Принято решение о канонизации Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева) 20 июля. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых известного афонского подвижника и ревностного поборника православия преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева), нетленные мощи которого были найдены в Киево-Печерской Лавре. Во время заседания Синода были также утверждены иконописные изображения и представленные проекты тропарей и кондаков святым ( журналы и 30 ). Почтение памяти преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) Священный Синод УПЦ установил 16/29 июля (старый/новый стиль), а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого – 7/20 июня (старый/новый стиль), в день его преставления. Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, и оказал серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.

http://pravmir.ru/sinod-upts-blagoslovil...

302 Иоанн Вишенский впервые среди украинских церковных авторов конца XVI – начала XVII веков обращается к образу Иерусалима, противопоставляя его Риму, и тем как бы предрекая восстановление неуниатской православной иерархии от Иерусалимского патриарха в 1620 году: «Где рекл законоположник сие слово апостолом, в Риме или в Иерусалим?... Не от Иерусалима ли, римлянине, сий глас к тебе притече, не и ты ли так между прочиими языки? Где рекл побдитель ада, в Рим или в Иерусалим ?. Како ты старйшею церков свою (рымскую) от иерусалимьской твориши, егда оттуда слово ко Рыму приплыне и жажду неврия твоего утоли и напои и насытитися своего доволства богатно дарова; «от Сиона бо, – рече Писание, – изыйде закон и слово господне от Иерусалима». А егда от Иерусалима, то како чин превращати смеши: главу в ногах, ногы же в главах поставляеши и предла, Богом водруженныя, прелагати дерзаеши?. Како ты, втвь сый, на корень, произведший и породивший тя, възимаешися, или, яко от единное, на матерь свою въстаеши и старйшим себе от матере своея быти себе являеши, – не явная ли то лож и гордост?. Почтоже ты, папо или латинниче, Христова учения смирения и кротости не учиши, но гордост языческую изучил еси, зане на Иерусалим смиренный, кроткий, нищий, подобие Христово носящий и учение въмщающий, гордостию, славою и богатством возносишися и величаеши?. Вы же, о православнии, не унывайте, аще бо и в земных мало что въскорбитися, но в небесных вчно угобзитеся. Не внимайте латинской лж пестроукрашенной, но в простот и истинн шествуйте, да с Христом и истинною в вки царствовати будете». 303 Апеллированием к образу Иерусалима старец подтолкнул и к возрождению идеологемы древнерусских киево-печерских книжников: «Киев – второй Иерусалим». 304 Уже под влиянием старца Иоанна к теме Иерусалима и его «киеворусской иконы» позже обратятся митрополиты Иов (Борецкий) и Исаия (Копинский), Афанасий Кальнофойский и др. Развивая эту идею, митрополит Иов свою Киевскую кафедру называет «новым русским Иерусалимом», а в окружном послании от 15 декабря 1621 года он призывает всех верных вновь обращаться «...до богоспасаемого града Киева, второго русского Иерусалима».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ниже). Цитируемая грамота Василия-Контантина предписывала также принимать в монастырь «только тех, которые бы тому порядку (общежительному) подчиняться хотели и которые бы стремились к науке». Князь отдал инокам и печатные станки, о чем сказано в предисловии 1-й изданной в Дермани книги – «Октоиха» 1603-1604 гг. Заведовал Дерманской типографией священник Дамиан Наливайко – духовник Василия-Константина, настоятель Богоявленского собора в Остроге, писатель, брат Северина Наливайко (предводителя восстания на Украине в 1594-1596 гг. против Польши). В 1602-1605 гг. настоятелем монастыря был игумен Исаакий Борискович, который ранее жил на Афоне и получил звание протосинкела (секретаря) Александрийского патриарха, а завершил земной путь Луцким епископом (†1643). Вместе с о. Исаакием и Дамианом в Дермани трудились Иоанн Борецкий – будущий митрополит Киевский Иов (†1631), и прп. Иов Княгиницкий – подвижник Афона и будущий основатель Манявского Скита в Галиции (†1621). В 1605 г. типографию переносят в Острог (вторично после 1580 г.), а все перечисленные выше труженики отправились в иные места служения. В 1608 г. Василий-Константин поручил обитель экзарху Константинопольского Патриарха игумену Исаии Балабану и подчинил ему все монастыри в своих вотчинах. Позже Дермань оказалась во владениях князя-католика Александра Заславского. В 1627 г. к нему обратился, испрашивая себе обитель в управление, архиеп. Полоцкий Мелетий Смотрицкий. В ответ князь потребовал от просителя перейти в унию. Известный писатель-богослов своего времени, владыка Мелетий, как и многие его соотечественники, мучительно искал мирный выход из конфликта между притесняемыми православными гражданами Речи Посполитой и католическими властями страны. Но в силу того, что воспитание Смотрицкого в детстве шло в духе Православия, а в юности – под влиянием католицизма, этот талантливый и ученый иерарх постоянно колебался в своих взглядах. В итоге он так и не выработал твердых убеждений. Условие Заславского было принято (с оговоркой, что униатство Мелетия временно сохранят в тайне).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

К 15 августа, престольному празднику Успения Пресвятой Богородицы, в Киево-Печерской Лавре собрались православные посланцы от разных земель Польско-Литовского государства. Казачество во главе с гетманом Конашевичем-Сагайдачным, государственно лояльным по отношению к польскому правительству, гарантировало Патриарху защиту и свободу. Украинские казаки приняли православного Первосвятителя под свою охрану «обточиша (окружив. —Авт.) его стражею, яко пчелы матицу свою». Гетман Конашевич-Сагайдачный обратился к Патриарху с просьбой о посвящении епископов на православные кафедры, занятые униатами. «Моляху святителя Патриарха все благочестивые, да им оставит святыню, да посвятит им епископы». Ночью в нижнем подвальном храме, под надежной казачьей охраной, Патриарх посвятил митрополита в Киев и 6 епископов на все западнорусские епископские кафедры, за исключением Львовской, где был епископ Иеремия (Тиссаровский), а униатского митрополита и епископов объявил низложенными с их кафедр. Так южнорусская Православная Церковь полулегально восстановила свою иерархическую полноту. Поставив митрополита в Киев и епископов в православные епархии западнорусской Церкви, Патриарх Феофан созвал с ними «и со многими иными пречестными блаженными архимандритами, игуменами, иеромонахами и иереями» Собор. Митрополитом Киевским стал Иов (Борецкий), игумен Киево-Михаиловского монастыря. Митрополит Иов был хорошо известен на Украине. Окончив Острожскую братскую школу, он в 1606—1620 гг. подготовил многочисленное православное духовенство как учитель Львовской школы, а с 1617 г. — как ректор Киевской братской школы. Не менее ревностными тружениками были и другие архипастыри. Они вышли в основном из возрожденных монастырей. Например, митрополит Исайя (Копинский), в бытность епископом Смоленским, сам копал пещеры для устройства монастыря. Ранее он был устроителем и в течение многих лет ректором Киевской братской школы, а затем игуменом Киевского братского монастыря. Епископ Луцкий Исаакий (Борисович) долго жил на Афоне перед тем, как он был хиротонисан Патриархом Феофаном в 1620 г. во епископа Луцкого.

http://sedmitza.ru/lib/text/436384/

С Афона болгарские напевы естественно перешли и в Юго-Западную Русь. Так думать располагают близкие сношения этой Руси с Афоном, особенно оживленные и усиленные с 17 века. В её монастырях с самого начала этого века заводятся порядки по образцу монастырей афонских, в которых по многу лет жили многие русские иноки: „возвращаясь на родину они благоустроили свои обители по образцу обителей афонских“. Так устроены: Львовский Онуфриевский монастырь, Креховский Преображенский. Мишелев и другие 41 . Виновником обновления православного монашества на юго-западе России был галицкий уроженец Иов Княгиницкий († 1621 г.). Посланный князем Острожским на святую гору с милостыней, он увлекся иноческим житием на Афоне и пробыл в Ватопедской обители 12 лет, а затем, по возвращении в Юго-Западную Россию (еще до 1607 г.), устроил общежитие по обычаю св. горы в Уневской обители, потом монастырь и общежитие в Угорнике, общежитие в Дерманьском монастыре, общежительный монастырь около Манева и, наконец, монастырь Великий Скит в Галиции, прозванный Новым Ватопедом в России 42 . Подобным же деятелем для юго-западного монашества России был Исаакий Борискович, 15 лет подвизавшийся на Афоне. Он был настоятелем Дерманьского монастыря в Остроге (после 1602 г.), затем Чернчитского, и ходатайствовал перед иерусалимским патриархом Феофаном о признании Луцкой церкви Воздвижения Креста ставропигией. С тех пор Афон стал для юго-западного монашества духовной школой, в которую посылались и из которой вызывались устроители монастырского порядка и благочестивой монашеской жизни. В 1621 г. на Киевском соборе, созванном митрополитом Иовом Борецким „для советования о благочестии“ между прочим постановлено: „послать на св. гору Афонскую, чтобы вызвать и привезти оттуда преподобных мужей русских: блаженного Киприана и Иоанна, прозванием Вишенского, и прочих, процветающих жизнию и благочестием; а также и впредь посылать русских, расположенных к благочестию, на Афон, как в школу духовную“ 43 . Митрополит Иов Борецкий († 1631 г.), как-бы в благодарность Афону за снабжение Юго-Западной России этими преподобными мужами, нераз письменно ходатайствовал перед царем Алексеем Михайловичем и патр. Филаретом о милостыне для приходящих за оной афонских иноков 44 . – Сношения Юго-Западной православной Руси с придунайскими славянами и Афоном не прекращались и в 18 веке. В 1766 г. игумен Жаботинского Онуфриевского монастыря писал: „приходящие из Волощины благочестивых монастырей монахи и из св. горы Афонской по несколько человек в нашем монастыре живут, месяца по два и по полгода, и рассмотрячися, что во всем имеется монастыреви нужда, паки в малороссийския монастыри, а иншие обратно в Волощину и в св. гору отходят“ 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

В 1621 году митрополит Иов созвал в Киеве Собор для совещания о мерах, какие нужно принять для поддержания православной веры в народе. 15 декабря 1621 года он особой окружной грамотой, названной «Советование о благочестии», увещевал всех православных крепко держаться законно восстановленной православной иерархии. Об этой грамоте существует отзыв как о «сочинении столь превосходном, что переносит во времена мужей апостольских». Ее содержание показывает, что новый владыка Киевский очень ясно представлял положение Православной Церкви в Польше, не надеялся на прочность полученной передышки и не ожидал для народа и для себя иного пути, кроме исповедничества и мученичества. Он советовал пастырям «возбуждать и приготовлять к святому мученичеству как самих себя, вспоминая слова Христовы – пастырь добрый душу свою полагает за овцы, так и сердца народа, чтобы с радостью переносили расхищение и разграбление своих имуществ и терпели бы, как за вины, притеснения от властей, а также и оковы наконец охотно, мученически принимали бы всякую смерть ради Господа». Слово «всякую» в той обстановке приобретало особую выразительность, ведь на долю некоторых выпадали самые мучительные виды смерти в пытках, достойных инквизиции. Опасения митрополита Иова сбылись очень скоро. В 1622 году гетман запорожского войска Петр Сагайдачный умер, и преследования православных возобновились с такой силой, что ими возмущались даже ярые униаты, как, например, канцлер литовский Лев Сапега. Протестуя против действий Полоцкого униатского епископа Иоасафа Кунцевича, митрополит Иов, как христианин и как дальновидный политик, дает яркую картину положения православных в те ужасные годы. «Поступки ваши проистекают более из тщеславия и частной ненависти, нежели из любви к ближнему, – пишет он Кунцевичу. – Говорите, что вольно вам неуниатов топить, рубить; нет, заповедь Господня всем мстителям сделала строгое запрещение, которое и вас касается. Когда насилуете совести людские, когда запираете церкви, чтобы люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали как неверные... вы потеряли и тех, которые в Полоцке у вас в послушании были. Из овец сделали вы их козлищами, навели опасность государству, а может быть, и гибель всем вам, католикам. Вот плоды вашей хваленой унии, ибо если отечество потрясается, то не знаю, что в то время с вашей унией будет!»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Этим,— говорил Смотрицкий,— ты отворишь нашему шляхетскому сословию двери к земским урядам и сенаторским достоинствам, мещанам дашь доступ к отправлению городских должностей в ратушах; построишь нам школы, украсишь церкви, приведешь в порядок монастыри; пресвитеров освободишь от дани; поляков, литовцев и русских соединишь братскою любовью; наконец, отрешь слезы всему несчастному русскому народу. Сам навеки прослывешь восстановителем Церкви Божией в знаменитом царстве Польском и утраченной вольности в русском народе, учинишь радость на небе и на земле и прославишь имя свое в потомстве, потому что сделаешь дело Божие, когда засыплешь и выровняешь пропасть этой проклятой схизмы, и Русь, ляхи и Литва станут хвалить и славить Бога, Творца своего, как бы едиными устами и единым сердцем...» Расчеты Смотрицкого, однако ж, не сбылись: Кирилл Лукарис не прислал ему никакого ответа . Отправив письмо к патриарху, Смотрицкий скоро сам отправился в Киев, так как приближалось 8-е число сентября, на которое по его просьбе митрополит Иов хотел созвать Собор. Собор действительно состоялся, но весьма небольшой; из архиереев на нем присутствовали только двое: Иов да Мелетий Смотрицкий, о совращении которого в унию еще никто не знал; находились также лица низшего духовенства и воеводич земель молдавских Петр Могила, еще светский, но пользовавшийся между православными большим авторитетом как по знатности своего рода и богатству, так и по своему образованию . Он происходил из фамилии молдавских бояр Могил и родился к концу XVI столетия. Родной дядя его по отцу, Иеремия, был господарем Молдавии (1593–1607), а отец, Симеон, господарем Валахии (1601–1602) и потом Молдавии (1607–1609). Оба эти господаря отличались приверженностию к православию, старались покровительствовать Львовскому православному братству и присылали ему значительные денежные пособия на постройку братской церкви. Где воспитывался Петр Могила, мнения различны, но более вероятным из них нам кажется, что он воспитывался в львовском братском училище, где и мог проникнуться тою горячностью к православной вере и неприязнию к унии, которые обнаружил впоследствии, хотя, по обычаю времени, по окончании обучения в львовском училище, вероятно, слушал лекции и в заграничных академиях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Сознавая и признавая такое мое неосторожное заблуждение против православных догматов Восточной Церкви, молю Господа Бога, да будет милостив к моему прегрешению, а всей Церкви моей Русской пред тем же милосердым Богом добровольно даю обещание, что впредь буду остерегаться того всею моею душою. Во свидетельство моего раскаяния я пред очами всех вас, в сей св. церкви предаю бесчестию, раздираю и попираю ногами мою «Апологию», памятуя клятву, которую изрек я Господу Богу в тот час, когда при преосвященном господине моем (митрополите) и прочих архиереях нашей Русской Церкви был рукополагаем на архиерейство от святейшего патриарха Иерусалимского Феофана под власть святейшего патриарха Константинопольского». Вслед за тем наместник Мелетия действительно разорвал листы «Апологии» и бросил к своим ногам. Тогда митрополит Иов предал проклятию «Апологию» и Кассиана Саковича, рвал листы «Апологии», поджигал свечою и топтал ногами, и сам Мелетий Смотрицкий также проклинал пред всею Церковию свою «Апологию» и Саковича, рвал ее, жег и топтал; то же повторили и прочие архиереи и низшие духовные лица. Радость была общая. На следующий день, 16 августа, заседание Собора происходило в Киево-Михайловском монастыре, и в этом заседании присутствовали кроме прежних архиереев Мелетий Смотрицкий, архиепископ Полоцкий, епископ Витебский и Мстиславский, и Исаия Копинский, называвшийся теперь уже архиепископом Смоленским и Черниговским. Здесь было доложено Собору повеление короля, состоявшееся на предшествовавшем варшавском сейме, чтобы и чуждающиеся унии русские духовные съехались и между собою обсудили, как бы по примеру католического духовенства и униатского принять участие в посильном вспоможении Речи Посполитой при тогдашних военных обстоятельствах. Это-то королевское повеление и было законным предлогом, по которому митрополит Иов безбоязненно разослал свои грамоты по всему государству, приглашая свое духовенство и мирян на Собор в Киев к празднику Успения, хотя воспользовался созванным Собором и для своих, собственно церковных целей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Иов (Борецкий) был хиротонисан во епископа с возведением в сан Киевского митрополита 9 окт. 1620 г. в ц. Богоявления Киевского братства. В кон. 1620 - нач. 1621 г. были рукоположены православные епископы и в другие епархии Киевской митрополии. Положение новопоставленных иерархов было тяжелым. Они были рукоположены не только без санкции, но и против воли властей Речи Посполитой, поддерживавших униатскую Церковь и считавших униатских епископов единственными законными архипастырями. Правосл. епископы не могли находиться в своих епархиях и были вынуждены жить в Киеве под защитой войска Запорожского, митр. Иов жил в киевском Златоверхом Михайловском мон-ре. Одной из главных забот православных стало не только сохранение церковной иерархии, но и ее признание гос. властью. Власть митр. Иова распространялась преимущественно на юж. часть К. е., литовско-белорус. часть митрополичьей епархии (более обширная) почти целиком состояла в юрисдикции униат. митрополитов. Однако и в этой части К. е. продолжали действовать правосл. церковные учреждения: Виленское братство, храмы и мон-ри в Слуцком княжестве и в ряде других мест. Позиции православных поддерживал в 20-х гг. живший в Вильно Полоцкий архиеп. Мелетий Смотрицкий (до перехода в унию в 1627). Слуцкое правосл. братство при церкви Св. Спаса получило в 1621 г. права патриаршей ставропигии. В правосл. церковном Соборе, состоявшемся в Киеве в 1628 г., участвовал не только слуцкий протопоп Андрей Мужиловский, но и протопопы таких городов, как Копысь и Шклов. Митрополит не имел возможности совершать поездки по епархии, т. к. существовали королевские универсалы об аресте его и др. епископов (гетман С. Конецпольский в 1625 пытался арестовать митр. Иова). Западнорус. правосл. архиереи, в т. ч. митрополит, не могли рассчитывать на получение земель и доходов, традиционно связанных с соответствующими кафедрами, поскольку и то и другое находилось в руках униатов. Однако уже в нач. 20-х гг. влияние митрополичьей кафедры распространялось достаточно широко: в Киев для «намов духовных» ездили и проповедник Виленского братства Иосиф (Бобрикович) , и игум.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Новые православные епископы вышли, большею частью, из среды иноков подвижников, отличались благочестием, просвещением и ревностью о вере. Мудрый и сильный духом митр: Иов созвал в 1621 г. в Киеве собор, составивший «Советование о благочестии» т. е. о Православии, выразительный акт о мерах к подъему нравственных и просветительных сил Церкви. Такими мерами признаны: благочестивая жизнь духовенства, проповедь против унии и католичества, печатание книг в защиту Православия, учреждение школ и братств, созывание соборов, живые связи с Востоком, вызов с Афона русских иноков, посылка туда русских, как в духовную школу, выбор достойных кандидатов на церковные места. Полемика с унией должна была прежде всего доказывать правильность поставления новой иерархии. Казаки решительно заявили, что не пойдут воевать с турками, если правительство не признает законности новой иерархии. Сейм 1623 г. готов был на ряд уступок. Но убийство Кунцевича, о котором говорилось выше, обострило положение. Униаты объявили Кунцевича святым. Митр. Макарий пишет: «На религиозную унию смотрело польское правительство, по крайней мере, в начале, как па лучшее средство, чтобы скрепить политическую унию двух главных народов, входивших в состав Польши, русских и поляков, разрозненных по вере, и чтобы совершенно и навсегда отторгнуть этих русских от Москвы, куда невольно влекло их православие, содержимое ими и процветавшее в Москве. А между тем последствия скоро показали, что эта самая уния религиозная, которую с таким рвением старались навязать русским в Польше, всего более отталкивала их от Польши, всего более заставляла их устремлять свои взоры на единоплеменную и единоверную Москву и желать, искать воссоединения с нею. Первый православный митрополит в западно-русском крае, после введения там унии, Иов Борецкий, как мы видели, уже присылал в Москву своего посла с просьбою к государю, чтобы он принял Малороссию под свою высокую руку. Посол этот свидетельствовал: «у нас та мысль крепка, мы все под государевою рукой быть хотим».»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010