Иов.32:2 .  тогда воспылал гнев Елиуя, сына Варахиилова, Вузитянина из племени Рамова: воспылал гнев его на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, Иов.32:3 .  а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова. На смену замолчавшим трем старшим друзьям является четвертый младший Елиуй, – представитель нового, до сих пор еще никем не раскрытого взгляда. Его имя, означающее: «мой Бог он», встречается среди имен народа еврейского ( 1Цар 1.1 ; 1Пар 12.20 ), а имя предка «Вуз» известно, во-первых, как имя второго сына Нахора, брата Авраама ( Быт 22.21 ) и, во-вторых, как имя одного из арабских племен ( Иер 25.23 ). В племени Вуза Елиуй принадлежал к поколению Рама. Выслушанные Елиуем речи Иова и трех друзей не только не удовлетворили его, но и возбудили в нем чувства негодования. Он «воспылал гневом» на Иова за то, что последний, считая себя невинным, обвинял Бога в неправосудии (IX), и на друзей – за то, что они, обличая Иова в грехах, не смогли опровергнуть его свидетельств о своей невинности, – доказать правоту своих взглядов (ср. ст. 12, 15). Иов.32:4 .  Елиуй ждал, пока Иов говорил, потому что они летами были старше его. Иов.32:5 .  Когда же Елиуй увидел, что нет ответа в устах тех трех мужей, тогда воспылал гнев его. Сознавая промахи друзей и Иова, Елиуй тем не менее молчал, потому что не желал из уважения к старшим прерывать их рассуждения ( Иов 29.21 ). Его речь начинается лишь после того, как сделалось ясным, очевидным прекращение разговора, явилась возможность принять участие в споре без нарушения восточных правил приличия. Иов.32:6 .  И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. Иов.32:7 .  Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости. Преклонение пред мудростью и житейским опытом старших ( Иов 8.8–9, 12.12, 15.9–10 ) побуждало Елиуя не объявлять до времени своего взгляда (ср. Сир 32.9–11 ). Решение вопроса он предоставлял пожилым (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По сравнению с такой логикой Римское право — просто детская игра! И несмотря на то, что в словах о “венце из грехов” звучит искренняя готовность к жертве, в них же звучит и удивительная гордость. Сокрушаясь о “потерянном рае”, Иов сожалеет и о славе земной: Когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, — юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня (29:7–11). Иов пытается говорить языком покаяния, но вместо этого восхваляет себя, перечисляет грехи, коих не совершал: “Не позволял, не оскорблял, не отступал, не прелюбосотворил” и т. д. Терновый венец из грехов как-то не сплетается, слова жалобные и покаянные легче пуха повисают в воздухе. Иов все сказал, самое важное прозрел — и об искуплении, и о мудрости, но что-то осталось недосказанным, не разрешилось в гармоничный аккорд. Вот тут-то выступает четвертый герой, некто Елиуй, “моло­дой и смелый”, не умудренный житейскими истинами, но “ис­полненный духом”. Он называет себя “молодым вином”: утроба моя готова прорваться, подобно новым мехам. Пылко негодует он на трех друзей, что не сумели они открыть правды, не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова, и на самого Иова также излился гнев его (32:2–3). Елиуй. Главы 32–37 Блейк в своей аллегорической поэме соединил образ Елиуя с Иоанном Крестителем, предтечей Христа. Этот герой — боговдохновенный проповедник, и после его пламенной речи является Сам Бог. Исследователи Библии, однако, считают эти главы более поздней вставкой. По содержанию речи Елиуя словно эхо повторяют поучения трех друзей, а последующее Богоявление в какой-то мере ослабляет их смысловую значимость. В самом тексте много арамеизмов, что также указывает на его поздний возраст. Кроме того, о Елиуе ничего не говорится ни в начале, ни в конце; Бог, порицая трех друзей, никак не отметил его. Но даже если эти главы — поздняя вставка, ее наличие чрезвычайно важно, так как является древнейшим комментарием к книге Иова, ведь Елиуй дает оценку всем и вся, подводит итог. Вот я, как ты пред Богом 30 , — говорит он Иову, — также взятый из брения, поэтому страх передо мною не может смутить тебя (см. 33:6). Кажется, будто позднему переписчику, принявшему всю историю близко к сердцу, так и не терпелось высказать свое мнение Иову в лицо! Он, как и его герой, Елиуй, берется разобрать дело наново. И хотя он противопоставляет себя трем старцам, Иов его крайне возмущает: Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу (Иов говорил, что — нет, если человек смертен. — Е. Г.). Итак послушайте меня, мужи мудрые! Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему (34:7–11). К счастью, на эту реплику Иов уже не мог ответить, не то речи пошли бы по четвертому кругу.

http://pravmir.ru/kniga-iova-popyitka-in...

По твердому убеждению святителя Григория, здесь «Елиуй произнес великие и исполненные силы слова. Но, как это характерно для очень хвастливых людей, изрекая истинное и таинственное, он внезапно примешивает к этому, по сердечной надменности, некоторые глупые и высокомерные выражения» 950 . Именно это мы и обнаруживаем в его последующем речении: Внимай, Иов, слушай меня, молчи, и я буду говорить. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания; если же нет, то слушай меня: молчи, и я научу тебя мудрости ( Иов. 33:31–33 ). Святитель Григорий обращает здесь внимание и на то, что, пригласив Иова высказаться – Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания ( Иов. 33:32 ), – Елиуй не дает ему в дальнейшем сказать ни слова, не делая никакой паузы в собственной речи. Более того: поскольку самовлюбленного и гордого Елиуя мнение Иова не интересует вообще, он сразу же, пусть и формально пригласив Иова к ответу, тотчас же резко требует, чтобы тот вообще помалкивал: молчи, и я научу тебя мудрости ( Иов. 33:33 ) 951 . Постепенно Елиуй переходит к опровержению второй неприемлемой для него мысли страдальца. Но сначала Елиуй вновь обращается к друзьям Иова, призывая их ко вниманию, одновременно (по необходимости) все же делая им некоторый «комплимент» – именуя их рассудительными (ср.: Иов. 34:2 ) (по версии Септуагинты – мудрыми): ради того, чтобы они в дальнейшем со вниманием и с почтением отнеслись к его доводам: И продолжал Елиуй и сказал: выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище. Установим между собою рассуждение и распознаем, что хорошо ( Иов. 34:1–4 ). Как замечает Олимпиодор, «Елиуй умилостивляет слушателей из-за того, что прежде порицал их. Назвав их мудрыми и сведущими в добре, он [как бы] говорит: «Выслушайте рассудительно мои слова, друзья, различая ложь и истину " » 952 . Затем ( Иов. 34:5–6 ) Елиуй формулирует свою собственную версию заслуживающей возражения второй мысли Иова: в отличие от Бога, я прав и потому не стану лжесвидетельствовать против себя и своей совести; я никогда не признаю себя – лишь в результате Божественного насилия – грешником: ведь я не виновен ни в каком грехе. И пусть Бог пытается заставить меня признать этот грех существующим, я все равно не пойду на это, ибо – я невиновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Глава 18 Речь Вилдада во втором разговоре. 1–3. Приступ. 4. Устойчивость законов мздовоздаяния. 5–21. Гибель грешника – его неизбежная участь. Иов.18:1 .  И отвечал Вилдад Савхеянин и сказал: Иов.18:2 .  когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить. Иов.18:3 .  Зачем считаться нам за животных и быть унижен­ными в соб­с­т­вен­ных глазах ваших? Призыв Вилдада (ср. Иов 8.2 ) к хладнокровному, вдумчивому ( «обдумайте, и потом будем говорить» – ст. 2) обсуждению вопроса мотивируется тем, что в пылу спора, в состоянии раздражительности друзья укоряют друг друга в недостатке рассудительности («зачем ты считаешь нас за животных и принимаешь нас за существ неразумных» – ст. 3; Иов 12.2–3, 15.2–3, 16.2–3, 17.10 ). Предвзятая мысль «о взаимном неразумии» не позволяет одному согласиться с другим; мешает выяснению истины. Иов.18:4 .  О ты, раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего? Пагубные последствия такого настроения сказываются на самом Иове. Не соглашаясь с друзьями, будучи уверен в своей правоте и встречая только одни возражения, он «раздирает душу свою в гневе», – раздражается, мучится (ср. Иов 17.2 ). Но как бы страстны ни были его речи, они не в состоянии изменить того закона нравственного миропорядка, по которому на земле наказываются одни грешники. Он так же непреложен, как и законы мира физического. Назначенная Богом для обитания человека земля ( Ис 45.18 ) всегда останется населенною, по слову человека скала не сдвинется с места, так точно не отменится закон возмездия за грехи. Иов.18:5 .  Да, свет у беззаконного потухнет, и не останется искры от огня его. Иов.18:6 .  Померкнет свет в шатре его, и светильник его угаснет над ним. Закон возмездия проявляется в том, что счастье ( «свет», «светильник» – ср. Иов 21:17, 29.3 ; Притч 13.9, 20.20, 24.20 ) нечестивого никогда не бывает прочным. Оно исчезает окончательно: «не останется искры от огня его» (ст. 5), или в буквальном переводе: «пламя его очага перестанет светить».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для божественного всемогущества открыт не только шеол, но и «аваддон» ( Пс 87.12 ; Притч 15.11, 27.20 ; ср. Евр 4.13 ), – самая низшая и глубочайшая часть ада (« βυσσος» – бездна; ср. Откр 9.11 : «ангелы бездны»). Иов.26:7 .  Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Всемогущество Божие сказывается в установлении законов тяготения, силою которого поддерживаются в воздухе громадные светила северного полушария (выражение «распростер» прилагается только к небесному своду – Иов 9.8 ; Пс 103.2 ; Ис. 40:22, 44:24 , но никогда к земле, а потому и «север» не может означать северного полушария, – части земли) и весь земной шар. Иов.26:8 .  Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. От Него же получили начало законы, определяющие явление дождя (ср. Пс 103.3 ; Иер 10.13 ). Иов.26:9 .  Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Всемогущий Бог «поставил престол Свой», точнее, «покрывает лице Своего престола». Престолом Божиим служит небо ( Ис 66.1 ); передняя, обращенная к земле, сторона его («лице») закрыта облаками, как бы покрывалом (ср. Иов 22.14 ; Пс 17.12 ; Ам 9.6 ), в силу чего он невидим (ср. Иов 22.14 ). Доходящим до земли отблеском его является свободная от облаков небесная лазурь ( Исх. 24.10 ). Иов.26:10 .  Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою. Силою Своего всемогущества Господь, «провел черту над поверхностью воды» (ср. Притч 8.27 ). По воззрению древних народов, земля омывается (окружается) со всех сторон океаном, над которым возвышается в виде полушария небесный свод (ср. «небесный круг» – Иов 22.14 ). Внутри этого пространства – область истекающего из солнца и звезд света, вне его – область тьмы: «до границ света со тьмою». Иов.26:11 .  Столпы небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Иов.26:12 .  Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость. Божественное всемогущество сказывается в землетрясениях, от которых дрожат горы (ср. Иов 9.5–6 ; Пс 28.5–6 ; Наум 1.5 ), своими вершинами как бы поддерживающие небо и потому называемые «столпами» неба, а равно в морских бурях и укрощении их: «разумом смиряет его дерзость» (ст. 12; ср. Пс 88.10 ). Синодальное чтение »его (моря) дерзость " , передающее еврейское выражение «рахав», не может быть принято потому, что при «данном» слове нет местоименного суффикса «о», – его. «Rachab» – нечто самостоятельное по отношению к морю, хотя и находящееся в связи с ним. То же самое подтверждается Пс 88.10–11 и Ис 51 , в которых «рахав» упоминается одновременно с морем. Ввиду этого есть достаточные основания понимать «рахав» в смысле морского чудовища. Господь «сражает его» с той целью, чтобы оно не наносило вреда людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Профессор П.А.Юнгеров в своих кратких комментариях на книгу Иова говорит: «В образах 40 и 41 глав христианские толковники видят прикровенное указание на диавола, его власть над миром, его падение в тартар и обладание преисподней. … Пророки: Исайя (4, 14–15), Иезекииль (28, 12–17) и Даниил (7–8; 11 главы), прикровенно, под образами разных языческих царей, говорили о вдохновителе их диаволе, его власти и падении. Пророк Исайя драконом или змеем называл злого духа и говорил о поражении его Господом (27, 1; 51, 9)». Так и здесь, особенно в 40, 14 и в 41, 24, по мнению толковников, под образами морских чудовищ говорится о злом же духе, его власти страшной для людей, его падении в тартар (40, 15), унижении пред ангелами (40, 14; 41, 24), владычестве в преисподней бездны (41, 23, 25), но в полной зависимости от Господа». 29 В чем смысл речей Господа? Кажется, на первый взгляд, что Он не открывает Иову тайну его страданий. Господь лишь указывает на непостижимость Своих путей для человека, на бессилие человека перед Богом и даже перед некоторыми Его творениями. Но в этом есть свой смысл. Даже величайший праведник, каким был Иов, нуждается в искуплении. Нужен Искупитель, Посредник. Вполне смысл страданий Иова уразумевается только в контексте Нового Завета. Однако самому Иову этот смысл возможно был открыт (см. ниже). 2.6.8. Ответ Иова на речи Господа (42, 1–6) После речей Господа Иову осталось только преклониться перед всемогуществом Божиим и перед тайной путей Божиих. «Отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя ; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» ( Иов.42:1–6 ). Иов за свое долготерпение награждается величайшей наградой – он видит Бога, и это лицезрение оказывается настолько великим благом, что перенесенные им страдания уже не кажутся ему чрезмерными. Некоторые толкователи считают, что Иов не только узрел Бога, но что ему была приоткрыта тайна Божественного Воплощения и Искупления Им рода человеческого. Это догадка. Прямых указаний на это в тексте книги Иова нет. Однако слова Иова «о делах чудных» для него, о «которых он не знал» наводят на такую мысль. Ведь Иов рассуждал не о величии дел Творения, а о причине своих страданий, о промысле Божием. Из ответа Иова Богу можно предположить, что его жажда узнать причину была удовлетворена – он узнал и изумился непостижимости и величию замысла Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Глава 2 1–5. Второе явление ангелов и сатаны пред лице Божие и новая клевета диавола. 6–3. Болезнь Иова и удаление его за пределы города. 9–10. Речь жены и ответ на нее со стороны Иова. 11–13. Прибытие друзей. Иов.2:3 .  И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. По сравнению с первым отзывом Господа об Иове ( Иов 1.8 ) второй содержит небольшую прибавку: «доселе тверд в своей непорочности». Она сделана в целях изобличить диавола в клевете на Иова ( Иов 1.9–11 ). Он потерял все, но остался верен Богу, тогда как, по уверению сатаны, должен был бы проклясть Господа ( Иов 1.9–11 ). Иов.2:4 .  И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; Иов.2:5 .  но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? Обычай древней меновой торговли получать за проданный товар не монетами, деньгами, а соответствующим ему по ценности предметом создал среди кочевников, приобретавших нужные им вещи за кожи животных, поговорку: «кожу за кожу», т. е. равное за равное, без всякой корысти. Пользуясь этой пословицей, диавол и говорит, что проявленное Иовом терпение нельзя назвать бескорыстным, а потому и нет оснований восхвалять его (ст. 3). Зная, что хула грозит смертью ( Иов 2.9 ), Иов при помощи терпения сохранил себе жизнь, – величайшее для человека благо. Он лишился по сравнению с нею малого, – имущества и детей; с расчетом, терпеливо уступил, отдал это, но за то в обмен себе взял большее – жизнь. И только отнятие этой последней может вызвать с его стороны проклятие. Иов.2:7 .  И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. Судя по отмеченным в самой книге проявлениям болезни ( ), Иов был поражен проказою. Эта болезнь начинается с появления на теле гнойных прыщей, имеющих форму гнезд. При дальнейшем развитии болезнь покрывает всю поверхность тела и разъедает его так, что все члены кажутся как бы отставшими. Ноги и голени опухают и покрываются наростами, напоминающими наросты на коже слона, откуда и ее название «элефантиазис», – слоновая болезнь. Лицо становится одутловатым и лоснящимся; взгляд – неподвижным и угрюмым; голос – слабым. Одержимый жестокими болями, лишенный сна, вернее, мучимый кошмарами, больной не находит себе покоя ни днем, ни ночью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 22 Речь Елифаза в третьем разговоре. 1–5. Правосудие Божие, как основание для заключения о греховности Иова. 6–20. Двоякого рода грехи Иова. 21–30. Совет сблизиться с Богом и последствия этого. Иов.22:1 .  И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: Иов.22:2 .  разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Иов.22:3 .  Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Иов.22:4 .  Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? Не обращая внимания на последнюю речь Иова, не опровергая отмечаемых им фактов, Елифаз настаивает на заслуженности постигших его бедствий, выводя эту мысль из положения о Божественном Правосудии. В отношениях к праведникам и грешникам Бог руководится исключительно началами строгого правосудия. Абсолютно всесовершенный, Он не получает выгоды от дел «разумного», – «ищущего Бога» (евр. «маскил»; ср. Пс 13.2 ), равным образом и поступки грешника не приносят Ему вреда. Поэтому Его отношение к тем и другим не определяется, как у человека, желанием доставить Себе пользу и избежать вреда. Бог наказывает грешника не потому, что, боясь его, стремится отстранить от Себя грозящую со стороны этого последнего опасность (ст. 4; ср. Прем. 6.7 ) и награждает праведника не под влиянием соображения подвигнуть на большую добродетель и тем извлечь для Себя выгоду. Иов.22:5 .  Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. При безусловном правосудии Бога для страшных страданий Иова нельзя найти другой причины, кроме великой греховности. Иов.22:6 .  Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Предполагаемые («верно») грехи Иова заключаются в отсутствии у него внушаемой самою природой гуманности, человечности. Он не стеснялся брать залог (ср. Исх 22.26–27 ; Втор 24.10–13 ) с «братьев своих», т. е. лиц одного с ним племени, и притом «ни за что», т. е. не нуждаясь в них, так как сам был богат. Им руководила в тех случаях одна жадность (ср. Иов 20.19–21 ), доходящая до того, что в качестве залога отнималась последняя одежда у полунагих, – ничего не имеющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но чтобы сердце стало таким, любовь должна раскрыть свою тайну, проявив свое самое главное свойство: предстать любовью-жалостью, способною на подвиг сострадания. А эта тайна становится доступной только страдающему сердцу; только страдания постигают суть любви, которая является даром Божиим. Именно благодаря скорбям, благодаря тому, что плоть его болит, душа страдает, а “лицо побагровело от плача” (Иов 16:16), приходит к Иову прозрение. Он убежден, что “к страждущему должно быть сожаление от друга его”, но подвиг сострадания возможен лишь в том случае, если друг не оставил страха к Вседержителю (Иов 6:14). Иначе надежда тщетна. И “сыны века сего” оказываются “неверны, как поток, как быстро текущие ручьи, которые черны от льда и в которых скрывается снег. Когда становится тепло, они умаляются, а во время жары исчезают с мест своих. Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню и теряются” (Иов 6:15–18). Не так нужны объяснения происходящего самому Иову, — он с благодарностью принимает от Бога и доброе и злое (Иов 1:21; 2:10), как его мучает невозможность оправдаться перед друзьями, которые дороги ему, поэтому он просит, чтобы Господь Сам заступился за него, оправдал его в глазах людей, которые мыслят в рамках законов плоти. Но чтобы преодолеть немощь человеческой любви, требуется подвиг: необходимо принести свое самолюбие в жертву, требуется осознание своей немощи, признание своего непонимания, своей слепоты (Ин 9:41). Не смогут понять страданий Иова друзья его, которые преисполнены лжесвидетельств. “Злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца” (Иов 22:5), — спешат обличить они праведника, объясняя свои слова тем, что Бог “по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему” (Иов 34:11) и что “ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе” (Пс 33:11), а “нечестивому не будет добра” (Еккл 8:13). Друзья, ожидая в награду за исполнение закона “благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего” (Еккл 2:24), находят обоснование своей правоты в ложно понимаемом принципе воздаяния, строя свое общение с Богом на основе юридических отношений, а не на любви, не понимая, что земные блага, которые воспринимаются нами как символ нашего благочестия, пред лицем Божиим теряют всякую ценность, ибо затрагивают область плоти, а не духа. Смысл истинных благ сокрыт от сторонних наблюдателей. Понятие благ гораздо шире наших представлений о них. Истинные блага — это не “пища и питие”, хотя и подается Господом все необходимое любящим Его. Но лучше сказать вслед за Апостолом, что “любящим Бога все содействует ко благу” (Рим 8:28).

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

Оно заканчивается в обоих случаях победой искушаемого, его воскресением и прославлением.    То, что Иов был прообразом Христа, общеизвестно. Удивительно то, сколь многогранно воспроизводит эта чудеснейшая из ветхозаветных книг образ грядущего Мессии. Удивительна насыщенность этой книги конкретными деталями будущих событий, обилие в образе Иова черт, буквально списанных с натуры его еще не воплотившегося Прототипа. Обычно в Иове легко находят образ Христа страждущего. Это, действительно, лежит на поверхности. Не менее впечатляюще проступает в Иове образ Христа поругаемого. Уже с первых слов Елифаза: «Вот, ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал... а теперь дошло до тебя, и ты изнемог» (Иов. 4:3—5), — звучит хорошо знакомая тема: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти!» (Матф. 27:42). Далее в своих речах друзья последовательно обвиняют Иова за все то, за что впоследствии будет осужден Христос. Главное среди их обвинений — обвинение в богохульстве (Иов. 8:2—3, 11:3, 15:4—6, 12—13, 34:7—9 и др.). За богохульство был «официально» осужден на смерть и Иисус (Матф. 26:65—66). Иов, как и Иисус, вообще обвинялся именно в том, в чем он меньше всего был повинен. Так он, всю свою жизнь заботившийся о бедных, призиравший вдов, утешавший несчастных (Иов. 29:12—17), обвинен Елифазом в том, что «с полунагих снимал одежду» и «вдов отсылал ни с чем» (Иов. 22:6—9). Как это похоже на слова Иуды «для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» (Ин. 12:5), сказанные в упрек Тому, Кто всего Себя отдал за жизнь грешников! И как это похоже на заботливость фарисеев о своем народе: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:48—50).    Иов богоподобен не только в своем страдании, но и в прежнем величии. В описании этого величия поражают две особенности. Первое — то, что в перечислении добродетелей Иова доминируют добродетели христианские, не свойственные и не предписываемые законом ветхозаветному человеку, открытые в качестве заповедей много лет спустя евангельской проповедью Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010