«Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16:10-11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств, в книге не описано с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12:2-5) – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). Святой Андрей Кесарийский говорит: «Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12:11, 12) – Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 1.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из первой и второй главы. Читается книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. На вечерне в Великие понедельник, вторник, среду читаются 1 – 2 главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38-я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42:12-17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми. Вот, по-видимому, все, что я хотел вам сказать о книге Иова. Добавлю, что большая ее часть, с 3-й по 42-ю главу, написана, в основном, стихами. В литературе встречается мнение, что это один из лучших образцов древнееврейской поэзии. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

« Разинули на меня пасть свою; ругаясь, бьют меня по щекам; все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня», — говорит Иов (Иов. 16: 10–11). Это место может быть понято как пророчество, поскольку буквально таких обстоятельств в книге не описано [см. 28, с. 6]. « Так презрен по мыслям сидящего в покое факел, приготовленный для спотыкающихся ногами » (Иов. 12: 5), – говорит о себе праведный Иов. Эти слова могли бы стать эпиграфом всей книги, поскольку его история является ключом к уразумению тайны страдания. « Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5: 11). Святой Андрей Кесарийский говорит: « Они победили его Кровию Агнца и словом свидетельства своего…» (Откр. 12: 11). «Обвиняемые, говорит, святые и им [диаволом] оклеветаемые, подобно Иову, пред всеми людьми, в Него верующими и ему покоряющимися, победили его страданиями за Христа» с. 97]. 20.6. Богослужебное употребление книги В день памяти святого Иова Многострадального читаются паремии из 1–й и 2–й главы. Читается Книга Иова также и на Страстной Седмице, с понедельника по пятницу. В понедельник, вторник, среду на вечерне читаются 1–2–я главы (те же самые паремии, которые читаются в день его памяти). В Великий Четверг читается 38–я глава – начало ответа Бога Иову, а в Великий Пяток – самый конец, о благословении последних дней Иова (Иов. 42: 12–17). Несомненно, здесь также выстраивается связь со страданиями Христовыми.   Глава 21. Псалтирь Псалтирь, с одной стороны, изучать проще других книг, потому что она у нас все время на слуху и это наиболее читаемая книга из всего Ветхого Завета, неслучайно она даже нередко издается вместе с Новым Заветом. Впрочем, наше знание Псалтири часто оставляет желать лучшего. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению. И в Лествице тоже мы видим, что когда игумен не стал поднимать эконома после земного поклона, тот простоял несколько часов и за это время по памяти вычитал про себя всю Псалтирь. С другой стороны, по многообразию своего содержания и по известной своей неупорядоченности, она, конечно, представляет трудность именно для систематического изучения в рамках краткого курса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

6-е число Св. и праведного Иова многострадального, жившего между 2100 и 1700 г. до Р. Хр. в стране Уц или Авситидийской, на границах Аравии с Идумеей Жизнь Иова представляет величественнейшую картину человеческого страдания и сам он, «многострадальный», по истине изображает прообраз страдавшего на земле Богочеловека, как и представляется это в учении Церкви 118 . Поразительны сопоставления между страданиями человека Ветхого Завета и Человека Нового Завета. В том и другом поражены были испытаниями, искушениями и неизреченными страданиями не виновные люди, но чистейшие праведники. Тот и другой хотя и изливали в минуты изнеможения скорбь свою в потрясающих воплях: «Душа Моя скорбит смертельно!» «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия...» И наконец: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня!» взывал Иисус на кресте в минуты предсмертной истомы... И в сопоставлении с этими скорбными излияниями Христа – из глубины сорока веков поражают человеческий слух вопли Иова, другого страдальца, недоумевающего среди непосильного томления: «На что дан страдальцу свет, и жизнь – огорчённым душою, которые ждут смерти и нет её, которые восхитились бы, что нашли гроб» ... «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание моё, оно, верно, перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня»... Но не смотря на эти скорбные излияния Богочеловека и человека – Иова, который сам слова свои называет неистовыми, величие страдальцев не затмилось недостойным ропотом или недостатком веры в Того, Кто предначертал им прискорбнейший путь; и пребыла в них до конца и не поколебалась любовь и преданность воле Пославшего их, чтобы прославить имя Его... 119 . Но обратимся к началу истории Иова. Когда, по изволению Божию, допущен был дух злобы и зависти (в посрамление ему) искусить праведнейшего раба Божьего Иова 120 (только не касаясь души его), да явятся дела Божии на нём, устремился враг человеческий на жертву свою и внезапно подверг Иова всем испытаниям, которые могли бы смутить его и заставить хулить Бога своего... В один из мирных дней наслаждавшегося земным счастьем Иова, как громом поразили его вести одна за другой о потере всего богатого имущества его, о гибели всех детей его. Как же подействовали на праведника эти удары? Он «пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» «Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда Его распинали на кресте, то Он молился за Своих врагов и распинателей, говоря: «Отче, прости им, они не знают, что делают» ( Лк. 23:33–34 ). Шестое прошение. «И не введи нас во искушение». Под искушениями разумеются соблазны на грехи, которые приходят от плоти нашей, от других людей и от дьявола. Иногда Бог посылает искушения благочестивым людям, чтобы они еще более утвердились в добре и послушании воле Божией. Таков, например, был праведный Иов. Бог благословил его большим семейством и обилием мирских благ. Он имел семь сыновей и три дочери, которые жили между собой в любви и согласии. Потом Бог, желая показать людям высокий образец терпения, попустил дьяволу лишить Иова всех мирских благ и семейных радостей: он потерял всех своих детей. Однажды сыновья его и дочери собрались в доме старшего брата; вдруг из пустыни пронесся сильный вихрь, разрушил дом и все они погибли. Иов перенес испытания с величайшим терпением. Он сказал: «Господь дал, Господь и взял, да будет благословенно имя Господне» ( Иов. 1:21 ). – Испытания праведника этим не кончились. Дьявол, по попущению Божию, поразил Иова сильной проказой. Все тело его было покрыто гнойными струпьями; а так как эта болезнь (проказа) была в высшей степени заразительная, то Иова удалили из города, он сидел на куче пепла и обломками черепка соскабливал гной с тела; и это испытание Иов перенес терпеливо. В награду Бог благословил многострадального Иова тем, что даровал ему здоровье; богатство его увеличилось; у него родилось семь сыновей и три дочери, он жил еще 140 лет и умер в глубокой старости сред многочисленного потомства. Пример праведного Иова научает нас терпеливо переносить испытания и верить, что если Бог посылает испытания, то Он даст и силы перенести их. Три отрока – Анания, Азария и Мисаил – не устрашились разженной печи и не хотели кланяться золотому истукану. «Бог наш, Которому мы служим, – сказали они,– силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавить. Если же не будет того, то да будет тебе известно, что мы богам твоим кланяться не будем, и золотому истукану не поклонимся» ( Дан. 3:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Коренное же его отличие от этих учений, в глубокой вере, в переживании существования Единого Живого Бога, Бога Авраама, Исака и Иакова. Благодаря такой вере, ветхозаветная печаль, перестает быть печалью о смерти, но преображается в « печаль по Бозе», исполненная таинственной надежды на избавление и спасение от временности, страданий и смерти. Вера ветхозаветного человека в Единого Личного Бога имеет еще одно специфическое свойство, отличающее ее от всех остальных верований и учений Древнего мира. Речь идет о ясном понимании греха и отчужденности от Бога, как причины человеческой смертности, страданий и зла. Поэтому и печаль ветхозаветного человека перерастает в покаянный плач и жажду спасения. Он сознает свои грехи и умеет каятся в них, он знает, что в « беззакониях зачат» и « во гресех роди его мати» (Пс 50, 5). Грехи « пред ним есть выну» и молитва его об очищении от них. Но угнетенный трагикой страдания и смертности, ветхозаветный человек не бежит от жизни, не убивает в себе жажду жизни. Он уповает, воспитывается и питается надеждой перемен. « Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, — говорит Иов — пока придет мне смена» (Иов 14,14) Хотя и « как дерево, Он исторг надежду» его ( ср. Иов 19,10) « Гробу скажу, ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя (17,14), ветхозаветный человек, в этом же многострадальном Иове, предвидел спасение и выход из плена и окружения мраком (ср. Иов 3,23). Этот выход он находит в новой встрече Бога и человека. Божья милость сопровождает человека во все дни его жизни, и человек, после все своих скитаний и разлуки, отзывается на Божественное человеколюбие « Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих «(Иов 14,15). В поиске перемен, избавления и спасения, ветхозаветный человек, не принимает платоновского бессмертия души, основанного на презрении к телу как ее темнице, источнику зла и страданий. Он ищет спасения всего человека. Платоновский дуализм, противоборство тела и души, ему непонятен и чужд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: «я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле». Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, «ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов». Иов многострадальный принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. Святой Иов многострадальный прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением. Спаситель Читайте также — Почему я?! Иов Многострадальный. Акафист Кондак 1 Избранному Господем великому Ветхаго Завета праведнику, пятому от Авраама Исавовых сынов сынови, Иову Многострадальному похвальное воспоем пение: яко своими дивными добродетельми и всем своим житием учителем всей вселенней явившемуся. Ты же, праведный Иове, приими сию похвалу, с любовию тебе приносимую, согрей наша сердца желанием подражати твоим подвигом, да единодушно зовем ти: Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный. Икос 1 Ангели Божии в день некий предсташа Господеви, хвалу Ему возносяще. С ними же и диавол прииде. Сей последний, вопрошенный Господем об Иове, начат клеветати на праведника, яко той чтит Господа земных ради благ, имиже Бог его награди. Мы же, злую диавольскую клевету на великаго праведника с горечию воспоминающе, тако Иова восхваляем: Радуйся, Иове, яко сам Господь наименова тя человека непорочна и благочестива. Радуйся, от Господа вся блага земная приемый. Радуйся, множество слуг имевый и стада своя тысящами исчитывавый. Радуйся, Господем дарованных тебе сынов и дщерей в великом благочестии воспитавый. Радуйся, яко о чадех своих великое попечение являл еси. Радуйся, яко ни к чему же от земных благ сердцем не прилеплялся еси. Радуйся, яко мудростию своею над всеми высоко стоял еси. Радуйся, яко царь посреде храбрых был еси. Радуйся, яко был еси благороднейший сущих от восток солнца. Радуйся, всеславне, Божий угодниче истинный. Радуйся, великая дела благая совершивый. Радуйся, в терпении своем мир просветивый. Радуйся, Иове Многострадальный, всему миру учителю предивный.

http://pravmir.ru/iov-mnogostradalnyj/

в) Наконец, есть такие богачи, которым не только возможно, но и весьма удобно спастись. Это те из богатых, которые не имеют никакого пристрастия к богатству. Дает им богатство Бог, они благодарят за него Благодателя, употребляя при сем и с своей стороны благоразумие и труд с молитвою; отнимает его, не ропщут и предаются в волю Божию, зная, что Господь не оставит их ( Евр. 13, 3 ); имея пропитание и одежду, бывают довольны тем ( 1Тим. 6, 8 ). Лишась богатства, они обыкновонно так говорят: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и случилось; да будет имя Господне благословенно ( Иов. 1, 26 ). Полученное богатство тщатся употреблять не в свое только удовольствие, не на удовлетворение всевозможных своих прихотей, не на поддержание одной своей спеси, а во славу Божию и благо ближних, на устройство и украшение храмов Господних и обителей иноческих, на созидание богаделен, больниц и приютов для увечных, больных и бесприютных, на открытие столовых для беспомощных вдов, сирот и голодающих, на снабжение школ учебными принадлежностями для просвещения темного люда, на выкуп посаженных в тюрьму за долги и недоимки и тому подобные благотворения При таком благоразумном употреблении дарованного им богатства не ждет ли богатых привет от Господа одинаковый с верным и благим рабом: в малом вы были верны, над многим вас поставлю, войдите в радость Господа своего. Редки такие избранники, но все-таки находятся. К числу таких избранников принадлежат ветхозаветные праотец Авраам, патриарх Иаков, многострадальный Иов и царь Давид. Праотец «Авраам» слыл богатейшим в своем роде, но сподобился еще при жизни принять к себе в шатер Самого Господа с двуми ангелами и удостоился наименования другом Божиим. Патриарх «Иаков», несмотря на то, что владел множеством скота и имел не мало рабов и рабынь, был у Бога возлюбленным. «Иов» оказался в очах Божиих праведнейшим паче других людей, хотя в дому его находилось чрезвычайное изобилие всего. Царю «Давиду» не помешало войти на небо его царское величие и обладание всеми сокровищами земли израильской.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот и надо помочь человеку обратиться к Господу с этими вопросами, важнейшими, основополагающими. И тогда по мере их решения вопрос «за что?» исчезнет сам собой. Точнее, не исчезнет, а трансформируется в другой — «для чего?». Может ли быть зло от Бога? Беда, скорбь, страдание — все это вовсе не обязательно кара за грехи. А то было бы слишком просто: все праведники жили бы припеваючи, сыто и обеспеченно, никогда бы не болели и умирали в глубокой старости. А люди недостойные, наоборот, были бы хилыми, бедными и долго не жили. Но ведь ничего подобного не наблюдается! А значит, или «Нет правды у Бога!», или она есть, но правда эта гораздо глубже и выше, чем способен порой понять наш несовершенный рассудок. Разумеется, для верующего человека приемлемо только второе. Не все может понять и объяснить человеческий разум. Но исполненное верой и любовью сердце может обойтись и без объяснений. Любящий Господа и доверяющий Ему при любых лишениях не будет спрашивать «за что?», а скажет подобно многострадальному Иову: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). И еще Иов сказал такие слова: «…неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2: 10). Слова благородные, конечно, но все-таки снова рождают новый вопрос: «Значит, может быть от Бога и злое?» Нет, не может! Все, что от Бога, только доброе. Но может быть такое, что воспринимается как недоброе нами, детьми неразумными. Вот вспомнился мне разговор с одним хорошим детским хирургом. Он с горечью говорил: «Я так детей люблю! А они меня не любят. Даже ненавидят порой. Конечно! Я же им больно делаю! А почему — они понять не могут. Родители понимают, благодарят… А детям разве объяснишь, почему я их “мучаю”». Когда дети эти вырастут, тогда, конечно, поймут и будут бесконечно благодарны человеку, который им помог, а кого-то и спас. Поймем и мы, когда вырастем. То есть дорастем до Царства Божия. Если, конечно дорастем… Законы неочевидные, но непреложные Наказывает ли Бог человека? Библия передает нам слова очень даже суровые, а порой и кажущиеся несправедливыми: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…» (Исх. 20: 5). Разве это справедливо? Если даже такой изверг, как Сталин, однажды сказал: «Сын за отца не отвечает». Лицемерил, конечно, знаем мы, как в те времена «не отвечали», но все же сказал ведь… А тут: «до третьего и четвертого рода»! Впрочем, та же Библия в другом месте свидетельствует, как устами другого пророка Господь говорит прямо противоположное: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 20).

http://pravmir.ru/za-chto-2/

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:20–27) Свернуть Песнь 4 Четвертая песнь начинается с упоминания ветхозаветного патриарха Иакова, о котором говорилось в четвертой песни понедельника. У Иакова был старший брат Исав, который продал ему свое первородство и связанные с этим привилегии за чечевичную похлебку. Сравнивая себя с Исавом, преподобный оплакивает свое греховное падение: «Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство, и отеческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси окаянная, деянием и разумом, темже ныне покайся» (Подражая ненавиденному Исаву, душа, ты отдала соблазнителю своему первенство первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения и, несчастная, пала дважды, деятельностью и разумением, поэтому ныне покайся). Еще один библейский персонаж — праведный Иов, которого еще называют Многострадальным. Это был богатый и очень благочестивый человек, имевший много детей и обладавший большим состоянием. Дьявол, желая опорочить праведника перед лицом Бога, сказал Творцу, что Иов ведет богоугодный образ жизни лишь из-за своего благосостояния и видного положения в обществе. Тогда Бог, чтобы посрамить диавола и испытать Иова, попустил случиться большим несчастьям: Иов лишился богатства, дети его умерли, а сам он заболел проказой. Видя страдания мужа, жена Иова даже стала уговаривать его похулить Бога и умереть, чтобы положить конец мучениям. Однако праведник назвал это безумием и заявил, что от Бога следует принимать не только хорошее, но и плохое.

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Неприятности для того и посылаются человеку, чтобы он перенес их стойко, с благодушием и этим доказал Богу, что он не нарушает Заповеди Божьи. “Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Флп.1:29). Неприятности – признак усыновления христианина Богом. А для того, чтобы научиться терпеливому и благодушному перенесению испытаний, нужно брать пример с благоразумного разбойника, который говорил так: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!” (Лук.23:42). Многострадальный Иов также в неприятностях своих не отказался от Бога, а остался верен ему, говоря: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно!” (Иов.1:21), “Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” (Иов.2:10). Людям, желающим достичь своего спасения, нужно заниматься чтением божественных книг, потому что слово Божье вразумляет разум и просвещает душу. ”Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!” (Пс.1:1-2). Ум наш подобен омраченному храму, который просвещается через внимательное чтение и усердное восприятие слова Божьего. Это помогает проникнуться помышлениями Божьими и вразумиться ими. Святые отцы называли чтение боговдохновенных книг и слушание слова Божьего, царем всех добродетелей. Слово Божье открывает вам все страсти, живущие в нас, и рассказывает, как с ними нужно бороться. Слово Божье помогает нам разглядеть под личиной добродетелей грех и победить его. О люди! Земная жизнь очень коротка и её надо посвятить спасению душ наших. О братия! Кто из вас вел благочестивую жизнь, тот пусть и далее укрепляется на пути добродетели, кто же вел жизнь греховную, тот должен покаяться и начать жизнь добродетельную, неуклонно избегая греха, потому что без этого нет спасения. “Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был” (Иез.33:11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010