848.  Вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6. 16). 849. Преподобный Макарий. Слово 4, гл. 15. 850.  Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 851. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 852.  Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 853. Пс. 118. 38, 120. 854.  …со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 855.  Иго Мое благо и бремя мое легко (Мф. 11. 30). 856. Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31. 857. Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия. 858. Четьи-Минеи, 3 мая. 859. На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова. 860. Апок. 3. 18. 861. Сергиева пустыня. 862.  Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 25–26; 8. 9). 863. Псалтырь с толкованиями на березе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры. 864.  Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15. 19). 865. Ин. 15. 18. 866. 2 Тим. 3. 12. 867.  Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше (Пс. 43. 26). 868.  Тишину великую (см.: Мф. 8. 26). 869.  Преходят они морскими стезями (Пс. 8. 9). 870.  Человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним (Пс. 48. 13). 871. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 872.  Нет на земле подобного ему (Иов. 41. 25). 873.  Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 26). 874. 6-я песнь 6-го гласа. 875. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 876. Евр. 10. 22. 877. Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 878.  Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). 879.  Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11). 880. Лествица. Слово 18. 881.  Не знаю вас (Мф. 25. 12). 882. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, гл. 43. 883.  Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

848. Вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6. 16). 849. Преподобный Макарий. Слово 4, гл. 15. 850. Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 851. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 852. Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 853. Пс. 118. 38, 120. 854. …со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 855. Иго Мое благо и бремя мое легко (Мф. 11. 30). 856. Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31. 857. Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия. 858. Четьи-Минеи, 3 мая. 859. На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова. 860. Апок. 3. 18. 861. Сергиева пустыня. 862. Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 25–26; 8. 9). 863. Псалтырь с толкованиями на березе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры. 864. Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15. 19). 865. Ин. 15. 18. 866. 2 Тим. 3. 12. 867. Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше (Пс. 43. 26). 868. Тишину великую (см.: Мф. 8. 26). 869. Преходят они морскими стезями (Пс. 8. 9). 870. Человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним (Пс. 48. 13). 871. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 872. Нет на земле подобного ему (Иов. 41. 25). 873. Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 26). 874. 6-я песнь 6-го гласа. 875. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 876. Евр. 10. 22. 877. Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 878. Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). 879. Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11). 880. Лествица. Слово 18. 881. Не знаю вас (Мф. 25. 12). 882. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, гл. 43. 883. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Вера нуждается в удостоверении чудом. И вера в антихриста также будет нуждаться в этом. Сейчас нам говорят: покажите чудо, и мы будем верить. Что ж, великие чудеса будут совершены лжепророком – и поверят. Написано: и творит лжепророк великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле. По своему эффекту и грандиозности чудеса лжепророка названы великими . О такой чудотворной деятельности говорил и Христос: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф. 24:24 ). А апостол Павел пишет, что пришествие антихриста «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» ( 2Сол. 2:9–11 ). Какова природа ложных знамений и чудес, определить трудно. Это может быть и обман, и наваждения, и инсценировки, и явления, совершённые с помощью науки, и действительные чудеса, совершенные дьявольской силой, как, например, чародейства, колдовство, магия. Для великого отступления нужны будут и великие чудеса. И вот Иоанн описывает чудо, которое будет совершено лжепророком: огонь низводит с неба на землю . Это чудо всегда было особым знаком Божественности, удостоверением схождения небесного на землю ( Быт. 15:17 ; 3Цар. 18:38 ; 4Цар. 1:10,12 ; Лк. 9:54 ). Совершил это чудо и сатана в Ветхом Завете, когда он по попущению Божию низвел огонь с неба и попалил стада праведного Иова ( Иов. 1:16 ). К тому же и пророки Илия и Енох будут поражать огнем своих противников. Чтобы противостоять им, лжепророк будет совершать подобные знамения ( Исх. 7:11–12,22 ) и низведёт огонь с неба. (Возможно, чудом низведения огня на землю лжепророк будет пытаться противостать явлению схождения благодатного огня на Гробе Господнем в Иерусалиме – Г. Ф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Объясн. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19–20 ; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3–9 , к государству: 2Пар.7:17–22 ; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах: Мф.16:18:28:20 ; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4–5 ; 1Кор.12:12–13 ; Лк.3:14 . Рим.4:16 . «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам». Объясн. Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что: «отец наш есть Авраам»: Ин.8:39 , но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10 ; притом из следующего 17 ст. видно, что Богом Авраам поставлен отцом многих народов: «как много звёзд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришлецы на земле: Евр.11:12–13 . Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнит обещанное». Объясн. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верою, но сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»: Притч.3:5 . Рим.11:29 . «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Объясн. Упоминавшаяся здесь непреложность даров Божиих относится не к отдельным личностям, особенно к таким, которые говорят: «не хотим знать путей Твоих»: Иов.21:14 , а ко всему Израильскому народу: ст.26–27. Из этого избранного Богом народа многие ожесточились до того, что распяли Господа: Деян.13:27–28 , и вследствие своего ожесточения ещё раньше, до распятия, Христос сказал им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»: Мф.23:38 ; но тем не менее непреложность Божия обещает снять грех с Израиля, остаток коего должен спастись: Рим.9:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Он дает нам видеть и возношение нечестивого выше кедров, и обращение его в ничтожество; если только смогли мы скорой и непреткновенной ногой пройти мимо его нечестия. Кто же из поведающих дела Божии воспоет, как должно и поведает это? «Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его» ( Пс.105:9 )? Какой голос, какой дар слова будет соразмерен этому чуду? «Кто сокрушил оружие и меч и брань» ( Пс.75,11 )? Кто «сокрушал головы змиев в воде»? Кто «дал того в пищу людям» ( Пс.73:13–14 ), которым и предал его? Кто превратил бурю в прохладный ветер? Кто сказал морю: «умолкни, перестань» ( Мк.4:39 ), «здесь предел надменным волнам твоим» ( Иов.38:11 ), и потом быстро усмирил воздымавшиеся и кипевшие воды? Кто даровал власть «наступать на змей и на скорпионов» ( Лк.10:19 ), которые не тайно уже блюдут пяту, как изречено в осуждении, но явно восстают и подъемлют главу, осужденную на попрание? Кто сотворил «суд и правду» ( Ам.5:7 ), сотворил так неожиданно? Кто не оставил навсегда «жезла нечестивых» (могу ли смело сказать «над жребием праведных» ( Пс.124:3 )? – или выразиться скромнее?), над жребием ведающих Его? Ибо мы были не как праведные преданы (немногим, и притом редко, дается, чтобы они, как мужественные подвижники, посрамили искусителя), но как грешные осуждены, и потом милосердо и отечески помилованы; осуждены, чтобы пораженные уцеломудрились, и вразумленные к нему обратились. Он обличил нас, но не «яростью»; наказал, но «не гневом» ( Пс.6:12 ); тем и другим, и напоминанием, и снисхождением явил Свое человеколюбие. Кто сотворил «мщение над народами, наказание над племенами» ( Пс.149:7 )? «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» ( Пс.23:8 ). Одно нахожу место, один стих в некотором отношении сообразный настоящему торжеству. Его прежде нас возгласил Исаия, и он весьма приличен нынешнему времени, соответствует величию благодеяния. «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду» ( Ис.45:8 ); «веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости» ( Ис.49:13 )! Ибо и все твари и небесные Силы разделяют наши чувствования (присовокупляю это от себя) даже при событиях, подобных настоящему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Ты говоришь: я добрых дел не делаю, а постоянно только грешу, как же я спасусь? Но послушай, что говорит нам Писание: «благодатью вы спасены через веру, не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ). Все согрешили, – «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» ( Рим.11:32 ). «Оправдывается же человек верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ). «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» ( Рим.4:5 ). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» ( Пс.33:19 ). Было бы сокрушение и смирение, Бог спасет, ибо «от Господа спасение» ( Пс.3:9 ). Когда лукавый дух внушает мысль, что – нет тебе спасения, ты обращай ум к Богу и говори: «у Тебя источник жизни» ( Пс.35:10 ); Ты хочешь «чтобы все люди спаслись» ( 1Тим.2:4 ); не погибну, не умру и я, но жив буду. «Я знаю, Искупитель мой жив» ( Иов.19:25 ). «Он облек меня в ризы спасения» ( Ис.61:10 ). – Но как грехи? – «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ). «Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.2:2 ). Господь пришел не праведников призвать, но грешников на покаяние ( Мф.9:13 ), и потому говорит: «покайтеся, и веруйте во Евангелие» ( Мк.1:15 ). Значит, мы спасаемся чрез покаяние, верой в обетование Божие. «Но грехи мои велики, – говоришь ты, – и еще грешить не перестаю». Не переставай и каяться; Господь поможет возненавидеть грех; а все, что противно душе, продолжительно быть не может. Пусть ты нарушил и закон естества, совершил то, чего и скоты не творят, и застарел уже в беззаконии: посмотри на лежащего в расслаблении 38 лет и на женщину, которую связал сатана и не давал выпрямиться 18 лет: не исцелил ли их Господь? Сему Целителю недугов не трудно исцелить и тебя; обратись только к Нему с верой: Ему приятно спасти всякого человека. Его приглашали к себе мытари, и Он приходил к ним; приступали к нему блудницы, Он и от них не отвращался; даже разбойнику, когда он обратился к Нему с верой, не заградил пути в Рай .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

10 Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. 11 Имя сей звезде " полынь " ; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Звезда в Библии нередко означает Ангелов (как Божиих, так и падших) или же людей. 77 77 Ср.: Быт. 37, 9; Числ. 24, 17; Иов 38, 7; Ис. 14, 12; Апок. 1, 20; 9, 1; 12, 4 и др.  Здесь под звездой можно понимать или самого диавола, или некоторого другого демона, которому дано было повредить источники питьевой воды на земле.  Существует, впрочем, иное аллегорическое толкование, согласно которому питьевые воды – это воды учения: истинная вера, истинное мировоззрение, истинная духовность, и в этом случае под их повреждением следует понимать ереси, лжеучения, лжерелигии, лжедуховность, язычество и вообще всякое ложное мировоззрение, отравленная интеллектуальная и культурная пища человеческой души. От всего этого, как мы знаем, даже и в наше время умирает духовно, а нередко и физически, значительная часть населения земли. Это последнее толкование как будто бы подтверждается характеристикой звезды – «горящая подобно светильнику» – то есть претендующая на истинность, разумность, просвещение. Под реками можно также понимать христианские Церкви с их предстоятелями и учителями. 78   78 Например, слова псалма «Да рукоплещут реки» (Пс. 97, 8) святые отцы относили к апостолам и учителям Церквей, а также к самим Церквам.  В этом случае смысл действия трубы сходный – отпадение части Церквей от Христовой истины, уклонение их в ересь, секуляризацию и т. п. «полынь» – означает горечь. Горькие отравленные воды становятся – частично, на одну треть – непригодными для питья и производят смерть. Кроме того, полынь иногда используется в Библии как символ уклонения в язычество, в лжерелигию (ср. Втор. 29, 18).  12 Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ? Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16). 99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. 100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя. 103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7). 105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ? Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11). 106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10). 107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ? Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

9. Ибо Отец, как истинный Бог, родил и Сына, подобного Себе, истинного Бога, не как учители рождают учеников, не как Павел говорит некоторым: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). Здесь тот, кто не сын по естеству, стал сыном по обучению, а там Сын естественный, Сын истинный, не такой, как вы, просвещаемые, которые делаетесь теперь сынами Божиими. Ибо и вы делаетесь сынами, но присвоительно, по благодати, как написано: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Иоан. 1, 12:13 ). И мы рождаемся водою и Духом, но не так родился Христос от Отца. И Отец во время крещения провозглашая и изрекая: «Сей есть Сын Мой» ( Мф. 3:17 ), не сказал: теперь соделался Он Сыном Моим, но говорит: «Сей есть Сын Мой», давая тем знать, что был Он Сыном и до действенности крещения. 10. Отец родил Сына не как у людей ум рождает слово, потому что у нас слово, будучи произнесено и разлившись в воздухе, исчезает. Мы же знаем, что рожденный Христос есть не слово произносимое, но Слово Ипостасное и живое, не устами изглаголанное и рассеявшееся, но вечно неизреченное и во Ипостаси рожденное. Ибо «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Иоан. 1:1 ), седящее одесную, Слово, разумеющее волю Отца, и по Его мановению все зиждущее, Слово, низшедшее и восшедшее (а слово, произносимое и изрекаемое не исходит и не восходит),– Слово глаголющее и изрекающее: «Я говорю то, что видел у Отца Моего» ( Иоан. 8:38 ); – Слово властное и над всем царствующее, потому что Отец все предал Сыну ( Мф. 11:17 ). 11. Поэтому, родил Его Отец не как мог бы представить себе кто-либо из людей, но как ведает Он один. И мы не обещаем сказать, как он родил, а только утверждаем, что родил не так. И не мы только не знаем рождения Сына от Отца, не знает и всякое созданное естество. «Побеседуй с землею и наставит тебя» ( Иов. 12:8 ). Если допросишь все существующее на земле, не возможет тебе сказать, потому что земля не может сказать о существе своего Скудельника и Изваятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

9 . Отец, Бог истинный, родил и Сына, подобного Себе, Бога истинного, родил не так, как учителя рождают учеников, не так, как Павел говорит к некоторым: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием ( 1Кор.4:15 ). Здесь тот, который не был сыном Павла по естеству, сделался сыном через научение от него, а там Сын естественный, истинный Сын, не так, как вы, готовящиеся к просвещению, соделываетесь теперь сынами Божиими. И вы тоже соделываетесь сынами Божиими, но по усыновлению через благодать, как написано: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин.1:12–13 ). Хотя и мы рождаемся водою и Духом, но не так родился Христос от Отца, Который во время Его Крещения велегласно сказал: Сей есть Сын Мой ( Мф.3:17 ). Не сказал: ныне соделался Сыном Моим, но: Сей есть Сын Мой, чтобы показать, что и прежде действия Крещения Он был Сыном. 10 . Отец родил Сына не так, как ум в человеке рождает слово. Ибо ум пребывает в нас неизменным, а слово произнесенное, рассеиваясь в воздухе, теряется. Но мы знаем, что Христос родившийся есть Слово не произнесенное, но Слово постоянно пребывающее и живущее, не устами изреченное, но вечно, неизреченным образом, как Лицо, рожденное от Отца. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин.1:1 ). Слово, сидящее одесную, разумеющее волю Отца и по Его мановению во всем действующее; Слово нисшедшее и восшедшее, ибо Слово устно произносимое ни нисходит, ни восходит; Слово глаголющее и говорящее: Я говорю то, что видел у Отца Моего ( Ин.8:38 ); Слово могущественное и царствующее над всем, ибо Отец все отдал Сыну ( Ин.13:3 ). 11 . Отец родил Сына не так, как бы кто из людей подумал, но так, как Сам Он один знает. Как Он Его родил, об этом обещаю сказать, а что родил Его не так, это вновь подтверждаю. Да не только мы одни не знаем рождения Сына от Отца, но и вся сотворенная природа. Побеседуй с землею, и наставит тебя ( Иов.12:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010