Применяя эту притчу к людям, увидим, что деревья – это люди; железо – возбуждение бесовское; а деревянная рукоятка – воля человеческая.  Многострадальный Иов, сидящий на гноище, – несравненно более убедительнейший проповедник величия, благости и всемогущества Божия, нежели Адам, первозданный в раю; Иов гласит: как угодно было Господу, так и сделалось ( Иов 1, 21 ), а Адам: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся ( Быт 3, 10 ).  Прекрасно выражается об Иове Тертуллиан 120 : «Иов нечистое разгноение своих язв прекращал великодушием, и выползающих оттуда червей опять клал на те же язвы, и говорил шутливо: “идите, паситесь!”» 121 Хорошо знал муж этот, что все делается по воле Божией, и потому-то он возвращал каждого свалившегося с тела червя на прежнее место, приговаривая: «Зачем убегаешь? Ты послан для съедения тела моего, исполняй же свою должность: ешь мою плоть. Ибо не кто другой, но Единый Бог, даровавший мне столько тысяч овец, ослиц и другого скота, Он же милостиво послал и этих червей, грызущих меня: то и другое послано милосердной Десницей Божией, а потому и должно быть равно принимаемо благодарным сердцем».  Так же и преподобный Симеон Столпник 122 говорил червям, падающим с его тела: «Ешьте, что вам Бог дал». Но совершенно в другом расположении духа находился снедаемый червями, расслабленный и нетерпеливый Ирод. Злобно огребая с себя червей, он говорил: «Ступайте в ад, мерзкие насекомые, находите для пищи себе висельников, ваше дело – уничтожать труп, а я еще живу, что же живого разъедаете?» Таковы речи нашего своеволия против Божественной воли. Отсюда открывается, по словам святителя Златоуста, что собственная наша воля бывает причиной всех зол 123 . Не порицай красоту добродетели и не говори: такого-то погубила его доброта; нет, извращенное своеволие было, есть и будет причиной всех зол; а потому еще в Ветхом Завете Бог угрожал людям за их своеволие и за непокорность воле Божией: вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне ( Ис 65,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Умирая, самовольный мученик успел открыть купцам, кого они убили... и попросил их известить о кончине его священника села. Священник похоронил его на том месте, где он был убит. Через несколько времени могила покаявшегося грешника была прославлена чудесными исцелениями больных, совершавшимися при ней; останки Варвара оказались нетленными и покоятся теперь в монастыре горы Келий в Фессалии, близ города Лариссы (к северу от него в трёх днях пути). В Белозерских святцах, писанных до 1631 года, есть кондак Варвару разбойнику: «От Бога данные ти благодати, страстотерпче Варваре святе, яко многоценным миром, нас посещай целебне, да вопием ти: радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страстей» 122 . 118 Чествование Церковью Иова основано не на одной только книге, которая носит его имя, но и на подлинных словах обоих Заветов. Пророк Иезекииль в гл. XIV, ст. 13, 14 и далее, говорит именем Самого Бога: «сыне человеческий, если земля Мне согрешит, впадёт в преступление, и Я простру руку Мою и пошлю на неё голод, и истреблю и людей и скот, а будут сии три мужа посреди её: Ной и Даниил и Иов, то они в праведности своей спасутся», и далее следуют глаголы Господа Самого в этом же духе. В Нов. Завете вот слова из Ап. Иакова – гл. V, ст. 10. 11: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа; ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». В этом Новозаветном тексте Иов сопоставлен с пророками, говорившими Духом Божиим. Имея такие основания, как авторитет Ветхого и Нового Завета, авторитет церковного предания, основанный на первом, мы, все православно-верующие, нимало не колеблемся – признать и чествовать Иова как святого. «Высота его духа, – говорить Филарет в Ц.-Библ. ист. стр. 101, – открывается как вообще в разительных его приключениях и беседах, так особенно в ясном и сильном исповедании Искупителя» ( Иов.19:25,26 ). Можно поставить это рядом с Ncaл. XXI и с LIII главой пророка Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Филарет, епископ рижский, считал книгу позднейшею историческою обработкою позднейшего еврейского писателя, современники Ездры, Неемии и Малахии. Руководством при выборе какого-либо из указанных мнений православному богослову должны служить следующие свидетельства. Иез. 14, 13–20 : «Сын человеческий! Если бы какая земля согрешила предо Мной… и Я послал бы на нее голод, и стал губить в ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, то они праведностью своею спасли бы только души… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а только они спаслись бы " … В этой речи Господь указывает на историческое существование Иова, наравне с Ноем и Даниилом, на его праведность, на спасение им дочерей и сыновей ( Иов. 1 гл.), за коих он приносил жертвы и молился. Еще: Иак.5:11 – се блажим терпящия: терпение Иовле слышасте и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь и щедр. Здесь апостол признает несомненными страдания Иова и, по параллели невинным страданиям и кончине Христа, считает их страданиями праведника, как они и описываются во всей книге Иова 159 . Отцы церкви, неоднократно высказывавшие удивление праведному Иову и его «геройскому терпению», мудрости, мужеству и пр. (Златоуст. Письм. К Олимп. 8,7. Григорий Нисский . излож. на бл. Иова. Афанасий. Синопсис и др.), признавали историчным все повествование книги. Православная церковь празднует 6-го мая память «праведного многострадального Иова». Вот какие части содержания книги Иова православному богослову обязательно признавать исторически достоверными: праведность, невинные страдания и прославление Иова и спасение им сыновей и дочерей, т.е. главное содержание пролога и эпилога. В остальных же частях, как в учительной книге, должно обращать внимание более на учение, нежели на форму в коей оно раскрывается, опуская вопрос: говорил ли Иов в болезни прозою или стихами. Нужно, впрочем, заметить, что все содержание речей Иова с их отрывочностью, быстрыми переходами от страданий и отчаяния к ясной вере и наоборот, речи друзей, обнаруживающие их страстное, возбужденное состояние, их колебание между теоретическою верою и действительностью, слишком историчны, чтобы сочесть их лишь созданием писателя, а потому и в главной части много историчного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Черви Черви ( Ucx. XVI, 20, 24 , Uh. IV, 7 , Uob. VII:5, XVII:14, XXI:26 и др.). Червей, как известно, много видов. Свящ. Писание говорит о червях в общем смысле. В первый раз о червях упоминается при сказании о манне, которою питались израильтяне в пустыне сорок лет, пока не пришли к пределам земли Ханаанской. Каждое утро нисходила с неба манна, и всякий должен был до восхода солнца взять ее, сколько ему съесть в один день (по гомору на человека), но до утра не должны оставлять ничего, кроме кануна субботы – на этот день требовалось делать запас манны, так как ее в субботу не было. Но израильтяне Моисея не послушали, сбор манны оставляли до следующего утра: и завелись черви, и оно воссмердело, по субботам же оно не смердело и червей не было в нем. На гниющих трупах обыкновенно появляются черви. Когда человек умрет, то наследием становятся пресмыкающиеся, звери и черви, говорит премудрый Иисус сын Сирахов ( Сир.Х, 13 ). Пророк Исаия, изображая картину имеющего быть разрушения Вавилона, между прочим говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви покров твой ( Uc.XIV, 11 ). Как тот, кто наслаждался в жизни счастьем, так и тот, кто страдал в жизни от невзгод, вместе будут лежать в прахе и червь покроет их ( Uob.XXI, 26 ), отвечал Иов на речь друга своего Софара. Тот же Иов, в изнеможении от болезни и несчастий, его постигших, говорит Елифазу: Гробу скажу – ты отец мой, червю – ты мать моя и сестра моя ( Uob.XVII, 14 ). Черви появляются и на живом организме, если он покрыт ранами. Кожа моя лопает и гноится; тело мое одето червями и пыльными струпами, сказал многострадальный Иов ( Uob.VII, 5 ). М ного страданий человеку и животным, нередко и смерть, причиняют черви, так называемые внутренние, живущие паразитами внутри кишечного канала и в мясе, как, напр., солитер и трихина. Мучительной и страшной болезни и смерти от червей в Библии представляются два случая. Такой болезнью наказан был Богом гонитель израильтян Антиох Епифан ( II Mak. IX, 5 ); подобной болезнью и смертью поражен был Ирод Агриппа ( Дeяh. XII, 23 ). Червь служит выражением презрения и отвращения: Не убойтесь слов мужа грешного, ибо слово его обратится в навоз и червей, говорится в I Мак. книге ( I Mak.II, 62 ). Человек по своему ничтожеству сравнивается с червем ( Uob. XXV, 6 , Nc. XXI, 7 ). Червь не умирающий и огнь не угасающий служат образом вечной смерти и вечного мучения ( Uc. LXVI, 24 , Mk. IX, 44, 46, 48 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

  19 мая 2007 Память св Иова Многострадального. Вчера звонит в прямой эфир радиослушательница и говорит: «Я не понимаю, почему Господь осудил друзей Иова. Они ведь его утешали именно такими словами и аргументами, которые в наших православных книгах даны». И верно! Друзья Иова говорили ему, что он страдает за какие-то грехи (пусть тайные). И что это его еще Господь милостиво наказывает. «Но если бы Бог возглаголал и отверз уста Свои к тебе, и открыл тебе тайны премудрости, то тебе вдвое больше следовало бы понести. Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» ( Иов 11, 5-6 ). А другой друг говорит: «Ладно, пусть не ты согрешил, но твои дети». И «если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их (8, 4)». Вот такие аргументы. Или ты согрешил, или твои дети… Но все эти аргументы – ничто перед тайной подлинных Замыслов Божиих. И все эти примитивные человеческие попытки понять то, что не дано понять, – гневят Бога. Вот как начинается 38-я глава, когда к Иову «из бури» начинает говорить Сам Господь: «Когда Елиуй перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?..»» Как удивительно сказано об этих человеческих попытках понять тайну Божию: «Это слова без смысла», омрачающие Провидение. И вот эти взгляды мы действительно можем найти во многих православных книгах… А как на самом деле? В чем тайна страданий Иова? Книга Иова говорит, что знает это только Господь. Нам не надо пытаться понять, да это и невозможно, планы Божии… Нужно просто смиренно переносить все. Без ропота, без истерии. И доверять Всемогущему и Всеблагому Отцу Небесному. Ответа на вопрос о причине страданий в книге Иова нет. Единственный ответ – указание на Всемогущество Божие. Он – знает, Ему – ведомо. А нам – дай сил все перенести. И тогда будешь вознагражден – как Иов, которому было дано много больше, чем у него было. И тут вспоминаются слова египетского подвижника Аввы Евагрия, что доверяющий Богу и терпеливо переносящий скорби «узрит Бога еще в коже сей» (то есть, еще живя на земле). О, Господи! Дай нам такое терпение и веру!

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Блж. Иероним также разъясняет слова Екклесиаста в том смысле, что здесь, на земле, конец людям и скоту один: «По ничтожеству тела даже нет, по-видимому, никакого различия между скотами и человеком, когда одинаковы условия их рождения и одинакова участь – смерть, когда мы подобно появляемся на свет и одинаково разлагаемся в прах» 3, 18–21]. Считает ли Екклесиаст, что по смерти прекращается бытие человеческой души так же, как у животных? Блж. Иероним не приписывает такой материализм Екклесиасту, а его пессимизм приписывает тому, что Екклесиаст не видит особой разницы в том, исчезнуть ли в смерти, как животное, или «быть заключённым во мраке ада» [там же]. «Екклесиаст говорит это не потому, чтобы он думал, что душа погибает вместе в телом или что животным и человеку готовится одно место, а потому, что до пришествия Христова всё одинаково отводилось в ад» [там же]. Толкование блж. Иеронима основывается на христианской догматике. Думал ли так Соломон? Есть основания считать, что да! Так праотец Иаков сетует, что он сойдёт во ад (шеол) ( Быт. 37:35 ), а многострадальный Иов о том, что праведным и нечестивым одно место во аде. Стон Иова: «Дыхание моё ослабело; дни мои угасают; гробы предо мною… если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: «ты отец мой». червю: «ты мать моя и сестра моя». Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит? В преисподнюю сойдёт она и будет покоиться со мною во прахе» ( Иов. 17:1, 13–16 ). Как и Раши, блж. Иероним на основании слов Екклесиаста кто знает… делает вывод, что он не отрицает загробного существования души, а считает, что очень трудно об этом узнать с достоверностью. «Он не утверждает здесь, что между скотами и человеком нет никакого различия по достоинству души, а, присоединив слово кто , хочет показать трудность предмета. Ибо местоимение кто в святых Писаниях всегда принимается в смысле не невозможности, а трудности» [там же]. Словам Екклесиаста толкователи Писания находят и нравственно-аллегорическое применение. Так Раши говорит: «и нельзя (человеку) вести себя подобно скотине, которая не задумывается над своими поступками» 3, 21].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Будем же бодрствовать на страже своей души и держать ее открытой для всякого обличения. Чтобы незыблемо стоял в ней краеугольный камень спасения, Господь Иисус Христос. А будет в наших душах, – будет и в наших храмах, и в нашей Церкви, и на всей нашей земле. Пятница. О воскресении мертвых Мф.22:23–33 2Кор.1:12–20 Господь Иисус Христос часто говорил о грядущем воскресении мертвых и о жизни будущего века. Апостолы тоже напоминали об этом. Но и в книгах Ветхого Завета сказано, что душа по разлучении с телом продолжает существовать. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). Есть там указания и на грядущее воскресение всего человека. Святый Иов многострадальный говорил: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов.19:25–27 ). А чего стоит одно только видение пророка Иезекииля, где множество мертвых костей на огромном поле вдруг покрылось плотью и ожило по слову Господню! Этот отрывок читается на утрени Великой субботы ( Иез.37 ). Но была секта саддукеев, отрицавшая возможность вечной жизни. Они учили, что нет ни «воскресения, ни Ангела, ни духа» ( Деян.23:8 ). Видя же, что Иисус проповедует и то, и другое, и третье, решили задать мудреный вопрос, который, как они были уверены, поставит Его в тупик: «Учитель», – начали они. – «Было у нас семь братьев. Первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, и даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи братьев будет она женою? ибо все имели ее». Действительно, мудреная ситуация, и разрешить ее невозможно, если по воскресении все будет как и в этой жизни. «Мудрые» саддукейские головы не могли даже помыслить, что возможно нечто иное. Господь, не отвечая на их вопрос, сразу сказал: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Да и не только Писание учит о воскресении, но и простой здравый смысл говорит, что сила Божия не могла исчерпать себя в творении мира. Неужели создать из ничего легче, чем потом воскресить? И неужели Бог столь премудро создал человека лишь для того, чтобы снова обратить в ничто?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

…в городе Афимьевском… — В описании города Афимьевского отразились многие черты Старой Руссы (см.: Рейнус Л. М. Достоевский в Старой Руссе. Л., 1969. С. 30). 194 Архимандрит — высшее звание, даваемое настоятелям важнейших монастырей. 195 …„самые одежды мои возгнушались мною“… — Цитата из Библии. Иов говорит о невозможности человеку оправдаться перед всесильным богом: „Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои“ (Книга Иова, гл. 9, ст. 30–31). 196 Драдедам — легкое сукно, полусукно. 197 „А иже аще соблазнит единого малых сих верующих в мя. уне есть ему, да обесится жернов оселский на выи его, и потонет в пучинеморстей“ („А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской). — Цитата из Евангелия (Матфей, гл. 18, ст. 6). Эти же слова в романе „Бесы“ приводит Ставрогин, исповедуясь старцу Тихону в своем преступлении. См. главу „У Тихона“ (наст. изд. Т. 7. С. 661). 198 …подул и тот в ухо… — наговорил, нашептал. 199 Что же до Анны Андреевны, то она — не могла не пойти на удочку — „из борьбы, за существование“. — Борьба за существование — выражение, восходящее к труду Ч. Дарвина „Происхождение видов путем естественного отбора“ (1859; рус. пер. 1865), получило широкое распространение в социологической, политической, художественной литературе и стало ходячим выражением. Достоевский в данном случае употребляет его иронически. 200 — 538. А то раз волка испугалась, бросилась ко мне, вся трепещет, а и никакого волка не было“. — Сходный эпизод рассказан Достоевским в очерке „Мужик Марей“ („Дневник писателя“ за 1876 г., февраль, гл. 1), что сближает образы Макара Долгорукого и мужика Марея, воплощавшего, с точки зрения Достоевского, главные черты русского крестьянина: „светлую любовь“ и „глубокое и просвещенное человеческое чувство“. 201 И Иов многострадальный, глядя на новых своих детушек, утешался, а забыл ли прежних, и мог ли забыть их — невозможно сие! — В Библии (книга Иова) рассказывается о праведнике Иове, которому бог, чтобы проверить глубину и искренность его веры, посылал различные испытания, в том числе и смерть его детей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В душе, как в разрушенном, осквернённом храме, водворится мерзость запустения… и порой сразу не поймёшь – откуда пришла беда? – но на самом деле «вдруг» она никогда не приходит. Где-то согрешил и не покаялся, когда-то проявил небрежность к молитвенному правилу; в другой раз в чём-то предпочёл свою волю Божьим заповедям. Думаешь: ничего страшного, мелочь! А ведь на самом деле это страшно сказать! – пренебрежение к Творцу. Дескать, подождёшь, обойдёшься: у меня есть дела поважнее… И вот то, что было твёрдым основанием твоей жизни, вдруг начинает нависать над тобою, как скала, готовая рухнуть. Мы сами порой не видим, а вот со стороны это видно хорошо. И одно из средств духовно выжить, это – научиться принимать обличения. Причём, принимать их в любой форме: даже когда тебя бранят, укоряют отчитывают потому что во всяком, даже в самом недоброжелательном обличении есть доля истины. Какая тебе разница, с какой целью тебя укоряют, и кто делает это, друг или враг: тебе важнее вовремя увидеть свою беду. И если ты ещё живой человек, ты в конце концов смиришься и примешь с благодарностью. Лишь духовно мёртвые противятся до конца: даже тогда, когда их предостерегают, что «отнимется» от них «царство», – их ответ один: схватить и уничтожить своего обличителя и спасителя. Господь Иисус Христос всё время говорил о грядущем воскресении мертвых и жизни будущего века, Апостолы тоже постоянно напоминали об этом. Но и в книгах Ветхого Завета сказано, что душа по разлучению с телом продолжает существовать в каком-то ином состоянии. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл. 12:7 ). Есть там указания и на грядущее воскресение всего человека. Святый Иов Многострадальный говорил: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» ( Иов. 19:25–27 ). А чего стоит одно только видение пророка Иезекииля, где множество мёртвых костей на огромном поле вдруг покрылось плотью и ожило во славу Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

В подобном безутешном состоянии находился Иов Многострадальный. Он в тоске изрекал вопли души в таких словах: «О, если бы верно взвешены были вопли мои и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно, верно бы, перетянуло песок морей! Оттого слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня ( Иов.6:2–4 ).» Угадаете ли причину, почему Всеблагий Человеколюбец, наш Спаситель поступил так строго с верующей душой? Ответ на этот вопрос дают нам благоугодные Господу Св.Отцы и учители Церкви. Божия премудрость находит нужным подвергать людей такой строгости, чтобы смирить их сердца, открыть пятна в их нраве и характере. Сердце человеческое справедливо называют океан-морем. Человек добрый, внимательный глядит в свое сердце как в зеркало, а рассеянный, легкомысленный не усматривает бездны своего повреждения и личной распущенности. Поэтому Бог Своими упреками и обличениями открывает ему то, что он носит сам в себе. Когда всматривается человек в себя, то он смиряется, делается благодарным, благородным и правдивым. В бедной хижине часто мы видим чудное явление: семья полуголодная, полураздетая одиноко молится, слезы льет, а потом спокойно исполняет назначенный долею житейский труд. Ни молчание, ни упреки Иисуса не заставили хананеянку удалиться от Него. Она признала свое недостоинство, не огорчилась сравнением с псом, но охотно подтвердила приговор, дополнив просьбой: Так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их ( Мф.15:27 ). Когда хананейская женщина бодро выдержала испытание, которому Господь счел нужным ее подвергнуть, тогда вера ее, по учению св.Златоуста, сделалась чистейшей золота, седмерицей очищенного в горниле, так что своим блеском удивила Самого Спасителя, Который сказал: О, женщина, велика твоя вера; да будет тебе по желанию твоему ( Мф.15:28 ). Вот как торжествует в истинно честных душах живая вера и неуклонная молитва , смирение и кротость! Хананеянка вернулась в свое жилище. Она нашла, что дочь ее более не бесновалась и совершенно выздоровела.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010