Помощник Поликарпа, солдат Авдей, был противоположного характера. Он был горяч, вспыльчив и страстно предан штунде, которой научился в бытность свою на юге России, в Николаеве. Разумностью Авдей не отличался. Зато он мог с силой выкрикивать разные возражения против Православной Церкви, – чем и покорял сердца своих неразборчивых «братьев». Подойдя к столу, сектанты поклонились нам и стали вынимать из карманов маленькие евангельица. Народ притих. О. Герасим пригласил всех пропеть «Царю небесный». Пели и сектанты. Потом он объявил, что беседа будет о крещении младенцев. Просил православных слушать внимательней, а сектантов умолял быть кроткими, терпеливыми и безпристрастными, – без чего нельзя рассуждать о предметах веры ( 1Пет.3:15 , ср. 2Тим.2:24–25 ). Беседу начал я речью о всеобщей греховности людей пред Богом. «Дорогие братья! – сказал я. – Бывают минуты, когда страсти плотские утихают в нас и голос совести раздается особенно громко в душах наших. Что мы тогда чувствуем? Не поражает ли сердце наше скорбь о своей нечистоте и греховности пред Богом? Не готовы ли мы бываем в такие святые минуты воскликнуть вместе с блудным сыном: «Отче! Согрешили мы против неба и пред тобою, и уже недостойны называться сынами твоими " … ( Лк.15:18–19 ). И если нас – христиан, порою, зазирает так совесть, – что сказать о древних, необлагодатствованных людях? Они, бедные, погибали во грехах своих. По свидетельству кн. Бытия, уже в допотопном мире «велико было развращение человеков... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» ( Быт.6:5 ). От этой греховности не омыли людей и волны всемирного потопа. После жертвоприношения Ноя, Сам Господь сказал: " не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческаго – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). В позднейшее время, св. царь Давид исповедал, что пред очами Всевидящего Бога люди все «равно непотребны; нет делающаго добро, нет ни одного» ( Пс.13:2–3 , ср. 142:2 и др.). То же слышим из уст Премудрого Соломона: «нет человека на земле, который не грешил бы» ( 3Цар.8:46 ), или по другому его выражению: «нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл.7:20 , ср. Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признает и страдалец Иов. Он восклицает: " кто бо чист будет от скверны ни кто же. аще и един день житие его на земли» ( Иов.14:1–5 ). А пр. Иеремия так описывает развращенность своих современников: «каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его? " ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Праведный Иов говорит о своем отходе «в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов. 10:21 ). Хотя состояние разных душ там, в аду, и было разным. Так, Исайя описывает вхождение в ад царя вавилонского. «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем... все они (умершие цари и вожди – Г. Ф.) будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В преисподнюю низвержена гордость твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви покров твой» ( Ис. 14:9–11 ). Но иначе видит свое схождение в ад Давид: «сойду ли в преисподнюю – и там Ты (Господи)» ( Пс. 138:8 ). Праведные там упокоевались. Вот мы видим Самуила, потревоженного через аэндорскую волшебницу Саулом. «Сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?» ( 1Цар. 28:15 ). То есть по смерти он нашел упокоение. На разное состояние в аду указал и Сам Спаситель, рассказывая о богаче и бедном Лазаре ( Лк. 16:19–31 ). Но участь у всех была одна, пока не явился Сокрушитель главы змиевой, Христос, который «нисходил... в преисподние места земли»; «пленил плен» ( Еф. 4:9,8 ), победил ад. Христос «был умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет. 3:19 ). О чем апостол Петр так говорит: «для того и мертвым было благовествуемо» ( 1Пет. 4:6 ). Но вот, слышим победный клич апостола Павла: «Поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:54–55 ). А тайновидец Иоанн видит Христа, имеющего ключи «ада и смерти» (1,18). Так ад оказался плененным. Ныне праведные во Христе наследуют по обетованию жизнь в раю. «Ты сегодня же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ), – сказал Христос разбойнику на кресте. Для людей же нечестивых за смертью следует ад (6,8). Однако сейчас и в раю еще блаженство несовершенное, как говорит апостол Павел. И там еще не достигли совершенства ( Евр. 11:40 ), и в аду мучения не окончательны, ибо взятый в плен ад ( Еф. 4:8 ) будет еще ввержен в озеро огненное – геенну. Так от рая надо отличать новое небо и новую землю, вечное блаженство; а от ада, где ныне «некое страшное ожидание суда», надо отличать «ярость огня», геенну, куда ад будет ввержен ( Евр. 10:27 ; Откр. 20:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слов обличения он не собирал с торжищ. Пред ним всегда был светильник Слова Божия. Им он и освещал действительность. Тысячами смотрели на скромного библеиста-летописца ранившие его сердце, как сердце одного из многих. Но он, говоривший один за многих, не оттачивал стрел личного негодования. Старый городничий старорусского грязного уездного города увидит кругом себя «архиплутов», «протобестий», «козлиные бороды», «свиные рыла вместо лица» 58 . Беллетрист-писатель обратит внимание на верность такой характеристики «ошеломляющего» русского «тумана» и, не упомянувши о том, что он и сам, ведь, как городничий, сгущает этот туман 59 … Образы библеиста мягче, выразительнее. Он видит «лесных вепрей», «полевых зверей», объедающих «виноградную лозу», «лисиц, разрушающих ограду» и груды «мусора» 60 . Но слыша о вепрях и мусоре и видя их, библеист ищет священников – врачей души и тела 61 , благовестников Слова Божия 62 , зовет «Филиппов» дней апостольских «к евнухам», «в трудную и вместе самую важную для последних минуту» 63 – «в момент колебаний и искажения ими истины» 64 . Как бы соизмеряя три силы: Божескую, человеческую и дьявольскую, Андрей Петрович показывает, как две последних силы пытаются обессилить силу Божественную. «Сказал Бог: сотворим человека… да владычествует над землёю» ( Быт.1:26–28 ). «Сказал змей: вы будете, как боги, знающие добро и зло» (3:4–6). «Сказали (люди) друг другу: наделаем кирпичей и построим себе город и башню, высотой до небес, и сделаем себе имя» (11:3–4). В этих трёх призывах указан основной момент расхождения человека с Богом. Бог призывал человека к разумному и скромному «владычеству над землёй» 65 , но человек вышел «из круга дозволенного в область совершенно недозволенного». Покоряя природу себе, он, «как конь, как лошак несмышлёный» ( Пс.31:9 ), не хочет покорить своей воли Богу 66 . Человек не задумывается, быть может, над вопросами, которыми «Совершеннейший в знании» ( Иов.37:16 ) испытывал Иова. «Кто положил меру земле?.. Кто затворил море воротами? Нисходил ли ты в глубину моря? Обозрел ли ты широту земли? Входил ли ты в хранилища света? По какому пути разносится восточный ветер? Кто проводит протоки для излияния воды, и путь для громоносной молнии? Знаешь ли ты уставы неба? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы! Давал ли ты приказания…, чтобы земля изменялась, как глаза под печатью? ( Иов.38:4–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Ст. 27–28. И ты будешь говорить к ним все слова сии, а они тебя не послушают; и будешь звать их, а они тебе не ответят. И ты скажешь им: вот народ, который не послушал голоса Господа Бога своего и не принял вразумления. Погибла вера, и отнята от уст их. Не сомневайся, говорит, в том, что они ожесточили выю и поступали хуже отцов своих. Вот Я даю место покаянию: с этою целью Я говорю не для того, чтобы это было, но говорю, что это будет, предсказываю. Теперь по крайней мере передай им слова Мои; но они не послушают тебя, и ты будешь звать их, а они не ответят тебе; они будут так горды, что когда ты будешь призывать их ко вниманию, никто не удостоит тебя ответа. И ты скажешь к ним: вот народ, который не послушал голоса Господа Бога своею и не принял вразумления. Прекрасно, как я сказал уже выше, называет не своим народом, а народом. Это, хотя отчасти исполнилось и в тени и в образе совершилось и во время пророков; но в большей полноте исполняется во Христе, когда они не захотели принять вразумления и пренебрегли голосом. Господа своего. Поэтому прекрасно присовокупляется: погибла вера, которая собственно есть свойство христиан, и отнята от лица их, то есть, отнято всякое исповедание Сына Божия и веры. Ст. 29. Остриги волоса твои и брось, и подними (или возьми на уста) плачь; ибо бросил Господь и оставил поколение гнева своего. Читаем, что и Иов, услышав о смерти сыновей и дочерей, остриг волосы (Иов. гл. 1). У древних стричь волосы было обычаем всех скорбящих; теперь же признаком печали служит отпускание волос. Все рыдание и плачь пророческий поднимается от того, что бросил Господь и оставил поколение гнева своего, чем несомненно указывается народ Иудейский. И это собственно должно относить ко временам Христа, когда погибла вера и отнята от уст народа хулившего Господа. Ст. 30–31. Ибо сотворили сыны Иуды злое пред лицом Моим, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, в котором призвано имя Мое, чтобы осквернить его. И построили высоты (или жертвенник) Тофета, который находится в долине сына Еннома, чтобы сожигать сынов своих и дочерей своих огнем, чего Я не повелевал, и не помышлял в сердце Моем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (24–26 ст.). Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли, тогда Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время“ (27–30 ст.; ср. Иов. 28, 12–28 ). Усвояемые Премудростью Самой Себе свойства: домирное, но самостоятельное личное бытие при Иегове (22–23 ст.), безначальное рождение от Бога (24–26 ст.), посредничество при творении мира (27–30 ст.), совершенно одинаковы с усвояемыми в новом завете Сыну Божию ( Uoah. I, 1–3.14 ), что прямо побуждает видеть в приведенных словах прикровенное изображение второго лица Св. Троицы. В неканонических же книгах ветхого завета учение об ипостасной Премудрости раскрывается еще подробнее 343 . Так, о природе и свойствах Премудрости говорится, что Она есть дух разумный, святый, единородный.., светлый, чистый.., всевидящий и пр. ( Npeм. VII, 21–23 ). Об Отношениях Её к Богу: Она вышла из уст Всевышнего ( Сир. 24, 3 – аналогично исхождению слова из уст человека), есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, образ благости Его ( Прем. 7, 7; 25–26 ); от века Она пребывает с Богом ( Сир. 1, 1 ), имеет сожитие с Ним ( Прем. 8, 3 ), приседит престолу Его (9, 4); Она таинница ума Божия и избирательница дел Его (8, 4); только Бог знает путь Её и ведает место Её. Он видел Ее и измерил, Он знает Ее и открыл Ее Своим разумом ( Вар. 3, 32–37 ; Сир. 1, 7; сн. Иов. 28, 23–27 ). Об отношениях Премудрости к миру: Она участвовала рядом с Иеговою в творении мира, была художницею всего, родительницею существующего ( Прем. 7, 12. 21; 8, 6; 9, 9 ; ср. Притч. 8, 27–31 ), а по создании мира Она охраняет его и наблюдает за тварями и есть виновница всего вообще бывающего в мире как физическом, так и нравственном ( Сир. 24, 3. 6 ; Прем. 7, 12. 24. 27; 8, 7; 9, 9–19 ), но преимущественное наследие для Себя нашла во Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

янв. 31) Все мы знаем, что должно сострадать и помогать несчастным; но, к сожалению, не все знаем, в чем должно состоять истинное сострадание и того, как надо поступать по отношению к бедствующим, чтобы из сострадания нашего к ним проистекали: и существенная польза для них, и слава Божия, и спасение и собственной нашей души. В чем же должно состоять истинное сострадание к несчастным и каким образом должна проявлять себя наша помощь им? Поучимся сему у одного из святых отцов, который дает всем нам в этом деле добрый и спасительный урок. Сострадать ближнему, говорит святый Антиох, помогать ему и трудиться для него, есть дело угодное Богу. Потщимся же угодить Ему. Если кто богатство имеет, пусть даст несчастному; если кто увидит в беде находящегося, пусть восплачет о нем; если кого кто узрит обидимым, пусть подаст ему руку помощи. Ко всем будем относиться с любовью...; всякого, обливающегося слезами, убогого не презрим, да не презрены будут и наша молитва и слезы пред Господом. Будем учиться состраданию у праведных, из которых многие и делом, словом нас учат ему. Вот, например, пред нами праведный Иов, говорящий: " я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного... я был глазами слепому и ногами хромому; отцом я был для нищих " (Иов. 29, 12. 15 и 16). Вот и милосердый Товит повествует про себя: " я делал много благодеяний братьям моим: алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои и, если кого из племени моего видел умершим и выброшенным за стыну Ниневии, погребал его " (Тов. 1, 16 и 17). Но вот и словом нас учат Святые состраданию. Пророк Осия говорит, что Бог милости хочет, а не жертвы (Ос. 6,6), а Михей учит, что Господь требует от нас любить дела милосердия (Мих. 6, 8)... Будите же, заключаете слово свое Антиох словами Спасителя, милосерды, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лук. 6, 36). Из слова св. Антиоха, как видите, становится ясным то, что истинное сострадание состоит в том, чтобы с плачущими плакать, обидимых защищать и к несчастным относиться с любовью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Увы, исторически этого чуда с Израилем, с северным десятиколенным царством не произойдет. Неверная жена (Израиль) не воротится к своему мужу (YHWH). Но пройдут поколения, и о необходимости обновления завета, восстановления отношений с Богом начнут твердить пророки южного, Иудейского царства. Заключение нового союза, Нового Завета будет уже не метафорически, как у Осии, а прямо предсказано через полторы сотни лет после него иудейским пророком Иеремией: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской: тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер 31:31-32).  А еще через несколько веков этот завет будет заключен, причем уже не только с израильским народом, но со всем человечеством, когда на Тайной вечере Посланник Завета (ср. Мал 3:1) и Мессия произнесет: «Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14:24.Ср. параллельные места у Мф и Лк); «Сия чаша есть новый завет в Моей крови» (1Кор 11:25). Новый завет – новая кровь, ибо нет завета без пролития крови. …Я увлеку ее… Неверная жена должна быть выгнана навсегда, с полным лишением всех прав. Но муж по-прежнему любит ее сильной, безрассудной, первой любовью, и посему у него возникает план, как вернуть себе возлюбленную. Русский Синодальный перевод здесь смягчает: увлеку ее, хотя в еврейском тексте говорится: соблазняю ее. Именно это означает глагол в биньяне piel (впрочем, как и в других биньянах): «Если соблазнит () кто девицу необрученную и переспит с нею…» (Исх 22:16); «Сын мой! если будут склонять тебя () грешники, не соглашайся» (Притч 1:10); «Если сердце мое прельщалось () женщиною…» (Иов 31:9) и др. Ср. также Суд 14:15; 16:5 и Иер 20:7. LXX: πλαν, заставлю блуждать, или собью с пути. Vulgata: lactabo,  приманю. Церковнославянский перевод: соблажню. Архимандрит Макарий (Глухарев): убежду; Андрей Десницкий: очарую; перевод РБО: выманю.

http://bogoslov.ru/article/4784932

   Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры (Исх.15:23—25), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44—49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр., Сир.46:5—7:21, 23; 48:2—11:24…). Встречаются и моральные воззрения, отличные от канонических писаний. Так, в Сир.12:1—7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику.» Слишком практично! В Сир.25:9—10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это — человек при жизни видящий падение врагов.» — Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29; Притч.25:22—23). В Сир.30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим.» Сир.30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь.» Сир.31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни.» Не таковы советы Приточника-Соломона. В Сир.31:32: «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)… по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (Сир.42:6—7)…    Но указывая некоторые «недоумения» в обозреваемой книге, православный богослов должен обратить внимание на то, что в общем все содержание книги, весь ее тон и характер, способ изложения, взгляды и суждения автора чрезвычайно ценны для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности. Следуя мудрым советам и указаниям автора (напр. Сир.42:2), и современный христианский читатель его книги, как древний еврей, не ошибется в своих поступках и будет вызывать у благоразумных людей себе не порицание, а полное одобрение и подражание. Начертываемые Сирахом правила жизни, а равно и общие его нравственно-философские принципы остаются и доселе вполне применимыми и полезными в жизни и теоретических воззрениях; нельзя сказать, чтобы они «устарели» и негодны для нашего времени, так как основаны на вечных канонических откровенных воззрениях. Возвышенный «гимн Творцу» (Сир.42:15—43:36) очень близок к каноническим псалмам: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней… Он проникает в бездну и сердце и видит все изгибы их…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Здесь указывается на Премудрость, как на «творение» Всевышнего, т. е. в духе арианизма. У приточника ( Прит. 8:23–30; 3:19 ) и Иова (28:12–28) иначе говорится о происхождении Ипостасной Премудрости. В 38:4 5 читаем: «Господь создал из земли врачевства и благоразумный не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана бала сила Его? Для того Он и дал людям знание»... Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, 326 будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44 49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр. 46:5–7,21,23; 48:2–11,24). Встречаются и моральные воззрения отличные от канонических писаний. Так, в 12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В 25:9–10: «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это человек при жизни видящий падение врагов». Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Пр.25:22–23). В 30:6: «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». 30:17: «лучше смерть, нежели горестная жизнь». 31:24: «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника Соломона. В 31:32 «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)... по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» (42:6–7)... Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4:35 =Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Все 4 евангелиста повествуют о предсказании Иисусом на Тайной вечере отречения П. Рассказ этот почти идентичен у апостолов Матфея и Марка, но имеет заметные отличия у ап. Луки и еще более существенные - у ап. Иоанна. У Матфея и Марка предсказание отнесено к тому времени, когда Иисус уже был на пути в Гефсиманию , а у Иоанна оно приведено в отличающейся от синоптиков редакции. Материал ап. Луки вполне оригинален. Он единственный из евангелистов, кто вставляет в повествование о Тайной вечере рассказ о споре между учениками, кто из них должен почитаться большим. В ответ на претензии учеников Иисус произносит наставление о смирении, указывая на собственный пример, завещает им Царство и участие в эсхатологическом суде над 12 коленами Израиля (Лк 22. 27-29; ср.: Мф 19. 28). Непосредственно П. Иисус открывает: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». На заверение апостола о том, что он готов пострадать за Учителя и даже принять за Него смерть, Иисус отвечает: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк 22. 34). Необычны здесь слова, обращенные к П., о том, что сатана «просил», чтобы сеять учеников, как пшеницу. Словом «сеять» переведен глагол σινιζω, означающий «просеивать» (через сито). Судя по всему, речь идет о том, что Иисус молился Богу о неоскудении веры П. (ср.: Иов 1. 6-12; 2. 1-6). Взаимоотношения между Богом и сатаной таинственны и непостижимы, и неизвестно, почему Бог слушает сатану и позволяет ему совершать те или иные деяния над людьми. Но Иисус выступает здесь как Ходатай за Своих учеников перед Отцом. Его последняя молитва, о которой пишет евангелист Иоанн, является почти исключительно молитвой за учеников: Иисус просит Отца в числе прочего о том, чтобы Он сохранил их от зла, или от диавола (выражение κ το πονηρο в Ин 17. 15 означает «от лукавого»). Предсказание об отречении П. приведено у ап. Луки в более краткой форме, чем у апостолов Матфея и Марка. Матфей, сообщив о том, что Иисус и ученики, «воспев, пошли на гору Елеонскую», приводит пророчество Иисуса об отречении учеников. На это реагирует П.: «...если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Иисус отвечает ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» (Мф 26. 31-35). Версия Марка (Мк 14. 27-31) почти идентична, за исключением предсказания Иисуса: отречение П. должно произойти не до 1-го, а до 2-го пения петухов.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010