– эти прибывшие дивились, слыша проповедь на языках, на которых говорили сами в местах своего обитания, и видя, что апостолы люди некнижные и едва ли изучавшие чужие наречия; – иные из слушателей не понимали проповеди и, насмехаясь над апостолами, объявляли их пьяными. Этими слушателями были, судя по всему, местные жители, знавшие лишь по-еврейски или по-арамейски, для которых речи апостолов звучали бессмыслицей. – Рассказ Деяний делает понятным также и то, что дар языков был ниспослан апостолам для проповедания Христа всем народам, а чудесные обстоятельства, при которых он обнаружился, имели целью скорейшее обращение и утверждение в вере слушателей. Все, что смогли мы вывести из этого рассказа, подтверждается разъяснением, которое дал собравшимся апостол Петр: Мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня 151 ; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе наверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный ( Деян.2:14–20 ). Заметим, что святой Петр обращается к слушателям не иначе, как на еврейско-арамейском языке. Отсюда, а еще из опровержения нареканий, будто апостолы пьяны, ясно, что слова его адресованы местным иудеям, ибо иудеям рассеяния все возвещенное апостолами было, как мы видели, понятно. Итак, святой Петр объясняет своим соотечественникам, что говорение на языках происходит по дару Святого Духа и являет собой Божие чудо, предреченное Богом еще в Ветхом Завете через пророка Иоиля (см.: Иоил.2:28–32 ). И вот важнейшее из знамений, о которых говорил пророк Иоиль, то есть пророчество по дару Духа Святого, проявилось во всей силе в день Пятидесятницы. Истины, раскрываемые в пророчествах, нередко связаны с событиями будущего (см.: Деян.11:27–28 ), и те, кто предсказывал эти события действием Духа Божия, заслуженно именовались пророками. Таковы четыре «великих» и двенадцать «малых» пророков, а также Моисей, Илия, Елисей и некоторые другие в Ветхом Завете. Но и они назывались пророками не только потому, что предсказывали будущее; пророками же в христианском смысле Священное Писание признает всех, кто по особому вдохновению от Бога раскрывает истины веры (см.: 1Кор.12:10; 14:1–5, 24, 29, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Иисус принял славу Божию. Исаия пишет: «Я Господь [Яхве], это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис. 42:8 ) и «Так говорит Господь [Яхве] [...]: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44:6 ). Точно так же Иисус молится: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17:5 ). Но ведь Яхве сказал, что не даст славы Своей «иному». Тогда как Ветхий Завет запрещает поклоняться кому бы то ни было, кроме Бога ( Исх. 20:1–4 ; Вт. 5:6–9), Иисус принимал поклонение ( Мф. 8:2; 14:33; 15:25; 20:20; 28:17 ; Мк. 5:6 ). Ученики соотносили с Ним обозначения, которые в Ветхом Завете отведены для Бога, такие как «Первый и Последний» ( Отк. 1:17; 2:8; 22:13 ), «Свет истинный» ( Ин. 1:9 ), «камень», «скала» или «твердыня» ( 1Кор. 10:4 ; 1Пет. 2:6–8 ; ср. Пс. 17:3; 94:1 ), «муж» и «жених» ( Еф. 5:28–33 ; Отк. 21:2 ), «Пастыреначальник» ( 1Пет. 5:4 ), «Пастырь овец великий» ( Евр. 13:20 ). Они говорили об осуществлении Иисусом таких божественных действий, как творение ( Ин. 1:3 ; Кол. 1:15–16 ), искупление ( Ос. 13:14 ; Пс. 129:7 ), прощение ( Деян. 5:31 ; Кол. 3:13 ; ср. Пс. 129:4 ; Иер. 31:34 ) и суд ( Ин. 5:27 ). Они называют Иисуса именами Бога. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Павел говорит о Иисусе, что «в Нём обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). В Послании к Титу Иисус упоминается в качестве «великого Бога и Спасителя нашего» ( Тит. 2:13 ), а священнописатель Послания к евреям обращается к Нему: «престол Твой, Боже, в век века» ( Евр. 1:8 ). Как указывает Павел, прежде чем Иисус существовал в качестве человека, Он существовал в качестве Бога ( Флп. 2:5–8 ). В Евр. 1:3 сказано, что в Христе отражены сияние славы Божьей и Его сущность, что Им держится мироздание. Во вступлении к Евангелию от Иоанна также прямо говорится, что «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). Иисус и другими способами указывал на Свою единосущность с Богом. Он брал на Себя прерогативы Бога. Он провозгласил, что будет судить всех людей ( Мф. 25:31–46 ; Ин. 5:27–30 ), а ведь Иоиль приводит такие слова Яхве: «ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду» ( Иоиль 3:12 ). Иисус сказал расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк. 2:5 ). Услышав это, книжники задали совершенно законный вопрос: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» ( Мк. 2:7 ). Иисус говорил о Своей власти воскрешать и судить умерших, власти, обладает которою один только Бог ( Ин. 5:21, 29 ). Однако Ветхий Завет ясно учит, что только Бог даёт жизнь и только Бог воскрешает мёртвых (Вт. 32:39; 1Цар. 2:6 ; Пс. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Возвещение Иоиля исполнилось в день Пятидесятницы и отражено в проповеди Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2,38 ). Содержание I. Вступление (1,1) II. Бедствия, порождающие необходимость покаяния (1,2 2,17) А. Опустошения, произведенные саранчой и засухой (1,2–20) Б. Будущее нашествие воинства Господня (2,1–17) III. Деяния Бога, совершаемые Им в ответ на покаяние народа (2,18 3,21) А. Обновление земли (2,18–27) Б. Возрождение народа Господня (2,28–32) В. Суд над народами и благословение народа Божия (3,1–21) Пророки Израиля и Иудеи. 12,17 Иудею за грехи народа должны постигнуть два бедствия: опустошение земли вследствие нашествия саранчи (1,4–8) и засухи (1,10–12.16–20) и грядущий день Господень (2,1–17). Только покаяние может спасти Израиль от «многочисленных полчищ» воинства Господа. 1 старцы. Т.е. духовные вожди общины завета. все жители земли сей. Пророк обращается ко всем живущим в Иудее и Иерусалиме. Слушайте... внимайте. Иоиль настоятельно призывает народ осмыслить и духовно осознать религиозное значение нашествия саранчи. 1:3 Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду. О Божественном правосудии и милосердии надлежит возвещать всем последующим поколениям (ср. Втор. 4,9; 6,7; 32,7 ; Пс. 77,1–8 ). 1 саранча. Образ повторяющихся нашествий вредителей говорит о беспредельности произведенного ими опустошения. Ассоциация саранчи с орудием Божественного наказания влечет за собой необходимость покаяния ( Втор. 28,38 ; Ам. 7,1 ; Ис. 33,4 ). 1 Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте. Людям, погрязшим в грехе пьянства, свойственно пренебрегать духовными ценностями в окружающей их жизни. Только пробудившиеся способны воспринять значение правосудия Божия. 1 Ибо пришел на землю Мою народ сильный и бесчисленный; зубы у него зубы львиные, и челюсти у него как у львицы. Саранча сравнивается с народом-завоевателем, беспощадность которого уподобляется силе и ярости льва (ср. 2,4–9; Откр. 9,7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

45:2), разумея здесь ад. Хотя это был ад, но он содержал души святые и сосуды драгоценные — Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому пророк и назвал их сокровищами, а темными потому, что тогда еще не озарило ада Солнце правды и не благовестило о воскресении. А что Господь по воскресении Своем не сопричтется ни к ангелам, ни к архангелам, ни к другой какой служебной силе, но возсядет на царском престоле, о том, послушай, как опять говорит Давид: « сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих » (Пс. 109:1). 5. Исаия предвозвестил потом, что Христос пошлет апостолов (на проповедь), в следующих словах: « как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость » (Ис. 52:7). Заметь, как он прославляет телесные члены — ноги, которые повсюду пронесли благовестников. А Давид объясняет и способ их победы: « Господь », говорит он, « дал слово благовествующим с великой силою » (Пс. 67:12). Действительно они побеждали, не употребляя оружия, не издерживая денег, не силою телесною, не многочисленностью войск, и не иным каким–либо подобным средством, но простым словом, имевшим великую силу — силу знамений. Они проповедывали Распятого и совершали знамения, и таким образом победили вселенную. Поэтому и говорит пророк: « Господь дал слово благовествующим с великой силою », разумея здесь чудеса. И подлинно, неизреченная сила была в том, что рыбарь, мытарь и скинотворец одними повелениями воскрешали мертвых, изгоняли демонов, избавляли от смерти, обуздывали языки философов, заграждали уста риторов, преодолевали царей и властителей, побеждали варваров, еллинов, весь род человеческий. Хорошо сказал пророк. Все это они совершали словом, и силою многою соделывали мертвых живыми, грешников — праведными, слепых — зрячими, изгоняя болезни из тела и пороки из души. А откуда явилась у них такая сила? От Духа Святого, как и об этом сказано: « явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго » (Деян. 2:3–4). Мужчины и женщины стали пророчествовать, о чем также задолго предвозвестил Иоиль в словах: « И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего, прежде нежели наступит день Господень, великий и просвещенный (страшный — синод.)» (Иоил. 2:28–31); под великим и просвещенным днем он разумеет здесь и день сошествия Духа и будущий день кончины мира. Тот же пророк предвозвещает и спасение верою (ибо и об этом не умолчано) так: « и будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется » (Иоил. 2:32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«И будет в последние дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих, и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажут чудеса на небе вверху и на земле внизу» (Деян.2:17—19, Иоиль. 2:28—32). Петр объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа Бог предопределил начать дело спасения людей. И чтобы исходатайствовать людям возрождающую благодать Святого Духа, Господь Иисус Христос, пришедший к ним от Бога Мессия, претерпел поругания и мучительнейшую крестную смерть. Еврейские начальники, как и многие из собравшихся здесь, не узнали в Нем обещанного Спасителя, отвергли и умертвили Его, но Он воскрес из мертвых и теперь восседает на Небе одесную Бога. Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то его слова глубоко проникали в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и стали спрашивать: «Что же нам надо делать? – Покайтесь , – ответил им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа,» (Деян.2:37—39) и Бог не только простит ваши грехи, но и, как нам, даст вам благодать Святого Духа. Многие из уверовавших по слову Петра тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились, так что к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось распространение Церкви Христовой, сначала в Иерусалиме, потом – в Иудее, а со временем и по всему миру. Таким образом, ветхозаветный праздник Пятидесятницы с момента сошествия Святого Духа на апостолов стал «днем рождения» Церкви Христовой. Она, согласно обещанию Самого Спасителя, пребудет на земле непобежденной всеми силами ада до Его славного Второго пришествия. Со дня сошествия Духа Утешителя праздник Пятидесятницы стал называться еще и праздником Пресвятой Троицы, потому что сошедший на учеников Дух Святой открыл людям более глубокое познание о Боге, а именно, что единый по существу Бог имеет три Лица. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – это единый Триипостасный Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

   Насколько благодать Божия действенна в возрождении людей, можно узнать из библейской и церковной истории. До пришествия Спасителя, хотя Заповеди Божии были известны людям благодаря голосу совести и Священному Писанию, люди были неспособны нравственно расти и совершенствоваться, потому что «рожденное от плоти есть плоть» (Иоан. 3:6). Поэтому «благочестие» даже среди лучших представителей избранного народа Божия сводилось главным образом к скрупулезному выполнению религиозных ритуалов. Языческий же мир, по свидетельству ряда писателей дохристианской эпохи, буквально вырождался нравственно, все больше погрязая в материализме и пороках.    Взирая на это плачевное состояние общества, ветхозаветные пророки с горечью уподобляли его безводной пустыне, неспособной производить ничего, кроме мелких горьких трав.    Тем не менее своим духовным взором они проникали в то светлое будущее, когда Бог сжалится над грешным человеческим родом и пошлет ему Свою возрождающую духовную силу: «Возвеселится пустыня и сухая земля! – восклицал пророк Исаия. – Возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться... Тогда [во времена Мессии] откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Тогда превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод» (Ис. 35:1-7).    Однако нравственное возрождение людей – приятие ими благодати Духа Святого – ожидало искупления их грехов, как объясняет евангелист Иоанн Богослов: «Еще не было [на верующих] Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан. 7:39).    Но вот милостивый Господь, воплотившийся Сын Божий, принес на кресте великую искупительную жертву за грехи рода человеческого, и тогда, на пятидесятый день после Его славного воскресения, сошел на учеников Христовых долгожданный Дух Утешитель. Это чудесное событие проявило себя в гласе бурного ветра и огненных языков, которые, спустившись на главы апостолов, облекли их силою свыше (Лк. 24:49) и зажгли в их сердцах духовное горение (Лк. 12:49). Тогда исполнилось то, что обещал Бог через пророка Иоиля, сказав: «Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28-32, Деян. 2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

Греховность людей, однако, отразится и на внешней природе: «После скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Мф.24:29 ). И тогда придет Христос, и наступит предсказанный Им Страшный Суд. Итак, Страшный Суд Христом предсказан, и заповеди Его нам даны. Он разделит все человечество на две части. Одних поставит по правую сторону Себя? других – по левую. Первым скажет: «Придите, благословенные Отца Моего», вторым: «Идите от Меня, проклятые» ( Мф.25:32–40 ). Кто же благословенные? Это те, кто сотворили дела любви: накормили голодного, напоили жаждущего, приняли странника, одели нагого, посетили больного, пришли к заключенному. А кто проклятые? Это те, кто за всю жизнь не сделал ничего хорошего. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем любить друг друга. Будем торить дела любви. И еще: будем молиться Спасителю о том, чтобы никто не попал на левую сторону, но все были на правой стороне. Аминь. Слово в Прощеное воскресенье 28 февраля 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Все мы ныне, братья и сестры, вступаем в святой Великий пост. Это время называется в церковных песнопениях временем делания. Таким образом, это время надо проводить энергично. Не только в том, чтобы молиться и каяться, заключается задача человека, проходящего святую Четыредесятницу, но еще и в том, чтобы творить дела добра и чтобы быть милосердным. И вот святой Пророк Иоиль так говорит, призывая людей к этому деланию: «Вострубите трубою… Назначьте пост… Соберите народ…» ( Иоил.2:15–16 ). Он же в особенности говорит о святом покаянии следующие слова: «Обратитесь ко Мне (т. е. к Господу Богу) всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» ( Иоил.2:12–13 ). Слушая эти слова, мы должны сокрушаться в сердце своем и соглашаться с ними. Я приведу такие евангельские примеры. Надо так сокрушаться о грехах, как сокрушался о своей нечистоте прокаженный человек.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Насколько благодать Божия действенна в возрождении людей, можно узнать из библейской и церковной истории. До пришествия Спасителя, хотя Заповеди Божии были известны людям благодаря голосу совести и Священному Писанию, люди были неспособны нравственно расти и совершенствоваться, потому что «рожденное от плоти есть плоть» (Иоан. 3:6). Поэтому «благочестие» даже среди лучших представителей избранного народа Божия сводилось, главным образом, к скрупулезному выполнению религиозных ритуалов. Языческий же мир, по свидетельству ряда писателей дохристианской эпохи, буквально вырождался нравственно, все больше погрязая в материализме и пороках. Взирая на это плачевное состояние общества, ветхозаветные пророки с горечью уподобляли его безводной пустыне, неспособной производить ничего, кроме мелких горьких трав. Тем не менее своим духовным взором они проникали в то светлое будущее, когда Бог сжалится над грешным человеческим родом и пошлет ему Свою возрождающую духовную силу: «Возвеселится пустыня и сухая земля! – восклицал пророк Исаия. – Возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться... Тогда [во времена Мессии] откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Тогда превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод» (Ис. 35:1—7). Однако нравственное возрождение людей – приятие ими благодати Духа Святого – ожидало искупления их грехов, как объясняет евангелист Иоанн Богослов: «Еще не было [на верующих] Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан. 7:39). Но вот милостивый Господь, воплотившийся Сын Божий, принес на кресте великую искупительную жертву за грехи рода человеческого, и тогда, на пятидесятый день после Его славного воскресения, сошел на учеников Христовых долгожданный Дух Утешитель. Это чудесное событие проявило себя в гласе бурного ветра и огненных языков, которые, спустившись на главы апостолов, облекли их силою свыше (Лк. 24:49) и зажгли в их сердцах духовное горение (Лк. 12:49). Тогда исполнилось то, что обещал Бог через пророка Иоиля, сказав: «Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28—32, Деяния 2-я глава).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

Подобно своему божественному Учителю, евангелисты и апостолы беспрестанно ссылаются на Библию, черпая полной рукой из богатства ее мессианских сокровищ и устанавливая тем самым полную гармонию обоих Заветов, объединенных вокруг Лица Мессии – Христа. Так, все евангелисты – эти четыре независимых друг от друга жизнеописателя Иисуса Христа – настолько часто ссылаются на исполнение ветхозаветных пророчеств, что выработали даже для этого специальные формулы: «а все это произошло да сбудется реченное Господом через пророка», или просто: «тогда сбылось реченное через пророка... да сбудется реченное через пророков», или же еще: «и сбылось слово Писания», и целый ряд других, аналогичных выражений. Не менее часто ссылаются на ветхозаветное Писание и тем устанавливают его теснейшую, внутреннюю связь с новозаветным и все остальные новозаветные писатели, начиная с кн. Деяний и кончая Апокалипсисом. Не имея возможности исчерпать здесь всего обилия таких определенных и ясных ссылок, укажем для примера лишь некоторые из них, наиболее характерные, таковы, например, две речи ап. Петра – одна после сошествия Св. Духа, другая после исцеления хромого, о которых повествуется во второй и третьей главах кн. Деяний и которые полны ветхозаветными цитатами (Иоиль – Деян. 2:16–21 ; Давид 2:25–28, 34–35; Моисей 3:22–23); в особенности замечательно заключение последней речи: «И все пророки, начиная от Самуила и после него, также предвозвестили эти дни» ( Деян. 3:24 ). Не менее важна в этом отношении и речь архидиакона Стефана, дающая в сжатом очерке всю ветхозаветную историю приготовления евреев к принятию Мессии-Христа ( Деян. 7:2–56 ). В той же книге Деяний заключено великое множество и других подобных же свидетельств: «И мы благовествуем вам то, что Бог обещал отцам нашим и что исполнил нам, детям их, воздвигши Иисуса» ( Деян. 13:32 ). Мы проповедуем вам, – говорили апостолы, – «свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем предвозвещали Моисей и пророки» ( Деян. 26:22 ). Словом, все учение апостолов о новозаветном Царстве Божием сводилось главным образом к тому, что они «уверяли о Христе от закона Моисеева и пророков» ( Деян. 28:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Подобно своему Божественному Учителю, евангелисты и апостолы беспрестанно ссылаются на Библию , черпая полной рукой из богатства ее мессианских сокровищ и устанавливая тем самым полную гармонию обоих Заветов, объединенных вокруг Лица Мессии – Христа. Так, все евангелисты – эти четыре независимых друг от друга жизнеписателя Иисуса Христа – настолько часто ссылаются на исполнение ветхозаветных пророчеств, что выработали даже для этого специальные формулы: а все это произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, или просто: тогда сбылось реченное через пророка, да сбудется реченное через пророков, или же еще: и сбылось слово Писания и целый ряд других, аналогичных выражений. Не менее часто ссылаются на ветхозаветное Писание и тем устанавливают его теснейшую внутреннюю связь с новозаветным и все остальные новозаветные писатели, начиная с кн. Деяний и кончая Апокалипсисом. Не имея возможности исчерпать здесь всего обилия таких определенных и ясных ссылок, укажем для примера лишь некоторые из них, наиболее характерные: таковы, напр., две речи Апостола Петра: одна – после сошествия Святого Духа, другая – после исцеления хромого, о которых повествуется в Деян.2–3 и которые полны ветхозаветными цитатами (Иоиль – Деян 2.16–21 ; Давид – Деян 2.25–28, 34–35 ; Моисей – Деян 3.22–23 ); в особенности замечательно заключение последней речи: и все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии ( Деян 3.24 ). Не менее важна в этом отношении и речь архидиакона Стефана, дающая в сжатом очерке всю ветхозаветную историю приготовления евреев к принятию Мессии Христа ( Деян 7.2–56 ). В той же книге Деяний заключено великое множество и других подобных же свидетельств: и мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса ( Деян 13.32 ). Мы проповедуем вам, – говорили апостолы, – свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет ( Деян 26.22 ). Словом, все учение апостолов о новозаветном Царстве Божием сводилось главным образом к тому, что они уверяли о Иисусе из закона Моисеева и пророков ( Деян 28.23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010