В 1620 г. гетман Сагайдачный выстроил для братского монастыря Богоявленскую церковь . Первым настоятелем монастыря был Исаия Копинский, а первым ректором братской школы Иов Борецкий, ранее ректор львовской школы – оба в будущем митрополиты. В образовании школ преобладал тогда греческий элемент, принесенный сюда главными распространителями просвещения в южной России, греками. Не было еще настоящей организации школьного дела, но образование в них стояло довольно высоко. Из них вышли многие видные деятели просвещения, богословы, проповедники, переводчики, исправители книг. Упомянем Исаию Копинского, Леонтия Карповича, Мелетия Смотрицкого, Лаврентия Зизания Тустановского, Кирилла Транквиллиона, Памву Берында, Захария Копыстенского. Кроме этих ученых мужей, из братских школ выходили все лучшие представители православной иерархии. Церковь нашла себе также сильную духовную опору в своих монастырях. Борьба с унией повлияла на подъем нравственного уровня в обществе и иерархии и на оживлении монастырской жизни. Несмотря на отнятие многих обителей, число православных монастырей было все-таки больше числа униатских. Обители отличались многолюдством, что тоже разнило их от униатских. Возникли три монастыря, имевших потом большое значение для сохранения православия: на Волыни – Почаевский, в Вильне – Св. Духовский, в Киеве – Богоявленский. В 1599 г. архимандритом Печерского мон. поставлен был один из замечательнейших деятелей того времени, Елисей Плетенецкий. Он обновил обитель, упрочил ея самостоятельность против покушений униатов, восстановил в ней общежитие и поднял иноческую жизнь. Он собрал ученых людей, завел типографию, учредил институт проповедничества и устраивал школы. Скончался он в 1624 г., назначив себе преемником известного Захарию Копыстенского. В Вильне таким благоустроителем монашества был Леонтий Карпович († 1620). Благодаря ему Свято-Духовский мон. стал средоточием Православия для Литвы, как Киевская Лавра для Малороссии. В Галиции и на Волыни оживителем иноческой жизни был Иов Княгининский († 1621), воспитанник острожской школы, долго подвизавшийся на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1633 г. учреждено младшее братство при Онуфриевском монастыре, с подчинением его ставропигии. Среди лишений и постоянных притеснений от латинян и униатов, братство продолжало свою деятельность на пользу церкви до начала XVIII в., помогало младшим братствам в Руси, но, наконец, когда не стало более сил сопротивляться унии, приняло унию. Львовское училище дало первых наставников Киевской и Виленской школам, и галицкий историк имел право сказать, что «Львов и бедное львовское братство были источником наук для Руси». 1002 Из львовских школ вышли: первый киевский митрополит, по восстановлении митрополии, Иов Борецкий, и потом митрополит Сильвестр Коссов, учители Стефан и Лаврентий Зизании. Последний, бывший после протоиереем на Волыни, составил Славянскую грамматику и Катихизис. В Львовских же школах обучался 3ахарий Копыстенский, подвизавшийся в Киеве и издавший против Скарги оборону св. церкви под названием Палинодии. 1003 О-бок с православным училищем, в Львове была католическая иезуитская академия, воспитывавшая польское и русское юношество в фанатической ненависти против русского народа и православной веры. Кроме братского Онуфриевского монастыря, в Львовской епархии было немало монастырей, подчиненных власти епископа. 1004 В начале XVII в. они начали заводить у себя порядки, по образцу святогорских монастырей, в которых жили по многу лет многие русские иноки: возвращаясь на родину, они благоустроили свои обители по образцу афонских. Многие из иноков приобрели себе почетную известность в истории Галицкой Руси и даже всей Западно-русской церкви своим благотворным участием в делах оной. Таковы были Иов Княгиницкий и Иоанн из Вишни. Мирское имя Иова Княгиницкого было Иоанн. Он родился в г. Тисмянце на Покутье; первоначальное книжное образование получил в Уневском монастыре, потом для высшего образования послан был в Острожское училище, где сделался известным князю Константину и детям его. В это время князю Острожскому нужно было послать надежного человека на Афонскую гору, для передачи милостыни, просимой тамошними иноками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Не надеясь на защиту короля, западнорусские иерархи стали входить в сношения с Москвой. Они то переписывались с ней (м. Иов Борецкий), то посылали старцев с жалобами на притеснения и за милостыней (Исаия Копинский). В 1624 году м. Иов отправил три письма с луцким епископом Исаакием Борисовичем 968 , ехавшим в Москву за милостыней. Одно было к царю, другое к патриарху, третье к думному дьяку Грамотину. Исаакий в свою бытность в Москве сказывал, что ему поручено бить челом великому государю, чтоб он принял Малороссию под свою высокую руку и защитил ее от поляков. Приехавшему за милостыней вестовщику и греческому воспитаннику 969 не особенно поверили и ответили: «из твоих речей видно, что мысль эта в вас самих еще не утвердилась и не окрепла между вами». Тем не менее в Москве обещались поддержать теснимое православие. В 1625 году посылал за милостыней Исаия Копинский; в октябре приехал в Москву и остался в ней навсегда владимирский епископ Иосиф Курцевич. И Иеремия Тиссаровский обращался за милостыней в Москву. Западнорусская иерархия, поддерживаемая Москвой, все еще не получала королевского утверждения. Комиссия, сократившая права казаков после победы над ними польского гетмана Станислава Конецпольского 26 окт. 1625 г. и избрания нового гетмана Михаила Дорошенки, в числе обвинений казаков, между прочим, выставляла то, что они принимали к себе из Турции духовных и разных обманщиков, каков был п. Феофан и вопреки королевской власти посадили себе новых владык и митрополита при жизни старых. Казаки продолжали отстаивать своих избранников – владык, и ссылаясь на то, что король знает про их существование, просили утверждения православной иерархии. Но сеймы 1626, 1627 и 1631 г. отговаривались недостатком времени заниматься делами греческой веры. Иерархи, поставленные п. Феофаном, теперь, как и прежде, по выражению Исаии Копинского, «теснились в маленьком куту на Украине в земле Киевской». В аполлии (погибель) апологии М. Смотрицкого, составленной на соборе 1628 г., писалось, что православные архиереи за непринятие унии живут вдали от своих епархий (парафий) и кафедр, не пользуются своими церковными имениями и только для спасения людей носят титулы без всяких доходов. Общие действия их не могли быть открытыми. Напр., по делу Мелетия Смотрицкого в 1628 г. киево-печерский архимандрит Петр Могила устроил съезд или собор архиереев не в Киеве, а в Городске, одном из лаврских имений на Волыни. Впрочем, по делу Мелетия соборы бывали и в Киеве, но на них дело направлялось к обращению православных в унию 970 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

3 .В 1620 г., православная южно-русская церковь была утешена назначением нового православного митрополита на место отпадшего Михаила Рогозы. В этом году Иерусалимский патриарх Феофан, рукоположивший (15 августа) Иова Берецкого в митрополита киевского, поставил также особого епископа (Исаакия Борисковича) на епархию Луцкую, от которой Почаевская обитель искони зависела в епархиальном управлении. 579 Тем тягостнее было для православных последовавшее вскоре после этого отпадение известного поборника православной церкви Мелетия Смотрицкого, которого патриарх Феофан в числе других поставил также в архиепископа на епархию полоцкую, витебскую и могилевскую. Это случилось вскоре после того, как был убит (1623 года) известный гонитель православия, униатский витебский епископ Иосафат Кунцевич. Униаты и иезуиты объявили Мелетия соучастником в убийстве. Король велел казнить убийц... и Мелетий, неотличавшийся твердостью характера, упал духом. Вслед за сим он удалился на восток, где пробыл около трех лет. Отселе на возвратном пути Смотрицкий явился в Рим и там повергся к стопам папы, который буллою объявил его архиепископом (титулярным) иерапольским. После этого Мелетий поселился в дерманском монастыре (1627 г.), и вскор начал писать против православной церкви. Таким образом в 1628 году он поручил Дубенскому греко-униатскому архимандриту (спасскаго монастыря) Касиану Саковичу в дерманском монастыре свою «Апологию путешествия по восточным землям», в которой Мелетий не только выразил желание, чтобы восточная церковь соединилась с западною, но изложил разныя клеветы на церковь восточную и русских защитников православия. Здесь же он начал осуждать свои прежние сочинения, написанные в пользу православия 580 и т. п. Узнав об этом, митрополит Иов Борецкий поспешил назначить в Киев 1628 г. духовный собор, на который к 15 августа призывал всех православных западно-русских епископов, архимандритов и игуменов. Кроме этого теперь предстояло ему объявить полученное из сейма королевское (от Сигизмунда III 1587 – 1632 г.) предписание о собрании пожертвований на предстоящую войну с Россией за русское престолонаследство во времена Михаила Феодоровича (1613 – 1645 г.). Послушный голосу архипастыря, а еще более ревнующий о славе православной церкви, преподобный Иов вместе с другими не умедлил явиться в Киев к назначенному времени, и здесь в течении всего собора имел утешение быть свидетелем отречения Мелетеева от унии, как он в соборном печерском храме Успения Пресвятой Богородицы 15 августа в служении с митрополитом топтал своими ногами свою апологию, как вместе с сим было произнесено проклятие на издателя Мелетеевых латино-униатских сочинений архимандрита Кассиана Саковича и т. п. 581

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Множество новых фактов из истории восстановления Киевской митрополии после Брестской унии 1596 г. представлено в обширной статье, повествующей о митрополите Киевском, Галицком и всея Руси Иове (Борецком, 1631 г.). Тему истории Православия на Украине продолжает публикация об Иове (Кондзелевиче,1667-1740-е гг.), игумене Луцкого Братского Воздвиженского монастыря, крупнейшем украинском иконописце XVIII в. Примечательны статьи о таких крупных русских иерархах, как Иов, митрополит Новгородский и Великолукский (1716 г.), и Иов (Потемкин), архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1750-1823 гг.). Из архиереев Русской Церкви новейшего времени следует отметить Иова (Кресовича), архиепископа Ивановского и Кинешемского (1898-1977 гг.), об исповедническом пути которого также можно узнать из статьи в 25-м томе энциклопедии. Здесь же присутствуют материалы о ныне здравствующих иерархах: Иове (Тывонюке, род. в 1938 г.), митрополите Челябинском и Златоустовском, и Иове (Смакоузе, род. в 1964 г.), епископе Каширском, викарии Московской епархии, управляющем Патриаршими приходами в Канаде. Том также содержит статьи, из которых можно почерпнуть информацию об Иове, Патриархе Александрийском (953-960 гг.), и Иове, Патриархе Антиохийском (811-843 гг.). Далее 25-й том «Православной энциклопедии» представляет не менее обширный комплекс статей, персонажами которых стали подвижники и деятели, носившие имя Иона. Среди русских святых, имевших это имя, наиболее примечательны: св. Иона, митрополит Киевский и всея Руси (1461 г.), при котором Русская Церковь стала автокефальной; св. Иона, епископ Пермский (1470 г.); св. Иона, архиепископ Новгородский (1470 г.), а также преподобные Иона Псково-Печерский (кон. XV в.), Иона Яшезерский (ок. 1592 г.) и Иона (Мирошниченко, 1902 г.), основатель Троицкого Ионинского монастыря в г. Киеве. Отдельный материал посвящен святому праведному протоиерею Ионе Атаманскому (1855-1924 гг.), замечательному пастырю из г. Одессы. Крупная публикация рассказывает об Ионе из Боббио, видном западном церковном писателе и агиографе VII в.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

     Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., писатель Пантелеймон Кулиш называл его «афонским апостолом». Прп. Иоанн Вишенский. Иллюстрация из книги С. Шумило. Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, оказав серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Жизнь и деятельность старца Иоанна совпала с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты отеческой православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст. По словам Сергея Шумило, произведения прп. Иоанна легли в основу нового направления в украинской литературе XVII в. — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях старца воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога.

http://pravoslavie.ru/95525.html

В 1628 году, по приглашению православного Киевского митрополита Иова Борецкого, составлен был в Киеве поместный собор, на который созваны были к 15 Августа все южнорусские православные архипастыри, архимандриты и игумены. Кроме других дел, подлежащих рассмотрению собора, как напр. объявление королевского сейма о собрании пожертвований на предстоящую войну с Россией за русское престолонаследство, собор 1628 года главным образом имел нужду рассмотреть действия известного полоцкого православного архиепископа Мелетия Смотрицкого, который, начавши свою архипастырскую деятельность ревностнейшими подвигами на пользу православия, выразившимися в особенности в прекрасных его сочинениях на защиту православной церкви, к настоящему времени начал видимо склоняться на сторону унии и латинства и даже явно стал писать сочинения противные православию, Такова была, например его „апология путешествия по восточным церквам“, в которой Смотрицкий не только выражал желание, чтобы восточная церковь соединилась с западною, но и излагал разные клеветы на церковь восточную и на русских защитников православия, и даже проклял свои прежние сочинения, написанные в защиту православия, и т. д. Послушный велению архипастыря, а еще более ревнуя о славе родной, православной церкви, преподобный Иов в числе других с радостью поспешил в Киев на собор, и здесь в заключение соборных заседаний имел утешение быть свидетелем отречения Мелетиева от унии, хотя, к сожалению и кратковременного, как он Смотрицкий сам в соборном храме Киево-Печерской лавры Успения пресвятой Богородицы 15 августа топтал собственными ногами свою лживую апологию, как торжественно отрекался он от своих заблуждений и вместе с другими архипастырями произносил осуждение на заблуждение унии и латинства, и т. п. На другой день, 16 августа, от лица собора издано было каноническое объявление, в котором все бывшие на соборе заявили вслух всего мира, что они „твердо стоят в православной восточной вере, не мыслят, об отступлении в унию и под клятвою обещаются не отступать, и к тому же увещевают весь православный народ“ 23 Объявление это предложено было подписать всем присутствовавшим на соборе... И в том числе, после подписи митрополита и других приложил свою руку и преподобный Иов, подписавшись, по обычаю, своим схимническим именем: „Иоанн Железо, игумен Почаевский“ 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

XVII в. в кругу митр. Иова (Борецкого) идеи объединения всех древнерус. земель под властью рус. царя и Московского патриарха. Место И. в православной книжности кон. XVI-XVII в. Сочинения И. наиболее близки к произведениям, созданным в острожском кружке: к книге Василия Суражского «О единой истинной православной вере» и к анонимному противокатолич. соч. «Послание до латын от их же книг». Мн. темы произведений И. совпадают с вопросами, которые были затронуты в письмах Львовского братства, отправленных в 80-90-х гг. XVI в. вост. предстоятелям: К-польским патриархам Феолипту и Иеремии II Александрийским патриархам Иоакиму и Мелетию. Братчики жаловались на нестроения в жизни Западнорусской митрополии: на то, что Киевский митр. Онисифор и епископы - «двоеженцы и блудодеи», на поставление во священники недостойных людей и на покровительство им епископов, на симонию, на отсутствие со стороны епископов попечения об устройстве школ и типографий (см.: Флоря Б. Н. Восточные патриархи и Западнорусская Церковь// Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996. Ч. 1: Брестская уния 1596 г.: Ист. причины. С. 117-130). По-видимому, были близки позиции И. и Иова (Княгиницкого). Оба считали необходимым активно противодействовать лат. прозелитизму и проповеди др. конфессий. В письме от 23 авг. 1619 г. Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому) Иов упрекал последнего за то, что он в кн. «Зерцало богословия» (Почаев, 1619) не критиковал «латину и иные еретики к пересторозе (для предупреждения.- Авт.) православных». Иов (Княгиницкий), так же как и И., считал необходимым для церковного деятеля, в первую очередь книжника, отшельнический подвиг, о чем он писал Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому), призывая его брать пример с тех отцов и учителей Церкви, «иже в первех пожиша в пустынях и во скитех, в безмолвии искушающеся и просвещающеся; сии же бяху Василий, Григорий, Иоанн Златоустый и прочии» ( Голубев.

http://pravenc.ru/text/469466.html

В канун войны король, разумеется, обещал исполнить все, но заявил, что вынужден отложить решение этого вопроса до времени, когда после войны соберется новый сейм. Не дожидаясь легализации своего положения, мт Иов Борецкий, принялся энергично приводить в порядок дела Киевской митрополии. С этой целью в 1621 он созвал церковный собор, целью которого стало " советование о благочестии " (как говорилось в предисловии к правилам, принятым собором). Речь на соборе шла прежде всего о том, как в Речи Посполитой сохранить Православие во всей его догматической чистоте и оградить народ от преследований со стороны римо-католиков и униатов. На соборе также обсуждался вопрос о способах обеспечения беспрепятственного поставления православных иерархов в Западной Руси. Киевский собор 1621 принял 24 правила. Они определяли, что духовенство впредь должно поставляться из числа наиболее достойных людей, жить благочестиво и целомудренно, ревностно исполняя свое служение. Правила предписывали клирикам постоянно заботиться о просвещении паствы и убеждать ее в том, что именно Православие является спасительной верой, тогда как католичество искажает истину Евангелия. Правила призывали к созданию апологетических трудов в защиту Православия, созданию новых типографий и школ. Православных иерархов правила обязывали неуклонно соблюдать принцип соборности и регулярно участвовать в работе соборов Киевской митрополии. Кроме того, в правилах особо отмечалась необходимость усиления связей с Православным Востоком, особенно - с КПлским Пхатом и Афоном. Рекомендовалось отправлять туда на учение лучших православных юношей, а от греков призывать в Западную Русь деятелей, способных оказать помощь в противостоянии с латинянами и униатами. В частности, решено было просить вернуться в пределы Киевской митрополии афонских старцев Киприана и Иоанна Вишенского, русинов по происхождению. В том же 1621 мт Иов обратился к своей пастве с окружной грамотой, в которой вновь осуждалась уния, православные призывались к твердому стоянию за свою веру, а униаты - к возвращению в лоно Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436338/

Мелетий читал пред собравшимися свои рассуждения и старался доказать, что все шесть догматических разностей Западной Церкви, которыми она отличается от Восточной, именно: учение об исхождении Святого Духа и от Сына, о главенстве папы, о блаженстве душ праведных тотчас после смерти, о чистилище, об опресноках и о причащении мирян под одним видом, совершенно будто бы согласны с учением слова Божия, святых Соборов и святых отцов и до времен патриарха Фотия первые три были принимаемы и Восточною Церковию, а три последние не были по крайней мере осуждаемы ею, что обе Церкви разнятся между собою не верою, а только обрядами и что в Восточной Церкви один ныне существенный недостаток, источник всех ее бедствий — схизма, отделение от папы, а потому и единственное средство спасения для этой Церкви есть уния с Римскою. Все присутствовавшие на съезде, выслушав рассуждения Мелетия, сознавали чрезвычайную важность вопроса, который надлежало решить, и, не принимая на себя его решения, постановили созвать в Киеве к празднику Успения Пресвятой Богородицы полный Собор, пригласить на него не только духовенство, но и мирян в лице избранных ими представителей, с тем чтобы все вместе, в духе братской любви и с желанием мира рассудили и решили, каким бы образом без нарушения православной веры, прав и привилегий православным соединиться с униатами. Митрополит Иов принял на себя по своей обязанности издать и разослать пригласительную грамоту на Собор, а Мелетию поручено было, чтобы он составил, так сказать, объяснительную записку к митрополичьей грамоте и изложил в записке те причины, по которым необходимо православным съехаться на этот Собор и порешить на нем вопрос о примирении с униатами . Записку Мелетия и при ней рассуждения его о догматических разностях Западной Церкви от Восточной предположено было напечатать и также разослать между православными . Митрополит Иов издал свою пригласительную грамоту 26 мая. Он объявлял, что хотя уже осмой год идет, как православная Церковь в Западной России снова имеет свою высшую духовную иерархию, и хотя он много раз созывал к себе православных для совещаний о делах благочестия, но еще ни разу не могли они собраться к нему со всех окраин митрополии, не собирались даже разом все епископы и представители от церковных братств.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010