Особенно тяжелым ударом по Церкви явилось закрытие в 1963 году древней святыни Руси - Киево-Печерской Лавры, в пещерах которой находятся мощи великого сонма святых угодников, на поклонение которым ежегодно стекалось до полумиллиона паломников. Предлогом для закрытия ее послужила необходимость ремонта и реставрации. Лавра была временно закрыта на ремонт, но реставрацию не начинали, храмы и пещеры оказались в угрожающем состоянии как раз после прекращения в ней богослужений и ухода из монастыря монахов. Предпринята была попытка закрыть и Почаевскую Успенскую Лавру, но насельники обители во главе с настоятелем архимандритом Севастианом сумели ее отстоять. В эти годы сократилось и число епископов Русской Православной Церкви; многими епархиями стали управлять архиереи, занимавшие соседние кафедры. Эта участь постигла Новгородскую, Ульяновскую, Днепропетровскую, Сумскую, Донецкую епархии. Решительное отличие хрущевских гонений от тех, которые обруши лись на Церковь в 20-е и 30-е годы, заключалось, однако, в том что они прошли без кровопролития и почти без арестов. Под суд было отдано, правда, несколько священнослужителей, которые обвинялись, как правило, в финансовых преступлениях, чаще всего связанных с неуплатой или недоплатой налогов. В 1960 году на 3 года заключения был осужден архиепископ Казанский Иов (Кресович), который пытался противодействовать закрытию церквей в епархии. Он разъезжал по селам и призывал паству твердо стоять за свои храмы. Архиепископ Иов был обвинен в неуплате налогов и сокрытии доходов. В беседе с архиепископом Брюссельским Василием (Кривощеиным), состоявшейся в июле 1960 года, митрополит Николай (Ярушевич) объяснял: «Согласно с установившимися порядками архиереи платят налоги со своего жалования. Кроме того, они получают на представительство (куда часто входит содержание машины, секретаря, поездки и так далее). Эти суммы налогом не облагаются и в инспекцию не заявляются. А вот к архиепископу Иову придрались, что он эти суммы на представительство скрывал и налогов с них не платил. Но даже в таких случаях, когда кто-нибудь скрывает доходы и не платит налогов, за это не сажают сразу в тюрьму, но предлагают уплатить недостающий налог, и только в случае отказа могут подвергнуть наказанию. Архиепископ Иов предложил все уплатить, что с него требуют. Тем не менее его приговорили к 3 годам!» Потом, в 1971 году, в беседе с архиепископом Василием сам архиепископ Иов, в то время занимавший Уфимскую кафедру, сказал: «Да, все это сущая правда. И знаете, когда я попал в тюрьму, все меня бросили, все отреклись от меня... Испугались. Один митрополит Николай (Ярушевич) не испугался. И до суда и после суда и осуждения поддерживал меня чем мог, писал мне. Он один!.. После трех лет лагеря... я три года не был у дел».

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

964 Преподобный Иов, оставив родительский дом в самых молодых летах, вступил в Угорницкий монастырь, в Галиции; отсюда перешел в Дубненский Крестовоздвиженский на Волыни, где был игуменом, и наконец в Почаевский. Житие его описано его учеником иеромонахом Досифеем. Изд. в Почаеве 1791 г. Хойнацк. Преп. Иов, игумен почаевский. 1871 г. Н. Петрова, Преп. Иов Железо, в Странн. 1882 г. кн. 9–11. 965 Вестн. Западн. России 1867 г., ч. II, отд. 2, стр. 148. В записях Почаевского монастыря значится, что Николай Потоцкий пожертвовал в 1761 г. 200000 злотых, в 1766 г. 100000 злотых, в 1782–84 гг. 92000 злотых. Он похоронен под соборной церковью, которую построил. Православные, по передаче им Почаевского монастыря в 30-х годах нынешнего столетия, заложили ход в склеп к его гробу (Дело арх. Св. Синода, 1831 г., 973 Присяжная грамота его в А. З. Р., т. IV, Отзыв Древинского у Бант.-Камен. в Истор. изв. об унии, стр. 72. 974 О прежней жизни его известно следующее. Из послушников Киево-печерской лавры он перешел в услужение к александрийскому патриарху Мелетию и находился при нем до самой кончины его. Приняв от преемника его посвящение в пресвитеры, он удалился потом в Святую гору. По возвращении в Южную Россию, Исаак, по приглашению кн. Острожского, был строителем Дерманского монастыря. (Материалы для истории Западно-русской церкви, С. Голубева. Труды Киев. Акад. 1878 г. Июль, стр. 228. Собр соч. Максимовича, т. 1, стр. 387). После того опять удалился на Св. гору. В писанном им в 1614 г. с Афона, от лица молдовлахского митрополита Мардария, послании к Львовскому братству, он называет себя уже бывшим проигуменом дерманским. (А. З. Р. IV, В грамоте Феофана 1620 года, о признании Луцкого братства ставропигиальным, он именуется чернчицким игуменом, протосинкеллом александрийским. Памят. Киев. Ком., т. I, IV. 975 Бант.-Камен. Изв. об унии, стр. 97. О смерти Почаповского от яда, будто бы поднесенного ему православным епископом Пузиной, униатские писатели рассказывают басню, сплетенную клеветой (Haras. Annales Eccl. Ruth. p. 317).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Затем не прошло и года, как обитель Почаевская от православных перешла в руки униятов, а с сим вместе в их ведение поступила и вся Почаевская святыня с Цельбоносною Стопою и Чудотворною Иконою Богоматери, и мощами Преподобного Иова. Сначала унияты думали было совсем закрыть святые мощи угодника Божия и отгородили их решеткой, чтобы никто не мог сообщаться с ними.–Но Преподобный, так ревностно подвизавшийся против унии во время земной жизни, не переставал являть свою силу врагам православия и по своей кончине. В летописях Лавры Почаевской записано несколько замечательных чудес, совершенных Преподобным Иовом в самый разгар латиноунитского преобладания на Горе Почаевской с 1737 по 1800 год. Так в 1737 году у раки Преподобного был стрясен десятилетний отрок, сын некоей пани Понтовской за то, что осмелился, по наущению слуг, хулить угодника Божия. При этом тело его оцепенело, язык отнялся, и только после того, как дали ему напиться святой воды от Стопы Божией Матери, ему стало несколько легче. – Спустя десять лет после этого, в 1748 году, другая пани Агнесса из Борецких Пражмовская, пришедши в Почаев с мужем своим, заявила, что Преподобный Иов три раза являлся ей во сне, однажды в белой одежде с пораненною головою, а в остальные два раза в одежде черной, и напоминал ей, чтобы она пошла в Почаев помолиться ему, и сообщила местному начальству, что он– Иов, «яко слуга Божий», достоин большей чести, и чтобы тело его было чтимо приличным освещением. До этого времени Пражмовская страшно страдала головной болью и горячкой. Когда вслед за сим дала обет побывать в Почаеве, то сейчас же получила облегчение и потом совсем выздоровела. В 1753 году Преподобный Иов явился, и то не во сне, а наяву, оружейному мастеру в городе Дубне, Ивану Лигурри, который починяя одну саблю, так поранил себя ею, что врачи осудили было его на смерть. Явившись больному, Преподобный обещал ему послать человека, который исцелит его, под условием если он пойдет в Почаев и будет целовать тело его. На другой день к Лигурри зашел странник из Рима, наварил липового цвету и напоил им Лигурри, который после этого проспал целые сутки, и затем встал совершенно здоровым и невредимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

по желанию Великого Князя Димитрия Донского пр. Сергием Радонежским на Стромыни, в 30 верстах на юго-восток от Троицкой Лавры, при речке Дубенке, впадающей в Дубну, – а другой по воле того же князя основан в 1383 г. Преподобным же Сергием, в благодарность Богу за победу над Мамаем, к Северо-Западу в 40 верстах от Лавры Сергиевой, на острове другой речки Дубенки, что ныне на границах Владимирской и Тверской губерний, в Александровском уезде, в пустоше Шавыкиной, принадлежащей помещику Аксакову. – Первым Игуменом этого последнего монастыря был пр. Савва, ученив пр. Сергия, в последствии Игумен Троицкой Лавры, и основатель Сторожевского монастыря близ Звенигорода. Монастырь упразднен в 1763 г. и теперь на месте его, под тенью нескольких вековых сосен, видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил обросших травою и две часовни на месте бывшего монастырского храма Успения Б. Матери. (Рассказы из Истории Русской Церкви Гр. М. Толстого , ч. II, глава IV, стр. 102. 476 Преп. Иов Железо, игумен Почаевский, как духовный писатель. Н. И. Петров . Странник 1883 г. М. сентябрь. – Между прочим г. Петров говорит об этом: «судя по возрасту преподобного, он мог быть игуменом Дубенского монастыря в два периода времени, между 1571 – 1582 и между 1592 и 1598 г.» и отдает преимущество последнему периоду. Это не совсем верно. Может быте в последние годы Иов пользовался более самостоятельною властью в обители за отсутствием фиктивного игумена, – но и в прежние годы он был настоящим игуменом, иначе Досифей не имел бы основания говорить, что он правил обителью «вящши два десяти лет». Ведь это свидетельство очевидца, – Глеб и Александр, очевидно, правили монастырем, когда Иов бывал в отсутствии или по своим делам или по делам монастырским. 478 Досиф. житие блаженного Иова Железа в Xiegie cudow стр, 3. А что значила в это время для православных благочестивая жизнь иноков, об этом свидетелествует другой знаменитый современник преподобного Иова, – митрополит Петр Могила (1597 – 1647): «Посмотри», – писал он униату Кассиану Саковичу, «на свою браню униатов, что они делают с монастырями и церквами, которые «наделены были имениями....

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Еще ребенком мы наблюдали, как люди кладут земные поклоны, молясь о “христианской кончине живота нашего.” Нам надо принять решение искать христианской кончины. А если к этому присоединится постоянная благодарность Богу за то, что призвал нас, то это будет то настроение, ради создания которого в людях, приходил Христос на землю. Усекновение главы Иоанна Предтечи ( Мф.14:1-13 ; Мк.6:14-30 ). “И послал отсечь Иоанну голову в темнице.” Боялись сделать это публично, но все-таки убили. Так мало значат гуманные требования гласности и публичности для искоренения зла: они не останавливают воли к злодеянию и последнее осуществляется в иных условиях и форме. Эти требования закона не исправляют совести злодея, и он находит способы насытить свою злобу. Совесть сильнее закона. Обойденный закон не тревожил Ирода, но голос совести не давал ему покоя; перебивая всех толкователей личности Христа, Ирод говорил о Нем: “это Иоанн Креститель от мертвых восстал, и потому чудеса делаются им.” Языческий царь спросил Зоровавеля, что сильнее всего на свете? и последний ответил: “совесть сильнее царей.” Злодей заботится, чтобы скрыть содеянное зло. Ирод его скрыл, но всю жизнь был снедаем совестью. Иоанн Креститель прославился нетлением, а Иродиада, горевшая при жизни в огне страстей, нашла смерть замерзши от холода. Отвратительны не только личные убийцы, но и не противящиеся злу. У них нет преступления, которое им надо, как Ироду, скрывать от закона, но они также не имеют спокойствия от совести, изобличающей их малодушие, и в них всегда чувствуется неуверенность и неспокойствие. Святой Иов Многострадальный и Преподобный Иов Почаевский Преподобный Иов Почаевский, скончавшийся в 1651 году, ста лет от роду, был родом из села Покутья, в Галиции, которое, как и самый Почаев, находилось на территории тогдашней Польши. Он смолоду был усердным поборником Православия против еретической унии с римским католицизмом. Двадцати лет он принял монашество, а тридцати – сан иерея, согласно св. каноном. В Почаеве в подлиннике сохранилось его рукописное послание к русскому Царю Михаилу Феодоровичу от 1626 года, в коем он выражает молитвенное благожелание Православному Государю собрать в пределах своей державы всех православных христиан.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иов Почаевский, прп. - житие Преподобный Иов Почаевский (память 28 августа и 28 октября по старому стилю) После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры. В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской. В 1596 г. над православной верой, по попущению Божьему, разразилось страшное несчастие: дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами не стойкими в православии, и эти епископы согласились признать власть папы на соборе, созванном в Брест-Литовске. Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать. Тогда многие стали уходить в степи и заднепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры. Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге духовную академию и типографию, и они много писали в защиту православия. На следующий же год после объявления унии, Анна Гойская, ради укрепления православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери.

http://pravicon.com/info-2523

Почаевская Лавра на старой открытке      Но вскоре последовали бедствия. В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук Анны Гойской, протестант Андрей Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была возвращена в монастырь. Чудотворная икона Почаевской Богородицы Эти события побудили преподобного Иова к немалым суетным трудам. В течение нескольких лет он был принужден ездить по судам и конторам, пока, наконец, тяжба с Фирлеем не решилась в пользу монастыря. В результате огромных усилий удалось вырыть на Почаевской горе колодец и тем самым дать обители воду (соседние источники были отобраны Фирлеем). Особенно важной для укрепления Православия на Волыни стала книгоиздательская и литературная деятельность святого. В начале XVII века в этом крае осталась всего одна славянская типография – Почаевская. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания, особо важные в условиях католической экспансии в Западной Руси. Долгие годы (до 1932-го!) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его писанная», содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих, аскетических и полемических сочинений (издана в 1884 году в Киеве на русском языке под названием «Пчела Почаевская»). Главной для святого старца была борьба с католиками и протестантскими сектантами. Преподобный присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, состоявшемся в связи с возвращением в Православие отпавшего в унию архиепископа Мелетия Смотрицкого. Именно преподобный Иов писал соборное определение, свидетельствующее о верности восточному Православию. Вместе с видимыми трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. Одиночество, столь им искомое, преподобный Иов находил в дикой пещере на горе Почаевской. Эта пещерка была весьма узкой и крохотной, в ней им было пролито немало сердечных слез «о мире, во зле лежащем», как выразился преподобный Досифей в житии святого.

http://pravoslavie.ru/73487.html

Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра) Преподобные Иов и Амфилохий Почаевские с Почаевской иконой Божией Матери с видом Лавры. Икона. Нач. XXI в. (Почаевская лавра) В 1649 г. владельцы соседних с Почаевом селений Ф. Грицкович-Домашевский и Е. Домашевская передали Почаевскому мон-рю 16,5 тыс. польск. злотых, о чем сохранилась запись в кременецких гродских книгах от 20 мая 1649 г. (Три подлинные завещания дворян Феодора и Евы Домашевских Почаевскому мон-рю от 1649 г., 1659 г. и 1665 г.//Волынские ЕВ. 1895. 17. С. 572-578). По сообщению сб. «Гора Почаевская...», Домашевские построили над отпечатком стопы Божией Матери храм во имя Св. Троицы с приделами Благовещения и св. Феодора. Строительство закончилось не позднее 1650 г., т. к. церковь была освящена по благословению Луцкого еп. Афанасия (Пузыны; 1632-1650). Известны и др. вклады в Почаевский мон-рь в игуменство И.: в 1627 г. Маруша Окорская вложила 10 злотых, в 1630 г. Лаврентий Древинский пожертвовал 10 коп литов. грошей, Екатерина Ледоховская - 100 злотых, в 1631 г. Адам Урсул-Рудецкий - 50 злотых, в 1633 г. Григорий Ледоховский - 150 злотых, в 1635 г. Екатерина Трокевичева - 100 злотых, в 1638 г. Иван Хренницкий - 100 злотых, в 1640 г. Стефан и Анна Ушако-Куликовские - 100 злотых, в 1646 г. Александр Еловицкий - 30 злотых, в 1647 г. Феодора Карачевская - 60 злотых, в 1649 г. Кристина Зободлевская - 100 злотых. Не позднее 1650 г. был заново отстроен скит неподалеку от Почаевского мон-ря, в урочище Скитец (близ совр. с. Борщовка), в скиту возвели ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (скит был основан, по преданию, в XIII-XIV вв., часть иноков скита в 1597 перешла в новосозданный Почаевский мон-рь). В кон. XIX - нач. XX в. с именем И. связывали начало книгопечатания в Почаевском мон-ре. По благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) в 1903 г. при Почаевской лавре было образовано Типографское братство им.

http://pravenc.ru/text/578150.html

310 Житие бл. Иова в Xiga cudow стр. 2. Между прочим, в 74, 75 Волынских губернских ведомостей 1868 года автор статьи: «Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразпыя возвышенности кременецких гор», думает видеть остатки Угорницкого монастыря в церкви пр. Троицы в селе Угорске Кременецкого уезда. «В народе носятся толки, пишет он, будто угорскую Троицкую церковь построил преподобный Иов» по словам местного священника (сообщенным автору), народ верит, что вблизи Троицкой церкви есть и пещера или точнее грот, в котором некоторое время проживал преподобный Иов? Увлекшись этими сведениями, и в особенности приникая во внимание созвучие Угорска и Угорницка, почтенный автор заключает, что, «высказанное им мнение можно принять за предположение, заслуживающее внимания» (стр. 299). Но при этом автор забыл справиться, что по прямому сказанию Досифея преподобный Иов не строил угорницкого монастыря, а прибыл в монастырь уже готовый, и что сверх того в помянутом монастыре была церковь не Троицкая, а Преображенская. Кроме того, в Xiga cudow, в песни, составленной во имя преподобный Иова, место пострижения его прямо полагается в монастыре Угорниках, а не Угорске (Житие бл. Иова, стр. 21). И Петр Могила , в завещании своем 1648 года, между общежительными монастырями, не имеющими никаких доходов, помещает монастырь Угорник, а не Угорск (Киевские памятники, 2, отд. 1стр. 168). Не говорим уже о том, что Угорники или Угерники и доселе существуют на Покутьи в Галиции, тогда как на Волыни не сохранилось ни каких исторических данных, которые хоть бы намекали на существование монастыря в Угорске (Сравни для примера Петрова: «краткие сведения о монастырях Волынской епархии в настоящее время не существующих». Волынские епархиальные ведомости, часть неофициальная, 2–8). 311 Житие блаженного Иова по печатному изданию стр. 2 на обороте. Следовательно, некоторые ошибаются, полагая, что преподобный Иов принял схиму уже в Почаевском монастыре после дела с Фирлеями 1642 года» (Русские святые, преосвященный Филарет Черниговский , изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

539 . 12 .Второго мая того же 1641 года преподобный Иов занес такую же жалобу в градские книги кременецкие – чрез посредство инока почаевской обители Филарета Борисковича. 540 Но в тоже время, неполагаясь на одни собственныя силы, «иноки почаевские, совместно с игуменом своим Иоанном, которого сами униаты в этом случае называют особливым почитателем пресвятой Девы», 541 усугубили свои молитвы ко Господу и Его пречистой Матери, прося вразумить святотатца и наставить его к возвращению похищенного. В особенности преподобный Иов молился о святой иконе, которая составляла для монастыря единственную надежду и главное, неоцененное сокровище. – И Господь не умедлил исполнить моление рабов своих. Однажды Фирлей, «от радости дьявольской невидая что более делать» нарядил свою жену в церковные фелоны, и давши ей в руки чашу церковную, начал вместе с нею и со всеми тамо (т. е. в козинском замке) бывшими хулить пресвятую Деву Матерь Божию в иконе почаевской до Козина принесенную». Но лишь только богохульная жена дерзнула таким образом издеваться над святынею, «каки на нее напал лют бес, которым она удручаема была чрез долгое время», пока святая икона не была возвращена на гору Почаевскую. 542 13 .Это было, должно быть, в начале второй половины 1641 года, потому что в своей реляции позву на Андрея Фирлея, от 14 ноября того же 1641 года, преподобный Иов уже говорит только «о взятии при иконе Божией Матери разных богатых вещей из церкви монастыря почаевского», но не указывает на похищение самой иконы, как это видим, в предыдущих протестациях (от 9 марта и 2 мая 1641 года). 543 Ободренный таким видимым благоволением Божиим, прен. Иов еще с большею ревностью занялся процессом возвращения остальных вещей, похищенных Фирлеем. С этою целью он сам не раз «очевисто» являлся в Кременец, посылал туда разных доверенных лиц от своего имени, и наконец добился того, что в 1643 году был назначен настоящий следователь по этому делу (суперарбитр) «по обоюдному соглашению со стороны иноков почаевского монастыря и его милости пана Андрея из Домбровицы Фирлея, каштеляна бельзского», некто Стефан из Стремильча Лащ. Утвержденный в своей должности и записанный в книгах главного трибунала коронного (польского) любельского, Лащ несколько раз назначал сроки для производства следствия; но по болезни изменял оный. Наконец он назначил последний срок, по своем выздоровлении, на 9 марта того же 1643 года, и сам лично произвел дознание «на грунтах монастырских». 544 Как и следовало, дело обители оказалось совершенно правым, и Фирлей декретом, 1643 года мая 5, «данным в Люблине, на консерватах воеводства киевского, 545 и определением трибунального сейма воеводства волынского, от 17 ноября, того же года, «яко несталый и праву посполитому непослушный», был приговорен к удовлетворению обители, с вознаграждением за все убытки, понесенные иноками почаевскими как вследствие потери захваченного имущества, так и на расходы по процессу, и т. п. 546

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010