежал во время земной жизни. 3) Для Бога не важно, какую веру исповедует человек. Их стоит рассмотреть отдельно. Первое из этих утверждений верно; второе и третье – нет, о чем мы поговорим подробно. Правда ли, что Бог любит всех людей, независимо от религии? Да, это правда. Ложная религия, неблагочестивый или даже откровенно преступный образ жизни не уничтожают любовь Божью к человеку. Эта поразительная истина настойчиво провозглашается Писанием. Уже в Ветхом Завете есть история про пророка Иону – её чаще всего вспоминают из-за «кита», или, вернее, «большой рыбы», во чреве которой Иона провел три дня. Но как Иона оказался в этом неудобном месте? Из-за того, что он поначалу отказался проповедовать в Ниневии. Столица Ассирии Ниневия вызывала у народа Божьего примерно такие же чувства, что и Берлин 1942 года у наших недавних предков. Это был абсолютный, ненавистный враг, которому не желали ничего, кроме гибели. Ассирийцы были не просто язычниками, которые не знали истинного Бога и служили идолам, – они были страшными, жестокими захватчиками – как свидетельствуют ассирийские барельефы, где они похвалялись лютыми казнями, которым предавали своих пленников. Поэтому Иона не хотел идти к этим людям – не столько потому, что (как мы можем предположить) боялся, сколько потому, что не хотел, чтобы в результате его проповеди они были прощены ( Ион.4:2 ). Он – как и его сограждане – желал Ниневии поскорее провалиться в тартарары.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Содержание I. Посольство Ионы в Ниневию, его бегство и наказание за это II. Спасение Ионы III. Покаянная проповедь Ионы в Ниневии IV. Недовольство Ионы и вразумление его     В 4-й кн. Царств, в 14 гл. ст. 25, повествуется, что Иеровоам II, царь Израильский, «восстановил границы Израиля от входа в Хамаф до моря пустынного (Мертвого), по слову Иеговы, Бога Израилева, которое Он сказал чрез раба своего Иону, сына Амитаева, пророка из Гат-хефера» (в уделе кол. Завулонова, см. Нав.19:13 ). Это пророчество Ионы о расширении пределов Израильского царства не дошло до нас, но зато до нас дошла книга пророка Ионы, сына Амитаева (слав. Амафиина), значит, принадлежащая тому же лицу, которому принадлежит и пророчество, – книга, в которой простым, прозаическим языком рассказывается о Божественном посольстве Ионы в Ниневию за тем, чтобы возвестить погибель сему городу, о попытке пророка чрез бегство в Фарсис (Финикийская колония в Испании) освободиться от такого поручения, о Божием наказании ослушника и раскаянии его, о покаянной проповеди его в Ниневии и благоуспешных последствиях ее, о ропоте пророка к Богу на помилование Им покаявшихся Ниневитян и вразумлении его со стороны Бога. I. Посольство Ионы в Ниневию, его бегство и наказание за это. Рассказ книги прямо начинается формулою: «и было слово Иеговы к Ионе, сыну Амитаеву», формулою, соединяющею между собою известный принятый ряд событий, совершающихся последовательно, по времени, одно за другим, хотя бы эти соединяемые события передавались и в разных священных книгах (см. Руф.1:1 ; 1Цар.1:1 ; и др.) и потому нисколько не принуждающею к предположению такого рода, что следующий за этою формулою рассказ в книге пророка Ионы есть отрывок из некоего большего сочинения, до нас не дошедшего. Слово Божие говорило пророку: «встань, поди в Ниневию, большой город оный и возглашай против него», угрожай ему наказанием, «ибо зло его взошло пред лице Мое». И так пророк посылается в Ниневию, главный в то время город Ассирийского царства и резиденцию Ассирийских царей, по сказанию кн. Быт. ( Быт.10:11 ) построенный, по переводу одних, Ассуром, а по переводу других, Нимродом 1 , а по сказанию Греческих и Римских писателей Нином, мифическим основателем Ассирийского царства, – город неоднократно называемый в книге большим городом, городом на три дня пути ( Ион.3:2–3, 4:11 ), и называемый так пророком не ради того, чтобы выставить пред своими соотечественниками могущественную силу его, а ради того значения, какое имела для Бога Ниневия, как столица языческого мира, как город большой у Бога именно ( Ион.3:3 ), как город многолюдный и потому обращавший на себя особое попечение Божие ( Ион.4:11 ). Этому великому языческому городу Иона должен возвещать грозное слово Иеговы, потому что «зло его взошло пред лице Иеговы»; потому что развращение, нравственное растление Ниневии так велико, что оно проникло уже на небо и вопиет там к Богу о мщении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Глава 18. Речь Валдада (2-я). Выслушивая непрестанные сетования Иона на свою судьбу, примечая усиленное волнение его души и желая прекратить оное, Валдад выразительно и в грозном тоне еще раз высказывает Иову, что неведущие Бога лишаются счастья, имения, слободы, здоровья и самой жизни, как хищные и подвергаются разнообразным казням и погибают со всем семейством при всеобщем изумлении Ст. 1. Заявление Иова, что друзья не могут его утешить, что он не имеет достаточного основания безмолвно переносить скорби, что тяжесть их безмерна, что он праведен и может защищаться пред Богом, побудило Валдада отвечать Иову в угрожающем тоне. Ст. 2. Доколе не престанеши? Так как доселе друзья обличители Иова не указали действительно нечестивых правил его поведения и беззаконных действий в его жизни, то он твердо решил продолжать свою защиту пред друзьями еще с большим усилием, нежели прежде (ср. гл. 16, ст. 5, 17 и 21). В соответствие этому Валдад и решается снова поддержать беседу и еще с большею ревностью защищать правосудие Божие. Пожди, да и мы (ατο) возглаголем. Иов внушительно заявлял друзьям, что они не предлагают ему новых советов (16 гл., 2 ст.), между тем сам в своей речи-продолжал развивать одни и те же свои главные мысли. Поэтому Валдад, предполагая, что Иов или намеренно несправедлив или не знает, как жестоко карает Бог «неведущих» Его, решается обличит его мнимое неразумие (ср. ст. 21). Ст. 3. И почто аки четвероножная умолчахом пред тобою? Иов несколько раз прежде советовал друзьям молчать и это молчание их называл мудростью. Валдад, припоминая это, заявляет, что таким образом Иов ставит своих друзей наравне с бессловесными животными, которые потому и молчат, что не имеют что сказать, не могут понимать и сочувствовать. Но на самом деле, собеседники – люди и притом из числа других разумнейшие, а потому могут, по мере своих сил, сколько-нибудь понимать то, что и почему с ними или с другими происходит, могут сочувствовать и находит некоторое слово утешения своему страждущему другу

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 8. Речь Валдада. Свидетельство Иона, что Господь оставил его и лишил своей помощи, Валдад призвал ропотом против божественного правосудия, и, проникнутый благожеланием страждущему, старается уверить его, что Господ слышит молитву человека истинного, не лишает жизни хранящего к Нему благоговейный страх, не оставляет без милости незлобивого Ст. 1. Из всего высказанного Иовом, Валдаду казалась особенно предосудительною та мысль, будто Бог , по неизвестной вине, послал ему бедствия и страдания в чрезмерной степени, превышающей силы человека, и в том явил Себя немилостивым судиею своего верного раба; притом, подобные мысли и соответственные им чувства, Иов теперь решился высказывать более и сильнее, нежели прежде (7, 11). Поэтому Валдад предлагает Иону строгий вразумляющий вопрос: доколе глоголати будеши сия – столь дерзкие слова против Господа? – И затем прямо обличает истинную причину странных слов Иова. Ст. 2. Дух многоглаголив во устех твоих. Слова, выражающие неумеренный вопль против мнимой немилости Божии, обнаруживают раздраженное состояние духа, вызванное болезнью; только при этом может затмиться в человеке истинное понятие о Боге, и Его святая правда может быть забыта до такой степени, что человек решается признавать себя безупречно праведным, а страдания свои незаслуженной обидой от Бога; для здравой мысли это странно. Ст. 3. Еда (ужели) Господь обидит судяй. Если Иов страдает без всякой своей вины, то он обижен, как может быть обижен раб на пристрастном людском суде; но возможна ли такая несправедливость на суде Господа? – не мыслима. Или вся сотворивый возмятет правду. Господь положил начало всему сущему, дал всему прекрасный вид и строгий порядок с тем, чтобы существование одного не разрушало жизни другого; после этого, ужели Он решится нарушить справедливость в отношении к человеку и отнять все блага, необходимые для его жизни, без всякого основания права? – нет, Он, как источник жизни и правды, сохраняет мир благостью и правосудием; ужели для человека Он откроется источником неправды и зла?!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010