Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры (Исх.15:23—25), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44—49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр., Сир.46:5—7:21, 23; 48:2—11:24…). Встречаются и моральные воззрения, отличные от канонических писаний. Так, в Сир.12:1—7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику.» Слишком практично! В Сир.25:9—10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это — человек при жизни видящий падение врагов.» — Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29; Притч.25:22—23). В Сир.30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим.» Сир.30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь.» Сир.31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни.» Не таковы советы Приточника-Соломона. В Сир.31:32: «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)… по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (Сир.42:6—7)…    Но указывая некоторые «недоумения» в обозреваемой книге, православный богослов должен обратить внимание на то, что в общем все содержание книги, весь ее тон и характер, способ изложения, взгляды и суждения автора чрезвычайно ценны для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности. Следуя мудрым советам и указаниям автора (напр. Сир.42:2), и современный христианский читатель его книги, как древний еврей, не ошибется в своих поступках и будет вызывать у благоразумных людей себе не порицание, а полное одобрение и подражание. Начертываемые Сирахом правила жизни, а равно и общие его нравственно-философские принципы остаются и доселе вполне применимыми и полезными в жизни и теоретических воззрениях; нельзя сказать, чтобы они «устарели» и негодны для нашего времени, так как основаны на вечных канонических откровенных воззрениях. Возвышенный «гимн Творцу» (Сир.42:15—43:36) очень близок к каноническим псалмам: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней… Он проникает в бездну и сердце и видит все изгибы их…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   Это чудо превышает собою и должно заменить для нас все чудеса. Оно пролило на тленный мир наш неисчерпаемые токи жизни и бессмертия так, что живем ли мы здесь, на земле, — мы «для Господа живем» с надеждою бессмертия; и «умираем ли — для Господа умираем» (Рим. 14:8), или, что то же, мы, умирая, живы для Него: «ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).    Нам теперь нет надобности исцелять всяких больных, тем более воскрешать наших мертвецов; пусть грех и природа берут с людей свой оброк — тление и разрушение, пусть наши усопшие путем смерти переходят в страну бессмертия. Зачем по природе тленное тело вескрешать для вторичного мирского растления, когда оно, как зерно, легло в землю для перерождения в тело нетленное: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, а смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53).    Зачем душу снова обращать в ее тело для здешней, суетной, скоротечной жизни? Пусть она узнает другую, не суетною, блаженную, вечную жизнь на небесах. Там всех нас ждет общий наш Спаситель, «Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).     «Наше же жительство — на небесах» (Флп. 3:20).    Об этом житии на небесах, об этом Царстве Небесном, Спаситель повелел нам возвещать вам постоянно, братия. «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7). Не будем же страшиться слишком смерти: она — проводник наш в Царство Славы.    Не станем же много скорбеть об умерших, «как прочие, не имеющие упования» (1 Фес. 4:13).    А будем каждый в своем чине, звании и состоянии сами готовиться в страну живых, приготовляя здесь для себя запас добрых дел, для которых мы и созданы. Пусть усопшая почивает до радостного утра воскресения. Что бы она больше выжила здесь, на земле? А выжить, заслужить здесь нужно одно — Царство Небесное. Потому-то мы думаем, что Господь, не хотящий смерти грешному, «но чтобы грешник обратился… и жив был» (Иез. 33:11) позвал ее благовременно с нашей грешной земли, и покойная положена в гроб, «как укладываются снопы пшеницы в свое время» (Иов. 5:26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ангелы из чинов, более близких к роду человеческому, предстают в Священном Писании, как вестники воли Божией, руководители людей и служители их спасения. Апостол Павел пишет: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14). Об этом можно заключить из слов Самого Бога, сказанных Иову: «Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня великим гласом все Ангелы Мои» (Иов.38:7). Отсюда видно, что Ангелы уже существовали в четвертый день, в который, по свидетельству Священного Писания, сотворены были звезды. Но ни в третий день, ни во второй, ни в первый Моисей не говорил о сотворении ангелов. Следовательно, необходимо допустить, что они сотворены были прежде первого дня, или прежде видимого мира. Некоторые из ангелов называются Ангелами-Хранителями, потому что они сохраняют как целые общества или государства, так в частности и каждого человека, особенно верующего в истинного Бога. Что общества или государства имеют особенных Ангелов-Хранителей, можно видеть из 10й главы книги Пророка Даниила. Здесь Пророк говорит о князе царства Иудейского (Михаиле), князе Персидском и Эллинском, являвшихся пред Богом и ходатайствовавших о своих царствах. Само название Ангелов-Хранителей заимствовано из слова Пророка Давида: «Ангелам своим заповедал о Тебе сохранять Тебя во всех путях Твоих» (Пс.90:11), т.е. во всех обстоятельствах жизни Твоей. Пророк говорит здесь как вообще о каждом человеке, находящимся под покровительством Всевышнего, так особенно — о лице Мессии, Спасителе мира. Ангелы-Хранители даются всем людям, верующим в истинного Бога, особенно же верующим во Иисуса Христа. Об этом Сам Он говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф.18:10). Что под «малыми сими» здесь разумеются верующие во Христа, это ясно видно из предыдущих слов той же главы, где Иисус Христос прямо называет малых «верующими в Него» (ст.7). Они называются «малыми» как потому, что были подобны малым детям по своему подобию, кротости и смирению сердца, так и потому, что от многих из неверующих они считались униженными, презренными. Несмотря на то, Иисус Христос запрещает презирать этих малых потому, что у них есть «Ангелы на небе», которые всегда ходатайствуют о них пред Отцом небесным, и, следовательно, опасно оскорблять или презирать их.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Благоразумным рабам не свойственно говорить: " До каких пор? " Этого не говорили ни преславный Иов, ни Петр, ни Павел, много страдавшие, и никто из мучеников. Недремлющее Око знает, что нужно для тех и для других. Неужели ты не жалеешь о том, что таким образом сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2:5), где нет конца наказанию и невозможно перечислить невыносимые мучения в огне неугасимом? Поэтому надобно, насколько зависит от нас, призывать вас к терпению, по крайней мере, ради погибающих и потерявших терпение. Кто торопится видеть смерть грешника, тот не может иметь мира с Богом, а хуже этого нет ничего. Ибо в душевном смятении постоянно находится ищущий того, от чего отвращается Бог, и желающий того, чего Он не хочет. Отсюда сетования, уныние, ропот и прочие плоды нечестия. Скажем же, братья: да будет воля Твоя (Мф.6:10); и еще от сердца: был для Тебя подобен скоту, но я всегда с Тобою (Пс.72:22-23). Умиротворенная таким образом душа будет иметь дерзновение пред Богом, будет готова сто лет терпеть ради Него страдания. Он не поспешит, хотя бы мы и молились об ускорении, и не замедлит, хотя бы мы умоляли о том, но придет тогда, когда это полезно по праведному суду Бога, определившего все прежде сложения мира. Молитесь о нас, грешных, прошу вас, чтобы мы спаслись. Брат ваш и мой Николай приветствует всех. Благодать с вами. Аминь. Послание 49(108). К отцам гонимым Гонимым за Господа духовным святым отцам моим - Феодор, нижайший пресвитер и игумен студийский, - о Господе радоваться. И от одного православного получить письмо в настоящее время, в эти тяжкие дни, а тем более от многих, собравшихся вместе, так же необычно, как зимой найти многолиственную розу. Это весьма приятно моему смирению, так что от самой надписи возрадовался дух мой и исповедал должное Господу, Который и в настоящее Ахавово гонение оставил Себе столь многих мужей, которые не преклонили колен пред Ваалом (3Цар.19:18). Ибо я думаю, что оставшиеся ныне непреклонными числом равны тогдашним. И это не только отличившиеся исповеданием, но и спасшиеся здесь и там, по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли, говоря словами апостольскими (Евр.11:38). Так и вашим обществом красуется треглавая гора, вмещающая вас, как преблаженную славу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Еще языческие мудрецы знали, что житейское благополучие непрочно и недолговечно. Так, афинский законодатель Солон отказался называть блаженным лидийского царя Креза, чьи сокровища вошли в поговорку, прежде его кончины. Он оказался прав: счастье скоро изменило Крезу и он потерял все, как и библейский Иов, но в отличие от Иова — безвозвратно. Но Христос говорит о таком блаженстве, которое раскрывается именно в вечности. Достигший его человек оглянется на прожитую жизнь, и ему не о чем будет сожалеть, нечего будет желать сверх того, что он получил. Но разве известно, что ждет нас в вечности? Нет конечно. Но есть некоторые признаки, словно указатели на дороге, которые показывают, куда идти. Человек, искренне и настойчиво стремящийся ко благу, его и обретет: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Мф. 5: 5-8). Все это звучит как развернутый комментарий на первый псалом. Но значит ли это, что можно говорить о блаженстве лишь в вечности, что в этой жизни оно нам недоступно? В Евангелии неоднократно упоминаются ситуации и поступки, которые ведут нас к блаженству уже здесь и сейчас. «…Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11: 6) — так ответил Христос Иоанну Крестителю, а Петру, когда тот исповедал свою веру в Сына Божьего, сказал: «…блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах…» (Мф. 16: 17). И в другой раз, обращаясь ко всем ученикам, сказал: «…блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк. 10: 23-24). Вообще у Луки во многих притчах говорится о блаженстве человека: блажен тот, кого Господин по пришествии найдет бодрствующими (см. 12: 37-38); кто собирает на пир нищих, чтобы ему воздалось в Царствии (см. 14: 13, 14). Вновь мы видим не минутное состояние, а вектор движения, направленный к жизни будущего века. Но что означают эти слова для нашей повседневности?

http://pravmir.ru/blazhen-muzh-kotoryj/

Но каким образом болезни помогают Богу руководить духовной жизнью людей? Во-первых, они могут служить вразумлением страдающему от грехов человеку, что отвратит его от грехов будущих, погасит страсти и взрастит в нем противоположные добродетели. В одном из писем игумен Никон (Воробьев) проводит прямую связь между страстью гнева и болезнью: «За твою гневливость, несдержанность и проч. Господь старается смирить тебя» (Никон (Воробьев), игум. Болезни и скорби). Во-вторых, человек может не делать тяжких грехов, но и не стремиться всеми силами к исполнению заповедей Божиих, к добродетелям, что также является отступлением от Бога по слову Спасителя: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ) и Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает ( Лк. 11:23 ). С. И. Фудель пишет, что в таком случае также попускаются болезни: «Когда верующий человек отказывается от подвига своей веры, от какого-то узкого пути и страдания внутреннего, то Бог — если Он еще благоволит его спасать — посылает ему страдание явное: болезни, лишения, скорби, чтобы хоть этим путем он принес “плод жизни вечной”» (Фудель С. И. Воспоминания//Собрание сочинений в трех томах. Т. 1.). Втретьих, Бог посылает болезнь, чтобы «наше сердце расположить к делам любви и милосердия». Другими словами, духовную пользу получают здоровые люди, которые заботятся о больных. Митрополит Николай (Ярушевич) пишет: «Оттого и встречаются на твоем пути плачущие и скорбящие, больные, ищущие проявления твоей братской любви и милосердия, чтобы ты исполнил эту Божественную заповедь нашего Господа Иисуса Христа (о любви)» (Николай (Ярушевич), митр. Пастырь Любви. Толкование на Мф. 5:7 ). Вчетвертых, болезни выступают средством духовного совершенствования праведника, испытания верности. Примерами могут служить праведный Иов и апостол Павел, который так осознает духовный смысл своей болезни: чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть , а также: Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2 Кор. 12:7,9 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/pochemu-ljudi-...

С изгнанием из едемского сада для людей исчез на земле рай. Бог не лишил дерево жизни его силы, не разрушил сада пред глазами изгнанников, но преградил им возвращение в него, показывая, что этот сад должен оставаться недоступным до того времени, когда грехи будут заглажены, уничтожена смерть Победителем змея ( I Kop. 16, 26 ), и когда на новой земле, в Небесном Иерусалиме снова произрастет и принесет плоды дерево жизни. 1 См. Bibl. Commentar. u. das. А. T. и. С. F. Keil u F. Delitzech, I Th., I Bd. S. 6–37. 3 См. Keil, Einleitung in die Schift. d. A. T, s. 69. Kurtz, Die Einheit der Genes. 1846 s. XLV-XLVI. 4 Исх. 34, 10: И был ответ: се Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каковых не было по всей земле… Числ. 16, 13 : Если Господь сотворит чудо и земля разверзет уста свои и поглотит вас (Дафана, Корея и Авирона)... то знайте, что люди сии презрели Господа. Пс. 50, 12 : Сердце чисто созижди во мне, Боже. Иов: 38, 7. 12 Таковы: Иустин мученик , Ириней, Григорий Нисский , Василий В., Златоустый, Кирилл Иерусалимск., Феодорит, Амвросий, Августин. – Намек на таинство Пресв. Троицы находили даже в первых словах кн. Бытия, как они читаются в подлиннике: bara Elohim. В этих словах, именно Elohim, стоит во множественном, bara – в единственном числе. Сверх того, в слове „bara“ заключаются начальные буквы имен трех лиц Пресв. Троицы, именно a-abh отец, b-ben сын, r ruach дух. – См. Dereser, Die heilige Sehr., 1. Тн, 1. Bd., s. 9. 15 Делич; Genes. 3. 78. – Объяснение это очень древнее. Оно встречается в Тартум. Ионафана, у иудейских толковников, у Филона. Последний говорит: οαλγεται τν λων πατρ τας αυτο δυνμεσιν ( δυνμεις – имел). – Некоторые, впрочем, толковники не придают никакого значения множественной форме слова: „Сотворим“; таков, напр., Розенмюллер. 19 Исаии 11, 6: „Тогда волк будет жить вместе с агнцем, и барс будет лежать вместе с козлищем; и телец и лев молодой, и бык вместе будут ходить и дитя малое будет водить их“, – и т. д. Исаии 65, 25: „Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а пищею змея будет персть“ и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Семи этапам сотворения мира и создания скинии соответствуют основные архиерейские священнодействия при освящении храма: 1) возложение краеугольного камня в основание храма; 2) сборка престола; 3) окропление престола водой и вином; 4) помазание Святым Миром и облачение престола; 5) каждение; 6) положение святых мощей под престол и в антиминс; 7) Божественная литургия. Такой порядок чинопоследований зафиксирован в древних восточных и западных богослужебных текстах (John Wilkinson, New Beginnings and Church Dedications, " Creation and Liturgy. In Honor of H.Boone Porter " , ed. Ralph N.McMichael, Jr., The Pastoral Press, Washington, 1993) . Следует отметить, что чин освящения храма в современных греческих евхологиях не соответствует древней богослужебной практике. В Русской Православной Церкви сохранилась византийская традиция, о которой свидетельствуют средневековые чиновники архиерейского служения и литургические комментарии отцов Церкви (св. Николай Кавасила, " Семь слов о жизни во Христе " , слово пятое; св. Симеон Солунский, " Разговор о священнодействиях и таинствах церковных " и " Книга о храме " ) . 1) В первый день Бог полагает " краеугольный камень вселенной " , творит духовное небо и видимую материю, а также свет. В книге Иова Бог говорит о первом дне творения: Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38. 4-7). Параллелью к этому тексту является описание закладки Иерусалимского храма в 1-й книге Ездры: Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: хвалите и: славьте Господа, ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня (1 Езд 10-11).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Сила, как Божественный и духовный принцип, получает полное признание в Новом Завете. В молитве Господней, в славословии говорится: «Яко Твое есть Царство и Сила и Слава " … Ап. Петр говорит: «Бог Духом Св. и Силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворяя и исцеляя всех» (Деян. Апост. 10, 38). Ап. Павел говорит: «Бог воскресил Господа силою Своею, воскресит и нас» ( I Kop. 6, 14 ). Сам Христос есть Сила и Премудрость Божья ( I Kop. 4, 20 ). Апостол собирается испытать в верующих не слово, а силу ( I Kop. 4, 20 ), и слово Иисуса есть «для нас спасаемых-сила Божья» ( I Kop. I, 18 ). Характерно в устах апостола отождествление духа и силы: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, а на Силе Божьей». ( 1Кор. 2, 4–5 ). И благодать, которою был одарен апостол, была «действием Силы Его» (Ефес.З, 7), и «Бог действует в нас Силою Своею» ( Ефес. 3, 20 ). Преображение тел верующих совершается силою Христа ( Филип. 3, 21 ). Вера христианская есть вера в Силу Бога: «В Нем (Христе) вы совоскресли верою в силу Бога» ( Колос. 2.12 ). Благовествование совершается не в слове только, «но в силе и Св. Духе» (I Фессал. 1, 5). Отец творит силою Сына и Его же силою держит все ( Евр. 1,3 ). Христос, по ап. Павлу, есть не только творящая и сохраняющая, но и сила очищающая, спасающая, преображающая и искупляющая. Сам Христос называет Бога Силою: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы» (Матв. 26, 64). Чудеса и знамения суть проявления Силы: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно они во вретище и пепле покаялись» (Матв. 11, 21). В Ветхом Завете говорится о Силе: «Бог препоясует меня силою» (2-я кн. Царств 22, 33). «У Него мудрость и сила, Его Совет и Разум ( Иов. 12, 13 ). «Десница Господня творит силу» ( Пс. 118, 15 ). Дионисий Ареопагит говорит о Силе Божьей71, что она распространяется повсюду и участвует во всем. Нет ничего без этой силы, имеющей умную, логическую, чувствительную, жизненную и субстанциальную силу. Ангельские чины получают от Нея свои силы, свою бессмертную духовную подвижность, свое стремление к добру. Она изливается на людей, на животных, на растения и на всю природу и усиливает дружбу (любовь) и общение друг с другом. Она держит порядок небесных светил и астральных сущностей. Она сохраняет существенные для всех их силы, обеспечивая всему место, давая обожение. Она положила иерархию для спасения и обожения всех умственных и логических сущностей. 87

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Слова Феодорита: Потому-то, думаю, и Владыка Христос, оставив прочих пернатых, упомянул о воронах и сказал ученикам своим: посмотрите на воронов, что Отец ваш небесный питает их (Лук. 12, 28). Исидора Пидусиотского: и источник благости (т. е. Бог) желая, смягчить справедливое негодование Фесвитского пророка на Иудеев, устроил для него пропитание чрез врана—сей чадоненавистной птицы, рождающей, но не питающей. Потому певец, хотя и вся тварь по естественному закону взирает на Творца, упомянул только о воронах, и у Иова также написано: кто приготовил ворону пищу (Иов. 38, 41). 10. Не в силе констей восхощет, ниже, в лыстех (не в голенях) мужеских благоволит. Хотением и благоволением Давид здесь называет изъявление Богом удовольствия; а под силою и голенями разумеет крепость. Ибо, как в мышцах, или руках находится сила рук, так и в голенях, т. е. в ножных частях заключается крепость ног. Богу, говорит, не угодна сила бессловесного и седока его. Или неблаговолением хочет выразить то, что Бог не дает крепости и победы крепким мышцам и сильным голеням. ) Но к кому благоволит, послушай далее. Златословесного: Частью означает всю телесную силу и охуждает крепость сил. 11. Благоволит Господь в боящихся Его, и во уповающих на милость Его. Бог, присовокупляет, дает силу и победу боящимся и уповающим на милость Его. Посему и вы, верующие Иудеи, когда приобретете такой страх Господень и такую надежду на Него в сердце своем, не будете бояться врагов ваших; так как вы тогда победите их силою Божиею. Феодорита: Бог, говорит, увеселяется ни телесною крепостью, ни искусством и быстротою коней, но добрыми делами, производимыми из благоговения, и не только имеет тщательное попечение о них, но и о падших в грехи и предавшихся нерадению и утвердивших упование свое на человеколюбие. Ибо не сказал, что Бог благоволит только к совершенным подвижникам в добродетели, но и к ожидающим Божия милосердия. Псалом 147 Аллилуиа (Аггея и Захарии). И сей псалом есть хвала и славословие Богу за блага Иерусалима как чувственного, так и мысленного, т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010