Семи этапам сотворения мира и создания скинии соответствуют основные архиерейские священнодействия при освящении храма: 1) возложение краеугольного камня в основание храма; 2) сборка престола; 3) окропление престола водой и вином; 4) помазание Святым Миром и облачение престола; 5) каждение; 6) положение святых мощей под престол и в антиминс; 7) Божественная литургия. Такой порядок чинопоследований зафиксирован в древних восточных и западных богослужебных текстах (John Wilkinson, New Beginnings and Church Dedications, " Creation and Liturgy. In Honor of H.Boone Porter " , ed. Ralph N.McMichael, Jr., The Pastoral Press, Washington, 1993) . Следует отметить, что чин освящения храма в современных греческих евхологиях не соответствует древней богослужебной практике. В Русской Православной Церкви сохранилась византийская традиция, о которой свидетельствуют средневековые чиновники архиерейского служения и литургические комментарии отцов Церкви (св. Николай Кавасила, " Семь слов о жизни во Христе " , слово пятое; св. Симеон Солунский, " Разговор о священнодействиях и таинствах церковных " и " Книга о храме " ) . 1) В первый день Бог полагает " краеугольный камень вселенной " , творит духовное небо и видимую материю, а также свет. В книге Иова Бог говорит о первом дне творения: Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38. 4-7). Параллелью к этому тексту является описание закладки Иерусалимского храма в 1-й книге Ездры: Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: хвалите и: славьте Господа, ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня (1 Езд 10-11).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Учение о Боге как Творце невидимого и видимого миров . Слово Символа веры : Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что небо и землю, все видимое и невидимое сотворил Бог, и ничто не может существовать без Бога. Эти слова Символа взяты из св. Писания. Так, книга Бытия начинается следующими словами: В начале (то есть когда ничего еще не было) сотвори Бог небо и землю. Об Иисусе Христе Сыне Божием ап. Павел говорит: Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая. Аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася ( Кол.1:16 ). Им создано все (существующее), что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли: все Им и для Него создано 49 . Понятие об ангелах; время сотворения их . Под именем невидимых в Символе веры надо разуметь невидимый или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. Ангелы – духи, существа бестелесные, одаренные умом, волей и чувством; по своему уму, по своей крепости и могуществу они совершеннее человека 50 . Слово ангел, по переводу с греческого языка, значит вестник. Так названы эти бесплотные духи потому, что Бог посылает их возвещать людям Свою волю; например, архангел Гавриил был послан Богом предвозвестить Пресвятой Деве Марии о рождении от нее Спасителя. Невидимое сотворено прежде видимого, и ангелы – раньше людей (Правосл. Испов. ч. 1, вопр. 18). Об этом можно найти свидетельство в св. Писании. В книге Иова Сам Бог говорит, что ангелы, ликуя, воспевали Его при сотворении земли: Кто же есть положивый камень краеугольный на ней? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велием вси Ангели Мои ( Иов.38:6–7 ). Кто положил краеугольный камень ее (то есть земли), при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (то есть ангелы) восклицали от радости? Отношение ангелов к людям . Ангелы Божии постоянно руководят нас к жизни: они возносят наши молитвы к Богу и ходатайствуют за нас пред Ним ( Апок.8:3–4 ), радуются обращению грешников ( Лк.15:10 ), являются людям в час смерти ( Лк.16:22 ) и многоразличным образом помогают и служат нам в деле нашего спасения ( Деян.10:3–6; 28:23 ; Евр.1:14 ); они хранят всех истинно верующих в Бога, избавляя их от опасностей ( Деян.5:19; 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Все знают начало и конец истории Иова: после всех своих бед, к нему обращается Сам Бог; когда Иов покаялся в надменности и гордыне, Бог благословляет его еще большее, чем в прежние дни. Что же касается произошедшего до и во время разговора Иова с Богом и полученных им при этом уроков – это вспоминается не так часто. Вся Книга Иова ведет к тому моменту, когда Сам Бог призывает его к ответу, предоставляя ему аудиенцию, которой он требовал. Наверное, это предупреждение для нас, чтобы мы хорошо обдумывали наши требования! В каком-то смысле, разговор принял форму итогового экзамена. Бог начинает с заявления, что теперь задавать вопросы будет Он, а Иов – отвечать (38:1–3). Как ни как, Иов знал немало (38:4–5). Уже первый вопрос должен был сразу показать Иову, что он явно выступает не в той весовой категории. Бог спрашивает Иова, могли тот сотворить мир (38:4–11). Другие вопросы затрагивали способности Иова передвигать звезды (38:31–33) или править царством животных (39). К этому моменту Иов начал осознавать величие Бога, ежедневно управляющего всем во вселенной. Однако это были еще не все вопросы Бога – в экзамен входила и сложнейшая из всех проблем. Он потребовал от Иова объяснить наличие в мире зла, о котором тот сам ранее спрашивал (38:12–15; 40:3–8). Невероятно, но Бог утверждал, что если Иов сможет дать ответ на эти вопросы, то Господь мира признает, что Иов может сам спасти себя (40:9). К этому времени Иов достаточно услышал и увидел. Он уже признал, что сказать ему больше нечего (39:34–35). В результате разговора, которого он искал, Иов с уверенностью заявил, что Бог всемогущ (42:1–2). Этот вывод уже звучал ранее из уст и Илиуя, и Господа, по-видимому, до того, как Иов признал это 428 . Беседы с Илиуем и с Господом буквально полны важных уроков, которые Иов должен был получить и принять во внимание 429 . (1) Иову не следовало утверждать свою собственную праведность перед Богом, тем более – в возмущенном и презрительном тоне (32:2,5–7; 39:34; 40:3; 42:5–6). (2) Не следует винить Бога, когда Он считает нужным хранить молчание (34:29; 35:12–16). (3) Бог действует многими способами, даже тогда, когда человек этого не замечает (33:14; 38:1). (4) Бог лично заботится о нуждах Людей (34:21–22; 42:12).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

5. Речи Яхве (главы 3841). Некоторые ученые-критики пытались показать противоречия между двумя речами Яхве (38:140:2 и 40:641:34). Другие переработали две речи, чтобы сделать из них одну. Но большинство ученых, все же, продолжают считать, что книга изначально содержала две речи. Хабель так выражает эту позицию: «Два явления Яхве из бури (38:1, 40:6) отвечают двум явлениям Яхве перед небесным советом (1:6, 2:1). Два случая подстрекательства Бога со стороны сатаны, соответствуют двум вызовам, брошенным Иову». 635 Первая речь отвечает на обвинение Иова в том, что Бог правит миром несправедливо. Вторая речь призвана удивить Иова тем, что Бог – всемогущий правитель вселенной и потому Иов должен отклонить свою жалобу. Даже если нам не нравятся речи Яхве, Он не рассказывает, да и пс может рассказать Иову о вызове, который Он получил на небесном совете от сатаны, не проиграв спора. 6. Ответ Иова в 42:6. Есть немало мнений о том, как следует толковать второй ответ Иова на вторую речь Яхве. Кается Иов или бунтует? Большинство ученых считает, что в какой-то степени Иов раскаивается, вне зависимости от толкования еврейского текста. Но есть мнение Джона Куртиса, который считает, что Иов бунтует и полностью отвергает послание Яхве. 636 Вот как он переводит Иов.42:6 : «Поэтому я чувствую отталкивающее презрение и отвращение (к тебе, о Бог); и мне жаль слабого человека». Дин Пыосл показала, что такой перевод неоправдан. 637 Она толкует (и переводит) 42:6 так: «Поэтому я более не буду совершать (то есть отвергаю и отвращаюсь от) грехи, в которых ты меня упрекаешь, которые я допустил в своей бессмысленной речи, и я раскаиваюсь в прахе и пепле». 638 Грех Иова в том, что он обвинил Бога в несправедливости, а сам попытался оправдаться и возвысить себя до уровня «бога-соперника». Все это произошло во время сильных страданий, не раньше. Выше я предложил более тонкий перевод этого места, связанный с «клятвой невиновности» Иова: «Я отказываюсь (от своих претензий) и отвожу (свою жалобу), (сидя) на прахе и пепле». Другими словами, Иов не «раскаивается» в обычном смысле слова. Он принимает решение забрать свою жалобу и не судиться с Яхве. Теперь он знает, что очернил совет Божий (38:2, 42:3). Но он все же «увидел» Бога. Богоявление принесло желаемый результат. Иов потрясен, и теперь понимает, что ему не стоит больше настаивать на своей «клятве невиновности». А потому он «раскаивается» в ней. Он изменил свое мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Замечательно, что последним аргументом друзей Иова становится утверждение того, что Богу совершенно безразлична человеческая праведность ( Иов.22:2–5 ). Здесь перед нами уже почти и не Бог Библии, а Бог деистов, Которому нет никакого дела до человека с его праведностью и его грехами. Впрочем, это не мешает Елифазу обвинять Иова в грехах ( Иов.22:6–14 ) и призывать его к обращению, обещая впоследствии полное благоденствие ( Иов.22:21–30 ). Однако Иов, очевидно, и не думал отворачиваться от Бога, равно, как и отрекаться от своей праведности ( Иов.27:2–6 ). Но он продолжает требовать ответа не от людей, а от Бога, и такой ответ он получает (глава 38–41 Книги). Казалось бы, в этом ответе нет ничего нового. Бог открывается Иову как Творец и Вседержитель ( Иов.38:4–15 ), Он указывает ему на многочисленные тайны творения, превышающие человеческое понимание ( Uob.38– XXXIX, 30 ), и задаёт Иову риторический вопрос: можешь ли ты противостоять Тому, Кто сотворил бегемота и морских чудовищ ( Иов.40 10 – XLI, 26)? Но дело, видимо, не в том, что сказано, а в Том, Кто говорит. Иову открылся тот самый живой Бог, встречи с Которым он искал, и эта встреча стала ответом на все его вопрошания. При чтении Книги Иова встаёт естественный вопрос о причинах несколько странного упорства друзей главного героя Книги. Очевидно, все они люди глубоко религиозные, притом религиозность их является типичной именно для эллинистического периода, она чётко отражает ту концепцию наград и наказаний, о которой нам уже приходилось говорить выше. Конечно, автор Книги не случайно сталкивает эту религиозность с проблемой, в её рамках заведомо неразрешимой: с проблемой страдающего праведника, и, говоря шире, с проблемой невинного страдания, столь распространённого в мире. Конечно, представления о повреждённости человеческой природы в указанный период были уже общим местом, равно как и понимание того, что безгрешных людей не бывает, и всё же проблема несоответствия глубины страданий человека с мерой его греховности вполне могла стоять тогда так же, как может она стоять и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

38 на день битвы и войны. Ср. Нав. 10,11 ; Ис. 28,2 . 38 связать узел Хима и разрешить узы Кесиль..? Художественные образы, подразумевающие силы, удерживающие небесные созвездия в неизменной гармонии. Глава 39 39:1–30 Фрагмент написан образным, поэтическим языком; основная мысль всеведение и забота Божий, простирающиеся на все Его творение. Глава 40 40:1–2 Эти заключительные слова первой речи необходимо сопоставить с ее началом (38,2). Они возвращают нас к высказываниям Иова, которые он сделал в моменты сомнений. Иов не подавлен, его состояние можно назвать глубоким смирением. 40:3–5 Иов забыл о навязчивой идее получить оправдание. Теперь его очередь говорить, но он молчит, осознавая теперь свое место перед Всемогущим. 4041,34 Господь начинает Свою вторую беседу (40,6.7). Он приводит для Иова новую цепь рассуждений о Божией справедливости. В первом слове Бог открыл Себя как Господина природы, здесь же как Владыку над человечеством. 40:8–14 Еще раз Господь указывает на Свои чудеса в творении и говорит Иову о двух гигантских созданиях, называемых бегемотом и левиафаном. Их сила является иллюстрацией власти Господа над могущественными силами зла, которой Иов не обладал (ст. 14). 40:9 В первом слове Бога Иов увидел Господа-Творца, здесь же он видит Господа-Избавителя. 40 бегемот. Приведенная здесь форма древнееврейского слова подразумевает «животное, не подходящее под сравнение». Этот и другие образы (особенно ст. 19) следует воспринимать как гиперболу. 40 левиафана. Это описание представляет собой поэтическое повторение предыдущего (ст. 10–19), т.е. оба животных ипостаси нечестия. В Библии они не мифологические твари, но, подобно левиафану в Ис. 27,1 и Пс. 74,14 , представляют злые силы небесного и земного миров (ср. Откр. 12,13 ). Глава 42 Господь говорит Иову (Книга Иова 42,1). 42:2 Иов раскрывает свое знание Бога. См. статью «Вездесущий и Всемогущий». 42 теперь же мои глаза видят Тебя. Иов не мог видеть Бога, Который разговаривал с ним из бури (38,1; 40,6), это выражение имеет более глубокий смысл. Иов знал Бога со слов других, теперь же он испытывает Его живое присутствие в своем сердце и познает Его как Избавителя, а превыше всего как Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(5) Не следует обвинять Бога в наличии зла в мире; исключено, чтобы Бог действовал несправедливо (34:10,12,17; 38:12–15; 40:3–9). (6) Человек должен доверять не своим собственным знаниям (34:35; 37:5,24; 38:2,4,18; 34:9; 39:2; 42:3), а Богу (35:14; 42:1–6). (7) Следование за Богом – благо (34:9; 42:5). (8) Нечестивый попадает под осуждение, а праведник получает награду (34:11; 36:16–17; 42:12). (9) Невозможно постигнуть пути Бога (37:5:23–24; 38:2–39). (10) Человек должен славить Бога (36:24; 37:14; 38:4). Иов столкнулся со своими проблемами лично, экзистенционально. Он был лишен удовольствия рассмотреть их теоретически, со стороны – он вынужден был пережить ее. Поэтому, все, что он узнал, весьма поучительно. К какому же заключению он пришел? С самого начала испытаний, Иова больше всего волновали причины его страданий. Интересно, что так и не получил ответа на этот вопрос – Бог не включил его в Свой экзамен. Несколько раз Бог требовал от Иова разрешить проблему зла и страдания, но ответ так и не был дан. Возможно, это имеет некое значение. Филип Янси считает, что Иов не смог бы понять ответ, даже если бы Бог его дал. Для Бога объяснить Иову секрет зла – то же самое, что пытаться объяснять теории Эйнштейна моллюску! 430 Какова бы ни была та причина, по которой ответ так и не был дан, ясно одно: Иов в итоге не почувствовал себя неудовлетворенным. Почему? Потому что он понял, что Бог может все, в том числе держать зло под контролем. Признав всемогущество Бога, Иов признал также, что проблема была в нем самом – он сомневался в том, что не понимал (42:1–3). Под влиянием того, что стало понятно ему во время выяснений отношений с Богом, Иов раскаялся (42:6). Итак, Иов принял непростое решение. На основании имеющихся теперь у него знаний о Боге он решил, что может доверять Ему в отношении того, чего еще не понимал. Он успокоился, хотя так и не узнал причины своих страданий. Заметим, что к заключению он пришел, все еще страдая, до того, как Бог благословил его (42:10–17). Во этом заключается важный принцип, который должны знать все верующие. Можно найти объяснение присутствию страдания и зла – замечательно. В Писании, как мы убедились, много таких случаев. Когда же мы это понять не в состоянии понять, или же Бог хранит молчание, мы все равно должны доверять Ему, поскольку этому учат нас наши знания о Нем. В конце концов, мы – существа ограниченные, почему же зачастую мы ведем себя так, будто все обстоит иначе? Во вселенной многое не подвластно нашему пониманию. Уроки Иова

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zac...

Г. Третья часть диалогов (22,1 26,14) 1 . Речь Елифаза (22,1–30) 2 . Ответ Иова (23,1 24,25) 3 . Речь Вилдада (25,1–6) 4 . Ответ Иова (26,1–14) Д. Иов подводит итог рассуждениям (27,1–23) III. Интерлюдия о том, где обретается премудрость (28,1–28) IV. Монологи (29,1 41,34) А. Заключительная речь Иова (29,1 31,40) 1 . Иов вспоминает прежнюю благословенную жизнь, когда он пользовался уважением и благотворил нуждающимся (29,1–25) 2 . Нынешнее бесчестие и страдания Иова (30,1–31) 3 . Иов клянется в своей невиновности (31,1–40) Б. Речи Елиуя (32,1 37,24) 1 . Елиуй обосновывает свое мнение (32,1–5) 2 . Первая речь Елиуя (32,6 33,33) 3 . Вторая речь Елиуя (34,1–37) 4 . Третья речь Елиуя (35,1–16) 5 . Четвертая речь Елиуя (36,1 37,24) В. Ответы Бога (38,1 42,6) 1 . Первое слово (38,1 40,2) 2 . Иов посрамлен (40,3–5) 3 . Второе слово (40,6 41,34) 4 . Раскаяние Иова (42,1–6) V. Эпилог (42,7–17) А. Господь осуждает друзей Иова (42,7–9) Б. Господь снова принимает и благословляет Иова (42,10–17) Глава 1 1 Уц. Вероятно, область к юго-востоку от Палестины, между Едомом и Евфратом. непорочен, справедлив и богобоязнен. Данное утверждение следует понимать не в том смысле, что Иов не имел грехов, но что он стремился к праведности. 1 семь тысяч мелкого скота... верблюдов ... волов... ослиц. В патриархальные времена богатство человека измерялось поголовьем домашнего скота (ср. Быт. 30,43 ). Упоминание о верблюдах свидетельствует, что Иов жил в регионе, прилегающем к пустыне Аравийского полуострова. всех сынов Востока. Потомков Авраама от наложниц, отправленных им на восток ( Быт. 25,6 ) и населявших Аравию и Месопотамию, которая называется «страною восточною» ( Быт. 29,1 ; Чис. 23,7 ). 1 каждый... в свой день. Семейство Иова живет в соответствии с установленным родовым порядком, подчиняясь нормам и правилам, исходящим, по всей видимости, от Иова как от главы, т.е. отца и правителя. 1 Когда круг пиршественных дней совершался. Празднества были связаны с календарным циклом и имели, по всей видимости, религиозный характер. Поскольку Иов в них не участвовал, эти празднества, очевидно, носили языческий характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

По воззрению книги Иова, человек ограничен и слаб уже в силу самого происхождения своего чрез человеческое посредство, – чрез рождение от жены ( Иов. 14:1 ). В этом отношении он ниже даже неодушевленных светил небесных, произошедших от непосредственного творческого акта божественного. Но несравненно большее расстояние отделяет человека от ангелов, которые, подобно светилам небесным (с ними ангелы и сопоставляются в книге Иова не раз, 37:7; 25:2, 5) произошли все вследствие единого творческого акта, отличного от того, через который произошел человек, и вследствие этого называются в книге Иова benei-elohim 38:7 (ср. Иов. 1:6; 2:1 ) u kedoschim, ( Иов. 5:1; 15:15 ). Эта мысль о превосходстве природы ангелов над природой человека не раз выражается в речах друзей Иова ( Иов. 4:18–19; 15:14–16; 25:2–3 ). В доказательство той мысли, что истинной праведности не имеет ни один из людей, и что о виновности человека пред Богом свидетельствуют посылаемые Им бедствия на человека, первый друг Иова – Елифаз ( Иов. 4 ), между прочим, передает содержание бывшего ему откровения от духа, (о котором в ст. 16 говорится стал; следовательно, был существом личным, ангелом 427 , хотя его вида, themunah, Елифаз не мог распознать. Он слышал голос явившегося, говорящий: «человек ( LXX: βροτς) праведнее ли Бога ( LXX: ναντ ον το Θεο), муж чище ли Творца? Вот он и слугам Своим не доверяет (hen baabadaiv lo jamin LXX: ε κατα πα δων ατο ο πιστεει) и в ангелах Своих усматривает недостатки (be-maleachaiv jaschim tahalah„ ει κατα δ γγλων ατο σκολι ν τι πεν ησεν); тем более в обитащих в храминах; из брения, которых основание прах которые истребляются скорее моли», Иов. 4:17–19 . Последний стих высказывает мысль о бренности человеческого существа (ср. Иов. 10:9; 13:12; 42:6 ), обусловленной тем, что дух у людей живет botteichomer, в бренных материально-телесных оболочках 428 (ср. 33:6; Прем. 9:15 ; 2Кор. 5:1 ). Со стороны такой своей природы человек, enosch, сравнивается с Богом, Творцом ( Иов. 4:17 ), и с ангелами, рабами Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Но долгожданная личная встреча с Богом откладывается из-за появления Элигу (а что же касается Иова, то он опасается, что его клятвенное заявление может так и повиснуть в воздухе!). Элигу хорошо известно стремление Иова к открытию судебного процесса (32:9: «рассуждать справедливо»=«судебная тяжба» от мишпат). Он жестоко критикует Иова за выдвинутые аргументы (34:46.23, 35:2, 37:19). Но, поступая так, Элигу постепенно готовит Иова к неожиданному появлению Яхве, приход которого, по иронии, оказывается неожиданным для всех (37:23). Бог отвечает на просьбу Иова «из бури» (главы 3841). «Препояшь себе бедра, как муж! Я спрошу, а ты мне ответь» (38:3; ср. 40:7). Здесь для подготовки Иова к полемике с Богом используется метафора из «борьбы на поясах». Теперь Бог выходит на суд с Иовом (40:2; ср. 10:2, 13:6, 19, 23:6, 31:35, 33:13). Ключ к пониманию Божьего ответа Иову – использование слова мишпат. В то время как по отношению ко всему остальному в книге Иова это слово несет в себе смысл суда (юриспруденция), по отношению к Богу оно означает Его «власть» над вселенной (суверенитет). Таким образом, Бог заявляет о Своей справедливости перед Иовом (40:8), и Иов принимает заявление Бога (42:2). Бог – это Создатель и единоличный Властелин всей, созданной Им, вселенной. Он – Царь, и потому все вокруг принадлежит Ему, даже сам Иов и все его состояние. Иов вскрыл свое невежество и потому был смирён (42:3). То, чего так долго добивался Иов – встречи с Богом «лицом к лицу» – он получил: «О Тебе я прежде лишь слышал, а теперь своими глазами увидел» (42:5). В большинстве переводов Иов «раскаивается» в конце книги. Таков и новый перевод РБО: «Посему я от всего отрекаюсь, раскаиваюсь средь праха и пепла» (42:6). В свете нашей дискуссии, более подходящим был бы следующий вариант перевода: «Посему я отказываюсь (от своих претензий) и отвожу (свою жалобу), (сидя) на прахе и пепле». Иов все еще жив! Всемогущий Бог не отобрал у него жизни. Его «уверения в невиновности» приняты. «Действия Иова указывают на то, что он возвращается к нормальной жизни; он меняется, теперь он перестает добиваться справедливости и занимает место истца среди праха и пепла. Конфликт с Богом исчерпан, и Иов признает Яхве своим Господом». 624

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010