В западной литературе Иоиль считается пророком послепленным: с особой обстоятельностию мнение это раскрыто учёным А. Мерксом. Но веских оснований для этого мнения не может быть представлено. То обстоятельство, что пророк не упоминает о царе и выдвигает старейшин и священников, не может служить надёжным указанием на послепленное время, когда не было царя и во главе народа стояли старейшины и священники: эти черты общественного строя хорошо подходят и ко времени Иоаса. Что же касается приглашения пророка назначить пост и объявить торжественное собрание ( Иоил.2:13–15 ), то и здесь несправедливо усматривать черту послепленной обрядности, так как и допленные пророки не отвергали значение обрядов. ( Иер.14:12 ; Ис.58: 6 ). Книга Иоиля в нашем тексте имеет три главы, а в тексте евр. ст. 28–32 гл. второй выделены в особую главу, вследствие чего в книге получилось четыре главы. Книга представляет собой две речи, прерываемые кратким историческим замечанием в Иоил.2:18–19 (см. слав. текст). Поводом к произнесению этих речей послужило тяжкое бедствие, постигшее Иудею, – именно нашествие саранчи и продолжительная засуха ( Иоил.1:4–17, 18–20, 2:1 сл.). Это описание нашествия саранчи понимается многими древними и новыми экзегетами аллегорически, как описание нашествия врагов: под четырьмя названиями саранчи (сл. гусеницы, прузи, мшицы, сиплеве) разумеют четырёх враждебных царей (Ефрем Сир.: Феглаффелласара, Салманассара, Сеннахер. и Навуходон.) или четыре враждебных народа (бл. Иероним: ассир.-вавил., мидо-персов, макед.-сирийц. и римлян). Другие толкователи понимают описание нашествия саранчи в смысле буквальном (Руфим акв., Лютер, Креднер, из наших Смирн., Некрасов), иные допускают оба смысла (из древн. бл. Феодорит). Последнее толкование и должно быть признано правильным. Картина опустошения страны, описанная пророком, подходит к действительному нашествию саранчи ( Иоил.1:7, 10, 13 ); затем пророк в Иоил.2:4–5, 7–9 сравнивает нашествие саранчи с нашествием войска и, значит, показывает этим, что ближайшим образом он говорит не о войске. Но, с другой стороны, действительное бедствие–нашествие саранчи для пророка есть образ грядущих божественных наказаний, предвестие страшного дня Господня. Отсюда, речь пророка о нашествии саранчи носит торжественный характер, и в ней употребляются выражения, не подходящие всецело к одному описываемому пророком физическому бедствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Содержание I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль II. 12–26) II. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иоил. II, 23–32) III. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоил. III, 12–21)     Иоиль принадлежит к числу так называемых малых пророков, т. е. таких, писания которых по размеру гораздо короче писаний четырех пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. – Иоиль проходил свое служение в Иудейском царстве. Время его жизни и служения трудно определить с точностью. Не без основания, впрочем, лучшие толковники полагают, что он был современником пророка Амоса, жившего, как видно из надписания его пророческой книги (I, 1), в царствование Озии прокаженного (809–758). Ибо врагами Иудеев Иоиль называет еще не Сирийцев и Ассириян, а только Филистимлян, Финикийцев и Идумеев, как и Амос ( Uouль III, 2–6 . Aмoc I, 6–9 ). Сверх того Иоиль упоминает о тех же физических бедствиях, постигших Иудею, какие упоминаются у Амоса ( Uouль I:1–20, II:10–11 ; Aмoc I:1, IV:6–7 ), именно о землетрясении, саранче, засухе и голоде (см. Христ. Чтение 1876, январь и февраль, статья: «Время деятельности пр. Иоиля»). Свидетельство Иоиля о совершении в его время Богослужения по чину (II, 15) служит подтверждением того, что он жил при благочестивом Иудейском царе Озии, покровительствовавшем истинному Богопочтению в своем царстве. В книге Иоиля содержится обличение Иудеям по случаю голода, постигшего их за грехи, угрозы новыми бедствиями за нераскаянность, и обетования о наступлении лучших времен, особенно времени новозаветного, имеющего ознаменоваться обилием даров Св. Духа, и наконец предсказания грозного суда Божия над врагами Церкви. Из книги Иоиля заимствованы для чтения при Богослужении три паримии. I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль II:12–26) В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием. Иоил.2:12–13 . Тако глаголет Господь: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваши, а не ризы ваши, и обратитеся ко Господу Богу вашему, яко милостив и щедр есть, долготерпелив и многомилостив и раскаявайся о злобах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Народы, угнетавшие Израиль, будут переданы в его руки, и Господь навеки воцарится в Иерусалиме ( Иоил.3:17 ; Иоил.3:20 ). Царство его будет изобиловать всеми благами: „И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком и все русла иудейские наполнятся водой, а из дома Господня выйдет источник и будет наполнять долину Ситтим» ( Иоил.3:18 ). Это изображение царства Божия у пр. Иоиля можно назвать типичным для всех пророков, – заметим, оно представляется духовно-чувственным, – хотя и не совсем полным. Здесь нет указания на то, что будущее царство прострется и на языческие народы, что на троне будет сидеть потомок Давида, который водворит в своем царстве правду, святость и мир. Но эти черты мы встречаем уже вскоре, почти у столь же древних пророков, именно у Амоса к Осии. Пр. Амос говорит о восстановлении падшей скинии Давида и о распространении власти Израиля над всеми другими народами ( Ам.9:11–12 ). Пр. Осия будущее обращение народа к Богу связывает с восстановлением трона Давида ( Ос.3:4–5 ) и полным миром на всей земле ( Ос.2:18 ). Мирный характер будущего царства и участие в нем всех народов, уже не в качестве рабов народа Израильского, а, по-видимому, равноправных членов, особенно рельефно изображается у пр. Исаии ( Ис.2:2–4 ; Ис.19:18–22 ; Ис.24:15 ; Ис.25:6–10 и др.), у пр. Михея ( Мих.4:1–4 ), Захарии ( Зах.9:9–11 , Зах.2:14–15 ), Иеремии ( Иер.3:17 ), Иезекииля ( Иез.47:21–23 ). Царство Мессии буде царством правды и истины ( Ис.11:3–5 ; Ис.24:16 ). Мысль о духовных благах мессианского царства и прощении грехов 393 , особенно раскрыта у пр. Иеремии ( Иер.31:31–34 ; Иер.24:8 ; Иер.32:39 ; Иер.33:9–14 ; Иер.50:20 ; ср. Мих.7:18–20 ), хотя он не забывает и о материальных благах ( Иер.31:12–14 ). Если бы мы пожелали в схематическом виде изобразить последовательность событий – по пророкам – в грядущем будущем, то встретили бы большие затруднения, так как раздельности, определенности в предсказаниях, у пророков, нет. Но, кажется, три главных момента нужно отметить в пророческой схеме: 1) суд Божий над Израилем за его грехи, 2) суд Божий над язычниками и над всем миром и 3) спасение Израиля, а потом и всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Проповедь Иоанна естественно вызывала у слушающих вопрос о его призвании и полномочиях, ср. Ин 1:20,25 и Деян 13:25. Помышляли в сердцах своих — характерный семитизм. Ответ Иоанна открывает его призвание — служить Сильнейшему, Который придет позже и совершит крещение Духом Святым и огнем, которое Иоанн противопоставляет собственному крещению водой. В ВЗ содержатся пророчества о сильном человеке, которого побеждает сильнейший (Ис 49:24–25; 53:12). Иисус использует этот образ в притче о Своей победе над сатаной (11:20–22), однако здесь речь идет не о борьбе, а об отношении между Иоанном и Тем, Кто сильнее его (Мессией). Словами у Которого я недостоин развязать ремень обуви Иоанн подчеркивает свою всецелую подчиненность: подобную услугу евреи могли требовать только у раба-иноплеменника. Выражение Духом Святым и огнем для апостола Луки, несомненно, — пророчество о Пятидесятнице (Деян 1:5); пророчество Иоиля о излиянии Духа (2:28). Некоторые комментаторы считают, однако, что для самого Иоанна Дух Святой и огонь означали соответственно спасение праведных и осуждение грешников. Однако, хотя ст. 17 говорит именно о разделении и воздаянии на Суде, такое действие трудно назвать “крещением”. Пришествие Духа Божиего в последние времена — пророчество, многократно выраженное в ВЗ — Ис 32:15; 44:3; Иез 36:25–27; 37:14; 39:29; Иоил 2:28–29; особенно важна связь между очищением, судом и огнем в Ис 4:4. Дух и вода упоминаются вместе в Ис 44:3; Иез 36:25–27; Дух и огонь — в Иоил 2:28–30; Суд и огонь — в Ис 29:6; 31:9; Иез 38:22; Ам 7:4; Соф 1:18; 3:8; Мал 3:2; 4:1; Суд и ветер — в Ис 40:24; 41:16; Иер 4:11–12; 23:19; 30:23; Иез 13:11–13; ветер и огонь — в Ис 29:6; 30:27–28; Иез 1:4. Эти свидетельства показывают, что в I в. излияние Духа в последние времена понималось как средство очищения и спасения людей и одновременно — как осуществление Божиего Суда над миром. Далее в своей речи Иоанн использует метафору очищения зерна веянием. На ¤lwn ‘гумне’ обмолоченное зерно подбрасывали в воздух с помощью ртЪоп ‘лопаты’ таким образом, что ветер отделял s‹toj ‘пшеницу’ от ‘мякины’, то есть смеси соломы с шелухой. Лопату затем использовали для того, чтобы перенести очищенную пшеницу в ‘житницу’, а мякину сжигали. Ветхозаветные прообразы огня неугасимого, то есть вечного осуждения, см. в Иов 20:26; Ис 34:10; 66:24; Иудифь 16:17, сходные образы в связи с Судом Божиим см. в Притч 20:26; Иер 15:7; Ис 41:15–16; Пс 1:4 (нечестивые как прах, возметаемый ветром); Откр 14:14–20. Заключение Иоанна под стражу (3:19–20)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   О каноническом достоинстве и богодухновенности книги пророка Осии, кроме вышеизложенных свидетельств относительно всех малых пророков, можно привести ясные новозаветные свидетельства: Господа Иисуса Христа: шедше научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы (Мф.9:13; 12­­ Ос.6:6); евангелиста Матфея: да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах сына Моего (Мф.2­­ Ос.11:1); апостола Павла: якоже и во Осии глаголет: нареку не люди Моя люди Моя и не возлюбленную возлюбленну. И будет на месте идеже речеся им: не людие Мои есте вы, тамо нарекутся сынове Бога живаго (Рим.9:25—26; 1Петр.2­­ Ос.1:10), и еще: тогда будет слово написанное… где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа? (1Кор.15­­ Ос.13:14).     Экзегетические, более ценные, монографии на книгу Осии в новое время составлены следующими лицами: Simson. Der Prophet Hosea. Hamb. 1851 г. Wunsche. Der Prophet Hosea? ьbersemzm und erklдrm. Leipz. 1863 г. Nowack. Pr. Hosea. 1880 г. Scholz. Com zum Buche d. Proph. Hoseas. 1882 г. Valeton. Amos und Hosea. Giessen. 1898 г. Нагрег. Α critical a. exegetical Commentary on Amos a. Hosea. Edinb. 1905 г. На русском языке: И. Бродович. Книга пророка Осии. Введение и экзегесис. Киев, 1901 г.      Книга пророка Иоиля    Второе место в ряду писаний малых пророков занимает книга пророка Иоиля. Так как пророк Иоиль в своей книге не определяет времени своего служения, лишь замечая, что его отца звали Вафуилом (Иоил.1:1), то вопрос о времени жизни Иоиля вызывает много споров. Так, на основании довольно употребительного имени Иоиля (1Цар.8:2; 1Пар.5:4, 8; 6:36), делались разные древние предположения о времени и месте его жительства (Epiphanius. De vita prophetarum), оставляемые в новое время без повторения. Точно также оставляется ныне без повторения предположение древних богословов (Кирилла Александрийского и бл. Феодорита, позднее — Н. Лиры), что Иоиль проходил свое служение в израильском царстве. Частое упоминание о близкой к нему и его слушателям Сионской горе (Иоил.2:1, 15, 32), Иерусалимском храме (2:17; 3:18), жертвах и молитве в нем (1:9; 2:14, 17); постоянное обращение к сынам Сиона (2:23), Иудеи и Иерусалима (3:1; 6:8), неоспоримо убеждают в том, что Иоиль проходил свое служение в иудейском царстве и даже преимущественно в Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Таким фактором, как уже замечено, была, между прочим, пророческая литература. Апокалиптика, так сказать, выросла на её почве и, питаясь её идеями и формами, являлась лишь дальнейшим шагом 276 в развитии пророческих представлений. Этот взгляд на происхождение иудейской апокалиптики не совсем чужд и западной науке 277 . Но тогда первые зерна апокалипсических представлений надо искать, очевидно, в священной ветхозаветной письменности. Здесь мы найдем и первые указания на признаки мессианской и эсхатологической эпох. А если так, то само собой понятно, что первоисточником и евангельских изображений служат не апокалипсисы, а та же священная ветхозаветная письменность. Чтобы не быть голословным, укажем на несколько примеров. – Изображая копечные времена мира, пр. Даниил говорит: „наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени ( Дан.12:1 ). Эта общая характеристика последнего времени, служа удобной канвой для изображения тех бедствий, которые по апокалипсисам, будут знамениями мессианского и эсхатологического периода, в то же время является прекрасной параллелью отмечаемой в эсхатологической беседе „великой скорби“ ( Мф.24:21 ). Пророчество Иоиля о знамениях дня Господня: „И покажу знамения на небе и на земле; кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится в тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень великий и страшный“ ( Иоил.2:30–31 ), равно как и другие подобные пророчества (см. Ис.13:10 ; Ис.34:4 ; Иезек.32:4–8; Иоил.3:15 и др.) составляют первоисточник как апокалипсических знамений мессианского времени, так и евангельской картины наступления парусии ( Мф.24:29 и пар.). Величественный образ Сына Человеческого, Грядущего со облаками небесными, впервые начертанный пр. Даниилом ( Дан.7,13 ), явился прототипом паки-грядущего Мессии ( Мф.24:30 ). Полагаем, что приведенных примеров достаточно для подтверждения той мысли, что иудейские апокалипсисы черпают свой материал из священной пророческой письменности, которая и является первоисточником всех вообще позднейших религиозных образов и представлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Проповедь язычникам предсказана в Мк 13:10, чему нет параллели у Луки, ср. еще Деян 2:5; 10:35; 15:17; 17:26; Мф 28:19; Рим 1:13; 4:17–18; 15:11. Наиболее важное ветхозаветное пророчество — Ис 49:6 (и цитата в Деян 13:47); и еще Ис 42:6; Иоил 2:1. Обетование Отца Моего — слово обетование ( ™pagge­l…a) часто связывается с Духом Святым (Деян 1:4; 2:33; Гал 3:14; Еф 1:13, в ВЗ см. Иоил 2:28–29; Ис 32:15; 44:3; Иез 39:29. Вознесение (24:50–53) Этот рассказ образует параллель с заключением Евангелия от Матфея, где, однако, о Вознесении не говорится, и предваряет более подробный рассказ в Деян 1:1–11. И вывел их — выражение напоминает читателю об исходе из Египта, причем у Семидесяти используется тот же глагол ‘выводить’. Вифания расположена на восточном склоне горы Елеонской (Деян 1:12). Подняв руки Свои, благословил их — ср. 1 Тим 2:8; Лев 9:22. Стал отдаляться от них — ср. 1:38; 2:15; 9:33; 24:31; Деян 10:7; 12:10; Быт 17:22; 35:13; Суд 6:21; 13:20; Тов 12:20–21; 2 Мак 3:34. Заметим, что Иоанн, в отличие от Луки, не завершает своих рассказов о явлениях воскресшего Христа, они остаются как бы “открытыми”. Согласно иудейским преданиям и отчасти свидетельству ВЗ, были вознесены на небо Енох, Илия, Ездра, Барух и Моисей; определенно выраженного учения о том, что Мессия будет также взят на небо, по-видимому, не было. Поклонились Ему — до сих пор Лука избегал употреблять это слово, которое предполагает Божественность Покланяемого. Лука заканчивает свое Евангелие тем же местом действия, каким и начал его — иерусалимским храмом. 1 Ср.: “Мария называет Себя смиренною рабою Бога, показывая этим, что она занимала в народе Израильском очень незаметное положение (смирение не добродетель смирения, на которую Мария, конечно, не стала бы указывать как на причину милости к ней Бога, а именно низкое, бедное положение)” (Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета/Издание преемников А. П. Лопухина. Т. IX. Евангелия от Марка, Луки и Иоанна. Петербург, 1912. С. 126 [цит. по репринту 1987 г.], далее — Лопухин). — Реф.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Рубрики Коллекции Пророки. Инфографика 3 мин., 12.12.2015 Поделиться Содержание Пророки — ветхозаветные праведники, возвещавшие волю Бога иудейскому народу. Однако почти всегда в пророческих словах был более глубокий смысл: ведь по сути вся история избранного народа была историей ожидания Искупителя, Мессии. Традиционно пророков делят по времени их жизни на ранних, живших до VIII в. до Р. Х., не оставивших после себя прямого письменного наследия в виде пророческих книг (в их числе Моисей и царь Давид), и поздних, живших b VIII—IV вв. до Р. Х. Именно они являются авторами пророческих книг канона Ветхого Завета. По объему этих книг 16 поздних пророков делят на великих и малых. Особняком стоит последний пророк Ветхого и единственный — Нового Завета — Предтеча Господень Иоанн. Условные обозначения: 900 год до Р. Х. Авдий (ок. IX в. до Р. Х.) Книга Авдия — Страшный Суд (Авд 1:15–17) Иоиль ок. IX в. до Р. Х. Книга Иоиля — Сошествие Святого Духа (Иоил 2:28–29) — Второе пришествие (Иоил 2:10–11, 30–32) Амос (IX–VIII вв. до Р. Х.) Книга Амоса — Страсти (Ам 5:20) — Тьма во время казни Христа (Ам 8:9–10) Иона (ок. IX–VIII вв. до Р. Х.) Книга Ионы — Сошествие Христа во ад и Его Воскресение на третий день (Мф 12:39–40) 800 год до Р. Х. Осия (VIII в. до Р. Х.) Книга Осии — Бегство и возвращение из Египта (Ос 11:1) — Воскресение на третий день (Ос 6:2) — Победа Христа над адом и смертью (Ос 13:14) Исаия (VIII–VII вв. до Р. Х.) Книга Исаии — Рождение от Девы (Ис 7:14) — Слава Мессии (Ис 9:6–7) — Мессия будет отвержен своим народом (Ис 6: 9–10) — Проповедь Христа в Галилее (Ис 9:1–2) — Исцеления увечных, Лето Господне (Ис 35:5–6; 61:1–2) — Образ служения Христа (Ис 42:1–9) — Страсти Христовы: страдания, смерть и погребение Христа, искупление верующих от грехов (Ис 50; 52; 53) — Обращение язычников (Ис 49:5–7; 54:1–5) — О даровании Нового Завета (Ис 55:2) — Второе пришествие (Ис 66:18) Михей (VIII–VII вв. до Р. Х.) Книга Михея — Рождение в Вифлееме (Мих 5:2) — Мессия — Бог (Мих 5:2) — Царство Христа (Мих 4) Наум (VIII–VII вв. до Р. Х.)

http://foma.ru/proroki-infografika.html

Ин. 6:63. 226 Пс. 118:13. 227 Лк. 3:2. 228 Лк. 1:70,72. 229 Иона 1:1. В оригинальном библейском тексте: бысть слово Господне ко Ионе [сыну] Амафиину. 230 Ис. 2:1. 231 Исх. 3:6. 232 Быт. 2:7. 233 1 Кор. 15:45. 234 Быт. 1:26. 235 Ср. Пс. 13:3, Притч. 23:32. 236 «τ ζν εκεθεν» — буквально: «живущее отсюда», то есть почерпающее жизненную силу от души. 237 1 Кор. 15:45. 238 1 Кор. 2:16. 239 1 Кор. 6:17. 240 Григорий Богослов, Слово 30, 21, PG 36,… (р. п.: Т. 1. С. 443). Ср. также Кирилл Александрийский, Homiliarum incertarum fragmenta, 6, Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis, Oxford, 1872 (репринт: Brussels, 1965), C. 462 (TLG). 241 В последних двух предложениях нам пришлось сильно изменить порядок слов по причине несогласованности оригинального текста, где эти два предложения являются одним и притом весьма сложным по конструкции. 242 Точное исповедание веры, 8, op. cit., 8, 289–293 (р. п.: С. 27 (99)). 243 Иак. 1:17. 244 Иоил. 3:1. 245 1 Кор. 12:8. 246 1 Кор. 2:10. 247 1 Ин. 2:27; 3:24; 4:13. 248 Василий Великий, О Святом Духе, 24, 55, PG 32,172В (р. п.: Ч. III. С. 318). 249 Т. е. Сам Дух. 250 Его же, Против Евномия, 5, PG 29, 772 С (р. п.: Ч. III. С. 229). 251 1 Кор. 12:4–6. 252 2 Кор. 6:16. 253 См. Иез. 37:27. 254 Василий Великий, О Святом Духе, 19, 48, PG 32,156D (р. п.: Ч. III. С. 306). 255 Гал. 5:22. 256 Против Евномия, 5, PG 29, 772 С (р. п.: Ч. IIΙ. С. 229). 257 Рим. 3:19. 258 Деян. 1:4. 259 Деян. 1:5. 260 Ин. 14:16. 261 Ин. 14:26. 262 Ин. 15:26. 263 Ин. 16:7. 264 Там же. 265 Очевидно, здесь имеется в виду ниспослание Духа от Отца на Христа при Его крещении. 266 Ин. 13:14. 267 Ин. 14:26. 268 Ин. 15:26. 269 Ин. 16:8. 270 Ин. 16:14. 271 Ин. 16:13. 272 Там же. 273 Там же. 274 Ин. 12:49. 275 Ин. 16:15. 276 Ин. 16:14. 277 Ин. 14:16. 278 Ин. 14:26. 279 Мф.15:24; Лк. 4:43; Ин. 17:3 и др. 280 Ис. 9:6. 281 Молитва «Царю Небесный». 282 В оригинале стоит множественное число: «των χαρτων». 283 1 Кор. 12:9, 30. 284 1 Кор. 12:10. 285 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалласию, Пролог, PG 90, 264В (р. п.: Творения преподобного Максима Исповедника, Книга 11, перевод С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова, М. («Мартис»), 1993, С. 16). Св. Григорий здесь значительно переиначивает данное место из преп. Максима, которое в оригинале выглядит так: «Святой Дух Божий … обычно ведет [человеческий] разум к сожительству [с Собой] и делает божественным изваянием сущей по подобию [Божию] красоты, ничего из естественно присущих божеству [свойств] по благодати не лишенным». 286

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010