Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

Инокиня Васса, став рясофорной послушницей, неожиданно избрала путь ученого-богослова, что, как пишет о ней российская пресса, «не всем понятно в нашем прагматическом и секулярном мире». Однако сестра Васса, еще не давшая монашеских обетов, уповает на Бога, считая, что «путь ученого-богослова» постепенно и сам «открывался передо ней». В одном из своих интервью она призналась: «Рука Божья меня часто вела совсем не туда, где я рассчитывала оказаться. (…) Но это то, что Бог мне послал…» В 2003 –2006 гг. она училась в Институте православного богословия Мюнхенского университета, а после этого два года работала ассистенткой профессора Роберта Тафта в Папском восточном институте в Риме. В 2008 году инокиня Васса защитила в Мюнхенском университете докторскую диссертацию по теме «Архиерейская Божественная литургия в Проскинитарии Арсения Суханова» и уже с января 2009 года стала преподавать в Институте литургических исследований Богословского факультета Венского университета. В том, что сегодня публикует на зарубежных сайтах инокиня Васса, можно обнаружить оригинальные и инновационные по своей сути богословские суждения. В прошлом году на Западе на англоязычных сайтах большой интерес и дискуссию вызвала ее статья «О ритуальной нечистоте». Так, в самой природе понятия «ритуальная нечистота» инокиня Васса обнаруживает «достаточно смущающее и по сути нехристианское явление под маской православного благочестия». По утверждению инокини, это понятие «не имеет обоснования в христианской антропологии и сотериологии». «Вера же в " ритуальную нечистоту " не является в первую очередь социальным вопросом, и беда не в первую очередь в уничижении женщины, – считает инокиня Васса. – Речь скорее идет об уничижении Воплощения Господа Нашего Иисуса Христа и его спасительных последствий» (текст приводится по переводу Ю.Зубковой, см. ). По-моему, свой мюнхенский доклад инокиня Васса назвала не вполне удачно: «Чем занимается литургическая наука, и зачем?» Ей удалось убедить слушателей, что Православная Церковь отличается сравнительной сложностью своих богослужебных обрядов и текстов.

http://bogoslov.ru/article/2333656

Так сразу же по преставлении прославил Бог преподобную Вассу, и по прошествии многих лет было явлено вновь великое чудо – во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель, некий рыцарь дерзко намеревался осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он пытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно попален изшедшим изнутри Божественным огнем. На правой стороне гроба остался след пламени, порой благоухающий и источающий дивный аромат и по сию пору. О том, что преподобные Васса и Иона почитались в монастыре издавна, свидетельствует упоминание в «Повести…» о состоявшемся 7 марта 1600 г. переложении мощей преподобной Вассы (вместе со старым обветшавшим гробом) в новый гроб наряду с мощами первых псково-печерских иноков – преподобных Марка (конец XIV – начало XV вв.) и Ионы. Преподобная матерь Васса, как мы уже говорили, стала первым лицом, принявшим в обители монашеский постриг, и за богоугодную и блаженную свою жизнь она сподобилась небесных чертогов, вкупе со старцем Марком-пустынножителем и со своим супругом, преподобным Ионой. Жизнь преподобных супругов Ионы и Вассы – из тех жизней, которые от начала до конца есть прославление имени Божия. Жизнь мира, часто жестокая и кажущаяся безсмысленной – становится мудрой и прекрасной в свете святых – великих носителей Правды Божией на земле. Их жизнь – преодоление зла подвигом любви, явление Неба на земле. Святые преподобные Иона и Васса почитаются сегодня на Руси покровителями супружества, наравне со святыми Петром и Февронией Муромскими. Преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, Александр Свирский Преподобные схимонахи Сергий и Варвара – праведные родители преподобного Александра Свирского , великого светильника Северной Руси – были жителями древней Обонежской пятины Новгородской земли. Эти места с давних пор населяли племена карел и веси (вепсов), которые еще в XI в. приняли православную веру. К ним по своему роду принадлежал и преподобный Александр, и его родители. В миру преподобные звались Стефан и Васса. Жили они в селе Мандеры, которое располагалось на реке Ояти напротив древнего Введенского Островского монастыря. Надо полагать, что временем их рождения было начало XV в., скорее всего, не позднее 1420 г. Стефан был благочестивый и богобоязненный человек, делился своим имением с нищими и любил творить добрые дела. Его жена Васса в доброй жизни не отставала от своего мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

“Видя преславное житие, — как поется об этом в акафисте Псково-Печерским Преподобным, — и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо... Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая...” (икос 5). Злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что вся семья вынуждена была бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор, и с ним еще 72 человека, приняли мученическую смерть. Летописец свидетельствует, что, явившись во Псков, отец Иоанн взял жену и двух детей и отправился на новое делание. Слышав о “Богом зданных пещерах”, он остановился в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки. Священник Иоанн (такое имя носил до принятия пострига преп. Иона) вставал рано утром, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой “Богом зданной пещеры” копал церковь. Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но несомненно то, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей, мать Васса насадила в их душах семена Истины и добра, и проводя в страхе Божием житие свое, также воспитывала и чад своих, готовясь дать за них отчет Богу. Чувствуя завершение своей земной жизни, как говорит хвалебная песнь Вассе, “... И подражая житию Иоанна, поселилася еси близ обители, основанной у потока Каменца, и тамо пострижение иноческое и болезни тела приняла еси, сочетавшися Христу”. (Икос 5). Раба Божия Мария возродилась для вечной жизни — полностью стала принадлежать Жениху Христу. Невесте Христовой дано было и новое имя — ВАССА. И скудные строки повести рассказывают о том, что “по мало же времени разболеся жена его, и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася”. “Ангели небеснии радостно прияша чистую душу твою, преподобная мати Васса, и вознесоша ю во обители небесныя, идеже Царь Славы Христос...” (конд. 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2093...

419-422 ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), 422-424 ИОНА (Климентов Иван Иванович; 1464-1534), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых) 424-427 ИОНА (Мирошниченко Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?) - 1902), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря 427-430 ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 430-431 ИОНА († 1561), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон. ИОНА прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 431-432 ИОНА (Санков Иван Андреевич; 1873-1938), иером., прмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобных отец) ИОНА (Смирнов Иван Афанасьевич; 1870 - 1938) иером., прмч. (пам. 23 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) 432-433 ИОНА (Паффхаузен Джеймс; род. 20.10.1959), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады (с 12 нояб. 2008) Православной Церкви в Америке 433-434 ИОНА († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения 434-437 437-438 438-443 ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола 443-445 ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - 1585), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

445-448 ИОНА (Василевский Иоанн Семенович; 1763-1849), митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузинского Экзархата РПЦ 448-453 ИОНА (Гедеванишвили Иоане) (1737-1821), митр. Руисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата 453-454 454-455 ИОНА (Гоголь-Богушевич Иван Петрович; † 1602), еп. Пинский и Туровский (Западнорусская митрополия) 455-456 456-457 457-458 458-459 459-460 460-463 ИОНА (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), св. Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ 463-465 465-466 466-467 ИОНА (Сысоевич; ок. 1607-1690), митр. Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. 467-471 471-474 474-475 ИОНА мон-рь, в средние века центр монастырской конгрегации; находится на о-ве Айона в архипелаге Внутренние Гебриды (у зап. берега Шотландии) 475-485 485-486 ИОНА III (Протасович-Островский Иван; † 1577), митр. Киевский и Галицкий (Западнорусская митрополия) 486-488 ИОНА ГАРБИС († апр. 1635), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в Соборе Патмосских святых), мон. 488-489 ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576), преподобные , Казанские (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.) 489-490 490-492 ИОНА КУРНОСЫЙ († после 1780), старообрядческий деятель, настоятель скита на Керженце, писатель и историограф ИОНА ОДЕССКИЙ (Иона Моисеевич Атаманский; 1855-1924), св. (пам. 17 мая и в Соборе Одесских святых), прот. 492-493 ИОНА СОЛОВЕЦКИЙ (1561 - после 1621), мон. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, книжник-каллиграф 493-496 496-497 497-498 ИОНАФАН (Елецких Анатолий Иванович; род. 1949), митр. Тульчинский и Брацлавский, рус. духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов 498-500 500-502 502-507 507-508 508-509 509-511 ИОРДАН Федор Иванович (1800-1883), гравер и рисовальщик, мастер резцовой репродукционной гравюры на металле 511-512 512-519 519-538 ИОРЕСТ (ок. 1600 - ок. 1657), митр. Трансильванский, исп. (пам. румын. 24 апр.; пам. серб. 24 мая)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Видя преславное житие, - как поется об этом в акафисте Псково-Печерским Преподобным, - и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо... Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая... (икос 5). Злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что вся семья вынуждена была бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор, и с ним еще 72 человека, приняли мученическую смерть. Летописец свидетельствует, что, явившись во Псков, отец Иоанн взял жену и двух детей и отправился на новое делание. Слышав о Богом зданных пещерах, он остановился в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки. Священник Иоанн (такое имя носил до принятия пострига преп. Иона) вставал рано утром, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой Богом зданной пещеры копал церковь. Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но несомненно то, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей, мать Васса насадила в их душах семена Истины и добра, и проводя в страхе Божием житие свое, также воспитывала и чад своих, готовясь дать за них отчет Богу. Чувствуя завершение своей земной жизни, как говорит хвалебная песнь Вассе, ... И подражая житию Иоанна, поселилася еси близ обители, основанной у потока Каменца, и тамо пострижение иноческое и болезни тела приняла еси, сочетавшися Христу. (Икос 5). Раба Божия Мария возродилась для вечной жизни - полностью стала принадлежать Жениху Христу. Невесте Христовой дано было и новое имя - ВАССА. И скудные строки повести рассказывают о том, что по мало же времени разболеся жена его, и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася. Ангели небеснии радостно прияша чистую душу твою, преподобная мати Васса, и вознесоша ю во обители небесныя, идеже Царь Славы Христос... (конд. 9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2093...

Блаженный Феодорит , епископ Киррский (†457), рассказывает о диаконе Кирилле, который в царствование Константина Великого уничтожил много идолов в городе Илиополе. За это он был убит при Юлиане Отступнике. Язычники рассекли его тело и, как дикие звери, кусали его, за что Господь покарал их слепотой, язвами и другими болезнями. В это же время в палестинских городах Аскалоне и Газе язычники замучили многих христиан – священников, а также жен и дев, посвятивших себя Богу. Мучители рассекали их тела, обсыпали ячменем и бросали на растерзание свиньям. Общая память святых мучеников совершается 29 марта. Преподобных Марка, Ионы и Корнилия Псково-Печерских Тропарь, глас 8: Яко светильницы, явистеся всесветлии/в вертепе Царицы Богоматери,/преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/вы бо, крест Христов на рано вземше,/усердно Тому последовасте/и, чистотою Богови приближившеся,/отонудуже силами чудес обогатистеся,/тем и мы любезно прибегаем к вам и умильно глаголем:/о преподобнии, молите Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 2: Христовою любовию уязвившеся, преподобнии,/и Того крест на рамо вземше,/понесли есте Божественна, вооружившеся на невидимыя враги/и непрестанныя молитвы, яко копие, в руках имуще крепко,/победили есте бесовския ополчения,/тем зовем вам:/радуйтеся, преподобнии отцы наши Марко, Ионо и Корнилие,/верных удобрение. Преподобные Марк, Иона и Васса Преподобные Марк, Иона и Васса почитаются как родоначальники Псково-Печерского монастыря, в котором подвизался преподобный мученик Корнилий († 1570; память 20 февраля). Точно неизвестно, когда поселились первые монахи-отшельники при ручье Каменце в пещерах горы, которую местные жители называли «святой горой». Монастырская летопись передает рассказ очевидцев, звероловов из Изборска, по прозвищу Селиши: «Раз случайно пришли мы с отцом на край горы, где ныне церковь Богородицы, и слышим как будто церковное пение; пели стройно, благоговейно, а певцов не видно было, и воздух наполнен был благоуханием фимиама».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

730 Екклесиарх – должностное лицо, наблюдающее за порядком в храме. Снетогорский Рождества Богородицы мужской монастырь основан в конце XIII в., находится в 5 км вниз по реке Великой, стоит на каменистой скале – Снетной горе (ныне это черта города). 731 ...Мирожский игуменъ Германъ... – Мирожский Спасо-Преображенский мужской монастырь основан в середине XII в., расположен на левом берегу реки Великой, в месте ее слияния с рекой Мирожей. Точное время игуменства Германа неизвестно. 732 ...зваху его псковичи чрезъ имя «шесником». – Шестник – пришлый, «Шестниками» псковичи называли выходцев из московских земель, слуг великого князя. 734 ...наречено бысть имя ей Васса. – В разных редакциях и списках Повести иноческое имя жены Ивана передается то как Васса, то как Василиса. В издаваемом списке читается «Василиса», мы его исправляем на «Васса», поскольку в последующем тексте этого же списка читается «Васса». 735 ...разршалную молитву... – Разрешительная молитва читается над покойным в конце отпевания, в ней испрашивается прощение (разрешение) от грехов. 740 Михаил Мисюрь – Мунехин Михаил Григорьевич по прозвищу Мисюрь – опытный администратор, видный политик, пользовавшийся доверием Василия III, писатель. Служа с 1510 г. в Пскове в должности дьяка, снискал уважение псковичей; большое внимание уделял строительству оборонительных сооружений и церквей. Умер в 1528 г., погребен в Псково-Печерском монастыре. 741 древле иногда в Влахерне Одигитрия Пречистыя же образомъ... – Влахернская икона Богоматери Одигитрии, по преданию, написанная евангелистом Лукой, долгое время пребывала в Константинополе (во Влахернах), прославилась многими чудесами. 742 ...в четвертоелто царства великого князя Ивана Васильевича... – Попытки редакторов XVII в. определить время пребывания в монастыре того или иного игумена не всегда удачны. В частности, вызывает вопрос и данная датировка: о каком великом князе Иване Васильевиче идет речь? Дорофей возглавлял монастырь в то время, когда дьяком в Пскове был М. Мунехин, а это время правления Василия III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всё и вправду исполнилось, что увидел и предрек Исаия, сын Амосов, пророк проницательный и истинный. О Господи благосердный, явивший милость Египту, бывшему гонителю Твоих верных, и просветивший его светом истины, просвети и нас и укрепи нас благодатью Духа Твоего Святого и примером великих христиан-египтян. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь. 21 августа 1. Св. апостол Фаддей . Один из семидесяти Апостолов, но не тот Фаддей, который принадлежал к двенадцати Апостолам. Святой Фаддей перво-наперво увидел и услышал Иоанна Крестителя и принял от него крещение, а затем встретил Господа Иисуса Христа и последовал за Ним. Господь сопричислил его к семидесяти малым Апостолам, которых послал по два пред лицем Своим ( Лк. 10:1 ). После Своего славного воскресения и вознесения Господь отправил Фаддея в родную для него Едессу, дабы исполнить Свое обещание князю Авгарю, данное ему при передаче убруса с Нерукотворенным Образом. Приложившись к сему убрусу, Авгарь исцелился от проказы, но не до конца. Немного проказы еще осталось у него на лице. Когда святой Фаддей представился Авгарю, тот принял его с великой радостью. Христов Апостол наставил его в истинной вере, а потом крестил. Когда крестившийся Авгарь выходил из воды, с него сошел весь остаток проказы и он полностью выздоровел. Возблагодарив Бога, князь Авгарь хотел, чтобы и его народ познал и прославил истинного Бога. Созвал князь всех граждан Едессы к святому апостолу Фаддею, чтобы услышали они проповедь о Христе. Вняв словам Апостола и увидев чудесно исцеленного князя, люди отвергли идолов и нечистую жизнь, приняли веру Христову и крестились. Так город Едесса был просвещен Христовой верой. Князь Авгарь вынес много золота и предложил его Апостолу, но Фаддей ему сказал: «Если оставили мы свое, то как принять нам чужое?» [После сего] святой Фаддей проповедовал Евангелие в Сирии и Финикии. Упокоился он в Господе в финикийском городе Вирите [Бейруте]. 2. Св. мученица Васса и ее дети: Феогний, Агапий и Пист . Васса была супругой некого идольского жреца и в то же время – тайной христианкой. В христианском духе воспитала она и своих сыновей. [Однако] собственный муж возненавидел ее за веру и вместе с сыновьями передал судье на истязания. После бесчеловечных пыток ее сыновья были обезглавлены (как полагают, в македонском городе Едесса) [не путать с Едессой на реке Евфрат, где правил князь Авгарь. – Пер.]. Васса, увидев, что ее сыновья [благо]честно совершили свой мученический подвиг за Христа, и сама еще с вящим рвением шествовала от одного страдания к другому. Когда ее бросили в морскую пучину, то явились ей Ангелы, которые перенесли ее на остров в Мраморном море, где и была она усечена мечом в царствование императора Максимиана. Так святая Васса сугубо удостоилась Христова Царства: и как мученица, и как мать мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010