Это важный момент. Служение Богу или участие в Его промыслительном действии не ставит человека выше добра и зла и не освобождает его от ответственности за то, как он это делал. Этим снимается вопрос об ответственности Иуды Искариота, через предательство которого Христос принял Свое спасительное для мира страдание: « Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк. 14: 21). Господь говорит царю ассирийскому: « За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел. И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии» (Ис. 37: 29, 36–37). Затем описана болезнь и выздоровление царя Езекии (Ис. 38: 1–22). Когда он смертельно заболел, пришел к нему пророк Исаия и сказал: « сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь» (Ис. 38: 1). Езекия начинает молиться (Ис. 38: 9–20), и тогда Господь говорит Исаии: « пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет» (Ис. 38: 5). И в качестве знамения дается ему явление солнечной тени, которая на 10 ступеней против обычного движения солнца возвращается назад. Благочестивый царь Езекия совершает весьма неразумный поступок. К нему приходят послы царя вавилонского. Из истории Древнего мира известно, что это был момент, когда Ассирия находится еще в зените, но в это время снова начинает укрепляться Вавилон. И вот вавилонский царь присылает своих послов к Езекии (Ис. 39: 1). И он, обрадованный, делает то, чего делать не следует: показывает халдеям все свои сокровища и все сокровища дома Божия (Ис. 39: 2), демонстрируя им свое благорасположение, надеясь на союз с ними против Ассирии. Пророк Исаия тогда говорит: « вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь» (Ис. 39: 6). Пророчеством о Вавилонском плене (Ис. 39: 6–7), заканчивается исторический раздел книги пророка Исаии и ее первая часть, содержащая по преимуществу обличительные речи и грозные пророчества. 26.13. Утешительные пророчества. Христос и Церковь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Сформулированные в работе Уэсткотта доказательства о том, что евангелист - ап. Иоанн (автор был евреем, жителем Палестины, очевидцем событий, апостолом, Иоанном, сыном Зеведея - Westcott. 1908), до сих пор не были последовательно опровергнуты, и первые 2 пункта в наст. время разделяются большинством исследователей (находка древнейшего папируса с текстом Евангелия от Иоанна - ¸ 52 (ок. 125) - лишила основания гипотезы позднего происхождения этого Е., а открытие рукописей Мёртвого м. разрушило теории эллинистического происхождения Е., построенные на анализе его богословского содержания). Текст Евангелия от Иоанна действительно свидетельствует о знании писавшим его ряда евр. обычаев и законов (обряд очищения в Ин 2. 6; обряды праздника Кущей в Ин 7. 37 и 8. 12; законы о субботе в Ин 5. 10; 7. 21-23; 9. 14 и др.), о знании евр. истории (напр., о сроках строительства храма в Ин 2. 20; о вражде с самарянами в Ин 4. 9; об отношении к евреям диаспоры в Ин 7. 35; имена первосвященников в Ин 11. 49; 18. 13 и др.), нек-рых топонимов Палестины и Иерусалима (купальня у Овечьих ворот, при которой было 5 крытых ходов (Ин 5. 2), купальня Силоам (Ин 9. 11) и каменный помост возле претории (Ин 19. 13), обнаруженные археологами в XX в.; в Евангелии от Иоанна в отличие от синоптических упоминаются такие детали, как место проповеди Иоанна Крестителя (Ин 1. 28; 3. 23); иное название Галилейского м.- Тивериадское оз. (Ин 6. 1; 21. 1); колодец Иакова у самарянского г. Сихарь близ Сихема (Ин 4. 5); г. Ефраим рядом с пустыней (Ин 11. 54) и др.). В Евангелии от Иоанна по именам упоминаются не названные прямо у синоптиков лица, имена к-рых сохранять в предании было не принципиально важно (напр., имена апостолов Филиппа и Андрея в повествовании о насыщении множества народа (Ин 6. 7-8); Марии, сестры Лазаря, помазавшей миром ноги Спасителя (Ин 12. 3); раба Малха, к-рому Петр отсек ухо (Ин 18. 10), и др.). Также упоминается ряд богословски немотивированных деталей, о к-рых мог знать только очевидец (6 каменных «водоносов» (микв) в Кане Галилейской (Ин 2. 6); расстояние, к-рое проплыли ученики по морю (Ин 6. 19); количество пойманной рыбы (Ин 21. 11; в данном случае мн. экзегеты видят символический смысл); знаки, к-рые подавал ап. Петр (Ин 13. 24); количество смирны и алоэ, к-рые принес Никодим (Ин 19. 39)).

http://pravenc.ru/text/347622.html

От того замечается в той и другой части его книги необычайная широта и поразительность в раскрытии предметов; в той и другой – обилие воззваний, блистательных картин и описаний, – и к пророчествам присоединяются хвалебные песни 19 . Наконец, в той и другой части замечается едва ли не более, нежели у других пророков, строгой последовательности. И в первой и последней части есть целые не малые отделения, в которых мысли текут с удивительною ровностью и логическою последовательностью 20 . Кроме сходства в сих главных чертах, свойственных преимущественно Исаии, обе части его книги сходны между собою во многих частностях и подробностях, относящихся к раскрытию того или другого предмета. Так в той и другой образами служат: металл и изгарь ( Ис.1:22; 43:10 ), хождение или сидение во тьме ( Ис.9:2; 47:5 ), закрытые глаза ( Ис.6:10; 44:18 ), ночь и утренняя заря ( Ис.8:22; 58:8 ), покрытие покрывалом (22:8 по евр. подлин., Ис.47:2 ), венец гордости и славы ( Ис.28:1; 62:3 ) и проч. Там и здесь те же примеры из истории Авраама и Давида. 3) Язык второй части пророчеств Исаии отличается теми же главными достоинствами, какие видим и в первой, – которые, при том, не свойственны времени плена, имевшего неблагоприятное влияние на еврейский язык. Сии достоинства: – особенная чистота, благородство и изящество, обилие выразительных слов и оборотов. Кроме того, язык и речь сей части обилуют многими идиотизмами языка собственно Исаии. Укажем на некоторые из них. Название Святой Израилев также встречается во второй части, как и в первой, между тем, сие название, кроме книги Исаии, во всем Ветхом Завете встречается только шесть раз 21 . Замечательно, что во второй части, как и в первой, слово именоваться весьма часто употребляется вместо быть. Часто также встречается выражение: уста Господня глаголаша сия. Повторение слов в параллельных членах стиха, столь обыкновенное в первой части Исаии, встречается также и во второй части ( Ис.42:19; 44:3; 54:13; 55:4, 13; 59:10 ). Точно также поэтическое слово tzat zaim– отпрыски, принадлежащее кроме Исаии только Иову, находим и в первой и во второй части пророчеств Исаии ( Ис.22:24; 42:5; 44:3; 48:19; 61:9; 65:23 ) Название Египта словом rahab ( Ис.30:7; 51:9 ) и слова: chavuz – молотьба ( Ис.28:27; 41: 15 ), telulim – худая участь ( Ис.66:4; 3:4 ) и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Талмуд и мидраши часто обосновывают или иллюстрируют словами из И. п. к. нек-рые аспекты иудейской веры. Так, в мидраше на Исход в полемике с христианами слова Ис 44. 6 могут подчеркивать идею о единстве Бога («кроме меня нет Бога, ибо нет у Меня сына»; ср.: Шемот Рабба. 29. 5). Др. пример в мидраше на Числа: отказ Моисея построить храм Господу (Исх 25. 8) обосновывается словами Ис 66. 1 («небо - престол Мой») и это должно свидетельствовать, что весь мир не может вместить Его слово (Вайикра Рабба. 12. 3). Очень часто словами прор. Исаии раввины выражали учение о любви Божией. Бог хочет оправдать, а не осудить Свое творение (ср.: Ис 42. 21; Иез 33. 11; Шемот Рабба. 9. 1). Сравнение Торы с водой (Шир ха-Ширим Рабба. I 2. 3) на основании образа Ис 55. 1 («Жаждущие! идите все к водам...») Талмуд комментирует следующим образом: «Как вода оставляет высоты и течет вниз, так слова Торы оставляют гордого, но остаются с кротким» (Вавилонский Талмуд. Таанит. 7a). Начальные стихи Ис 60 служат иллюстрацией к учению о призвании Израиля стать светом народов (Шир ха-Ширим Рабба. I 3. 2), а иногда - о пришествии мессианского царя (ср.: Песикта Раббати. 36. 2). Слова Ис 14. 1 («Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова... и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы…»; ср. также: Ис 56. 3-6) свидетельствуют, согласно раввинам, об открытости Израиля по отношению к др. народам (напр.: Шемот Рабба. 19. 4). Тексты песней Раба Господня используются раввинами нечасто, за исключением, возможно, гл. 53, понимаемой ими как указание на Моисея (Вавилонский Талмуд. Сота. 14a; ср.: Ис 32. 32), и в таргумической интерпретации текста Быт 22, смысл к-рого толкуют как жертву Исаака ( Vermes. 1973. P. 202-203; Rembaum. 1982. P. 290; McLain. 1990). Автор Таргума Псевдо-Йонатана на Книгу Пророков часто говорит о Торе и об исполнении пророчеств (напр.: Ис 1. 18; 2. 5; 5. 3, 13, 20; 9. 6; 24. 1; 32. 6; 33. 13; 40. 29; 42. 7; 50. 10; 57. 19; 63. 17 и др.). Очевидно и характерное для всех таргумов стремление по возможности исключить антропоморфизмы в описании действий Бога, заменяя их ясными понятиями («слово», «слава», «присутствие»). Так, слова Господа «Я… скрывал лицо» переводятся как «лишил Моего присутствия» (57. 17; ср.: 8. 17; 54. 8; 64. 7 и др.). Смягчаются выражения, в к-рых обличается неверность Израиля. В Ис 41. 14 («Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль...») исчезают уничижительные эпитеты; в Ис 6. 9 заповедь укреплять сердце народа («слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите») становится просто утверждением: «Говори этому народу, который слышит, но не понимает!» (ср.: Evans C. A. The Text of Isaiah 6. 9-10//ZAW. 1982. Bd. 94. N 3. S. 415-418).

http://pravenc.ru/text/674802.html

иноплеменницы не пройдут сквозе его ктому. Но Божиим предречениям придти в исполнение не попускают совершенные ими беззакония; потому что Бог всяческих, при законоположении и при обетовании благ, изрекает слово Свое с ограничением: «аще сохраниши заповеди Господа Бога твоего» ( Втор. 8:6 ); и: «аще ходити будете в путех Его» ( Втор.28:9 ), «и аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст» ( Ис. 1:19, 20 ); а потому, если и не везде находим подобные ограничения, однако же и сказанное неопределенно понимаем таким же образом. Иоил.3:18 . И будет в той день, искаплют горы сладость, и холми источать млеко, А сим означает земные плоды и хорошее состояние скота; потому что и молоко есть плод стад. и вси источницы Иудины источат воды: и источник от дому Господня изыдет, и напоит водотечь ужей. «Источниками Иудиными» наименовал водные источники, а источником, исходящим из дому Господня, – благодать Святого Духа, о которой и выше предвозвестил, что напоила она не Иудеев только, но все народы. Иоил.3:19 . Египет в погибель будет, и Идумеа в поле погибели будетъ за озлобление сынов Иудиных, понеже пролияша кровь праведную на земли своей: то есть, угаснет неистовая привязанность к идолам; потому что Египет – началовождь нечестия. «И Идумея в поле погибели», то есть, утратит силу и земное мудрование; потому что «Едом» толкуется: чермный и земляный. Но сказанное понимать можно в историческом смысле. Как Египет погиб с уничтожением царства; потому что конец Египетскому царству положил Камбиз, сын Киров; так и Идумея подверглась опустошению, о чем свидетельствует самое дело. Подпали же они сему, по сказанному, в наказание за неправды, причиненные Иудее; потому что «кровию праведною» Пророк назвал кровь неповинную, как бы так говоря; без всякой благовидной вины отваживались они на избиение Иудеев. Иоил.3:20 . Иудея же во веки населится, и Иерусалим, в роды родов. И взыщу крови их, и не обезвиню: и Господь вселится в Сионе. Как правдивый, говорит Бог, не потерплю, чтобы обиженные оставались без попечения о них, напротив того накажу обидевших, а их удостою Моего промышления, являя присутствие Свое в Сионе. Сказанное же: «во век населится» разуметь будем в смысле изложенном нами выше; потому что Богу, который правдив и ненавидит неправду, несправедливо было благие обетования исполнять для недостойных. Поэтому Иудеи неистово поступив против Благодетеля, сами стали виновниками рассеяния своего. А мы, вместо них призванные быть невестою, будем с горячностью любить возлюбившего и сподобившего нас великих даров Жениха, чтобы не лишиться вечных обетований, которые да улучим все мы по благодати спасшего нас Христа. С Ним слава Отцу со Святым Духом ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Поэтому LXX поняли слова пророка в том смысле, что он говорит о рабах Иеговы, т. е. евреях, и дополнили их местоимением 1-го лица, переведя: «на рабы Моя, и на рабыни Моя». Иоил.2:30   И по­кажу знаме­ния на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Пророк переходит к изображению страшного дня Господня или дня суда и указывает знамения наступления его. Непосредственный переход речи к другому событию не обозначает того, что пророк считает оба события имеющими наступить одновременно. Пророки нередко сопоставляют два события не по их хронологической связи, а по внутренней, идейной близости, потому, что при сопоставлении этих двух событий рядом яснее выступает значение каждого из них (ср. Ис. 40 ). «Кровь и огонь и столпы дыма.»По-видимому, в этих словах имеются в виду войны, сопровождающиеся пролитием крови и сожжением городов и селений (ср. Мф. 24.6–7 ; Мк 13.6–7 ; Лк 21.9–10 ). Иоил.2:31   Солнце пре­вратит­ся во тьму и луна – в кровь, пре­жде нежели наступит день Го­с­по­день, великий и страшный. Пророк говорит не об обыкновенных солнечных и лунных затмениях, потому что он указывает знамения чудесные, необычные. Нет основания, также, понимать слова пророка в смысле аллегорическом, как указание на душевное состояние людей пред наступлением дня Господня, когда от тяжести страданий небесные светила им будут казаться затмившимися (Феодор Мопсеус., Кольвин, Генгстенберг). Пророк говорит именно о страшных знамениях в природе. Иоил.2:32   И будет: всякий, кто при­зовет имя Го­с­по­дне, спасет­ся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасе­ние, как сказал Го­с­по­дь, и у остальных, которых при­зовет Го­с­по­дь. «Всякий, кто призовет имя Господня, спасется»: пророк говорит не об израильтянах только, но о всех народах. Ап. Павел прилагает слова Иоиля и к язычникам, когда замечает, что в Церкви Христовой нет различия между иудеем и язычником, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его, ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Рим 10.12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из Апостолов Пасхальной седмицы записаны зачала лишь первых трех дней, но в ином, сравнительно с армянскими лекционариями, объеме: Деян. 1:1–8 , Деян. 2:22–28 , Деян. 2:29–36 . После этого прямо следует Апостол Вознесения и чтения 50-цы: Ис. 25:1–12 , Иоил. 2:28–3:8 и Деян. 2:1–21 . Для Рождества Христова из древних паримий сохранились только 1, 2, 4 ( Мих. 5:2–5 ), 5, 6-я и 7-я объединеныв одно чтение и расширены – Ис. 8:8–11:16 , Апостол навечерия – наш ( Евр. 1:1–1:2 ), на самый праздник апостольские чтения – Гал. 3:24–4:7 и Иак. 1:1–12 . На Крещение чтения – Быт. 1:1–3:24 , Ион. 1:1–4:11 , Ис. 43:15–21 , Ис. 35:1–10 , Ис. 40:1–8 , Ис. 44:2–7 и древний Апостол Рождества ( Тит. 2:11–15 ), на освящение воды – Ис. 2:1–6 и наш Апостол 1Кор. 10:1–4 . Из памятей святых лекционарий указывает лишь – св. Василия В., но положенный для него Апостол – имеет в виду праздник Обрезания: Рим. 3:19–4:12 Из годичного круга апостольских воскресных чтений лекционарий содержит зачала лишь для 16 недель, т. е., несколько меньше половины требующегося количества (за исключением недель 40-цы и 50-цы). Подобно описанному выше кругу евангельских чтений и здесь в основу принято рядовое чтение Апостола, начинавшееся в Иерусалиме, как и в Константинополе, с недели Пасхи, но заканчивавшееся (отчасти в соответствии с Евангелием) несколько раньше – перед Рождеством. Зачала в лекционарии идут в следующем порядке: I – Puм. 5:1–5; II – Puм. 6:3–11; III – Puм. 8:2–11; IV – Puм. 9:30–10:10; V – 2Kop. 5:14–6:2; VI – Eф. 1:17–2:3; VII – Eф. 2:4–10; VIII – Eф. 2:13–22; IX – Еф. 3:14–21; Х – Фuлun. 2:5–11; XI – Фuлun. 4:4–9; XII – Koл. 1:12–20; XIII – Koл. 2:8–15; XIV – Ebp. 2:11–18; XV – Ebp. 9:11–15; XVI – Евр. 10:19–25 . Неделя перед Рождеством Христовым имеет особое зачало – Рим. 1:1–7 . Таким образом синайский евангелистарий и лекционарий гж. Льюис представляют иерусалимскую систему чтений почти уже сформировавшеюся в основных чертах. Проследить дальнейшую судьбу иерусалимских чтений за неизвестностью нужных для этого источников пока невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

«Вы плавающие по морю». Ближайшим образом разумеется соседнее с Палестиной Средиземное море; хотя на библейском языке «море и острова» – вообще, синоним всего языческого мира. Ис.42:11 . Да воз­высит голос пустыня и города ее, селе­ния, где обитает Кидар; да торже­с­т­ву­ют живущие на скалах, да воз­глашают с вершин гор. Ис.42:12 . Да воз­дадут Го­с­по­ду славу, и хвалу Его да воз­вестят на островах. «Да возвысит голос пустыня и города ее». На первый взгляд кажется несколько странной речь о городах в пустыне. Но на самом деле это именно так: по соседству с Палестиной (на Ю. З. от нее) лежала пустыня, среди которой находились оазисы, на которых и были расположены города различные, напр., Тадмор, Петра, Кадикс и др. (ср. Чис.20:1 ). «Селения, где обитает Кидар». Именем «Кидар», или точнее «Община Кидара» называлось одно из арабских кочевых племен, потомков второго сына Измайлова – Кидара ( Быт.25:13 ). У Плиния (Hist. Natur. lib. V, с. 11) это племя названо arabes cedrei, оно родственно набатеям, вело кочевой образ жизни и занималось овцеводством ( Ис.60:7 ). Ис.42:13–17 . В 13–17 ст. дается живая образная картина Божественного гнева и Его решительной расправы над врагами. Общая задача речи – дать утешение и ободрение Израилю ввиду приближающихся бедствий – могла, по-видимому, быть заслонена изображением кроткого, смиренного Отрока Господня. И вот, чтобы показать, что «кротость» в отношении к своим не уничтожает «воинственности» по отношению к чужим, Господь снова выступает в роли «мужа браней», грозного для врагов и надежного для друзей. Ис.42:13 . Го­с­по­дь выйдет, как исполин, как муж браней воз­будит ревность; воз­зовет и поднимет во­инский крик, и по­кажет Себя сильным про­тив врагов Сво­их. «Господь выйдет, как исполин, как муж браней ... поднимет воинский крик». Вся эта картина единоборства Бога с его врагами как бы взята прямо с натуры и дает почти фотографическое изображение тогдашних воинских обычаев и нравов. (Срав. описание единоборства бога Мардука с богиней Тиамат в Халдейском генезисе). Подобные же грозно-воинственные картины, в которых Господь выступает на расправу со своими врагами, встречаются у пророка Исаии и еще не раз ( Ис.28:21 ; Ис.30:30 ; Ис.52:10 ; Ис.59:16 ; Ис.63:1 и т. д.). Такое выступление Всевышнего должно было ободрять Израиля и устрашать его врагов (прежде всего, Вавилон). В приложении же к новозаветному Израилю, здесь имеются в виду различные моменты духовно-нравственной борьбы Христа с Велиаром ( Ин.16:33 ; Деян.10:38 ; Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так как спасение приготовлено, то призывается народ к участию в нем, и ничего от призываемых не требуется больше, кроме получения дара спасения ( Ис.54:1,2 ). Когда народ послушается своего Бога, то Господь исполнит свои обещания, данные дому Давида; будущий Давид соберет вокруг себя народы и их царей и будет славою Израиля ( Ис.54:3–5 ; Деян.13:34 ). Чтобы принять участие в преизобилующей благодати Божией, пусть удалившиеся от Бога с покаянием приблизятся к Нему, и пусть оставят свои измышления, что будто слова Божии не исполняются, ибо несомненно и беспрепятственно исполнится слово Божие об избавлении и зацветет слава. Девятая речь, гл. 56:9 – гл. 57. Забвение своих обязанностей руководителями Израиля и заблуждение народа. В виду грядущего спасения, пророк порицает пастырей Израиля за забвение ими своих обязанностей: язычники (звери дивии) могут попрать народ Божий, не встретивши препятствия со стороны пастырей ( Ис.56:9 ); пастыри не заботятся о народе, а заботятся только о своей выгоде и живут в наслаждении жизнью ( Ис.56:10–12 ), так что счастье для праведника, если он раннею смертью избавится от суда неизбежного при таком развращении ( Ис.57:1–2 ). Бесстыдно народ совершает языческие грехи, понося служителей Господних, сам будучи отребием Израиля, совершая идольское гнусное служение ( Ис.57:3–6 ). Эта масса народа прелюбодействует с чуждыми богами, уклоняясь от Господа ( Ис.57:7,8 ); она заискивает расположенности сильных царств и притом неустанно ( Ис.57:9,10 ); она боится людей, но утратила страх Божий; долготерпение Божие не приводит ее к покаянию, пока Господь не приидет с новым наказанием ( Ис.57:11–13 ). Но покаявшихся Господь избавит и милостиво посетит, потому что Он только на некоторое время допускает страдать своему народу за его грехи, и за скорбью последует радость ( Ис.57:14–18 ). Потом Он возбуждает благочестивых к прославлению своего имени и дарует им вечную радость; упорствующие же в удалении от Бога не будут иметь в этом никакого участия ( Ис.57:19–21 ; Иуд.1:13 ). Третья часть, гл. 58–66, Первая речь, гл. 58. Ложное богослужение и истинное с его обетованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

е. Сына…» 282 , – писал он. И, действительно, рассмотрев те места Библии, где упоминается Дух Святой, мы видим наличие члена «τ» во всех случаях: «Дух Божий» ( Быт. 1:2 ), «Дух Мой» ( Быт. 6:3 ), «Дух Свой» ( Числ. 11:29 ), «Дух Господень» ( Суд. 3:10; 11:29; 13:25; 15:14 ), «Дух Святый» ( Пс. 50:13; 142:10 ), «Дух Господень» ( Ис. 61:1 ; Мих.2:7 ), «Дух Мой» ( Иоил. 2:28 ; Зах. 1:6 ), «Дух Святый» ( Лк. 3:22 ; Ин. 20:22; 14:26 ; Деян. 2:4; 21:11; 20:28 ), «Дух Истины» ( Ин. 15:26 ), «Дух Отца» ( Мф. 10:20 ), «Дух Божий» ( Мф. 12:28 ; 1Кор. 2:11 ), «Отца, Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), «Дух Христа» ( 1Петр. 1:11 ) и т. д. В тех же случаях, когда в Священном Писании слово «дух» используется без члена, оно никогда не означает Духа Святого: «навел Бог ветер (πνεμα) на землю» ( Быт. 8:1 ), «иной дух» ( Чис. 14:24 ), «новый дух» ( Иез. 18:31 ), «не буквы, но духа» ( 2Кор. 3:6 ), «бурный ветер (πνεμα)» ( Пс. 106:25; 148:7 ), «крепкий ветер (πνεμα)» ( Ион.1:4 ), «дух мой испытывает» ( Пс. 76:7 ), «колеблются от ветра (π πνεματος)» ( Ис. 7:2 ), «унылый дух» ( Вар. 3:1 ), «духи и души праведных» ( Дан. 3:86 ), «свидетельствует духу нашему» ( Рим. 8:16 ), «кроме духа человеческого» ( 1Кор. 2:11 ), «дух и душа и тело» ( 1Фес. 5:23 ) и т. д. Таким образом мы видим, что в том случае, когда слово, обозначающее дух, оказывается без члена, оно не означает Личностного Духа Святого, но относится к чему-либо сотворенному. Но Священное Писание как раз и свидетельствует, что Дух Святой прежде всего именно Личность. Как Личность Он свидетельствует ( Ин. 15:26 ), наставляет ( Ин. 16:13 ), говорит ( Деян. 13:2 ), предсказывает ( Деян. 21:10–11 ), огорчается ( Ис. 63:10 ). Солгавши Ему, человек обретает смерть, потому что солгал Богу ( Деян. 5:3–4 ). Дух Святый – Третья Ипостась Святой Троицы. Он равен Отцу и Сыну и вместе с Ними прославляем ( Мф. 28:19 ). Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. ( 1Ин. 5:7 ) Святому Духу присущи непередаваемые Божественные свойства: Он Вездесущ ( Ин. 14:26 ; Рим. 8:9 ), Всемогущ ( 1Кор. 12:7 ), Вечен ( Ин. 14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010