Иов.2:8 .  И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]. Пораженный нечистою ( Лев. 13:3, 11 и т. д.) и, может быть, заразительною болезнью (см. Толковая Библия , 1 т., с. 448, ст. 33–34), Иов должен был удалиться «за пределы селения» (прибавка LXX, согласная с Лев. 13.46 ; Чис 5.2–3 ; 4Цар 7.3 ), где и сел в пепел, по славянскому тексту, «на гноищи». Наблюдаемое в настоящем случае разногласие между текстами стараются примирить тем соображением, что, по существующему на востоке обычаю, выносимые за город нечистоты и подверженные гниению разного рода отбросы постепенно сжигались, в результате чего получался пепел, превращавшийся от дождей в твердую массу. По своему происхождению, в своей основе пепел был, действительно, гноищем. Иов.2:9 .  И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! Речь жены, внушенная ей, по мнению Иоанна Златоуста , диаволом, представляет новое испытание терпению Иова в том отношении, что, рисуя (по переводу LXX) его полную беспомощность, тревожит не успевшие зажить душевные раны, подсказывает еще не возникавшую в уме страдальца соблазнительную мысль сказать одно хульное слово и навсегда освободиться от страшной болезни. Указываемый женою исход – единственно возможный для Иова: сколько бы он ни благословлял Бога, все равно умрет; благочестие бесполезно. Иов.2:10 .  Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими. Пораженный бедствиями, но еще не знающий их истинной причины, человек не имеет повода отречься от Бога. Поступить так может один неразумный ( Еккл 7.14 ). Иов.2:11 .  И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. По Быт 36.4 , «Елифаз» – одно из древнеидумейских собственных имен, а Феман – одна из областей Идумеи ( Быт 36.34 ; Иер 49.20 ; Иез 25.13 ; Ам 1.12 ), известная мудростью своих обитателей ( Иер 49.7 ; Вар. 3:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Этот корень и указан, чтобы ты удивлялся плоду. Кто был Исав? Блудодей и сквернитель. Кто был Иов? Потомок блудника, этот человек, благочестивый и достойный удивления, являющийся предметом настоящей нашей беседы, говорит: «Если сердце мое прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего, – пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею» ( Иов.31:9–10 ). Исав по своей невоздержности и ненасытности имел многих жен; Иов же, соблюдение нравственности ставил законом своей жизни и настолько успевал в этом, что чужая красота не обольщала его; блуда и прелюбодеяния он удалялся настолько, что не обращал внимания даже и на свободных женщин, т.е. на девиц еще не просватанных, – или говоря еще яснее: настолько далек был от всяких замыслов против чужих браков, что даже на незамужнюю девицу, относительно которой не было никакой опасности, не обращал глаза с невоздержностью. Кто об этом свидетельствует? Сам Иов. «Завет, – говорит он, – положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» ( Иов.31:1 ). Смотри, до какой степени строг он во всем, что касается благочестия. Он приучает свой глаз подчиняться требованию благочестия, и все члены свои воспитывает в исполнении правды, – и вот, ведя род свой от блудника, он просиял величайшим благочестием. Исав, что касается его намерений, был даже братоубийцей; конечно, он не привел в исполнение своего замысла, но самое намерение уже должно быть вменено в вину. «И сказал Исав в сердце своем, – говорит Писание, – приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего» ( Быт.27:41 ). Значит, корень – братоубийца, а цвет этого корня увенчивается за доблесть правды. Тот восставал против природы и брата своего считал чужим для себя, а этот и чужих считал братьями, говоря: «Я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного» и вместо мужа матери их, «отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно» ( Иов.29:12, 16 ). И вообще все чужое уважает как этот потомок Исава, – Исава, чужое делавшего своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16:10-11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств, в книге не описано с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12:2-5) – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Святой Андрей Кесарийский говорит: «Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12:11, 12) – Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 1.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из первой и второй главы. Читается книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. На вечерне в Великие понедельник, вторник, среду читаются 1 – 2 главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38-я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42:12-17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми. Вот, по-видимому, все, что я хотел вам сказать о книге Иова. Добавлю, что большая ее часть, с 3-й по 42-ю главу, написана, в основном, стихами. В литературе встречается мнение, что это один из лучших образцов древнееврейской поэзии. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

7). «С печалью сойду… в преисподнюю» (Быт 37. 35); «дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды» (Иов 7. 6; ср.: Пс 102. 15-16) - основной предсмертный мотив библейских книг. В нек-рых случаях в них звучат пессимистические мотивы, характерные для танатологии народов Междуречья, родственных древним евреям: «Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы... Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл 9. 2-6). Каждого человека - и праведного и грешного - ожидает после смерти одна и та же незавидная участь: тело его распадается и обращается в прах (Иов 14. 10); душа же спускается в преисподнюю (шеол) - царство тьмы и теней (Иов 10. 21), страну молчания (Пс 93. 17), землю забвения (Пс 87. 13), безобразное, сумеречное место, в к-ром ничего не видно (Иов 10. 22); там душа пребывает в бессознательном состоянии (Пс 6. 6), в состоянии тяжкого и бессмысленного сна (Иов 14. 12). Иногда взгляд ветхозаветных авторов на посмертную судьбу человека безнадежен настолько, что даже само существование души как отдельной субстанции ставится ими под сомнение (Пс 145. 4; Еккл 12. 7). Недосказанность о тайне В. ж. и столь пессимистичные представления о загробном существовании человека компенсируются в ВЗ идеалом земного благоденствия. Награда за праведность - богатство, здоровье, долголетие, умножение рода (Быт 22. 17; 26. 3-4). Все обетования Божии заключены в земных пределах - в жизни самого праведника или в жизни его потомков (Быт 17. 8). В большинстве случаев эти обетования именуются вечными. В. ж., т. о., согласно ветхозаветным воззрениям,- это бесконечное родовое благополучие в условиях данного мира (Быт 26. 4; 48.

http://pravenc.ru/text/158316.html

   Как ты, червь и тля, смеешь говорить: «Долго нет второго пришествия, а уже пора ему быть»? Как можешь ты устанавливать срок Владыке и Создателю, о Котором написано: очи Господни яснее солнца в сотни миллионов раз, и следят за всеми путями человеческими, и видят все тайное (Ср.: Сир. 23:25—28), Он определяет число дней и сроки жизни, Он внушил страх всякому живому существу, дал человеку разум и искусство, проник оком Своим в сердце его, показал ему великолепие дел Своих.    Не говори: «Скроюсь от Господа и среди множества людей останусь неузнанным, и кто вспомнит обо мне, — что такое душа среди бесчисленной твари?» Ведь небо небес и бездна и земля, горы и основания земли трепещут и трясутся в страхе пред Ним. Ты же бесстыдно извращаешь смысл Писания и провозглашаешь безумно: «Вот уже тысяча пятьсот лет прошло после Христа, а второго пришествия Его всё нет, хотя уже пора ему быть».    Священное Писание, показывая человеческую худость и немощь, так говорит о человеческом естестве: «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, — и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня... Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением... Ты гонишься за мною, как лев» (Иов. 10:8—11, 15, 16). Ты запечатал беззакония мои в мехах (Ср.: Иов. 14:17; Ос. 13:12); когда я кажусь себе стоящим твердо, тогда окончательно погибаю (Ср.: Притч. 16:18, 18:13); как сон проходит, так и я отойду, как мечтание ночное, так и я исчезну (Ср.: Иов. 20:7—8). И еще говорит: «Не ведомо мне ничего выше небес, и ничего глубже ада я не знаю, и неизвестно мне ничего пространнее меры земной или шири морской» (Ср.: Иов. 11:8, 9). И если я вопрошу землю, ничего мне не поведает; если заговорю с четвероногими, ничего мне не скажут; и если буду допытываться у птиц небесных, не ответят мне; если обращусь к рыбам морским, они останутся безмолвными (Ср.: Иов. 12:7—8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вместе с тем, по мысли святителя Григория, человеку во время таких разрешаемых Богом диавольских нападений вообще не следует страшиться сатаны: «не нужно бояться того, кто силен только тогда, когда ему разрешают» 226 ; ведь все то злое, что происходит с нами, – в том числе и искушения – Бог попускает ради нашей пользы: нравственного исправления или духовного совершенствования. Итак, именно ради достижения Иовом еще большей славы святости Бог и попускает страдания праведника – в ответ на просьбу сатаны разрешить ему искусить Иова: И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей ( Иов. 1:12 ). О значении подобных, попускаемых Богом, искушений человека – в их взаимосвязи с историей Иова – священномученик Киприан Карфагенский пишет так: сатане «...власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это и сделано было относительно Иова, по ясному указанию Бога, говорящего: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей ( Иов. 1:12 )» 227 . О пользе искушения для праведников ярко пишет и святитель Григорий Великий : «Даже если сатана и смущает добродетели души, то он... не поражает сердца благих людей до глубины. Ему настолько дозволено бушевать против них, насколько это необходимо, чтобы они укрепились, возросши в искушениях, чтобы не приписывали своим силам те добрые дела, которые они совершают; чтобы они не потерялись в бездействии от излишней безопасности и не ослабевали бы при нападении страха. И для своего преуспеяния настолько более бдительно несли стражу, насколько чаще видели бы себя стоящими против врага в борьбе с искушениями» 228 . Бог попускает диаволу напасть на Иова, терзать и мучить его, довести его до самых глубоких бездн горя и отчаяния парадоксальным образом именно потому, что заботится о его славе и духовной пользе, о радости его будущего земного богообщения и небесной – уже в перспективе новозаветной реальности – богопричастности. Так, по словам Оригена , «что касается святых, то им хорошо [и] то, что против них, ибо они могут одержать над ним победу и, победив, стяжать у Бога еще большую славу. Вообще, когда диавол попросил, чтобы ему была дана власть на Иова (ср.: Иов. 1:9 ), то нападающий на Иова противник стал ему причиной сугубой славы после победы [над ним] (ср.: Иов. 42:10 ). Это доказывается тем, что то, что Иов потерял здесь, получил назад вдвойне; подобным [же] образом он имеет получить и в небесных [кровах]» 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Прокимен (псалом 128), глас 6: Благословихом вы/во имя Господне.  Стих: Множицею брашася со мною от юности моея. Чтение Иова  1–12] 1 Некий человек жил в стране Авситидийской, имя ему — Иов. И был тот человек непорочен, праведен, истинен, богобоязнен, и удалялся от всякого худого дела. 2 И было у него семь сыновей и три дочери. 3 И было скота у него: овец семь тысяч, верблюдов три тысячи, волов пятьсот пар, пятьсот пасущихся ослиц, и слуг весьма много, и дела большие были у него на земле, и был тот человек знатнейшим из жителей востока солнца. 4 И собирались сыновья его друг к другу, устраивали ежедневно пир, взяв с собой и трех сестёр своих, чтобы с ними есть и пить. 5 И когда оканчивались дни пира, Иов посылал за ними и очищал их, встав поутру: приносил о них жертвы по числу их и одного тельца за грех о душах их, ибо говорил Иов: «Может быть, сыновья мои в разуме своем дурное помыслили против Бога». Так поступал Иов во все дни их. 6 И было в один день: и вот, пришли Ангелы Божии предстать перед Господом, и диавол пришел с ними. 7 И сказал Господь диаволу: «Откуда пришел ты?» И сказал диавол в ответ Господу: «Я обошёл землю, и прошёл поднебесную, и вот, предстою». 8 И сказал ему Господь: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле человека: непорочного, праведного, истинного, богобоязненного, удаляющегося от всякого худого дела». 9 И отвечал диавол и сказал Господу: 10 «Разве даром Иов чтит Бога? Не Ты ли извне оградил его, и внутренность дома его, и даже со всех сторон всё имущество его? А дела рук его Ты благословил и умножил скот его на земле. 11 Но простри руку Твою и коснись всего, что он имеет, и он в лицо не благословит ли Тебя?» 12 Тогда сказал Господь диаволу: «Вот, всё, что у него есть, отдаю в руку твою, только его самого не касайся». И вышел диавол от лица Господа. Великий вторник На 6 часе Тропарь пророчества, глас 1: Безмерно согрешающим, богатно прости, Спасе: сподоби нас неосужденно поклонитися Твоему святому воскресению, молитвами Пречистыя Твоея матере, Едине Многомилостиве.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Так, Златоуст пишет: Господь говорит «о двух зверях, один из которых живет на суше, другой – в воде, в море. Небезызвестно нам, что многие разумеют в этих словах диавола, понимая [их] в иносказательном смысле. Однако нужно наперед заботиться об истории, а когда можно принести пользу слушателю и иносказательным объяснением, то не следует пренебрегать и им... Возможно, что... [здесь] говорится [именно] о чувственных диких зверях...» 1070 Итак, сначала Господь начинает вести речь о бегемоте, все же воспринимаемом большинством древних Святых Отцов именно в качестве одного из библейских символических образов сатаны. Так, например, святитель Григорий Великий в этом ничуть не сомневается: «На кого Он [Господь] намекает под именем «бегемот», как не на древнего врага?» 1071 Господь говорит Иову, сначала описывая физическое устройство этого удивительного и грозного зверя: Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья ( Иов. 40:10–13 ). По убеждению пресвитера Филиппа, видящего в образе бегемота символ диавола, здесь «названиями частей тела обозначено то, что дьявол жесток, свиреп, непримирим, непреклонен со своими». Так, например, «в «ногах» и в «костях» (ср.: Иов. 40:13 ) его, то есть снаружи и внутри, в словах и действиях [сатаны], подлинно проявляется его беспредельное зло» 1072 . Также, по убеждению пресвитера Филиппа, здесь содержится намек и на то, что диавол, «будучи надменным и нечестивым в своей тирании... никогда не раскается. Возвысившись, словно кедр (ср.: Иов. 40:12 ), он обречен на разрушение и уничтожение гласом Господа, судящим праведно... «Жилами» (ср.: Иов. 40:12 ) же, которые очень крепки и неразрывны, Он [Господь] называет те удовольствия, с помощью которых дьявол удерживает людей плоти» 1073 . Затем Господь говорит о бегемоте: ...это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой ( Иов. 40:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

За все благодарите (1 Фес. 5:18) — это всеобъемлющая заповедь. Благоденствует ли кто или отчаивается, скорбит ли, радуется ли — должен благодарить, словно великий Иов. Ибо тот, потеряв все ему принадлежавшее, а к тому же и десятеричное гнездо чад (Иов. 1:2), когда они были несчастным образом погребены под обрушившимся зданием во время пира, он, благодарив, говорил:Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1:21). И не только это, но и, на гноище сидя в гнили с червями и слыша от супруги своей: похули Бога и умри (Иов. 2:9), [Col. 1800]заставлял ее замолчать и говорил: для чего ты говоришь как одна из безумных жен: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2:10). И так познается истинно благодарный, который и в величайших несчастьях воздает благодарение Господу. Признак же неблагодарного — недовольство в скорбях, ропот, мучение, самооправдание и тому подобное. Стойкий и твердый в скорбях Давид, видя, что умерло дитя его, встал с земли, поклонился Господу и в другой раз сказал: кто есмь аз, Господи Боже мой… яко возлюбил мя еси? (1 Пар. 17:16). И еще, воспевая, говорил: Вся кости моя рекут: Господи, Гос поди, кто подобен Тебе, избавляй нища из руки крепльших Его? (Пс. 34:10). И еще: яже сотворил ми еси величия. Боже, кто подобен Тебе?(Пс. 70:19); удержал еси руку десную мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси (Пс. 72:23), сего радивознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века (Пс. 144:1), яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение (Пс. 117:21), яко от всякия печали избавил мя еси (Пс. 53:9), помянух Тя, Владыко, и возвеселихся (Пс. 76:4). И:Благословен Бог, иже не остави молитву мою и милость Свою от мене (Пс. 65:20). Говорит же и Исаия: Благословен еси, Господи, яко разгневался еси на мя… и помиловал мя еси (Ис. 12:1). И Захария: Аще что благо — Его, и аще что добро — Его (Зах. 9:17). И Павел: И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца(Кол.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Ибо написано: «не возвратится более в дом свой» ( Иов. 7, 9:10 ), потому что целый мир прешел, и всякий дом разрушен. Как возвратиться ему в свой дом, когда земля стала уже новая, иная? А возражающим надлежало слышать, что говорит Иов: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут. Если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел и где он?» ( Иов. 14, 7 –10) Иов как бы стыдит, как бы укоряет этими словами, потому что читать должно вопросительно: «где он»? Ужели, говорит, когда дерево падает и вновь восставляется, сам человек, ради которого и дерева созданы, не будет восставлен? А чтобы не подумать тебе, будто я делаю насилие речи, читай следующее. Сказав вопросительно: «человек умирает и распадается; отошел и где он?» продолжает: «когда умрет человек, то будет ли он опять жить» и вслед за этим присовокупляет: «Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (14). И в другом еще месте говорит: «И Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» ( Иов. 19:25 ). И пророк Исаия говорит: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» ( Ис. 26:19 ). Самым же ясным образом сказует чтенный ныне пророк Иезекииль: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших» ( Иез. 37:12 ). И Даниил говорит: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной; другие – на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). 16. И многие книги в Писании свидетельствуют о воскресении мертвых. Ибо много есть и иных об этом изречений. Теперь, как бы для одного напоминания скажем кратко о четверодневном воскресении Лазаря; кратко скажем также, по недостатку времени, и о воскрешенном сыне вдовицы. Для одного напоминания пусть будет указано теперь и на дочь архисинагога; пусть будет сказано и о том, что «и камни расселись, и многие тела усопших святых воскресли» ( Мф. 27, 51:52 ), после того, как «отверзлись гробы», а более всего да будет упомянуто, что воскрес из мертвых Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010