Пятнадцатая  пророческая речь содержится в тридцать четвертой главе и изображает участь Седекии и Иерусалима, произнесена при нашествии Навуходоносора ( 4Цар 25:1 525 ) и состоит из двух частей. В первой части пророк при начале осады объявил царю Седекии, что Иерусалим будет отдан Навуходоносору – что сам Седекия не спасется от руки его; впрочем умрет не от меча и удостоится почетного погребения (34:1–7 526 ). Во второй части, произнесенной немного спустя после первой, когда Нахуходоносор отступил от Иерусалима и пошел на встречу Египтянам, пророк объявляет иудеям предание мечу, моровой язве и голоду за то, что, при начале осады объявив отпущение рабов на волю, они снова стали порабощать их, когда увидели отступление Навуходоносора, надеясь, что Египетское войско одержит победу над Вавилонянами (34:8–22; 527 ср. Иер 36:5–8 528 ). Шестнадцатая  пророческая речь изложена в тридцать пятой главе. Она произнесена во времена Иоакима и соединена с символическим действием. По повелению Божию, пророк приводит Рихавитов, потомков Иофора, тестя Моисеева, во храм; ставит перед ними полные чаши вина и приглашает их пить (35:1–6 529 ). Но они объявили пророку, что не могут принять этого гостсприимства, потому что родоначальник их Ионадав ( 4Цар 10:15 530 ) дал заповедь, чтоб потомки его не пили вина, не строили домов, но жили в шатрах или кущах; – и сия заповедь неизменно соблюдается в его потомстве (35:6–12). Тогда пророк это послушание Рихавитов заповеди своего предка ставит в обличение Иудеям неповинующимся закону Божию (35:13–17 531 ). Дому же Рихавлю сказал Господь: не оскудеет муж от сынов Ионадава, сына Рихавля, стоящий пред лицем Моим или пользующийся Моим благоволением во вся дни земли (35:18–19). h11 2) Описание осады и разрушения Иерусалима Или лучше сказать, изображение нравственного состояния Иудеев, навлекших на себя это страшное Божие наказание. Здесь описаны некоторые частные обстоятельства с четвертого года Иоакима до переселения Иудеев в Тафнас по разрушении Иерусалима (в течение 20 слишком лет), лично касавшияся Иеремии, следовательно достоверно ему известные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Василий Великий отдает первым двум страстям - чревоугодию и самолюбию (Constitutiones asceticae. 4). Свт. Игнатий (Брянчанинов) и свт. Феофан Затворник, согласно древней традиции, выделяют 8 основных страстей (Путь ко спасению. С. 270-271). 1. Задатки А. у древних евреев выразились в следующих формах и состояниях: назорейство, служение при скинии, состояние «сынов», или «ликов пророческих», нищета, отшельничество. Древняя из этих форм подвижничества - назорейство, представлявшее собой обет необязательный, суть к-рого состояла в том, что мужчина или женщина, дававшие этот обет, удалялись от об-ва и мира, чтобы всецело посвятить себя служению Богу. Они должны были воздерживаться от вина и крепкого напитка, от всего, что приготовлено из винограда, и от ягод винограда (Числ 6. 1-4), не стричь волос, не прикасаться к мертвому телу. Обет назорейства давался на неопределенное время, пожизненное назорейство не предписывалось установлениями, его принимали по доброй воле лишь немногие. По окончании обета приносилась дорогая жертва - беспорочный агнец (во всесожжение), агница в жертву за грех и овен беспорочный в жертву мирную. Назорейство было известно и до законодательства, к-рое только освятило его (Числ 6. 13-21). Др. видом подвижничества считается служение при скинии, служение не обычное, священническое, а особенное, по обету, даваемому чаще всего родителями лица, проходящего этот подвиг. Типическим представителем этого служения в истории евр. народа является пророк Самуил в период всей своей жизни, но особенно в годы детства и отрочества (1 Цар 1. 10-2. 11, 18-19). Задатки подвижничества среди евреев усматриваются в т. н. пророческих школах, или союзах, инициатором устроения к-рых был прор. Самуил. Несмотря на то что главной целью этих школ было служить источником учительства для просвещения народа, т. е. цель общественная, но при этом существовала и др. цель - индивидуальное совершенствование членов школы, при осуществлении к-рой и имели место элементы подвижничества. «Лики пророческие», или «силы пророческие», жили общинами, руководимыми «отцами», пользовались общинным содержанием, носили особую мантию с кожаным поясом, ходили толпами и были многочисленны, по крайней мере в позднейшее время (после Самуила): в Свящ. Писании упоминаются случаи, когда пророки собирались по сто и более человек (3Цар 18. 4; 22. 6). Следующая форма подвижничества у евреев - это нищета, хотя и проявившаяся более внешним образом - в виде нестяжательности. Типическими носителями и выразителями этого подвига являются Ионадав и его потомки, упоминаемые в Книге пророка иеремии (35. 6-10); как пример нищеты имя Ионадава часто встречается в аскетических творениях святых отцов и учителей Церкви. Свт. Григорий Богослов отмечает наставление в нестяжании, какое преподал детям Ионадав (см., напр.: Greg. Nazianz. Carmina I 2. 10).

http://pravenc.ru/text/76618.html

Глава 13 Обесчещение Амноном Фамари. Гибель Амнона. 2Цар.13:1 .  И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. Авессалом был сын Давида от Маахи, дочери гессурского царя Фалмая; Амнон – первенец Давида от Ахиноамы изреелитянки ( 2Цар.3:2–3 ). 2Цар.13:25 .  Но царь сказал Авессалому: нет, сын мой, мы не пойдем все, чтобы не быть тебе в тягость. И сильно упрашивал его Авессалом; но он не захотел идти, и благословил его. «И благословил его» – совершить свой праздник в отсутствии царя. 2Цар.13:32 .  Но Ионадав, сын Самая, брата Давидова, сказал: пусть не думает господин мой [царь], что всех отроков, царских сыновей, умертвили; один только Амнон умер, ибо у Авессалома был этот замысел с того дня, как Амнон обесчестил сестру его; «Ионадав» – прежний друг убитого Амнона и сообщник его преступления ( 2Цар.13:3–5 ). «Кажется странным, каким образом печальная весть могла опередить в страхе бегущих царских сыновей, и думается, что она шла не с места происшествия, а возникла самостоятельно при дворе, и не без намерения в искаженном виде. Ионадав был «очень хитрый», говорит Дееписатель, т. е. искусный придворный интриган, готовый на всё, как это уже видно из его услуги Амнону. Можно догадываться, что, не получив должной благодарности от Амнона за свое радение ему, он бросил его и перешел на сторону Авессалома, громадное честолюбие которого было ему известно и который более Амнона нуждался в помощниках для исполнения своих смелых замыслов. И вот, когда почти весь двор отправился на праздник к Авессалому, Ионадав остался при царе с заранее обдуманной ролью. В условленное время он секретно распускает ложный слух, что все дети царя избиты. Царь приходит в отчаяние и проклинает Авессалома. Но тотчас является утешитель и говорит: «пусть Господин мой царь не тревожится мыслью о том, будто умерли все царские сыновья; один Амнон умер за то, что обесчестил сестру Авессалома». В данную минуту и это могло показаться величайшим утешением для Давида: его дети воскресли; мертвым остался только один, и то потому, что в самом деле был преступником, остававшимся до сих пор ненаказанным. Авессалом и покарал его» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 209–211). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Царств. 174-236 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И сам царь и слуги его плакали очень великим плачем». Нам кажется странным, каким образом печальная весть могла опередить в страхе бегущих царских сыновей, и думается, что она шла не с места происшествия, а возникла самостоятельно при дворе и не без намерения в искаженном виде. Роль Ионадава, по-видимому знавшего происшествие в его истинном виде, подозрительна 275 . Он был некогда другом Амнона и помог последнему овладеть Фамарью. Странным кажется, почему он, очевидно знавший хорошо замысел Авессалома, не предупредил друга об опасности? Ионадав был человек «очень хитрый», говорит дееписатель т. е. искусный придворный интриган, готовый на все, как это видно из его известной услуги Амнону. Можно догадываться, что он, не получив должной благодарности от Амнона за свое радение ему, бросил его и переметнулся к Авессалому, как к человеку, громадное честолюбие которого было известно, и который более Амнона нуждался в помощниках для исполнения своих смелых замыслов. Ионадав думал, что благодарность Авессалома будет измеряться важностью и многочисленностью оказанных ему услуг. И вот, когда почти весь двор отправился на праздник к Авессалому, Ионадав остался при дворе с заранее обдуманной ролью. В условленное время он секретно распускает ложный слух, что все дети царя избиты. Царь приходит в отчаяние и проклинает Авессалома. Но тотчас является утешитель и говорит: «пусть господин мой царь не тревожится мыслью о том, будто умерли все царские сыновья, один Амнон умер за то, что обесчестил сестру Авессалома». В данную минуту и это могло уже показаться величайшим утешением для Давида: его дети воскресли, а мертвым остался только один, и то потому, что в самом деле был преступником, оставшимся до сих пор ненаказанным. Авессалом его покарал. Могло ли что-нибудь более этого смягчить гнев Давида на Авессалома и вообще ослабить впечатление от несчастия? Так, нам кажется, следует объяснить преждевременную весть о поступке Авессалома и загадочную роль Ионадава. Авессалом, конечно, не мог теперь показаться на глаза своему отцу, ни даже остаться в своем имении, он убежал на время к своему деду, царю Гессурскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

     Сыновья Ионадава, сына Рихавля, заслуживают великую похвалу пред Богом за то, что послушались отца своего, который заповедал им никогда не пить вина. Посему они и говорили пророку Иеремии: Не пьем вина, потому что Ионадав, сын Рихава, отеу наш, заповедал нам, говоря: не пейте вина ни вы, ни сыны ваши во веки (Иер. 35,6). Такое послушание отцу не остается без награды, и за хранение поста сего Господь обещает дому Ионадава Свое предстательство: Не отнимется у Ионадава... муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни (Иер. 35,19). Итак, если Ионадав мог заповедать своим сыновьям и внукам никогда не пить вина и если таковая заповедь отеческая и послушание сыновнее угодны были Богу, то почему же Святая Церковь, наша Матерь, не может заповедовать нам, детям своим, воздержаться, хотя бы на время, от некоторых снедей, ибо и заповедь Церкви, и послушание оной благоугодны Богу.      Для большего пояснения сказанного представим еще примеры.      Царь Саул заповедал пост сими словами: Проклят человек, который вкусит хлеба в тот день до вечера, доколе я не отомщу врагам моим, И никто из народа не вкусил хлеба (1 Цар. 14,24).      Иосафат, царь Иудейский, будучи поражен страхом, вознес усердную молитву к Богу и объявил пост по всей Иудее (2 Пар. 20, 3). Также и Ездра заповедал пост: И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших, и для всего имущества нашего (1 Езд. 8, 21).      Царь Ниневии, когда услышал слово о покаянии от пророка Ионы, то заповедал пост всему своему народу и таким образом избавились ниневитяне от грозившей им смерти (см.: Иона 3).      Вот примеры, из которых видно, что весьма многие облеченные властью лица заповедовали пост своим людям и люди повиновались им совершенно. Итак, если ветхозаветные цари и пророки могли заповедовать пост, то неужели Святая Церковь не имеет подобной и даже большей власти налагать пост на православных христиан по своему произволению и благоусмотрению? И если ветхозаветные люди слушались своих наставников, то тем более мы, просвещенные новой благодатью, обязаны повиноваться Святой Церкви и наставникам нашим, которые заповедуют нам пост.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

И вам тут ничего нельзя сказать, ибо какие тайны при древних святых великих чудотворцах совершались! Кто тут дерзнет сказать! Однако при совершении оных тайн архиереи или иереи благословляли, изображая рукой четвероконечный Крест, а не «печать антихристову». Сверх того, если перебрать все древние святые иконы, церковные ризы и сосуды, – сплошь увидели бы не только восьмиконечный, но и четвероконечный Крест. Но перестанем говорить о концах Святого Креста, а вместо того рассудим, для чего мы, христиане, почитаем честной Крест и следует ли нам за концы друг от друга отдираться и отталкиваться. Когда мы почитаем Святой Крест, – то не для древа почитаем, из которого он составлен, и не для того опять-таки, что он имеет столько-то концов, – но ради Распятого за ны на нем Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы, Которой Своею Кровию, пролитой за искупление наше, освятил его. А без того он никакого бы почтения не был достоин, из чего бы он ни был сделан и сколько бы концов не имел. На самом деле прежде Господнего на нем Распятия он не только ни от кого почитаем не был, но, напротив, за бесчестное древо почитался, ибо в законе было писано: «проклят всяк висяй на древе» ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ). Теперь спросим же мы вас: для чего вы почитаете святой восьмиконечный Крест? На то вы скажете: для того, что распят на нем за нас Искупитель наш. Изрядно и верно сказано, а потому – с какими бы концами не почитать Крест, только бы почитать его ради Иисуса Христа, распятого на нем. Спросите же и вы нас: для чего мы почитаем восьмиконечный или четвероконечный Крест; мы вам на это скажем: за ради нас распятого на нем Иисуса Христа. Так в чем же мы несогласны? – в одних концах?! Не для чего спорить за концы тем христианам, которые согласно Иисуса Христа за Искупителя своего признают! (Из книги «Увещевание во утверждении истины») 311. Храните, дети, завет родительский Раскроем, други мои, священную Книгу пророка Иеремии и будем читать. «Сказал Господь Иеремии: «Иди в дом Рехавитов и ...приведи их в дом Господень, и дай им пить вина». И привел их в дом Господень, – рассказывает Пророк, – и поставил пред сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: «Пейте вино!» Но они сказали: «Мы вина не пьем, потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; и домов не стройте, и семени не сейте, и виноградников не разводите, ...но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками». И мы... во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш» ( Иер.35:2–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Сыновья Ионадава, сына Рихавля, заслуживают великую похвалу пред Богом за то, что послушались отца своего, который заповедал им никогда не пить вина. Посему они и говорили пророку Иеремии: Не пьем вина, потому что Ионадав, сын Рихава, отеу наш, заповедал нам, говоря: не пейте вина ни вы, ни сыны ваши во веки (Иер. 35,6). Такое послушание отцу не остается без награды, и за хранение поста сего Господь обещает дому Ионадава Свое предстательство: Не отнимется у Ионадава... муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни (Иер. 35,19). Итак, если Ионадав мог заповедать своим сыновьям и внукам никогда не пить вина и если таковая заповедь отеческая и послушание сыновнее угодны были Богу, то почему же Святая Церковь, наша Матерь, не может заповедовать нам, детям своим, воздержаться, хотя бы на время, от некоторых снедей, ибо и заповедь Церкви, и послушание оной благоугодны Богу. Для большего пояснения сказанного представим еще примеры. Царь Саул заповедал пост сими словами: Проклят человек, который вкусит хлеба в тот день до вечера, доколе я не отомщу врагам моим, И никто из народа не вкусил хлеба (1 Цар. 14,24). Иосафат, царь Иудейский, будучи поражен страхом, вознес усердную молитву к Богу и объявил пост по всей Иудее (2 Пар. 20, 3). Также и Ездра заповедал пост: И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших, и для всего имущества нашего (1 Езд. 8, 21). Царь Ниневии, когда услышал слово о покаянии от пророка Ионы, то заповедал пост всему своему народу и таким образом избавились ниневитяне от грозившей им смерти (см.: Иона 3). Вот примеры, из которых видно, что весьма многие облеченные властью лица заповедовали пост своим людям и люди повиновались им совершенно. Итак, если ветхозаветные цари и пророки могли заповедовать пост, то неужели Святая Церковь не имеет подобной и даже большей власти налагать пост на православных христиан по своему произволению и благоусмотрению? И если ветхозаветные люди слушались своих наставников, то тем более мы, просвещенные новой благодатью, обязаны повиноваться Святой Церкви и наставникам нашим, которые заповедуют нам пост. 2. Пост - послушание Матери-Церкви

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Установление. Святая Православно-Кафолическая Церковь имеет пол­номочную власть устанавливать определенные святые посты и обязывать верующих соблюдать их по совести. Глава 1. Твердость установления от Священного Писания Ветхого Завета В Книге Второзакония Господь Бог повелевает прислушиваться к установлениям священников и левитов и всячески повиноваться им: и поступи по слову, какое они ска­жут тебе, на том месте, которое изберет Господь (Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его) и постарайся исполнить все, чему они научат тебя; по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника (...) тот должен умереть ( Втор. 17, 10–12 ). Если же Иудейские священники и старейшины обладали властью устанавливать законы, а Иудейский народ должен был им повиноваться, не в гораздо ли большей мере это относится к Церковным учителям, святым мужам, равноангельским житием просияв­ших, установлениям и законам которых должно нам повиноваться. В противном случае священный чин Моисея обладал бы более высокой честью, чем священный чин Христа. В Книге Пророка Иеремии сыновья Ионадава, сына Рехава, удостоились большой похвалы от Бога за то, что послушали своего отца Ионадава, который заповедал им не пить вина вовеки. Итак, они сказали Пророку Иеремии: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки» ( Иер. 35, 6 ). Бог одобряет такое послушание сыновей своему отцу, что видно по окончанию этой главы. Если Ионадав мог заповедать своим сыновьям и внукам не пить вина вовеки и если эта отеческая заповедь и сыновнее послушание были угодны Богу, то почему и Святая Церковь , Мать наша, не может заповедать нам, сынам своим, воздержаться (хотя бы на время) от той или иной пищи, чтобы и эта заповедь, и наше послушание были угодны Богу? Можно вспомнить еще немало подобных примеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

10. Кирпичи пали , говорит, построим из тесаного камня . О, человек! Ты постоянно слушаешь о будущих войнах, об имеющих постигнуть твое государство бедствиях, и однако доселе презираешь эти слова, и заботишься о хороших постройках. О, безумие, неопытность, гордость! Бог угрожает, ты презираешь? И хотя бы Бог не угрожал, тебя должен был бы убедить в этом самый предмет. Если ничто иное, то жизнь иудеев не менее пророков могла убедить их в пророческом значении этих слов. Но, может быть, вы думаете, потому вас и не постигнет наказание, что вы сделаете хорошие постройки? Это — слова крайне неверующих, погрузившихся в неведение Бога: не веруя изречениям пророков, они до того ожесточились, что намеревались строить долговечные здания. И ныне, о, человек, для кого ты созидаешь долговечные здания? В скором времени ты удалишься из этого мира: сегодня или завтра разрешится твое тело, — чьи же будут, сделанные тобою, крепкие здания? О, как велико такое безумие! Но, скажешь, я забочусь о существовании сыновей и родственников. Гораздо лучше домов и зданий были те заповеди, которые дал Ионадав Рехавитянин своим сыновьям: и домов не стройте (Иерем.35:7); ты же, напротив, если бы имел возможность, возбуждал бы их к большим бедствиям: к тому теперь ты и стремишься, привязывая таким образом и их к преходящему миру. Созиждем себе столб (в русском переводе этих слов нет): не говорят — " детям или потомкам " , но " себе " ; пророк, говорят, — сумасшедший, и не знает, что говорит. Созидают же они башни не затем, чтобы в них жить, а ради славы и хвастовства. Видишь ли, как они, по своей гордости, оскорбляли Бога? Впрочем, говорит, не ради только этого, но и ради народа еврейского, Я подвергну их наказанию. 11-12. И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Благодеяния должны принести пользу. Смотри, как Бог вразумляет нас страхом наказаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

8. И послшахомъ словес оца нашег, не пити вс дни живота нашег, мы и жены наш, и снове наши, и дщери наш, 8. И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, – мы, и жены наши, и сыновья наши, и дочери наши, 9. И же не сограждати храминъ жити там: и и нивы, и смене не бысть намъ. 9. И чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей, ни посева. 10. И жихомъ в кщахъ, и послшахомъ, и сотворихомъ по всмъ, елика заповда намъ оцъ нашъ. 10. А живем в шатрах, и во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш. 11. И бысть, егда Навходоносоръ црь на землю наш, и рекохомъ: вшедше да внидемъ во лица Халдейска, и лица силы и вселихомс т. 11. Когда же Навуходоносор, царь Вавилонский, пришел в землю сию, мы сказали: «пойдем, уйдем в Иерусалим от войска Халдеев и от войска Арамеев, и вот, мы живем в Иерусалиме». В комнате Анании Иеремия предлагает рехавитам пить вино. Но они, отступив от одной заповеди Ионадава ради спасения своей жизни, не хотят нарушить другой заповеди, предписывающей не какое-либо опасное для жизни лишение. Они остаются таким образом верными завету отца их, насколько эта верность не исключала достижения цели завета, состоявшей в том, чтобы «пожить дни многи на земли». В домъ Рихавль (ср. Остр. «в дом Рихавин»), стих Иер. 35:2 , – чтение, в первой своей половине следующее греч. ες οαν или ες οον. Но если вторая половина согласнее с лат. чтением Rechabitarum, чем с греч. ρχαβεν: то и первая половина в лат. вульгате точнее выражает смысл соответствующего евр. текста: ad domum Rechabitarum=к дому рихавлю. – Во единъ дворвъ, греч.·ες μαν τν αλν. Последнее слово значит не только двор, огороженное или неогороженное, не покрытое сверху, место пред домом или внутри дома, но и жилище вообще. Последнее значение в настоящем случае совпадало бы с значением соответствующего евр. слова: «во едино от жилищ» или «во едину от келлий». – Стрегщаг дворъ, – το φυλσσοντος τν αλν. Последнее слово в Комплют. и Альд. издд. и в сирско-гекз. переводе заменено словом τν δν (путь), стоящим в этой же связи речи в Иер. 52:24 . Евр. чтению соответствовало бы буквальнее даже τν οδν (праг). – Силы Последнее слово соответствует евр. , по-гречески в других случаях обыкновен. переводимому словом Συρα. Но Συρα у греков возникло путем сокращения из σσυρα.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010