Систематическое изучение библейской медицины началось лишь в XVII веке нашей эры. Термины «врач» и «медицина» имеют смысл, связанный со значением слова «выздоровление», «рофэ». Они повторяются 81 раз в Ветхом Завете и 83 раза в Новом. Целительством занимаются врачи, священники, кудесницы и иногда пророки. К этой же категории иногда относят тех, кто занимается бальзамированием, и колдунов. Здоровье в первую очередь зависит от Господа. Это Он посылает болезнь, и Он дарует выздоровление через посредничество пророка. Здоровье можно возвратить молитвой ( Чис.12:1 –15 ; 3Цар.13:4–6, 17:17–24 ). Иногда требуется действие: созерцая бронзовых змей, например, можно вылечиться от змеиного укуса ( Чис.21:4–9 ). Соль, положенная в грязные воды, способна их очистить ( 4Цар.2:19–22 ). Погружение в воду избавляет от проказы. Пророк может воскресить мертвеца ( 4Цар.4:18, 4:38–41, 5, 20:1–11 ). Очевидно, что рационалистическое объяснение этих «чудес» противоречит тому, во что беспрекословно верили люди Библии. Они обладали медицинскими познаниями, которые позволяли им осуществлять действия, столь поражавшие их современников. Они были знакомы с анатомией. Имели представление об эмбрионе, матке, печени, костях и мускулах, которые описали с поразительной точностью – не все современные языки содержат достаточное количество терминов. Достаточно много слов, идентифицирующих психологические состояния. Древнееврейские медики знали о психосоматике сердца, почек, печени, изучили движение крови – в нашу эру эти знания распространились лишь приблизительно с 1628 года. Иоиль отождествляет гигиену с чистотой перед Господом. Религиозный закон обязывает его не есть испорченного мяса, прислушиваться к малейшим проявлениям нездоровья в своем организме. Тело человека должно содержаться в чистоте. Армейские установления предписывали воину следить за чистотой при любых обстоятельствах ( Втор.23:10 и далее). В сексуальных отношениях также предписывалось обязательное омовение, а отношения во время менструального периода у женщин строго воспрещались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В переводе LXX-mu рассматриваемое нами место читается: ποτιε τν χειμουν τν σχονων, „и напоит источник тростников“ (славянск. „водотечь Здесь слово понимается в значении не „долина“, но „поток“, 473 какое значение оно, действительно, имеет, напр., Быт.32:24 ; Пс.73 ; Евр.74:15 . Почему переведено чрез σχονος, тростник, решить трудно. Одни предполагают, что в греч. переводе первоначально читалось χειμουν σχνων, т. е. „источник мастиковых деревьев“, к роду которых принадлежит между прочим и акация; а другие, – что LXX-mь слово оставили без перевода, переписав его греческими буквами σχιτμ, и что только впоследствии из этого последнего слова, по ошибке переписчика, образовалось σχονων (см. Шлевснер, t. V, σχονος р. 248). В Вульгате переведено: „torrenteni spinarum“. Spina, по описанию Бл. Иеронима (р. 90), и есть дерево – акация. Симмах, по свидетельству Иеронима (ibid), перевел „долину акаций“, но халд. парафраст и Пешито правильно понимают как собственное имя –„долина Ситтим“. (См. Вюнше. S. 303). Стих 19-й. Во времена Мессианские врагов народа Божия постигнет совершенная погибель. Египетъ въ погибель будетъ, и въ поле погибели будетъ за сынвъ понеже кровь праведную на земл своей. Египетъ въ погибель будетъ, и въ поле погибели будетъ. Евр. „Египет пустынею сделается и Едом будет совершенною пустынею“ (буквально – пустынею опустошения). Египтяне были издавна врагами евреев. Известно, какие муки терпел народ Божий во время своего пребывания в Египте. Но неприязнь между евреями и египтянами не прекратилась и в дальнейшее время. Так, хотя в первые годы царствования Соломона египтяне стояли в дружественных отношениях к евреям (ср. 3Цар.3:1, 9:16, 10:28, 29 ; 2Пар.1:16:17), однако эти отношения уже в конце правления Соломона изменились. Как известно, Сусаким принял Иеровоама, бежавшего от преследования Соломона ( 3Цар.11:40 ). Когда же Иеровоам сделался царем израильским, Сусаким сделал нападение на царство Иудейское и ограбил Иерусалим ( 1Цар.14:25 и сл.; 2Пар.12:2 и сл.). Может быть, это событие и имеет в виду пр. Иоиль и за него возвещает Египту Божественное наказание – совершенное опустошение, а может быть, и какое-либо и другое событие, которое осталось для нас неизвестным. Не менее враждебны евреям были во время Иоиля и идумеи. Со времени Давида они находились в подданстве у евреев; но незадолго до Иоиля, при Иораме, царе иудейском, они отложились. Пророк возвещает и их земле опустошение. То и другое пророчество – об опустошении Египта и Идумеи –исполнилось в точности. Египет был опустошаем Навуходоносором, при фараоне Нехао, а также – Александром Македонским. Земля же идумеев была опустошена Иудою Маккавеем ( 1Мак.5:65 ; 2Мак.10:16 ) и Иоанном Гирканом, и самое имя их исчезло с лица земли 474 . Слова: буквально означают „пустыня опустошения“; LXX-mь переводят: πεδον φανισμο, Бл. Иероним: desertum perditionis. есть двойств. число, указывающее на верхний и нижний Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Первые годы царствования Иоаса, на которые падают служение пророка Иоиля, были лучшими годами в истории царства иудейского. При самом воцарении Иоаса, первосвященник Иодай, вместе с народом, разрушил храм Ваалов, разбил его истуканы, ниспроверг жертвенники, предал смерти жреца Ваалова и восстановил истинное богопочтение, нарушенное при прежних царствованиях. Он привел богослужение при храме в тот порядок, какой установлен был Давидом. Когда Иоас достиг совершеннолетия, то пока жив был Иодай, служение истинному Богу находило в царе усердного покровителя. При нем возобновлен был храм и народная благотворительность храму в это время получила правильное устройство и надлежащее развитие. Во внешнем отношении в первые тридцать лет царствования Иоаса страна находилась в мире и тишине. Повод к пророчествам Иоиля Поводом к пророчествам Иоиля послужило опустошение страны иудейской саранчою и продолжительною засухою. Это опустошение было напоминанием народу и побудительным наставлением не отставать от пути благочестия, начатого при Иодае, как это случилось после смерти знаменитого сего первосвященника. Этому фактическому наставлению пророк приспособляет и свою пророческую проповедь . Но так как пророчоское слово его произвело свое действие на народ (как это видно из Иоиль.2:18 ); то пророк к своей покаянной речи присоединяет и проповедь о предстоявшем божественном благоволении и спасении. Обозрение содержания книги пр. Иоиля для последовательного ее чтения I. Увещание к покаянию. 1:2–2:17 Пророк изображает опустошение страны саранчою, которая все истребила, и засухою, от которой все завяло ( Иоиль.1:2–12 ) и убеждает народ смириться пред Господом в виду этого бедствия ( Иоиль.1:13–20 ). Постигшие иудейскую страну бедствия суть провозвестники страшного дня Господня, и саранча служит предъизображением вражеского войска, которое Господь пошлет против своего народа ( Иоиль.2:1–12 ). Поэтому нужно покаяться, чтобы отвратить, если возможно, гнев Господень ( Иоиль.2:13–17 ). Народ покаялся, и Господь, любящий свой народ, простил ему грехи ( Иоиль.2:18 ) и потому пророк возвещает.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Согласно свидетельству свт. Афанасия Великого, ариане использовали Иоил 2. 25 LXX, где саранча именуется δναμς μου μεγλη («моя великая сила»; в МТ - «моя огромная армия»), против божественности Христа, Который сравнивался еретиками с одной из божественных сил и не мог быть даже «истинной силой Божества» ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 5; II 37. 40; ср. также: Суг. Alex. Thesaurus. 16). Согласно Дидиму Александрийскому, пневматомахи использовали этот стих против божества Св. Духа ( Did. Alex. De Trinit. II 3. 23). 2. Увещевание священников и призыв к покаянию (Иоил 1. 13-15; 2. 12-17). Эти стихи часто цитируются в связи с темами обращения и покаяния ( Theodoret. in Joel. 2. 13; Greg. Nazianz. Or. 16. 13; Суг. Alex. Hom. pasch. I 2). Для свт. Киприана Карфагенского стихи Иоил 2. 12 указывают на милость Божию и являются важным доказательством того, что оплакиваемые прегрешения могут быть прощены ( Cypr. Carth. De lapsis. 29. 36; Idem. Ep. 55. 22). Слова И., обращенные к священникам (Иоил 1. 13; 2. 15-16), по мысли свт. Григория Богослова, должны призывать пастырей Церкви к отказу от роскоши во времена бедствий народа и к строгому посту с плачем и покаянием ( Greg. Nazianz. Or. 2. 59). Стихи Иоил 2. 12-15 служат указаниями для проведения богоугодного и священного поста ( Theodoret. in Joel. 2. 14-15; Athanas. Alex. Ep. pasch. 1. 4; Ioan. Chrysost. De virg. 30. 2; Idem. Ad popul. Antioch. 3. 4; Greg. Magn. In Evang. 1. 16). На Западе слова «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил 2. 12) c V в. начинают использоваться в качестве введения к проповедям во время Великого поста, что указывает на литургическое употребление этого стиха ( Leo Magn. Serm. 88. 1; Caes. Arel. Serm. 198. 1). Прор. Иоиль. Витраж кафедрального собора в Орвьето, Италия. Мастер Джованни ди Бонино. 1325–1334 гг. Прор. Иоиль. Витраж кафедрального собора в Орвьето, Италия. Мастер Джованни ди Бонино. 1325–1334 гг. Прор. Иоиль. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/578234.html

Поэтому обращают внимание, прежде всего, на перечень врагов Иудеи, которым пророк угрожает Божьим наказанием за причинённые Иуде и Иерусалиму несчастья и обиды. Такими врагами являются финикияне (Тир и Сидон), округи филистимские ( Иоил.3:4 ), Египет и Эдом ( Иоил.3:19 ). В списке врагов не упоминается ни Ассирия, ни дамасская Сирия. Последнее обстоятельство даёт право на два отрицательных вывода. 1) Об ассириянах и халдеях пророк не знает ничего, следовательно он жил и пророчествовал в до-ассирийскую эпоху, т. е. раньше того времени, с которого ассирияне начинают угрожать политической жизни еврейского народа, значит – до 790 г. 2) Пророк не упоминает о дамасских сириянах, которые при царе Иоасе Иудейском сделали нападение на Иерусалим, за которое Иоас поплатился не только сокровищами храма и дворца, но и своей жизнью ( 4Цар.12:17–18 , ср. 2Пар.24:23–24 ). Невозможно допустить, чтобы пр. Иоиль, пережив это нападение, не внёс сириян в список врагов Иудейского народа; следовательно, время пророческой деятельности Иоиля предшествовало походу сирийского царя Азаила на Иудею и Иерусалим, а потому книга пророка Иоиля написана раньше 840 г. до Р.Х. Установив эти два положения, Креднер и его последователи обращаются к врагам Иуды и Иерусалима, упоминаемым Иоилем. Египтянам и идумеянам пророк ожидает отмщения за то, что они пролили невинную кровь иудеев в своей земле ( Иоил.3:19 ), а филистимлянам и финикиянам – за то, что они ограбили иерусалимский храм и продавали иудейских пленников в рабство ( Иоил.3:4–6 ). Имея в виду предыдущее заключение, что пророк Иоиль жил раньше похода Азаила сирийского на Иерусалим, находят здесь указания на события, рассказанные в исторических книгах: проявление вражды Египта против Иудеи, на которое указывает Иоиль, видят в походе египетского царя Суссакима или Шишака на Иудею в пятый год царствования Ровоама ( 3Цар.14:25–26 ; ср. 2Пар.12, 2–9 ); вину Эдома, о которой говорит пророк в Иоил.3:19 , относят ко времени отложения его от Иудеи при Иораме ( 4Цар.8:20–22 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Книга пророка Иоиля I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ НАПИСАНИЯ Иоиль, сын Вафуила ( Иоил. 1:1 ), – один из 12 малых пророков. О его жизни достоверно ничего не известно, но содержание книги позволяет сделать некоторые заключения о времени его пророч. служения. Из «врагов Иуды» в К.П.И. названы Тир, Сидон и филистимляне ( Иоил. 3:4 ), Египет и Едом, но не упомянуты ни Ассирия, ни Вавилон, ни персы. Из этого можно заключить, что книга была написана не позднее первой половины VIII в. до Р.Х., вероятно, до победы Амасии над Едомом в 793 г. до Р.Х. ( 4Цар. 14:7 ). К тому же, в соответствии с библ. каноном, Иоиль относится к числу пророков, чья деятельность приходится на период до вавил. плена. В книге говорится о священниках и народе, но не упоминается царь, поэтому исследователи предполагают, что она была написана в то время, когда царь Иоас еще не достиг совершеннолетия (после 835 г. до Р.Х.) и находился под опекой первосвященника Иодая ( 2Пар. 24:1.2 ). II. СОДЕРЖАНИЕ А. Иоиль, указывая на настоящие и будущие прегрешения израил. народа, призывает его к покаянию. В центре его проповеди, исполненной поэтич. силы, находится ⇒ «День Господень» , явление Божьей славы, не только карающей, но и милующей. Предвозвещением этого Дня служит опустошение страны саранчой ( Иоил. 1 ), которое олицетворяет будущий суд над Иудой ( Иоил. 2:1–11 ). После суда придет время нового благословения и излияния Св. Духа ( Иоил. 2:28–32 ; ср. Деян. 2:1 ) и наступит День Господень ( Иоил. 3:14 ). Тогда окончат. установится Царство Божье на земле. Взор Иоиля охватывает огромный временной отрезок – от событий, современником которых он был, до завершения истории спасения, т.е. до конца мира. И во все времена действительно обетование: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил. 2:32 ) Б. КОМПОЗИЦИЯ КНИГИ: 1 . Вступление ( Иоил. 1:1 ). 2 . Описание нашествия саранчи во времена Иоиля и призыв к покаянию: а) нашествие саранчи как символ грядущего Дня Господнего ( Иоил. 2:1–11 ); б) новый призыв к покаянию. 3 . Избавление от наказания и новое благословение как ответ Господа. 4 . Излияние Св. Духа перед наступлением Дня Господнего. 5 . Суд над народами ( Иоил. 3:1–17 ). 6 . Царство благоденствия в Иудее и Иерусалиме ( Иоил. 3:18–21 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 9. Книга Пророка Иоиля 37. Сведения о пророке Иоиле Книга пророка Иоиля надписана следующим образом: слово Господне, которое было к Иоилю, сыну ( Иоил 1:1 ). Некоторые Иудейские толкователи (напр. Иархи) утверждали, что пророк Иоиль был сын Самуилов ( 1Цар 8:2 958 ); – и что в помянутом надписании его книги Вафуила иносказательно назван Самуил, потому что умолял и преклонял Бога на милость к народу Израильскому (Cursus complet. s. script. tom. XX, pag. 633). Ho качества детей Самуиловых, указанные в Писании ( 1Цар 8:3–4 959 ), и содержание книги пророка Иоиля не оправдывают такого заключения, основанного на сходстве имени этого пророка с именем старшего сына Самуилова. Святой Епифаний (De vita prophetar. cap. 14) и святой Дорофей (in Synopsi) сохранили нам древнее ветхозаветное предание, что пророк Иоиль происходил из колена или Рувимова или Гадова и жил за Иорданом в Вефаране или Бетаре. Действительно, города этого имени были в коленах Рувимовом, Гадовом и Вениаминовом ( Чис 32:36 ; 960 Иис. Нав. 13:27 961 ). Два из них впоследствии были перестроены Иродом и названы один Ливией, другой – Юлией. Но в котором из городов, носивших имя Вефарана, родился и первоначально жил пророк Иоиль, неизвестно, равно как и прочие обстоятельства его жизни достоверно неизвестны. 38. Время служения и предмет пророческих речей К определению времени пророческого служения Иоиля должен, повидимому, служить описываемый в его книге голод. Но это страшное наказание постигало Иудею не редко и всегда проистекало от одних и тех же причин, – засухи и саранчи. Был во время Илии голод после трехлетняго бездождия, при Ахаве, царе Израильском (около 1007–915 года до Рождества Христова, 3Цар 17:12 ; 962 Иак 5:17 963 ). Был семилетний голод при Иораме, царе Израильском, во времена Елисея пророка (около 915–903 г. до Рождества Христова, 4Цар 8:1 964 ). Был голод при Амосе пророке, начавшем свое служение при Озии Прокаженном (около 815 г. до Рождества Христова, Ам 4:7–8 965 ). Был голод при Иосии, царе Иудейском (около 659 – 628 г. до Рождества Христова), упоминаемый пророком Иеремией 14:1–22. 966

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   Содержание Книги пророка Малахии:    отсутствие благоговения в народе (Мал.1:6-14);    и у священников (Мал. 2:1-9);    жестокость и отступление от Бога (Мал.2:10-16);    пренебрежение Божиими обещаниями и заповедями (Мал.2:17-3:6);    неуплата десятин (Мал.3:7-12);    о Суде Божием (Мал.3:13-4:3);    последний призыв к покаянию (Мал.4:4-6). Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах О Боге:    О всемогуществе и величии Божием — Ис.6:1-4; Ис.55:8-11; Ис.64:1-3; Иер.10:12; Иер.16:21; Иез.1-2 гл.; Дан.2:20; Дан.7:9-11; Наум.1:3-7.     О милости Божией — Ис.55:6; Ис.54:10; Ис.64:5; Плач 3:22-28; Мих.7:18-19.     О правосудии Божием — Ис.1:27-30; Ис.30:18; Ис.33:1-5; Ис.59:16-19; Иер.9:23-24; Иез.18:20-24; Дан.9:7.     О Божием всеведении — Иер.17:9-10.     О святости Божией — Ис.6:3; Ис.57:15; Ос.11:9.     О вечности Божией — Ис.43:10. О Царстве Божием:    О Новом Завете — Ис.55:3; Ис.59:20-21; Иер.31:31-34; Дан.9:24-27; см. Деян.13:34.     О призвании язычников в Церковь — Ис.2:2; Ис.11:1-10; Ис.42:1-12; Ис.49:6; Ис.54:12-14; Ис.65:1-2; см. Гал.3:8,13-14,4:27.     О внутреннем обновлении — Ис.44:3; Зах.12:10-13,14:5-9; Ис.35:1-7; Ис.55:1; Ис.55:10-11; Ис.12:3-5; Иоиль 2:28-32.     Сердце единое и дух новый — Иез.11:19-20; Иез.36:26.     О Царстве Божием в образе горы Божией — Ис.2:2-3; Ис.11:1-10; см. Рим.15:12; Дан.2:34; Иоиль 3:17; Авд.1:17; Зах.8:3. О Добродетелях:    О благоговении перед Богом — Мал.4:2; Мал.3:16-18.     О вере — Авв.2:4.     О надежде на Бога — Ис.8:9-14; Ис.25-27 гл.; Ис.26:2-12; Ис.30:7; Ис.30:15; Ис.40:29-31; Ис.51:7-8; Ис.51:12-14; Ис.54:10; Иер.9:23-24; Иер.15:20-21; Иер.17:7-8; Иез.34:14-16; Мих.7:7-19; Авв.3:17-19.     О познании Бога — Ис. 2:2-3; Ис. 11:1-10; Ис. 54:13; Иер. 9:23-24; Иер. 31:31-34; Ос. 6:3.     О смирении — Ис.57:15-16; Ис.66:1-2; Мих.6:8.     О стремлении к добродетели — Ис.1:17; Ис.33:14-16; Ис.55:6-7; Вар.4:4; Зах.7:9-10; Зах.8:16-17.     О справедливости — Ис. 1:27; Мих. 6:8.     О милосердии — Ис. 1:17; Ис. 58:2-12; Ос. 6:6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Свв. Отцы указывают на то, что заповедь о посте была дана первым людям еще в Раю, и несоблюдение этой заповеди привело их к падению. Так, например, св. Иоанн Златоуст говорит: «Бог, сотворив в начале человека, и зная, что врачевство поста весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же в самом начале дал первозданному следующую заповедь: от всякого древа, еже в Рай , снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него ( Быт.2:16–17 ), а слова: это вкушай, а этого не вкушай, были уже образом поста. Но человек вместо того, чтобы соблюсти заповедь, преступил ее, и за это осужден был на смерть» 10 . В поте лица своего добывая свой хлеб, человек, лишившись райского наслаждения, в сущности пребывал в невольном строгом посте. А затем уже стал приносить Богу и свой добровольный пост. Поэтому, как говорит св. Григорий Палама , пост – современен человечеству 11 . Изучая Священное Писание Ветхого Завета, мы видим, что о посте говорится много и часто, и видим, что пост совершался с разными целями и в разных случаях, но руководящим началом во всем было желание постящегося снискать к себе милость Божию. Итак, тексты Ветхого Завета говорят о следующем: а) П ост является учреждением, заповеданным людям от Бога: ( Лев.16:29 ) (по Закону, День Искупления (Yom Kippur), был строжайшим постом: в течение 48 часов полагалось полное отстранение от пищи 12 ( Иоиль.1:14;2:12,15 ) «Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилову: освятите пост; обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плаче и в рыдании». «Вострубите трубою в Сионе, освятите пост» ( Иоиль.2:15 ). «Сице глаголет Господь Вседержитель: пост четвертый, и пост пятый, и пост седмый, и пост десятый будет дому Иудову в радость и в веселие, и в праздники благи». б) П ост совершался в определенное время года: ( Лев.16:29 ; Иер.36:6 ; Зах.8:9 ); но назначался также и в другое время согласно обстоятельствам. Обстоятельства эти были различны: 1) всенародное покаяние: ( 1Цар.7:6 ; 1Мак.3:17 ; Неем.9;1–2 ; Иер.36:9 ; Варух.1:5 ) («И плакахуся и постяхуся и моляхуся молитвами пред Господем»). 2) Покаяние личное, сочетанное с исповеданием грехов: ( 2Цар.12:16 ; 3Цар.21:27–29 ; Сир.34:26 ); («Тако человек постяйся о гресех своих...»). 3) Пред лицом угрозы наступающих бедствий и во время войны: ( Суд.20:26 ; 2Пар.20:3 ; Иудиф.4:13 ; Есф.4:3, 9:30 ; 1Мак.3:47 ) Для изыскания помощи Божией: ( 3Цар.21:9–12 ; Ездр.8:21,23 ) («Постихомся же и молихомся Богу нашему о сем, и услыша нас»). ( 2Ездр.9:1–2 ; 3Ездр.5:13,20 ) (упоминается семидневный пост). 5) В трауре по умершим: ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12 ; 2Пар.10:12 ) Пред видением небесных откровений: ( Исх.24:18 и 3Цар.19:8–13 ) (в отношении посильного для свв. пророков Моисея и Илии видения ими Бога). ( 1Цар.28:7–21 ) (в отношении видения Саулом духа пророка Самуила). ( Дан.9:3 ) (св. пророк Даниил пребывал в 20-дневном посте, изыскуя разъяснение видений, бывших ему в отношении Пришествия Христова и в отношении конца мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Поскольку в книге упоминается храм, следовательно, пророк Иоиль пророчествовал после его восстановления в 516 г. (при Аггее и Захарии). Иоиль мог служить при храме. Стиль книги близок к богослужебному. Но в жизни иудеев еще не было тех порядков, которые обличаются в книгах Ездры, Неемии и пророка Малахии (браки иудеев с язычниками, ропот). Поэтому временем служения Иоиля можно считать первую половину 5-го в. до Р.Хр. (между 500–450 гг.). Память его празднуется Церковью 16/29 декабря. 2. Состав и содержание книги Книга пророка Иоиля состоит из трех глав, в которых излагаются две речи пророка, и соответственно этому может быть разделена на две части: историческую: (1, 2–2, 17) и пророческую (2, 18–3, 21). В исторической части описывается повод к произнесению Иоилем пророчеств – опустошение страны иудейской вследствие нашествия саранчи и засухи. Яркими чертами описывает пророк это бедствие, изображая саранчу как многочисленное войско, опустошающее поля и сады иудейские, подобно боевой коннице, быстро и сплошной массой, проникающее даже в селения и дома жителей. Вследствие недостатка в хлебе и вине не стало даже приношений и праздничного возлияния в доме Божием, а стада волов и овец погибли без пастбищ. Пророк указывает средства к отвращению бедствий в покаянии, посте и молитве (2, 12): «Пусть плачет Иудея, как плачет невеста по умершем женихе; пусть священники облекутся во вретище и назначат пост всем до малолетних включительно. В посте и плаче молитесь Господу, чтоб пощадил Он достояние Свое и не дал народ Свой в укоризну». В пророческой части (2, 18–3, 21) возвещается ниспослание покаявшимся земных благ в плодоношении земли (2, 18–21), а их потомкам излияние даров Святого Духа в мессианские времена (2, 28–29), суд Божий и спасение людей (2, 30–3–21). Обе части книги тесно взаимосвязаны: изложенное во 2-й части является следствием покаяния, о котором говорится в 1-й части (это хорошо видно из следующих слов: «И тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой, и ответит Господь, и скажет народу Своему» (2, 18–19). 3. Пророчество Иоиля об излиянии даров Св. Духа (2, 28–29). 2, 28 – наизусть

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010