Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

В этом отношении еще более замечательны многочисленные места Исаака Ниневийского (а также и Симеона), в которых он описывает духовные состояния высшие даже, чем умная молитва . На этой степени всякая молитва, которая даже в ее наивысшем виде все же остается человеческим действием, прекращается, и человек вступает в состояние мистического экстаза. Экстаз этот, однако, отличается от экстаза Псевдо-Дионисия, который основан главным образом на диалектическом процессе апофатического богословия, в то время как Исаак говорит о неожиданном и внезапном Божественном даре, подаваемом во время духовной молитвы. Описания таких духовных состояний довольно редки у других аскетических писателей. Все эти особенности духовности Исаака и св. Симеона – и мы не склонны преуменьшать их значение – ни в каком отношении не нарушают их тесной связи с общим православным духовным преданием, к которому они принадлежат. Эти особенности объясняются величиной их мистического опыта и литературной формой, в которой они его выражают. Конечный синтез различных тенденций православной созерцательной жизни дан в так называемой «исихастской» духовности пр. Григория Синаита и св. Григория Паламы , хотя само имя «исихаст» столь же древнее, как и сама православная духовность. Термин «исихия» (безмолвие) уже употреблялся Варсануфием Великим (VI b.) в его полном мистическом значении. Исихазм XIV b. сочетает великую древнюю традицию «Иисусовой молитвы» в ее наиболее развитом виде с «мистикой света» Макария и  Симеона Нового Богослова , с одной стороны, «безОбразную» и интеллектуалистическую тенденцию Евагрия, с признанием центрального места сердца в духовности Макария, с другой стороны. Мистический опыт исихазма включает в себя экстаз и «сверхмолитвенное» состояние Исаака Ниневийского , знает «Божественный Мрак» св. Григория Нисского и Псевдо-Дионисия и дает в своем учении о Божественной сущности и ее энергиях, о природе благодати и о значении телесного фактора в духовной жизни более полное и глубокое теоретическое обоснование для практики духовной жизни, нежели мы встречаем это в аскетическом предании, предшествующем Паламе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Феодот был схвачен и заключен под стражу. На днях его должны были предать мучениям. Богатый и знатный человек, привыкший к житейскому комфорту, он очень боялся, что не вынесет страданий плоти и предаст Спасителя. Поддержать и ободрить любимого мужа поспешила его добрая жена. Как христианку, ее тоже посадили в темницу, в камеру к мужу. В Кесарии Каппадокийской, в зловонной сырой тюрьме молодые супруги-патриции молились. Вскоре уставшая Руфина заснула. Будущая мама тихонько улыбалась во сне, нежно обнимая рукой свой животик. Как она своего малыша любила и как хотелось его защитить — от всего! Феодот не был труслив или малодушен. Он хотел бы пострадать за Христа, но достаточно хорошо знал свои слабости. И потому втайне молился о собственной смерти прежде мучений. Чтобы не предать Господа, чтобы, пройдя все предыдущие испытания жизни, не лишиться вечных благ. Вдруг Руфина открыла глаза. Короткий сон был глубоким и потому показался таким долгим. Едва она взглянула на лежавшего рядом мужа, как что-то кольнуло сердце. И тут же что-то сжало живот. Схватки? Родить еще не время, может, показалось? Женщина попыталась потормошить мужа, припала к его груди. Сомнений не было: Феодот умер. Его молитва была услышана. Вдруг по низу живота разлилась горячая боль... Мальчик! Живой! Слава Богу! Иулиания и Симеон Вяземские XV век , Граница Великого княжества Литовского Княжичи Юрий и Симеон дружили с юности. Став князьями Смоленским и Вяземским, женившись, они часто бывали друг у друга в гостях, много времени проводили вместе. Вместе же, со своими семьями, вынуждены были и делить изгнание — их земли были захвачены литовским князем Ягайло. Вдобавок к несчастьям Юрия его жена оказалась у литовцев в плену. А вот жена Симеона… Иулиании едва исполнилось двадцать. Своей духовной и телесной красотой она пленяла многих, приходивших в их гостеприимный дом. Князь Юрий делал ей намеки, но Иулиания лишь горько сокрушалась о его грехе. Тогда он пригласил княгиню и ее супруга к себе на пир, где, захмелев, попытался добиться желаемого не намеками, а властью и силой. Так Иулиания оказалась в его спальне. Все произошло в какие-то секунды. На мольбы жены о помощи примчался князь Симеон — и был мгновенно заколот Юрием. Теперь не осталось у княгини ни свидетелей, ни заступников. Нет другого выхода — только покориться! И исполнить желание Юрия.

http://foma.ru/5-istoriy-o-lyudyah-kotor...

Незнакомец шагнул к машине, и что-то бросил этим двум дядям. — Это вам за детей! Отпустите их!.. По рукам похитителей запрыгал крупный и лучистый, ярко-красный, как раскалённый уголь, драгоценный камень рубин, — они никак не могли поймать его, а когда поймали, то забыли обо всём на свете... Сима с Афоней выбежали из машины и спрятались за незнакомца. — Не бойтесь, дети, вас никто не посмеет тронуть! — сказал незнакомец. В этот момент громко хлопнули двери машины, она сорвалась с места, и умчалась по шоссе, обгоняя другие машины... Незнакомец повернулся к Афоне и Симе, и присел перед ними на корточки. Они увидели его добрые голубые глаза. Дети всё ещё немножко дрожали после всего случившегося. — Очень страшные дяди! — сказал Афоня. — Эти злодеи уже не опасны, — сказал незнакомец. — Они не смогут поделить драгоценный камень, и это плохо кончится для обоих... — А кто вы? — спросила Сима. — Я приехал из далёкой страны в этот город и ждал здесь своих друзей, но мне помешали встретиться с ними, — сказал незнакомец; на кудрявой голове его искрились и таяли серебряные снежинки. — Спасибо тебе! — вырвалось у Афони, он делал всё, чтобы не заплакать. — Нас могли украсть эти дяди, но вы спасли нас! — Сима тоже старалась не плакать, но на ресницах всё же висели капельки. — Зачем ты опять говоришь мне «вы», если я один? — рассмеялся незнакомец. — Если бы меня было двое, тогда бы ты могла говорить вы! — Хорошо, — не стала спорить, и что-то доказывать, Сима, — я буду обращаться к вам на ты. — Ты умная девочка, это видно, — сказал незнакомец. Афоня посмотрел на сестру с довольной улыбкой. — Ты тоже умный! — сказал незнакомец Афоне. — Знаешь, почему? Ты промолчал о себе, и порадовался за свою сестру. Ай, молодец! — Нам бы очень хотелось сделать для тебя что-то доброе. Чем мы можем помочь тебе? — спросила Сима. — О, если бы я нашёл человека, который знает этот город, как свой дворец! — воскликнул незнакомец. Настал черёд рассмеяться Симе. — Мы живём хоть и не во дворце, а в простой трехкомнатной квартире, но этот город я знаю неплохо, — ей не терпелось помочь ему, — по-крайней мере, основные места, где мы бывали с родителями.

http://foma.ru/tihaja-zvezdnost-neba-roz...

От Адама до Паламы Бог выходит из своей сокрытости и непостижимости навстречу человеку, открывая Себя ему в Своих Божественных энергиях — Своей славе. Эту славу видит Моисей на горе Синай: «задняя Бога». Не сущность, но Его свет. Этим же светом сияет его лик, когда он сходит к народу, закрываясь платом, ибо свет этот ослеплял шедший из пустыни в страну обетованную Израиль. Этот же свет ощущал сердцем Адам в раю, о чем рассказывал преподобный Серафим Саровский Мотовилову. Когда мы слышим о Божественном свете, мы вспоминаем дивного святого, положившего жизнь на то, чтобы раскрыть и изъяснить эти истины — святителя Григория Паламу. Если мы обратимся к его проповедям на Преображение Господне и знаменитым «Триадам в защиту священнобезмолвствующих», в которых он отстаивает различение в Боге непостижимой сущности и энергий, благодаря которым человек может приобщиться к Его славе, то мы должны вспомнить и о том, что святитель Григорий Палама не просто теоретизировал. Он сам имел опыт общения с Богом. Этот опыт он обрел на  горе Афон , и его-то он и отстаивал в своем богословии. Опыт встречи Очень важно, что этот опыт богообщения, непрестанной сердечной молитвы, созерцания нетварного Божественного света мы находим в текстах ранних отцов, в свидетельствах мучеников, созерцавших Воскресшего Христа, иными словами, в подвиге многих святых, начиная от первомученика архидиакона Стефана (он видел Христа одесную Бога Отца, о чем говорил побивавшим его иудеям) и заканчивая преподобным Симеоном Новым Богословом и поздневизантийскими Отцами. Церковь передает этот опыт и в наши дни. Об этом говорит нам знаменитая беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым «О цели христианской жизни». Мы читаем о нем в письмах Феофана Затворника и  Оптинских старцев , в жизнеописаниях исповедников и новомучеников Российских. Из последних канонизированных подвижников можно назвать имена Силуана Афонского и Симеона Псково-Печерского. Напомню, что отец Симеон был наставником архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и других псково-печерских старцев. Человек и вечность

http://pravmir.ru/preobrazhenie-prazdnik...

Все действие происходит во дворе Иерусалимского храма, что подчеркивается изображением аркады, поддерживаемой колоннами. Позади вышедших навстречу Богомладенцу иудеев, в глубине двора, располагается святилище, напоминающее по архитектуре классический античный храм с треугольным фронтоном и портиком. На фронтоне помещена женская фигура. Искусствовед Андрэ Грабар высказал предположение, что это изображение богини Рима, которое помещалось на капитолийском храме. На римских монетах с изображением этого храма присутствовала надпись «Новый век». Возможно, эта античная фигура, «перемещенная» на фронтон Иерусалимского храма, должна была напоминать молящемуся о Новом веке Христа. Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема: в центре изображаются Богородица и Симеон, позади них — Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осененного киворием, которое не может расцениваться просто как деталь интерьера. Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя. При этом изображается именно престол христианского храма, а не жертвенник храма Иерусалимского. Иногда на престоле помещаются Евангелие, Чаша, дарохранительница. Облачение престола обычно насыщенного багряного цвета и содержит изображение Креста, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества. Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е годы XI в. Греция Богомладенец может изображаться и на руках у Матери и в объятиях Симеона. Иногда художник представляет сам момент передачи: протягивая Сына, Пресвятая Дева еще не отпустила Его из рук, а старец уже коснулся Спасителя, но еще не поднес к себе. Такое композиционное решение делает все изображение более драматичным. Богомладенец зримо предстает «связующим звеном», соединяющим две эпохи — Ветхозаветную и Новозаветную. Весь людской род в лице Симеона и Анны приемлет благую весть о воплощении Сына Божия.

http://pravmir.ru/ikonografiya-sreteniya...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Бог на руках 2 мин., 01.01.2008 Иерей Андрей ПОСТЕРНАК, директор православной Традиционной гимназии, декан исторического факультета ПСТГУ, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, г. Москва : В Православной Церкви существует предание, которое говорит об одной очень интересной истории — истории человека, державшего Бога на своих руках... Праведный Симеон жил b III веке до Р. Х. и участвовал в переводе Ветхого Завета на греческий язык для знаменитой Александрийской библиотеки. Дойдя до пророчества Исайи о грядущем Мессии, он задумался — как правильнее перевести слова « Се, Дева во чреве приимет и родит Сына » (Ис. 7, 14)? Было совершенно непонятно, как же может дева родить, и Симеон захотел перевести это слово как «молодая женщина». Ангел, явившийся ему, сказал, что за сомнение в истинности пророчества Симеон будет жить, пока своими глазами не увидит исполнение каждого слова и ту Деву, о которой писал пророк Исайя. Симеон действительно прожил чрезвычайно долгую жизнь, и, наконец, настал день, когда обещанное свершилось. Память этого дня Церковь празднует 15 февраля, а называется праздник Сретение Господа нашего Иисуса Христа, то есть — Встреча с Богом. Дело в том, что когда родился Спаситель, Его, как и любого первенца, надлежало принести в Иерусалимский Храм, чтобы посвятить Богу. Богородица в положенный день пришла исполнить Закон, и именно тогда в храме находился и праведный Симеон. Старец взял Младенца Христа на руки и неожиданно для всех присутствующих обратился к обычному, на первый взгляд, ребенку с молитвой: « Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля » (Лк. 2, 29-32). Эти слова и сейчас повторяются на каждом вечернем богослужении. Почему же именно встреча Христа и Богородицы с Симеоном так празднуется в Церкви? С одной стороны, она подтверждает истинность веры людей дохристианских времен в пришествие Мессии — Спасителя. А с другой стороны, большинство людей, встреченных Спасителем, хотели либо испытать Его мудрость, либо получить от него какое-то чудо, а Симеон Богоприимец был просто рад видеть Господа, как рады мы видеть любимых людей, не ожидая от них каких-то чудес или пользы для себя. Бескорыстие по отношению к людям считается добродетелью, но по отношению к Богу мы проявляем бескорыстие столь редко, что история праведного старца может послужить не только поводом для праздника, но и немым укором нашей совести.

http://foma.ru/bog-na-rukax.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Начался первый визит патриарха Кирилла в Китай 1 мин., 10.05.2013 В пятницу 10 мая начался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Китайскую народную республику, в рамках которого он совершит богослужения в православных храмах страны и встретится с ее руководством, сообщает агентство «РИА Новости» . «С 10 по 15 мая 2013 года святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещает Китайскую народную республику… Предстоятель Русской Православной Церкви встретится с государственным руководством Китая, с лидерами религиозных общин, а также руководством государственного управления КНР по делам религий», говорится в сообщении патриаршей пресс-службы. Отмечается, что данный визит Первосвятителя в Китай является первым в истории. В аэропорту Пекина его встречали замдиректора госуправления по делам религий при госсовете КНР Чжан Лэбинь и российский посол Андрей Денисов. В ходе визита патриарх Кирилл совершит богослужения в Покровском храме Харбина и в здании бывшего кафедрального собора Шанхая в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».  Помимо этого запланирована встреча Святейшего с православными верующими в посольстве России в Пекине, а также посещение восстановленного при его непосредственном участии Успенского храма (сейчас там располагается музей Российской духовной миссии в Китае). На территории КНР действует Китайская Автономная Православная Церковь, получившая автономию от Русской Церкви в 1950-х годах. После смерти китайских епископов Василия Пекинского и Симеона Шанхайского в 1960-х годах Церковь лишилась руководства, и ее жизнь постепенно пришла в упадок. Еще в 2007 году, будучи главой отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, патриарх Кирилл заявлял, что Церковь в Китае жива, но нуждается в нормализации своей жизни. Среди трудностей, с которыми сегодня сталкивается Китайская Православная Церковь, эксперты называют нехватку священников и отсутствие регулярных богослужений. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/nachalsya-pervyij-vizit-p...

30 декабря Святителя Макария, митрополита Московскаго и всея Руси (†1563) Святыя мученицы Анисии (†284–305) Святаго священномученика Зотика пресвитера, сиропитателя (†337–361) Преподобнаго Даниила Переяславскаго (обретение мощей, 1652) 2 января Предпразднство Просвещения Святителя Сильвестра, Папы Римскаго (†335) Преподобнаго Серафима Саровскаго (преставление, †1833; второе обретение мощей, 1991) Святыя праведныя Иулиании Лазаревския, Муромския (†1604) 3 января Святаго пророка Божия Малахии (ок. 400 г. до Рождества Христова) и святаго мученика Гордия († haч. IV) 4 января Собор святых 70 апостол: Иакова, брата Господня, Марка Евангелиста, Луки Евангелиста, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, Стефана архидиакона, первомученика, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента (Криска), Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия (Апелла), Аристовула, Иродиона (Родиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Петрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иассона, Сосипатра, Олимпана (Олимпа), Тертия, Ераста, Куарта (Кварта), Евода, Онисифора, Климента (Клима), Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка (Иоанна), Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната, Ахаика и с ними Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера Преподобнаго Феоктиста, игумена иже в Кукуме Сикелийстем (†800) Святителя Евстафия I, архиепископа Сербскаго († ок. 1285) Преподобнаго Ахилы, диакона Печерскаго, в Дальних пещерах noчubaющero (XIV) 5 января Святых мученик Феопемпта, епископа Никомидийскаго, и Феоны волхва (†303) и преподобныя Синклитикии Александрийския († ок. 350) Последование часов, певаемых в навечерии Просвещения 8 января Преподобнаго Георгия Хозевита (VII) и преподобныя Домники († ок. 474) Святаго священномученика Исидора пресвитера и иже с ним 72х мученик, в Юрьеве, граде Ливонстем, за Православие пострадавших (†1472) Преподобнаго Григория, чудотворца Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго (†1093)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Анастасия, студентка первого курса, теолог-систематик, приехала из Краснодара, дочь священника. Мария, студентка первого курса, филолог-классик, приехала из Удмуртии, мечтала стать актрисой, но поменяла решение и поступила на богословский факультет Вольность художника — назвать богословами всех насельников лагеря. В православной традиции только три человека удостоились имени Богослов: апостол и евангелист Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. В этом проекте важен сам дух юношеской романтики, желание погружаться в древние тексты и дерзновение говорить о самом важном и тайном — о Боге и Божественном устроении. В алтаре Иоанно-Богословского собора во время литургии. Насельники лагеря проводят службы отдельно от монахов. Юноши, которые собираются становиться священниками, проходят во время лагеря практику как алтарники Как у многих героев моей серии, у меня был свой, особый первый лагерь в конце первого курса. Это в каком-то смысле странное для студента богословского факультета время: с одной стороны, этот период вынесен за рамки привычного в высшей школе учебного процесса, с другой — он является его кульминацией. Студенты отдыхают после спортивных мероприятий. В лагере они живут в армейских палатках Алевтина и Дмитрий, студенты второго курса кафедры систематического богословия, одногруппники, поженились на первом курсе Протоиерей Павел Хондзинский, декан богословского факультета, доктор богословия. Первый в истории современной России обладатель степени кандидата теологии (защитил степень в 2017 году), признаваемой Высшей аттестационной комиссией РФ Анна, студентка третьего курса кафедры систематического богословия Андрей, студент первого курса, религиовед. Юрий, студент второго курса, филолог-восточник (кафедра восточно-христианской филологии находится на богословском факультете) Для меня это был период воцерковления, личных открытий в культуре и даже русскую природу я по-настоящему открыл именно здесь. Я ездил в этот лагерь каждый год как университетский фотограф, но только на шестой раз я понял, что здесь можно снять большой проект про многое: и про православную молодежь, и про богословов и богословие, про Церковь и общину, про время и, наверное, про себя самого, несмотря на то, что фотограф всегда остается за кадром.

http://foma.ru/teper-vsegda-gde-by-my-ni...

  001     002